Научная статья на тему 'Отечественные лекарства: стратегия восхождения'

Отечественные лекарства: стратегия восхождения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестерук Владимир

Отечественные лекарства» — это крупнейший российский фармпроизводитель: доля в общероссийском производстве — 11,6%; доля рынка — более 3%;В 1999—2000 гг. новая команда менеджеров приобрела убыточные предприятия иввела антикризисное управление: с момента прихода новой команды в расширение и модернизацию инвестиро-вано 10 млн. долл.; с 1999 по 2002 гг. предприятия холдинга продемонстрировали рост продаж 40%; объем производства «Красфарма» в 2002 г. превысил пиковый объем производ-ства 1991 г. Компания «Отечественные лекарства» уникальна, поскольку в ней интегрирова-ны предприятия, различные по своей технологической базе и по территори-альному расположению. Все заводы имеют различную специализацию. Хол-динг объединяет три фармацевтических завода, а также завод по выпуску мед-стекла. ОАО «КРАСФАРМА» было создано в 1959 г., оно входит в число крупнейших про-изводителей химико-фармацевтической продукции в России и является единст-венным фармацевтическим предприятием в Красноярском крае. Бывший завод ме-дицинских препаратов создавался как крупнотоннажное стратегическое предпри-ятие медицинской промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке по выпуску жизненно важных лекарственных препаратов. Основная номенклатура действую-щего производства — антибиотики, декстрановые препараты, инъекционные и ин-фузионные растворы. По итогам 2002 г. активы компании составили 20,1 млн. долл., объем продаж — 29,5 млн. долларов. ОАО «ЩЕЛКОВСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД» — один из крупнейших россий-ских производителей витаминов (таблетированных и в драже) и кокарбоксилазы (кофермента ферментов, участвующих в процессах углеводного обмена). По ито-гам 2002 г. активы компании составили 19,2 млн. долл., объем продаж — 16,6 млн. долларов. ОАО «НОВОСИБХИМФАРМ» специализируется на производстве инъекционных растворов в ампулах и перевязочных материалов (в первую очередь — лейкоплас-тыря). По итогам 2002 г. активы компании составили 13,4 млн. долл., объем про-даж — 11,6 млн. долларов. ОАО «КУРСКИЙ ЗАВОД МЕДСТЕКЛА» производит стекло медицинского назна-чения. «Курскмедстекло» занимает лидирующие позиции в производстве медицин-ского стекла и является основным поставщиком медицинских ампул на россий-ские фармацевтические предприятия. Кроме того, в курской стеклянной упаковке выпускается 2/3 лекарств в Белоруссии и 1/3 на Украине. По итогам 2002 г. активы компании составили 3,9 млн. долл., объем продаж — 5,6 млн. долл. (рис. 1, табл. 1). По результатам 2002 г. объединение «Отечественные ле-карства» заняло первое место в рейтинге отечественных фармпроизводителей («Ремедиум», 2003, № 5). Годовая выручка холдинга превысила 60 млн. долларов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественные лекарства: стратегия восхождения»

 ршшиим сентябрь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ

Владимир НЕСТЕРУК, генеральный директор компании «Отечественные лекарства»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА: СТРАТЕГИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ

Что нужно сделать, чтобы российский рынок развивался по нормальному цивилизованному пути, был эффективным, приносил доходы как участникам рынка, так и государству? На протяжении многих лет мы все пытаемся ответить на этот вопрос. Однако для того, чтобы выработать какую-либо стратегию действия, необходимо оценить перспективы развития рынка, представить, к чему могут привести современные тенденции.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Сейчас фармацевтический рынок России характеризуется некоторыми особенностями, сдерживающими его развитие. Среди них — изначально небольшой объем рынка, что негативно сказывается на привлечении инвестиций, не всегда адекватное регулирование, например, существующая система регистрации цен и некоторые другие. Проблема привлечения инвестиций — одна из ключевых. Среди факторов, препятствующих их привлечению, можно назвать следующие: 4 среднегодовой объем продаж большинства российских фармпроизводи-телей из первой двадцатки не превышает 20 млн. долл.;

« переход на GMP потребует от каждого предприятия вложений в объеме от 10 до 30 млн. долл.;окупаемость проекта GMP в сложившихся рыночных условиях растянется на 7—10 лет, получить деньги на такой срок на выгодных условиях сегодня нереально; « низкая прозрачность сектора; + низкая рыночная доля российских компаний на фармрынке; Ф недостатки маркетинговой политики, прежде всего — управления ассортиментным портфелем; + преимущественно ценовой характер конкуренции между российскими производителями лекарственных средств; + ограниченное число корпоративных брэндов.

На рынке фармпродукции наблюдается хаотичная конкуренция вследствие неравной технологической оснащенности и качественных параметров производства предприятий отрасли, большая часть которых не соответствует требованиям ОМР.

В силу неразвитости отдельных составляющих рынка (логистических систем, сбытовых розничных сетей и пр.) структура российского рынка диспропорциональна по сравнению со стабильными мировыми моделями. Так, на фармрынке России центральную роль играет дистрибьютор, который взаимодействует с множеством аптек, аптечными сетями, сотнями производителей, продает иногда более ста наименований одного и того же лекарственного средства, вынужден строить собственные логистические системы, в том числе содержать собственный транспорт и т.д. В силу этого дистрибьюторы заняты не только своими проблемами, но и уделяют большое внимание решению общих для всех субъектов рынка вопросов (мы наблюдаем это на примере ассоциативной активности СПФО, а также конструктивной общественной деятельности глав дистрибьюторских компаний). Здесь проявляется одна из новых позитивных тенденций российского фарм-рынка, которую нельзя не отметить: в

последнее время, наконец, прекратились столь характерные для первых лет существования российского фармрын-ка противопоставления интересов его участников — дистрибьюторов, производителей, аптечного сектора, иностранных и отечественных компаний. И сегодня одним из факторов развития бизнес-сообщества и влияния на рынок стало совместное обсуждение вопросов с учетом баланса общих и внутрикорпоративных интересов. В этом плане все заметнее становится роль лидеров отечественной фарминдустрии. 12 ноября 2002 г. пять крупнейших российских фармкомпаний: «Акрихин», «Нижфарм», «Верофарм», «Отечественные лекарства» и «Уфа-Ви-та», — учредили Ассоциацию российских фармпроизводителей (АРФП), что является первым шагом на пути усиления влияния отечественных производителей на фармрынок. В июле 2003 г.

таблица 1| Основные производственные активы

Количество Капитало- Годовой

Компания Год осно- работаю- вложения, объем про-

вания щих, чел. млн. долл., 1999—2002 гг. изводства, млн. долл.

ОАО «Красфарма» 1959 3042 1 47,00

ОАО «Новосибхимфарм» 1942 1016 3 19,11

ОАО «Щелковский витаминный завод» 1935 1271 6 24,57

ОАО «Курский завод медстекла» 1935 688 5,60

ООО «Отечественные лекарства» 6017 10 96,60

Источник: «Отечественные лекарства»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА: СТРАТЕГИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ

членом ассоциации стало предприятие «Фармсинтез» (С.-Петербург). АРФП была создана для того, чтобы представлять интересы крупнейших российских фармацевтических производителей и содействовать повышению конкурентоспособности отечественной фармацевтической отрасли. Особая задача АРФП заключается в содействии переходу российских производителей на стандарты GMP и/или ISO. На наш взгляд, национальные стандарты качества должны соответствовать международным требованиям не только в отношении производства фарм-продукции, но и в области сертификации, хранения, клинических испытаний и других параметров. В свете последних тенденций вхождения России в ВТО и европейское сообщество наиболее целесообразно принятие европейских стандартов. Это облегчило бы выход отечественных препаратов на мировой рынок: вначале — на рынки Восточной Европы, а затем — и Западной Европы. Это весьма логично, так как российская продукция дешевле зарубежных аналогов, и существуют отечественные компании, которые обладают технологиями маркетинга и продвижения на этих рынках. «Нижфарм», «Верофарм», «Акрихин», «Отечественные лекарства» уже сейчас гипотетически способны продавать свою продукцию на рынках Польши, Болгарии или Венгрии.

АРФП содействует распространению надежной и объективной информации о состоянии и динамике отечественного и мирового рынка лекарственных средств. Ассоциация активно участвует в создании продуманной государственной политики в сфере медицины и

таблица 2

ISWOT-анализ холдинга «Отечественные лекарства»

Плюсы

Минусы

Возможности для роста

Возможные проблемы

Значительная доля рынка лексредств и географическая диверсификация рынков сбыта

Реализация проектов по модернизации производства позволит повысить конкурентоспособность продукции и получить экономический эффект в размере не менее 0,5 млн. долл. в месяц

Стабильное финансовое состояние и низкий уровень долговой нагрузки обеспечивают постоянный приток денежных средств в течение длительного периода

Регионы реализации продукции холдинга традиционно считаются наиболее благополучными с точки зрения уровня жизни населения, что обеспечивает устойчивый платежеспособный спрос на продукцию предприятий

«Отечественные лекарства» планируют концентрировать усилия на развитии производства в соответствии со стандартами GMP и выпуске высококачественной продукции по программе импортозамещения (на каждом предприятии холдинга в настоящее время проводятся масштабные проекты по модернизации)

Неоправданно высокие показатели ликвидности

на ОАО «Новосибхимфарм» и ОАО «Курский завод медстекла»

Перевод производства на стандарты GMP потребует существенных капиталовложений на заводах холдинга

В России наблюдается бум открытия аптек, в основном за счет открытия аптечных сетей в больших городах. Этот процесс оказывает косвенное воздействие на увеличение спроса на лекарственные средства

Запуск новых производств в рамках реализации импортозамещающих программ, позволяющих заменять дорогие оригинальные препараты на не менее эффективные и качественные, но более доступные

Темпы роста российской фармацевтической отрасли в ближайшие годы оцениваются в 10% в год

Продолжающееся реальное укрепление рубля приведет к потере ценового лидерства российских заводов по сравнению с иностранными производителями и снизит их конкурентоспособность

На 2005 г. намечен полный перевод российской фармацевтической промышленности на дорогостоящие стандарты качества фармацевтического производства GMP, что потребует существенных капиталовложений

На сегодняшний день доля отечественных субстанций не превышает 10—15% в общем объеме выпуска лекарственных препаратов, остальное — импортируется, что является источником валютного риска

Источник: «Отечественные лекарства», оценка «Альфа-Банка»

рисунок 2

Структура портфеля

1 — Пищеварительный тракт и обмен веществ, 8%

2 — Препараты, влияющие на кроветворение и кровь, 8%

3 — Препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, 3%

4 — Противомикробные препараты для системного использования, 32%

5 — Препараты для лечения нервной системы, 9%

6 — Препараты для лечения заболеваний респираторной системы, 3%

7 — Прочие, 37%

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ

рисунок 4

| Целевой портфель

100

80

60

40

20

2003 г. (план) 2006 г. (план)

■ — Дженерики

П — Брэндированные дженерики

фармацевтики с помощью конструктивного диалога с представителями законодательных и исполнительных органов власти. Компании-участники АРФП при взаимодействии с государственными органами власти, профессионалами и широкой общественностью руководствуются принципами транспарентности и ориентации на открытый диалог по актуальным темам развития фармацевтической отрасли России.

Одной из важнейших сфер приложения своих усилий АРФП видит в развитии научного, кадрового и технологического потенциала отрасли на основе сотрудничества с ведущими научными российскими и международными центрами, в том числе в области разработки и внедрения инновационных оригинальных лекарственных средств. Сегодня производители во всем мире используют гораздо больше финансовых ресурсов для разработки продукта, чем для производства. Эта тенденция в скором будущем будет характерна и для России. Однако осуществление таких программ высокозатратно и трудно реализуемо на современной технической базе российских НИИ. Кроме того, имеется проблема информационного характера: нет информационной базы о продуктах, разрабатываемых российскими НИИ, регулярно институты принимают решение о создании производственной базы под созданный продукт, что представляется совершенно не логичным подходом. Мы считаем целесообразным для всех научно-исследовательских организаций раз в год проводить тендеры на их разработки, что позволит институтам получать дополнительный приток финансовых ресур-

таблица 3| Консолидированный баланс холдинга

«Отечественные лекарства», млн. долл.

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Нематериальные активы 0,0 0,1 0,0 0,0

Основные средства 9,2 10,7 12,2 12,1

Незавершенное строительство 5,2 6,1 6,1 5,5

Долгосрочные финансовые вложения 0,2 0,1 0,1 1,1

Всего внеоборотных средств 14,7 17,0 18,5 17,8

Запасы 8,5 12,7 12,6 14,4

Дебиторская задолженность 6,3 13,3 12,6 19,9

Краткосрочные финансовые вложения 0,1 0,2 0,4 0,1

Денежные средства 0,5 1,5 1,1 2,0

Оборотные активы 15,9 28,3 27,6 38,8

ВСЕГО АКТИВЫ 30,6 45,3 46,0 56,6

ВСЕГО СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ 16,8 23,9 25,0 24,5

Займы и кредиты 0,0 0,0 0,0 0,0

Прочие долгосрочные обязательства 0,0 0,1 0,1 1,1

Всего долгосрочные обязательства 0,1 0,1 0,1 1,1

Займы и кредиты 1,3 1,8 1,7 6,1

Кредиторская задолженность 11,6 21,7 19,1 24,8

Всего краткосрочные обязательства 13,7 24,0 21,0 31,0

ВСЕГО ПАССИВЫ 30,6 45,3 46,0 56,6

Источник: отчетность компаний по РСБУ, оценка «Альфа-Банка»

сов и информировать производителей о проводимых исследованиях и новых продуктах.

Деятельность ассоциации призвана способствовать интеграции отечественной фармацевтической промышленности в мировой рынок при сохранении и увеличении производственного и финансового потенциала предприятий отрасли. АРФП ориентирована на развитие партнерских связей с зарубежными общественными отраслевыми

объединениями и компаниями-производителями лекарственных средств.

НАША СТРАТЕГИЯ

Холдинг «Отечественные лекарства» специализируется на госпитальной продукции (госпитальные продажи составляют 80%), что дает небольшую маржу, но устойчивый, практически не колеблющийся спрос, что чрезвычайно важно в условиях конкуренции. Основ-

3

30

2002 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА: СТРАТЕГИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ

таблица 4

| Консолидированный отчет о прибылях и убытках

холдинга «Отечественные лекарства», млн. долл.

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Выручка 44,4 57,7 62,8 63,3

Себестоимость 34,5 38,8 48,7 46,4

Валовая прибыль 9,9 18,9 14,0 16,9

Коммерческие и административные затраты 3,0 5,1 7,2 11,8

Операционная прибыль 6,9 13,8 6,5 5,2

Прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации 6,0 12,5 5,7 3,2

Расходы на выплату процентов 0,0 0,1 0,1 0,3

Прибыль до уплаты налогов 5,3 11,6 4,6 1,8

Чистая прибыль 2,6 9,2 4,5 1,5

Источник: отчетность компаний по РСБУ, оценка «Альфа-Банка»

таблица б| Финансовые показатели деятельности холдинга

«Отечественные лекарства»

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Валовая рентабельность 22% 33% 22% 27%

Операционная рентабельность 16% 24% 10% 8%

Рентабельность по EBITDA1 14% 22% 9% 5%

Чистая рентабельность 6% 16% 7% 2%

Рентабельность активов 9% 20% 10% 3%

Доля собственных средств в активах 0,5 0,5 0,5 0,4

Рентабельность собственного капитала 0,2 0,4 0,2 0,1

Обязательства к EBITDA 0,2 0,1 0,3 2,1

Коэффициент покрытия - 93,1 50,1 9,2

Долговая нагрузка на собственный капитал 0,1 0,1 0,1 0,3

Текущая ликвидность 1,2 1,2 1,3 1,3

Срочная ликвидность 0,5 1,0 0,9 0,4

1 EBITDA - аббревиатура английского термина earnings before interest, tax, depreciation and amortization (прибыль до вычета налогов, процентов и неденежных расходов). EBITDA - финансовый показатель, равный прибыли до налогов и процентов (EBIT) + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов - расходы будущих периодов.

Источник: оценка «Альфа-Банка»

процессов, применение информационных технологий.

На всех предприятиях холдинга в настоящее время реализуются проекты по модернизации производства с це-

/лью приведения его в соответствие правилам ОМР.

На ОАО «Красфарма» осуществляется

ные задачи холдинга — повышение объема продаж, увеличение доходности и улучшение финансовых показателей, выход на зарубежные рынки, причем не только стран СНГ. Отсюда стратегия, направленная на

ных параметров, которая сводится к следующим ключевым задачам: качественное управление ассортиментом, переход на международные стандарты ОМР, оптимизация управленческих

масштабный проект по развитию производства пенициллина и 6-АПК общей стоимостью 13 млн. долларов. Период реконструкции займет 1,5—2 года, а срок

окупаемости проекта составляет 4 года. На ОАО «Новосибхимфарм» проводится модернизация лейкопластырного производства стоимостью 3 млн. долл. с целью расширения ассортиментного ряда и приближения производства к международным стандартам ОМР. Срок окупаемости проекта — 2—2,5 года, срок реконструкции — 1 год. На ОАО «Щелковский витаминный завод» осуществляется создание новых мощностей по таблетированию общей стоимостью 2—2,5 млн. долл., срок окупаемости проекта — 3 года, срок реконструкции — менее 1 года. На ОАО «Курский завод медстекла» планируется создание производства ампул, стеклотрубки медицинского назначения. Стоимость проекта составит 23,5 млн. долл., срок окупаемости — 2,7 года. Это должно привести к расширению присутствия в госпитальном секторе рынка, усилению позиций в сегменте рецептурных розничных продаж. В настоящий момент портфель компании «Отечественные лекарства» насчитывает около 250 наименований лекарственных препаратов, включающих в себя все формы выпуска. Холдинг выпускает диверсифицированный портфель дженериков:

Ф 25% препаратов портфеля имели монопольную позицию на фармрынке в 2002 г.;

« 40% препаратов портфеля удерживали значительную долю рынка (20—30%) (Рис. 2, 3).

В текущем году планируется освоить 17 новых лекарственных средств, объем продаж которых составит 8 млн. долларов. В 2004 г. новых препаратов станет уже 26, а на 2005 г. намечен вывод на рынок еще 23 новых препаратов. Основную роль в определении стратегии, в управлении ассортиментом, позиционировании холдинга на рынке играет Дирекция по развитию бизнеса, в том числе служба маркетинга. Для проведения маркетинговых исследований холдинг привлекает специализированные компании, в частности RMBC

Холдинг «Отечественные лекарства» также осуществляет финансирование воспроизводства препаратов-дженери-ков по программе импортозамещения. Половина всех разработок реализуется ведущими отечественными научно-исследовательскими институтами, что

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ

«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА»

«Отечественные лекарства» — это крупнейший российский фармпроизводитель: « доля в общероссийском производстве — 11,6%; + доля рынка — более 3%;

В 1999—2000 гг. новая команда менеджеров приобрела убыточные предприятия и ввела антикризисное управление:

+ с момента прихода новой команды в расширение и модернизацию инвестировано 10 млн. долл.;

+ с 1999 по 2002 гг. предприятия холдинга продемонстрировали рост продаж 40%; + объем производства «Красфарма» в 2002 г. превысил пиковый объем производства 1991 г.

Компания «Отечественные лекарства» уникальна, поскольку в ней интегрированы предприятия, различные по своей технологической базе и по территориальному расположению. Все заводы имеют различную специализацию. Холдинг объединяет три фармацевтических завода, а также завод по выпуску мед-стекла.

ОАО «КРАСФАРМА» было создано в 1959 г., оно входит в число крупнейших производителей химико-фармацевтической продукции в России и является единственным фармацевтическим предприятием в Красноярском крае. Бывший завод медицинских препаратов создавался как крупнотоннажное стратегическое предприятие медицинской промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке по выпуску жизненно важных лекарственных препаратов. Основная номенклатура действующего производства — антибиотики, декстрановые препараты, инъекционные и ин-фузионные растворы. По итогам 2002 г. активы компании составили 20,1 млн. долл., объем продаж — 29,5 млн. долларов.

ОАО «ЩЕЛКОВСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД» — один из крупнейших российских производителей витаминов (таблетированных и в драже) и кокарбоксилазы (кофермента ферментов, участвующих в процессах углеводного обмена). По итогам 2002 г. активы компании составили 19,2 млн. долл., объем продаж — 16,6 млн. долларов.

ОАО «НОВОСИБХИМФАРМ» специализируется на производстве инъекционных растворов в ампулах и перевязочных материалов (в первую очередь — лейкопластыря). По итогам 2002 г активы компании составили 13,4 млн. долл., объем продаж — 11,6 млн. долларов.

ОАО «КУРСКИЙ ЗАВОД МЕДСТЕКЛА» производит стекло медицинского назначения. «Курскмедстекло» занимает лидирующие позиции в производстве медицинского стекла и является основным поставщиком медицинских ампул на российские фармацевтические предприятия. Кроме того, в курской стеклянной упаковке выпускается 2/3 лекарств в Белоруссии и 1/3 на Украине. По итогам 2002 г. активы компании составили 3,9 млн. долл., объем продаж — 5,6 млн. долл. (рис. 1, табл. 1). По результатам 2002 г. объединение «Отечественные лекарства» заняло первое место в рейтинге отечественных фармпроизводителей («Ремедиум», 2003, № 5). Годовая выручка холдинга превысила 60 млн. долларов.

позволяет им получить дополнительное финансирование, а холдингу — осуществлять свое развитие. Холдинг сотрудничает с ВНЦ БАВ, С.-Петербургской химико-фармацевтической академией, Институтом пульмонологии, ВНИХФИ и др. Компания планирует к 2006 г. увеличить долю марочных дже-нериков до 30% в общем объеме портфеля (рис. 4).

В ближайшем будущем холдинг планирует стать производителем оригинальных российских препаратов. Скоро он выводит на рынок два новых оригинальных лекарственных средства. Все это требует существенных затрат. В качестве инструмента для привлечения инвестиционных ресурсов для потребностей предприятий холдинга используется компания «Отечественные лекарства-Финанс».

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Суммарный годовой оборот всех компаний холдинга «Отечественные лекарства» превышает 60 млн. долл., а чистая прибыль — 1,5 млн. долларов. Общие активы холдинга составляют более 55 млн. долларов. Долговая нагрузка компаний холдинга минимальна. Увеличение объема продаж на каждом из заводов холдинга составило 6—10% по итогам 2002 года, суммарный рост производства лекарственных средств на предприятиях равнялся 16,2%. Таким образом, ясно, что все предприятия холдинга финансово устойчивы. Некоторое снижение показателей рентабельности по сравнению с 2000 г. связано с ростом конкуренции в отрасли и постепенным исчерпанием эффекта девальвации в связи с продолжающимся реальным укреплением рубля. По состоянию на конец 2002 г. общий размер заемных средств трех фармацевтических компаний холдинга составлял не более 12,5% от общей балансовой стоимости активов. При этом «Щелковский витаминный завод» и «Курский завод медстекла» не имели долгосрочных обязательств. Ранее ни одно из предприятий холдинга облигаций не выпускало. В конце 2002 г. было создано ООО «Отечественные лекарства-Финанс». Его основной задачей является привлечение средств с фондового рынка и их размещение в финансовые активы, в том числе для финансирования деятельности, связанной с производством и реализацией фармпрепаратов на предприятиях холдинга «Отечественные лекарства». Для привлечения инвестиций был выпущен облигационный заем — первый в сфере фармпроизводства. В настоящее время займы формируют менее 8% активов холдинга, однако они позволяют осуществлять необходимые качественные преобразования и развиваться.

По оценке руководства холдинга, объем производства ОАО «Отечественные лекарства» по итогам 2003 г. вырастет на 11% и достигнет 99 млн. долларов. Планируется и увеличение доли холдинга на рынке фармпродукции. В соответствии с планами компании до 2005 г. среднегодовой прирост объема производства должен быть более 15%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.