Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
Отечественный фармбизнес в 2010 г.
ИТОГИ,ТЕНДЕНЦИИ,ПРОБЛЕМЫ
2010 г. стал для отечественной фармпромышленности важным этапом на пути повышения конкурентоспособности, чему во многом способствовала активная позиция государства как на федеральном, так и на региональном уровне. Модернизировались существующие производства и обновлялись портфели. Начала реализовываться идея по локализации производства в России. Но одновременно обнажился и целый спектр проблем, стоящих перед отечественными производителями и мешающих их дальнейшему развитию.
Ключевые слова: фармпроизводство, локализация, преференции, портфель
НА ВОЛНЕ ПОЗИТИВА
Результаты работы отечественного фармбизнеса в прошлом году правительство и большинство экспертов оценивают положительно. «Итоги 2010 г. подтверждают качественный коренной перелом в отечественном фармпроизводстве, который мы ожидаем к 2015 г., — сообщил Виктор Христенко, глава Министерства промышленности и торговли РФ, выступая на международном форуме по фармацевтике и биотехнологиям, состоявшемся 26 апреля в С.-Петербурге. — Совокупный объем продукции российского фармрынка в прошлом году составил 523 млрд. руб. Доля отечественных препаратов на российском рынке выросла с 22 до 25%». Этот оптимизм в целом разделяет Виктор Дмитриев, ген. директор АРФП, по оценке которого доля препаратов отечественного производства увеличилась до 26—27% по сравнению
с прошлогодними 23%. Увеличилась и доля локально произведенных препаратов в бюджетных закупках — с 3,5% в 2009 г. до 8% в 2010 г., причем пока эта тенденция сохраняется. Изменения также коснулись Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который в прошлом году на 69% состоял из медикаментов, производимых в России, тогда как в 2009 г. — на 67%.
Достигнутые показатели — результат деятельности немногим более 400 российских фармпроизводителей. Именно столько отечественных фармкомпаний, по оценкам IMS Health, DSM и других исследовательских компаний, реально работают на российском рынке (по данным Росздравнадзора, лицензию на право производства ЛС на территории России имеют более 800 компаний). В результате анализа деятельности предприятий фармацевтической промышленности за 2010 г. можно выделить Топ-10 ведущих предприятий отрасли. Рейтинг фармпредприятий, проведенный экспертом ГК «Ремедиум» Светланой Романовой, который определялся по объемам выпуска ЛС и динамике их производства, приведен в таблице 1. Согласно данным IMS Health, почти 70% локального сегмента фармрынка в денежном выражении приходится на Топ-25 компаний.
«На долю первых 25 компаний в 2010 г пришлось 69,9% локального рынка, тог-
Key words: pharmaceutical production, localization, preference, portfolio
According to expert view, 2010 in Russia was a positive year for the pharmaceutical production development. However, many of the challenges faced by the Russian pharmaceutical business remained unsolved, including failure to define the legal concept of «national manufacturer». Irina SHIROKOVA, Remedium. NATIONAL PHARMACEUTICAL BUIS-NESS IN 2010: SUMMARY, TRENDS AND CHALLENGES.
✓
да как в 2009 г. - 68,2%, что свидетельствует о продолжении роста концентрации рынка, — считает Юлия Уварова, аналитик ГК «Ремедиум». — В упаковках эта доля еще выше — 75,3%, однако объем продаж вырос всего на 2,8% по сравнению с
2009 г., составив 2,2 млрд. упаковок» (табл. 2—3). Если говорить об объеме продаж Топ-25 российских компаний в
2010 г., то, по данным IMS Health, он составил 63,4 млрд. руб., превысив аналогичный показатель 2009 г. на 15,1%».
• ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ — ОДИН ИЗ ТРЕНДОВ 2010 Г.
В прошлом году был дан старт локализации западных фармпроизводств в России. Этому способствовали политические заявления руководителей страны. Катализатором же этого процесса стало распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2010 г №1141-р, утвердившего перечень из 57 МНН стратегически значимых ЛС (противоопухолевые ан-тиретровирусные, сердечно-сосудистые ЛС, факторы свертывания крови и т.д.). Предполагается, что все дорогостоящие препараты в данном списке, которые сегодня ввозятся из-за рубежа, должны присутствовать в номенклатуре российского производства к 2015 г.
✓
Тем самым зарубежные фармпроизво-дители были поставлены перед выбором — локализовать производство в России либо ждать появления на рынке препаратов-аналогов, зарегистрированных, как обещают, по облегченной схеме. Многие западные фармпроизво-дители откликнулись на призыв российской власти.
Среди тех, кто выбрал первый путь, — компания Pfizer, которая еще в 2010 г. начала разрабатывать идею локализации в России. В результате в марте 2011 г. компания Pfizer заключила соглашение о производстве инновационной пневмококковой вакцины Преве-нар 13 на современном комплексе российской биофармацевтической компании НПО «Петровакс Фарм» в Московской области. По словам Кристиана Холмера, главы представительства компании Pfizer в России, данное сотрудничество будет способствовать передаче технологии производства полного цикла, соответствующего стандартам GMP, что отвечает целям и задачам, обозначенным в «Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г.». Запуск производства вакцины Преве-нар 13 на комплексе НПО «Петровакс Фарм» запланирован на 2012 г. и зависит от сроков одобрения российскими регулирующими органами. В настоящий момент проект находится в стадии реализации, в частности, создана и работает совместная многофункциональная команда, осуществляющая передачу технологии производства и другие подготовительные работы, необходимые для запуска производства. Сама же вакцина находится на финальной стадии регистрации в России. «Наш выбор препарата для производства в России не случаен: мы уверены, партнерство с НПО «Петровакс Фарм» поможет сделать вакцинопрофилакти-ку опасных заболеваний более доступной для российских детей, — отметил Кристиан Холмер. — Мы изучаем другие возможные направления партнерства с НПО «Петровакс Фарм» и активно рассматриваем возможности совместных проектов с другими российскими инновационными фармацевтическими компаниями, а также Правительством РФ в той форме, которая бы наилучшим об-
таблица Ti Рейтинг Топ-10 фармацевтических предприятий по показателям выпуска за 2010 г.
Место в ранжире по: Место в
Наименование предприятий объему производства ЛС динамике выпуска ЛС рейтинге
«Фармстандарт-Лексредства» 1 2 1
«Фармстандарт-УфаВита» 2 1 2
«Нижфарм» 3 3 3
«Валента Фармацевтика» 4 2 4
«ФармФирма «Сотекс» 5 1 5
«АКРИХИН» 6 2 6
«Фармстандарт-Томскхимфарм» 7 2 7
«Синтез» 8 2 8
«Материа Медика Холдинг» 9 4 9
«Биосинтез» 10 2 10
таблица Гг Топ-25 отечественных фармпроизводителей, 2010 г. (продажи в стоимостном выражении)
№ Компания Объем продаж, млрд. руб. Рост по сравнению с 2009 г., % Доля локального рынка, %
1 PHARMSTAN DART 17,265 5,4 19,0
2 STADA 5,559 12,6 6,1
3 VEROPHARM 3,666 26,9 4,0
4 VALENTA 3,226 9,8 3,6
5 PHARM-CENTER 3,051 4,0 3,4
6 AKRIKHIN-PHARMA 2,856 7,0 3,2
7 MATERIA MEDICA 2,800 -3,8 3,1
8 MICROGEN 2,736 19,8 3,0
9 BIOTEK 2,684 -8,2 3,0
10 LEKKO 1,855 274,4 2,0
11 FARMASOFT 1,730 23,1 1,9
12 MOSCHIMF.PREP. RF 1,662 34,0 1,8
13 OZON OOO 1,503 55,0 1,7
14 BIOCAD,RF 1,496 175,5 1,7
15 FERON 1,360 1,0 1,5
16 ESCOM NPK OAO 1,195 39,7 1,3
17 MOSCOVSK.ENDOCR.ZD 1,112 23,7 1,2
18 ABOLMED RF 1,111 -1,6 1,2
19 POLYSAN 1,081 -0,9 1,2
20 TATHIMFARM PREP.RF 0,985 14,2 1,1
21 ALTAYVITAMIN RF 0,921 -4,8 1,0
22 SOTEX 0,909 132,6 1,0
23 GEROFARM 0,903 21,7 1,0
24 ANTIVIRAL 0,872 29,1 1,0
25 VERTEX ZAO RF 0,863 42,6 1,0
Источник: IMS Health. Рейтинг составлен без учета лицензионного и упаковочного производства
разом отвечала задачам и приоритетам государственной политики в области здравоохранения и, что особенно важно, делала бы последние достижения медицинской науки доступнее для россиян.
На наш взгляд, прогрессивные взаимовыгодные партнерские проекты могут сыграть значительную роль в становлении и дальнейшем развитии российской инновационной фармацевтической промышленности. Компания Pfizer видит в России потенциального лидера в области фармацевтических инноваций, биотехнологий и нанотехнологий».
• ГОСПОДДЕРЖКА ОКАЗАЛАСЬ НЕДОСТАТОЧНОЙ
Помимо распоряжения Правительства РФ от 6 июля 2010 г. №1141-р, косвенно поддержавшего российский фармбиз-нес, 2010 г. ознаменовался реализацией целого ряда законодательных инициатив, прямо направленных на поддержку отечественного производителя. В частности, в прошлом году продолжали действовать 15%-ные ценовые преференции для препаратов российского производства при определении победителя аукциона на право заключения госконтракта, призванные существенно улучшить позиции российских фарм-производителей.
Кроме того, сохранился еще целый ряд «бонусов», введенных в 2009 г. в связи с кризисом: освобождение от НДС и ввозных таможенных пошлин оборудования для фармацевтического производства по утвержденному перечню, компенсация процентов по экспортным кредитам, субсидии для возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2008—2010 гг. на техническое перевооружение.
На повышение конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли также были направлены лицензирование производства по отдельным лекарственным формам и видам фармацевтических субстанций (а не по конкретным ЛС, как ранее), отмена требования самостоятельной регистрации субстанций и регистрации лекарственных препаратов, предназначенных исключительно для экспорта.
✓
таблица Г з Топ-25 отечественных фармпроизводителей, 2010 г. (продажи в натуральных показателях)
Объем Прирост по Доля
№ Компания продаж, сравнению локального
млн. упак. с 2009 г., % рынка, %
1 PHARMSTAN DART 499,445 -4,2 17,3
2 BIOTEK 169,990 -9,1 5,9
3 PHARM-CENTER 141,967 -3,9 4,9
4 URALBIOFARM RF 116,111 10,0 4,0
5 TATHIMFARM PREP.RF 108,530 -11,9 3,8
6 IRBITSK HFZ RF 106,143 20,0 3,7
7 MEDISORB 103,231 -18,4 3,6
8 ASFARMA RF 83,428 118,9 2,9
9 SLAVIANSK APTEK RF 80,967 13,8 2,8
10 STADA 72,382 9,4 2,5
11 OZON OOO 69,254 28,2 2,4
12 LUMI RF 65,905 2,9 2,3
13 OBNOVLENIE PFK 57,118 18,3 2,0
14 DALHIMFARM RF 53,688 -33,3 1,9
15 ESCOM NPK OAO 53,639 52,5 1,9
16 GIPPOKRAT RF 52,056 34,2 1,8
17 MOSCHIMF.PREP. RF 47,857 17,8 1,7
18 TULSK F. FABR. 47,175 51,4 1,6
19 MOSCOVSK.F.FABR. 47,021 -2,1 1,6
20 VEROPHARM 41,973 -3,6 1,5
21 AKRIKHIN-PHARMA 41,560 -4,2 1,4
22 VALENTA 33,956 0,9 1,2
23 LEKKO 29,887 3,2 1,0
24 MATERIA MEDICA 26,936 -8,4 0,9
25 ECOLAB 25,192 24,0 0,9
Источник: IMS Health. Рейтинг составлен без учета
лицензионного и упаковочного производства
Казалось бы, сделано в поддержку российского фармпроизводителя было немало, но многие участники рынка оценили большинство этих мер как косметические или и вовсе невостребованные.
Так, например, Давид Мелик-Гусей-нов, директор компании Cegedim Strategic Data, единственной реальной мерой поддержки отечественного производителя назвал вышеуказанный 15%-ный дисконт при закупках, который, кстати, был отменен 1 января 2011 г. С ним согласился Иван Глуш-ков, зам. ген. директора STADA CIS, добавив, что «на практике эту льготу использовали крайне редко». По его словам, в 2010 г. «компания STADA, как и вся отрасль, ощутила в основном политическую поддержку, которая, правда, не оказала существенного влияния на
бизнес и продажи. Фактически форм поддержки отрасли как не было, так и нет». А вот с точки зрения компании «Со-текс» 15%-ная ценовая преференция оказала заметное положительное влияние на ее бизнес. «Благодаря ценовой 15%-ной преференции, которую локальные производители имели при проведении госзакупок, наша компания смогла значительно увеличить продажи импортозамещающих препаратов, что в конечном итоге позволило обеспечить пациентов качественными, эффективными и доступными лекарственными средствами и оптимизировать государственные расходы, — сообщил Виталий Смердов, ген. директор ЗАО «ФармФир-ма «Сотекс». — В частности, существенно выросла доля препаратов группы эрит-ропоэтинов производства ЗАО «Фарм-Фирма «Сотекс» среди всех эритропо-
эзстимулирующих средств, представленных в РФ».
По словам Виктора Дмитриева, российские фармпроизводители надеются на более существенную поддержку государства при переходе на инновационные рельсы развития и на международные стандарты GMP. «В прошлом году такой поддержкой для нас стала, например, отмена пошлин на ввоз оборудования, — отметил он. — Мы увидели положительный эффект, когда начался возврат внесенных за него сумм. Это была реальная помощь со стороны государства, правда, мы рассчитывали получить ее в несколько большем объеме. Бизнес всегда хочет больше, чем может государство, и на это есть различные объективные причины». «Только благодаря практике предоставления преференций для локальных производителей возможно увеличение доли локального фармацевтического производства в России, повышение конкурентоспособности отечественных фармкомпаний», — уверен Виталий Смердов.
• НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ НАЧИНАЮТСЯ СО СТАТУСА
У российских фармпроизводителей немало проблем, и одна из них — отсутствие в нормативно-правовом поле терминов «отечественный производитель» и «отечественный препарат». На это, в частности, указывает Виктор Дмитриев, замечая, что сегодняшние показатели деятельности отечественных фармпроизводителей — «цифры лукавые, поскольку не очень понятно, кто именно относится к локальным производителям. Если же считать отечественной продукцией лекарства, которые поставляются in bulk из-за рубежа и упаковываются в России, то в ближайшее время российский рынок на 50% будет состоять из отечественных препаратов».
«Этот вопрос пока не решен даже на государственном уровне, — добавляет Давид Мелик-Гусейнов. — Попытки дать дефиницию отечественным производителям (отечественной продукции) предпринял Минпромторг, однако это оказалось весьма сложным и вызвало много критики как со стороны самих
✓
участников рынка, так и регуляторных органов. Моя точка зрения заключается в том, что не надо делить производителей на отечественных и иностранных. Надо развивать науку, способствовать развитию НИОКРа, появлению новых технологий. А площадку для производства можно иметь и в России, и в других странах. Ведь никто не запрещает российской компании покупать площадку для производства за рубежом. Но будет ли считаться такая площадка российской? Большой вопрос. А предложений, например в Китае или Индии, сейчас очень много хороших. Но наши инвесторы пока не понимают, стоит ли вкладываться в такой бизнес? Смогут ли они, купив зарубежную площадку, производя на ней лекарства, в т.ч. для России, рассчитывать на то, что останутся российскими компаниями?» Еще одна проблема отечественных фармпроизводителей связана с отсутствием отраслевых стандартов качества, соответствующих международным. «В прошедшем году этот вопрос не был решен, но первые шаги были сделаны, — уточняет Иван Глушков. — Есть надежда, что определенные подвижки в этом вопросе будут к концу 2012 г.». По словам Виктора Дмитриева, после того как был продекларирован переход фармотрасли на GMP и была создана соответствующая нормативная база, появившиеся подзаконные акты вызвали много вопросов и заставили принимать ответные меры. В частности, руководство АРФП было вынуждено обратиться к министру здравоохранения и социального развития России с просьбой внести расходы по переоборудованию производства в себестоимость препарата (приказ Минздравсоцразви-тия России №961н, ФСТ РФ №527-а от 03.11.2010 «Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»). В целом ассоциация расценивает предложенный стандарт GMP как гармонизированный с европейским стандартом. Но остается вопрос — будет ли осуществляться контроль качества продукции конкретно по сериям.
Виталий Смердов видит одну из основных проблем отечественных фармком-паний в слабых позициях локальных производителей по сравнению с ведущими западными компаниями — «Большой Фармой». «Несоизмеримые финансовые бюджеты, разный уровень развития технологий, во многих случаях низкоконкурентоспособные ассортиментные портфели локальных производителей, безусловно, не способствуют активному развитию отечественной фармпромышленности, — отмечает директор компании «Сотекс». — До сих пор многие российские предприятия продолжают производить низкомаржинальные дешевые продукты, большая часть имеют старые заводы, несоответствующие стандартам GMP». По его словам, низкая рентабельность не позволяет отечественным компаниям вкладываться в интересные проекты, выпускать конкурентоспособные, современные лекарства. Доля новых препаратов у отечественных предприятий крайне мала, т.к. их разработка является достаточно трудоемким и дорогостоящим процессом. К примеру, стоимость разработки одного оригинального препарата составляет около 600 млн. долл., а длительность — 5—10 лет. А вот запуск препарата — дженерика занимает не больше 2 лет и обходится в 1,5—3 млн. долл. Поэтому именно генеричес-кое направление в настоящее время выбирают для себя многие отечественные компании. Возникающая между ними жесткая конкуренция приводит к тому, что производители вынуждены все время обновлять портфели. А поскольку российский фармрынок в обозримой перспективе останется генерическим, то, по крайней мере, в ближайшие 3 года актуальность этой проблемы сохранится. А значит, производителям придется соревноваться в двух ключевых направлениях — скорости вывода дже-нериков на рынок и эффективности их
«То, что отечественная фармпромыш-ленность в основном выпускает дешевую генерическую продукцию, конечно, нехорошо, но не так уж и плохо, — полагает Давид Мелик-Гусейнов. — Плохо в первую очередь потому, что дешевые препараты приносят компании-производителю небольшие прибыли.
✓
✓
Собственник предприятия довольствуется тем, что выпускает продукцию массового спроса, не выделяя ресурсов для инновационной деятельности. Как известно, инновационная деятельность — дорогое удовольствие, которое может себе позволить лишь та компания, которая стремится зарабатывать хорошую прибыль. Среди отечественных компаний таких практически нет. Хотя какие-то попытки разрозненно ведутся. В основном отечественная фармацевтическая новизна сконцентрирована вокруг бывших или еще продолжающих свое существование государственных или полугосударственных НИИ, вузов и т.д. Например, разработка собственных пептидов еще в советское время стала основополагающим бизнес-решением отечественной компании «Пептос» — ныне первого резидента проекта «Сколково» по фармдеятель-ности. Но надо понимать, что одними политическими мотивами реализовы-вать такие проекты крайне сложно. Важно, чтобы полученная продукция была конкурентоспособной, имела доказанную терапевтическую активность и т.д. Одни только связи и административные ресурсы здесь не помогут. Необходимо проводить полноценные клинические испытания (КИ), ориентироваться на мировой спрос». Неоднозначное отношение у Давида Мелик-Гусейнова и к активному выходу российских генерических компаний в сегмент высокотехнологичных препаратов (программа «7 нозологий»): «Эта тенденция понятна и закономерна, поскольку скопировать инновационный препарат (молекулу) хоть и сложно, но вполне возможно, имея полноценное финансирование. А что потом? Мы все время будем в роли догоняющего? Или все-таки стоит идти в те нозологические ниши, где сегодня у мировой фар-мы также нет полноценного терапевтического ответа?! Я бы выбрал второе». По словам Виктора Дмитриева, направления развития отечественных производителей, безусловно, различаются — кто-то нацелен на инновации, а кто-то ведет генерическую политику. Это логично и с точки зрения бизнес-процесса, и с точки зрения обеспечения рынка. Ну а то, что основную часть отечественного фармрынка сегодня составля-
✓
ют воспроизведенные препараты, вполне вписывается в общемировой сценарий: в Европе и США сегодня отмечается тенденция увеличения доли джене-риков в объеме выпускаемой продукции (в США объемы продаж дженериков в стоимостном выражении составляют 30-50%%; в ЕС - примерно 20%, в 2010 г. достигнут рубеж 50% в упаковках). Между тем на российском фармрынке появились и современные биотехнологические препараты отечественного производства. В этом направлении активно работают российские компании — «Биокад», «Ф-Синтез», «Полисан», «Генериум».
«Отечественная фармотрасль постепенно встает на рельсы инновационного развития, но нужно понимать, что не все компании могут идти по инновационному направлению разработок», — подчеркивает Виктор Дмитриев.
ЧТО В ПОРТФЕЛЕ У ЛИДЕРОВ
Входящие в Топ-2 5 локального сегмента российского фармрынка компании главным образом сфокусированы на производстве и продвижении генерических ЛС с акцентом на собственные брэнды. Некоторые пытаются расширить портфели за счет оригинальных ЛС, созданных в сотрудничестве с партнерами — российскими или западными. Портфели лидеров, как правило, включают препараты, применяемые в терапии социально значимых заболеваний, в т.ч. относящиеся к стратегическим ЛС. Так, например, компании холдинга STADA CIS специализируются на разработке, производстве и продаже ЛС, применяемых в гастроэнтерологии, дерматологии, гинекологии, кардиологии, урологии, ревматологии и педиатрии. Значительная часть производимых и поставляемых STADA на российский фармрынок препаратов включена в список ЖНВЛП. «В структуре холдинга есть отдельное подразделение, отвеча-
ющее за развитие и обновление продуктового портфеля, — говорит Иван Глушков. — Как правило, в разработке единовременно находится около 50 различных проектов на разных стадиях: от рассмотрения заявки до подготовки досье и регистрации препарата. Соответственно, наш продуктовый портфель постоянно расширяется и обновляется за счет включения в него современных эффективных ЛС, производимых в соответствии с международными требованиями к их качеству. Среди ведущихся разработок есть и препараты, входящие в перечень стратегически важных ЛС».
По словам Анны Багровой, директора по связям с общественностью компании «АКРИХИН», в формировании и развитии продуктового портфеля компания исходит из нескольких принципов. С одной стороны, придерживается политики диверсификации, выпуская на рынок и продукты под МНН, и препараты, реализуемые в рамках государственных поставок (прежде всего ЛС противотуберкулезной и противодиабетической линеек), и брэн-дированные дженерики, и большой спектр безрецептурных препаратов, требующих отдельных инструментов продвижения. Такая сбалансированность портфеля позволяет компании активно присутствовать как в коммерческом сегменте рынка (до 70% оборота компании), так и в сегменте государственных поставок.
С другой стороны, для генерической компании важна сбалансированная представленность одновременно в нескольких крупных быстрорастущих сегментах рынка. И с этой точки зрения «АКРИХИН» концентрируется на стратегически выбранных терапевтических областях: кардиологии, неврологии, дерматологии, педиатрии, гинекологии, диабете.
«В то же время, — замечает Анна Багрова, — при реализации R&D-стратегии «АКРИХИН», учитывая высококонку-
рентный рынок генерических препаратов, стремится последовательно реали-зовывать принцип дифференциации, концентрируясь не на обычных джене-риках, а на первых (advanced) дженери-ках и дженериках с добавленной стоимостью. К последним могут относиться препараты с новым принципом действия, новой технологией, новой формой доставки, новой формой выпуска существующего препарата, новых показаний, новой комбинации». Например, в 2010 г. «АКРИХИН» разработал и вывел на рынок противодиабе-тический лекарственный препарат в фиксированной комбинации двух активных веществ — гликлазида и мет-формина, сочетание дозировок которых не имеет аналогов в России. Всего в 2010 г. компания вывела на рынок 10 новых продуктов.
С целью дальнейшей модернизации портфеля «АКРИХИН» в 2010 г. подписал три соглашения с зарубежными фармкомпаниями. Это позволит компании расширить портфель новыми группами онкологических и антиретрови-русных препаратов, включая продукты, входящие в перечень 57 стратегически значимых ЛС.
В том же году «АКРИХИН» и ведущий российский разработчик Центр высоких технологий «ХимРар» подписали меморандум о стратегическом партнерстве при разработке социально значимых ЛС. Основной акцент сотрудничества делается на инновационной фармацевтике — трансферте и доведении до стадии регистрации в РФ зарубежных разработок инновационных препаратов, находящихся на II фазе КИ или уже зарегистрированных в других странах.
Активно реализует стратегию импорто-замещения компания «Сотекс», выводя на рынок продукты в наиболее значимых для отечественного здравоохранения областях — онкологии, кардиологии, неврологии, нефрологии, а также препараты общегоспитального применения. Ассортиментный портфель «Со-текса» включает 67 ЛС, в т.ч. 28 собственных брэндов, 37 препаратов входят в список ЖНВЛП.
«Компания «Сотекс» обновляет портфель, постепенно переходя от производства МНН-дженериков и лицензи-
онной продукции к созданию собственных брэндов по оригинальным технологиям, — подчеркивает Виталий Смердов. — В 2010 г. доля собственных брэндов в портфеле компании достигла 15,9% против 11,3% в 2009 г. В структуре формирования валового дохода эти продукты обеспечили 33,0% (23,3% в 2009 г.)».
Основной вклад в увеличение выручки и валовой прибыли внесли такие препараты, как Эральфон® (рост продаж препарата в стоимостном выражении по результатам года составил 251%), Амелотекс (рост — 112%), Церетон®. В 2010 г. компания выпустила два новых брэнда — препарат Нейрокс, применяемый в терапии цереброваскуляр-ных заболеваний, и Ликферр 100® (железо [III] гидроксид сахарозный комплекс), предназначенный для лечения железодефицитных состояний, в т.ч. железодефицитной и острой постгеморрагической анемии. Также в прошлом году компания «Со-текс» активно работала над выпуском зарегистрированного в декабре 2009 г. препарата Блокко С® — стратегически значимого ЛС, применяемого при различных видах местной анестезии. «Компания намерена наращивать количество собственных брэндов, увеличивать долю инновационных препаратов, выпускаемых совместно с ведущими российскими научно-исследовательскими учреждениями, — делится планами Виталий Смердов. — Расширять портфель инновационных ЛС «Сотекс» будет путем приобретения научных разработок, патентов, лицензий и технологий. Компания считает перспективным биотехнологическое направление и планирует дальнейшее его развитие».
• О ПРОРЫВАХ ГОВОРИТЬ РАНО, НО...
Российский фармрынок многолик — в стране работают довольно много компаний, выпускающих т.н. дженерико-вые дженерики, портфели которых практически не развиваются, и те, кто стремится идти в ногу со временем и модернизирует свои портфели, стремясь соответствовать мировым тенденциям. По словам Виталия Смердова, «в 2010 г. происходила постепенная кон-
центрация фармрынка вокруг крупных игроков за счет сделок М&А и ухода с рынка во время кризиса проблемных производителей. Это показало, что на российском рынке выживают только самые сильные игроки — компании, которые располагают одновременно несколькими составляющими: финансовыми возможностями, современными производственными мощностями, хорошим портфелем и при этом развиваются в два, а то и в три раза быстрее рынка».
Однако, по мнению Давида Мелик-Гусейнова, говорить о каких-то прорывах еще рано: «Российские компании более преуспели в области копирования, в т.ч. я имею в виду биосимиляры, тогда как радикальных качественных разработок мы пока не видим. Не подумайте, что я пессимист и не верю в отечественные препараты. Наоборот, я считаю, что российская фарма, хотя и молодая, но за 20 лет новейшей своей истории сделала ощутимый шаг вперед. Появились собственные биотехнологические, новые скоропомощные препараты, в т.ч. для экстренной коагуляции, вакцины, иммуномодуляторы. Но основной проблемой всего этого нового являются условия производства (далекие от мировых стандартов) и бездоказательная медицина (в основном касается иммуномодуляторов). Если с первым можно что-то сделать достаточно быстро, например адаптировать мировые стандарты производства GMP под собственные возможности (так сделали в Китае), то создавать новые качественные лекарственные препараты, имеющие доказательную медицинскую базу, долго, дорого и рискованно. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо изменение государственной парадигмы в отношении государственной поддержки. Дайте финансирование ученым, откройте современные кафедры и факультеты, сделайте привлекательной фармакологию — успех не заставит себя долго ждать. И конечно, добивается успеха тот, кто концентрирует свою стратегию на мировой рынок. Локальные проекты в долгосрочной перспективе обречены на регресс или на более приятный сценарий — покупку иностранным инвестором».
Ф
✓
✓