Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
308
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ / МУЗЫКА / МОЛОДЕЖЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Роянова Ксения Валерьевна

Анализ полученных данных в ходе проведенного глубинного интервью позволил сказать, что музыка способна изменять у личности не только их взгляды на различные вещи, но также влиять на их восприятия реальности окружающего их социального мира, представления, интересы, внешние характеристики, особенности их деятельности и т.д. Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то, каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Мы можем сказать, что музыка не играет роль основного стимула, для какой-либо деятельности у студентов, но при этом она способна дополнять эту деятельность и тем самым вносить разнообразие в повседневность индивида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF MUSICAL CULTURE OF A YOUNG MAN

Analysis of the data obtained in the course of in-depth interviews allowed to say that music can change in personality, not only their views on various things, but also influence their perception of reality surrounding social world, views, interests, external characteristics, especially their activities and so on. d. This study allowed us to study features of formation of musical culture of the young man, as well as the way in which music culture influences the personality of the individual, his daily life. We can say that the music is not playing the role of the main stimulus for any activity in students, but it can complement these activities and thus contribute to the diversity of everyday life of the individual.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА»

Степень эмоциональной уравновешенности, уверенности в себе, приподнятого состояния после занятия дрессировкой и тренировкой служебных собак выросла на 20,8%, а показатель устойчивого тревожного состояния и чувство агрессии уменьшились на 17,5%.

Таким образом, исследованиями установлено, что наивысшая индивидуальная устойчивость психоэмоционального состоянии наблюдается у курсантов после занятий со служебными собаками. На основании этого можно предположить, что эмоциональное состояние обучающегося зависит от прочности контакта в паре человек-собака. Чем прочнее связь между ними, тем выше показатели спокойствия, стремления к деятельности, энергичности. Устойчивость психоэмоционального состояния имеет тенденцию к повышению, связанную с возрастом обучаемых и сроком обучения.

Данные показатели в целом согласуются с исследованиями, проведенными среди курсантов Пермского военного института ВВ МВД России, которые также показали, что у курсантов с I по III курс отмечается положительная динамика в сторону снижения нервного напряжения, что, может быть следствием развития адаптивных способностей к действию стрессоров у курсантов с возрастом и стажем обучения [1, с.122; 4, с.25].

Рассматривая биологический комплекс «дрессировщик — собака», следует исходить из того, что взаимодействие и взаимосвязь этих самостоятельных биологических систем обуславливается не только внутренним состоянием каждой системы, но и социально-биологическими

отношениями между ними, складывающимися в условиях конкретной среды обитания [2, с.17].

При подборе пар кинолог-собака необходимо учитывать соответствие типов нервной деятельности животного и человека, а также способность собаки к обучаемости, желание работать с человеком. Следовательно, при разведении собак служебных пород необходимо уделять должное внимание отбору собак по способности к дрессировке, привязанности и контактности к человеку.

Литература

1. Бочкарев С. В., Бочкарева Е. В Влияние стресса на показатели гемодинамики у курсантов// Кинологический вестник ПВИ ВВ МВД, Пермь. 2006. С.122-128.

2. Калягина Г.В. Сравнительная психология и зоопсихология, СПб: Питер, 2001. 416с.

3. Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: Монография. - Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2006. - 160 с.

4. Шалабот Н.Е., Бочкарева Е.В., Садыкова Ю.Р. Изучение некоторых аспектов физического развития и физической работоспособности курсантов - кинологов // Материалы III Самарской региональной научно-практической кон-ференции ученых и педагогов-практиков. - Самара, 2005. - С. 25 -31.

5. http://zooshef.ru/articles/polozhitelnoe_vlijanie_sob ak_na_zdorove_cheloveka. Дата обращения 22.11.2014.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО

ЧЕЛОВЕКА

Роянова Ксения Валерьевна

Студентка 3 курса, Северо-Восточный государственный университет, город Магадан SOCIOLOGICAL STUDY OF MUSICAL CULTURE OF A YOUNG MAN

Royanova Kseniya Valerevna, 3rd year student, Northeastern State University, the city of Magadan

АННОТАЦИЯ

Анализ полученных данных в ходе проведенного глубинного интервью позволил сказать, что музыка способна изменять у личности не только их взгляды на различные вещи, но также влиять на их восприятия реальности окружающего их социального мира, представления, интересы, внешние характеристики, особенности их деятельности и т.д. Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то, каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Мы можем сказать, что музыка не играет роль основного стимула, для какой-либо деятельности у студентов, но при этом она способна дополнять эту деятельность и тем самым вносить разнообразие в повседневность индивида.

ABSTRACT

Analysis of the data obtained in the course of in-depth interviews allowed to say that music can change in personality, not only their views on various things, but also influence their perception of reality surrounding social world, views, interests, external characteristics, especially their activities and so on. d. This study allowed us to study features of formation of musical culture of the young man, as well as the way in which music culture influences the personality of the individual, his daily life. We can say that the music is not playing the role of the main stimulus for any activity in students, but it can complement these activities and thus contribute to the diversity of everyday life of the individual.

Ключевые слова: социология музыки, музыкальные стили, музыка, молодежь, музыкальные интересы; sociology of music, musical styles, music, youth, musical interests.

Современное общество идентифицирует всех индивидов по различным социальным статусам. Индивид имеет как врожденный социальный статус, так и способен

приобретать различные социальные статусы в зависимости от своих потребностей и интересов. Также зачастую социальный статус диктует определенные нормы и правила, которые, так или иначе, оказывают воздействие на

личность. В зависимости от такого влияния формируются наши интересы, мировоззрения, стиль в одежде, манеры, образ жизни и так далее. Музыка в современном обществе способна фигурировать, как род постоянной деятельности или хобби, поэтому она так же способна оказывать влияние на индивида.

Изучением музыкальной культуры занимались различные ученые, в том числе и социологи, к примеру, такие как: Теодор В. Адорно [1, с. 10], затрагивая современность, стоит отметить таких авторов, как: Жижин С.В., Жи-жина М.В. [2, с.10], Сидоренко И.А. [2, с.10] и многие другие. Эти ученые занимались изучением музыкальной культуры с различных сторон, выясняя причины и степень влияния музыки в обществе, а также, то каким образом это происходит. Такое количество научных работ по музыкальной тематике, свидетельствует о том, что даже в отношении социологии, музыка является актуальной темой для исследования, хотя при этом и не является самой распространенной, как например исследования социального института семьи.

В качестве основного метода исследования мы используем - метод неформализованного глубинного интервью. На наш взгляд неформализованное глубинное интервью, позволит респондентам более свободно выражаться, а также непринужденная обстановка при общении, на наш взгляд, позволит более подробно изучить данный вопрос, а также собрать как можно больше информации. Стоит сказать, что для нашего исследования будет отобрана определенная группа лиц, то есть студенты с 2 по 4 курс очной формы обучения, социально-гуманитарного и физико-математического факультетов.

Для нашего неформализованного интервью, количественный метод по расчетной формуле, который используется, например, при анкетировании, не подходит, поскольку наш метод является качественным. Поэтому, чтобы наше исследование было объективным и подробным, позволяющим рассмотреть интересующую нас тему более разносторонне, мы зададим определенные критерии, для отбора респондентов.

Критерии отбора для респондентов глубинного интервью:

1. Мужчины и женщины в соотношении 50/50.

2. Респонденты должны быть отобраны по принадлежности или нет, к неформальным субкультурам, то есть из женщин должно быть по принципу 50/50 отобраны неформальные представители и нет, и так же с мужчинами.

3. Респонденты не должны быть учащимися одной группы, то есть однокурсниками.

4. От каждого курса (с 2 по 4) должно быть отобрано по 2 респондента, по принципу пункта 2.

5. Респонденты по принципу 50/50, из указанных ранее критериев, должны быть отобраны с разных факультетов (социально-гуманитарный и физико-математический).

Данные критерии для всех респондентов являются одинаковыми, и в процессе отбора респондентов мы должны отобрать ровно 6 респондентов по данному критерию. Первый курс для исследования мы решили не брать, поскольку первокурсники проходят адаптацию в новой социальной группе, и мы не можем полностью быть уверены в сформировавшемся их музыкально-культурном вкусе.

В результате проведенного нами неформализованного глубинного интервью, мы получили различные качественные данные. Их мы решили сформировать в группы, по схожести ответов респондентов.

Из всех ответов опрошенных респондентов наиболее частыми ответами на вопрос «Кто оказал влияние на ваши музыкальные интересы?» были ответы «Друзья», «Родители». Данную информацию можно просмотреть в интервью с респондентами.

Из интервью с респондентом Л: «...какие-то мелодии, которые запоминались в детства, а телевизор, какие-то концерты определенные, друзья которые привозили из отпусков какие-то новые мелодии. Ну и как-то так оно одно за другое цеплялось»; «.в принципе, оказывает только мама. Бабушка моя такую музыку не слушает, хотя тоже стала, последнее время на норвежский рок подсаживаться, что-то там. Но мои интересы распределяет мама.».

Из интервью с респондентом Б: «Друзья, так же в дальнейшем сеть, интернет. Так же друзья».

Из интервью с респондентом А: «.родители в свое время повлияли, когда в детстве папа показал какую музыку хорошо слушать, какая музыка хорошая».

Из интервью с респондентом Е: «.у меня родители, они у меня увлекаются американским роком, Хеви Металл, то есть у меня отец очень сильно любит...и может это как-то повлияло на мое виденье музыки, то есть, как бы может быть, поэтому мне нравится больше рок, чем что-то другое.»; «.подруга дала. Это был очень хороший человек, много чему интересному научила из японского рока. Спасибо ей, что она меня посвятила в этот, жанр такой».

Из интервью с респондентом М: «.по телевизору. Ну и по интернету тоже».

Из интервью с респондентом Л: «.окружение. Сначала с одной компанией общалась, слушала одно. Потом, с другой компанией, слушала другое».

Как видно непосредственно из интервью, респондентов можно разделить несколько групп: влияние на интерес оказали друзья, влияние на интерес оказали семья и друзья, влияние оказало СМИ.

Можно сделать вывод, что семья, а также и друзья имеют возможность формировать музыкальный вкус, а также его регулировать в зависимости от своих принятых правил и норм.

Так же не менее важным фактором, на наш взгляд, является лояльность со стороны респондентов по отношению к тем музыкальным жанрам, к которым они не проявляют интерес. Данный вопрос был сформулирован следующим образом: «Может, есть какие-то музыкальные жанры, к которым вы испытываете симпатию, или может антипатию?». Данный вопрос формулировался в зависимости от того, как проходило интервью, и каким образом респондент отвечал на вопросы.

Из интервью с респондентом Л: «Антипатию я м, как сказать. Испытываю я к репу и к современной попсе. По крайней мере, к русской, если американская она еще имеет какие-то определенные биты, имеет какую-то суть, то наша русская, к сожалению, абсолютно не подлежит, по моему мнению, для прослушивания».

Из интервью с респондентом Б: «Антипатия вызывает, лишь только Спиткор. Симпатию. опять-таки музыка, которая просто понравится. Даже если там плохой вокал, я буду слушать чисто из-за музыки».

Из интервью с респондентом А: «.Я очень не люблю реп, по-моему, это не песня, на мой взгляд, и слишком уж они отрицательные, либо грустные. Как, например, как не знаю.. Мне не нравится, что музыка есть, а слова как бы читаются. Как молитва какая-то. М и песни без слов, как он как популярный сейчас Dub-step все электро, эти направления. Музыка либо нет слов, либо

они извращаются, растягивают, мне вот, это, вот, не нравится».

Из интервью с респондентом Е: «.Антипатию я испытываю креп музыке. Я не считаю ее музыкой, не конечно бывают исключения, не спорю, есть исключения. Очень красиво поют, складно, но вот, как музыку, не воспринимаю. Я не понимаю тех людей, которые слушают реп».

Из интервью с респондентом М: «М..., ну, у меня только к отдельной группе антипатия есть. Ну, допустим рок, Rammstein. Потому что я вообще не люблю эту группу, а так в принципе нормально».

Из интервью с респондентом Н: «.те, которые мне не нравятся, наверное,. Сейчас музыка такая пошла, какие-то пуки, крики, сморкания, я даже не знаю, как это назвать еще. Наверное, поэтому не слушаю. Еще мне нравятся там еще.. Так. У меня есть одногруппница, корейскую попсу слушает, я такое не смогу слушать, мне не нравится язык, например. Языки, которые такие.. Мне вот не нравится, например, французский язык, реп там, например. Я не пойму, как так можно. Еще мне не нравится, я такое в школе слушала, сейчас, наверное, не смогу. Скрим или как его там, когда связки разрывают. Я не знаю, как такое слушать.».

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего респонденты говорят об антипатии относительно тех музыкальных жанров, которые они не слушают и к которым не проявляют какой-либо интерес. Отметим, что при ответах на данные вопросы интервью особой агрессии респонденты не проявляли. Иначе говоря, по отношению к не интересующим жанрам, респонденты проявляют лояльность, но при этом не считают такие жанры за музыку.

Дальнейшее направление нашего исследования заключалось в том, чтобы найти доминирующие факторы: для чего обычно используется прослушивание музыки, и то при помощи чего, а главное где (места прослушивания музыки). Были получены следующие ответы. На наш взгляд, эти факторы, позволяют составить образ личности в современном обществе.

Можно сделать вывод о том, что независимо от прослушиваемого музыкального жанра, опрошенные респонденты используют музыку в одних и тех же целях и при одних и тех же обстоятельствах. Данные обстоятельства можно вынести, как характерную схожую черту для всех респондентов, вне зависимости от их музыкальных предпочтений.

Музыку как искусство студенты не рассматривают. Это выражалось не только в их сбивчивых ответах, но и во внешних данных: респонденты заметно волновались и подолгу отвечали на вопросы с паузами.

Но все по-своему говорили о том, что музыка — это способ выразить чувства и то звучание, которое создает музыка, их определенно привлекает.

Из интервью с респондентом Л: «.думаю настроение, настроение музыки, ритма».

Из интервью с респондентом Б: «Самовыражение людей. Просто посыл, который пытаются передать через музыку».

Из интервью с респондентом А: «.это не телевиденье, которое можно смотреть только дома, хорошо устроившись. Можно, например, вовремя, когда тебе одиноко и тепло слушать, можно сказать. это тебе собеседник. Ну, когда тебе плохо, ты можешь включить музыку и если это любимые авторы, любимые исполнители, то тебя может успокоить музыка, может придать настроение. Из-за того, что она разнообразна. Музыка без слов, когда та же песня,

но без слов, она помогает сосредоточиться, особенно когда занимаешься чем-то».

Из интервью с респондентом Е: «.мне вот нравится, например, игра на пианино .мне очень нравится, как звучит пианино. Ну и скрипка. Тоже очень вдохновля-ющая.Ну хотя я больше склоняюсь к пианино».

Из интервью с респондентом М: «Культура, все, что созданное человеком. Ну и искусство. Настроение человека. Тот же Бетховен, создал свои музыкальные шедевры, исходя из настроения там».

Из интервью с респондентом Н: «.не знаю. Для меня музыка, просто послушать, там для расслабления. Сейчас музыка, уже совсем не искусство. Просто способ заработать деньги и все, поэтому все пишут и пишут. А как искусство, это способ самовыразиться у людей».

Как видно из ответов респондентов, можно сказать, что музыка как вид искусства привлекает их своим звучанием и в качестве способа расслабления. Таким образом, музыка в современном обществе привлекает своим содержанием (тексты песен, мелодии и т.д.).

Так же на наш взгляд важно и то, каким образом музыка оказывает влияние на образ жизни людей, если оно как таковое существует. По внешним данным респондентов, можно сделать вывод о том, что музыка оказала влияние на внешние особенности только у одного респондента, на остальных респондентах внешних отличительных признаков не было. Но для того, чтобы уточнить оказала ли музыка влияние на глубинные особенности личности, мы задавали следующий вопрос: «В целом, если говорить о музыке и вас в настоящем, она оказала какое-нибудь влияние на ваш образ жизни, взгляды?».

Из интервью с респондентом Л: «Да, в свое время музыка мне заменила семью, друзей. Ну, когда было действительно трудно, музыка стала действительно моим счастьем и без нее себя уже не представляю».

Из интервью с респондентом Б: «В целом, да. Музыка помогает думать и размышлять в свободное время. Ну и вообще музыка последнее время, так скажем для меня один из способов концентрации. Я уже в полной тишине работать не могу».

Из интервью с респондентом А: «Сложно сказать, я же слушаю музыку всю свою сознательную жизнь. Поэтому я даже не знаю, оказывает она влияние или нет. Единственное, что помогает найти людей, которые разделяют мои вкусы и может, как-то влиять слегка на стиль одежды. Хотя я не одеваюсь так, как мне хотелось бы».

Из интервью с респондентом Е: «Не, наверное, другой интерес повлиял на мою музыку, а не музыка на интерес. Благодаря какому-то хобби своему, я стал, мне кажется именно так мыслить. То есть вот так вот».

Из интервью с респондентом М: «Думаю, что нет, не оказала никакого влияния».

Из интервью с респондентом Н: «Можно сказать что да, оказала. Слушала там, в школе какой-то рок, ходила там, на концерты и общалась там с людьми. И сейчас, да оказала».

Как видно из ответов, полученных от респондентов, музыка в той или иной степени оказывала влияние на их сферы жизни, в которых они находятся. Но так, же стоит отметить, что для некоторых музыка до такой степени связанная с их жизнью, что они даже не могут ответить на то, оказала ли она какое-либо влияние.

В качестве итога можно сказать, что музыка способна изменят у личности различные не только их взгляды на различные вещи, но так, же влиять на их восприятия реальности и восприятие окружающего их социального мира.

Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Музыка является стимулом основной деятельности, дополнять и в тоже время вносит разнообразие в повседневность. Музыкальная культура молодого человека отличается разнообразием жанров, служит способом для стимуляции основного вида деятельности, а также способствует концентрации внимания и мышления, но при этом музыкальная культура не является основным видом деятельности. Это говорит о том, что у современной молодежи существуют другие приоритеты и ценности

для осуществления своей деятельности, как членов социальных групп, в которые они включены.

Список литературы

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. // Университетская книга. - М.; СПб. - 445с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hren-morkovkin.ucoz.ru/load/0-0-0-29-20

2. Колчинская В.Ю. Виды музыкальной деятельности // Материалы III Всероссийского социологического конгресса / Секция 16. Социология культуры. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.isras.ru/abstract_bank/1208267483.pdf

СУБКУЛЬТУРА ФАНАТОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО

КОНСТРУИРОВАНИЯ

Стрельникова М.С., Подольская О.Б.

кандидат социол. наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

Донского государственного технического университета, г. Шахты

THE SUBCULTURE OF FANS THROUGH THE PRISM OF THE SOCIAL CONSTRUCTION THEORY Strelnikova M. S., Podolskaya O. B.

Candidate of Science, associate Professor, of The Institute of services and entrepreneurship (branch), Don State Technical University, Shakhty town АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию субкультуры фанатов. В качестве методологической базы выступает теория социального конструирования, которая, опираясь на понятие «стереотип», качественно демонстрирует социальное поведение фанатов. ANNOTATION

This article is about the subculture of fans. The basic of methodology is the social construction theory. This theory has use the definition "the stereotype", which qualitatively demonstrates the fans' social behavior.

Ключевые слова: футбольные фанаты, социальное конструирование, стереотип, социальное поведение. Key words: football fans, social construction, the stereotype, social behavior.

Процессы, происходящие в современном социуме, подвергались тщательному анализу и различного рода исследованиям во все времена. В качестве предметов исследования выступали не только социальные процессы, но и категории населения, выступающие как социальными объектами, так и субъектами. Для реализации этого использовались методологии, популярные или разделяемые научной мыслью в том или ином историческом периоде.

Так история социологии может продемонстрировать некоторые этапы своего становления как науки со свойственными ей парадигмами и специфическими методологическими подходами. К таким подходам можно отнести структурализм, структурно-функциональный анализ и т.д.

В настоящее же время считаем необоснованно неиспользуемым такой подход, как социальное конструирование. Эффективность этого подхода можно продемонстрировать на анализе такой субкультуры, как фанаты.

Все мы - продукты социального мира, и на каждого из нас может быть наложен определенный стереотип, который не всегда несет истинный или позитивный характер. И прежде чем давать оценку произошедшему событию, нужно немного поразмыслить, как стоит воспринимать данное явление. А вдруг наше представление будет решающим звеном в совокупности с представлениями

других людей и в дальнейшем отразится на нас не лучшим образом.

В данной статье речь пойдет о том, как общество накладывает на нас определенные рамки поведения, которые представлены стереотипами. Стереотип - это привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Процесс формирования определенного поведения мы рассмотрим на примере такой категории населения как футбольные фанаты. Проанализируем, почему иногда их поведение может принимать различные формы девиации.

Все дело в стереотипах, которые сложились в обществе в отношении данной категории населения. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы общества, его политические, мировоззренческие и религиозные концепции. Стереотипы тесно связаны с рефлексами. Можно утверждать, что стереотип - разновидность условного рефлекса относящийся к области мышления. Полученные таким образом продукты нашего мышления (стереотипы) перерастают в социальные конструкты, которые представляют собой порождения конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определённым условным правилам. То есть мы сами в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.