Научная статья на тему 'Корреляция некоторых нейропсихических показателей курсантов-кинологов с эффективностью дрессировки служебных собак'

Корреляция некоторых нейропсихических показателей курсантов-кинологов с эффективностью дрессировки служебных собак Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ-КИНОЛОГИ / СЛУЖЕБНЫЕ СОБАКИ / НЕЙРОПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДРЕССИРОВКА / CADETS CYNOLOGISTS / GUARD DOGS / NEUROMENTAL QUALITIES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Юлия Рамисовна

Работа нацелена на повышение эффективности подготовки офицеров-кинологов. Изучены показатели высшей нервной деятельности курсантов-кинологов во взаимосвязи с успешностью дрессировки служебных собак. Психодиагностическое исследование показало, что курсанты обладают хорошими мыслительными показателями и сильными чертами темперамента, ситуативны, экстравертивны. Успешность дрессировки положительно коррелирует с темпераментом, непроизвольной памятью, искренностью, экстравертивностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Юлия Рамисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work is aimed at increase of efficiency of training of officers-cynologists. Indicators of higher nervous activity of cadets cynologists in interrelation with success of training of guard dogs are studied. Psychodiagnostic study showed that the students have good mental performance and strong traits of temperament, situational, extravertive. Success of training positively correlates with temperament, involuntary memory, sincerity, extraversion.

Текст научной работы на тему «Корреляция некоторых нейропсихических показателей курсантов-кинологов с эффективностью дрессировки служебных собак»

УДК 612.821 + 636.74 + 355.51

КОРРЕЛЯЦИЯ НЕКОТОРЫХ НЕЙРОПСИХИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КУРСАНТОВ-КИНОЛОГОВ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Садыкова Юлия Рамисовна, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

E-mail: deva-zod@mail.ru

Аннотация. Работа нацелена на повышение эффективности подготовки офицеров-кинологов. Изучены показатели высшей нервной деятельности курсантов-кинологов во взаимосвязи с успешностью дрессировки служебных собак. Психодиагностическое исследование показало, что курсанты обладают хорошими мыслительными показателями и сильными чертами темперамента, ситуативны, экстравертивны. Успешность дрессировки положительно коррелирует с темпераментом, непроизвольной памятью, искренностью, экстраверт ивностью.

Abstract. Work is aimed at increase of efficiency of training of officers-cynologists. Indicators of higher nervous activity of cadets cynologists in interrelation with success of training of guard dogs are studied. Psychodiagnostic study showed that the students have good mental performance and strong traits of temperament, situational, extravertive. Success of training positively correlates with temperament, involuntary memory, sincerity, extraversion.

Ключевые слова: курсанты-кинологи, служебные собаки, нейропсихические качества, дрессировка

Key words: cadets cynologists, guard dogs, neuromental qualities, training.

На современном этапе реализации компетентностного подхода в системе образования, в том числе, военного, на первое место выходит профессионализм выпускников вузов. Для будущего офицера-кинолога в понятие компетентности входят и те знания, умения и навыки, в результате которых он должен быть не только высококвалифицированным офицером, но и организатором кинологической, а часто и ветеринарной деятельности. У курсанта должны сформироваться соответствующие компетенции, в число которых входит и способность профессиональной подготовки собаки, и ее использование как специального средства. В Пермском военном институте программой определено, что уже на первых курсах обучения курсантов-кинологов формируются основополагающие знания и навыки по теории и практике дрессировки собак, со

2 курса они подкрепляются знаниями по физиологии высшей нервной деятельности собаки и человека, на практике дрессировки собак происходит формирование военно-профессиональных компетенций. Учеными было показано, что весьма актуально для специалистов-кинологов своевременно прогнозировать успешность дальнейшей профессиональной деятельности [1; 2]. Исходя из вышесказанного, целью исследования было изучение корреляции некоторых нейропсихических характеристик курсантов-кинологов 3 курса обучения Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации с их работой со служебными собаками.

Материалы и методы. В работе участвовало 20 курсантов Пермского военного института 3 курса кинологического факультета 18-22 лет с закрепленными за ними по практике дрессировки служебными собаками ремонтного назначения в возрасте 2-7 лет. Юноши находились в сходных бытовых условиях, испытывали равную нагрузку по учебно-боевой деятельности. Методом психодиагностического тестирования определялись степень развития памяти, формула темперамента, вклад в мышление правого и левого полушария мозга, коэффициент интеллекта и индивидуально-психологический склад личности по Айзенку [3]. Показатели высшей нервной деятельности собак изучены по экспертной оценке преподавателей курса практики дрессировки собак. Учтены характеристики успешности в дрессировочной деятельности. Корреляционный анализ проводили с учетом породной, возрастной и половой принадлежностью животных, времени использования по ремонтному назначению.

Результаты и обсуждение. Курсанты-кинологи 3 курса обучения обладают показателями мыслительной деятельности на уровне «средний» и «выше среднего». У преобладающего большинства респондентов показатель непроизвольной памяти был средним и выше (рис. 1). Кратковременная память была в рамках нормы, но в 45% случаев ответы свидетельствовали о низком ее качестве.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 1 Количество курсантов-кинологов 3 курса (%) с разной степенью развития непроизвольной памяти

Коэффициент интеллекта составил в среднем 120 баллов, что соответствует требованиям к обучению в вузе, и только у трети выборки он был около 100 баллов (рис. 2). Некоторая межполушарная асимметрия характерна только 15% курсантов, 75% ответов свидетельствовали о смешанном мышлении, показывая, что в зависимости от ситуации курсанты используют то правополушарное, то левополушарное мышление, то есть ситуативны, что коррелировало с результатом теста Айзенка.

Рис. 2 Уровень интеллекта курсантов-кинологов 3 курса

У доминирующего большинства испытуемых в формуле темперамента преобладают сильные свойства нервной системы: 26% холеризма, 31% черт сангвиника, чуть меньше флегматика и 13% в формуле меланхолизма. Детализация показателя, приведенная на рисунке 3, показала, что в выборке холеричные свойства темперамента выражены у 70% испытуемых на уровне средней и небольшой степени; сангвиничные - у 80% ярко и на среднем уровне,

характеристики флегматика свойственны по равным долям респондентам: по 2030% с доминирующих позиций до небольшого вклада; у большинства курсантов 3 курса меланхоличные качества слабо проявлены (у 70%). По показателям анкеты Айзенка выяснилось, что 60% юношей ситуативны, 75% обладают амбивертивностью, по психической устойчивости 30% нормостеничны, 40% -несут черты конкордантности (табл. 1). В целом индивидуально-психические характеристики положительны, но индивидуально разнообразны, что свидетельствует о процессе продолжающейся адаптации к обучению, но вероятно, является и сигналом того, что именно на этом курсе обучения происходит активное взаимодействие со служебными животными, что, вероятно, является мощным стимулом перестройки стереотипичных нейропсихических установок.

Таблица 1

Индивидуальный психический склад по Г. Айзенку курсантов-кинологов 3 курса, % от всей выборки

Искренность Откровенность 40

Ситуативность 60

Лживо сть -

Экстр авер сия Потенциальный интроверт 10

Аноиверт 75

Потенциальный экстраверт 15

Экстраверт -

Нейр слизи Сверхконкорд ант 5

Конкорд ант и потенциальный конкорд ант 40

Норыостеник 30

Потенциальный дискордант 25

вкладом каждого типа темперамента

Собеседование с преподавателями курса дрессировки собак и экспертная оценка позволили существенно дополнить проведенное исследование. Положительная характеристика по успешности контакта с собакой была дана только 55% испытуемым курсантам, часть из которых хорошо «видят поведение собаки», некоторые противоречат указаниям преподавателя, но основная доля высоко мотивированы. 25% курсантов, отличающиеся уравновешенным отношением к своему служебному животному, показывают хорошие результаты, двое - проявляют недостаточные усилия для закрепления результата дрессировки, остальные имеют только удовлетворительный результат в работе с собакой, причем в последней подгруппе два отличника по учебе в целом, проявляющие значительную усердность в дрессировочном процессе.

Несомненно, для анализа приведенной оценки работы курсанта как дрессировщика, необходимо понимать, что 50% успешности процесса зависит от самого животного, так как курсант и дрессируемая им собака - тесный биосоциальный тандем. Рядом ученых доказано это [4; 5]. Мы проанализировали учтенные нейропсихические качества в корреляции с характеристиками животных (рис. 4). В выборочной группе 18 собак породы немецкая овчарка, 2 -малинуа. 30% собак (старше 2 лет) уже имели опыт взаимодействия с дрессировщиком, остальные - подвергаются курсу дрессировки впервые (так называемая группа «с нуля»). Выяснено, что преобладающая часть служебных собак, закрепленных за испытуемыми курсантами (16 из 20 животных), являются сангвиниками, то есть у них преобладают сильные уравновешенные свойства нервной системы, черты холеризма, с признаками гиперактивности, свойственны только одной собаке, флегматизма, с чертами легкой подчиненности и слабой «добычности» - двум собакам выборки.

Корреляционный анализ показал функциональные взаимосвязи умеренного характера по ряду показателей. Не отличаются теснотой связи с дрессировочными показателями доминирование правого полушария и уровень интеллекта, хотя по последнему критерию интересна умеренная прямая взаимосвязь с принадлежностью собак к мужскому полу. Наиболее значимые корреляции следующие. Отрицательная связь темперамента собаки (по шкале «сангвиник-холерик-флегматик») с непроизвольной памятью, вероятно, объясняется тем, что подвижные типы темперамента собаки хорошо совместимы с высоким уровнем того вида памяти, когда работа с собакой опосредуется непроизвольно запомненным материалом, зачастую воспроизводимым лучше, чем специально запоминаемый.

А - опыт работы с дрессировщиком Б - темперамент собак

Рис. 4 Экспертная оценка собак, закрепленных за курсантами

Обратные корреляции отмечены между готовностью собаки к послушанию в дрессировке и степенью холеризма дрессировщика, но при этом г=+0,46 между сангвинизмом хозяина и самим качеством лояльности животного. Умеренная связь обнаружилась между управляемостью собакой у тех курсантов, у которых сравнительно более выражен вклад меланхолика, что можно объяснить способностью «чувствовать собаку». Интересно, что более искренни в своей личностной позиции курсанты, которые чаще хотят работать с немецкими овчарками более молодого возраста, «с нуля». Логичной была положительная взаимосвязь уровня экстравертивности с оценкой курсанта как дрессировщика, данной преподавателем.

Заключение. Повышение профессионализма выпускников факультета кинологии Пермского военного института неразрывно связано с тесной работой со служебными собаками. Относительно качественные показатели деятельности мозга объясняются годом обучения, активным взаимодействием с собаками, совершенствованием механизмов адаптации, вступлением в возрастной период взрослости, что совпадает с возрастанием в это время концентрации внимания, памяти, качества усвоения информации, то есть в целом всех мыслительных процессов. Нейропсихические качества кинолога накладывают четкий отпечаток на весь дрессировочный процесс. При решении задачи оценки качества взаимодействия кинолога и собаки на примере курсантов-кинологов третьего курса, задействованных в практике дрессировки собак, мы убедительно доказали, что такие качества, как темперамент, непроизвольная память, искренность, экстравертивность коррелируют с показателями успешности их работы со служебными животными.

Список использованных источников:

1. Борисов В.В. Психологические условия повышения эффективности деятельности специалистов-кинологов розыскной (поисковой) службы: Автореф. дис.. ..канд. псих. наук. - Москва, 2013. - 19 с.

2. Дорофеев В.С., Киселев Д.С. Оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России // Современные проблемы науки и образования. - 2012, № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=8087 (дата обращения: 11.10.2018)

3. Руководство к лабораторным и практическим занятиям по физиологии: учебно-методическое пособие / Сост. Ю.Р. Садыкова, Е.В. Бочкарева. - Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2006. - 251 с.

4. Жук Н.В. Зависимость работы служебной собаки от психологического состояния кинолога // Материалы V Междунар. научно-практ. конфер. «Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе» - Ростов-на-Дону, 2016. - С. 30-32.

5. Лебедева Е.В., Пикалова М.А. Личностные качества кинолога как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 6-1 (12). - С. 731-737.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.