Вестник МГТУ, том 14, №2, 2011 г.
стр.441-446
УДК 339.9 : 332.122 (470.21)
Оценка уровня внешнеэкономической безопасности Мурманского региона
М.Л. Зубкова
Факультет мировой экономики и международных экономических отношений МГТУ, кафедра международных экономических отношений
Аннотация. В статье определены качественные и количественные характеристики факторов, влияющих на уровень обеспечения внешнеэкономической безопасности. Дана оценка уровня внешнеэкономической безопасности Мурманского региона.
Abstract. This paper is devoted to defining the qualitative and quantitative characteristics of the factors influencing on the maintenance of external economic security. The level of external economic security of the Murmansk region has been estimated.
Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность, показатель, региональная экономика Key words: external economic security, indicator, regional economy
1. Введение
Сущность внешнеэкономической безопасности региона заключается в соответствии результатов его внешнеэкономической деятельности национально-государственным интересам России.
Внешнеэкономическая безопасность достигается повышением конкурентоспособности,
приспособляемостью экономики региона к условиям мирового рынка. Мониторинг показателей имеет определяющее значение в системе обеспечения внешнеэкономической безопасности региона (ВЭБ), поскольку действия по обеспечению безопасности должны носить, прежде всего, превентивный характер, т. е. быть направлены на предотвращение, а не на ликвидацию угроз.
В связи с повышенным вниманием к осуществлению инвестиционных проектов в области нефтегазового бизнеса на территории Мурманской области, основной задачей проводимого исследования является оценка уровня внешнеэкономической безопасности региона в целях достижения намеченных результатов. Количественная оценка состояния внешнеэкономической безопасности позволит выявить слабые стороны в развитии региона, что в свою очередь послужит сигналом к предотвращению угроз.
2. Качественная и количественная оценка уровня внешнеэкономической безопасности Мурманской области
Проводя оценку внешнеэкономической безопасности региона, необходимо определить не только количественные характеристики состояния ВЭБ, но и рассмотреть качественную составляющую факторов, определяющих стабильное и устойчивое развитие области. Качественная составляющая уровня ВЭБ определяется экономико-географическим положением региона, а также уровнем включенности в глобальное экономическое пространство.
Экономико-географическое положение Мурманской области предопределяет наличие основной внешней угрозы безопасности региона - наличие протяженной границы со странами Северной Европы: Финляндией и Норвегией, которая в свою очередь является членом НАТО. Такое положение, с одной стороны, способствует интеграции экономических отношений, вовлечению в мировую торговлю, развитию кооперации с развитыми странами, с другой же стороны, способствует усугублению рисков, связанных с утечкой квалифицированной рабочей силы, с конкуренцией в определенных отраслях, с требованиями к уровню качества, что влияет на уровень конкурентоспособности региональной продукции.
Далее определим уровень включенности Мурманской области в глобальное экономическое пространство. Мурманскую область характеризуют значительные многосторонние контакты в международной сфере, главным образом, за счет её приграничного положения; относительно благополучная социально-экономическая ситуация и значительные объемы товарооборота. К характерным особенностям экспортно-импортной деятельности Мурманской области следует отнести тот факт, что в экономике региона резко преобладают одна-две отрасли, имеющие первостепенное экспортное значение для России. Деятельность экспортных отраслей обеспечивает устойчивое состояние
441
Зубкова М.Л. Оценка уровня внешнеэкономической безопасности...
всей региональной экономики. Но тот факт, что экономика региона является экспортноориентированной, делает ее уязвимой к колебаниям на международных рынках. Это регион сравнительно нового промышленного освоения, в котором структурообразующие производства широко включены во внешнеторговые связи (Вардомский, Скатерщикова, 2010).
Мурманская область имеет внешнеэкономические отношения более, чем с 70 странами мира, среди которых преобладают европейские. Около 45 % товарооборота Мурманской области приходится на крупнейшего экономического партнера - Нидерланды. Из стран ближнего зарубежья наиболее активно ведется внешняя торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном. В основном весь грузооборот внешней торговли осуществляется за счет морских перевозок: 92,8 % внешнеторговых грузов перемещается морским транспортом.
Итак, рассмотрев экономико-географическое положение региона, уровень его включенности в глобальное экономическое пространство, представляется возможным определить количественный уровень внешнеэкономической безопасности региона.
Оценка внешнеэкономической безопасности региона проводится на основе метода Data Envelopment Analysis (DEA), т.е. "анализ среды функционирования". В западных странах при помощи данного метода проводится оценка результативности функционирования однородных объектов в различных социально-экономических системах. В методологии DEA исследуемые объекты (в данном случае внешнеэкономическая безопасность региона) преобразуют входы в выходы, т.е. входные параметры упрощенно представляются как ресурсы системы, а выходные - как результат ее деятельности. В качестве входных параметров рассматриваются показатели социально-экономического развития региона, в качестве выходных используются показатели, которые определяют уровень развития внешнеэкономического комплекса области (Фирюлина и др., 2005). Такая формулировка объясняется тем, что внешнеэкономическая безопасность региона достигается путем взаимодействия внешнеэкономического комплекса с региональной экономикой, т.е. результаты функционирования внешнеэкономического комплекса региона, с одной стороны, обусловлены параметрами развития всех сфер деятельности, а с другой - определяют их.
Дальнейшее исследование посвящено оценке ВЭБ, и определению роли различных факторов для обеспечения внешнеэкономической безопасности региона. В свою очередь благоприятный уровень ВЭБ будет способствовать привлечению инвестиций, а также благоприятствовать реализации проектов в нефтегазовом секторе на территории Мурманской области. При этом высшая степень внешнеэкономической безопасности достигается при условии, что весь спектр показателей находится в пределах своих пороговых значений.
Соответствующие показатели формируются по основным сферам жизнедеятельности региона: производственной, инвестиционной, социальной, бюджетно-финансовой, ВЭД. Для того, чтобы составить сводную таблицу необходимо произвести следующие расчеты:
1. Доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал
1.1. 2006 год: иностранные инвестиции - 102-106 долл., 102-106-26,33 (средний курс доллара к рублю за текущий год) = 2,7-109 руб.; доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал: (2,7-109/25-109)-100 = 11 %.
1.2. 2007 год: иностранные инвестиции - 63-106 долл., 63-106-24,55 = 1,54-109 руб.; доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал: (1,54-109 / 26-109)-100 = 6 %.
1.3. 2008 год: иностранные инвестиции - 55-106 долл., 55-106-29,38 = 1,62-109 руб.; доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал: (1,62-109/46-109)-100 = 3,6 %.
1.4. 2009 год: иностранные инвестиции - 62-106 долл., 62-106-30,24 = 1,9-109 руб.; доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в основной капитал: (1,9-109/41-109)-100 = 4,55 %.
2. Расчёт удельного веса ВРП на душу населения в среднемировом объёме (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес ВРП Мурманской области на душу населения в среднемировом объёме, %
Год Показатель 2006 2007 2008 2009
Среднемировой ВВП в млн. долл.1 48,245 53,352 57,322 56,061
Численность населения мира, млрд. чел. 6,5 6,6 6,7 6,8
Среднемировой ВВП на душу населения, тыс. долл. руб. 7,4 195103 8,1 199103 8,6 253 103 8,2 248-103
Объем ВРП Мурманской области на душу населения, руб. 182103 225-103 243-103 266-103
Уд. вес ВРП на душу населения в среднемировом объеме, % 93,15 113,17 96,3 107,1
442
Вестник МГТУ, том 14, №2, 2011 г.
стр.441-446
3. Доля импорта в ВРП:
3.1. 2006 год: (167 106-26,33) / 156 109 100 = 2,81 %.
3.2. 2007 год: (396 106-24, 55) / 192 109 100 = 5,07 %.
3.3. 2008 год: (393-106-29, 38) / 207-109-100 = 5,58 %.
3.4. 2009 год: (364-106-30,24) / 222-109-100 = 4,95 %.
4. Доля экспорта в ВРП:
4.1. 2006 год: (2,6-109-26,33) / 156 109 100 = 43,38 %.
4.2. 2007 год: (2,7-109-24, 55) / 192 109 100 = 34,19 %.
4.3. 2008 год: (2,8-109-29, 38) / 207-109-100 = 40,2 %.
4.4. 2009 год: (1,7109 30,24) / 222-109-100 = 23,3 %.
5. Чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) в % к ВРП
5.1. Чистый экспорт 2006 год: [(2,6-109 - 167-106)-26,33] / 156 109 100 = 40,56 %.
5.2. Чистый экспорт 2007 год: [(2,7-109 - 396-106)-24,55] / 192-109-100 = 29,11 %.
5.3. Чистый экспорт 2008 год: [(2,8-109 - 393-106)-29,38] / 207-109-100 = 34,62 %.
5.4. Чистый экспорт 2009 год: [(1,7 109 - 363-106)-30,24] / 222-109-100 = 18,35 %.
6. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, %.
6.1. 2006 год: [(21 106-26,33)/1,9-109]-100 = 28,9 %.
6.2. 2007 год: [(30-106-24,55)/2,3 109]100 = 31,9 %.
6.3. 2008 год: [(37-106-29,38)/2,7-109]-100 = 40,5 %.
6.4. 2009 год: [(36-106-30,24)/2,6-109 ] 100 = 41,36 %.
Полученные показатели занесем в сводную таблицу (табл. 2) и дополним их статистическими данными в динамике. Ячейки, выделенные цветом, указывают на показатели, находящиеся за пределами пороговых значений. Показатели, отмеченные символом <*>, рассчитаны на основе информационных статистических материалов о социально-экономическом положении регионов, опубликованных на сайте Федеральной службы государственной статистики1.
Таблица 2. Динамика фактических значений показателей, влияющих на внешнеэкономическую безопасность Мурманской области и их сопоставление с пороговыми индикаторами (3,4)
Показатель Порогов. значение 2006 2007 2008 2009
Производственная сфера
ВРП, млн руб. 156 223 192 200 207 044 222 156,1
Удельный вес ВРП на д. н. в среднемировом объёме, % 100 93,15 113,17 96,3 107,1
Темп роста ВРП, % 110-112 118 123 108 107,3
Индекс промышленного производства, % 106-108 101,5 100,2 97,3 93,6
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 136 109,6 106,5 105,5 101,6
Инвестиционная сфера
Доля инвестиции в основной капитал в ВРП, % 15-25 15,66 13,49 22,01 18,6
Доля инвестиции в машиностроение в общем объеме инвестиций в основной капитал (производство транспортных средств и оборудования), % 25 1,4 0,5 1,5 0,33
Доля иностранных инвестиции в общем объеме инвестиций в основной капитал, % 20 11 6 3,6 4,55
Доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций, % 70 19,2 67,6 35,2 4,67
Социальная сфера
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) 70 65,17 66,72 67 67,2
Уровень общей безработицы, % 10 6,7 6,5 7 7,6
Среднедушевой денежный доход (по отношению к среднероссийскому), % 100 123,4 121,3 123,2 124,4
1 По материалам Федеральной службы государственной статистики, http:// http://www.gks.ru
443
Зубкова М.Л. Оценка уровня внешнеэкономической безопасности...
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 8 18,7 15,6 14,8 14,8
Разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % низкодоходных групп населения, раз 8 12,1 13,2 13,6 13,5
Бюджетно-финансовая сфера
Отношение доходов регионального бюджета к ВРП, % 40 18,65 18,1 22,7 21
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, % 105-107 108,8 112,5 114,1 112,9
Дефицит бюджета к ВРП, % 3,5 Профицит 0,15 1,15
Отношение сальдированного финансового результата предприятий и организаций к ВРП, % 0-7 16 21 19 14,4
Отношение кредиторской задолженности крупных и средних предприятий и организаций к ВРП, % 30 23 20,4 21,6 21,4
Далее обратимся к табл. 3, в которой отражены "выходные" данные, выявляющие уровень внешнеэкономической безопасности Мурманской области (Внешнеэкономическая..., 2010).
Таблица 3. Состояние показателей внешнеэкономической безопасности Мурманской области,
их пороговые значения и динамика
Показатели внешнеэкономической безопасности Пороговые значения 2006 2007 2008 2009
Объём внешнеторгового оборота, млн долл. 2741,2 3073,3 3225,7 2076,1
Показатели импорта - Импорт, млн долл. 167,1 396,9 393,1 363,9
- Доля импорта в ВРП, % не более 30 2,81 5,07 5,58 4,95
- Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % 25 28,9 31,9 40,5 41,36
- Зависимость экономики области от импорта (отношение импорта к экспорту), % 20 6,5 14,8 13,88 21,25
Показатели экспорта - Экспорт, млн долл 2574,1 2676,4 2832,6 1712,2
- Доля экспорта в ВРП, % 40 43,38 34,19 40,2 23,3
- Чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) 2-3 % ВРП 40,56 29,11 34,62 18,35
- Экспорт технологий в области исследований и разработок, 42 42,3 58,7 27,7
млн долл. (%) (12,9) (11,7) (13) (6,6)
- Доля экспорта машиностроения в общем объеме, % 5 1,1 1,6 2,3 0,7
- Доля экспорта металлов в общем объеме экспорта, % 66,3 62,8 52,2 65,7
После составления таблицы, по которой можно отследить динамику фактических значений показателей, влияющих на внешнеэкономическую безопасность Мурманской области, и сопоставить их с пороговыми индикаторами, целесообразно определить ранг региона по каждой из указанных сфер жизнедеятельности региона. Для этого для каждой из предложенных сфер найдём значение интегрального показателя безопасности. (Rj) каждого объекта по формуле (Гук, 2008):
Rj = 1Ху / n,
444
Вестник МГТУ, том 14, №2, 2011 г.
стр.441-446
где i = n - количество применяемых показателей, j = 1... - количество исследуемых составляющих экономической безопасности, Ху - оценка используемого показателя, которая находится как отношение фактического значения показателя и порогового.
Для тех показателей, значения которых должны стремиться к увеличению (ау - значение i-го показателя для j-ой сферы):
Ху = а j/порог. ау,
для тех показателей, значения которых должно стремиться к уменьшению по сравнению с фактическим:
Ху = порог. ау / ау.
Если интегральная оценка от 0,75 и выше - ситуация в данной сфере считается благополучной, если 0,5-0,74 - предкризисной, если интегральная оценка менее 0,5 - ситуация в данной сфере считается кризисной.
Таблица 4. Интегральная оценка внешнеэкономической безопасности Мурманской области
Сфера Год Производст- венная Инвестици- онная Социальная Бюджетно- финансовая Внешнеэко- номическая Средний балл по всем сферам безопасности
2006 0,9327 0,3767 0,9493 1,2 1,03 0,86
2007 0,9852 0,4563 0,9647 1,4 0,71 0,95
2008 0,901 0,4058 0,949 1,3 0,75 0,89
2009 0,92 0,31 0,93 1,23 0,71 0,84
Интегральная оценка показателей внешнеэкономической безопасности Мурманской области определила, что ситуация во всех сферах, кроме инвестиционной, благополучна. Но динамика средних баллов по всем сферам ВЭБ направлена на снижение. В ходе мониторинга ВЭБ были найдены интегральные показатели безопасности во внешнеэкономической деятельности Мурманской области. В 2006 году этот показатель составил 1,03 (ситуация благополучна), в 2007 г. - 0,75, в 2008 г. - 0,72, в 2009 г. - 0,71 (предкризисная ситуация с отрицательной динамикой). Причины этого явления заключаются в общем спаде экономики России и мира в целом. Обострились угрозы экономической безопасности, которые в период с 2000 по 2007 гг. были либо преодолены (задолженность по заработной плате, дефицит бюджета, ухудшение состояния внешнеторгового баланса), либо их действие было существенно ослаблено (безработица). Возникли и относительно новые угрозы, действие которых до финансового кризиса практически не проявлялось (снижение объемов производства добывающей промышленности, невозврат кредитов, большой корпоративный внешний долг). Такое глобальное влияние финансового кризиса на внешнеэкономическую безопасность страны необходимо связывать с тем, что в последние два десятилетия происходило встраивание экономики России, а вместе с ней и её регионов, в мировую хозяйственную систему, ввиду нацеленности на курс повышения открытости экономики страны. Это усилило сырьевую направленность экспорта, повлекшую за собой в свою очередь зависимость ситуации в экономической сфере страны от колебаний мировой рыночной конъюнктуры и глобальных кризисных явлений. Данная зависимость проявляется в таких жизненно важных сегментах, как снабжение населения продовольствием и медикаментами, обеспечение промышленности высокотехнологичным оборудованием для развития производства.
Внедрение приоритетного инвестиционного проекта для Мурманской области - освоение Штокмановского месторождения - скажется положительно на уровне внешнеэкономической безопасности Мурманской области, т.к. до сих пор инвестиционная сфера была слабым звеном в цепочке обеспечения внешнеэкономической безопасности региона. Что касается инвестиционной сферы, то ее интегральный показатель находится в кризисной зоне. Это объясняется тем, что при его расчете были учтены и иностранные инвестиции в экономику Мурманской области. А их доля составила всего лишь 11 % в 2006 году, 6 % в 2007 году, существенно снизилась в кризисный 2008 год и составила 3,6 %. Впервые за многие предшествующие годы в 2007 году резко возросла сумма прямых иностранных инвестиций (67,6 %), а не кредитов. Такой характер вложений можно рассматривать как позитивный сдвиг в структуре иностранных инвестиций. Но уже в 2008 году доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций снизилась до 35,2 %, а в 2009 г. - достигла критического уровня 4, 67 %.
Министерство экономического развития Мурманской области осветило планируемые инвестиционные проекты в нефтегазовом секторе (табл. 5).
445
Зубкова М.Л. Оценка уровня внешнеэкономической безопасности...
Таблица 5. Инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе2
Наименование проекта Объем инвестиций Инициатор проекта Сроки реализации
Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, включая завод по производству СПГ и портовый транспортно-технологический комплекс по его отгрузке 44 млрд. долл. США, в т.ч. 17 млрд. долл. США на территории области ОАО "Газпром" 2008-2021
Портовый комплекс по перегрузке нефти и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива 1,7 млрд. долл. США ЗАО "Синтез Петролеум" 2009-2021
Нефтеперерабатывающий завод на западном берегу Кольского залива 1 млрд. долл. США ЗАО "Синтез Петролеум" 2009-2021
3. Заключение
При достижении интегральных оценок более 0,75 по каждой из сфер жизнедеятельности региона, будут реализованы основные приоритеты социально-экономического развития Мурманской области. Возрастет уровень развития человеческого потенциала, будет достигнут высокий уровень жизни населения, значительно повышена конкурентоспособность экономики, будут эффективно работать институты развития региона, а значит, будет обеспечена и внешнеэкономическая безопасность области. Вполне закономерно, что прогнозируемые объемы инвестиций в реализацию нефтегазовых проектов благоприятно скажутся на внешнеэкономической безопасности региона. Таким образом, в ряду приоритетных долгосрочных стратегических целей стоит развитие нового индустриального сектора -нефтегазового, включая добычу углеводородного сырья, его транспортировку и переработку.
Литература
Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. Учеб.
пособие. Подред. В.Г. Глумковой, М., Кнорус, 351 c., 2010.
Внешнеэкономическая деятельность организаций Мурманской области. Стат. сборник, под ред. Т.С. Куликовой, С.М. Хозиной, Е.В. Киреевой. Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 33 с., 2010.
Гук С.В. Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарии обеспечения. Автореф. дис. ...канд. экон. наук. Ростов н/Дону, 26 с., 2008.
Фирюлина Н.В., Смирнов А.И., Кацик Д.Е. Принципы формирования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности региона. Проблемы прогнозирования, № 1, c.98, 2005.
2 По материалам Министерства экономического развития Мурманской области "Инвестиционные проекты", http://mineconomy.gov-murman.ru/_investicionnaya/investicionnye_p/506/, по состоянию на 04.04.11
446