DOI 10.31588/2413-4201-1883-244-4-148-152
УДК 636.74:636.047
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ДРЕССИРОВКИ НА СТЕПЕНЬ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ У СОБАК СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД
Попцова О.С.1 - к.с.-х.н., доцент кафедры зоотехнии, Шеремета Т.В.1 - к.пед.н., ст. преподаватель кафедры кинологии, Щербакова Е.А.2 - магистрант
1ФКОУ ВО «Пермский институт» 2ФГБОУ ВО «Кузбасская сельскохозяйственная академия»
Ключевые слова: дрессировка, кликер-дрессировка, виды подкрепления, служебные собаки, условный рефлекс, навык, методы, приемы дрессировки
Keywords: training, clicker-training, types of reinforcement, service dogs, conditioned reflex, skill, methods, techniques of training
Сотрудникам кинологических подразделений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 30 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», делегировано право применять служебную собаку в качестве специального средства [3].
К выполнению служебных задач допускаются специалисты-кинологи со служебными собаками, которые должны быть подготовлены по общему и специальному курсам дрессировки [2]. Только после прохождения общего курса дрессировки служебная собака допускается к обучению по программе специального курса дрессировки по определенному направлению службы - поиску наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, по караульной службе. Собака считается подготовленной, если она четко выполняет приемы общего послушания и безотказно подчиняется командам специалиста-кинолога. При этом необходимо учитывать, что собака должна быть подготовлена в максимально короткие сроки и сформированные навыки должны сохраняться у нее длительное время [1].
Изначально до 2020 года методики дрессировки служебных собак устанавливались ведомственными нормативными актами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, но, с января 2020
года, согласно новому приказу по ведомству, определено, что специалист-кинолог имеет право дрессировать (тренировать) закрепленную за ним служебную собаку по методу, выбранному им самостоятельно, с учетом особенностей нервной системы собаки.
Наибольшее распространение в кинологической службе ФСИН России получили методы обучения с использованием положительного подкрепления, основанные на оперантном научении, при котором животное развивает целенаправленную деятельность (инструментальный условный рефлекс) для удовлетворения своих потребностей.
Среди гражданских дрессировщиков широкое распространение получил метод кликер-дрессировки, основанный на выработке условного рефлекса на звук кликера. Специальное устройство - кли-кер, которое при надавливании на него издает щелкающий звук [4]. Щелчок следует сразу за каждым правильным действием собаки, после чего собаке дают лакомство. Собака понимает, за что ее поощряют. В случае неправильного действия собаки -щелчок не производится, собака не получает лакомство и воспринимает это как наказание.
Данный метод позволяет по-новому взглянуть на процесс дрессировки и организовать взаимодействие в паре человек-собака без лишних команд слов и движений [5].
Современные условия и повышен-
ная нагрузка на сотрудников диктуют новые требования к подготовке собак, в связи с чем, становится актуальным вопрос подбора наиболее эффективных методов дрессировки в условиях силовых структур Российской Федерации.
Материал и методы исследований. Исследования проводились в условиях кинологических подразделений учреждений УИС с 2019 по 2020 год. Материалом исследования служили собаки породы немецкая и восточноевропейская овчарка общим количеством 24 головы. Распределение по половой принадлежности было следующим - 12 кобелей и 12 сук. Из исследуемых животных сформированы три группы по 8 голов в каждой по методу пар-аналогов. Все животные соответствовали требованиям, предъявляемым к методу пар-аналогов. Собаки были отобраны из трех пометов, имели одинаковый возраст - 6 месяцев, среднюю живую массу 21-25 кг для сук и 23-28 кг для кобелей, схожие преобладающие реакции поведения (активно-оборонительную и пище-
Для проведения опыта были выбраны три метода дрессировки: контрастный, основанный на механическом воздействии, вкусопоощрительный, основанный на поощрении лакомством, и кликер-дрессировки.
Условным раздражителем в опыте являлась команда дрессировщика. Для всех групп собак применяли безусловное пищевое подкрепление - лакомство.
Для первой группы действие условного раздражителя подкреплялось механическим раздражителем (нажатие рукой), при правильном выполнении команды собакам давали лакомство. Применяемые механические и пищевые раздражители по
вую). Подопытные собаки характеризовались как уравновешенные, устойчивые к раздражителям и внешнему воздействию животные. До прохождения исследования служебные собаки прошли социализацию, приучение не бояться резких громких звуков.
Животные были проверены ветеринарным специалистом на отсутствие хронических заболеваний. Внешний осмотр проводился утром в период кормления. Все собаки были подвижны, имели хорошую упитанность, блестящую шерсть, плавные равномерные движения, поедали корм охотно, но без жадности. Зубы, зрение и слух в норме.
Дрессировку каждой группы проводили за час до кормления. Перед каждой дрессировкой осуществлялся выгул собак в течение 15-20 минут. Отдых между дрессировками проходил в вольерах, отведенных под содержание каждой из собак. Продолжительность опыта составляла 66 дней. Схема опыта приведена в таблице 1.
своему биологическому значению являются противоположными - контрастными [6].
Во второй группе условный рефлекс вырабатывали с помощью пищевых раздражителей, при правильном выполнении команды применяли положительное подкрепление - собаке давали лакомство с использованием слова-маркера «хорошо» и проводили поглаживание рукой.
Третья группа дрессировалась с помощью кликера. Желательное поведение собаки подкреплялось щелчком кликера с одновременной дачей лакомства. Кликер обеспечивает одинаковый звук, который собака в процессе дрессировки учится ассоциировать с лакомством.
Таблица 1 - Схема научно-хозяйственного опыта
Группа Порода Количество, голов Метод дрессировки
суки кобели
1 группа Восточноевропейская овчарка 2 2 Контрастный
Немецкая овчарка 2 2
2 группа Восточноевропейская овчарка 2 2 Вкусопоощрительный
Немецкая овчарка 2 2
3 группа Восточноевропейская овчарка 2 2 Кликер-дрессировка
Немецкая овчарка 2 2
Путем сочетания сигнала дрессировщика с ответным действием собаки на безусловный раздражитель вырабатывается условный рефлекс. Одноразовые сочетания не вызывают образования стойкого условного рефлекса [7]. В среднем требуется 30-40 сочетаний для образования условного рефлекса, который упрочняется до навыка при применении многократных сочетаний в определенном режиме (чередование упражнений и отдыха).
Опыт проходил в 3 этапа. Первый этап включал приучение собак к методу дрессировки, проводился в течение пяти дней, продолжительность рабочего состояния не превышала 10-15 минут, между упражнениями интервалы для отдыха 5-10 минут. На шестой день собаки отдыхали. Второй этап - закрепление отрабатываемого навыка в течение пяти дней интенсивной дрессировки. После пяти дней интенсивной дрессировки делали пятидневный перерыв на отдых. На шестой день проводилась проверка закрепления отрабатываемого навыка. Далее следовала дрессировка по закреплению нового навыка. Третий этап - проверка степени закрепления условного рефлекса после семидневного перерыва в дрессировке, с собакой в этот период только играли и выгуливали. На восьмой день собак проверяли на степень
закрепления условного рефлекса на каждую из команд. Проверка проводилась в утренние часы перед кормлением.
Этап состоял из 7 подходов с чередованием выполнения каждой из команд «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Апорт», «Ищи» (при выборке вещи), которые являются основополагающими в дрессировке служебных собак и влияют на их работоспособность. В связи с этим степень закрепления условных рефлексов в опытных группах при использовании различных методов дрессировки изучалась на выполнении именно этих команд. По каждому комплексу упражнений производился подсчет количества положительных подходов, анализ качества, четкости, заинтересованности собаки в выполняемом упражнении. Полученный цифровой материал обрабатывался биометрически.
Результаты исследований. Формирование навыка определялось количеством правильно выполненных команд в одном подходе. По полученным результатам делали вывод о влиянии использования метода кликер-дрессировки и других методов на степень закрепления условных рефлексов, о целесообразности дальнейшего применения исследуемых методов дрессировки. Результаты исследований по каждой из групп отражены в таблице 2.
кие показатели степени закрепления условного рефлекса в данной группе отме-
Таблица 2 - Результаты исследований по определению влияния различных методов и приемов дрессировки на степень закрепления условных рефлексов_
Показатель Команда Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
количество положительных подходов, среднее % от общего количества подходов, средний количество положительных подходов, среднее % от общего количества подходов, средний количество положительных подходов, среднее % от общего количества подходов, средний
«Сидеть» 5,63±0,32 80,4 5,38±0,23 76,8 6,88±0,09 98,2
«Стоять» 5,25±0,21 74,8 4,75±0,38 67,9 6,38±0,19 91,1
«Лежать» 5,63±0,63 80,4 5,38±0,43 76,8 6,63±0,20 94,6
«Апорт» 5,13±0,38 73,2 5,0±0,31 71,4 6,50±0,20 92,9
«Ищи» 4,13±0,16 58,9 4,75±0,19 67,9 6,38±0,12 91,1
Среднее по группе по комплексу упражнений 5,15±0,34 73,5 4,73±0,3 72,1 6,55±0,16 93,6
В группе № 1 показатели были достаточно высокие, но нестабильные. Низ-
чались по команде «ищи», по сравнению с группами № 2 и № 3, соответственно на 9,0 и 32,2 %.
Это связано с тем, что более сложные приемы дрессировки требуют более продолжительного периода обучения для формирования желаемого навыка в силу своего сложного строения (построение одного условного рефлекса на основе другого). Методы дрессировки групп номер 2 и 3, основанные на положительном подкреплении, позволили сформировать более устойчивые условные рефлексы.
Результаты, представленные в таблице 2, показывают, что у собак группы № 3, к которым была применена кликер-дрессировка, степень закрепления условных рефлексов после пятидневного перерыва была выше, чем в группах 1 и 2.
Кроме этого, в группе № 3 при дрессировке наблюдались следующие положительные моменты: формирование желательного поведения происходило быстрее, у собак отмечалась высокая заинтересованность, отвлечение на посторонние раздражители не наблюдалось, для закрепления условного рефлекса требовалось минимальное количество повторений.
Средние показатели по комплексу упражнений показали преимущество метода кликер-дрессировки по сравнению с двумя другими исследованными методами на 20,1 % (группа № 1), и 21,5% (группа № 2).
Заключение. Дрессировка при помощи кликера требует минимальных затрат, она более эффективна, приводит к более быстрому формированию навыка и закреплению условного рефлекса, собаки раньше переводятся в службу и имеют меньше срывов при работе.
При изучении влияния различных приемов и методов дрессировки на скорость формирования и степень закрепления условных рефлексов у собак служебных пород было установлено следующее:
1. По результатам оценки методов дрессировки наилучшие показатели отмечались в группе № 3 (при использовании кликер-дрессировки). Формирование
навыков происходило быстрее у собак этой группы, чем у собак, дрессируемых
контрастным и вкусопоощрительным методами.
2. У собак группы № 3, к которым была применена кликер-дрессировка, степень закрепления условных рефлексов была выше, чем в группах номер 1 и 2, и они более стабильны при проверке навыков. Кликер-дрессировка позволила существенно сократить время формирования условного рефлекса и при использовании более сложного приема дрессировки (команда «ищи» при выборке вещи).
Согласно проведенному исследованию, использование кликер-метода значительно расширяет возможности дрессировки, позволяет сократить время на подготовку собак по основным приемам общего курса дрессировки «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Апорт», и приему специального курса «Ищи» (при выборке вещи).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гриценко, В.В. Послушание собаки. Воспитание собаки. Поведение и научение. Способы дрессировки. Рабочие качества собаки / В.В. Гриценко. - М.: Издательство «Аквариум Принт», 2014. - С. 70-72.
2. Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31.12.2019 № 1210. - URL: https://minjust.consultant.ru/documents/4532 8 (дата обращения: 14.06.2020).
3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 - Доступ из справ. -правовой системы «Кон-сультантПлюс».
4. Прайор, К. Не рычите на собаку! : книга о дрессировке людей, животных и самого себя / Карен Прайор, [пер. с англ. Т.О. Новиковой]. - М.: Издательство «Эксмо», 2018. - С. 24-63.
5. Сильвия-Стасиевич, Д. Дрессировка без наказания. Пять недель, которые сделают вашу собаку лучшей в мире / Дон Сильвия-Стасиевич, Кей Ларри; [пер. с
англ. Т.Л. Платоновой]. - М.: Издательство «Эксмо», 2018. - С.23-30.
6. Теория и практика дрессировки собак: метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации на тему: «Инструктор по дрессировке собак» / Е.А. Колокольцова // Кемеровский ГСХИ.
- Кемерово: Издательство «ИИО Кемеровский ГСХИ», 2015. - 278 с.
7. Mc Devitt, Leslie Control Unleashed - Creating A Focused and Confident Dog / Mc L. Devitt // Dogfriend Publishers. -2016. - 364 p.
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ДРЕССИРОВКИ НА СТЕПЕНЬ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ У СОБАК СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД
Попцова ОС., Шеремета ТВ., Щербакова Е.А.
Резюме
Актуальность настоящей темы определяется необходимостью в условиях интенсивной работы кинологов силовых структур Российской Федерации в кратчайшие сроки подготовить молодых собак к службе, выработать у них необходимые навыки и закрепить их. В данной статье представлены результаты исследования, целью которых было изучение влияния различных методов дрессировки на степень закрепления условных рефлексов у собак служебных пород.
THE EFFECT OF DIFFERENT METHODS OF TRAINING ON THE DEGREE OF FIXATION OF CONDITIONED REFLEXES IN DOGS OF SERVICE BREEDS
Poptsova O.S., Sheremeta T.V., Sherbakova E.A.
Summary
The relevance of this topic is determined by the need to prepare young dogs for service in the shortest possible time, develop the necessary skills and consolidate them in the conditions of intensive work of cynologists of the law enforcement agencies of the Russian Federation. This article presents the results of a study aimed at studying the influence of various training methods on the degree of fixation of conditioned reflexes in service dogs.