DOI 10.24411/2307-2873-2020-10044 УДК 636.74
О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИКАХ ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
А. В. Хайновский, аспирант
ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ,
ул. Петропавловская, 23, Пермь, Россия, 614990
E-mail: dogblog@inbox.ru;
А. А. Голдырев, канд. с-х. наук,
E-mail: goldyrev.a.a@yandex.ru;
ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,
ул. Карпинского, 125, Пермь, Россия, 614012
Аннотация. Статья посвящена вопросам мотивации собак к выполнению команд дрессировщика. Затронута проблема изучения человеком поведения собак на разных этапах их взаимоотношений. Рассматривается роль конфликта в формировании поведения собак. Предложен сравнительный анализ традиционных и современных методов дрессировки собак. Характерные для традиционных методов обучения собак чрезмерный контроль и механическое воздействие в значительной степени снижают их мотивацию. Современные методы бесконфликтной дрессировки, напротив, полностью исключают принуждение и основаны на глубоком понимании потребностей собак и причин изменения мотивации. Рассмотрен механизм дрессировки собак. Разъясняется, как вызвать у собаки интерес к дрессировочному процессу. Рассматриваются факторы, влияющие на мотивацию собак, возникновение у них стресса и в целом на процесс дрессировки и работу собак. Особое внимание уделено характеристике современных методик дрессировки служебных собак и анализу ошибок, допускаемых специалистами-кинологами. Изложены основные преимущества позитивного подкрепления при дрессировке собак: быстрый результат; импульсный контроль; привязанность; спокойная дрессировка; снижение стресса. Также приведены результаты научных исследований авторов по данной тематике. С целью изучения современных бесконфликтных методик дрессировки собак в 2019 г. был проведен эксперимент на базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. Собак контрольной группы дрессировали по традиционной (классической) методике с применением механического воздействия. В опытной группе применяли методику без механического воздействия на собаку, основанную на положительном подкреплении. Собакам при использовании современного метода дрессировки потребовалось значительно меньше повторений приемов для выработки необходимого навыка, чем собакам при использовании традиционного метода дрессировки.
Ключевые слова: дрессировка собак, положительное подкрепление, бесконфликтная дрессировка, современные методы дрессировки.
Введение. В течение многих тысяч лет собака является помощником человека, и на протяжении всего этого времени он пытался познать ее поведение, чтобы извлечь максимальную выгоду от этого союза.
Традиционно поведение собаки рассматривали с сугубо потребительской, утилитарной точки зрения. Для человека в первую очередь было важно, как использовать особенности поведения собаки с пользой для себя, не углубляясь в сложный процесс формирования поведения животного. Таким образом, собаку рассматривали как некий «инструмент». Однако в последние годы стал повышаться интерес к естественному поведению животного, к корням этого поведения и к возможностям более тонкого взаимопонимания с собакой [1].
Человек стал искать новые способы взаимоотношений с собакой, которые сводили бы к минимуму возможность возникновения конфликтных ситуаций. Совместная деятельность человека и собаки не может осуществляться бесконфликтно: несогласие по различным вопросам - это норма, однако оставлять проблемы нерешенными - грубейшая ошибка. Конфликты чаще всего уходят корнями в незнание психологии, особенностей поведения собаки, когда ее владелец ведет себя непонятно, неправильно, несправедливо, с точки зрения животного [1].
К настоящему времени, за достаточно длительный период существования служебной кинологии, в мире сформировалось большое количество разных методик дрессировки собак. Современные методы дрессировки базируются на традиционных (классических), таких как игровой, пищевой и метод наталкивания. Они не только основываются на положительных сторонах указанных методов, но и учитывают когнитивные способности собак.
Дрессировку животных достаточн о долгое время осуществляли с использованием принудительных мер, поскольку считалось, что животные не умеют думать, и что-либо объяснить им можно лишь путем принуждения. Однако, благодаря научным открытиям русского физиолога И. П. Павлова и американского психолога Б.Ф. Скиннера, сделанным в прошлом веке, было установлено, что животные способны к сложным формам научения и без насилия [2].
Обратимся к механизму дрессировки собак. Все обучение собаки, как современное, так и традиционное, осуществляется посредством процесса, называемого поведенческой модификацией. Этот процесс заключается в изменении поведения собаки в ответ на определенный «триггер» (сигнал). Триггеры часто являются командами или подсказками, но они также могут быть простыми сигналами, такими как свист или жест [3]. Как и люди, собаки учатся новым способам реагирования на последствия своих действий.
Необходимо отметить, что современное обучение животных весьма результативно. Вместо того, чтобы исправлять собак, когда они делают что-то неправильно, их поощряют за нужное поведение. Тренировки проводятся таким образом, чтобы собакам было очень интересно и легко выполнять команды правильно, снова и снова, пока это не станет навыком.
Идея о поощрении желаемого поведения животных возникла в лабораторных условиях. Ученые провели множество экспериментов, и они показали, что животные быстро учатся, если желаемое поведение было быстро вознаграждено тем, что им действительно нравилось. Этот процесс был назван «подкреплением», потому что
вознаграждение подкрепляло или усиливало поведение.
Д. Б. Уотсон и И. П. Павлов исследовали процедуры стимула-реакции классического обусловливания (образование условных рефлексов). Б.Ф. Скиннер придавал большое значение изучению оперантного поведения (когда какие-либо действия животного, направленные на достижение определенной цели, основаны на действиях предшествующих факторов и последствий). Эта техника стала известна как оперантное обусловливание [4].
Обнаружение того, что данный принцип действовал и вне лаборатории, оказалось важным событием, которое было с энтузиазмом воспринято многими дрессировщиками, т.к. не всех животных так легко контролировать, как собак. Корректирующие техники не работают, например, с такими животными, как дельфины.
Дрессировщик дельфинов Карен Прай-ор была воодушевлена успехом положительного подкрепления в обучении морских млекопитающих и решила попробовать применить те же концепции в обучении собак [5].
Изучая причины проблем поведения у собак, А. Халлгрен установил связь между проблемами поведения и проблемами с опорно-двигательным аппаратом, которые нередко возникают из-за рывков за поводок (при традиционной дрессировке) и использования ошейников, а также проблему стресса у собак: в первую очередь стресса, вызванного чрезмерной или недостаточной стимуляцией [6].
Достижения в технике обучения животных и их понимании сделали возможным обучение животных выполнению крайне сложных задач, например, теперь можно управлять нервными, застенчивыми
или опасными животными, не подвергая их стрессу от физического воздействия.
Я. Панксепп в книге «Эмоциональная неврология: основы эмоций у людей и животных» пишет: «Можно с уверенностью сказать, что во время игры животные наиболее ярко демонстрируют гибкое и креативное поведение» [7].
Рассмотрим основные преимущества позитивного подкрепления при дрессировке собак:
1. Быстрый результат. Достигается за счет того, что собака принимает самостоятельно осознанное решение.
2. Импульсный контроль. Собаки, обучаемые с использованием положительного подкрепления, учатся контролировать себя, даже когда они сильно возбуждены, в то время как собаки, обученные с использованием традиционных методов, имеют тенденцию к подавлению уровня возбуждения/торможения [8].
3. Хорошая привязанность к человеку. Собаки - социальные животные, и они образуют крепкие связи с другими собаками, а также с людьми, с которыми они живут. Процесс привязывания - это процесс взаимной выгоды [9].
4. Спокойная дрессировка. Собаки очень хорошо чувствуют напряжение, исходящее от дрессировщика. Современные методы обучения полностью избегают этой проблемы.
5. Снижение стресса.
Работа в среде, где собака знает, что она не будет наказана, освобождает собаку от стресса. Она учится предлагать новое поведение и пробовать новые методы, потому что ее не сдерживает страх наказания.
Традиционная дрессировка собак, когда они знают, что их могут наказать за ошибки, побуждает животное придержи-
ваться подхода «если сомневаешься, ничего не делай». Современное обучение поощряет собак действовать: «если сомневаешься, попробуй что-то новое». Это особенно полезно на ранних этапах обучения. В настоящее время, поскольку дрессировка не является стрессом для собаки, мы можем начать дрессировать щенков раньше.
Данные преимущества обусловили широкое распространение современных методов обучения собак.
Цель исследования заключалась в сравнении традиционного (классического) и современного (без механического воздействия) методов дрессировки собак.
В соответствии с поставленной целью исследований решались следующие задачи:
- провести анализ традиционного (классического) и современного (без механического воздействия) методов дрессировки собак;
- установить количество повторений приема, необходимых для выработки навыков;
- определить, при использовании какого метода навык вырабатывается быстрее.
Методика. В рамках изучения современных бесконфликтных методик дрессировки собак в 2019 г. был проведен эксперимент на базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. В эксперименте участвовало две группы собак - опытная и контрольная (по шесть голов в каждой). Возраст собак - от 1 года до 2 лет.
Для проверки обучаемости собак был выбран прием по общему курсу дрессировки «Посадка» (приучение собаки садиться), который также использовался в качестве подготовительного навыка для выработки сигнального поведения в приеме по специальному курсу дрессировки «Обыск местности» (приучение собаки самостоятельно
искать человека, укрывшегося на участк е местности).
Собак контрольной группы дрессировали по традиционной (классической) методике - собака стояла рядом с дрессировщиком, он ей подавал команду «Сидеть», затем рукой механически воздействовал (давил) на круп (поясницу), заставляя принять сидячее положение, после чего поощрял собаку [10-12].
В опытной группе применяли методику без механического воздействия на собаку, основанную на положительном подкреплении - собаку разыгрывали игровым предметом, исключая его захват, и подавали команду «Сидеть». После того, как собака самостоятельно принимала положение сидя, ее поощряли - подбрасывали собаке апор-тировочный предмет (удар о землю мячом, бросок жгута над собакой, резкое движение игрушкой от собаки), давая возможность схватить его. С каждым разом время демонстрации собакой сигнального поведения увеличивали от 2-4 до 30-40 секунд.
При отработке приема «Обыск местности» на участке местности размером 20 х 30 м находилось 10 укрытий (схронов) различного размера и из различного материала, разнообразной формы и расположения по отношению к уровню земли (наземные, подземные, надземные). Помощник дрессировщика разыгрывал собаку апортировоч-ным предметом и прятался в одном из укрытий, после небольшой паузы дрессировщик подавал команду «Ищи» и отпускал ее на поиск помощника. Целью выработки данного приема являлось обозначение собакой «Посадкой» укрытия, в котором спрятался помощник.
Когда собака находила укрытие с помощником, дрессировщики из контрольной группы подходили к собаке и механиче-
ским воздействием усаживали ее. После короткой паузы помощник показывался из укрытия и подбрасывал собаке апортиро-вочный предмет, после чего переходил к игровой борьбе [10-12].
Действия дрессировщиков и помощников для опытной группы были аналогичными, за исключением того, что при обнаружении собакой укрытия с помощником дрессировщики спокойно стояли и ждали, когда собака самостоятельно продемонстрирует нужное сигнальное поведение «Посадка».
Полученные в опытах результаты подвергали обработке с использованием компьютерной программы Microsoft Excel. Разницу считали достоверной и обозначали в таблицах знаком * - при Р<0,05, ** - при Р<0,01, *** - при Р<0,001.
Результаты. Результатом каждой из реализаций по приему «Посадка» являлось определение зависимости приобретения навыка самостоятельного выполнения команды от количества повторений, что показано на рисунке 1.
Количество повторений
Рис. 1. Количество повторений для выработки навыка по приему «Посадка»
По рисунку 1 видно, что для выра- повторений. Следовательно, опытной груп-
ботки навыка традиционным методом тре- пе потребовалось повторений упражнения
бовалось в среднем 11 повторений, а при на 64 % меньше, чем контрольной группе. использовании положительного подкрепле- Результаты по приему «Обыск местно-
ния в среднем было достаточно четырех сти» показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Количество повторений для выработки сигнального поведения в приеме «Обыск местности»
Из диаграммы (рис. 2) видно, что для выработки навыка традиционным методом требуется в среднем 10 повторений, а при использовании положительного подкрепления в среднем достаточно трех. В данном испытании опытной группе потребовалось
повторений упражнения меньше на 70 %, чем контрольной группе.
Скорость выработки навыков по приему «Посадка» при использовании современных методов дрессировки значительно возросла, что способствовало сокращению времени дрессировки (табл. 1).
Таблица 1
Количество повторений приемов для выработки у собак условного рефлекса, (Х±$х; п=6)
Показатель Опытна группа Контрольная группа
Количество повторений приема в ходе приучения собаки садиться 4,33±1,36*** 10,67±1,03
Количество повторений приема в ходе приучения собаки обыскивать местность (объект) 3,33±0,52*** 9,67±1,21
Собакам опытной группы в ходе приучения садиться понадобилось повторений приема на 40,58% (Р<0,001) меньше, чем собакам контрольной группы (табл. 1). Также при приучении обыскивать местность (объект) у собак опытной группы количество повторений было меньше на 34,43% (Р<0,001), в сравнении с собаками контрольной группы.
Выводы. Сравнительный анализ традиционного (классического) и современного (без механического воздействия) мето-
дов дрессировки собак показал, что собакам при использовании современного метода дрессировки потребовалось значительно меньше повторений приемов для выработки необходимого навыка, чем собакам при использовании традиционного метода дрессировки.
Благодаря современным методикам дрессировки мы знаем, как дрессировать собак без наказания с помощью позитивного подкрепления и как научить их выполнять разнообразные задачи.
Литература
1. Поведение собаки: пособие для собаководов / Е. Н. Мычко, М. Н. Сотская, В. А. Беленький, [и др.]. М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2004. 400 с.
2. Непринцева Е. Дрессируем или сотрудничаем? Обучение домашних питомцев без насилия // Наша Психология. URL: https://www.psyh.ru/dressiruem-ili-sotrudnichaem/ (дата обращения: 19.05.2020).
3. Thomas A. Knott, Dolores Oden Cooper. The Complete Handbook of Dog Training. Nashville: Howell Books, 1994. 256 p.
4. Skinner B. Was ist Behaviorismus? Reinbek bei Hamburg: Rohwolt, 1978. 286 р.
5. Prayor Karen. Don't shoot the dog!: how to improve yourself and others through behavioral training. New York: Simon and Schuster, 1984. 202 p.
6. Халлгрен А. Лидерство или неоправданная жестокость? // Первый симпозиум по психологии собак. Москва, 2009. URL: https://subscribe.ru/archive/home.pets.chara2005/200904/18200506.html (дата обращения: 19.05.2020).
7. Panksepp J. Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions. New York: Oxford University Press, 2004. 480 p.
8. Алексеев А. А. Конституция, экстерьер, интерьер и поведение собаки: монография. Москва: АСТ, 2010. 126 с.
9. Мальчиков Р. В., Бузмакова У. А. Взаимодействия темпераментов служебной собаки и курсанта кинолога в процессе дрессировки // Знания молодых для развития ветеринарной медицины и АПК страны: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (19-20 ноября 2019 г.; Санкт-Петербург). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины, 2019. С. 34-35.
10. Арасланов Ф. С., Алексеев А. А., Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987.
83 с.
11. Всё о собаке / Под общ. ред. В. Н. Зубко. М.: Эра, 1992. 528 с.
12. Фаритов Т. А., Хазиахметов Ф. С., Платонов Е. А. Практическое собаководство: учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2016. 448 с.
MODERN METHODS OF TRAINING DOGS
А. V. Khainovskiy, Postgraduate Student
Perm State Agrarian-Technical University,
23, Petropavlovskaya, Perm, Russia, 614099
E-mail: dogblog@inbox.ru
A. A. Goldyrev, Cand. Agr. Sci.,
E-mail: goldyrev.a.a@yandex.ru
Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia
125, Karpinskogo St., Perm, Russia, 614012
ABSTRACT
The article views the issues of right motivation for a dog to follow the trainer's commands. The problem of studying behavior of dogs by human at different stages of their relationship is touched upon. The role of conflict in the formation of dog behavior is considered. A comparative analysis of traditional and modern methods of dog training is offered. Excessive control and mechanical actions are typical for traditional techniques of dog's training and largely decrease their motivation. In contrast with such methods, modern techniques of conflict-free training exclude force totally and are based on a fundamental understanding of dog's needs and reasons for motivation changes. The mechanism of dog training is considered. The paper explains how to arouse the dog's interest to the training process. The factors influencing dogs' motivation, their stress, and the whole the process of training are considered. Special attention is paid to description of the modern techniques of service dogs training and analysis of dog specialists' mistakes. The main advantages of positive reinforcement in dog training are described: fast results, impulse control, attachment, calm training, stress reduction. The authors' research insights in this field are also presented. In order to study modern conflict-free methods of dog training in 2019, an experiment was conducted on the basis of the Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia. Dogs of the control group were trained according to the classical method with the use of mechanical action. The experimental group used a method without mechanical impact on the dog, based on positive reinforcement. Dogs using the modern method of training required significantly fewer repetitions of techniques to develop the necessary skill than dogs using the traditional method of training.
Key words: training dogs, positive reinforcement, conflict-free training, traditional training, modern training methods.
References
1. Povedenie sobaki (Behaviour of a dog), posobie dlya sobakovodov, E. N. Mychko, M. N. Sotskaya, V. A. Belen'kii, [i dr.], M., OOO «AKVARIUM PRINT», 2004, 400 p.
2. Neprintseva E. Dressiruem ili sotrudnichaem? (To train or to collaborate?), Obuchenie domashnikh pitomtsev bez nasiliya, Nasha Psikhologiya, URL: https://www.psyh.ru/dressiruem-ili-sotrudnichaem/ (data obrashcheniya: 19.05.2020).
3. Thomas A. Knott, Dolores Oden Cooper. The Complete Handbook of Dog Training, Nashville, Howell Books, 1994,
256 p.
4. Skinner B. Was ist Behaviorismus?, Reinbek bei Hamburg, Rohwolt, 1978, 286 p.
5. Prayor Karen. Don't shoot the dog!: how to improve yourself and others through behavioral training, New York, Simon and Schuster, 1984, 202 p.
6. Khallgren A. Liderstvo ili neopravdannaya zhestokost'?, Pervyi simpozium po psikhologii sobak, Moskva, 2009, URL: https://subscribe.ru/archive/home.pets.chara2005/200904/18200506.html (data obrashcheniya: 19.05.2020).
7. Panksepp J. Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions, New York, Oxford University Press, 2004, 480 p.
8. Alekseev A. A. Konstitutsiya, ekster'er, inter'er i povedenie sobaki (Constitution, exterior, interior and behavior of the dog), monografiya, Moskva, AST, 2010, 126 p.
9. Mal'chikov R. V., Buzmakova U. A. Vzaimodeistviya temperamentov sluzhebnoi sobaki i kursanta kinologa v protsesse dressirovki (Interaction of temperaments dogs and trainee dog handlers in training), Znaniya molodykh dlya razvitiya veterinarnoi meditsiny i APK strany, Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i mo-lodykh uchenykh (19-20 noyabrya 2019 g.; Sankt-Peterburg), Sankt-Peterburg, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya akademiya veterinarnoi meditsiny, 2019, pp. 34-35.
10. Araslanov F. S., Alekseev A. A., Shigorin V. I. Dressirovka sluzhebnykh sobak (Training of service dogs), Alma-Ata, Kainar, 1987, 83 p.
11. Vse o sobake (All about the dog), Pod obshch. red. V. N. Zubko, M., Era, 1992, 528 p.
12. Faritov T. A., Khaziakhmetov F. S., Platonov E. A. Prakticheskoe sobakovodstvo (Practical dog breeding), uchebnoe posobie, SPb., Izdatel'stvo «Lan'», 2016, 448 p.