Научная статья на тему 'Формирование музыкальной культуры у молодежи'

Формирование музыкальной культуры у молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
430
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ / МУЗЫКА / МОЛОДЕЖЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Роянова К.В.

Анализ полученных данных в ходе проведенного глубинного интервью позволил сказать, что музыка способна изменять у личности не только их взгляды на различные вещи, но также влиять на их восприятия реальности окружающего их социального мира, представления, интересы, внешние характеристики, особенности их деятельности и т.д. Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то, каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Мы можем сказать, что музыка не выступает основным стимулом, для какой либо деятельности у студентов, но при этом она способна дополнять эту деятельность и тем самым вносить разнообразие в повседневность индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкальной культуры у молодежи»

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МОЛОДЕЖИ

© Роянова К.В.*

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

Анализ полученных данных в ходе проведенного глубинного интервью позволил сказать, что музыка способна изменять у личности не только их взгляды на различные вещи, но также влиять на их восприятия реальности окружающего их социального мира, представления, интересы, внешние характеристики, особенности их деятельности и т.д. Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то, каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Мы можем сказать, что музыка не выступает основным стимулом, для какой либо деятельности у студентов, но при этом она способна дополнять эту деятельность и тем самым вносить разнообразие в повседневность индивида.

Ключевые слова социология музыки, музыкальные стили, музыка, молодежь, музыкальные интересы.

Музыка формирует духовный мир человека, оказывает влияние на формирование и развитие личности, как в духовной, так и в материальной сфере жизнедеятельности. Музыкальные стили, направления способны оказывать не только влияние на конкретного индивида, но и способны формировать социальную реальность, а так, же в ней формировать различные субкультуры, в которых будут взаимодействовать индивиды с общими интересами. В связи с такими особенностями музыкальной культуры, мы способны регулировать поведение, взгляды, интересы и многое другое у индивида. А так же музыкальная культура способна оказывать положительное или отрицательное влияние на формирование личности и повседневной жизни у студенческой молодежи.

Изучением музыкальной культуры занимались различные ученые, в том числе и социологи, к примеру, такие как: Теодор В. Адорно [1, с. 5], затрагивая современность, стоит отметить таких авторов, как: В.Ю. Колчин-ская [2, с. 5] и многие другие. Эти ученые занимались изучением музыкальной культуры с различных сторон, выясняя причины и степень влияния музыки в обществе, а так же то каким образом это происходит. Такое количество научных работ по музыкальной тематике, свидетельствует о том, что даже в отношении социологии, музыка является актуальной темой для исследования, хотя при этом и не является самой распространенной, как например исследования социального института семьи.

* Студент 3 курса кафедры Социологии и философии.

В качестве основного метода исследования мы используем - метод неформализованного глубинного интервью. На наш взгляд неформализованное глубинное интервью, позволит респондентам более свободно выражаться, а так же непринужденная обстановка при общении, на наш взгляд, позволит более подробно изучить данный вопрос, а так же собрать как можно больше информации. Стоит сказать, что для нашего исследования будет отобрана определенная группа лиц, то есть студенты с 2 по 4 курс очной формы обучения, социально-гуманитарного и физико-математического факультетов.

Чтобы наше исследование было объективным и подробным, позволяющим рассмотреть интересующую нас тему более разносторонне, мы зададим определенные критерии, для отбора респондентов.

Критерии отбора для респондентов глубинного интервью: мужчины и женщины в соотношении 50 / 50; отобраны по принадлежности или нет, к неформальным субкультурам; респонденты не должны быть учащимися одной группы, то есть однокурсниками; от каждого курса (с 2 по 4) должно быть отобрано по 2 респондента; респонденты по принципу 50 / 50, из указанных ранее критериев, должны быть отобраны с разных факультетов (социально-гуманитарный и физико-математический).

Данные критерии для всех респондентов являются одинаковыми, и в процессе отбора респондентов мы должны отобрать ровно 6 респондентов по данному критерию. Первый курс для исследования мы решили не брать, поскольку первокурсники проходят адаптацию в новой социальной группе, и мы не можем полностью быть уверены в сформировавшемся их музыкально-культурном вкусе.

В результате проведенного нами неформализованного глубинного интервью, мы получили различные качественные данные. Их мы решили сформировать в группы, по схожести ответов респондентов.

Из всех ответов опрошенных респондентов наиболее частыми ответами на вопрос «Кто оказал влияние на ваши музыкальные интересы?» были ответы «Друзья», «Родители».

По результатам интервью респондентов мы разделили на несколько групп: влияние на интерес оказали друзья, влияние на интерес оказали семья и друзья, влияние оказало СМИ.

Стоит отметить, что наибольшее влияние оказали и семья, и друзья на музыкальный интерес у респондентов. На втором месте по степени своего влияния, оказалась группа «друзья», их общее число составило 2 респондента. И самую низшую графу заполнила группа «СМИ», в которую вошел всего 1 респондент.

Поэтому можно сделать вывод, что семья, а так же и друзья имеют возможность формировать музыкальный вкус, а так же его регулировать в зависимости от своих принятых правил и норм.

Так же не менее важным фактором, на наш взгляд, является лояльность со стороны респондентов по отношению к тем музыкальным жанрам, к ко-

Социология культуры, духовной жизни

135

торым они не проявляют интерес. Данный вопрос был сформулирован следующим образом: «Может, есть какие-то музыкальные жанры, к которым вы испытываете симпатию, или может антипатию?». Данный вопрос формулировался в зависимости от того, как проходило интервью, и каким образом респондент отвечал на вопросы.

Чаще всего при ответе на данный вопрос респонденты говорят об антипатии относительно тех музыкальных жанров, которые они не слушают и к которым не проявляют какой-либо интерес. Отметим, что при ответах на данные вопросы интервью особой агрессии респонденты не проявляли. Иначе говоря, по отношению к не интересующим жанрам, респонденты проявляют лояльность, но при этом не считают такие жанры за музыку.

Немаловажным является еще и то обстоятельство, что в современном обществ, эре развития технологий, все развивается очень стремительно. Развитие характерно для всех сфер в обществе, и музыка не является исключением в данном случае. Музыка, как часть культуры, является неотъемлемой ее частью, но так же, прежде всего мы считаем что, музыка - это искусство. В связи с этим утверждением, мы задавили респондентам следующие вопросы: «Как Вы считаете, музыка как искусство что собой представляет?» и «Что привлекает вас в этом искусстве?», «Вы хотели бы связать свою деятельность с музыкой, как с искусством?», «Что тогда, вы бы, уже, как человек музыкального искусства вкладывали в свою деятельность?».

Отметим, вопросы такого плана вызвали затруднение у всех респондентов. На наш взгляд затруднения связаны с тем, что музыку как искусство студенты не рассматривают. Это выражалось не только в их сбивчивых ответах, но и во внешних данных: респонденты заметно волновались и подолгу отвечали на вопросы с паузами.

Но все по-своему говорили о том, что музыка это способ выразить чувства и, то звучание, которое создает музыка, их определенно привлекает. Таким образом, музыка в современном обществе привлекает своим содержанием (тексты песен, мелодии и т.д.).

В качестве итога можно сказать, что музыка способна изменят у личности различные не только их взглядах на различные вещи, но так, же влиять на их восприятия реальности и восприятие окружающего их социального мира.

Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а так же то каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Музыка является стимулом основной деятельности, дополнять и в тоже время вносит разнообразие в повседневность. Музыкальная культура молодого человека отличается разнообразием жанров, служит способом для стимуляции основного вида деятельности, а так же способствует концентрации внимания и мышления, но при этом музыкальная культура не является

основным видом деятельности. Это говорит о том, что у современной молодежи существуют другие приоритеты и ценности для осуществления своей деятельности, как членов социальных групп, в которые они включены.

Список литературы:

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки [Электронный ресурс] // Университетская книга. - М.; СПб. - 445 с. - Режим доступа: htlp://hren-mor-kovkin.ucoz.ru/load/0-0-0-29-20.

2. Колчинская В.Ю. Виды музыкальной деятельности [Электронный ресурс] // Матер. III Всерос. социол. конгресса. - Секция 16. Социология культуры. - Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1208267483.pdf.

СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ РОССИЙСКИХ НОСИТЕЛЕЙ НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ

© Яковлева Ю.А.*

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются семейные ценности наиболее заметных в российском конфессиональном пространстве нетрадиционных религиозных сообществ. С опорой на вероучительную литературу автор обосновывает идею трансформации базисных семейных установок российских носителей нетрадиционной религиозности.

Ключевые слова: нетрадиционное религиозное сообщество, семейные ценности.

Если говорить о религиозной сфере российского общества первой половины 1990-х гг., то внимание общественности было приковано к деятельности быстро распространяющихся нетрадиционных религиозных сообществ (НРС). Источником общественной обеспокоенности выступали культивировавшиеся в религиозных новациях семейные ценности.

Так, в начале 90-х гг. прошлого века взгляд главы Православной Церкви Божией Матери Державной (ПЦБМД) В.Я. Береславского на родителей шёл вразрез с общепринятым религиозным и светским семейным этосом. Родители, выросшие в советские, атеистические времена, рассматривались им в качестве помехи в деле духовного развития: «в человеке, ставшем на путь правды, вступают в конфликт два начала: внушение сатанино, диктуемое отцом и матерью (родом) - и совестью» [1, с. 143].

* Ассистент кафедры Социологии и психологии, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.