Научная статья на тему 'Оценка качества жизни и клинико-функциональные особенности детей с бронхиальной астмой до и после прохождения курса в "Астма-школе"'

Оценка качества жизни и клинико-функциональные особенности детей с бронхиальной астмой до и после прохождения курса в "Астма-школе" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / BRONCHIAL ASTHMA / КОМПЛАЕНС / COMPLIANCE / "АСТМА-ШКОЛА" / ДЕТИ / CHILDREN / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ЭТИОПАТОГЕНЕЗ / ETIOPATHOGENESIS / "ASTHMA-SCHOOL"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гапархоева З.М., Селиверстова Е.Н., Башкина О.А., Енгибарян К.Ж.

Учитывая высокую распространенность и постоянный рост числа заболеваний бронхиальной астмой, специалисты всего мира стараются создать необходимые условия для комфорта не только детям, страдающим этим недугом, но и их родителям. Однако не всегда удается добиться желаемого результата, что обусловлено невыполнением врачебных рекомендаций. Родители зачастую прибегают к специалистам альтернативной медицины, применяя при этом всевозможные народные способы лечения, но остаются неудовлетворенными от итога восстановления здоровья своих детей. Непонимание серьезности ситуации и ответственности за своего ребенка, слабые знания основных вопросов об особенностях данной патологии, в том числе об этиологии, факторах риска, о ее лечении и профилактике, свидетельствуют о необходимости предоставления родителям основной информации в рамках образовательной программы «Астма-школа» в доступной для них форме. Для обеспечения наибольшего комплаенса необходимо проводить своевременную и динамичную оценку эффективности образовательной программы и качества жизни детей, учитывая основные параметры в зависимости от степени тяжести, возраста, пола и социального положения пациентов до и после обучения в «Астма-школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гапархоева З.М., Селиверстова Е.Н., Башкина О.А., Енгибарян К.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the quality of life and clinical and functional features of children with bronchial asthma before and after the course in “Asthma-school”

Given a high incidence and a constant growth of bronchial asthma, experts around the world are trying to create the necessary conditions for the comfort of not only children suffering from bronchial asthma, but their parents as well. Unfortunately, the desired results are not always possible to achieve, as the recommendations made by the doctor are not often followed. Parents often apply to alternative medicine specialists, using all sorts of folk methods of treatment, but still remain unsatisfied with the results of restoring their children’s health. Incorrect assessment of the seriousness of the situation and the responsibility for the child, poor knowledge of the main issues of asthma, including etiology, risk factors, treatment and prevention of this disease has led to understanding of the need to provide basic information as part of the educational program «Asthma-school» in an accessible form. To ensure the greatest compliance it’s necessary to carry out a timely and dynamic evaluation of the effectiveness of the educational program and the quality of children’s life, taking into account the basic parameters, depending on the severity, age, sex and social status of patients before and after the training in the «Asthma school».

Текст научной работы на тему «Оценка качества жизни и клинико-функциональные особенности детей с бронхиальной астмой до и после прохождения курса в "Астма-школе"»

В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ

УДК 616.248-053.5-084 (470-66) 14.01.00 - Клиническая медицина

© З.М. Гапархоева, Е.Н. Селиверстова, О.А. Башкина, К.Ж. Енгибарян, 2015

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ ДО И ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА В «АСТМА-ШКОЛЕ»

Гапархоева Залина Муссаевна, аспирант кафедры факультетской педиатрии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-964-029-41-62, e-mail: zalik5@mail.ru.

Селиверстова Екатерина Николаевна, аспирант кафедры факультетской педиатрии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-917-183-66-29, e-mail: podsolnyh2008@rambler.ru.

Башкина Ольга Александровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой факультетской педиатрии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-570-99-31, e-mail: Bashkiria 1 @mail. ru.

Енгибарян Каринэ Жоржиковна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-552-74-90, e-mail: mo2309@yandex.ru.

Учитывая высокую распространенность и постоянный рост числа заболеваний бронхиальной астмой, специалисты всего мира стараются создать необходимые условия для комфорта не только детям, страдающим этим недугом, но и их родителям. Однако не всегда удается добиться желаемого результата, что обусловлено невыполнением врачебных рекомендаций. Родители зачастую прибегают к специалистам альтернативной медицины, применяя при этом всевозможные народные способы лечения, но остаются неудовлетворенными от итога восстановления здоровья своих детей. Непонимание серьезности ситуации и ответственности за своего ребенка, слабые знания основных вопросов об особенностях данной патологии, в том числе об этиологии, факторах риска, о ее лечении и профилактике, свидетельствуют о необходимости предоставления родителям основной информации в рамках образовательной программы «Астма-школа» в доступной для них форме. Для обеспечения наибольшего комплаенса необходимо проводить своевременную и динамичную оценку эффективности образовательной программы и качества жизни детей, учитывая основные параметры в зависимости от степени тяжести, возраста, пола и социального положения пациентов до и после обучения в «Астма-школе».

Ключевые слова: бронхиальная астма, комплаенс, «Астма-школа», дети, качество жизни, этиопатогенез.

EVALUATION OF THE QUALITY OF LIFE AND CLINICAL AND FUNCTIONAL FEATURES OF CHILDREN WITH BRONCHIAL ASTHMA BEFORE AND AFTER THE COURSE IN "ASTHMA-SCHOOL"

Gaparkhoeva Zalina M., Post-graduate student, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St, Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-964-029-41-62, e-mail: zalik5@mail.ru.

Seliverstova Ekaterina N., Post-graduate student, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St, Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-917-183-66-29, e-mail: podsolnyh2008@rambler.ru

Bashkina Olga A., Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-927-570-99-31, e-mail: Bashkina 1 @mail. ru.

Engibaryan Karine Zhorzhikovna, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-927-552-74-90, e-mail: mo2309@yandex.ru.

Given a high incidence and a constant growth of bronchial asthma, experts around the world are trying to create the necessary conditions for the comfort of not only children suffering from bronchial asthma, but their parents as well. Unfortunately, the desired results are not always possible to achieve, as the recommendations made by the doctor are not often followed. Parents often apply to alternative medicine specialists, using all sorts of folk methods of treatment, but still remain unsatisfied with the results of restoring their children's health. Incorrect assessment of the seriousness of

the situation and the responsibility for the child, poor knowledge of the main issues of asthma, including etiology, risk factors, treatment and prevention of this disease has led to understanding of the need to provide basic information as part of the educational program «Asthma-school» in an accessible form.

To ensure the greatest compliance it's necessary to carry out a timely and dynamic evaluation of the effectiveness of the educational program and the quality of children's life, taking into account the basic parameters, depending on the severity, age, sex and social status of patients before and after the training in the «Asthma school».

Key words: bronchial asthma, compliance, «Asthma-school», children, quality of life, etiopathogenesis.

Введение. Рост заболеваемости бронхиальной астмой (БА) вызывает серьезную обеспокоенность многих специалистов, занимающихся данной проблемой. Хроническое прогрессирующее течение болезни, частый исход в инвалидизирующие формы, значительные медико-социальные затраты являются тяжелым бременем не только для самого больного, но и для общества в целом [1, 5]. Многогранность сфер, которые затрагивает БА, определяя ее как социальную, медицинскую и экономическую проблему современного общества, послужила поводом для разработки и внедрения в научную и лечебную практику новых международных (GINA) и национальных стратегий по диагностике, лечению и профилактике БА [2, 4, 7]. Комплексный подход к лечению и профилактике БА должен включать в себя не только медицинские мероприятия, направленные на замедление прогрессирования патологического процесса, но и иной взгляд на роль врача и пациента в эффективном контроле над астмой [13, 16, 20]. Новые направления в тактике лечения больных БА зачастую не приносят ожидаемых результатов по причине отсутствия точного следования пациентами предписаниям врача вследствие недостаточного понимания сущности болезни [9]. В реальной лечебной практике рекомендации по лечению воспринимаются пациентами и их родителями как «навязывание» чужого мнения и часто не выполняются, что приводит в итоге к нерациональному расходованию ресурсов здравоохранения на внеплановые визиты к врачу в связи с ухудшением состояния, стационарное лечение обострений БА и вызовы скорой медицинской помощи [6, 11].

Согласно Национальной программе по борьбе с БА, ведущим фактором в достижении компла-енса между врачом и больным являются образовательные программы, одной из самых эффективных форм проведения образования для больных детей и их родителей считается «Астма-школа» [12, 19]. «Астма-школа» - это специальная образовательная программа для пациентов, страдающих бронхиальной астмой, и их родственников. С помощью данной образовательной программы участники могут узнать о течении их болезни, новых методах лечения, правильном использовании ингаляторов, овладевать необходимыми навыками самоконтроля за состоянием здоровья [3]. В отечественной литературе имеются немногочисленные исследования эффективности обучения у больных с различной степенью тяжести БА [1, 10], однако результаты исследований по проблеме достаточно противоречивы и данный вопрос продолжает подвергаться дискуссии [18, 21].

Учитывая серьезное медико-социальное значение БА, изучение качества жизни (КЖ) у пациентов в настоящее время рассматривается как критерий социальной эффективности терапевтических программ [14, 15, 17]. При оценке качества медицинской помощи одним из наиболее значимых параметров является удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием. Однако услуги муниципальных учреждений здравоохранения не в полной мере доступны для всех категорий населения, что вызвано рядом причин, например, недостаточным количеством учреждений, специалистов, неудовлетворительным качеством доступных услуг и др. [3]. Качество жизни - показатель, интегрирующий большое число физических и психологических характеристик, отражающий способность больного адаптироваться к проявлениям болезни [8]. Тем не менее, связь между объективными критериями состояния пациентов и их субъективным восприятием болезни изучена пока недостаточно. Дальнейшие исследования в этой области необходимы для уточнения представлений об особенностях течения БА и оценки эффективности проводимой терапии, а также после проведения образовательных программ.

Цель: изучить качество жизни пациентов в зависимости от их возраста, длительности бронхиальной астмы и тяжести ее течения у детей школьного возраста до и после прохождения курса в «Астма-школе».

Материалы и методы исследования. Проведено ретроспективное исследование, согласно которому в Республике Ингушетия впервые была оценена эффективность обучения по образовательной программе «Астма-школа» детей, страдающих БА, и их родителей, осуществлен анализ динамики качества жизни и клинико-функциональных показателей у пациентов с БА, а также их психоэмоционального состояния. Образовательная программа «Астма-школа» была реализована на базе детского

отделения ГБУ «Ингушская республиканская клиническая больница» г. Назрани и состояла из 8 занятий (16 учебных часов). Программа включала в себя 12 тем, в ходе изучения которых 50 пациентов школьного возраста могли получить необходимую информацию о строении дыхательной системы, заболевании БА, причинах его возникновения, методах диагностики, особенностях лечения и профилактики, диетотерапии, методиках массажа и самомассажа лица, видах дыхательной гимнастики, закаливании, приемах правильного использования ингаляторов. Большое внимание уделено современным возможностям и обучению технике применения средств доставки препаратов базисной и симптоматической терапии (дозированные и небулайзерные ингаляторы, спейсеры, турбухалеры и др.), оценке функции внешнего дыхания с помощью пикфлоуметрии, особенностям ведения дневника астматика для самоконтроля. Посещение курса было добровольным и проводилось совместно с родителями.

Параметры качества жизни детей, страдающих БА, проверяли при помощи анкетирования по адаптированному опроснику D. French (Childhood Asthma Questionnaires) [19], с помощью которого можно анализировать параметры по группам с учетом возраста пациентов: в 1 группу вошли дети в возрасте 8-12 лет (27 человек); во 2 группу - дети 13-16 лет (23 пациента).

В когорту исследования вошли дети старше 8 лет, так как одним из критериев включения стал стаж заболевания БА не менее 5 лет. В таблице 1 представлены основные параметры качества жизни детей с БА.

Таблица 1

Основные параметры качества жизни детей с БА в зависимости от возраста_

Дети 8-12 лет Дети 13-16 лет

Качество активной жизни - участие детей в активных играх, занятиях физкультурой, спортом и т.д. Качество активной жизни - участие детей в активных играх, занятиях физкультурой, спортом и т.д.

Качество пассивной жизни - удовлетворение от чтения, просмотра телевизора, спокойного времяпровождения дома и т.д. Качество подростковой жизни - удовлетворение от типичной для подростков социальной активности

Дистресс - эмоциональное ощущение ребенком симптомов астмы и социальные проблемы, с ней связанные Дистресс - эмоциональное ощущение ребенком симптомов астмы и социальные проблемы, с ней связанные

Тяжесть - частота симптомов астмы, мнение ребенка о тяжести астмы у него, пропущенных школьных днях, ночных пробуждениях, эпизодов одышки и кашля Тяжесть - частота симптомов астмы, мнение ребенка о тяжести астмы у него, пропущенных школьных днях, ночных пробуждениях, эпизодов одышки и кашля

Параметры качества жизни детей оценивались в процентах от их возможной величины в баллах. Наряду с основными параметрами качества жизни детей оценивали и показатель реактивности, который проявлялся у детей 13-16 лет в виде психологической проблемы, обострения межличностных отношений и сдерживаемой неадекватной агрессии.

До и после прохождения образовательного курса оценивали частоту обострений БА и частоту возникновения бронхообструктивного синдрома на фоне частых ОРВИ.

Для выполнения статистической обработки данных применяли непараметрический критерий %2 Пирсона, который позволяет оценить значимость различий между фактическим (выявленным в результате исследования) количеством исходов или качественных характеристик выборки, попадающих в каждую категорию, и теоретическим количеством, которое можно ожидать в изучаемых группах при справедливости нулевой гипотезы. Метод позволяет оценить статистическую значимость различий двух или нескольких относительных показателей (частот, долей).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования показал, что перед началом занятий отмечается слабая информированность детей, страдающих БА, и их родителей о заболевании, что послужило фактором, способствующим низкой эффективности проводимого лечения. 92,5 % детей и 72,2 % родителей показали очень низкий уровень базовых знаний о БА, не имели представления о причинах болезни и изменениях, происходящих в организме, или имели неправильное представление о самом заболевании, причинах и диагностике БА. Многие пациенты (88,1 %) не владели правильной техникой ингаляционной терапии. Назначениям и рекомендациям доктора следовали частично, избегая некоторых необходимых препаратов, все чаще прибегая к «народному лечению» (69,7 % детей).

Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что показатель «Качество активной жизни» в 1 группе после прохождения образовательной программы составил 21,9 % (р = 0,05); во 2 группе детей - показатель был меньше 10,3 % (р > 0,05). Таким образом, дети

в 1 группе стали физически устойчивее, чаще участвовали в активных играх, занятиях физкультурой, спортом.

Таблица 2

Параметры качества жизни у детей в зависимости от возраста с БА _до и после обучения в «Астма-школе»_

Параметры До обучения После % от возможной х2 Вероят-

(баллы) обучения (баллы) величины в баллах ность

Дети 8-12 лет

Качество активной жизни 32 49 21,9% %1= 5,56 р = 0,05

Качество 27 29 3,5 % х2=1Д р > 0,05

пассивной/подростковой жизни

Тяжесть 49 26 27,3 % Х"=4,03 р = 0,05

Дистресс 31 18 9,8 % Х2 = 1,72 р > 0,05

Дети 13-16 лет

Качество активной жизни 39 54 10,3 % Х2 = 1,86 р > 0,05

Качество 38 40 7,1% х2= Ю р > 0,05

пассивной/подростковой жизни

Тяжесть 49 17 34,2 % Х2=7, 48 р = 0,01

Дистресс 40 31 12,6 % %г =0,42 р > 0,05

Качество подростковой жизни, проявляющееся удовлетворением от чтения, просмотра телевизора, компьютерных игр, спокойного времяпровождения дома, у детей обеих групп не представил высокого уровня статистической значимости: в 1 группе данный параметр увеличился на 3,5 % (р > 0,05); а во 2 группе - на 7,1 % (р > 0,05).

Исходя из частоты проявлений симптомов астмы, показатель тяжести БА у детей 1 группы снизился на 27,3 % (р = 0,05); а 2 группы - на 34,2 % (р = 0,01). Дети и их родители отмечали, что частота проявлений астмы сократилась в основном в ночное время суток.

Показатель дистресса, проявляющий себя как ощущение ребенком «внутренней» проблемы, связанной с диагнозом БА, в 1 группе детей снизился на 9,8 % (р > 0,05), а во 2 группе - на 12,6 % (р > 0,05).

В начале анкетирования дети испытывали дискомфорт от негативного воздействия окружающей среды и тяжести течения своего диагноза. После пройденного курса пациенты стали четко придерживаться рекомендаций врачей, легче выдерживали элиминационную диету, осуществляли самоконтроль приступов БА.

Реактивность детей, проявляющая себя как психологическая проблема, снизилась в 2 раза. Уже после третьего урока в «Астма-школе» отмечалось дружелюбное отношение к сверстникам, уменьшение агрессии и отсутствие явной тревоги и страха перед заболеванием БА.

Если в начале анкетирования было отмечено, что у 42 (84,6 %) детей с БА каждому ОРЗ сопутствовало возникновение бронхообструктивного синдрома и его затяжное течение, то по завершению образовательного курса зафиксировано, что у 39 (78,4 %) детей сократилось число приступов и уменьшилась тяжесть течения БА, а именно - приступов удушья и одышки.

Выводы.

1. Результаты проведения образовательной программы в «Астма-школе» показали, что слабая осведомленность родителей и их детей с бронхиальной астмой о своем заболевании, переоценка, а чаще недооценка тяжести ведет к неадекватному контролю над болезнью и утяжелению ее течения.

2. У детей с бронхиальной астмой в возрастных группах 8-12 лет и 13-16 лет после пройденного курса образовательной программы «Астма-школа» были выявлены признаки улучшения качества активной жизни, а также снижение показателей тяжести и дистресса. Параметр «Качество подростковой жизни» не представлял статистической значимости.

3. Пройденный курс в «Астма-школе» существенно повысил уровень базовых знаний и практических навыков родителей, которые осознанно подошли к оценке состояния своих детей, с большей ответственностью, но с меньшей тревожностью. Так, все посетившие занятия в «Астма-школе» обрели уверенность в себе, в завтрашнем дне, повысили самооценку, научились самостоятельно купировать явления бронхообструктивного синдрома и проводить адекватную профилактику, освоили

технику ингаляционной терапии, что помогло снизить частоту обострений и сократить количество госпитализаций, уменьшить тяжесть течения бронхиальной астмы у детей. Большое внимание пациентов теперь уделяется массажу, закаливанию, дыхательной гимнастике, основам правильного питания, гипоаллергенной диете, что обусловило важные условия для положительного влияния на течение бронхиальной астмы, а также для профилактики обострений и замедления патологического про-грессирования болезни.

4. Программа «Астма-школа» позволяет не только усовершенствовать показатели качества жизни и течения заболевания, но и снизить тяжесть и частоту приступов бронхиальной астмы, уменьшить риск развития бронхообструктивного синдрома при каждом ОРЗ, что является основной целью в лечении и профилактике бронхиальной астмы.

Список литературы

1. Антонова, Г. А. Планирование медицинской помощи, ориентированное на пациента / Г. А. Антонова, М. В. Пирогов // Экономика здравоохранения. - 2008. -№ 12. - С. 18-25.

2. Баранов, А. А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 468 с.

3. Баранов, А. А. Аллергология и иммунология: клинические рекомендации для пациентов / А. А. Баранов, Р. М. Хаитова. - М. : Союз педиатров России, 2008. - 248 с.

4. Воробьев, П. A. ABC-, VEN- и частотный анализ фармакотерапии и медицинских услуг при бронхиальной астме средней тяжести / П. А. Воробьев, М. В. Авксентьева, М. С. Смирнова, JL В. Максимова, // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2006. - № 11. - С. 40-41.

5. Гапархоева, 3. М. Современные представления о роли генетических предикторов при бронхиальной астме у детей // 3. М. Гапархоева, Е. Н. Селиверстова, Т. Р. Стройкова, О. А. Башкина, JL В. Демидова // Астраханский медицинский журнал. - 2015. - Т. 10, № 1. - С. 6-11.

6. Геппе, Н. А. Роль «Астма-школы» в комплексе лечебно-профилактических мероприятий у детей с бронхиальной астмой / Н. А. Геппе, И. В. Гребенева, А. В. Карпушкина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - Т. 45, № 5. - С. 29-34.

7. Давидовская, Е. И. Спирометрия сегодня : как использовать новые возможности и избежать старых ошибок / Е. И. Давидовская, И. А. Маничев, В. Г. Щербицкий // Медицинские знания. - 2008. - № 3. - С. 85-88.

8. Джумагазиев, А. А. Влияние бронхиальной астмы, аллергического ринита и атопического дерматита на качество жизни детей / А. А. Джумагазиев, JT. С. Намазова-Баранова, Д. А. Безрукова, О. А. Шелкова // Педиатрическая фармакология. - 2009. - Т. 6, № 2. - С. 40-42.

9. Мизерницкий, Ю. JI Ключевые подходы к терапии бронхиальной астмы у детей на современном этапе // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium medicum. - 2014. - № 4. - С. 25-27.

10. Нижевенко, М. В. Анализ амбулаторного наблюдения детей, больных бронхиальной астмой в Ростове-на-Дону / М. В. Нижевенко, Г. А. Иноземцева, Н. Ю. Швыдченко, А. А. Лебеденко // Пульмонология детского возраста: проблемы и решения / под ред. Ю. Л. Мизерницкого, А. Д. Царегорцева. - М. : Издательство МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, 2003. - С. 162.

11. Петров, В. И. Качество жизни при бронхиальной астме: методы оценки в педиатрической практике / В. И. Петров, И. В. Смоленов, С. С. Медведева, Н. А. Смирнов // Российский педиатрический журнал. - 1998. -№4. - С. 16-21.

12. Ревякина, В. А. Аллергический ринит как фактор риска развития бронхиальной астмы у детей / В. А. Ревякина, О. Ф. Лукина, Н. И. Студеникина, Н. А. Арсентьева, Л. Л. Виленчик // Вопросы современной педиатрии - 2006. - Т. 5, № 3. - С. 68-72.

13. Чучалин, А. Г. Бронхиальная астма. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2006 г. / А. Г. Чучалин. - М. : Атмосфера, 2007. - 103 с.

14. Becker, A. Canadian Pediatric Asthma Consensus guidelines, 2003 (updated to December 2004). Introduction / A. Becker, D. Bérubé, Z. Chad, M. Dolovich, F. Ducharme, T. D'Urzo, P. Ernst, A. Ferguson, C. Gillespie, S. Kapur, T. Kovesi, B. Lyttle, B. Mazer, M. Montgomery, S. Pedersen, P. Pianosi, J. J. Reisman, M. Sears, E. Simons, S. Spier, R. Thivierge, W. Watson, B. Zimmerman // CMAJ. - 2005. - Vol. 173, № 6. - P. S12-S14.

15. Bateman, E. D. Can guideline defined asthma control be achieved? The Gaining Optimal Asthma Control study / E. D. Bateman, H. A. Boushey, J. Bousquet, W. W. Busse, T. J. Clark, R. A. Pauwels, S. E. Pedersen // Am. J. Respir. Crit. Care Med. - 2004. - Vol. 170, № 8. - P. 836-844.

16. Clark, N. M. A model of self-regulation for control of chronic disease / N. M. Clark, M. Gong, N. Kaciroti // Health Educ. Behav. - 2001. - Vol. 28. - P. 769-782.

17. Edwards C. A. Wheezy bronchitis in childhood : a distinct clinical entity with lifelong significance? / Edwards C. A., Osman L. M., Godden D. J., Douglas J. G. // Chest. - 2003. - Vol. 124, № 1. - P. 18-24.

18. French, D. Childhood Asthma Questionnaires and the use of medications during acute exacerbations of asthma / D. French, J.Chang, H. Manfreda, L. Biu, H. Dahart// Am. J. Respir. Crit. Care Med. - 1996. - Vol. 154, № 4. -P. 889-893.

19. Gauderman, W. J. Childhood asthma and exposure to traffic and nitrogen dioxide / W. J. Gauderman, E. Avol, F. Lurmann, N. Kuenzli, F. Gilliland, J. Peters, R. McConnell // Epidemiology. - 2005. - Vol. 16, № 6. -P. 737-743.

20. Harris, L. Asthma education for middle school students and staff / L. Harris // J. Sch. Nurs. - 2002. -Vol. 18, №2.-P. 117-121.

21. Morgan W. J. Results of a home-based environmental intervention among urban children with asthma / W. J. Morgan, E. F. Crain, R. S. Gruchalla, G. T. O'Connor, M. Kattan, R. Evans 3rd, J. Stout, G. Malindzak, E. Smartt, M. Plaut, M. Walter, B. Vaughn, H. Mitchell // N. Engl. J. Med. - 2004. - Vol. 351, № 11. - P. 1068-1080.

References

1. Antonova G. A., Pirogov M. V. Planirovanie meditsinskoy pomoshchi, orientirovannoe na patsienta [Patient-oriented planning of medical care]. Ekonomika zdravookhraneniya [Health Care Economics], 2008, no. 12, pp. 18-25.

2. Baranov A. A., Shcheplyagina L. A. Fiziologiya rosta i razvitiya detey i podrostkov (teoreticheskie i klinicheskie voprosy) [Physiology of growth and development of children and adolescents (theoretical and clinical issues)]. Moscow, GEOTAR-Media, 2006, 468 p.

3. Baranov A. A., Khaitova P. M. Allergologiya i immunologiya: klinicheskie rekomendatsii dlya patsientov [Allergology and Immunology: Clinical recommendations for patients]. Moscow, Soyuz pediatrov Rossii [The Union of pediatricians of Russia], 2008, 248 p.

4. Vorob'ev P. A., Avksent'eva M. V., Smirnova M. S., Maksimova L. V. ABC-, VEN- i chastotnyy analiz farmakoterapii i meditsinskikh uslug pri bronkhial'noy astme sredney tyazhesti [ABC-, VEN- and frequency analysis of pharmacotherapy and medical services in bronchial asthma of moderate severity]. Problemy standartizatsii v zdravook-hranenii [Healthcare standardization problems], 2006, no. 11, pp. 40-41.

5. Gaparkhoeva Z. M., Seliverstova E. N., Stroykova T. R., Bashkina O. A., Demidova L. V. Sovremennye predstavleniya o roli geneticheskikh prediktorov pri bronkhial'noy astme u detey [Modern ideas about the role of genetic predictors of bronchial asthma in children], Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal [Astrakhan Medical Journal], 2015, vol. 10, no. 1, pp. 6-11.

6. Geppe N. A., Grebeneva I. V., Karpushkina A. V. Rol' "Astma-shkoly" v komplekse lechebno-profilakticheskikh meropriyatiy u detey s bronkhial'noy astmoy [The role of "Asthma-school" in the complex therapeutic and preventive measures in children with asthma]. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii [Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics], 2000, vol. 45, no. 5, pp. 29-34.

7. Davidovskaya E. I., Manichev I. A., Shcherbitskiy V. G. Spirometriya segodnya : kak ispol'zovat' novye vozmozhnosti i izbezhat' starykh oshibok [Spirometry today: how to use new opportunities and avoid old errors] Med-itsinskie znaniya [Medical knowledge], 2008, no. 3, pp. 85-88.

8. Dzhumagaziev A. A., Namazova-Baranova L. S., Bezrukova D. A., Shelkova O. A. Vliyanie bronkhial'noy astmy, allergicheskogo rinita i atopicheskogo dermatita na kachestvo zhizni detey [Influence of the bronchial asthma, allergic rhinitis and atopic dermatitis on the quality of the children's life]. Pediatricheskaya farmakologiya [Pediatric pharmacology], 2009, vol. 6, no. 2, pp. 40-42.

9. Mizernitskiy Yu. L. Klyuchevye podkhody k terapii bronkhial'noy astmy u detey na sovremennom etape [Key approaches to the treatment of bronchial asthma in children at the present stage]. Pediatriya. Prilozhenie k zhur-nalu Consilium medicum [Pediatrics. Appendix to the magazine Consilium medicum], 2014, no. 4. pp. 25-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nizhevenko, M. V., Inozemtseva G. A.,. Shvydchenko N. Yu., Lebedenko A. A. Analiz ambulatornogo na-blyudeniya detey, bol'nykh bronkhial'noy astmoy v Rostove-na-Donu [Analysis of an outpatient monitoring of children with bronchial asthma in Rostov-on-Don], Pul'monologiya detskogo vozrasta: problemy i resheniya [Pulmonology of childhood: problems and solutions] edited by Yu. L. Mizernitskiy, A. D. Tsaregortsev. Izdatel'stvo MNII pediatrii i det-skoy khirurgii MZ RF [MRI of Pediatrics and Pediatric Surgery Publishing], 2003, p. 162.

11. Petrov V. I., Smolenov I. V., Medvedeva S. S., Smirnov N. A. Kachestvo zhizni pri bronkhial'noy astme: metody otsenki v pediatricheskoy praktike [Quality of life in bronchial asthma: methods of assessment in pediatric practice]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal [Russian Journal of Pediatrics], 1998, no. 4, pp. 16-21.

12. Revyakina V. A., Lukina O. F., Studenikina N. I., Arsent'eva N. A., Vilenchik L. L. Allergicheskiy rinit kak faktor riska razvitiya bronkhial'noy astmy u detey [Allergic rhinitis as a risk factor of the development of bronchial asthma in children], Voprosy sovremennoy pediatrii [Current Pediatrics], 2006, vol. 5, no. 3, pp. 68-72.

13. Chuchalin A. G. Bronkhial'naya astma. Global'naya strategiya diagnostiki, lecheniya i profilaktiki bronkhial'noy astmy. Peresmotr 2006 g. [Bronchial asthma. Global strategy for the diagnosis, treatment and prevention of bronchial asthma. 2006 Revision], Moscow, Atmosfera [Atmosphere], 2007, 103 p.

14. Becker A., Berube D., Chad Z., Dolovich M., Ducharme F., D'Urzo T., Ernst P., Ferguson A., Gillespie C., Kapur S., Kovesi T., Lyttle B., Mazer B., Montgomery M., Pedersen S., Pianosi P., Reisman J. J., Sears M., Simons E., Spier S., Thivierge R., Watson W., Zimmerman B. Canadian Pediatric Asthma Consensus guidelines, 2003 (updated to December 2004). Introduction. CMAJ, 2005, vol. 173, no. 6, pp. S12-S14.

15. Bateman E. D., Boushey H. A., Bousquet J., Busse W. W., Clark T. J., Pauwels R. A., Pedersen S. E. Can guideline defined asthma control be achieved? The Gaining Optimal Asthma Control study. Am J. Respir. Crit. Care Med., 2004, vol. 170, no. 8, pp. 836-844.

16. Clark N. M., Gong M., Kaciroti N. A model of self-regulation for control of chronic disease. Health Educ. Behav., 2001, vol. 28, pp. 769-782.

17. Edwards C. A., Osman L. M., Godden D. J., Douglas J. G. Wheezy bronchitis in childhood: a distinct clinical entity with lifelong significance? Chest., 2003, vol. 124, no. 1, pp. 18-24.

18. French D., Chang J., Manfreda H., Biu L., Dahart H. Childhood Asthma Questionnaires and the use of medications during acute exacerbations of asthma. Am. J. Respir. Crit. Care Med., 1996, vol. 154, no. 4, pp. 889-893.

19. Gauderman W. J., Avol E., Lurmann F., Kuenzli N, Gilliland F., Peters J., McConnell R. Childhood asthma and exposure to traffic and nitrogen dioxide. Epidemiology, 2005, vol. 16, no. 6, pp. 737-743.

20. Harris, L. Asthma education for middle school students and staff. J. Sch. Nurs., 2002, vol. 18, no. 2, pp. 117-121.

21. Morgan W. J., Crain E. F., Gruchalla R. S., O'Connor G. T., Kattan M., Evans R. 3rd, Stout J., Malindzak G., Smartt E., Plaut M., Walter M., Vaughn B., Mitchell H. Results of a home-based environmental intervention among urban children with asthma. N. Engl. J. Med., 2004, vol. 351, no. 11, pp. 1068-1080.

УДК 616.36-089:576:895.121.56 14.01.00 - Клиническая медицина

© Г.Д. Одишелашвили, Д.В. Пахнов, Л.Г. Одишелашвили, 2015

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО СПОСОБА ОБЛИТЕРАЦИИ ОСТАТОЧНЫХ ПОЛОСТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПОВОДУ ЭХИНОКОККОЗА ПЕЧЕНИ

Одишелашвили Гиви Доментиевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-586-06-76, e-mail: Givi64@mail.ru.

Пахнов Дмитрий Владимирович, ассистент кафедры госпитальной хирургии, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-660-27-82, e-mail: pahnovl@mail.ru.

Одишелашвили Лиана Гивиевна, студентка, ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-586-06-76, e-mail: Givi64@mail.ru.

Эхинококкоз - эндемическое, являющееся одним из самых распространенных паразитарных заболеваний человека, характеризующееся длительным хроническим течением с преимущественной локализацией паразита в печени (50-95 % случаев). Основным видом лечения этой патологии является хирургическое вмешательство. Вопрос ликвидации остаточной полости во время и после операции остается открытым. Сегодня существуют различные методы, направленные на устранение остаточных полостей, наибольшим успехом пользуются методы консервативного лечения. Поиски лекарственного средства для облитерации остаточной полости после открытой эхинококкэктомии и марсупиализации продолжаются, для этих целей предложено использование 10 % раствора повидон-йода (бетадина).

Ключевые слова: эхинококкоз, печень, эхинококкэктомия, повидон-йод, лечение, паразит, облитерация, полость.

JUSTIFICATION OF THE USE OF A NEW METHOD OF OBLITERATION

OF THE RESIDUAL CAVITY AFTER SURGERY FOR HEPATIC ECHINOCOCCOSIS

Odishelashvili Givi D., Dr. Sci. (Med.), Professor of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-927-586-06-76, e-mail: Givi64@mail.ru.

Pakhnov Dmitry V., Assistant, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-927-660-27-82, e-mail: pahnovl@mail.ru.

Odishelashvili Liana G., student, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: 8-927-586-06-76, e-mail: Givi64@mail.ru.

Echinococcosis is an endemic disease, which is one of the most common parasitic diseases of humans, characterized by a long chronic course with predominant localization of the parasite in the liver (50-95 % of cases). The main

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.