Научная статья на тему 'Особенности методики занятий функциональной направленности с женщинами 21-35 лет'

Особенности методики занятий функциональной направленности с женщинами 21-35 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1689
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ 21-35 ЛЕТ / ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / 21-35 YEAR-OLD WOMEN / FITNESS PROGRAMS / FUNCTIONAL TRAINING / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарина Людмила Сергеевна, Романенко Наталия Ивановна

Выявлены особенности методики физкультурно-оздоровительных занятий функциональной направленности с женщинами 21-35 лет, занимающихся в условиях фитнес-клуба, с применением подвесных петель (TRX), отягощений и оборудования на нестабильной опоре (bosu). Изучено влияние каждой фитнес-программы на физическое развитие и физическую подготовленность женщин. Представлен сравнительный анализ показателей физической подготовленности женщин в экспериментальной и контрольной группе, позволяющий доказать эффективность методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF METHODS IN PRACTICES OF DYNAMIC ORIENTATION FOR WOMEN AGED 21-35 YEARS OLD

The peculiarities of the method of physical culture and health-improving occupations of functional orientation with women of 21-35 years engaged in fitness club conditions, using hinged loops (TRX), weights and equipment on an unstable support (bosu) are revealed. The influence of each fitness program on the physical development and physical fitness of women was studied. The comparative analysis of indicators of physical preparedness of women in the experimental and control group is presented, which allows to prove the effectiveness of the methods.

Текст научной работы на тему «Особенности методики занятий функциональной направленности с женщинами 21-35 лет»

INTRODUCTION OF MODERN LEARNING TOOLS ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" FOR STUDENTS OF SPECIALTY "A ECONOMIC SAFETY"

Yu.V. Podoruev, S.Yu. Vitko, R.R. Pihaev, D.M. Gadzhiev

The working program on physical culture with sections of "Hand-to-hand combat" and "Fire training" based on the introduction of modern means of teaching physical culture to students of the specialty "Economic Security" has been substantiated and developed. The dynamics of physical indicators in young men and girls for a three-year period of program implementation is presented.

Key words: physical training, general cultural and professional competencies, students, hand-to-hand combat, fire training, electronic shooting range.

Podoruev Jury Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Podoruev.YV@rea.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after Plekhanova,

Vitko Sergey Yuryevich, senior lecturer, Vitko.CY@rea.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova,

Pihayev Razambek Ruslanovich, senior lecturer, Pichaev.RR@rea. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova,

Gadzhiev Dalgat Muratovich, teacher, Gadgiev.DM@rea.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova

УДК 796.035

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЖЕНЩИНАМИ 21-35 ЛЕТ

Л.С. Шарина, Н.И. Романенко

Выявлены особенности методики физкультурно-оздоровительных занятий функциональной направленности с женщинами 21-35 лет, занимающихся в условиях фитнес-клуба, с применением подвесных петель (ТКХ), отягощений и оборудования на нестабильной опоре (bosu). Изучено влияние каждой фитнес-программы на физическое развитие и физическую подготовленность женщин. Представлен сравнительный анализ показателей физической подготовленности женщин в экспериментальной и контрольной группе, позволяющий доказать эффективность методик.

Ключевые слова: женщины 21-35 лет, фитнес-программы, функциональный тренинг, физическое развитие, физическая подготовленность.

Женщинам первого зрелого возраста (21-35 лет) должны быть присущи наивысшие значения физической подготовки, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости, но в связи с дефицитом двигательной активности, недостаточности времени, отводимого на собственное физическое развитие, ухудшением экологической обстановки происходит

отрицательная динамика в показателях физической подготовки женщин 21- 35 лет, о чем свидетельствуют многие исследования [2].

Инволюционные изменения необратимы, но их темпы напрямую зависят от разумной организации человеческой жизнедеятельности, от использования научно обоснованных средств физкультурно-оздоровительного характера, которые помогут сохранить и улучшить физические и функциональные возможности женщин первого периода зрелого возраста [3, 4].

В настоящее время фитнес-индустрия, являющаяся инновационным сегментом оздоровительной физической культуры и предполагающая широкое внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, развивается высокими темпами [1]. Основой фитнес-индустрии является фитнес, представляющий собой систему занятий физическими упражнениями, которые решают задачу сохранения и повышения уровня физических и функциональных возможностей за счет интереса к двигательной активности, обусловленной высокой эмоциональностью, а также привлекательностью как самих упражнений, так и новых, непривычных видов инвентаря.

Одним из популярных и востребованных видов двигательной активности на сегодняшний день являются физкультурно-оздоровительные занятия функциональной направленности [5].

Функциональный тренинг, по мнению Е.Б. Мякинченко (2009), - это тренировка, направленная на обучение различным двигательным действиям, воспитание таких физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость. Занятия в фитнес-клубах, как правило, проводятся в сочетании с упражнениями на развитие общей и силовой выносливости с использованием базовых и изолированных упражнений, гибкости и упражнений на сохранение устойчивости (баланса).

Функциональный тренинг может включать следующие методы развития физических качеств: интервальный, равномерный, переменный, круговой. Он может проводиться как с массой собственного тела, так и с дополнительным оборудованием (фитболы, bosu, соге, петли ТЯХ, тренажер DISQ) и отягощением (медболы, бодибары, гантели).

В связи с разнообразием средств фитнеса в современных условиях развития общества является целесообразным, а, учитывая анатомо-физиологические особенности женщин 21-35 лет, еще и необходимым научно обосновать использование занятий функциональной направленности для совершенствования физической подготовки вышеупомянутой категории женщин.

Цель исследования - выявить особенности методики физкультурно-оздоровительных занятий функциональной направленности с женщинами 21-35 лет, занимающимися в условиях фитнес-клуба.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли

участие 42 женщины 21-35 лет, занимающихся в фитнес-клубе. Под наблюдением находились две контрольных и одна экспериментальная группы, по 14 исследуемых в каждой из них. Женщины КГ1 занимались базовой аэробикой, КГ2 - силовым тренингом. Для женщин экспериментальной группы была разработана специальная методика физкультурно-оздоровительных занятий функциональной направленности с использованием подвесных петель (ТЯХ), нестабильной платформы (bosu), а также грузов и отягощений.

Педагогический эксперимент состоял из четырех этапов, где было проведено 36 занятий на протяжении 12 недель (3 раза в неделю). Занятия длились в среднем 45-60 мин в зависимости от характера интенсивности.

На начальном этапе занятия носили втягивающий характер (2 недели) и были направлены на освоение базовых элементов и всестороннее развитие физических качеств, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

В переходном этапе (2 недели) решались задачи адаптации организма к физическим нагрузкам за счет увеличения интенсивности занятий (использование нестабильных поверхностей, изменение отягощения, добавление плиометрических движений, изменение амплитуды движений, длины рычага, площади опоры, центра тяжести, интервалов отдыха, увеличение сопротивления, количества повторений, темпа выполнения упражнения, добавление перемещений (модификация элементов).

В основном этапе (6 недель) главными задачами являлись углубленное изучение и совершенствование техники выполнения физических упражнений, дальнейшее повышение уровня физической подготовленности, воспитание нравственно-волевых качеств.

Четвертый этап (2 недели) - стабилизирующий, целью которого являлось поддержание достигнутого уровня морфофункционального развития и физической подготовленности занимающихся женщин.

В ходе педагогического эксперимента изучалось влияние каждой фитнес-программы на физическое развитие и физическую подготовленность женщин первого зрелого возраста.

Результаты исследования. На начальном этапе исследования у женщин контрольных и экспериментальных групп по показателям физического развития не выявлено достоверных различий (Р1; Р2, Р3 >0,05), что показывает их однородный характер (табл. 1).

По истечении четвертого этапа педагогического эксперимента получены следующие результаты показателей физического развития.

Выявлено снижение массы тела во всех группах. Однако достоверные различия (Р<0,05) наблюдались только у женщин экспериментальной группы. По данному тесту наблюдается межгрупповое различие (Р1<0,05, Р2<0,05).

Таблица 1

Показатели физического развития женщин 21-35 лет в ходе эксперимента (M±m)

^""^-Испытуемые Показатели^-^^ КГ1 (n=14) КГ2 (n=14) ЭГ (n=14) P1 (КГ1-КГ2) P2 (КГ1-ЭГ) P3 (КГ2-ЭГ)

Масса тела (кг) 1 59,71±0,81 56,78±1,18 59,14±0,75 >0,05* >0,05* >0,05*

2 57,78±0,84 55,07±0,75 55,86±0,57 <0,05 <0,05 >0,05

Индекс Кетле (у.е.) 1 20,82±0,33 20,35±0,44 21,23±0,29 >0,05* >0,05* >0,05*

2 20,15±0,36 19,73±0,28 20,06±0,25 >0,05 >0,05 >0,05

Жировой компонент (%) 1 22,49±0,14 22,15±0,08 21,96±0,25 >0,05* >0,05* >0,05*

2 20,62±0,18 21,13±0,08 19,25±0,15 <0,05 <0,001 <0,001

Мышечный компонент (%) 1 35,72±0,15 36,07±0,08 36,14±0,15 >0,05* >0,05* >0,05*

2 36,65±0,17 37,90±0,15 37,52±0,18 <0,001 <0,001 <0,05

ЖЕЛ (л) 1 3,50±0,04 3,43±0,02 3,45±0,02 >0,05* >0,05* >0,05*

2 3,54±0,03 3,45±0,02 3,52±0,02 <0,05 >0,05 <0,05

Жизненный индекс (мл/кг) 1 58,75±0,92 60,63±1,13 58,51±0,71 >0,05* >0,05* >0,05*

2 61,32±1,08 62,84±0,71 63,06±0,71 >0,05 >0,05 >0,05

Примечание: 1 - исходные данные; 2 - данные в конце эксперимента; * - отмечены различия между группами до эксперимента; подчеркнутые значения - внутригрупповая достоверность различий (Р<0,05).

В оценке индекса Кетле не обнаружены достоверные различия ни внутри группы, ни между группами. Вероятно в связи с тем, что изначально масса тела женщин во всех группах не превышала верхних значений нормы.

В пробах, оценивающих жировой компонент, выявлено достоверное преимущество у женщин КГ1 занимавшихся базовой аэробикой, и женщин ЭГ, занимавшихся функциональным тренингом по сравнению с женщинами КГ2, посещавших силовой тренинг. Тем не менее, женщины ЭГ опережали своих сверстниц, темпы пророста составили 14 % (рис. 1). Также обнаружено межгрупповое различие (Р1 <0,05, Р2<0,001, Р3<0,001).

По показателям мышечного компонента получено достоверное преимущество женщин КГ2 (Р<0,05) занимавшихся силовым тренингом, и ЭГ, занимавшихся функциональным тренингом по сравнению с женщинами КГ1. Темпы прироста составили 5,1 и 3,9 % соответственно. В данном тесте наблюдается межгрупповое различие (Р1 <0,001, Р2<0,001).

В пробе, оценивающей функцию внешнего дыхания выявлены достоверные различия (Р<0,05) у женщин из КГ1 и ЭГ. Темпы прироста составили 1,2 и 2,2 % соответственно. Обнаружено межгрупповое различие (Р1<0,05, Рз<0,05).

Рис. 1. Темпы прироста показателей физических качеств у женщин 21-35 лет (%)

При оценке такого показателя, как жизненный индекс, выявлены достоверные различия (Р<0,05) у женщин КГ1, занимавшихся базовой аэробикой, и ЭГ, занимавшихся функциональным тренингом. Темпы прироста составили 4,4 и 7,8 % соответственно.

В ходе педагогического эксперимента проведена сравнительная оценка показателей физической подготовленности женщин 21-35 лет с нормами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) «ГТО» 2017 года. Распределение по возрастным группам было следующее: VI ступень - 29 чел., VII ступень - 13 чел. Проведено тестирование физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости.

В начале эксперимента у женщин контрольных и экспериментальной групп не выявлено достоверных различий (Р>0,05) в показателях физической подготовленности.

По окончанию эксперимента у женщин ЭГ, занимавшихся функциональным тренингом обнаружены достоверные различия (Р<0,05) по всем контрольным тестам (табл. 2, рис. 2).

При оценке быстроты в тесте «бег 100 м» выявлены достоверные различия у женщин ЭГ. Обнаружено межгрупповое различие (Р2<0,001, Рз<0,001).

При развитии выносливости «бег 2000 м» лучшие значения продемонстрировали женщины ЭГ, занимавшиеся функциональным тренингом и КГ1 - базовой аэробикой. Так же обнаружено межгрупповое различие (Р1 <0,01, Р2<0,001, Рз<0,001).

В оценке силы мышц груди и плечевого пояса выявлены достоверные различия у женщин ЭГ и КГ2, занимавшиеся силовым тренингом. Темпы прироста составили 43,8 и 27,6 % соответственно. В данном тесте обнаружено межгрупповое различие (Р1<0,01, Р2<0,001, Рз<0,001).

Таблица 2

Показатели физической подготовленности женщин 21-35 лет

в ходе эксперимента (M±m)

^^-Испытуемые ПоказатедЦ^^^ КГ1 (n=14) КГ2 (n=14) ЭГ (n=14) P1 (КГ1-КГ2) P2 (КГ1-ЭГ) P3 (КГ2-ЭГ)

Бег 100 м (с) 1 17,45±0,10 17,61±0,11 17,33±0,09 >0,05* >0,05* >0,05*

2 16,96±0,10 17,06±0,07 16,37±0,07 >0,05 <0,001 <0,001

Бег 2000 м (мин, с) 1 11,44±0,01 11,41±0,01 11,41±0,01 >0,05* >0,05* >0,05*

2 11,15±0,01 11,14±0,01 11,00±0,04 <0,01 <0,001 <0,001

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (раз) 1 16,89±0,19 17,17±0,17 17,13±0,18 >0,05* >0,05* >0,05*

2 19,86±0,30 21,92±0,33 24,64±0,43 <0,001 <0,001 <0,001

Наклон вперед стоя (см) 1 9,64±0,24 9,07±0,22 9,08±0,22 >0,05* >0,05* >0,05*

2 14,07±0,28 12,03±0,26 14,14±0,21 <0,001 <0,01 <0,001

Прыжок в длину с места (см) 1 174,00±0,28 175,28±0,66 175,86±0,48 >0,05* >0,05* >0,05*

2 179,93±0,29 181,00±0,39 187,21±0,55 <0,05 <0,001 <0,001

Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) 1 18,01±0,19 17,57±0,19 17,59±0,19 >0,05 >0,05 >0,05

2 20,15±0,36 19,23±0,26 22,43±0,21 >0,05 <0,001 <0,001

Подъем туловища в сед (раз) 1 35,50±0,35 36,29±0,21 36,36±0,24 >0,05* >0,05* >0,05*

2 45,50±0,54 48,26±0,32 49,14±0,33 <0,001 <0,001 >0,05

Примечание: 1 - исходные данные; 2 - данные в конце эксперимента; * - отмечены различия между группами до эксперимента; подчеркнутые значения - внутригрупповая достоверность различий (Р<0,05).

Рис. 2. Темпы прироста показателей физической подготовленности

женщин 21-35 лет (%)

В тестах «прыжок в длину с места», оценивающего динамическую силу мышц ног и «метание спортивного снаряда весом 500 г», оценивающего ловкость, выявлено достоверное преимущество женщин из ЭГ (Р<0,05).

При оценке активной гибкости «наклон вперед из положения стоя» выявлены достоверные (Р<0,05) различия у представительниц КГ1 и ЭГ. Темпы прироста составили 55,7 и 45,9 % соответственно. В данном тесте обнаружено межгрупповое различие (Р1<0,01, Р2<0,001, Р3<0,001).

Сила мышц брюшного пресса достоверно увеличилась во всех группах. Однако преимущество составили женщины ЭГ, темпы прироста 38,7 %. Обнаружено межгрупповое различие (Р1 <0,001, Р2<0,001).

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности женщин 21-35 лет в экспериментальной группе достиг критерия «отлично», в то время как в контрольных группах - «хорошо».

Выводы. Таким образом, результаты экспериментального исследования позволили определить наиболее эффективные физкультурно-оздоровительные занятия функциональным тренингом с женщинами 2135 лет с использованием подвесных петель (TRX), отягощений и оборудования на нестабильной опоре (bosu), заключающиеся в улучшении:

- физического развития - увеличение показателей функции внешнего дыхания (ЖЕЛ), жизненного индекса, мышечного компонента, снижение индекса массы тела (индекс Кетле), жирового компонента;

- физической подготовленности - в развитии быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости.

Список литературы

1. Диагностика состояния клиентов в фитнес/велнес-клубе (управление, экономика, продажи, технология проведения) / Е.Б. Мякиченко [и др.]. М.: ТВТ Дивизион, 2009. 248 с.

2. Клетнева А.О., Бородина Е.А., Давыдова С.А. Перспективные направления организации физкультурных занятий взрослого населения // Теория и практика физической культуры. 2011. №11. С. 51-52.

3. Романенко Н.И. Методика физического воспитания женщин 35-45 лет различного соматотипа с использованием средств оздоровительной физической культуры // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2016. №4. С. 44-47.

4. Романенко Н.И. Методика физического воспитания женщин зрелого возраста с использованием средств оздоровительной физической культуры (на основе соматотипа): учеб.-метод. пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. 70 с.

5. Филимонова О.С., Романенко Н.И. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учеб. пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2012. 76 с.

Шарина Людмила Сергеевна, магистрант, romanenko_ni@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Романенко Наталия Ивановна, канд. пед. наук, доц., romanenko_ni@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

PECULIARITIES OF METHODS IN PRACTICES OF DYNAMIC ORIENTATION FOR WOMEN AGED 21-35 YEARS OLD

L.S. Sharina, N.I. Romanenko

The peculiarities of the method of physical culture and health-improving occupations of functional orientation with women of 21-35 years engaged in fitness club conditions, using hinged loops (TRX), weights and equipment on an unstable support (bosu) are revealed. The influence of each fitness program on the physical development and physical fitness of women was studied. The comparative analysis of indicators of physical preparedness of women in the experimental and control group is presented, which allows to prove the effectiveness of the methods.

Key words: 21-35 year-old women, fitness programs, functional training, physical development, physical fitness.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sharina Lyudmila Sergeevna, graduate student, romanenko_ni@mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Romanenko Natalia Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, romanenko_ni@mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

УДК 796.011:797.2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АКВАФИТНЕСА В ПОВЫШЕНИИ

КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Т.Н. Шутова

Предложены методические рекомендации по организации и проведению занятий аквафитнесом, представлена структура и содержание программ. Описаны мезоциклы подготовки женщин по трем возрастным группам. Доказана высокая оздоровительная эффективность программы аквафитнеса в ходе педагогического эксперимента на основе показателей физической подготовленности, коэффициентов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ключевые слова: плавание, фитнес в воде, оздоровление, структура и содержание занятий, повышение квалификации, теория аквафитнеса.

Потребность повышения квалификации специалистов по физической культуре и студентов физкультурных вузов в области фитнеса и аквафитнеса продиктована тенденциями ухудшения состояния здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.