Научная статья на тему 'Оценка влияния обучения в Астма-школе на качество жизни детей с бронхиальной астмой'

Оценка влияния обучения в Астма-школе на качество жизни детей с бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
611
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / АСТМА-ШКОЛА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / CHILDREN / BRONCHIAL ASTHMA / QUALITY OF LIFE / ASTHMA SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ляпунова Елена Вячеславовна, Попова И. В., Токарев А. Н., Беляков В. А.

Проведено исследование качества жизни у 40 детей в возрасте 12-16 лет, больных бронхиальной астмой (средний возраст составил 14,7 ± 0,55 года). Дети были разделены на 2 группы: 1-я (n = 40) прошла обучение в Астма-школе, 2-я (n = 40) наблюдалась в поликлинике. Качество жизни пациентов оценивали посредством анкетирования по адаптированному опроснику CAQ С до обучения в Астма-школе и через 3 мес после образовательного курса. Показано, что образование в Астма-школе оказывает влияние на течение заболевания, способствуя снижению частоты приступов, улучшает качество жизни пациентов по сравнению с детьми не проходившими обучение в Астма-школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF IMPACT OF EDUCATION IN «THE ASTHMA SCHOOL» UPON THE QUALITY OF LIFE OF CHILDREN WITH BRONCHIAL ASTHMA

Then article deals with the results of study of quality of life in 40 children aged 12-16 years having bronchial asthma. The mean age consisted 14.7±0.55 years. The children were separated on two groups. The first group (n=40) went through education in "The asthma school" and second group was monitored in polyclinic. The quality of life of patients assessed by the survey results using the adapted questionnaire CAQ C prior to education and three months after educational course. It is demonstrated that the education in "The asthma school" impacts the course of disease, promotes the decrease of rate of attacks, increases the quality of life of patients, as compared with children who did not educated in "The asthma school".

Текст научной работы на тему «Оценка влияния обучения в Астма-школе на качество жизни детей с бронхиальной астмой»

• Обучение здоровью подростков должно соответствовать принципу "обучения воздержанию", т. е. быть превентивным в отношении как употребления алкоголя и наркотиков, так и вступления в ранние половые связи.

• Гигиеническое обучение и воспитание подрастающего поколения выступает единственным и важным элементом во всей работе антинаркотической направленности, формируя философию осмысления здоровья.

• запоздалое обучение старшеклассников недостаточно эффективно и направлено уже не на воспитание, а на перевоспитание.

Выводы. 1. Здоровье, обучение и воспитание являются неотъемлемой частью единого процесса формирования полноценной личности ребенка и подростка.

2. Гигиеническое обучение и воспитание (первичная профилактика) подрастающего поколения — единственный и важный элемент во всей работе антинаркотической направленности, формирующий философию мировоззрения. Образовательно-воспитательный подход в настоящее время, с нашей точки зрения, более востребован и актуален, чем поголовное анонимное определение наркотиков в физиологических средах у школьников. С учетом правовой основы, без сформированной необходимой антинаркотической мотивации родителей и ребенка масштабное медицинское тестирование не даст желаемых результатов.

3. Гигиеническое обучение и антинаркотическое воспитание школьников необходимо осуществлять в комплексе проблем здорового образа жизни.

4. В учебном процессе необходимо шире использовать современные технологии профилактики употребления ПАВ школьниками — компьютерные обучающие программы с тестированием знаний. Такой подход адекватен современным интересам подростков и молодежи, проявляемым компьютерным технологиям.

5. Финансовые средства, вложенные в борьбу с наркоманией, менее затратны в сравнении с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий роста употребления наркотиков.

В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения приобретает актуальную социальную значимость. Здоровье ребенка и подростка обусловливает его активность и противостояние вероятному негативному воздействию извне, т. е. успешность его

адаптации к условиям среды. Профилактика наркотизации является одним из основных условий формирования здорового стиля жизни, достижения самореализации и выработки активной жизненной позиции современного школьника.

К системной и масштабной работе по первичной профилактике употребления ПАВ учащимися всех учебных заведений должен быть подключен огромный потенциал педагогов, преподавателей, психологов, медиков и других специалистов, общественных организаций, но, с нашей точки зрения, начало этой работы — медицинские, затем психолого-педагогические мероприятия, т. е. борьба всем миром. Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровья учащихся не ограничиваются введением в школьную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Школы обладают огромным потенциалом, ко -торый нужно стремиться реализовать в полном объеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошкина Е. А., Киржанова В. В. Основные проблемы эпидемиологии наркоманий на современном этапе. В кн.: Материалы II Всероссийского форума "Здоровье нации — основа процветания России". ч. 2. М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН; 2006: 35—40.

2. Ляхович А. В., Медведь Л. М., Маркова А. И. Методическое и научное обоснование реализации проекта "Комплексная программа "Здоровье в общеобразовательной школе". Общественное здоровье и профилактика. 2004; 5: 26—35.

3. Ляхович А. В., Лозовская А. С. Методика разработки обучающей компьютерной программы с тестированием знаний по профилактике наркоманий. Проблемы управления здравоохранением. 2006; 4 (29): 63—70.

4. МенделевичВ., СадыковаР. Профилактика, коррекция и психотерапия алкогольной и наркотической зависимостей: Зарубежный опыт первичной антинаркотической профилактики. В кн.: Антинаркотическая энциклопедия "Общество против наркотиков". М.: "Локку-Санди"; 2007: 179—82.

5. Статистика распространения наркомании в России в 2000— 2010 гг. http://rian.ru/spravka/20100422/225438645.html/

6. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 гг.». Постановление Правительства РФ от 29.03.06 г., № 157, от 13.12.2006 г. № 758. В кн.: Антинаркотическая энциклопедия «Общество против наркотиков»: Нормативные акты Российской Федерации. М.: «Лок-ку-Санди»; 2007: 64—72.

Поступила 05.07.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.253.8:616.248]:374-053.2

E. B. ЛЯПУНОВА, И. В. ПОПОВА, А. Н. ТОКАРЕВ, В. А. БЕЛЯКОВ

Оценка влияния обучения в Астма-школе на качество жизни

детей с бронхиальной астмой

ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России

Проведено исследование качества жизни у 40 детей в возрасте 12—16 лет, больных бронхиальной астмой (средний возраст составил 14,7 ± 0,55 года). Дети были разделены на 2 группы: 1-я (п = 40) прошла обучение в Астма-школе, 2-я (п = 40) наблюдалась в поликлинике. Качество жизни пациентов оценивали посредством анкетирования по адаптированному опроснику CAQ С до обучения в Астма-школе и через 3 мес после образовательного курса. Показано, что образование в Астма-школе

Контактная информация: Ляпунова Елена Вячеславовна, канд. мед. наук, ассистент каф.; e-mail: [email protected]

оказывает влияние на течение заболевания, способствуя снижению частоты приступов, улучшает качество жизни пациентов по сравнению с детьми не проходившими обучение в Астма-школе.

Ключевые слова: дети, бронхиальная астма, Астма-школа, качество жизни

THE EVALUATION OF IMPACT OF EDUCATION IN «THE ASTHMA SCHOOL» UPON THE QUALITY OF LIFE OF CHILDREN WITH BRONCHIAL ASTHMA

E.V. Lyapunova, I.V. Popova, A.N. Tokarev, V.A. Belyakov

The Kirov state medical academy of Minzdrav of Russia, Kirov

Then article deals with the results of study of quality of life in 40 children aged 12-16 years having bronchial asthma. The mean age consisted 14.7±0.55 years. The children were separated on two groups. The first group (n=40) went through education in "The asthma school" and second group was monitored in polyclinic. The quality of life ofpatients assessed by the survey results using the adapted questionnaire CAQ C prior to education and three months after educational course. It is demonstrated that the education in "The asthma school" impacts the course of disease, promotes the decrease of rate of attacks, increases the quality of life ofpatients, as compared with children who did not educated in "The asthma school".

Key words: children, bronchial asthma, the asthma school, quality of life

Бронхиальная астма (БА), как и другие хронические заболевания, часто создает определенные трудности в жизни больного. Постоянная повторяемость симптомов вызывает эмоциональное напряжение, психологические проблемы. Определенный стиль жизни больного ребенка предполагает ряд ограничений для всей семьи. Воздействие болезни распространяется как на эмоциональное, так и на физические и социальные аспекты жизни пациентов [1], т. е. влияет на качество жизни (КЖ).

В настоящее время большое внимание при организации диагностических и лечебных мероприятий для больных БА уделяется не только клиническим и лабораторным исследованиям, но и субъективной оценке состояния и его динамики на фоне проводимой терапии самим ребенком и его родителями, т. е. КЖ [6]. Эффективность терапии БА у детей, улучшение КЖ пациентов и их семей тесно связаны с точным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций [5]. В связи с этим образование является важной частью комплексной программы лечения детей с БА. Одна из наиболее эффективных форм обучения родителей, признанной в настоящее время, — систематические занятия в Астма-школе [1, 4]. Основной ее целью является повышение эффективности терапии БА у детей, обеспечение контроля за течением болезни и повышение КЖ посредством образования родителей и/или самого пациента. Приближение КЖ больного ребенка к его уровню у здоровых детей и есть наивысшая задача образования в Астма-школе [2].

На клинической базе кафедры пропедевтики детских болезней Кировской детской городской клинической больницы в течение 15 лет функционирует Астма-школа для родителей детей с БА. За этот период работы Астма-школы в ней прошли обучение более 800 родителей. Учебная программа состоит из 8 занятий (16 учебных часов), которые проводятся 2 раза в неделю. Группа, в которую входят от 6 до 10 родителей, проходит полный курс занятий. На этих занятиях родители больного ребенка получают всю необходимую информацию об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике БА. На занятиях родители обучаются приемам правильного пользования ингаляторами, спейсерами, дискхалерами, циклохалерами, пикфлоуметрами. При проведении занятий широко используется наглядный материал, а также учебные видеофильмы. В программу обучения входят как индивидуальные, так и групповые занятия. Индивидуальные занятия направлены на обу-

чение родителей конкретного больного ребенка методам контроля за эффективностью проводимой терапии, а также выработке тактики правильного поведения в различных жизненных ситуациях. Кроме того, составляются индивидуальные планы контроля за состоянием и купированием обострения у больного ребенка.

В ходе занятий родители больного ребенка получают всю необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза БА, подчеркиваются все преимущества ингаляционных методов терапии с обязательным обучением правильной технике ингалиро-вания. Особое внимание уделяется пикфлоуметрии как способу контроля за течением болезни. Подробно рассматриваются принципы базисной терапии с использованием противовоспалительных препаратов и роль специфической иммунотерапии в достижении стойкой ремиссии заболевания. Профилактическое лечение БА занимает одно из ведущих мест в цикле проводимых занятий. В основу всех занятий изначально заложены главные положения о том, что здоровый образ жизни, соблюдение целенаправленных элиминационных мероприятий, регулярный мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ), динамическое наблюдение, рациональные занятия физической культурой и спортом обеспечат улучшение здоровья детей и дадут возможность повысить КЖ. Обучение родственников больного ребенка позволяет также улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить инвалидизацию детей, страдающих БА.

Цель настоящей работы — оценить влияние обучения в Астма-школе на качество жизни детей с БА.

С целью оценки эффективности образовательной программы Астма-школы исследовано ее влияние на параметры КЖ: дистресс, тяжесть БА, реактивность, качество активной жизни (КАЖ) и качество подростковой жизни (КПодЖ). В исследовании приняли участие 80 детей с атопической формой БА в возрасте 12—16 лет. Для родителей детей с БА проведен курс обучения в Астма-школе. У 14 больных отмечено тяжелое течение заболевания, у 36 — среднетяжелое и у 30 — легкое. Больные были разделены на две сравнимые по возрасту и тяжести болезни группы: 1-я группа (40 детей) прошла обучение в Астма-школе, 2-я (40 детей) наблюдалась в поликлинике по месту жительства. Средний возраст детей 1-й группы составил 14,53 ± 0,68 года, 2 — 14,87 ± 0,43 года (р < 0,05).

Для оценки КЖ использован опросник Childhood Asthma Questionnaires форма С (CAQ С) для детей с БА,

Интал Тайлед Ингаляционные ГКС Серетид Симбикорт

10 20 30 40 50 60 ^ До обучения в Астма-школе Ш После обучения в Астма-школе

Рис. 1. Базисные препараты, применяемые при лечении БА (в %).

разработанный D. French [3], позволяющий оценить исследуемые параметры в баллах. Форма С (CAQ С) представляет собой расширенный опросник, состоящий из 46 вопросов и не содержащий раздела для родителей. Вопросы суммированы в 5 шкалах, хотя только 4 из них непосредственно относятся к БА. Вопросы, не учитываемые при расчете шкал, помогают понять мысли ребенка, сохранить постоянную структуру опросника и получить дополнительную полезную информацию.

Дистресс и тяжесть БА определяются как астмаспе-цифические шкалы.

Дистресс оценивается суммой ответов на 12 вопросов о симптомах БА, а также о социальных ситуациях, в которых заболевание может оказывать стрессирующее влияние. Шкала дистресса варьирует от 12 (отсутствие дистресса или низкий дистресс) до 60 (высокий уровень дистресса).

Оценка тяжести БА базируется на 9 вопросах, отражающих частоту симптомов, и варьирует от 9 (нет симптомов) до 34 (очень тяжелые симптомы) баллов.

Третья шкала опросника характеризует степень зависимости респондентов, имеющих БА, от факторов окружающей среды. Данная шкала, названная реактивностью, вычисляется как сумма ответов на 5 вопросов о дистрессе, обусловленном курением или вдыханием табачного дыма, холодного воздуха, ситуацией, связанной с отсутствием бронхорасширяющего препарата. Диапазон шкалы — от 5 до 24, при этом высокие значения шкалы свидетельствуют о высоком уровне реактив-

Баллы 3985 40-,

3530252015105-

28,8

27,0

20,7

16,2

16,75

11,95

20,3

17,55

15,85

/ / / * /

<$ ¿У A* v

v „о л-

<f

о«?

1-я группа

2-я группа

Рис. 2. Показатели параметров качества жизни после обучения в Астма-

школе.

90 80 70 60 50 40 30 20 10

75

75

л<?

<9

6?

\ До Астма-школы

После Астма-школы

Рис. 3. Частота показателей параметров качества жизни у детей 1-й группы до и после обучения в Астма-школе (в %).

ности — избегании факторов окружающей среды, волнении и тревоге при отсутствии бронхорасширяющего препарата, предпочтении чтения как основного способа проведения досуга.

В четвертой шкале КАЖ характеризуется суммой 8 ответов на вопросы о частоте и удовлетворении от занятий физкультурой, спортом, игр, прогулок на свежем воздухе. Шкала включает также вопросы о частоте участия в данных видах активности, поскольку с возрастом молодые люди могут самостоятельно принимать решение об участии или неучастии в них.

Пятая шкала — КПодЖ — определяет степень вовлечения молодых людей в типичную для подросткового возраста социальную активность (походы на дискотеки, вечеринки и т. д.). КАЖ и КПодЖ возрастают по мере участия подростка в данных видах деятельности.

Проводилось также дополнительное анкетирование родителей с целью выяснения частоты и тяжести дневных и ночных приступов у детей, отношения к медикаментозной терапии и способам контроля результатов лечения, социального уровня семьи.

Для оценки влияния обучения на КЖ пациентов и течения основного заболевания через 3 мес после прохождения образовательного курса предпринято повторное анкетирование детей и их родителей. Полученные данные сопоставлялись с исходными, а также с показателями у пациентов, родители которых не проходили обучение в Астма-школе.

Статистическую обработку материалов исследования проводили на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ Statistica и программ статистического анализа Excel МХ версия 2003 г. (вариационная статистика, достоверность различий анализировали с помощью парного t-критерия Стью-дента и определяли достоверность различия). Различие расценивалось как достоверное прир < 0,05.

Перед началом обучения уровень информированности пациентов и их родителей о заболевании изучали с помощью анкетирования. Анализ проведенного анкетирования показал, что исходно только 32% родителей и 3% детей имели представление об изменениях, происходящих в организме при БА, предрасполагающих и провоцирующих факторах. Значительное число семей (38%) не знали, что для купирования приступов БА применяются ингаляционные, Р2-адреномиметики. Об-

Показатели качества жизни у детей с бронхиальной астмой после обучения в Астма-школе

1-я группа (n = 40) 2-я группа (n = 40)

Показатель до обучения после обучения до обучения после обучения

Дистресс 45,85 ± 3,26 28,8 ± 2,39* 45,25 ± 3,78 39,85 ± 2,27*

Тяжесть астмы 22,75 ± 1,76 16,2 ± 1,64* 22,05 ± 2,39 20,7 ± 2,14

Реактивность 18,75 ± 1,26 11,95 ± 1,0* 17,85 ± 1,64 16,75 ± 1,51

КАЖ 19,75 ± 1,76 27,0 ± 2,14* 19,2 ± 1,89 20,3 ± 2,02

КПодЖ 12,3 ± 1,51 17,55 ± 1,3* 13,8 ± 1,64 15,85 ± 1,51

Примечание:

- достоверные различия (р < 0,05).

наружено, что 61% родителей не имели представления о показаниях к применению ингаляционных препаратов с различным механизмом действия (нестероидные противовоспалительные препараты, ингаляционные глюкокортикостероиды) и пытались купировать ими приступ БА. Правильной техникой проведения ингаляции лекарственных средств владели 28% детей. При посещении занятий в Астма-школе впервые узнали о спейсерах и пикфлоуметрии 78% родителей. Регулярное измерение ПСВ проводили 15% пациентов.

Эффективность образовательной программы оценивали спустя 3 мес после окончания курса обучения в Астма-школе. Анализ результатов работы в Астма-школе показал, что после обучения происходило снижение частоты обострений БА, вызовов «скорой помощи», повторных госпитализаций и повышение переносимости физической нагрузки. Улучшились такие показатели, как регулярное проведение пикфлоуметрии и ведение дневника самоконтроля, адекватная регулярная базисная терапия, прекращение использования бронхо-литиков для снятия приступов БА, соблюдение диеты и гипоаллергенного быта.

Все обследованные дети получали поддерживающую лекарственную терапию. До занятий в Астма-школе 20% больных использовали Интал, после обучения — только 2% (рис. 1). Тайлед применяли для лечения в 18% случаев, после обучения — в 10%. Ингаляционные глюкокортикостероиды (ГКС) использовали 34% больных, после обучения стали применять 52%. Такие препараты, как Серетид и Симбикорт принимали лишь 9% детей, а после обучения их применяли 24 и 12% родителей соответственно. Не применяли базисные препараты до обучения в Астма-школе 19% детей.

Исходная балльная оценка параметров КЖ в обеих группах составила в 1-й группе: дистресс 45,85 ± 3,26 (р < 0,05), тяжесть БА 22,75 ± 1,76 (р < 0,05), реактивность 18,75 ± 1,26 (р < 0,05), КАЖ 19,75 ± 1,76 (р < 0,05) и КПодЖ 12,3 ± 1,51(р < 0,05), Во 2-й группе: дистресс 45,25 ± 3,78 (р < 0,05), тяжесть БА 22,05 ± 2,39 (р > 0,05), реактивность 17,85 ± 1,64 (р > 0,05), КАЖ 19,2 ± 1,89 (р > 0,05) и КПодЖ 13,8 ± 1,64 (р > 0,05).

В результате обработки полученных исходных показателей не были выявлены значительные различия по изучаемым признакам. Зарегистрированы высокие показатели дистресса у детей обеих групп — 90 и 85%, тяжести БА — 75 и 55%), реактивности — 90 и 75%, а также низкие показатели КАЖ — 75 и 75%, КПодЖ — 75 и 65%. Данные результаты свидетельствуют о том, что сравниваемые группы практически равноценны.

Для оценки эффективности обучающей программы проведена вторичная диагностика дистресса, реактивности, тяжести БА, КАЖ, КПодЖ у подростков с БА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через 3 мес выполнено повторное анкетирование. В результате исследования, анализируемые показатели параметров КЖ в 1-й группе значительно улучшились: дистресс 28,8 ± 2,39 (р < 0,05), тяжесть БА 16,2 ± 1,64 (р < 0,05), реактивность 11,95 ± 1,0 (р < 0,05), КАЖ 27,0 ± 2,14 (р < 0,05) и КПодЖ 17,55 ± 1,39 (р < 0,05). Во 2-й группе существенные изменения анализируемых параметров не обнаружены, кроме дистресса — 45,25 ± 2,27 (р < 0,05). Тяжесть БА составила 20,7 ± 2,14 (р>0,05), реактивность 16,75 ± 1,51 (р >0,05), КАЖ 20,3 ± 2,02 (р > 0,05) и КПодЖ 15,85 ± 1,51 (р > 0,05) (см. таблицу; рис. 2).

В результате анализа полученных данных были отмечены значительные улучшения показателей уровня жизни подростков, страдающих БА. На фоне проводимого обучения удалось добиться снижения показателей уровня дистресса, тяжести БА и реактивности, а также улучшения уровня КАЖ и КПодЖ. Дистресс был диагностирован у 90% подростков до обучения и у 20% — после; тяжелые симптомы БА — у 75% до Астма-школы и всего у 5% — после обучения; высокие показатели реактивности — у 90% до обучения и у 15% — после; низкий уровень КАЖ — у 75% до обучения и у 15% — после; низкий уровень КПодЖ — у 75% до и у 20% — после обучения (рис. 3).

Благодаря обучению в Астма-школе в 1-й группе удалось улучшить параметры КЖ детей, страдающих БА: снижение таких показателей, как дистресс (р < 0,05), тяжесть БА (р < 0,05), реактивность (р < 0,05), а также добиться высоких показателей КАЖ (р < 0,05) и КПодЖ (р < 0,05). Во 2-й группе, которая не проходила обучение в Астма-школе, не обнаружены существенные изменения анализируемых показателей (их изменение было недостоверным, р > 0,05), за исключением дистресса, — незначительное снижение показателей с 45,25 ± 3,78 до 39,85 ± 2,27 (р < 0,05).

Следовательно, обучение в Астма-школе значительно улучшило общее состояние детей, что проявилось в снижении тяжести течения болезни и улучшении КЖ. Лучшее понимание механизма действия лекарственных препаратов в результате обучения привело к увеличению количества детей, проходивших базисную, противовоспалительную терапию с одновременным снижением объема симптоматической бронхорасши-ряющей терапии. Таким образом, под влиянием обучающей программы в Астма-школе у детей, больных БА, значительно улучшается как клиническое состояние, так и КЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». М.: Атмосфера; 2008. 108 с.

2. Новик А. А., Ионова Т. И., Никитина Т. П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии. Педиатрия. 2002; 5: 83—8.

3. Петров В. И., Смопенов И. В., Медведева С. С. Качество жизни при бронхиальной астме: методы оценки в педиатрической практике. Метод. рекомендации. Волгоград; 1997.

4. СоподковаЕ. В. Опыт работы Астма-школы Медсанчасти-36. Пульмонология. 2010; 4: 123—4.

5. Clark N. М., Valerio М. A. The role of behavioral theories in educational interventions for pediatric asthma. Paediatr. Respir. Rev. 2003; 4: 325—33.

6. Guidelines for the diagnosis and management of asthma. National Heart, lung and blood institute. National Asthma Education program. Expert panel report. 2002. 146 p.

Поступила10.04.12

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.