Научная статья на тему 'Векторы усилий отечествен-ных производителей'

Векторы усилий отечествен-ных производителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колипова Юлия

В настоящее время все ведущие фармацевтические предприятия осуще-ствляют модернизацию производственных мощностей и номенклатуры своей продукции. Однако для этой цели необходимы значительные фи-нансовые ресурсы. Предприятия отрасли используют различные источники для их привлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Векторы усилий отечествен-ных производителей»

сентябрь 2003

Т3

Юлия КОЛИПОВА, «Ремедиум»

ВЕКТОРЫ УСИЛИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В настоящее время все ведущие фармацевтические предприятия осуществляют модернизацию производственных мощностей и номенклатуры своей продукции. Однако для этой цели необходимы значительные финансовые ресурсы. Предприятия отрасли используют различные источники для их привлечения.

ВЕДУЩИЕ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛИ

Предприятия, представляющие сегодня российскую фармацевтическую индустрию, можно условно разделить на две крупные категории (ген. директор ЗАО «Верофарм» А. Парканский, Ремедиум №3): 4 компании и интегрированные компании с четко продуманной рыночной стратегией, вкладывающие финансовые ресурсы в свое развитие и нацеленные на увеличение стоимости компании; « компании и группы компаний, не имеющие рыночной стратегии. Несомненный интерес представляют предприятия, относящиеся к первой категории. Наиболее яркими примерами фармацевтических компаний с одной производственной площадкой, относящихся к первой категории, являются «Нижфарм», «Верофарм» и «Акрихин». Также в России существуют фармацевтические предприятия с несколькими производственными площадками. Заводы, входящие в состав групп, не являются самостоятельными предприятиями, не имеют собственного маркетинга, финансов, Ж и других функций, необходимых для обеспечения жизнеспособности отдельных предприятий. Они являются сугубо производственными подразделениями, интегрированными в материнскую компанию. Используя возможность маневра объединенными финансовыми ресурсами, материнская компания обеспечивает эффективное управление портфелем, продвижение препаратов и финансирование инвестиционных проектов.

В настоящее время на российском фармацевтическом рынке активно развиваются несколько интегрированных фармацевтических компаний. Среди них ЗАО «Верофарм», та и «Отечественные лекарства».

В состав холдинга «Отечественные лекарства» входят четыре завода. Все предприятия имеют статус независимых юридических лиц. Головной офис находится в Москве, откуда и организовано управление стратегией, маркетингом и объединенными финансовыми ресурсами компании.

Бывшее российское подразделение КДО, штаб-квартира которой расположена в Москве, осуществляет управление также из центра. КДО владело контрольным пакетом акций пяти крупнейших российских фармацевтических заводов: ОАО «Ай-Си-Эн Октябрь» (С .-Петербург), «Ай-Си-Эн Полифарм» (г. Челябинск), ОАО «Ай Си Эн Лексредства» (г. Курск), ОАО «Ай-Си-Эн Марбиофарм» (г. Йошкар-Ола) и ОАО «Ай-Си-Эн Томскхимфарм» (г. Томск). Из упомянутых компаний наиболее жестко интегрированной является только ЗАО

Андрей МЛАДЕНЦЕВ, генеральный директор компании «Нижфарм»

Достижением компании является переход к научно обоснованной и рыноч-но-ориентированной модели организации бизнеса. В 1998 г. в рамках подготовки инвестиционного соглашения между ОАО «Нижфарм» и ЕБРР впервые была подготовлена стратегия развития компании, соответствующая международным стандартам. С этого времени мы ежегодно самостоятельно разрабатываем стратегию, которая проходит экспертизу ЕБРР Это главное. Но есть и другие составляющие успеха, такие как опытные управленческие кадры, современное оборудование, инвестиции в программы обучения и развития персонала и, конечно же, качество нашей продукции.

«Верофарм», обладающее тремя производственными площадками, которые являются филиалами без образования юридического лица («Воронежский завод», «Белгородское предприятие по изготовлению готовых лекарственных форм» и «Покровский завод готовых лекарственных форм»).

ТЕКУЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПАНИЙ

ОАО «НИЖФАРМ»:

« Миссия компании: «Удовлетворение потребностей, связанных с улучшением здоровья наших потребителей, предпочитающих эффективные и современные лекарственные средства».

♦ Ведущий в России, СНГ и Балтии производитель лекарственных средств мягких форм: 26% суппозиториев и 10% мазей и линиментов, выпускаемых фармацевтическими предприятиями России (по итогам 2002 г.). 4 Объем продаж за 2002 г. составил 83,50 млн. уп. на сумму 33,10 млн. долларов. « Первая российская компания, подтвердившая соответствие системы качества требованиям международных стандартов ИСО 9001:1994 и ГОСТ Р ИСО 9001:1996 г. « Производство твердых лекарственных форм сертифицировано Минздравом России в соответствии с требованиями ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств» ^МР).

Ф Собственная сеть медицинских представителей, охватывающая все регионы России.

ршшиим сентябрь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ

таблица 1| Основные производственные активы ЗАО «Верофарм»

Предприятие Год основания Доля, % Штат, человек Капиталовложения с момента приобретения, млн. долл. Выручка, 2002, млн. долл.

«Воронежхимфарм» 1934 83,2 1 300 4,5 22,8

«Белгородский витаминный комбинат» 1968 100,0 1 500 11,0 4,7

«ЛЭНС-Фарм» 1998 100,0 92 1,0 11,7

Источник: ЗАО «Верофарм»

ЗАО «ВЕРОФАРМ»:

« Основным приоритетом и идеологией компании «Верофарм» является следующее: «Мы являемся компанией, посвятившей себя делу обеспечения людей доступными и необходимыми средствами. На каждом этапе создания лекарственного препарата мы видим перед собой человека, для которого он предназначен». « ЗАО «Верофарм» — ведущая российская фармацевтическая компания-производитель, известная как в России, так и за рубежом. + В декабре 2001 г. был открыт новый цех по выпуску дженериков на базе Белгородского предприятия. Корпус построен по современным технологиям и полностью соответствует стандарту GMP. « Три завода компании ежегодно производят 53,3 млн. уп. таблеток и капсул, 45,8 млн. уп. ампул, 291 млн. уп. пластырей и 18,68 млн. уп. флаконов. Ф В ноябре 2001 г. в рамках развития портфеля продукции ЗАО «Верофарм» приобрело фармацевтическую компанию «ЛЭНС-фарм». Портфель продукции этой компании органично укладывается в стратегию развития «Верофарма». На данный момент компанией под зонтичным брэндом «Лэнс» выпускается более 35 препаратов. Ассортимент онкологических препаратов, выпускаемых компанией, примерно на 60% обеспечивает потребности отечественной онкологии в современных противоопухолевых препаратах по номенклатуре. Доля компании на рынке противоопухолевых препаратов составляет от 10 до 60% по разным наименованиям.

« В соответствии с принятой ВОЗ системой классификации лекарственных средств АТС основное место в портфеле группы занимают онкологические, иммунологические и кардиологические препараты. Общий ассортимент продукции компании, насчитывающий около 300 наименований, охватывает широкий спектр фармакологических областей и включает 4 рецептурных препарата под индивидуальными брэндами, 6 без-

рецептурных брэндированных препаратов, более 100 рецептурных препаратов, выходящих на рынок под зонтичными брэндами «Веро» или «Лэнс», и несколько брэндов медицинских пластырей. Ф В настоящее время «Верофарм» выпускает более 60 непатентованных фармацевтических препаратов под зонтичным брэндом «Веро», относящихся к 14 фар-макотерапевтическим группам. Эффективность и качество дженериков «Веро-фарм» подтверждается исследованиями на биоэквивалентность, пострегистрационными исследованиями и соответствуют международным стандартам GMP Исследуя тенденции заболеваемости в России, компания «Верофарм» формирует свой портфель продукции, исходя из эффективности и востребованности препаратов, и делает их доступными для потребителя. Препараты ЗАО «Верофарм» включены в оптимальные схемы лечения большинства наиболее распространенных заболеваний.

+ Компания «Верофарм», имея современную, динамично развивающуюся производственную базу и команду высокопрофессиональных квалифицированных

Антон ПАРКАНСКИЙ, генеральный директор ЗАО «Верофарм»

Современные тенденции развития фармацевтического рынка требуют реструктуризации компаний для более эффективного реагирования на его изменяющиеся требования. «Верофарм» осуществил изменения в своей структуре и имеет сейчас децентрализованную матричную структуру, которая за полгода своего существования привела к положительным результатам и отразится на будущих успехах. В настоящее время мы имеем значительный рост продаж, в 2003 г. он составил 35% по сравнению с аналогичным периодом.

специалистов, уверенно смотрит в будущее, постоянно совершенствуя свой исследовательский, производственный и человеческий потенциал для воплощения достижений науки в своих лекарствах. ЗАО «Верофарм» является дочерней компанией ОАО «Аптечная сеть 36,6». «Верофарм», зарегистрированный в 1997 г, объединил три предприятия — «Воронежхим-фарм», «Белгородский витаминный комбинат» и в 2001 г. — «ЛЭНС-Фарм», с заводом, расположенным во Владимирской области.

ОАО «ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ «АКРИХИН»

ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин» — ведущее российское предприятие, выпускающее широкий спектр готовых лекарственных средств, имеющее более чем 65-летний опыт их производства. Миссия компании — улучшить качество жизни людей, выпуская современные, хорошо изученные, безопасные, доступные по цене медикаменты. ♦ До 1992 г. «Акрихин» являлся крупнейшим производителем активных субстанций, качество которых позволяло экспортировать их в 54 страны мира, в т.ч. США, Англию, Италию и др. + 1992—1997 гг. — перепрофилирование производства на выпуск ГЛС. « С 1998 г. — ведущий производитель готовых лекарственных форм в России. « Выпускает продукцию в виде таблеток, таблеток, покрытых оболочкой, драже, мазей, кремов, капсул, сиропов и суспензий. Освоен выпуск пролонгированных форм препаратов.

4 В 2001 г. открыт новый современный цех по выпуску ГЛС мощностью 320 млн. таблеток в год.

В настоящее время комбинат выпускает более 150 наименований препаратов 24 фар-макотерапевтических групп. Из них порядка 50 наименований импортозамещающих лекарственных средств — это как хорошо известные на российском рынке (Энала-прил-Акри, Винпоцетин-Акри, Лоперамид-

сентябрь 2003 РШШШМ

ВЕКТОРЫ УСИЛИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Акри), так и недавно появившиеся (Акри-дилол, Акридерм, Микозорал и т.д.). Среди последних достижений «Акрихина» — разработка и выпуск семейства поливитаминных комплексов «Вектрум», производимых в сотрудничестве со швейцарской фирмой «Хоффман ля Рош Витамины». Соблюдение компанией требований ОМР расширяет перспективы международного сотрудничества, в частности участие в кооперационных проектах, экспорт продукции комбината. Партнерами предприятия являются 16 крупных зарубежных компаний, совместно с которыми производится около 40% продукции. Также разработана четкая программа по экспорту: пока его объем составляет порядка 2%, но к 2005 г. планируется достигнуть показателя в 10% от объема продаж в России.

МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ

В настоящее время отечественные фарм-производители делают значительный акцент в своей деятельности на маркетинг, в частности, агрессивное продвижение продукции, развитие сбытовой сети, проведение маркетинговых исследований, создание в своей структуре отделов медицинских представителей.

ОАО «НИЖФАРМ»

Основное внимание в долгосрочной стратегии компания уделяет разработке и продвижению фармацевтических брэндов, имеющих собственные торговые названия. Используя принципы комплексного подхода, специалисты департамента маркетинга тщательно анализируют весь спектр препаратов компании, как существующих, так и потенциальных, формируя оптимальный, с точки зрения рынка, портфель продуктов с большим потенциалом роста и развития. На основании этого анализа принимаются решения о продолжении или прекращении работы с продуктом, о его активном продвижении. Маркетинговая стратегия по каждому продвигаемому препарату разрабатывается с

учетом его жизненного цикла и перспективы развития на фармацевтическом рынке. В результате около половины всего ассортимента компании «Нижфарм» составляют продвигаемые препараты. Компания применяет весь комплекс инструментов эффективного продвижения, включая РИ-мероприятия, рекламные кампании, участие в выставках и семинарах. Департамент продаж компании «Нижфарм» работает в тесном сотрудничестве и взаимодействии с департаментом маркетинга, обеспечивая выполнение задач по продвижению продукции и расширению целевых рынков. В структуру департамента продаж входит команда региональных медицинских представителей, обеспечивающих продвижение продукции на рынке. Изменения в маркетинговой политике в 2002 г. привели к увеличению количества медпредставителей и созданию новых подразделений — бизнес-юнитов, каждый со своей командой медицинских представителей, работающих во всех регионах страны. Это обеспечивает эффективное продвижение новых препаратов на фармацевтическом рынке. В 2002 г. в Киеве открылось дочернее подразделение «Нижфарм-Украина». Компания «Нижфарм» уделяет большое внимание экспортным операциям. Так, по итогам 2002 г. отмечаются значительные успехи в расширении экспортной деятельности компании на традиционных рынках СНГ и стран Прибалтики, что выразилось в 42%-ном приросте объема экспорта, который в денежном выражении превысил 4 млн. долларов.

ЗАО «ВЕРОФАРМ»

Компания предполагает осуществить увеличение продаж путем внедрения новых препаратов. В настоящее время «Веро-фарм» расширил свой ассортиментный портфель и перешел к этапу продвижения продукции на рынок. Среди выпускаемой компанией фармацевтической продукции около 25% составляют простые непатентованные препараты

(МНН-дженерики), а остальные — брэнди-рованные дженерики. Из производимых витаминов запатентованы только 18% наименований, а из пластырей — 5%. Как правило, производитель дженериков должен иметь большой портфель продукции и применять возможные инструменты маркетинга для популяризации выпускаемых лекарственных средств. «Веро-фарм» выпускает как безрецептурные, так и рецептурные препараты, широко используя различные приемы для продвижения своей продукции на рынке. Продукция компании выходит под двумя так называемыми зонтичными брэндами — «Веро» и «Лэнс».

В качестве примера выпускаемого «Веро-фарм» зонтичного брэнда можно привести препарат Veraribaverin. Бюджет на рекламу этого препарата составляет 25 тыс. долл., в то время как компания ожидает, что в 2003 г. продажи этого препарата составят 1 млн. долларов. В условиях жесткой ценовой конкуренции залогом успеха в производстве дже-нериков является выпуск препарата по достаточно низкой цене и в очень больших объемах.

Хорошим примером производимых компанией индивидуальных брэндов может служить препарат Ирунин. Бюджет на его продвижение составляет 100 тыс. долл., а выручка от реализации за 2003 г. ожидается на уровне 1 млн. долларов. Преимущества данному лекарственному средству обеспечивают новая МНН-формула (активная субстанция) и низкая конкуренция с другими препаратами, относящимися к группе МНН.

Компания возлагает большие надежды на торговую сеть «36,6», которая должна обеспечить увеличение продаж большинства лекарственных средств из портфеля «Верофарм». Однако оборот аптечной сети «36,6» должен увеличиться как минимум до 150 млн. долл. в год, чтобы розничные продажи начали оказывать существенное влияние на показатели «Веро-фарма».

таблица г| Преимущества и недостатки

МНН-дженериков

Преимущества Недостатки

Низкая цена Высокая конкурентоспособность

Короткий период использования

Легко найти альтернативу

Источник: ЗАО «Верофарм»

таблица з| Преимущества и недостатки

брэндированных дженериков

Преимущества Недостатки

Узнаваемость и по- Большие расходы на рекламу

пулярность среди и юридическое оформление

потребителей (на многие препараты требуется патент)

Источник: ЗАО «Верофарм»

P£M£EJUUM

сентябрь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ

Александр ТЮЛЯЕВ, директор по маркетингу ОАО «Акрихин»

Нам потребовалось немало сил и времени, чтобы перепрофилировать производство, поскольку выпускаемая продукция должна была соответствовать рыночному спросу Мы построили несколько цехов, отвечающих по всем параметрам международным стандартам. Подтверждением этого является сертификат соответствия GMP ВОЗ производств комбината и системы менеджмента качества, который мы получили совсем недавно. Сейчас мы выпускаем более 150 наименований ГЛС. У нас существует большая программа импортозамеще-ния. Мы производим аналоги известных импортных препаратов, стоимость которых на порядок ниже. Задача этой программы — сделать эффективные лекарственные средства, произведенные по мировым стандартам, социально доступными. Залогом дальнейшего успеха развития комбината является активное освоение перспективных лекарственных средств. Поэтому проводится широкая ассортиментная политика и большие маркетинговые исследования с целью выяснения известных на мировом фармацевтическом рынке и пользующихся спросом в лечебной практике препаратов, имеющих стабильно большой объём продаж. К тому же преимущество дженериков перед совсем новыми, даже более современными лекарственными средствами несомненно в плане изученности таких показателей, как эффективность, безопасность, лекарственное взаимодействие и многое другое. Усиление конкуренции со стороны российских и западных производителей заставляет нас активнее развивать бизнес как на внутреннем, так и на внешнем рынках — стран СНГ, также стран Африки, Монголии, где помнят нашу марку с тех пор, когда мы выходили под флагом Советского Союза. Вообще, экспортную деятельность мы считаем перспективным направлением развития.

ОАО «АКРИХИН»

«Акрихин» проводит активную маркетинговую политику как при выборе препаратов, так и при продвижении их на фармацевтическом рынке России. Налажены постоянные взаимовыгодные контакты с руководителями федеральных и региональных органов здравоохранения, ведущими учеными и специалистами, лечащими врачами лечебно-профилактических и специализированных лечебных учреждений. Комбинат — постоянный участник специализированных выставок, симпозиумов, научно-практических конференций, посвященных проблемам здравоохранения. Врачам и провизорам оперативно предоставляется вся необходимая информация для практического применения лекарственных средств. Для этого была создана служба медицинских представителей и сеть представительств в 18 регионах России. Необходимость в новой структуре вызвана не только выводом на рынок новых лекарственных препаратов, но и спецификой их продвижения, усилением конкуренции со стороны как западных, так и российских компаний. На сегодняшний день служба медицинских представителей насчитывает более 80 высококвалифицированных сотрудников, объединенных в группы по направлениям продвигаемых препаратов: кардиологическую, эндокринологическую, дерматологическую. Для каждой группы были разработаны специальные материалы: пособия и рекомендации научно-методического характера.

КАЧЕСТВО ПРОИЗВОДСТВА

В течение 2000—2002 гг. практически все фармацевтические предприятия России провели самоинспекцию и по ее результатам разработали планы и графики внедрения основных положений правил GMP. При этом необходимо отметить, что многие вопросы, например, обучение персонала, надлежащее ведение документации, создание системы обеспечения качества, могут быть решены без значительных материальных затрат. Кроме того, опыт работы зарубежных и ряда отечественных предприятий показывает, что производство может во многом соответствовать требованиям правил GMР, даже если оно расположено в старых помещениях и использует не самое современное оборудование.

В 2000—2001 гг. по заданию Минпромнауки России и Минздрава России группа специалистов провела инспекцию четырех фармацевтических предприятий на соответствие отдельных производств требованиям правил GMP. Сертификаты соответствия требованиям правил GMP получили ЗАО «Брынцалов А» (Москва), ОАО «Нижфарм» (г. Нижний Новгород), ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин» (п. Старая Купавна, Московская область), ЗАО «Верофарм» (г. Белгород) и др. Более десяти предприятий планируют проведение такой инспекции в ближайшее время.

ОАО «НИЖФАРМ»

Стремление компании стать лучшей в своей отрасли обеспечивается постоянным повышением качества выпускаемой продукции. Компания «Нижфарм» делает ставку на производство только высококачественной продукции, внедряя международные стандарты качества ISO 9000 и GMP.

В январе 2003 г. проводился сертификационный аудит интегрированной системы менеджмента качества и окружающей среды ОАО «Нижфарм» на соответствие требованиям ISO 9001:2000 и ISO 14001:1996. Результаты проверки показали, что интегрированная система менеджмента качества и окружающей среды ОАО «Нижфарм» соответствует ISO 9001:2000 и ISO 14001:1996.

Компания «Нижфарм» получила заключение комиссии ВОЗ о соответствии системы обеспечения качества международным стандартам GMP 25 июля 2003 года. Представители ВОЗ отметили, что система контроля качества компании «Нижфарм» внедрена во все процессы производства, начиная от поступления сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Заключение комиссии ВОЗ о соответствии системы качества компании «Ниж-фарм» мировым стандартам GMP — очередной шаг отечественной фармо-трасли на пути подготовки вступления России в ВТО.

ЗАО «ВЕРОФАРМ»

Концентрация ресурсов компании позволила запустить производство по стандартам GMP в Белгородском филиале, мощностью 1,5 млрд. таблеток и 75 млн. капсул в год. Компания «Верофарм» со-

сентябрь 2003 ршшиим

ВЕКТОРЫ УСИЛИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

здала эффективную систему управления качеством и продвижения препаратов. В 2002 г. компания активно участвовала в разработке юридических основ для внедрения стандартов GMP в российскую фармацевтическую промышленность. Эта работа велась с российскими государственными и промышленными структурами.

ЗАО «Верофарм» получило официальную сертификацию ВОЗ в апреле 2003 г. по международным стандартам GMP. В 2003—2005 гг. расходы «Верофарма» на завершение модернизации производства оцениваются в 15 млн. долларов.

ОАО «АКРИХИН»

Качество выпускаемой продукции — предмет особой гордости «Акрихина». Комбинат первым среди отечественных предприятий начал внедрение стандартов GMP — системы, гарантирующей, что фармацевтические препараты последовательно вырабатываются и контролируются в соответствии с международными стандартами качества. Жесткие требования предъявляются ко всем стадиям производства: от исходных материалов — субстанций, помещений и оборудования до подготовки персонала и его личной гигиены. В ближайшем будущем стратегия долгосрочного роста для отечественного производителя — это выпуск продукции, способной конкурировать по соотношению цена/качество с продукцией из Восточной Европы и развивающихся стран. Как достигается качество лекарственных средств на «Акрихине»: 4 использование качественного сырья — «Акрихин» закупает в Европе субстанции высокого качества;

« работа на самом современном оборудовании — модернизация производств началась еще в 1992 г. в рамках 1-го кооперационного проекта с Bristol-Myers Squibb;

« профессионализм сотрудников — параллельно с техническим перевооружением работники комбината повышали квалификацию в иностранных компаниях-партнерах. Осваивали не только технику, но и передовые технологии организации производства и контроля качества продукта.

Путь от субстанции до ГЛС выверен до мелочей: постадийный контроль качества позволяет свести к минимуму риск, который не может быть устранен при испытании готовой продукции. В свою очередь,

контроль качества ГЛС осуществляется в лабораториях, оснащенных самыми современными приборами и аналитическим оборудованием. Техническая компетентность этих лабораторий подтверждена в Минздраве России и Госстандарте России, а микробиологическая лаборатория аккредитована Госсанэпиднадзором России;

+ хорошая упаковка, правильные условия хранения и транспортировки — неотъемлемые составляющие качественного лекарства. Как результат проделанной работы, в апреле 2001 г. комиссия, назначенная Минпромнауки России по соглашению с Минздравом России, провела комплексное обследование производств сердечно-сосудистых препаратов и мазей и выдала Свидетельство №1 о соответствии требованиям стандарта отрасли ОСТ 42510-98 (ОМР).

По результатам инспекции, объединенной комиссией ВОЗ, Минпромнауки России и Минздрава России, в 2003 г. комбинат получил Сертификат соответствия стандартам ОМР ВОЗ производств сер-

дечно-сосудистых средств и мазей, нового цеха ГЛФ, а также складов, отдела контроля качества и др. участков, входящих в систему обеспечения качества. Все это, несомненно, открывает предприятию дорогу к экспортной деятельности и кооперационным проектам с иностранными партнерами.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕДИ КОМПАНИЙ

Все ведущие фармпроизводители придерживаются стратегии достижения лидерства в отрасли. Ведут переоснащение производств в соответствии с требованиями ОМР. Улучшают качество своих ассортиментных портфелей. Для этих целей предприятиями используются разные инструменты менеджмента.

ОАО «НИЖФАРМ»

Компания «Нижфарм» придает большое значение стратегическому планированию — как необходимому условию достижения устойчивого роста. Впервые долгосрочная стратегия развития компании была разработана в 1998 г. в рамках подготовки инвестиционного соглашения между ОАО «Нижфарм» и ЕБРР. В настоящий момент разработана уже четвертая редакция стратегии развития компании «Нижфарм» на период 2003— 2007 гг.

Стратегические цели: « стать лидером на российском фармацевтическом рынке в области объема продаж и качества продукции; « обеспечить значительный прирост акционерной стоимости компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАО «ВЕРОФАРМ»

Маркетинговая стратегия компании «Ве-рофарм» основана на выводе на рынок широкого портфеля эффективных препаратов с высокой степенью дифференциации в наиболее привлекательных фармакотерапевтических сегментах при достижении высокой экономической эффективности. Основной целью компании является увеличение рыночной доли, защищенной лояльным и неэластичным покупательским спросом. Стратегия «Верофарм» подразделяется на два основных этапа:

« расширение ассортиментного портфеля;

Ф расширение рыночной ниши при помощи продвижения индивидуальных брэндов.

ршшиим сентябрь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ

В настоящее время компания перешла к реализации второго этапа стратегии, и продвигает свою продукцию под зонтичными и индивидуальными брэндами. По мнению руководства компании, продвижение индивидуальных брэндов позволит компании расширить и защитить свою рыночную нишу. Компания «Верофарм» видит своими стратегическими задачами не только повышение акционерной стоимости капитала, но и оказание всемерной помощи врачам в лечении пациентов.

ОАО «АКРИХИН»

Производство новых дженериков является важнейшим стратегическим направлением развития комбината. Для ликвидации дефицита современных, эффективных, но недорогих лекарств необходимо расширять производство российских аналогов импортных препаратов. Так, «Акрихин» стал инициатором программы импортозамещения, которая была одобрена Минздравом России и приобрела статус федеральной. Стратегия развития производства и продвижения продукции ориентируется на максимальное приближение по уровню качества, имиджа, маркетинговой деятельности и др. к показателям восточноевропейских фирм — по традиционным дженерикам, и западных фирм — по новым препаратам. Важнейшим направлением стратегии маркетинга является дальнейшее развитие сети медицинских представителей, рекламно-информационная поддержка продвигаемых препаратов и общего имиджа комбината в регионах, активное участие в региональных мероприятиях.

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ ^■

Дефицит финансовых ресурсов, необходимых для развития бизнеса, вынуждает отечественных фармпроизводителей привлекать инвестиции из разных источников. Так, например, ОАО «Нижфарм» на протяжении многих лет успешно сотрудничает с ЕБРР, «Отечественные лекарства» для этой цели выпустили облигационный займ. Однако по-прежнему сохраняется отрицательная тенденция, характерная для всех предприятий фармотрас-ли, — использование в качестве инвестиций преимущественно собственных

средств. Это не дает им возможности осуществить полномасштабный финансовый маневр и соответственно повысить свою конкурентоспособность.

ОАО «НИЖФАРМ»

Акционеры компании «Нижфарм» придерживаются политики реинвестирования получаемой прибыли в будущее компании. Прибыль направляется на строительство новых производственных пло-

рисунокИ Структура собственных

инвестиций «Нижфарм» в 2002 г.

5 1

4 /

\

1 — Производство, 15%

2 — Логистика и складское хозяйство, 49%

3 — Обеспечение качества, 8%

4 — Инфотехнологии, 9%

5 — Другое, 19%

Источник: ОАО «Нижфарм» |

щадей, обновление производственного оборудования, развитие инфраструктуры. Наиболее значимым инвестиционным проектом, реализованным компанией «Нижфарм» в 1997—1998 гг. на собственные средства, стал проект организации участка по производству таблетиро-ванных лекарственных форм, отвечающего всем правилам GMP. В 1998 г. компания «Нижфарм» заключила соглашение с Европейским банком реконструкции и развития об инвестировании 10 млн. долл. в Уставный капитал. В результате удалось успешно осуществить реконструкцию действующих производств мягких лекарственных форм — суппозиториев, мазей и линиментов. В рамках проекта было приобретено новейшее оборудование, проведена реконструкция производственных помещений, существенно улучшена производственная инфраструктура. В итоге все основные производственные участки были приведены в соответствие с требованиями GMP.

Компания «Нижфарм» имеет четкую, сбалансированную инвестиционную программу, нацеленную на достижение поставленных стратегических целей и за-

дач. Так, в 2003 г. был сдан в эксплуатацию новый склад готовой продукции, соответствующий стандартам GMP. В перспективе компания планирует реконструкцию лабораторного корпуса и строительство новых очистных сооружений. Другим не менее важным направлением финансирования являются так называемые «мягкие инвестиции», т.е. инвестиции, направленные на привлечение в портфель продуктов компании новых препаратов, развитие маркетинга и системы продвижения препаратов на рынке, а также на обучение и развитие персонала.

ЗАО «ВЕРОФАРМ»

В настоящее время компания полностью обеспечена финансовыми ресурсами и не планирует привлечение сторонних инвестиций. Инвестиции в развитие производства осуществляются за счет собственных ресурсов.

ОАО «АКРИХИН»

Компанией разработана программа поэтапного внедрения стандартов GМР, включающая и реконструкцию действующих цехов, и строительство новых производственных мощностей. Приведение всего производства в соответствие с требованиями GMP — трудоемкая и долгосрочная задача. Модернизация требует значительных инвестиций, которые в сложившихся условиях могут быть привлечены за счет прибыли самого предприятия, а также за счет внешних заимствований. Так, в июне 2003 г. «Акрихин» получил ссуду на развитие и модернизацию производства в размере 10 млн. долл. сроком на 7 лет от Черноморского банка торговли и развития.

И О ICN PHARMACEUTICALS ...

Американской фармацевтической компании ICN Pharmaceuticals в нашей стране принадлежали пять заводов и крупная аптечная сеть с общим оборотом более 130 млн. долларов. Компания ICN была создана в 1959 г. в США Миланом Паничем, эмигрантом из Югославии. В 2001 г. оборот компании составил 858 млн. долл., ей принадлежат 52 фармацевтических завода по всему миру. Когда в начале 90-х гг. для иностранных инвестиций стали открываться рынки стран Восточной Европы, М.Панич принял участие в этом процессе. В 1995 г. компанией были приобретены россий-

сентябрь 2003

PfMtffUUM

ВЕКТОРЫ УСИЛИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕН

ские заводы. Кроме того, в аптечную сеть ICN в России входит сейчас около 100 аптек. По итогам первого полугодия 2002 г., по данным журнала «Ремедиум», заводы ICN заняли 3-е место среди российских производителей лекарств с объемом производства 2,6 млрд. руб. и долей 11,32%. Однако компания понесла убытки в размере приблизительно 5 млн. долларов. Тому есть несколько объяснений. Во-первых, влияние общеэкономических факторов — некоторые отечественные производители, не имея возможности выпускать современные препараты, в последнее время сдают свои позиции. Во-вторых, ICN Russia часто рассматривалась как личный проект М.Панича — легендарного основателя ICN Pharmaceuticals, верившего в скорый расцвет российского рынка. М.Панич приобрел российские заводы на приватизационных конкурсах, не особенно вдаваясь в то, насколько они совместимы друг с другом. А масштабных инвестиций в модернизацию производства за этим так и не последовало.

Реорганизация компании объясняется, очевидно, сменой руководства. Летом 2002 г. группой акционеров с поста гендиректора был смещён основатель ICN Милан Панич. Пришедший ему на смену Роберт О'Лири считает, что компания распространилась «слишком широко». В стратегическом плане реструктуризации ICN, обнародованном новым руко-

водством, предусмотрена распродажа бизнеса, который не помогает росту компании. «В первую очередь это операции компании в Восточной Европе и производство сырья в Центральной Европе», — уточняется в документе. Недавно О'Лири уточнил, что это подразумевает продажу бизнеса в России, Венгрии, Чехии.

Такой курс руководства объясним, если учесть, что операции в Восточной Европе принесли ICN только во II квартале 2002 г. 7,3 млн. долл. убытков. После того как было объявлено о смене руководства и новом стратегическом плане, акции ICN подскочили в цене на 30%. Многие рассматривали покупку ICN российских заводов, как личный эксперимент М.Па-нича, который, возможно, не соответствовал стратегическим задачам компании. В конце июня стало известно, что фирма Millhouse Capital, управляющая активами Романа Абрамовича, купила за 55 млн. долларов фармацевтическую компанию ICN Russia. Теперь инвестиций ждут от Абрамовича. «ICN зафиксировала по итогам 2002 г. убытки как по российской, так и по международной отчетности, что, естественно, привело к увеличению кредиторской задолженности, погашение которой ляжет на плечи нового собственника, — говорит Анатолий Гайданский, руководитель департамента управления бизнесом компании «Русау-дит Дорнхоф, Евсеев и партнеры». — По-

крывать убытки придется как минимум в течение одного-двух лет». Повышением эффективности бизнеса ICN будет заниматься Виктор Харитонин, гендиректор компании «Профит Хаус», которая выступила финансовым брокером в сделке. У В.Харитонина, назначенного новым руководителем ICN Russia, есть опыт работы в фармацевтической отрасли — он является председателем совета директоров крупнейшего в России производителя витаминов «Уфа-Вита». Кроме того, компании «Профит Хаус» принадлежит сеть из 15 аптек «Чудо Доктор» и дистрибьюторская компания «Профит Мед». Возможно, эти предприятия будут объединены с активами ICN. По крайней мере, по словам Евгения Швидлера, председателя совета директоров Millhouse Capital, на основе ICN должна быть построена «крупнейшая в России фармацевтическая компания».

Возможно, Р.Абрамович сможет обеспечить приток финансовых ресурсов для осуществления амбициозного фармацевтического проекта. Например, темпы развития продовольственного бизнеса, контролируемого Millhouse, значительны: за два с половиной года группа компаний «Планета» благодаря активной скупке предприятий заняла лидирующие позиции на молочном и мясном рынках. Возможно, начнет расти и фармацевтический холдинг.

ОАО «НИЖФАРМ»

Структура акционерного капитала ОАО «Нижфарм»:

♦ ЕБРР — 25%;

♦ совет директоров и менеджмент компании — 36%;

♦ прочие физические и юридические лица — 39%.

Уставной капитал (тыс. руб.) — 89 945,25 Номинальная стоимость обыкновенных акций (руб.) — 250,00

Количество обыкновенных акций (шт.) — 359 781 Валовая прибыль компании «Нижфарм» в 2002 г. увеличилась на 47% по сравнению с 2001 г. и составила 495,20 млн. рублей. В 2002 г. объем продаж компании «Нижфарм» увеличился на 38% до 1039,00 млн. рублей. В долларовом эквиваленте объем продаж составил 33,10 млн. долл., что на 28% выше прошлогодних показателей.

ЗАО «ВЕРОФАРМ»

В прошлом году чистый объем продаж в производственном секторе, представленном компанией «Верофарм», вы-

рос на 10% и составил 43,9 млн. долл. по сравнению с 40 млн. долл. в 2001 г., при этом валовая прибыль увеличилась на 17%, а валовая маржа выросла с 50,2% до 53,3%. ЗАО «Верофарм» в 2002 г. являлся крупнейшим в России производителем пластырей и онкологических препаратов и третьим по объему производителем витаминов.

ТАБЛИЦА 4

I Основные финансовые показатели 2002 г.

Показатели, млн. долл. 2002 г. 2001 г. Прирост, %

Чистый объем продаж 43,874 39,973 9,8

Валовая прибыль 23,404 20,067 16,6

Маржа, % 53,3% 50,2%

Коммерческие и управленческие расходы (13,039) (11,250) 15,9

Расходы на исследования (463) (474) (2,3)

EBITDA 13,515 8,727 54,9

EBITDA (% от чистого объема продаж) 21.8% 30.8%

Операционная прибыль 9,901 8,343 18,7

Источник: ЗАО «Верофарм»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.