Научная статья на тему 'Оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25-30 лет, занимающихся в фитнес-клубе'

Оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25-30 лет, занимающихся в фитнес-клубе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
391
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД / АЭРОБНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЖЕНЩИНЫ 25-30 ЛЕТ / ФИТНЕС-КЛУБ / INTERVAL METHOD / AEROBIC ABILITIES / WOMEN 25-30 YEARS OLD / FITNESS-CLUB

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

Актуальность исследования обусловлена наличием существующего выраженного противоречия между: необходимостью применения интервального метода, направленного на развитие аэробных способностей женщин первого зрелого возраста (25-30 лет), и недостаточными теоретико-методическими основами его применения в условиях фитнес-центра; существующей потребностью использования эллиптического тренажера в условиях аэробных физических нагрузок женщин 25-30 лет и отсутствием разработанных программ его применения в целях оздоровления, развития аэробных способностей, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния занимающихся. Цель исследования заключалась в разработке программы аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет. В статье представлена программа аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет. Выполнена оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25-30 лет, занимающихся в фитнес-клубе. Разработанная экспериментальная программа оказывает положительное влияние на уровень развития аэробной выносливости, показатели физического развития и физической подготовленности, а также функциональное состояние занимающихся, способствует сохранению и укреплению здоровья и повышению общей работоспособности занимающихся. Материалы исследования могут быть использованы специалистами по фитнесу, спортивными педагогами, а также всеми заинтересованными лицами, занимающимися данной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of influence of the interval training method on dynamics of aerobic abilities of women aged 25-30 years old, practicing in fitness club

The relevance of the study is due to the presence of the pronounced contradiction between: the need to use the interval method aimed at the development of aerobic abilities of women of the first mature age (25-30 years), and insufficient theoretical and methodological foundations for its use in a fitness center; the existing demand for the use of the elliptical trainer in conditions of aerobic physical activity of women 25-30 years old and the lack of developed programs for its use in order to improve, develop aerobic abilities, physical development, physical fitness and functional state of students. The purpose of the study was to develop the aerobic interval-training program on the elliptical trainer for women aged 25-30. The article presents the aerobic interval-training program on the elliptical trainer for women aged 25-30. The impact of the interval training method on the dynamics of the aerobic abilities of women 25-30 years old, engaged in a fitness club, has been evaluated. The developed experimental program has a positive impact on the level of development of aerobic endurance, indicators of physical development and physical fitness, as well as the functional state of students, it helps to maintain and improve health and increase the overall performance of students. The research materials can be used by fitness specialists, sports educators, as well as all interested parties involved in this problem.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25-30 лет, занимающихся в фитнес-клубе»

3. Ivashchenko, V.P. (2017), "Portrait characteristics of the applicant-student 2016 Pediatric medical University's", Strategic directions of reforming the higher education system of physical culture: collection of scientific works of all-Russian scientific-practical conference with international participation, June 14, 2017, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, pp. 251-254.

4. Kalina, I.G. (2008), Individualization of physical culture and health activities of teachers of additional education, dissertation, Naberezhnye Chelny.

5. Khalilova, L.I., Mitenkova, L.V. and Komissarova, O.A. (2016), "Dynamics of indicators of students' health of Pediatric University", Health is the basis of human potential: the proceedings of the international scientific conference, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, Vol. 11, part 2, pp. 442-447.

6. Khalilova, L.I., Mitenkova, L.V. and Byshma ,T.V. (2018), "The structure and content of academic classes in physical culture with students of the pediatric university", Health is the basis of human potential: the proceedings of the international scientific conference, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, Vol. 13, part 3, pp. 1194-1202.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2020

УДК: 796.015.572

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА ТРЕНИРОВКИ НА ДИНАМИКУ АЭРОБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖЕНЩИН 25-30 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ФИТНЕС-КЛУБЕ

Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена наличием существующего выраженного противоречия между: необходимостью применения интервального метода, направленного на развитие аэробных способностей женщин первого зрелого возраста (25-30 лет), и недостаточными теоретико-методическими основами его применения в условиях фитнес-центра; существующей потребностью использования эллиптического тренажера в условиях аэробных физических нагрузок женщин 25-30 лет и отсутствием разработанных программ его применения в целях оздоровления, развития аэробных способностей, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния занимающихся. Цель исследования заключалась в разработке программы аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет. В статье представлена программа аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет. Выполнена оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25-30 лет, занимающихся в фитнес-клубе. Разработанная экспериментальная программа оказывает положительное влияние на уровень развития аэробной выносливости, показатели физического развития и физической подготовленности, а также функциональное состояние занимающихся, способствует сохранению и укреплению здоровья и повышению общей работоспособности занимающихся. Материалы исследования могут быть использованы специалистами по фитнесу, спортивными педагогами, а также всеми заинтересованными лицами, занимающимися данной проблемой.

Ключевые слова: интервальный метод, аэробные способности, женщины 25-30 лет, фитнес-

клуб.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p268-276

EVALUATION OF INFLUENCE OF THE INTERVAL TRAINING METHOD ON DYNAMICS OF AEROBIC ABILITIES OF WOMEN AGED 25-30 YEARS OLD, PRACTICING IN FITNESS CLUB

Natalya Yurievna Mishchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The relevance of the study is due to the presence of the pronounced contradiction between: the need to use the interval method aimed at the development of aerobic abilities of women of the first mature age

(25-30 years), and insufficient theoretical and methodological foundations for its use in a fitness center; the existing demand for the use of the elliptical trainer in conditions of aerobic physical activity of women 2530 years old and the lack of developed programs for its use in order to improve, develop aerobic abilities, physical development, physical fitness and functional state of students. The purpose of the study was to develop the aerobic interval-training program on the elliptical trainer for women aged 25-30. The article presents the aerobic interval-training program on the elliptical trainer for women aged 25-30. The impact of the interval training method on the dynamics of the aerobic abilities of women 25-30 years old, engaged in a fitness club, has been evaluated. The developed experimental program has a positive impact on the level of development of aerobic endurance, indicators of physical development and physical fitness, as well as the functional state of students, it helps to maintain and improve health and increase the overall performance of students. The research materials can be used by fitness specialists, sports educators, as well as all interested parties involved in this problem.

Keywords: interval method, aerobic abilities, women 25-30 years old, fitness-club.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что в первый период зрелого возраста (25-35 лет) необходимо постоянно поддерживать высокий уровень физической подготовленности, с учетом развития, как силовых качеств, так и общей выносливости. При этом всё большее распространение в программах фитнес-клубов получают занятия на тренажёрах, как индивидуальные, так и групповые. Это обусловлено тем, что тренажёры дают возможность количественно учитывать энергетические затраты и направленно строить тренировочный процесс. Использование тренажёров повышает эффективность воздействия на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и другие системы организма, способствует развитию основных физических качеств [4].

Большинство современных оздоровительных тренировок основаны на использовании «базовых» упражнений, воздействующих на различные группы мышц (Hot iron, Body pump, силовая тренировка с мини-штангами и отягощениями). Сами упражнения и техника их выполнения однообразны и не изменяются на протяжении многих лет. Разнообразие оздоровительных тренировок по направленности воздействия на организм занимающихся зависят от использования различных методов развития физических качеств [3].

Анализ научно-методической литературы [2] и изучение востребованных зарубежных и отечественных фитнес-программ позволил выделить основные методы развития аэробных способностей, используемые в практике фитнес-клубов. Повторный метод -многократное стандартное повторение отдельных движений и физических упражнений. Общее количество повторений упражнения определяется моментом заметного снижения эффективности движения в связи с развивающимся утомлением. Для увеличения моторной плотности и повышения интереса к занятиям повторный метод, как правило, организовывается в форме круговой тренировки.

Разновидностью повторного метода является переменный метод - выполнение непрерывной работы в различном ритме с изменяющейся интенсивностью, что предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям организма; а также интервальный метод, характеризующийся повторным выполнением нагрузки с ограниченными интервалами по времени. Эти методы легли в основу инновационных групповых зарубежных и российских программ, привлекающих занимающихся своей доступностью, разнообразием и эффективностью в достижении поставленных целей [5]. Несмотря на свою популярность и эффективность, специфика влияния используемых в практике оздоровительной тренировки переменного и интервального методов развития силовой выносливости до настоящего времени недостаточно изучены, что создает определенные трудности при организации занятий, подборе средств и величины нагрузки для различного контингента занимающихся, в том числе и женщин 25-30 лет.

Отсутствуют программы оздоровительной тренировки аэробной направленности для женщин первого периода зрелого возраста на основе рационального сочетания переменного и интервального методов развития силовой выносливости с использованием

эллиптического тренажера.

Таким образом, существуют выраженные противоречия между:

- необходимостью применения интервального метода, направленного на развитие аэробных способностей женщин первого зрелого возраста (25-30 лет), и недостаточными теоретико-методическими основами его применения в условиях фитнес-центра;

- необходимостью использования эллиптического тренажера в условиях аэробных физических нагрузок женщин 25-30 лет и отсутствием разработанных программ его применения в целях оздоровления, развития аэробных способностей, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния занимающихся.

Цель исследования. Разработать программу аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе фитнес-клуба «Персей» г. Тюмени, в котором приняло участие 20 женщин 25-30 лет.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами была разработана программа развития аэробных способностей женщин 25-30 лет на основе выявленной специфики интервального метода тренировки с применением эллиптического тренажера. Раскроем ее особенности.

Эллиптические тренажеры - это один из новейших видов спортивного оборудования. По степени эффективности их можно сравнить с беговыми дорожками. Занятия на эллиптических тренажерах абсолютно безвредны для суставов. Конструкция позволяет параллельно заниматься тренировкой мышц груди, рук и спины. Эллиптические тренажеры - это гибрид велотренажера, степпера и беговой дорожки. На таких тренажерах занимаются по принципу кросс-тренинга: занимающийся встает на платформу, руками берется за рукоятку и шагает, крутя педали по эллипсу. Такая траектория, имитирующая естественную ходьбу или бег, исключает нагрузку на голеностоп и коленный сустав (чего не удается избежать при тренировке на беговой дорожке или на велотренажере) и обеспечивает нагрузку на мышцы спины и рук в дополнение к нагрузке на ноги [1].

Таким образом, обеспечивается комплексное воздействие практически на все группы мышц: грудные, спинные, тазобедренные, икроножные, повышение общего тонуса организма и снижение массы тела. Кроме того, повышается выносливость, что позволяет со временем увеличить интенсивность и время занятий. Работа на кардиотренажерах позволяла нам индивидуально планировать объем и интенсивность предлагаемой нагрузки, в зависимости от исходного уровня подготовки каждой занимающейся женщины.

Структура тренировочного занятия с применением аэробной интервальной тренировке на эллиптическом тренажере предусматривала три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть состояла из разминки, в которую входили упражнения на большие группы мышц и суставы, затем проводились упражнения стретчинга. Длительность подготовительной части была 5-7 минут.

Основная часть состояла из несколько частей. Первая часть включала аэробную интервальную тренировку на эллиптическом тренажере индивидуальную для каждой занимающейся женщины. Продолжительность интенсивного интервала длилась от 30 сек до 13 мин, интервал активного отдыха длился от 30 сек до 1-3 мин. Интервальный метод требует подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в связи с этим на первом этапе развития общей выносливости использовался темп музыкального сопровождения средний, выше среднего - 120-136 муз.акц/мин ЧСС занимающихся от 120 уд ./мин до 145 уд/мин. И на втором этапе - высокий, очень высокий - 146-160 муз. акц/мин ЧСС от 145 до 155 уд/мин. Такой подход позволил регулировать постепенность повышения нагрузки.

Вторая часть предусматривала выполнение упражнений на укрепления мышц спины и живота на полу из различных исходных положений: лежа на спине, животе,

правом, левом боку, сидя. Третья часть включала упражнения стретчинга. Длительной основной части составляла - 45-50 минут.

Заключительная часть включала общую заминку, выполнение упражнений на гибкость («глубокий стретч») и спокойный отдых лежа на полу. Длительной заключительной части составляла 2-3 минуты. Общая продолжительность занятия составляла 60 минут.

Аэробная интервальная тренировка на эллиптическом тренажере проводилась на протяжении четырех недель, затем делался перерыв на две недели, во время которого эллиптический тренажер использовался в подготовительной части занятия в качестве разминки, в заключительной части - в качестве заминки, а в основной части выполнялась аэробная тренировка в обычном (не интервальном) режиме. Далее снова вводилась интервальная тренировка на протяжении четырех недель и т. д. Общая длительность эксперимента составила 24 недели с октября 2015 года по март 2016 года.

Примерные варианты программы аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет представлены в таблицах 1; 2; 3.

Под отдыхом подразумевается уменьшение нагрузки почти до минимума. При этом необходимо продолжать крутить педали. Останавливаться нельзя. Под работой подразумевается ходьба с высокой нагрузкой.

Эту нагрузка подбиралась исходя из возможностей занимающихся, чтобы пульс при этом не выходил за рамки формулы МВП = (220 - возраст) х 0,8. В конце тренировки необходимо сбавить обороты, чтобы пульс пришел в норму. Достаточно 2-3 минут.

Таблица 1 - Программа аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет (30 минут)__

Минуты Интенсивность

0-5 Разминка

5-6 Средняя

6-7 Высокая

7-9 Средняя

9-10 Очень высокая

10-12 Средняя

12-13 Высокая

13-15 Средняя

15-16 Очень высокая

16-18 Средняя

18-19 Высокая

19-21 Средняя

21-22 Очень высокая

22-24 Средняя

24-25 Высокая

25-27 Средняя

27-30 Заминка

Таблица 2 - Примеры интервальной тренировки на эллипсоиде для женщин 25-30 лет

Интервалы Продолжительность

30 сек работы /45 сек отдыха 20-30 минут

30 сек работы/ 1 мин отдыха 20-30 минут

30 сек работы / 2 мин отдыха 20-30 минут

1 мин работы/1 мин отдыха 20-30 минут

1 мин работы/2 мин отдыха 20-30 минут

45 сек работы/45 сек отдыха 20-30 минут

45 сек работы/1 мин отдыха 20-30 минут

Таблица 3 - Пример интервальной тренировки на эллипсоиде для женщин 25-30 лет (50

минут)

Время Скорость (км/ч)

Разминка 0-10 минут 4.0

10-15 5.2

15-18 4.0

Время Скорость (км/ч)

18.00-19.00 5.5

19-19:40 5.5

19:40-20 5,3

повторить еще 5 раз, до 25:00 Добавить. 1 на скорость каждый раунд, сохраняя 5.3 при падении вниз скорости

25:00-27:00 4.0

27:00-28:00 5,5

28:00-28:35 6,5

28:35-29:00 5.3

повторить еще 5 раз, до 34:00 Добавить. 1 на скорость каждый раунд, сохраняя 5.3 при падении вниз скорости

34:00-36:00 4.0

36:00-37:00 5,5

37:00-37:30 7.0

37:30-38:00 5.3

повторить еще 5 раз, до 43:00 Добавить. 1 на скорость каждый раунд, сохраняя 5.3 при падении вниз скорости

43:00-50:00 Остыть 4.0

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

До проведения эксперимента были проведены антропометрические и функциональные измерения женщин 25-30 лет опытных групп (сентябрь 2018 года), которые показали, что в полученных показателях отсутствуют статистически достоверные отличия, это говорит о том, что группы женщин были идентичны (таблица 4).

Таблица 4 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическое развитие и функциональное состояние женщин 25-30 лет до проведения эксперимента (сентябрь 2018)_____

Контрольные КГ (Х±о) ЭГ (Х±о) t p

показатели (n=10) (n=10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическое развитие

Длина тела (см) 165,3±0,1 167,0±0,2 0,2 >0,05

Масса тела (кг) 64,3±0,8 64,8±0,7 0,6 >0,05

Обхват талии (см) 72,8±0,9 72,9±0,7 0,4 >0,05

Обхват бедер (см) 103,5±0,4 104,0±0,8 0,3 >0,05

Функциональное состояние

ЧСС в покое (уд/мин) 87,2±3,6 86,9±2,8 0,8 >0,05

ЧД (кол-во раз) 23,0±2,9 24,0±3,2 0,6 >0,05

Сит-тест (усл. ед.) 15,1±5,8 14,8±4,9 0,3 >0,05

До проведения эксперимента мы оценили у женщин опытных групп уровень развития аэробной выносливости. Полученные результаты измерения в сит-тесте показали, что женщины 25-30 лет имеют в основном низкий уровень развития аэробной выносливости (таблица 4). После проведения эксперимента была проведена повторная оценка уровня физического развития и функциональных показателей занимающихся женщин. Полученные результаты показали, что под воздействием аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере произошли положительные изменения во всех полученных результатах (таблица 5).

Таблица 5 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическое развитие и функциональное состояние женщин 25-30 лет после проведения эксперимента (апрель 2019)_____

Контрольные КГ (Х±о) ЭГ (Х±о) t p

показатели (n=10) (n=10)

Физическое развитие

Длина тела (см) 165,3±0,1 167,0±0,2 0,2 >0,05

Масса тела (кг) 61,4±0,5 58,4±0,6 2,6 <0,05

Обхват талии (см) 69,2±0,4 67,0±0,9 2,3 <0,05

Контрольные КГ (Х±о) ЭГ (Х±о) t Р

показатели (n=10) (n=10)

Физическое развитие

Обхват бедер (см) 98,0±0,7 92,8±0,6 2,7 <0,05

Функциональное состояние

ЧСС в покое (уд/мин) 78,0±3,2 72,0±4,2 2,3 <0,05

ЧД (кол-во раз) 22,0±0,6 20,0±0,3 2,3 <0,05

Сит-тест (усл. ед.) 12,0±5,2 6,0±4,8 3,4 <0,05

Кроме того, между результатами опытных групп произошли статистически достоверные изменения, а прирост показателей в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной группе во всех исследуемых показателях, как физического развития, так и функционального состояния занимающихся женщин 25-30 лет (таблица 6; рисунок 2).

Таблица 6- Прирост показателей, характеризующих физическое развитие и функциональное состояние женщин 25-30 лет опытных групп в процессе проведения эксперимента (%)

Контрольные показатели КГ(Х±о) (n=10) ЭГ(Х±о) (n=10)

Физическое развитие

Масса тела 4,6 10,4

Обхват талии 5,0 8,4

Обхват бедер 5,6 11,4

Функциональное состояние

ЧСС в покое 11,1 18,7

ЧД 4,4 18,2

Сит-тест 22,8 84,6

Так, в экспериментальной группе масса тела у женщин 25-30 лет снизилась на 10,4%, в то время как в контрольной группе лишь на 4,6%; обхват талии в экспериментальной группе у женщин снизился на 8,4%, в контрольной - на 5,0%; обхват бедер уменьшился в экспериментальной группе на 11,4%, в контрольной - на 5,6% (таблица 6; рисунок 1).

10,4

11,4

8,4

Снижение массы тела

Уменьшение обхвата талии □ КГ ПЭГ

Уменьшение обхвата бедер

Рисунок 1 - Темпы прироста показателей, характеризующих физическое развитие женщин 25-30 лет в процессе

педагогического эксперимента, %

После эксперимента значительные положительные изменения в состоянии кардио-респираторной системы и уровня физической работоспособности были обнаружены у женщин экспериментальной группы.

Анализ результатов измерения в сит-тесте показал, что уровень развития аэробной выносливости у женщин экспериментальной группы повысился и стал находиться в пределах «выше среднего», в то время, как у женщин контрольной группы уровень аэробной выносливости повысился лишь до предела «ниже среднего» (таблица 6).

Установлено, что у женщин экспериментальной группы показатели ЧСС снизились на 18,7%, в то время как в контрольной группе на 11,1%; частота дыхания в экспериментальной группе улучшилась у женщин экспериментальной группы на 18,2%, а в контрольной группе лишь на 4,4% (таблица 6; рисунок 2).

В начале исследования мы определили уровень физических способностей женщин 25-30 лет опытных групп. Полученные результаты показали, что в исследуемых

показателях между женщинами контрольной и экспериментальной групп, отражающих физические способности занимающихся, достоверных различий обнаружено не было (таблица 7).

84,6

18,7 18,2 22,8

1 4,4

Снижение ЧСС в покое Улучшение частоты дыхания Улучшение результатов сит-теста

□ КГ ПЭГ

Рисунок 2 - Темпы прироста показателей, характеризующих функциональное состояние женщин опытных групп в процессе педагогического эксперимента (%)

Таблица 7 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих физические способности женщин 25-30 лет опытных групп до проведения эксперимента (сентябрь 2018)_

Контрольные упражнения КГ (Х±о) (n=10) ЭГ (Х±о) (n=10) t Р

Скоростно-силовые способности

Прыжок в длину с места, (см) 177,6±3,6 182,0±4,7 2,2 <0,05

Скоростные способности

Бег на 60 м (с) 10,2±4,1 9,9±5,2 2,3 <0,05

Скоростная выносливость

Челночный бег 4x10 м (с) 27,6±3,1 25,4±2,2 2,0 <0,05

Силовая выносливость

Подъем корпуса из положения лежа до коленей, согнутых под 900 за 60 с (кол-во раз) 36,0±3,0 41,0±2,2 2,2 <0,05

Выносливость

6-ти минутный бег (м) 1183,0±3,0 1300,0±4,1 2,0 <0,05

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см) 10,4±4,2 14,2±4,9 2,1 <0,05

Координационные способности

Статическое равновесие (с) П 13,3±0,7 16,4±0,9 2,3 <0,05

Л 14,2±0,5 18,3±0,3 2,2 <0,05

После проведения эксперимента было обнаружено, что во всех показателях, характеризующих физические способности занимающихся женщин экспериментальной группы, произошли статистически достоверные изменения (таблица 8).

Таблица 8 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих физические способности женщин 25-30 лет опытных групп после проведения эксперимента (апрель 2019)

Контрольные упражнения КГ (Х±о) (n=10) ЭГ (Х±о) (n=10) t Р

Скоростно-силовые способности

Прыжок в длину с места, (см) 177,6±3,6 182,0±4,7 2,2 <0,05

Скоростные способности

Бег на 60 м (с) 10,2±4,1 9,9±5,2 2,3 <0,05

Ско ростная выносливость

Челночный бег 4x10 м (с) 27,6±3,1 25,4±2,2 2,0 <0,05

Силовая выносливость

Подъем корпуса из положения лежа до коленей, согнутых под 90° за 60 с (кол-во раз) 36,0±3,0 41,0±2,2 2,2 <0,05

Выносливость

6-ти минутный бег (м) 1183,0±3,0 1300,0±4,1 2,0 <0,05

Гибкость

Контрольные упражнения КГ (Х±о) (n=10) ЭГ (Х±о) (n=10) t Р

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см) 10,4±4,2 14,2±4,9 2,1 <0,05

Координационные способности

Статическое равновесие (с) П 13,3±0,7 16,4±0,9 2,3 <0,05

Л 14,2±0,5 18,3±0,3 2,2 <0,05

Прирост результатов в контрольных упражнениях составил: в прыжке в длину с места (см) в экспериментальной группе 6,1%; в контрольной группе - 3,2%; в беге на 60 м (с) соответственно 9,6% и 5,7%; в челночном беге 4*10 м (с) - 12,9%% и 0,9%; в подъеме корпуса из положения лежа до коленей, согнутых под 900 за 60 с (кол-во раз) - 30,9% и 25,0%; в 6-ти минутном беге (м) - 14,6% и 5,4%; в наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см) - 60,5% и 35,0%; в статическом равновесии на правой ноге (с) - 54,3% и 36,4%; в статическом равновесии на левой ноге (с) - 60,5% и 34,7%.

ВЫВОДЫ

1. Разработана программа аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет, обеспечивающая комплексное воздействие на различные группы мышц: грудные, спинные, тазобедренные, икроножные; повышение общего тонуса организма и снижение массы тела, а также способствующая развитию аэробной выносливости занимающихся.

2. Структура тренировочного занятия с применением аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере предусматривала три части: подготовительную, основную и заключительную. Аэробная интервальная тренировка на эллиптическом тренажере проводилась в основной части занятия. Объем и интенсивность предлагаемой нагрузки планировался индивидуально для каждой занимающейся женщины, в зависимости от исходного уровня подготовки. Продолжительность интенсивного интервала длилась от 30 сек до 1-2 мин, интервал активного отдыха длился от 30 сек до 1-2 мин. Интервальный метод требует подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в связи с этим на первом этапе развития общей выносливости использовался темп музыкального сопровождения средний, выше среднего - 120-136 муз. акц/мин, - ЧСС занимающихся от 120 уд ./мин до 145 уд./мин; и на втором этапе высокий, очень высокий - 146-160 муз. акц/мин, - ЧСС от 145 до 155 уд./мин. Такой подход позволил регулировать постепенность повышения нагрузки.

3. Аэробная интервальная тренировка на эллиптическом тренажере проводилась на протяжении четырех недель, затем делался перерыв на две недели, во время которого эллиптический тренажер использовался в подготовительной части занятия в качестве разминки, в заключительной части - в качестве заминки, а в основной части выполнялась аэробная тренировка в обычном (не интервальном) режиме. Далее снова вводилась интервальная тренировка на протяжении четырех недель и т. д. Общая длительность эксперимента составила 24 недели с октября 2018 года по март 2019 года.

4. Под воздействием аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере произошли положительные изменения в показателях физического развития занимающихся в экспериментальной группе женщин 25-30 лет. Масса тела снизилась на 10,4%, в то время как в контрольной группе лишь на 4,6%; обхват талии в экспериментальной группе у женщин снизился на 8,4%, в контрольной - на 5,0%; обхват бедер уменьшился в экспериментальной группе на 11,4%, в контрольной на - 5,6%.

5. Экспериментальная программа оказала положительное влияние на функциональное состояние занимающихся. После эксперимента значительные положительные изменения в состоянии кардиореспираторной системы и уровня физической работоспособности были обнаружены у женщин экспериментальной группы. Анализ результатов измерения в сит-тесте показал, что уровень развития аэробной выносливости у женщин

экспериментальной группы повысился и стал находиться в пределах «выше среднего», в то время как у женщин контрольной группы уровень аэробной выносливости повысился лишь до предела «ниже среднего». Установлено, что у женщин экспериментальной группы показатели ЧСС снизились на 18,7%, в то время как в контрольной группе на 11,1%; частота дыхания в экспериментальной группе улучшилась у женщин экспериментальной группы на 18,2%, а в контрольной группе лишь на 4,4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Определено, что применение экспериментальной программы аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере способствует росту физических способностей женщин 25-30 лет.

После проведения эксперимента было обнаружено, что во всех показателях, характеризующих физические способности занимающихся женщин экспериментальной группы, произошли статистически достоверные изменения. Прирост результатов в контрольных упражнениях составил: в прыжке в длину с места (см) в экспериментальной группе 6,1%; в контрольной группе - 3,2%; в беге на 60 м (с) соответственно 9,6% и 5,7%; в челночном беге 4x10 м (с) - 12,9%% и 0,9%; в подъеме корпуса из положения лежа до коленей, согнутых под 900 за 60 с (кол-во раз) - 30,9% и 25,0%; в 6-ти минутном беге (м) -14,6% и 5,4%; в наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см) -60,5% и 35,0%; в статическом равновесии на правой ноге (с) - 54,3% и 36,4%; в статическом равновесии на левой ноге (с) - 60,5% и 34,7%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова, Л. А. Основы применения тренажеров в адаптивной физической культуре / Л. А. Баранова // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук : сб. науч. статей ежегодной межрегиональной науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Федоров, Р.И. Паровик ; Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - С. 110-114.

2. Булгакова, О.В. Организационно-методические условия оптимизации тренировочных нагрузок у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Булгакова О.В. - Малаховка, 2007. - 27 с.

3. Песина, О.Н. Влияние методики комплексного использования средств фитнеса на функциональное состояние деятельности дыхательной системы и физическую подготовленность детей 13-14 лет / О.Н. Песина, Н.Ю. Мищенко // Физическая культура. Спорт. Туризм, двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 4. - С. 42-48.

4. Плаксина, О.И. Индивидуальная оздоровительно-силовая подготовка женщин, занимающихся в фитнес-клубе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Плаксина О.И. - Москва, 2008. - 24 с.

5. Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе физической культуры / Е.Г. Сайкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 68. - С. 182-190.

REFERENCES

1. Baranova, L.A. (2016), "Fundamentals of the use of simulators in adaptive physical education", Theory and practice of modern humanitarian and natural sciences: collection. scientific Articles of the annual interregional scientific and practical. conf., Petropavlovsk-Kamchatsky, Kamchatka State University named after Vitus Bering, pp. 110-114.

2. Bulgakova, O.V. (2007), Organizational and methodological conditions for the optimization of training loads in students involved in health aerobics, dissertation, Malakhovka.

3. Pesina, O.N. and Mishchenko N.Yu. (2019), "Influence of the integrated use of fitness tools on the functional state of the respiratory system and physical fitness of children 13-14 years old", Physical Culture. Sport. Tourism, motor recreation, No 4, pp. 42-48.

4. Plaksina, O. I. (2008), Individual fitness and strength training of women involved in a fitness club, dissertation, Moscow.

5. Saykina, E.G. (2008), "Fitness in the system of physical education", Bulletin of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 68, pp. 182-190.

Контактная информация: NUMishenko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.