Научная статья на тему 'Музыка в системе ценностей подростков'

Музыка в системе ценностей подростков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4102
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VALUES / TEENAGER / MUSIC / MUSICAL CULTURE / ART OF MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Русяева Татьяна Анатольевна

Статья посвящена изучению потенциала музыкальной культуры в нравственном становлении личности подростка. Автором на основе опытно-экспериментального исследования представлены данные о месте и роли музыки в системе ценностей учащихся. Предоставлены выводы о социокультурном облике подростковой группы, ее проблемах и настроениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC IN TEENAGERS’ SYSTEM OF VALUES

The article studies potential of music in moral development of teenagers. Basing upon experimental research the author shows the place and role of the music in the students’ system of values. The paper presents resume on sociocultural image of the adolescent group, its problems and sentiments.

Текст научной работы на тему «Музыка в системе ценностей подростков»

УДК 378 : 008

Русяева Татьяна Анатольевна

Rusyaeva Tatyana Anatolyevna

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Mordvinian State Pedagogical Institute

МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ [1]

MUSIC IN TEENAGERS’ SYSTEM OF VALUES [1]

Аннотация:

Summary:

Статья посвящена изучению потенциала музыкальной культуры в нравственном становлении личности подростка. Автором на основе опытно-экспериментального исследования представлены данные о месте и роли музыки в системе ценностей учащихся. Предоставлены выводы о социокультурном облике подростковой группы, ее проблемах и настроениях.

The article studies potential of music in moral development of teenagers. Basing upon experimental research the author shows the place and role of the music in the students’ system of values. The paper presents resume on sociocultural image of the adolescent group, its problems and sentiments.

Ключевые слова:

ценности, подросток, музыка, музыкальная культура, музыкальное искусство.

Keywords:

values, teenager, music, musical culture, art of music.

В современном обществе возникла серьезная проблема падения нравственной культуры подрастающего поколения. В сложившейся ситуации кардинальных перемен в понимании основных ценностей человечества использование богатого потенциала музыкальной культуры дает один из вариантов решения обозначенной проблемы. Данные изменения не могут не затронуть музыкальное образование, целью которого является развитие музыкальной и духовной культуры ребенка, а также формирование его ценностных ориентаций в процессе постижения духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыке.

Музыка (от греч. тиэ1ке - «искусство муз») как искусство, то есть высшая форма освоения мира по законам красоты, основывается на слуховом опыте человека и использует музыкальный звук для воплощения идейно-эстетического смысла произведения, духовного воздействия на человека и общество. Если обратиться к вопросу о сущности музыки, то она, отождествляясь с философией, является одной из дисциплин, ведущей к постижению бытия. Поэтому ответ на поставленный вопрос необходимо искать не только в теоретических знаниях о музыке, но и в философских воззрениях.

Согласно Б.В. Асафьеву, сущность музыки «есть интонация - осмысленное звучание, которому предшествует посыл - дух, нечто исходное в моментах озарения, воплощающееся в материи, энергии звучащего вещества» [2, с. 275]. А.Ф. Лосев определяет музыку как субстанцию, связывая ее с религиозной сущностью, тем самым признавая ее религиозную ценность как высшую [3]. Важным аспектом в работах известного ученого-музыковеда Ю.Н. Холопова является «ощущаем ли мы логику, красоту в процессе временного развертывания череды звуков» [4]. Следовательно, постижение музыки может происходить только при ценностном взаимодействии Человека, Мира и Музыки.

Современная педагогическая наука также обращает пристальное внимание на сферу искусства в общем развитии детей и подростков. Так, В.В. Давыдов в своей классической работе «Теория развивающего обучения» отмечает, что совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству, как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования ее развития, формирования личностной системы ценностей [5, с. 99]. «Музыкально-педагогический процесс направляет на воспитание ценностно-ориентированной личности, позволяет «осмыслить себя», придать своему «Я» такую ценность, которая позволит начать общение с миром» [6, с. 12].

Музыка, как база накопленных форм общения, содержит в себе ценностно-смысловой аспект и, в результате, создает благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей. В связи с проблематикой исследования перед нами была поставлена задача -определить место и роль музыки в жизни подростков. При этом к основным критериям в определении музыкального развития учащихся мы отнесли:

- уровень развития музыкально-художественных предпочтений подростков;

- наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений;

- информированность в области музыкальной культуры общества;

- мотивацию обращения школьника к той или иной музыке.

Для реализации поставленной задачи было проведено анкетирование школьников, в котором участвовали учащиеся ряда школ г. Саранска и Республики Мордовия.

На вопрос «Ваши любимые виды искусства?» - учащиеся на первое место поставили музыку (55,7 %), на второе - кино (30,6 %) и на третье место - живопись (10,3 %). Остальные 3,4 % были распределены между другими видами искусства (архитектура, театр, балет и другое) (диаграмма 1). Полученные нами результаты подтверждают повсеместную доступность музыки с помощью современных средств массовой информации, технических коммуникационных средств.

■ Другие виды искусства

■ Музыка

■ Кино

■ Живопись

Диаграмма 1 - Виды искусства

Музыка является важной частью подростковой культуры. Филип Райс отмечает четыре причины, по которым подростки и молодежь слушает музыку:

1) музыка помогает расслабиться и улучшает настроение;

2) музыка может сопровождать социальное событие, такое как вечеринка или встреча друзей;

3) музыка помогает провести время и побороть скуку;

4) музыка помогает выразить собственные чувства, и подростки зачастую идентифицируют себя с певцами и музыкантами [7, с. 578].

Данные известного американского психолога подтверждаются нашим исследованием. На вопрос «Какое место занимает музыка в Вашей жизни?» 86,8 % ответили «Слушаю». Данный ответ вскрывает механизм восприятия музыкального искусства и его влияния на подростков. Восприятие происходит во время слушания, опираясь на предшествующий накопленный музыкальный опыт, который, в свою очередь, зависит от качества прослушиваемого музыкального материала.

23 % учащихся ответили «пою», 21 % из опрошенных играют на музыкальных инструментах и 8 % в познании музыки обращаются к книгам, журналам и статьям. Так как только 2 % положительно ответили на вопрос «Я не уделяю ей внимание» можно утверждать, что музыка нерушимо проникла в среду каждого подростка, независимо от его музыкальных вкусов, взглядов и убеждений.

Посещение концертов, участие в различных школьных и внеклассных мероприятиях, самостоятельное прослушивание музыкальных сочинений показывают инициативность самих школьников в освоении музыкального опыта общества. Результаты анкетирования показывают, что активность школьников в подростковом возрасте проявляется в 75 % из числа опрошенных.

Для понимания места и значения музыки в развитии современных подростков, необходимо иметь представление о музыкальных вкусах и предпочтениях школьников. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные музыкальные предпочтения школьников

Музыка, предпочитаемая школьниками 11-13 лет (в %) 13-15 лет (в %)

Классическая 13 24,2

Народная 9,7 0

Отечественная эстрада 24,2 6,5

Зарубежная эстрада 19,4 17,3

Отечественный рок 6,5 3,5

Зарубежный рок 16,2 6,9

Хип-хоп 46 62

Рэп 59 62

Также в качестве ответов учащимися были определены «клубняк» (клубная музыка) (8,2 %) и музыка собственного сочинения (1,8 %).

Среди музыки, которая не нравится подросткам, наибольший процент составляет народная (39,3 %). Данное музыкальное направление для подростков не представляется чем-то значимым. В вариантах ответов среди прочего были даны такие словесные оценки народной музыки, как «ненавижу», «неинтересна», «вообще не нравится». Негативное отношение к фольклору увеличивается с подростковым возрастом. Многие исследователи, в том числе и М.В. Богуславский, подчеркивают «важность приобщения воспитанников к системе ценностей, включающей богатства общечеловеческой и своей национальной культуры» [8, с. 11]. Тем не менее, подростки стремятся к музыке развлекательной, танцевальной, отличаются пристрастием к легким жанрам, которые являются частью массовой культуры. Музыка, которая подразумевает духовную насыщенность, вызывает у детей нежелание ее воспринимать.

Большой интерес вызвал ответ на вопрос о Фан-клубах. Среди наиболее часто встречающихся ответов можно выделить рок-группу Linkin Park, Tokio Hotel, Selena Gomes, рэп-группу «1-й класс», различных исполнители хип-хопа. Некоторые их этих групп вообще ставят под вопрос наличие культурно-ценностного ориентира в своей музыке. К сожалению, высокая музыкальная культура, играющая большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, подростками зачастую не востребована. Это свидетельствует о том, что необходимо искать новые пути решения в пропаганде лучших образцов музыкального искусства, как в народной и классической, так и в современной музыке.

Показательные для нашей работы результаты дали исследования по теме влияния слушаемой музыки на стиль жизни. Так, 55 % подростков из опрошенных ответили утвердительно. На вопрос «Как?» учащиеся ответили следующим образом: «придает уверенность», «становится легко», «подбодряет меня», «хорошо поднимает настроение», «организует», «меняет поведение, стиль одежды», «начинаю по-другому смотреть на жизнь», «начал одеваться по-другому», «становится красочней жизнь». Также были даны и такие варианты ответов: «мой стиль отличается от музыки, которую я слушаю», «не хочу менять свой стиль».

Положительным аспектом выступает то, что музыкальные переживания подростков большей частью проявляются в образах, представлениях, мечтах (63 %), что говорит о непосредственном обращении музыки к чувствам, вызывающей независимые от воли и разума глубокие эмоциональные реакции.

Важным также является ответ на следующий вопрос «Если у Вас наступают трудные моменты в жизни, что Вам помогает выйти из ситуации?». В результате, слушание музыки выделили 68 % подростков, что свидетельствует о признании подростками музыки как неотъемлемой и важной частью их жизни.

Выявив предпочтения школьников и, соответственно, проанализировав содержание ответов на вопросы анкеты, можно сделать определенные выводы о социокультурном облике подростковой группы, ее проблемах и настроениях.

Музыка сопровождает человека всю жизнь, является неотъемлемой ее частью. От качества, художественного содержания звучащей и значимой для индивида музыки во многом будет зависеть то, какой вырастет человек в будущем.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2.1. «Развитие фундаментальных, прикладных исследований и НИОКР по гуманитарным направлениям науки образования» программа стратегического развития МОРДГПИ на 2012-2016 гг.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: интонация. 2-е изд. Л., 1971. 376 с.

3. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 20012. 208 с.

4. Холопов Ю.Н. О сущности музыки // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа: сб. ст. М., 2004. С. 6-17.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.

6. Величко Ю.В. Изучение аудиовизуальной культуры личности в музыкальном образовании с позиции социокультурного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12). С. 11-13.

7. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2010. 816 с.

8. Богуславский М.В. Развитие ценностных оснований отечественной истории воспитания: историко-педагогический контекст // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 1. С. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.