Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИЯ / УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попцова Ольга Сергеевна, Нефедова Мария Владимировна

Статья рассказывает о положительном влиянии занятий со служебными собаками на психоэмоциональное состояние обучающихся по специализации «Кинология». Авторы предполагают, что наличие у собак таких качеств, как обучаемость, контактность и привязанность к человеку способствуют установлению более тесного контакта между дрессировщиком и собакой, стабилизации психоэмоционального состояния у обучающихся и повышению качества обучения. В статье приведены результаты исследований психоэмоционального состояния обучающихся по специализации «Кинология» и сотрудников кинологической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ»

философии человека» [14, с. 295]. Возникает новый социальный институт - здравоохранение, обеспечивающий контроль над самими врачами, ограждая народ от шарлатанов и знахарей, а внутри него создаются особые структуры, призванные гарантировать квалификацию врача, причем основным критерием выступает клинический опыт. Новой функцией здравоохранения становится поддержание здоровья нации, а также формирование у людей «медицинского бдительного» сознания [14, с. 63]. Эти черты медицины-здравоохранения определяют процессы социализации медицины и медикализации общества, которые беспрецедентно усиливаются биотехнологическим прогрессом.

Итак, анализ показал, что выделенные выше социокультурные основания генезиса биоэтики в совокупности проблематизировали неопределенность сущности человека и неустойчивость его природы, что проявилось в появлении биоэтики, предназначение которой с самого начала было направлено на обеспечение прав, свобод и защиту достоинств человека.

Таким образом, к концу 60-х годов XX века вопросы «что такое человек?», «в чем сущность человека?» перестали быть предметом интереса исключительно философии. Адекватные ответы потребовались общественной практике и конкретным людям в связи с тем, что появилась необходимость защиты отдельного человека и его целостности. В то же время в современном обществе сложилась парадоксальная ситуация: медицина, изначально возникшая с целью лечения и спасения человека, в процессе своей социализации стала все чаще выполнять репрессивные функции, что наглядно показал Нюрнбергский процесс.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФ РАН, 1995. 348 с.

2. Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике. [Электронный ресурс] URL: http://www.guseinov.ru/ publ/Razmyshl.html (дата обращения: 17.03.2014).

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.

4. Никулина М.А. Биотехнологии в медицине и современный социум: биоэтический аспект // Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 19. № 1. С. 249257. [Электронный ресурс] URL: http:// www.ivdon .ru /magazine/archive/n1y2012/667 (дата обращения 06.03.2012).

5. Беляев В.А. Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций. М.: ЛКИ, 2007. 416 с.

6. Никулина М.А. Социоанализ методологических стратегий современной биоэтики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-2 (36). С. 138-141. [Электронный ресурс] URL: www.gramota.net /materials/3/2013/10-2/35.html (дата обращения

07.10.2013).

7. Поттер Ван Р. Биоэтика: мост в будущее / Под ред. С.В. Вековшининой, В.Л. Кулиниченко; пер. с англ. Т.Г. Будковской, С.В. Вековшининой. Киев: Издатель Карпенко, 2002. 216 с.

8. Робертсон Р. Дискурсы глобализации: предварительные размышления / Р. Робертсон // Россия и современный мир. 2001. № 1. С. 215-218.

9. Суслова Р.А. Культура и антропологический кризис: современное понимание // Журнальный клуб Интелрос «Credo New». 2011. №3. [Электронный ресурс] URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo-new-3-2011/11056-kultura-i-antropologicheskij-krizis-sovremennoe-ponimanie.html (дата обращения: 17.03.2014).

10. Тищенко П.Д. Биоэтика как теоретическое основание образования членов этических комитетов // Национальные и локальные комитеты по биоэтике: опыт Центральной и Восточной Европы. Материалы международных научных конференций по биоэтике / Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич, Г.В. Годовальникова, Д.С. Денисова. Минск: Проспектплюс, 2006. 180 с. С. 28-33.

11. Тищенко П.Д. Угроза множественности и идея гуманитарной экспертизы // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2008. 230 с. С. 102-128.

12. Тоффлер Э. Третья волна /Пер. с англ.; Вступ. ст. П. Гуревича. М.: ООО «Фирма «Издатетьство ACT»», 1999. 784 с.

13. Фоушин Н. Зачем нужна медицинская этика? [Электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/uplfile /ethics/biblio/fotion_2.html (дата обращения:

17.03.2014).

14. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.

15. Хренов Н.А. Глобализация в истории становления идеологии модерна // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. М.: ГИИ, 2005. 492 с. С. 16-67.

16. Engelhardt T.H. Jr. Global Bioethics: An Introduction to The Collapse of Consensus // Global Bioethics: The Collapse of Consensus / Edited by H. Tristram Engelhardt, Houston: Jr. Rice University, 2006. pp. 117.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ

Попцова Ольга Сергеевна

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры зоотехнии, Пермский институт

ФСИН России, г. Пермь Нефедова Мария Владимировна курсант 4 курса учебно-строевых подразделений, Пермский институт ФСИН России, г. Пермь

Poptsova Olga, candidate of agricultural Sciences, Perm Institute of the Federal Penal Service the Russian Federation Nefedova Mariya, Perm Institute of the Federal Penal Service the Russian Federation

АННОТАЦИЯ

Статья рассказывает о положительном влиянии занятий со служебными собаками на психоэмоциональное состояние обучающихся по специализации «Кинология». Авторы предполагают, что наличие у собак таких качеств, как обучаемость, контактность и привязанность к человеку способствуют установлению более тесного контакта между дрессировщиком и собакой, стабилизации психоэмоционального состояния у обучающихся и повышению качества обучения.

В статье приведены результаты исследований психоэмоционального состояния обучающихся по специализации «Кинология» и сотрудников кинологической службы.

SUMMARY

The article talks about the need for tribal selection of service dogs on indicators such as learning, engaging and affection for the man. The authors suggest that the presence of these qualities in animals promote closer contact between the handler and the dog, which leads to stabilization of the emotional state of the students and improve the quality of education.

In article results of research on the emotional state of students majoring in «cynology» and employees of a service dog.

Ключевые слова: служебные собаки; эмоциональное состояние; обучение; тревожность; агрессия; уравновешенность; возбуждение.

Key words: working dog; emotional state; learning; anxiety; aggression; balance; initiation.

Эффективность деятельности специалистов кинологической службы во многом зависит от способности собаки усваивать определенный курс общей и специальной дрессировки и выполнять требования дрессировщика. Задача специалистов состоит в том, чтоб в минимальные сроки обучить собаку комплексу необходимых навыков, что возможно при наличии у собаки высокой врожденной способности к обучению [4, с.25]. В таком случае для разведения собак, предназначенных для использования в кинологической службе, следует отбирать животных, имеющих хорошо выраженную мотивацию к обучению, стремление выполнять приказы человека, способность подстраиваться под его эмоциональное состояние.

Опыт практической деятельности показывает, что связь между психологическим настроем кинолога и состоянием собаки оказывает решающее значение на выполнение стоящих перед ними задач. У кинологов, которые умели ставить реально выполнимые задачи, и обладали умеренно выраженными личной и ситуативной тревожностью, собаки в большинстве случаев обучались и работали эффективнее, чем у тех, кто в течение срока подготовки собаки отличался изменениями в самооценке. Определенно можно говорить о наличии связи между человеком и обучаемым животным, которая возникает в тех случаях, когда отношения между сторонами наиболее оптимальны. Не вызывает никаких сомнений, что влияние такой связи сказывается и на состоянии дрессировщика, доказано, что собаки оказывают благотворное воздействие на психологию и здоровье человека [2, с. 160; 5].

В условиях учреждений ФСИН агрессивная внешняя среда является неотъемлемой частью несения службы. Именно этот факт послужил основой для проведения исследований среди сотрудников-кинологов и курсантов, обучающихся по направлению подготовки «Зоотехния» специализация «Кинология».

Цель исследования. Настоящая работа выполнена с целью изучения психоэмоционального состояния, возникающего у обучающихся в процессе обучения, а также установления влияния животных (служебных собак) на эмоциональную устойчивость обучающихся и мотивацию на повышение работоспособности и эффективности учебной деятельности. Тестирование обучающихся на курсах повышения квалификации проводилось с целью установления зависимости психоэмоционального состояния от опыта и уровня квалификации сотрудников.

Материалом к написанию данной работы послужили исследования, проведенные на кафедре зоотехнии Пермского института ФСИН России, всего было исследовано 56 человек с I по IV курс и 9 сотрудников, обучающихся на курсах повышения квалификации. Возрастные категории исследуемых находились в пределах 17-48 лет.

Эксперименты проводились в учебных аудиториях, в спокойной обстановке. У курсантов III курса тестирование проводилось дважды в спокойной обстановке до занятия по дрессировке собака и сразу после занятия. В тестах оценивалось эмоциональное состояние обучающихся по следующим показателям: «спокойствие-тревожность», «энергичность-усталость», «приподнятость-подавленность», «уверенность в себе-беспомощность», что позволяет выявить самооценку в отдельности по каждому показателю.

Результаты исследования.

В процессе исследований были выявлены некоторые особенности психоэмоционального состояния, обусловленные процессом обучения у курсантов-кинологов и служебной деятельностью у сотрудников кинологической службы, обучающихся на курсах повышения квалификации.

Основные результаты исследований представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика степени устойчивости эмоционального состояния курсантов и сотрудников

Неустойчивое, Устойчивое тревож- Стабильное, Приподнятое,

Тревожное состояние ное состояние, уравновешен- Возбужденное

скрытая агрессия ное состояние состояние

I курс(14 учебная группа) 47,4% 26,3% 21% 5,3%

II курс (25 учебная группа) 54,5% 18,2% 18,2% 9,1%

III курс (35 учебная группа) 50% 37,5% 12,5% -

IV курс (45 учебная группа) 27,8% 27,8% 33,3% 11,1%

Курсы повышения квалификации 11,1% 11,1% 55,6% 22,2%

Результаты таблицы указывают, что наблюдается стабильная динамика снижения уровня скрытой тревожности у курсантов с I по IV курс, достигая минимального значения у наиболее подготовленных сотрудников курсов повышения квалификации.

Наибольший уровень скрытой тревожности (54,5%) выявлен у курсантов второго года обучения, что возможно связано с особенностями морально-психологического климата в данной учебной группе. Общий уровень тревожности при тестировании в спокойной обстановке был выше других у курсантов III курса, которые занимаются дрессировкой служебных собак. У них также установлено отсутствие приподнятого, возбужденного состояния. Самый низкий уровень тревожности выявлен у курсантов IV курса (27,8%), у них же отмечен самый высокий показатель уровня уравновешенности среди групп курсантов

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

(33,3%), а также наивысший уровень приподнятого эмоционального состояния (11,1%).

Сотрудники курсов повышения квалификации демонстрируют наиболее стабильные показатели, у них отмечен наибольший процент стабильного и приподнятого состояния, соответственно 55,6% и 22,2%.

Таким образом, предположим, что длительная профессиональная деятельность, включая профессиональную среду, воздействует на функциональное состояние специалиста-кинолога, который способен регулировать собственное состояние и эмоции в зависимости от ситуации и своих возможностей.

Анализ возрастной устойчивости психоэмоционального состояния обучающихся указывает, что пик тревожности приходится на возраст 19-20 лет и резко уменьшается с увеличением возраста, достигая минимума к возрастной категории 25-48 лет (рис.1).

□ Тревожное состояние

□ Уравновешенное состояние

□ Приподнятое,возбу жденное состояние

I курс (17- II курс (17-19 III курс (19-20 IV курс (21-25 курсы 18лет) лет) лет) лет) повышения

квалификации (26-48 лет)

Рис.1. Динамика эмоционального состояния курсантов и сотрудников в зависимости от возрастной категории

Особое внимание обращалось на эмоциональное состояние курсантов III курса, которые проходят практическое обучение со служебными собаками. Анализ диаграммы показывает, что у курсантов III курса отмечалось повышение степени уравновешенности после занятий по

дрессировке служебных собак по сравнению со спокойной обстановкой на 14,1% (рис.2). У них также отмечено наличие приподнятого, возбужденного состояния после общения с собакой, увеличение уверенности в собственных силах (рис.2).

100 г 90-' 80 ' 70 '

До занятий После занятий

дрессировкой дрессировкой

□ Неустойчивое,тревожное состояние

□ Устойчивое тревожное состояние,скрытая агрессия

□ Стабильное,уравновешенное состояние

□ Приподнятое возбужденное состояние

Рис.2. Динамика эмоционального состояния курсантов III курса до занятий дрессировкой и после

Степень эмоциональной уравновешенности, уверенности в себе, приподнятого состояния после занятия дрессировкой и тренировкой служебных собак выросла на 20,8%, а показатель устойчивого тревожного состояния и чувство агрессии уменьшились на 17,5%.

Таким образом, исследованиями установлено, что наивысшая индивидуальная устойчивость психоэмоционального состоянии наблюдается у курсантов после занятий со служебными собаками. На основании этого можно предположить, что эмоциональное состояние обучающегося зависит от прочности контакта в паре человек-собака. Чем прочнее связь между ними, тем выше показатели спокойствия, стремления к деятельности, энергичности. Устойчивость психоэмоционального состояния имеет тенденцию к повышению, связанную с возрастом обучаемых и сроком обучения.

Данные показатели в целом согласуются с исследованиями, проведенными среди курсантов Пермского военного института ВВ МВД России, которые также показали, что у курсантов с I по III курс отмечается положительная динамика в сторону снижения нервного напряжения, что, может быть следствием развития адаптивных способностей к действию стрессоров у курсантов с возрастом и стажем обучения [1, с.122; 4, с.25].

Рассматривая биологический комплекс «дрессировщик — собака», следует исходить из того, что взаимодействие и взаимосвязь этих самостоятельных биологических систем обуславливается не только внутренним состоянием каждой системы, но и социально-биологическими

отношениями между ними, складывающимися в условиях конкретной среды обитания [2, с.17].

При подборе пар кинолог-собака необходимо учитывать соответствие типов нервной деятельности животного и человека, а также способность собаки к обучаемости, желание работать с человеком. Следовательно, при разведении собак служебных пород необходимо уделять должное внимание отбору собак по способности к дрессировке, привязанности и контактности к человеку.

Литература

1. Бочкарев С. В., Бочкарева Е. В Влияние стресса на показатели гемодинамики у курсантов// Кинологический вестник ПВИ ВВ МВД, Пермь. 2006. С.122-128.

2. Калягина Г.В. Сравнительная психология и зоопсихология, СПб: Питер, 2001. 416с.

3. Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: Монография. - Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2006. - 160 с.

4. Шалабот Н.Е., Бочкарева Е.В., Садыкова Ю.Р. Изучение некоторых аспектов физического развития и физической работоспособности курсантов - кинологов // Материалы III Самарской региональной научно-практической кон-ференции ученых и педагогов-практиков. - Самара, 2005. - С. 25 -31.

5. http://zooshef.ru/articles/polozhitelnoe_vlijanie_sob ak_na_zdorove_cheloveka. Дата обращения 22.11.2014.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО

ЧЕЛОВЕКА

Роянова Ксения Валерьевна

Студентка 3 курса, Северо-Восточный государственный университет, город Магадан SOCIOLOGICAL STUDY OF MUSICAL CULTURE OF A YOUNG MAN

Royanova Kseniya Valerevna, 3rd year student, Northeastern State University, the city of Magadan

АННОТАЦИЯ

Анализ полученных данных в ходе проведенного глубинного интервью позволил сказать, что музыка способна изменять у личности не только их взгляды на различные вещи, но также влиять на их восприятия реальности окружающего их социального мира, представления, интересы, внешние характеристики, особенности их деятельности и т.д. Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то, каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Мы можем сказать, что музыка не играет роль основного стимула, для какой-либо деятельности у студентов, но при этом она способна дополнять эту деятельность и тем самым вносить разнообразие в повседневность индивида.

ABSTRACT

Analysis of the data obtained in the course of in-depth interviews allowed to say that music can change in personality, not only their views on various things, but also influence their perception of reality surrounding social world, views, interests, external characteristics, especially their activities and so on. d. This study allowed us to study features of formation of musical culture of the young man, as well as the way in which music culture influences the personality of the individual, his daily life. We can say that the music is not playing the role of the main stimulus for any activity in students, but it can complement these activities and thus contribute to the diversity of everyday life of the individual.

Ключевые слова: социология музыки, музыкальные стили, музыка, молодежь, музыкальные интересы; sociology of music, musical styles, music, youth, musical interests.

Современное общество идентифицирует всех индивидов по различным социальным статусам. Индивид имеет как врожденный социальный статус, так и способен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приобретать различные социальные статусы в зависимости от своих потребностей и интересов. Также зачастую социальный статус диктует определенные нормы и правила, которые, так или иначе, оказывают воздействие на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.