Научная статья на тему 'Российская фармацевтическая промышленность: взгляд производителей'

Российская фармацевтическая промышленность: взгляд производителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парканский Антон

На фоне довольно тяжелой общей ситуации в фармацевтической промы-шленности в настоящее время наблюдаются позитивные процессы уско-ренного развития отдельных фармацевтических компаний. Целью данной статьи является выявление определенных закономерностей в развитии российской фармацевтической промышленности за последние десять лет и некоторый прогноз на ближайшее будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская фармацевтическая промышленность: взгляд производителей»

март 2003

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ПРЕДПРИЯТИЯ -ЗДРАВООХРАНЕНИЮ РОССИИ

Антон ПАРКАНСКИЙ, генеральный директор ЗАО «Верофарм»

Российская фармацевтическая промышленность:

ВЗГЛЯД ПРОИЗВОДИТЕЛЕН

На фоне довольно тяжелой общей ситуации в фармацевтической промышленности в настоящее время наблюдаются позитивные процессы ускоренного развития отдельных фармацевтических компаний. Целью данной статьи является выявление определенных закономерностей в развитии российской фармацевтической промышленности за последние десять лет и некоторый прогноз на ближайшее будущее.

ПРЕДПОСЫЛКИ | ИНТЕГРАЦИИ ФАРМКОМПАНИЙ

В связи с вялотекущим процессом концентрации капитала предприятий отрасли, российская фармацевтическая промышленность представлена сегодня большим количеством предприятий с незначительными объемами продаж. Это обусловлено тем, что российская фармпромышленность, в отличие от зарубежной, развивалась не путем поступательного органического роста компаний и строительства новых заводов, а формировалась в результате приватизации производственных активов, созданных в советский период. В связи с отсутствием в тот период крупных частных капиталов, большая часть заводов была приватизирована многочисленными группами и персоналиями, притом чаще всего непрофессионалами, что привело к довольно хаотичному производству на избыточных мощностях узкого ассортимента продукции, состоящего из устаревших или устаревающих препаратов.

В первые годы после приватизации заводы, как правило, не встречали серьезной конкуренции в связи с наличием традиционной специализации предприятий. Низкий уровень платежеспособного объема российского рынка ограничивал интерес иностранных дженериковых компаний-производителей, а первоначально небольшие доходы населения ослабляли интерес международных инновационных компаний, занимающихся продвижением дорогих брэндированных препаратов. В связи с этим большую долю рынка удерживали дешевые дженерики российского производства. Вскоре отечественными производителями была осознана необходимость в расширении ассортимента своей продукции, так как стало ясно, что оборот и

прибыльность продаж зависят от уровня диверсификации. Появилось большое количество дженериков российского производства, многократно копирующих ограниченный круг популярных оригинальных препаратов, что привело к серьезной конкуренции предприятий-производителей. С ростом рынка возрастает интенсивность дженериковой конкуренции как со стороны дженериковых, так и со стороны инновационных компаний, которые «съедают» весь рост рынка. По мере роста располагаемого дохода населения с 2000 г. произошло смещение приоритетов покупателей от дешевых дженериков к более дорогим брэндиро-ванным препаратам. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Именно поэтому, несмотря на общий рост рынка, доля российских производителей падает, за исключением тех компаний, которые постоянно расширяют и обновляют ассортимент, успешно продвигая свою продукцию. Однако расширение ассортимента продукции было затруднено из-за дефицита действующих технологий, а покупка нового оборудования потребовала уже достаточно серьезных капиталовложений. Кроме того, впоследствии, с развитием маркетинга многие компании сделали акцент либо на создание «ОТС-брэндов» с помощью масс-медиа, либо на продвижение рецептурных препаратов с помощью медицинских представителей, что тоже оказалось дорогим удовольствием. Рыночная ситуация сложилась таким образом, что любой фармацевтической джене-риковой компании, не являющейся нише-вым производителем, для стабильного поддержания и развития своей рыночной доли, было просто необходимо иметь диверсифицированный набор производственных технологий. Оказалось, что для выполнения

данной задачи в условиях российского рынка дешевле было сформировать его путем покупки производственных площадок, чем строить новые.

В связи с тем, что возрастание объема продаж приводит к увеличению свободных средств компании, объединение предприятий в группы явилось достаточно логичным шагом, обеспечивающим более быстрый рост, чем органическое развитие.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ I

Следует отметить, что доля рынка российских традиционных дженериков (по большей части госпитальных) достаточно защищена из-за отсутствия конкуренции с западными производителями аналогичных препаратов. Это объясняется тем, что в России большинство дженериков, производимых на устаревших мощностях, как правило, не соответствующих требованиям GMP, значительно дешевле подобных препаратов, выпускаемых западными компаниями. Эта ситуация позволила выжить большинству предприятий независимо от уровня профессионализма менеджмента. Предприятия, представляющие сегодня российскую фармацевтическую индустрию, можно условно разделить на две крупные категории:

« компании и интегрированные компании с четко продуманной рыночной стратегией, вкладывающие финансовые ресурсы в свое развитие и нацеленные на увеличение стоимости компании;

Ф компании и группы компаний, не имеющие рыночной стратегии и являющиеся донорами (Cash cows) для финансирования других проектов вне или внутри фармацевтической отрасли.

Несомненный интерес представляют предприятия, относящиеся к первой категории. Наиболее яркими примерами фармацевтических компаний с одной производственной площадкой, относящихся к первой категории, являются «Акрихин» и «Нижфарм». Что касается компаний, функционирующих на нескольких производственных площадках, то нужно отметить, что уже сейчас в России существует несколько так называемых промышленных групп. Вообще само название «промышлен-

P£M£EJUUM

март 2003

РОССИЙСКАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ВЗГЛЯД ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ные группы» не отражает сути вопроса, так как заводы, входящие в состав групп, не являются самостоятельными предприятиями, не имеют собственного маркетинга, финансов, Ж и других функций, необходимых для обеспечения жизнеспособности отдельных предприятий. Они являются сугубо производственными подразделениями, интегрированными в материнскую компанию. Используя возможность маневра объединенными финансовыми ресурсами, материнская компания обеспечивает эффективное управление портфелем, продвижением препаратов и финансирование инвестиционных проектов, по сути, являясь дженериковой фармацевтической компанией в западном понимании этого слова. Быть может, более точное название для этого типа компаний было бы — «интегрированные фармацевтические компании». В настоящее время на российском фармацевтическом рынке активно развивается несколько дженериковых фармацевтических компаний, располагающих не одной производственной площадкой. Среди них — ЗАО «Верофарм», ICN Pharmaceuticals и ЗАО «Отечественные лекарства». В состав ЗАО «Отечественные лекарства» входят три завода: ОАО «Красфарма» (г Красноярск), ОАО «Новосибхимфарм» (г Новосибирск) и ОАО «Щелковский витаминный завод» (Московская обл.). Все три завода имеют статус независимых юридических лиц. Головной офис находится в Москве, откуда и организовано управление стратегией, маркетингом и объединенными финансовыми ресурсами компании.

Российское подразделение ICN, штаб-квартира которой расположена в Москве, осуществляет управление также из центра. ICN владеет контрольным пакетом акций пяти крупнейших российских фармацевтических заводов: ОАО «АйСиЭн Октябрь» (г Санкт-Петербург), «АйСиЭн Полифарм» (г Челябинск), ОАО «АйСиЭн Лексредства» (г Курск), ОАО «АйСиЭн Марбиофарм» (г Йошкар-Ола) и ОАО «АйСиЭн Томскхимфарм» (г Томск). Из упомянутых компаний реально полностью интегрированной является только ЗАО «Верофарм», обладающее тремя производственными площадками, которые являются филиалами без образования юридического лица (Воронежский завод, Белгородское предприятие по изготовлению готовых лекарственных форм и Покровский завод готовых лекарственных форм). С момента создания ЗАО «Верофарм» из разрозненных приватизированных предприятий, в компании была сформирована структура внедрения новых продуктов, которая позволяет осваивать

в год большее количество новых продуктов, чем это делают другие российские производители. Так, например, в 2002 г нашей компанией было получено 31 регистрационное удостоверение на новые препараты и 24 дополнения к лицензии.

Концентрация всех ресурсов позволила запустить производство по стандартам GMP в Белгородском филиале, мощностью 1,5 млрд. таблеток и 75 млн. капсул в год. Компания «Верофарм» создала у себя эффективную систему управления и продвижения препаратов. Ключевой маркетинговой стратегией является запуск препаратов под зонтичными и индивидуальными брэндами (как OTC, так и Rx). По материалам цикла статей В.Захаровой и С.Романовой «Рейтинг предприятий медицинской промышленности», публикуемым в журнале «Ремедиум», ЗАО «Верофарм» в ранжире 10 ТОР-производителей фармацевтической продукции демонстрирует самые высокие темпы роста товарной продукции и лекарственных средств, что характеризует ее как одну из самых динамично развивающихся компаний. Исходя из указанных аналитических материалов следует, что доля промышленных групп в общем объеме выпуска лекарственных средств отрасли по результатам 9 месяцев 2002 г возросла на 6,15 пункта и составила 26,36%. При этом наибольший прирост доли лекарственных средств отмечался на ЗАО «Верофарм» — 2,32 пункта, Компания «АйСиЭн Фармасьютикалс» — 1,93 пункта и ЗАО «Отечественные лекарства» — 1,9 пункта. Это стало возможным не только благодаря присоединению предприятий (M&A), но и за счет активного развития ассортимента выпускаемой продукции (органического роста). В 2003 г компания планирует продвинуть еще пять индивидуальных брэндов (как Rx, так и OTC) и продолжать диверсификацию портфеля интегрированной компании.

Успешно развивающиеся предприятия, не объединенные в промышленные группы или не образовавшие интегрированные компании, но сумевшие сделать необходимые инвестиции из собственного денежного потока, для западного инвестора выглядят малопривлекательно. Свободные ресурсы, которые эти компании вкладывают в создание своих как корпоративных, так и индивидуальных брэндов, по сути являющиеся инвестициями, по западной системе бухучета IAS попадают в затраты, что негативно отражается на экономических показателях компаний, снижая их инвестиционную привлекательность. Важен еще один фактор: в связи с низкой покупательной способностью среднего российско-

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

го жителя эффективность вложенного доллара в масс-медиа на российском рынке ниже, чем на западном. В связи с этим большие рекламные бюджеты вызывают некоторую настороженность западных инвесторов. Нельзя не отметить, что компании, не объединенные в группы, имеют ряд преимуществ перед промышленными группами. Значительным преимуществом является высокая степень концентрации производства на одной производственной площадке, что позволяет достигать существенной экономии финансовых средств в сфере административных расходов и логистики. В целях оптимизации затрат можно прогнозировать тенденцию концентрации производства также внутри интегрированных компаний на базе наиболее перспективных производственных площадок.

АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ^^Н ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Обращает на себя внимание тот факт, что сейчас наиболее успешные российские компании объединились в Ассоциацию российских фармацевтических производителей (АРФП), одними из основных задач которой являются содействие переходу российских производителей на стандарт GMP и развитие научного, кадрового и технологического потенциала фармацевтической отрасли. Деятельность ассоциации призвана способствовать интеграции отечественной фарм-промышленности в мировой рынок при сохранении и увеличении производственного и финансового потенциала предприятий отрасли. В состав Ассоциации могут войти только компании, которые мы относим к I категории. Продуманность стратегии развития и интенсивность инвестирования в развитие компании служат главными критериями отбора компаний-кандидатов в Ассоциацию. Менеджмент этих компаний четко осознает необходимость увеличения стоимости компании для акционеров. Члены Ассоциации считают, что именно эти отличительные признаки, а, соответственно, и общие интересы, обусловили необходимость создания Ассоциации.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Прогнозы о формирующихся рынках — дело неблагодарное, но, по всей видимости, в России с ростом доходов населения рынок будет стабильно расти (без учета эффекта, который окажет возможное падение цен на нефть). Это приведет к возрастанию конку-

март 2003

РШШШМ

РОССИЙСКАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ВЗГЛЯД ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

рентного давления со стороны зарубежных производителей, которое в долгосрочной перспективе российские предприятия, с их нынешними размерами и темпами роста, вряд ли выдержат. Таким образом, неизбежна дальнейшая консолидация компаний как путем горизонтальной, так и вертикальной интеграции наиболее успешных фармацевтических фирм. Удачные примеры вертикальной интеграции в фарминдустрии можно видеть уже сегодня: объединение в холдинг ЗАО «Верофарм» и быстро развивающейся аптечной розничной сети «36.6». По мере развития сети данная интеграция становится одним из конкурентных преимуществ компании.

Еще один фактор, который будет влиять на развитие отрасли в ближайшем будущем, — это появление на российском рынке международных дженериковых компаний путем слияния и приобретения уже существующих российских производителей. При этом необходимо учитывать, что с инвестиционной точки зрения на оценку российских фармацевтических компаний негативно повлияет слабая защищенность рыночных ниш российских производителей в связи с отсутствием сильных брэндов в их номенклатуре. Следует отметить, что операционный дизайн су-

ществующих компаний соответствует их нынешней маркетинговой и производственной стратегии, однако они могут не соответствовать целям стратегии потенциальных инвесторов. При этом если стоимость существующих российских предприятий и компаний будет ниже, чем расходы, связанные со строительством нового завода и последующим выдавливанием российских конкурентов из рыночный ниши, то, скорее всего, международные компании все же предпочтут покупку успешно функционирующих фармацевтических компаний.

Нельзя не сказать о таком важном факторе, как внедрение стандарта GMP К настоящему моменту четыре российские компании запустили производство в соответствии с этим стандартом, среди них и ЗАО «Верофарм». В настоящее время еще несколько компаний готовят свое производство к сертификации по ОСТ 42-510-98.

Учитывая, что большая часть российских фармацевтических предприятий принципиально непереводима на стандарт GMP, их лицензии должны быть отозваны после 2005 года. В то же время нельзя забывать о том, что эти предприятия дают работу тысячам работников, и есть основание считать, что закрытие этих предприятий вызовет сопро-

тивление региональных властей. Более массовому внедрению стандартов GMP мешает также налоговая политика российского правительства и отсутствие каких-либо процедур и механизмов, стимулирующих приток инвестиций в реконструкцию предприятий отрасли. В связи с этим многие лидеры рынка высказывают сомнения в том, что полный переход на GMP возможен в указанный срок. Поскольку подавляющая часть российских предприятий производит дешевые препараты, их закрытие приведет к «вымыванию» массовых и доступных ЛС и замещению их дорогими импортными, что негативно скажется на бюджете Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что данная статья не предлагает исчерпывающего анализа отрасли, а представляет собой достаточно краткий обзор некоторых тенденций развития фармацевтической индустрии в России за последние десять лет производства и продвижения дженериковых препаратов. В расчет брались только существующие компании и группы, занимающие значимую долю рынка на сегодняшний момент. Автор не ставил своей целью проанализировать маркетинговые стратегии упомянутых компаний. ж

ЗАРПЛАТА НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА?

В феврале Комитет по охране здоровья и спорту Госдумы РФ провел парламентские слушания «О реформировании системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (в части здравоохранения). Как сообщает пресс-служба Госдумы, председатель Комитета Н.Герасименко, открывая слушания, подчеркнул, что Комитет выступает за реформирование системы оплаты труда работников здравоохранения. Переход от Единой тарифной сетки оплаты труда бюджетников к отраслевой системе необходим. Но в концепции, предложенной Правительством РФ, не устраняются недостатки действующей системы. Более того, некоторые из них усугубляются. Прежде всего речь идет о сохранении крайне низкого уровня оплаты труда медиков. Реформирование не затрагивает проблему установления размера оплаты труда в зависимости от его качества и результатов. В концепции не предусмотрены государственные гарантии полной и своевременной выплаты местными бюджетами установленных ставок и окладов. И это при том, что на 1 октября 2003 г. должностной оклад врача и провизора будет в среднем равен 2 тыс. 206 руб., среднего медицинского персонала — 1 тыс. 387 руб., младшего — 838 руб., тогда как прожиточный минимум к тому времени достигнет 2 тыс. 253 рублей. Проанализировав складывающуюся ситуацию, Комитет считает, что проект обсуждаемой концепции нуждается в существенной доработке. О преимуществах отмены Единой тарифной сетки и перехода на отраслевые системы оплаты труда рассказал министр труда и социального развития РФ А.Починок. Депутаты критически оценили пред-

лагаемый Правительством РФ вариант реформирования оплаты труда бюджетников. Они подчеркнули, что в здравоохранении занято 4,7 млн. человек. Труд медиков является одним из сложнейших видов деятельности, который требует постоянного повышения квалификации работника. Но государство до сих пор не может обеспечить им достойную зарплату. Средний размер ее составляет 3 тыс. 204 руб. или 57% от уровня средней зарплаты в промышленности. Участники слушаний высказались за то, чтобы при доработке проекта концепции была восстановлена стимулирующая функция заработной платы и усилена роль государства в механизме ее регулирования. Правительству РФ рекомендовано привести содержание документа в соответствие со статьей 113 Трудового кодекса, перенести реализацию концепции на более поздний срок и не связывать ее с очередным повышением МРОТ. Госдуме предложено ускорить рассмотрение законопроекта «О здравоохранении в РФ».

yandex.ru

НЕГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО

Решить проблему горьких лекарств поможет вещество, открытое учеными из нью-йоркской компании Linguagen. Это вещество является универсальным, так как действует на уровне вкусовых рецепторов, расположенных на языке. Группа блокаторов гастдуцина, выделяемого вкусовыми рецепторами под действием горьких веществ, была запатентована исследователями. Они отметили, что представители фармацевтических компаний уже заинтересовались возможностями их применения.

mednovosti.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.