Научная статья на тему 'Оценка влияния концепции «индустрия 4.0» на цифровую трансформацию таможенных органов Российской Федерации'

Оценка влияния концепции «индустрия 4.0» на цифровую трансформацию таможенных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция «индустрия 4.0» / цифровизация / цифровая трансформация таможенных органов / the concept of “industry 4.0” / digitalization / digital transformation of customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Алина Родионовна

Рассмотрены таможенные органы Российской Федерации в контексте концепции «индустрия 4.0». Выделены этапы цифровой трансформации таможенных органов Российской Федерации, соответствующие стадиям цифровизации «индустрии 4.0». Проведен анализ влияния цифровых технологий на количество деклараций на товары ФТС России и скорость прохождения таможенных операций за 2018‒2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ким Алина Родионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Impact of the “Industry 4.0” Concept on the Digital Transformation of the Customs Authorities of the Russian Federation

The customs authorities of the Russian Federation are considered in the context of the “industry 4.0” concept. The stages of digital transformation of the customs authorities of the Russian Federation are highlighted, corresponding to the stages of digitalization of the “industry 4.0”. The analysis of the impact of digital technologies on the number of declarations for goods of the Federal Customs Service of Russia and the speed of customs operations for 2018‒2020 is carried out.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния концепции «индустрия 4.0» на цифровую трансформацию таможенных органов Российской Федерации»

УДК 339.54

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-81-86

А. Р. КИМ

Оценка влияния концепции «индустрия 4.0» на цифровую трансформацию таможенных органов Российской Федерации

Рассмотрены таможенные органы Российской Федерации в контексте концепции «индустрия 4.0». Выделены этапы цифровой трансформации таможенных органов Российской Федерации, соответствующие стадиям цифровизации «индустрии 4.0». Проведен анализ влияния цифровых технологий на количество деклараций на товары ФТС России и скорость прохождения таможенных операций за 2018-2020 гг. Ключевые слова: концепция «индустрия 4.0», цифровизация, цифровая трансформация таможенных органов.

A. R. KIM

Assessment of the Impact of the "Industry 4.0" Concept on the Digital Transformation of the Customs Authorities of the Russian Federation

The customs authorities of the Russian Federation are considered in the context of the "industry 4.0" concept. The stages of digital transformation of the customs authorities of the Russian Federation are highlighted, corresponding to the stages of digitalization of the "industry 4.0". The analysis of the impact of digital technologies on the number of declarations for goods of the Federal Customs Service of Russia and the speed of customs operations for 2018-2020 is carried out.

Keywords: the concept of "industry 4.0", digitalization, digital transformation of customs authorities.

Экономика современного общества отличается тенденцией перехода к внедрению и применению цифровых технологий. «Цифровая экономика» представляет собой хозяйственную деятельность, особенностью которой является обработка и анализ большого массива данных, представленных в цифровом виде, что позволяет увеличить эффективность отдельного производства и повысить устойчивость экономического роста страны в целом.

Механизмы цифровизации широко применяются в таможенной службе Российской Федерации. Инфотехнологии и средства цифровизации в сфере таможенного дела обеспечивают эффективность таможенного контроля со стороны государства, а также способствуют улучшению условий таможенного оформления для участников ВЭД.

КИМ Алина Родионовна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Губарьков Сергей Викторович, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Концепция «индустрия 4.0» подразумевает осуществление производственного процесса посредством интегрированных в единую систему автоматизированного оборудования и обрабатывающих с использованием сети «Интернет» центров. Такая киберфизическая система самостоятельно и без участия человека в производстве выполняет необходимые функции на предприятии, управлять которыми возможно с помощью обмена информацией онлайн.

Концепция «индустрия 4.0» развивается в три этапа (табл. 1).

Таблица 1

Этапы цифровизации концепции «индустрия 4.0»

Этапы цифровизации Направления развития Значение развития

1 этап Производство и применение различных технологий Повышение производительности труда и доходности предприятий

2 этап Разработка киберфизиче-ских систем Сокращение рабочих мест и рост доходности предприятий

3 этап Создание искусственного интеллекта Обеспечение контроля за работой цифровизации при снижении человеческого фактора

Концепция «индустрия 4.0», основанная на внедрении передовых информационных и цифровых технологий, позволяет совершить множество разноплановых задач за короткий период времени, что способствует увеличению производительности труда, повышению доходности и конкурентоспособности предприятия, минимизации производственных затрат и улучшению качества производимых товаров и услуг. Все это говорит о создании благоприятной среды для эффективного ведения бизнеса, что напрямую влияет на устойчивость экономического роста страны в целом.

Рассмотрим таможенные органы Российской Федерации в контексте концепции «индустрия 4.0». Таможенные органы представляют собой обособленную и самостоятельную организацию, обеспечивающую контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, и взаимодействующую с участниками ВЭД и иными контролирующими органами власти. С развитием торговых международных отношений значительно увеличивается нагрузка на таможенные органы.

Внедрение и использование цифровых технологий в таможенной службе России связано с необходимостью:

- повышения эффективности и оперативности таможенного контроля со стороны государственного аппарата;

- снижения риска коррупции;

- улучшения качества таможенных услуг;

- упрощения технологии таможенного оформления и ускорения таможенных операций;

- расширения доступности таможенных услуг для граждан и других участников ВЭД.

В связи с этим в рамках концепции «индустрия 4.0» выделим основные периоды цифровой трансформации таможенных органов Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1. Этапы цифровой трансформации таможенных органов РФ в концепции «индустрия 4.0»

Цифровая трансформация таможенных органов России начинается с массового использования технологии электронного декларирования через сеть «Интернет» (ЭД-2) в 2010 г. Практика применения формы электронного таможенного декларирования позволяет выявить ее преимущества перед бумажным декларированием товаров, которые заключаются в оперативности процедуры проведения декларирования товаров, снижении времени совершения таможенных операций, прозрачности процесса таможенного оформления, уменьшении бумажного документооборота. Все это способствует увеличению товарооборота и ускорению выпуска товаров.

Внедрение технологии электронного декларирования товаров постепенно приводит к абсолютному вытеснению декларирования в письменной форме. Уже несколько лет декларации на товары, поданные в электронной форме (ЭДТ), занимают почти весь объем общего декларационного массива.

При этом эффективность применения декларирования товаров в электронной форме повышает показатель количества ЭДТ с каждым годом. В период с 2018 по 2020 г. количество ЭДТ ФТС России увеличилось на 0,03 % и в 2020 г. достигло 100 % (4,9 млн шт.) от общего декларационного массива, что подтверждают данные, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Количество оформленных деклараций на товары ФТС России за 2018-2020 гг.

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Объем ДТ, всего шт. 4741356 5 010 000 4 900 000

Количество ЭДТ, шт. 4 740 150 5 008 998 4 900 000

Доля ЭТД, % 99,97 99,98 100

Применение технологических карт межведомственного взаимодействия в таможенной службе Российской Федерации способствовало уменьшению

продолжительности прохождения таможенных операций относительно безрисковых товаров, помещенных под таможенную процедуру в 2019 г. на 0,16 часа при импорте и 0,23 часа при экспорте по сравнению с 2018 г., в 2020 г. на 0,03 часа при импорте и 0,05 часа при экспорте по сравнению с 2019 г. (рис. 2).

1,60 1,40 1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00

2018 г. 2019 г. 2020 г.

—•—Импорт — -Экспорт

Рис. 2. Среднее время прохождения таможенных операций относительно безрисковых товаров, помещенных под таможенную процедуру, ч

2020 год показал значительные результаты по длительности прохождения таможенных операций относительно безрисковых товаров, помещенных под таможенную процедуру: 1 час 16 минут при импорте и 40 минут при экспорте [6]. Однако в таможенном администрировании по данному показателю Россия уступает странам, лидирующих в международной торговле, в которых время прохождения таможенных операций при импорте и экспорте менее 0,5 часа.

Таможенные органы Российской Федерации постепенно реализуют мероприятия, входящие в план Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: всеохватывающая цифровизация и автоматизация в области функционирования таможенных органов, внедрение и применение в таможенной службе искусственного интеллекта, создание «умной» таможни [2]. Массовое распространение и вовлечение электронного декларирования стало основой для создания электронных таможенных органов: Центров электронного декларирования (ЦЭД) и электронных таможен, началом работы которых характеризуется второй этап цифровой трансформации таможенных органов России. Сейчас на территории Российской Федерации существует единая сеть, которая состоит из 8 электронных таможен и 16 ЦЭД (рис. 3). На 2020 год в ЦЭД сосредоточено 97,5 % всех поданых в таможенные органы деклараций на товары (ДТ) [7].

Одной из передовых цифровых технологий таможенных органов России является технология автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ в ЦЭД. Сейчас большая часть ДТ регистрируется в автоматизированном режиме.

Динамика изменения объема зарегистрированных и выпущенных ДТ в автоматизированном режиме за 2018-2020 гг. представлена на рис. 4. За указанный период наблюдается значительное увеличение как автоматически зарегистрированных ДТ на 47,37 % (2 млн шт.), так и автоматически выпущенных ДТ на 30 % (756 тыс. шт.), что также позволяет существенно уменьшить продолжительность осуществления таможенных операций.

1,35

0,68

0,45

0,40

-

2018 г.

Приволжское таможенное управление Уральское таможенное управление Север-Кавказкое таможенное управление Калининградская областная таможня Новороссийская таможня Владивостокская таможня

О

2019 г.

Центральная энергетическая таможня Центральная акцизная таможня Московская областная таможня

Балтийская таможня Таможня московского авиаузла Сибирское таможенное управление

-О-

2020 г.

Центральное таможенное управление Северо-Западное таможенное управление

Южное таможенное управление Дальневосточное таможенное управление

4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0

Рис. 3. График открытия ЦЭД и электронных таможен 3 800 000

□ 2018 г.

□ 2019 г. 19 2020 г.

1 080 000

643 000

324 000

Количество автоматически зарегистрированных ДТ

Количество автоматически выпущенных ДТ

Рис. 4. Количество зарегистрированных и выпущенных ДТ в автоматизированном режиме за 2018-2020 гг., шт.

Переход на третий этап цифровой трансформации таможенных органов Российской Федерации связан с реализацией задач, регламентированных цифровой повесткой Евразийского экономического союза до 2025 года. С целью обеспечения качественного и устойчивого экономического роста, перехода на новый технологический уклад и новые рынки государства - члены ЕАЭС разрабатывают и постепенно осуществляют национальную политику по следующим направлениям [5]:

1. Цифровизация, связь и информатизация.

2. Обеспечение стабильного функционирования и безопасности общего информационного пространства и механизмов связи.

Некоторыми важными направлениями развития цифровой экономики государств - членов ЕАЭС являются: цифровая трансформация отраслей экономики и цифровая трансформация рынков товаров и услуг. Данные направления определяют перечень проблем и вопросов сотрудничества при обсуждении инициатив и проектов трансформаций государств-членов Союза, для которого необходима обработка больших массивов данных, в том числе информации о товарах, перемещаемых через границы государств - членов ЕАЭС. Единое информационное пространство Российской Федерацией и государств - членов ЕАЭС будет поддерживать уровень финансовой безопасности государств.

Исходя из вышесказанного, концепция «индустрия 4.0» оказывает значительное влияние на цифровую трансформацию таможенных органов Российской Федерации. Положения концепции стали ориентиром для постановки целей и задач цифрового развития таможенных органов России, при решении которых была создана цифровая система информационного взаимодействия между государственными органами Российской Федерации, государствами - членами ЕАЭС и другими участниками ВЭД, реализована унификация таможенного оформления без привязки к территориальной принадлежности и личного присутствия участников ВЭД на месте декларирования, а также исполнена технология удаленного представления документов. Все это существенно влияет на усовершенствование деятельности и эффективность функционирования таможенных органов.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315. Раздел VII, гл. 48, ст. 368-375.

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557. Часть III.

3. Руднева З. С. Влияние концепции «индустрия 4.0» на цифровую Трансформацию таможенных органов // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 4. С. 97-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 44498337.

4. Удальцова Н. Л. Цифровая трансформация экономики // Экономические науки. 2018. № 168. С. 15-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37028541.

5. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/ SiteAssets/Обзор%20ВБ.pdf.

6. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году (2018, 2019 гг.). URL: https:// customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

7. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ito govye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.