УДК 338.4
DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0063
РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 8768-6358 AuthorID: 633760 ResearcherID: Е-2886-2019 ORCID: 0000-0001-8498-7719
ПРОСАЛОВА Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента»
SPIN: 5570-7700 AuthorID: 814143 ResearcherID: E-1096-2019 ORCID: 0000-0002-7753-7725
ГЕТМАН Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры «Экономики и менеджмента» Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002, Россия, Владивосток, проспект Острякова, 2, e-mail: [email protected]) SPIN: 8643-7712 AuthorID: 1088163 ORCID: 0000-0003-4762-0445
ФАЛАЛЕЕВ Михаил Алексеевич, студент по направлению подготовки «Политология»
SPIN: 6834-7715 AuthorID: 1088054 ORCID: 0000-0003-0165-2011
СИТДИКОВА Наталия Андреевна, студент по направлению подготовки «Политология» Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Приморский край, остров Русский, п. поселок Аякс, 10, e-mail: [email protected]) Аннотация. Фармацевтический рынок является социально значимым производством, в связи с чем подвержен жесткому контролю со стороны государственных органов всех стран. В тоже время фармацевтический рынок является одним из наиболее перспективных направлений для инвесторов, как один из наиболее рентабельных на сегодняшний день. Все эти факторы обуславливают пристальное внимание к отрасли производства лекарственных препаратов со стороны как экономистов, так и фармацевтов, и врачей. Отечественный фармацевтический рынок испытывал определенные трудности и до распространения пандемии, которые усугубились на сегодняшний день. В связи с этим следует провести анализ тенденции фармацевтического рынка России на сегодняшний день, выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на его развитие. Основными факторами, которые характерны для других отраслей являются: высокий уровень издержек производство, сложность привлечения инвесторов на долгосрочной основе, высокая мировая конкуренция. К специфическим факторам можно отнести: низкое качество готовых лекарственных форм и фармацевтических субстанций, устаревший ассортимент продукции и преобладание дженериковых лекарственных средств, малое количество брендированной продукции. В представленной статье представлен анализ последних тенденций отечественного фармацевтического рынка, выделены мировые, глобальные тренды, оказывающие на него влияние.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, производство лекарственных препаратов, аптечные продажи, рынок лекарственных препаратов, продажа лекарственных препаратов, ФАРМА 2020, коронавирусная инфекция, проблемы фармацевтической промышленности, лекарственные группы.
DEVELOPMENT OF RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN CONDITIONS OF CORONAVIRUS INFECTION SPREAD
© The Author(s) 2021
PROSALOVA Veronica Sergeevna, Ph.D., Associate Professor of the department of «Economics and Management» GETMAN Olga Viktorovna, Senior lecturer of the department of «Economics and Management» Pacific State Medical University (690002, Russian Federation, Vladivostok, Ostryakov Avenue, 2, e-mail: [email protected]) FALALEEV Mikhail Alekseevich, student of the department
of «Political Science» SITDIKOVA Natalia Andreevna, student of the department of «Political Science» Far Eastern Federal University (690922, Russia, Primorsky Krai, Russky Island, Ajax, 10, [email protected]) Abstract. The pharmaceutical market is a socially significant production, and therefore subject to strict control by the public authorities of all countries. At the same time, the pharmaceutical market is one of the most promising areas for investors, as one of the most profitable today. All these factors lead to close attention to the drug industry by both economists, pharmacists, and doctors. The domestic pharmaceutical market experienced some difficulties before the spread of the pandemic, which has been aggravated to date. In this regard, it is necessary to analyze the trend of the pharmaceutical market of Russia today, to identify the factors that have the greatest impact on its development. The main factors that are characteristic of other industries are: the high level of production costs, the difficulty of attracting investors on a long-term basis, and high global competition. Specific factors include: the poor quality of finished dosage forms and pharmaceutical substances, an outdated product range and the predominance of generic drugs, a small amount of branded products. The presented article presents an analysis of the latest trends in the domestic pharmaceutical market, highlights global, global trends that have an
impact on it._
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482
Keywords: pharmaceutical market, pharmaceutical industry, drug production, pharmacy sales, drug market, drug sales, PHARMA 2020, coronavirus infection, pharmaceutical industry problems, drug groups.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Фармацевтический рынок - это рынок с высоким уровнем экстер-налий, получателем внешних эффектов в этом случае является всё общество, поэтому социальную значимость фармацевтической отрасли сложно недооценивать, одновременно Фарминдустрия является одной из рентабельных, это даёт возможность заинтересовать инвесторов и производителей, несмотря на высокую степень вмешательства государства и контроля на всех этапах производственной деятельности. Тем не менее, в 2020 г. отечественный фармацевтический рынок столкнулся с новым вызовом - работой в условиях пандемии. Распространение коронавирусной инфекции по всему миру оказала влияние на производство во многих отраслях, провоцируя изменения как в структурном ассортименте, так и в объемах продаж. В связи с этим следует провести анализ функционирования фармацевтического рынка России в 2020 г, его современные тенденции и факторы, оказывающие на них влияние.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В своих работах А.В. Евстратов, А.А. Болденков, Е.В. Нежникова и М.В. Максимчук рассматривают отечественную фармацевтическую индустрию как одну из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики, основной проблемой для данного рынка по прежнему является его импортоориентированность [1, 2, 3, 4, 5]. Конкретным аспектам обеспечения лекарственной безопасности и импортозамещением на отечественном рынке лекарственных средств, государственной политике в этой сфере посвящены работы А.И. Овод, М.Б. Абрамовой, Л.Л. Квачахия, В.Л. Абрамова и др [6, 7, 8, 9]. Изучением развития и современного состояния фармацевтического рынка занимаются многие российские ученые, в частности А.В. Евстратов, Л.В. Шабалина, М.С. Старикова, Н.О. Старкова, А.А. Река и др. [1, 2, 3, 9, 10, 11, 12].
Проводя анализ отечественной фармацевтической промышленности, большинство авторов выделяет следующие проблемы: высокие издержки производства и расходы на операционную деятельность аптечных сетей, низкое качество готовых лекарственных форм и фармацевтических субстанций, устаревший ассортимент продукции и преобладание дженериковых лекарственных средств, малое количество брендированной продукции.
В работе А.В. Евстратов и О.Н. Пушкарев анализируют структуру и конкурентную среду фармацевтического рынка Российской Федерации, делают вывод о том, что несмотря на присутствие крупных международных игроков, рынок представляет собой монополистическую конкуренцию с высоким уровнем дифференциации лекарственных средств [12].
В.В. Горлов в своей работе анализирует макроэкономические и политические факторы роста фармацевтического рынка, рассматривает результаты производственной деятельности фармацевтических производств и делает выводы об оптимизации и повышение эффективности бизнес-процессов [13].
Как показал анализ литературных источников зависимость Российской Федерации от иностранных лекарственных средств является центральной проблемой отечественного фармацевтического рынка, она имеет как экономические, так и социально-политические истоки. Государство является главным субъектом, влияющим на конкурентную среду и конкурентоспособность товаропроизводителей, поэтому именно ему отводиться главная роль в решении проблемы импортозамещения. 260
Особенностями российского фармацевтического рынка, выявленными при анализе различных источников Евстратовым А.В., Мамедьяровым З.А., Овод А.И., Оськиной А.С., Ручкиной Д.А., Чекулаевой А.О. и Сапожниковой О.А. считаются [11, 13, 15, 16, 17, 18, 19]:
- переход отечественных предприятий на производство готовых лекарств (а не субстанций), это заметно в статистике DSM group демонстрирующей вплоть до 2018 года падение продаж в натуральном выражении;
- сегмент государственных закупок становится все объемнее с каждым годом (только за 2018-19 прирост составил 24%);
- тенденция к росту концентрации в секторе аптечных розничных сетей;
- рост средневзвешенных цен на лекарственные средства, обусловленный инфляцией, а не реальным ростом объёмов рынка;
- изменение объема продаж медикаментов в пользу увеличения продаж дорогостоящих лекарственных средств при сохранении высокой доли продаваемых дженериков;
- отсутствие страхования приобретения дорогостоящих препаратов;
- большой процент безрецетурного отпуска рецептурных препаратов;
- очень низкое, в сравнении с развитыми странами, потребление медикаментов на душу населения в России, связанное с самомедикации, теперь врач нередко рекомендует пациенту в простых случаях прибегнуть к самостоятельному применению OTC-препарата (данный демографический фактор является стимулом к росту рынка).
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью данной статьи является анализ фармацевтического рынка России в условиях распространения коронавирусной инфекции, а также выявления тренда его развития в сложившихся пандемических условиях
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо провести анализ динамики изменения объемов коммерческого рынка лекарственной продукции (далее - ЛП) России, влияние фактора коронави-русной инфекции на его структуру и динамику, выявить специфические черты отечественного фармацевтического рынка.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для написания данной статьи были использованы такие теоретические методы исследования как: анализ, синтез, обобщение. Также были использованы такие практические методы, как: описание, сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
С 2015 года глобальный фармацевтический рынок не отличался высокими темпами прироста в денежном выражении, за 2015 год (+15,5 %) в остальные годы прошедшего пятилетия прирост составлял около 5 %, при этом исследователи отмечают значительный прирост товарооборота. По данным DSM Group фармацевтический рынок России за последние 5 лет развивался достаточно динамично, темпы роста рынка составляли в среднем 11%. При этом ёмкость отечественного фармрынка в период 2014-2018 рост снизился более чем в 6 раз: с 12% в 2014 году до 1,8% в 2018 году, в 2019 был отмечен прирост 3%, что соответствует глобальному тренду. Сейчас на фоне пандемии Covid-19 мы можем ожидать более существенных значений прироста [14, 15].
Объем коммерческого рынка ЛП, в период распространения коронавирусной инфекции, в сравнении с прошлыми годами, характеризуется рядом выбивающихся из нормы месячных показателей (рисунок 1).
OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC
(0,6% в стоимостном и 0,1% в натуральном выражении). В марте 2018 года стоимостная (0,5%) и натуральная (1,1%) доли респираторных ЛП в объеме аптечных продаж были выше, чем в марте 2020 года, что говорит о медианном положении мартовских показателей в 2020 году.
Таблица 1 - Соотношение долей АТС-групп I уровня в объёме аптечных продаж ЛП в России в марте и сентябре 2018-2020 годов.
Рисунок 1- Динамика изменения объемов коммерческого рынка ЛП России, млн. руб. (составлено авторами на основе материалов [20 - 27])
Так, если в январе 2020 года рост объемов продаж ЛП (7,2%) укладывается в ежегодный тренд динамики коммерческого рынка ЛП России (средний показатель, характеризующий процентные изменения объема коммерческого рынка ЛП при сравнении месячных показателей 2018 и 2019 годов равен 4,2%), то в феврале и марте мы видим значительное увеличение стоимостных показателей продаж (на 19,9% и 46,2% соответственно) в сравнении со значениями февраля и марта 2019 года. Более того, при сравнении динамики изменения объема коммерческого рынка ЛП в феврале и марте 2018-2019 годов мы фиксируем гораздо меньшую разницу показателей (рост на 3,3% и падение на 5,2% соответственно), что подтверждает неестественно высокие показатели объемов коммерческого рынка ЛП в феврале и марте 2020 года.
Ежемесячное изменение объемов коммерческого рынка ЛП в России также позволило нам установить, что в феврале, марте и апреле 2020 года произошли аномальные как рост, так и падение объемов коммерческого рынка ЛП. Если в период с декабря 2019 г. по январь 2020 г. мы наблюдаем падение объема продаж на коммерческом рынке на 7,5%, то с января по февраль зафиксирован восстановительный рост сразу на 9,9%, а с февраля по март произошел рекордный всплеск объемов продаж ЛП за весь рассматриваемый нами период (26,2%). Тем не менее, анализируя дальнейшую динамику изменений на рыке, мы видим, что с марта по апрель произошло самое значительное сокращение объемов коммерческого рынка ЛП (падение на 45,1%), который продолжился и в мае (снижение на 16,3%). Майские и июньские показатели объема коммерческого рынка ЛП стали одними из самых низких за весь двухгодичный период, анализируемый в данной работе.
В период с августа по сентябрь 2020 года количество заболевших росло, а объемы продаж ЛП сохранялись в пределах показателей ежегодного тренда. Рост объемов коммерческого рынка ЛП с августа по сентябрь 2020 года (11%), если посмотреть на данные прошлого и позапрошлого годов (увеличение на 8,5% и 10,2% соответственно) за этот промежуток времени, является скорее частью сезонного тренда, а не следствием начала «второй волны» роста заболеваний коронавирусной инфекцией.
Для детального изучения динамики коммерческого рынка ЛП под влиянием фактора распространения ко-ронавирусной инфекции мы рассмотрим месячные изменения в долевом значении ряда лекарственных групп, в наибольшей степени связанных с противодействием проявлениям и следствиям пандемии (таблица 1).
Анализ соотношения долей АТС-групп I уровня в объёме аптечных продаж ЛП в марте 2020 года показывает, что несмотря на влияние коронавирусной инфекции в первую очередь на респираторную систему человеческого организма, произошел незначительный рост стоимостной и натуральной доли респираторных ЛП^) в сравнении с мартовскими показателями 2019 года
Гол Месяц Деля от стоимо стного объём продаж, ру5., % Доля от натурального объёма продаж, улак., %
В. N J £ М 1
2014 Март 13 6 и : 9 5 16.6 15.4 3.0
Сентябрь 13,7 11,5 и 16.5 15,9 7,1
2019 Март 1:.; 11.5 7,5 15.4 15.; б."
Сенаябрь 14,0 12 7,7 16,7 16,4 6,9
:о:о Март 13,1 11.0 9." 15.5 16,1 7,9
Сентябрь 13.: 11.4 9,8 I" 15.5 8,6
(составлено авторами на основе материалов [20 -27])
На основании представленных в таблице 1 данных мы можем констатировать, что пандемия не сильно повлияла на объем доли респираторных ЛП в структуре аптечных продаж в марте 2020 года, когда были зафиксированы пики объемов аптечных продаж ЛП на российском фармацевтическом рынке.
Анализ соотношения аптечных продаж ЛП также позволил выявить неоднозначный тренд в динамике изменений в долях стоимостных и натуральных объемов аптечных продаж лекарств для лечения заболеваний нервной системы (М). В стоимостном выражении мы видим незначительное снижение доли ЛП для лечения нервной системы в общем объеме аптечных продаж на фоне долевых показателей марта 2018 г. и 2019 г. (на 0,2% и 0,5% соответственно). Однако в натуральном объеме доля этой категории ЛП, выросла по сравнению с мартом 2019 и 2018 годов (на 0,8% и 0,7% соответственно). Таким образом, анализ данных представленных в Таблице 1 показывает, что экстремальные социальные и экономические условия, обусловленные введением карантинных мер для противодействия распространению коронавирусной инфекции, хоть и негативно сказываются на общем состоянии нервно-психологического здоровья человека, тем не менее, не оказали серьезного влияния на динамику изменения доли ЛП для лечения заболеваний нервной системы в общем объеме аптечных продаж.
Исследование долевого соотношения объемов аптечных продаж ЛП также позволило выявить значительный, в сравнении с другими категориями ЛП, рост доли объемов продаж противомикробных препаратов для системного использования (Т). В сравнении с мартовскими показателями долевого соотношения данной категории ЛП в структуре месячного объема аптечных продаж в 2018 и 2019 годов, мы можем отметить отсутствие однозначного тренда, обусловленного влиянием фактора пандемии коронавируса. Так, в натуральном объеме доля противомикробных ЛП для системного использования выросла на фоне показателей 2019 года (1,2%), однако немного снизилась при сравнении с цифрами 2018 года (0,1%). В структуре стоимостного объема аптечных продаж ЛП эта категория лекарств выросла по сравнению с мартовскими показателями как 2018, так и 2019 годов (на 0,2% и 2,2% соответственно). При анализе изменений доли данной категории ЛП в стоимостном и натуральном объеме аптечных продаж видно как в условиях распространения коронавирусной инфекции спрос на противомикробные препараты для системного использования значительно вырос в сравнении с 2019 годом, но практически не изменился на фоне 2018 года, когда существование пандемии никак не воздействовало на фармацевтический рынок, что в большей степени свидетельствует о незначительности влияния данного фактора на соотношение долей в структуре аптечных продаж при их максимальном росте за двухгодичный период.
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN; 2712-8482
Выделим мировые, глобальные тренды, оказывающие влияние на отечественный фармацевтический рынок.
Демографический тренд, который имеет двоякую структуру. С одной стороны, рост численности населения, с другой старение населения развитых стран. Такая демографическая ситуация привела к значительному изменению расходов на здравоохранение и особому интересу к профилактической и превентивной медицине. Новый подход фармацевтической индустрии заключается в переде от унификации к специализации учета потребительских предпочтений.
Прогрессирующая дифференциация, как тренд в региональном экономическом развитии. Специфические особенности правовых и нормативных требований в разных странах приводят к поиску новых форм взаимодействия на всех стадиях фармацевтической индустрии (аутсорсинг и новые формы логистики).
Урбанизация, как основной социальный тренд 20 и 21 века приводит к изменению маркетинга и работы с клиентами.
Проблема климатических и антропогенных влияний ставит во главу угла необходимость инновационных фармацевтических спецификаций.
Цифровизация и технологические открытия в фарминдустрии вызывают трансформацию конкурентной среды.
Изменение расходов на НИОКР при снижающейся рентабельности научных разработок. Данный тренд приводит к кооперации фармпроизводителей с крупными игроками химической промышленности и производителями медицинской техники (Рисунок 2).
^ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНА^ • Концепция здравоохранения, связанная с подбором лекарственной терапии в соответствии с индивидуалвными характеристиками пациентов (образ жизни, окружающая среда)
ПАЦИЕНТ ООР11ЕНТ11РОВАННАЯ МОДЕЛЬ
•Концепция, ориентированная на обеспечение доступности лекарствешшх препаратов для пациентов, обеспечиваемая тремя факторами: территориалвная доступноств, финансовая доступноств, \ доступное изложение инструкций__-
ЦИФРОВАЯ ФАРМА •Концепция, основанная на нсполвзованнн цнфроввгх технологий в здравоохранении (мобилвная медицина, телемедицина, медицинская информатика) н операционной деятельности ^ фармацевтических компаний___
•Концепция, основанная на переходе от химически синтезировашшх препаратов к препаратам биотехнологическим, характеризующимся более высокой эффективноствю и менвшнм количеством побочнвгх эффектов
вызываемой вирусом SARS-CoV-2 и тестирующих систем для определения этого вируса. В данной случае мы сталкиваемся с ситуацией пандемии и проблема коммерциализации, как в случаях других препаратов, не стоит. Мировой опыт, на примере Китая и Индии, демонстрирует, что местные производители способны конкурировать с международными фармацевтическими гигантами в своем регионе. Поэтому в литературе часто звучат рекомендации и прогнозы для фармацевтической отрасли России.
Авторы различных исследований рекомендуют осуществлять поддержку инновационных разработок четко и целенаправленно, при этом не оставлять без внимания производство как дженериков так давно разработанных и зачастую лишенных патентных ограничений препаратов. Кроме того, как развитие инновационных производств, так и осуществление традиционных фармацевтических производственных цепочек необходимо проводить в рамках долгосрочного планирования, макроэкономической стабильности и сбалансированных законодательных и регуляторных актов. Поэтому такое значение для дальнейшего развития фармацевтической имеет разработка и осуществление новой программы поддержки, «Фарма-2030». [17]
Таким образом, основные тенденция фармацевтического рынка можно условно разделить на две группы (Таблица 2).
Таблица 2 - Тенденции развития фармацевтического рынка России.
Рисунок 2 - Мировые тенденции фармацевтического рынка [9]
Программу ФАРМА 2020 Министерства промышленности и торговли РФ большинство авторов оценивают, как один из главных факторов роста российской фармацевтической промышленности. В период осуществления мероприятий данной программы доля фармацевтических компаний, ориентированных на технологические инновации, показала значительный прирост. Российские фармацевтические предприятия сделали попытку вложить средства в создание инновационных препаратов и отечественных субстанций (было поддержано более 400 проектов по созданию новых лекарственных средств (далее ЛС)). В отрасли появились предприятия с ярко выраженной инновационной направленностью, за время действия программы было построено 35 новых заводов. За период с 2011 (начало ФАРМА 2020) по 2019 г. российские производители значительно укрепили свои позиции на рынке, увеличив долю отечественных ЛС в коммерческом сегменте рынка на 8,5 % в стоимостном выражении. [DSM] Но в данном случае необходимо уточнить, что прирост характеризует не столько развитие отечественной промышленности, сколько изменение локализации иностранных производителей в России.
В тоже время, в большинстве исследований указывается, что Россия всё также не в первых рядах по количеству разработок инновационных лекарственных средств. Можно отметить успехи российских ученых в создании вакцины для профилактики коронавирусной инфекции,
Тенденции, связанные с глобальными трендами развития фарминдустрии и макроэкономическими реалиями Тенденции, связанные с государственным регулированием фармацевтического рынка РФ
Импортозамещение, локализация, развитие кластеров, как стратегический приоритет Усиление контрольных функций государства (затраты, которые формально ложатся на бизнес или конечного потребителя) - введение обязательной маркировки лекарственных препаратов
Внешняя рыночная среда неблагоприятна к распространению оригинальных препаратов и инновационных продуктов Рост доли отечественных лекарств в денежном выражении, а также существенный рост такой доли в натуральном выражении и по номенклатуре ЖНВЛП
Рост затрат, снижение доходности бизнеса Переход на стандарт GMP
Отсутствие устойчивых драйверов роста (в том числе ввиду снижения доходов населения, государственные заказы до 2020 росли незначительно) Давление ценового регулирования (правительством РФ была разработана методика ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, 2018)
Превалирование темпов роста коммерческого сектора готовых лекарственных средств (ГЛС) Изменение порядка государственной регистрации лекарственных препаратов (данное нововведение будет способствовать развитию контрактного производства лекарственных препаратов в России)
Низкий уровень НИОКР среди отечественных компаний и скорость внедрения инновационных разработок на рынок Подключение к системе ОФД аптечных учреждений (процесс позволяет повысить прозрачность рынка розничных продаж)
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Распространение коронави-русной инфекции безусловно оказало влияние на фармацевтический рынок России. Однако, проведенные результаты исследования позволили выявить совсем непредсказуемые тенденции: увеличение доли респираторных заболеваний, не оказало большого влияния на структуру объема продаж необходимых в данных случаях для лечения ЛС; не смотря на значительный рост количества заболевших, объемы продаж ЛП не претерпели изменений; также не повлияло на изменения объема продаж, соответствующих ЛП и увеличение обращений
262
OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC
пациентов с нервно-психологическими отклонениями в связи с введением карантинных мер.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Коронавирусная инфекция еще не побеждена, она будет продолжать оказывать влияние на весь мир, как здоровье людей, так и экономику, ну и, безусловно и фармацевтический рынок России. Поэтому, проведенное в данной статье исследование является только первоначальным этапом аналитической работы, позволяющей оценить тенденции развития отечественного фармацевтического рынка в условиях распространения коронавирусной инфекции. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Евстратов, А.В. Как чувствует себя фармрынок: тренды и прогнозы [Текст]/А.В. Евстратов, А.Е. Гончарова //Новая аптека. -2018. - № 2. - С.22-26.
2. Евстратов, А.В. Какие преимущества дает фармпредприя-тию анализ информации [Текст] / А.В. Евстратов, М.В. Кулакова // Новая аптека. - 2018. - № 1. - С.52-54.
3. Евстратов, А.В. Слияния и поглощения компаний на фармацевтическом рынке: мировой опыт и российская специфика: монография [Текст] / А.В. Евстратов, А.М. Измайлов; ВолгГТУ. - Волгоград, 2016. -156 с.
4. Болденков А.В. Фармацевтическая отрасль как составная часть экономики России //Молодежь и наука. 2019. № 5-6. С. 98.
5. Нежникова Е.В., Максимчук М.В. Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 102-112.
6. Абрамова М.Б. О проблемах и тенденциях развития российского фармацевтического рынка // Теоретическая экономика. 2018. № 2 (44). С. 106-112.
7. Квачахия Л.Л. О развитии фармацевтического рынка в РФ и ЦФО в современных экономических условиях // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 89-92.
8. Абрамов В.Л. Перспективы наращивания экспорта российской фармацевтической продукции в процессе формирования единого рынка евразийского экономического союза // Вопросы региональной экономики. 2018. № 4 (37). С. 3-10.
9. Шабалина Л.В., Чудновская В.Р. Тенденции развития мирового фармацевтического рынка // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 4. № 1 (3). С. 310-315.
10. Старикова М.С., Алали М.А. Основные тенденции развития российского фармацевтического рынка // Дневник науки. 2018. № 9 (21). С. 14.
11. Старкова Н.О., Река А.А. Проблема импортозависимости российского фармацевтического рынка // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2016. № 10. С. 245254.
12. Евстратов А.В., Пушкарев О.Н. Анализ структуры рынка производителей лекарственных средств на фармацевтическом рынке российской федерации // Известия Волгоградского государственного техническогоуниверситета. 2018. № 6 (216). С. 67-73.
13. Горлов В.В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций [Текст] / В.В. Горлов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - №7 (145). - С.22-27.
14. Киселев В.М., Савинков С.В., Лошков Б.Д. Прогноз развития российского химического комплекса (сценарный подход] как основа принятия управленческих решений // Вестник Академии. 2018. № 2. С. 42-47.
15. Ручкина ДА. Тенденции развития фармацевтического рынка России //Инновационная наука. 2019. № 5. С. 105-108.
16. Фармацевтический рынок России 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2019_ DSM_web.pdf (дата обращения 01.11.2020)
17. Мамедьяров З.А. Тенденции и перспективы российской фармацевтической отрасли и применимость мирового опыта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № S4 (32). С. 772780.
18. Чекулаева А.О., Сапожникова О.А. Проблемы и перспективы развития фармацевтического рынка (российский и мировой опыт) // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2017. № 1. С. 283-289.
19. Фахрутдинова Р.Р. Тенденции фармацевтической отрасли и ее привлекательность для инвестиций // Вектор экономики. 2018. № 7 (25). С. 8.
20. Фармацевтический рынок России: Декабрь 2018 г. [Электронный ресурс] URL: https://dsm.ru/docs/analytics/decem-ber_2018_ pharmacy_analysis.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
21. Фармацевтический рынок России: Декабрь 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://dsm.ru/docs/analytics/december_2019_ pharmacy_analysis.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
22. Фармацевтический рынок России: Март 2018 г. [Электронный ресурс] URL: https://dsm.ru/docs/analytics/march_2018_pharmacy_ana-lysis.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
23. Фармацевтический рынок России: Сентябрь 2018 г. [Элек-
тронный ресурс] URL: https://dsm.ru/docs/analytics/september_2018_ pharmacy_analysis.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
24. Фармацевтический рынок России: Март 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://dsm.rU/docs/analytics/march_2019_pharmacy_ana-lysis.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
25. Фармацевтический рынок России: Сентябрь 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://dsm.ru/docs/analytics/september_2019_ pharmacy_analysis.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
26. Фармацевтический рынок России: Март 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://dsm.ru/docs/analytics/march_2020_pharmacy_ana-lysis.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
27. Фармацевтический рынок России: Сентябрь 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://dsm.ru/upload/iblock/6ca/6ca622843e8b5 5882122e2b653bc35f1.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
Статья поступила в редакцию 09.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021