Научная статья на тему 'Принципы формирования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности региона'

Принципы формирования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1429
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирюлина Наталья Вячеславовна, Смирнов Алексей Игоревич, Кацик Дарья Евгеньевна

В статье освещены основные аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности Красноярского края, как субъекта Российской Федерации, активно участвующего в мирохозяйственных связях. Предлагается организационно-хозяйственный механизм, предусматривающий разработку и реализацию управленческих решений на основе систематического наблюдения за состоянием угроз безопасности и консолидации действий государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фирюлина Наталья Вячеславовна, Смирнов Алексей Игоревич, Кацик Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности региона»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Н.В. Фирюлина, А.И. Смирнов, Д.Е. Кацик

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

В статье освещены основные аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности Красноярского края, как субъекта Российской Федерации, активно участвующего в мирохозяйственных связях. Предлагается организационно-хозяйственный механизм, предусматривающий разработку и реализацию управленческих решений на основе систематического наблюдения за состоянием угроз безопасности и консолидации действий государства и общества.

Для современного российского государства функция обеспечения внешнеэкономической безопасности (ВЭБ) складывается из двух труднореализуемых и специфических для России задач: системной трансформации общества и интегрирования в мировую экономику в условиях ее глобализации. Поэтому особую важность приобретают вопросы организации контроля за упорядоченностью общественных процессов. При этом основная роль в обеспечении экономической безопасности (ЭБ) и формировании ее концептуальных основ принадлежит государству.

Концепция экономической безопасности должна служить основой разработки конкретных программ достижения поставленных целей. Важная задача формирования концепции - выявление причинно-следственных связей в

совокупности обстоятельств, определяющих ЭБ [1]. При этом концептуальные положения должны соответствовать уровню развития общественных отношений.

Учитывая региональность российской экономики и значительную дифференциацию регионов по степени вовлеченности и характеру участия в мировых воспроизводственных процессах, вопросы обеспечения региональной ВЭБ приобретают особую актуальность.

Красноярский край - один из экспортно-ориентированных регионов,

экономический рост которого обеспечивается в основном за счет

функционирования внешнеэкономического комплекса. Однако характер

внешнеэкономических отношений Красноярского края и подобных ему регионов вызывает опасение в стратегическом плане их экономического развития и выдвигает на первый план проблему обеспечения ВЭБ. Данная ситуация актуальна не только для отдельных регионов - структурный дисбаланс наблюдается и в национальном хозяйственном комплексе.

Законодательные документы, регламентирующие отношения в области ЭБ региона, отсутствуют, а нормативно-правовые документы, принятые на уровне Федерации, касаются в основном внешнеэкономической сферы и имеют ряд недостатков [2]. Все это свидетельствует о необходимости разработки концепции внешнеэкономической безопасности Красноярского края.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования РФ (проект № Г02-3.2-268).

В общем виде система обеспечения ВЭБ должна формироваться по четырем наиболее значимым направлениям: целевой блок, правовое обеспечение,

организационная структура и система мониторинга (рис. 1).

Рис. 1

Целевой блок определяет основные цели и задачи, стоящие перед системой обеспечения ВЭБ региона: защиту региональных интересов в сфере

внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках концепции национальной безопасности.

В связи с этим первостепенное значение имеет формулировка этих интересов - они не должны подменяться частным (или групповым) интересом и в то же время должны соответствовать реальному положению дел в регионе и его экономическому потенциалу. Сегодня объективным национальным экономическим интересом России является обеспечение национальной ориентации отечественного бизнеса и концентрация капитала для реализации задач структурной перестройки.

Интересы в сфере ВЭД Красноярского края (табл. 1) носят долгосрочный характер, определяя основные цели и задачи его экономической политики, и обеспечиваются институтами государственной власти.

Таблица 1

Экономические интересы Красноярского края в сфере внешнеэкономической деятельности

Интерес Характеристика Современное состояние

А В С

Эффективная интеграция экономики Красноярского края в мировое хозяйство Получение доступа к мировым финансовым и инвестиционным ресурсам, достижениям мирового научного и технологического прогресса как источникам внутрирегионального развития; создание благоприятных условий для развития экспортно-ориентированного комплекса по производству конечной продукции; привлечение иностранного капитала на территорию региона Участие в мировых экономических процессах через структурные подразделения ФПГ в виде «сырьевого придатка» развитых стран; низкая доля иностранных инвестиций (в том числе прямых) в экономику региона

Укрепление самообеспеченности и снижение зависимости экономики от внешнего рынка Поддержка и развитие импортозамещающих производств, ориентированных: на потребительский спрос, производство оборудования (развитие машиностроения) и технологий, инновационные технологии Низкая доля в производстве и экспорте потребительских товаров; низкая доля перерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства и экспорта; зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров

Снижение зависимости экономики края от деятельности отдельных предприятий Повышение роли малого и среднего бизнеса во внешнеторговой деятельности, диверсификация внешнеторговой деятельности Низкая доля малого бизнеса во внешнеэкономической деятельности; зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров

Устойчивое развитие экономики края Оптимизация структуры хозяйственного комплекса; восстановление и поддержание экономического роста, в первую очередь, в тех отраслях промышленности, которые решающим образом определяют состояние экономики края; создание благоприятных условий для эффективного использования природно-ресурсного, научно-технического потенциалов, внешнеэкономических (в том числе и кооперационных связей с другими российскими регионами) связей и внутренних резервов края Структурные диспропорции в промышленности, преобладание сырьевых отраслей в производстве и экспорте товаров; спад производства в отраслях машиностроения и металлообработки, лесной и деревоперерабатывающей, химической и т.п.; низкий уровень инновационной активности; низкий уровень оплаты труда и слабое финансирование научной сферы

Сокращение «теневого» сектора экономики и воспрепятствование бегству капитала Создание условий для прозрачности ведения всех видов хозяйственной деятельности на территории региона, снижение налоговой нагрузки на региональных производителей Неэффективная система налогообложения; сырьевая направленность внешнеэкономической деятельности (использование толлинговых операций, оффшорных компаний); частный деструктивный интерес и криминализация экономики

Формирование внутреннего отечественного рынка Развитие кооперационных связей с соседними регионами как основы укрепления национальной экономики в целях обеспечения внутренних резервов для противостояния и защиты от неблагоприятного развития Сокращение товарооборота с другими регионами ввиду сокращения кооперационных связей и спада отечественного производства, а также импорта более качественных и дешевых

мировых хозяйственных процессов, товаров-заме-нителей

финансовой нестабильности и возможного

политического давления со стороны

иностранных государств или международных

организаций

Продолжение табл. 1

А В С

Ориентация внешнеэкономическ их связей на страны СНГ и АТР Развитие сотрудничества, основанного на взаимных интересах, в силу экономикогеографического положения и (или) сходства моделей экономического развития «Занятость» рынков стран Западной Европы, наличие свободных сегментов в странах СНГ и АТР; высокие транспортные расходы по поставке товаров на западные рынки

Создание гибкой системы управления экономическим развитием региона Рациональное использование рычагов государственного регулирования экономики на региональном и федеральном уровнях на основе научного подхода к выработке государственной политики в сфере ВЭД и реализации мер по ее претворению в жизнь; разумное сочетание государственных интересов и интересов населения края; способность экономической политики оперативно и эффективно реагировать на изменения глобального и внутригосударственного порядка Ошибки экономической политики, лоббирование политических и экономических интересов группы частных лиц, отсутствие системы обеспечения экономической безопасности региона

Исходя из интересов региона, определяются основные направления его внешнеэкономической политики, которая в первую очередь выражается в разработке и принятии региональных программ развития. Как известно, на федеральном уровне решаются общегосударственные задачи формирования основных направлений ВЭД. Региональные органы власти значительно ограничены в своих полномочиях в сфере ВЭД, поэтому внешнеэкономическая (тесно связанная с экономической) политика регионов формируется в рамках государственной внешнеэкономической политики.

Правовое обеспечение предусматривает закрепление в источниках права основных положений и мер. Существующая система правового обеспечения ВЭБ по уровням государственного устройства на примере Красноярского края показана на рис. 2.

В настоящее время в РФ отсутствует комплексный документ, закрепляющий правовые нормы непосредственно в сфере ВЭБ страны. На федеральном уровне существует ряд документов, в той или иной форме касающихся данной проблемы. Их можно сгруппировать в три пакета документов: регламентирующих отношения в сфере безопасности страны; регулирующих ВЭД и привлечение иностранных инвестиций; определяющих основные направления политики в сфере ВЭД и инвестиционной сфере.

Первый пакет правового обеспечения ВЭБ в РФ представлен специальными документами, регламентирующими отношения в области безопасности. Главный из них - федеральный закон «О безопасности» (1992 г.) закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет функции системы безопасности, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Основными документами по вопросам обеспечения экономической безопасности России являются утвержденные Указами Президента РФ Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 г.) и Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (1996 г.). Однако данные документы имеют ряд недостатков. Так, Стратегия экономической безопасности дает базовые соотношения (пропорции)

экономического развития, но не детализирует параметров угроз экономической безопасности. В ней нет сведений об официально утвержденном и используемом в практической деятельности перечне показателей экономической безопасности.

рис. 2

При этом в отношении ВЭБ сформулирован лишь общий тезис: внешнеэкономическая направленность безопасности государства заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, предотвращении критической зависимости России от зарубежных стран в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества. Кроме того, данный документ устарел, поскольку обозначенный им для достижения стратегических целей временной период прошел, ситуация в сфере экономики в области и внутренней и внешней политики изменилась. Все это требует разработки новых целевых ориентиров безопасности и определения современных угроз их достижению.

В новой редакции (2000 г.) Концепции национальной безопасности также имеется ряд недостатков. В ней, во-первых, представлены только общие положения относительно основных составляющих безопасности страны; во-вторых, слишком расплывчато обозначены границы безопасности, а система обеспечения (организационно-институциональная структура оценки уровня угроз и предотвращения ущерба) не представлена вообще; в-третьих, не определены полномочия и ответственность государственных органов власти в области обеспечения ВЭБ, как в целом, так и по уровням управления (федеральный, региональный). Более того, ни в одном из указанных документов не затрагиваются вопросы обеспечения экономической безопасности регионов, хотя именно регионы формируют основу воспроизводственного процесса страны.

Второй пакет документов, определяющих основные правовые полномочия в сфере регулирования ВЭД и привлечения иностранных инвестиций, содержит значительные ограничения в использовании возможных инструментов внешнеэкономической политики в регионах. В настоящее время в Красноярском крае, как и в большинстве российских регионов, нет комплексного документа, направленного на обеспечение как экономической безопасности в целом, так и ее внешнеэкономической составляющей. Имеются только нормативно-правовые акты, определяющие основные направления развития региональной экономики и регламентирующие участие государственных органов региона в регулировании ВЭД хозяйствующих субъектов. Это, как правило, программы социально-экономического развития региона и соглашения о международном сотрудничестве, которые лишь в общих чертах предусматривают развитие сферы ВЭД.

Организационная структура характеризует систему обеспечения ВЭБ и ее функции. Она представлена системой органов государственной власти, на которые возложены задачи разработки и практической реализации экономической политики и контроля за соблюдением законодательства в области ВЭД.

К организационным структурам ВЭД относятся, прежде всего, органы безопасности (Совет Безопасности РФ, отдельных регионов), а также органы законодательной и исполнительной власти, наделенные правами и обязанностями в сфере регулирования ВЭД (табл. 2).

Система мониторинга в качестве одной из основных функций региональных органов государственной власти по обеспечению ВЭБ позволяет разрабатывать меры экономической политики региона; осуществлять контроль за реализацией мер безопасности, а также проводит экспертизу действующего законодательства на предмет его соответствия принципам экономической безопасности.

В организационной структуре Красноярского края основными органами обеспечения безопасности являются прежде всего органы исполнительной власти в лице губернатора и администрации края. При этом губернатор осуществляет

руководство как экономической политикой региона в целом, так и обеспечением ВЭБ. Совет Безопасности Красноярского края, порядок создания и деятельность которого определяются соответствующим законом края, организует взаимодействие органов власти, общественных организаций и объединений по вопросам локализации и предотвращения угроз безопасности. Основные задачи в области внешнеэкономических связей возложены на Управление внешнеэкономических, межрегиональных связей и внешних инвестиций администрации края.

Таблица 2

Основные функции органов государственной власти в сфере ВЭБ

Органы власти Функции

А Б

Федеральный уровень

Федеральное Собрание РФ Принятие законов, относящихся ко всем сферам социально-экономического развития страны, в том числе и к ВЭД

Президент РФ Руководство, контроль и координация деятельности государственных органов обеспечения безопасности; принятие оперативных решений по обеспечению безопасности в пределах определенной законом компетенции; руководство государственной внешнеэкономической политикой России; регулирование сотрудничества в военно-технической области; определение порядка экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов; введение признанных международным правом экономических санкций

Правительство РФ Организация и контроль за разработкой и реализацией мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами РФ, другими подведомственными ему органами РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов; обеспечение проведения единой государственной внешнеторговой политики и осуществление мер по ее реализации, принятие соответствующих решений и обеспечение их выполнения; ежегодная разработка и представление на утверждение Федеральному Собранию РФ Федеральной программы развития ВЭД; принятие мер по защите внутреннего рынка страны, решений об определении ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами, о введении количественных ограничений экспорта и импорта; принятие решений о проведении переговоров и подписании международных договоров; управление федеральной собственностью за рубежом; предоставление налоговых льгот (по федеральным налогам) и гарантий иностранным инвесторам

Совет Безопасности РФ Определение экономических интересов в сфере ВЭД и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения ВЭБ РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения; подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внешней политики в области обеспечения безопасности; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность

Министерство финансов РФ По поручению Правительства РФ: осуществление сотрудничества с международными финансовыми организациями, проведение переговоров и консультаций по вопросам финансовой политики с представителями этих организаций, участие в переговорах о предоставлении этими организациями кредитов РФ; анализ валютно-финансовых проблем, связанных с международным экономическим сотрудничеством; подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами; по увеличению валютных ресурсов страны и расходованию иностранной валюты

Министерство экономического развития и торговли РФ Разработка и реализация внешнеэкономической стратегии РФ; подготовка для Правительства РФ предложений по координации межгосударственного сотрудничества РФ; разработка основных механизмов регулирования ВЭД, включая административные и экономические рычаги воздействия государства на участников ВЭД; участие в определении направлений формирования и использования средств валютного резерва и реализации государственной валютно-кредитной политики; организация работ по привлечению и использованию иностранных кредитных ресурсов, подготовка предложений по товарному наполнению иностранных кредитов

Центральный банк России Представление интересов страны в центральных банках других государств, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков; управление

золотовалютными резервами, проведение политики валютного курса;

осуществление валютного контроля; выдача лицензий на осуществление кредитнобанковских операций в иностранной валюте и открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ; организация и проведение банковских операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью; разработка инструкций о паспортах экспортной и импортной сделок

Продолжение табл. 2

А Б

Региональный уровень (на примере Красноярского края)

Г осударственный таможенный комитет Осуществление таможенного регулирования и контроля, валютного контроля; реализация таможенной политики; обеспечение соблюдения таможенного законодательства; обеспечение эффективности функционирования системы таможенного регулирования и контроля как в центре, так и в субъектах Федерации

Государственный комитет стандартизации и метрологии Решение задачи повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках посредством системы стандартизации на основе национальных стандартов, прогрессивных зарубежных стандартов, а также международных стандартов; защита интересов российских потребителей посредством системы сертификации импортной продукции

Губернатор Руководство внешнеэкономической политикой региона в рамках российского законодательства

Законодательное Собрание Разработка и принятие законов, способных оказывать косвенное влияние на ВЭД

Совет Безопасности края Подготовка рекомендаций губернатору для принятия решений по вопросам обеспечения безопасности; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность и т. д.

Главное управление внешнеэкономических, межрегиональных связей и внешних инвестиций администрации Красноярского края Формирование и реализация региональной политики в области международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей; создание благоприятного инвестиционного климата региона и содействие в привлечении иностранных инвестиций; создание единой информационно-аналитической базы данных по развитию ВЭД отраслей экономики региона и организаций, расположенных на его территории

Однако в настоящее время в крае отсутствует слаженно работающая система органов государственной власти, основным направлением деятельности которой является обеспечение ВЭБ региона. Отсутствует также орган, ответственный за проведение мониторинга ВЭБ, нет самой системы мониторинга, которая способствовала бы своевременному выявлению угроз и их предотвращению. Отметим, что мониторинг имеет определяющее значение в системе обеспечения ВЭБ, поскольку действия по обеспечению безопасности должны носить, прежде всего, превентивный характер, т.е. быть направлены на предотвращение, а не на ликвидацию угроз. Таким образом, мониторинг представляет собой центральное звено в системе обеспечения ВЭБ.

Соответствующие показатели формируются по основным сферам жизнедеятельности региона: производственной, инвестиционной, социальной, бюджетно-финансовой, ВЭД (табл. 3).

Таблица 3

Макроэкономические показатели развития региона, используемые при оценке ВЭБ

Сфера жизнедеятельности Показатель

А В

Производственная Доля машиностроения в общем объеме промышленного производства Объем ВРП на душу населения (по отношению к среднемировому) Доля новых видов продукции в общем объеме промышленной продукции Рентабельность промышленной продукции Доля малого бизнеса в общем объеме промышленной продукции

Инвестиционная Доля инвестиций в машиностроение в общем объеме инвестиций в основной капитал

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал Доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций

Доля инвестиций, производимых за счет собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал____________________________________________

Продолжение табл. 3

А В

Социальная Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Уровень безработицы Уровень преступности Задолженность по заработной плате (доля ФОТ предприятий и организаций, имеющих задолженность) Среднедушевой денежный доход (по отношению к среднероссийскому)

Бюджетно-финансовая Отношение доходов консолидированного бюджета к ВРП Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года Дефицит бюджета к ВРП Отношение просроченной кредиторской задолженности к ВРП Отношение просроченной дебиторской задолженности к ВРП

ВЭД Доля импорта в ВРП Доля экспорта ТЭК в общем объеме экспорта Доля экспорта в ВРП Доля занятых в иностранном секторе в общей численности занятых Чистый грант (доля в ВРП) Объем внешнеторгового оборота Экспорт технологий Доля экспорта машиностроения в общем объеме экспорта

Отклонение фактических значений показателей от установленного порогового характеризует степень безопасности ситуации: чем отклонение меньше, тем более безопасна ситуация и наоборот (табл. 4)2.

Таблица 4

Дифференциация входных параметров по группам

Показатели, для которых в качестве входного параметра выступает фактическое значение показателя

Показатели, для которых в качестве входного параметра выступает отклонение фактического значения от порогового

Предлагаемая авторами методика мониторинга внешнеэкономической безопасности основывается на использовании метода Data Envelopment Analysis (DEA) [3-5]. Название метода можно перевести как «анализ среды функционирования». Данный метод применяется на Западе для оценки эффективности функционирования однородных объектов, различных социально-экономических систем. По мнению авторов, данный метод может быть использован и при оценки ВЭБ региона [6].

В методологии DEA используется термин «эффективность функионирования», с которой исследуемые объекты преобразуют входы в выходы, т.е. входные параметры упрощенно представляются как ресурсы системы, а выходные — как результат ее деятельности. Поскольку ВЭБ реализуется в системе тесных взаимосвязей внешнеэкономического комплекса с экономикой региона, т.е. результаты его функционирования, с одной стороны, обусловлены параметрами развития всех сфер деятельности, а с другой — определяют их, то при оценке ВЭБ региона в качестве входных параметров используются показатели социально-экономического развития региона, в качестве выходных — показатели, отражающие уровень развития внешнеэкономического комплекса в соответствии с современными тенденциями мирового экономического развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение дефицита бюджета к ВРП Отношение просроченной дебиторской задолженности к ВРП Отношение просроченной кредиторской задолженности к ВРП Индекс потребительский цен Доля инвестиций, производимых за счет собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал Уровень преступности Уровень безработицы

Доля экспорта ТЭК в общем объеме экспорта Задолженность по заработной плате Доля импорта в ВРП

Отношение доходов консолидированного бюджета к ВРП Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал Доля инвестиций в машиностроение в общем объеме инвестиций в основной капитал Доля инвестиций в основной капитал в ВРП Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции Объем ВРП на душу населения Доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций Доля новых видов продукции в общем объеме промышленной продукции

Доля малого бизнеса в общем объеме промышленной продукции Рентабельность промышленной продукции Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Чистый грант

Доля занятых в иностранном секторе Доля экспорта в ВРП Среднедушевой доход населения

Проведенный анализ позволил определить пороговые значения для входных показателей оценки ВЭБ региона, ориентированных на увеличение (табл. 5).

Таблица 5

Входные параметры оценки ВЭБ, ориентированные на увеличение, и их пороговые значения

Показатель Порогов ые значения, % Обоснование пороговых значений

Отношение доходов регионального бюджета к ВРП 40 Международный опыт

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП 25 Перечень Совета безопасности РФ

Доля инвестиций в машиностроение в общем объеме инвестиций в 25 Перечень Совета безопасности РФ

основной капитал

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в 20 Международный опыт

основной капитал

Доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций 70 Международный опыт

Доля машиностроения в общем объеме промышленной продукции 20 Перечень Совета безопасности РФ

Доля новых видов продукции в общем объеме промышленной 6 Перечень Совета безопасности РФ

продукции

Рентабельность промышленной продукции 24,7 Анализ российских тенденций

Доля малого бизнеса в общем объеме промышленной продукции 50 Международный опыт

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 70 Перечень Совета безопасности РФ

Чистый грант > 0 Установлен авторами

Доля занятых в иностранном секторе 5 Международный опыт

Доля экспорта в ВРП 40 Международный опыт

Удельный вес ВРП на душу населения в среднемировом объеме 100 Перечень Совета безопасности РФ

Доля среднедушевых денежных доходов в среднероссийском 100 Анализ российских тенденций

показателе

Окончательный (итоговый) набор параметров включает в себя наиболее важные на момент проведения мониторинга с позиций ВЭБ показатели, оценивающие ситуацию в той или иной сфере экономики. При апробации предлагаемой методики был проведен корреляционный анализ на основе статистических данных по регионам России по состоянию на 2000-2001 гг., в результате которого получен итоговый набор показателей оценки ВЭБ:

Входные параметры

Доля продукции машиностроения в общем объеме промышленной продукции Объем ВРП на душу населения,

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, Среднедушевой денежный доход,

Уровень безработицы,

Отношение дефицита бюджета к ВРП,

Выходные параметры

Доля экспорта машиностроения в общем объеме экспорта Внешнеторговый оборот Экспорт технологий

Отношение просроченной кредиторской задолженности к ВРП,

Доля экспорта ТЭК в общем объеме экспорта,

Чистый грант (по отношению к ВРП)

В условиях постоянного дефицита бюджетных средств в последние годы в задачи мониторинга экономической безопасности должно входить определение, во-первых, приоритетов стабилизации в разрезе сфер жизнедеятельности региона (страны); во-вторых, наиболее кризисного состояния.

В распоряжении власти постоянно должен находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный (сценарный) набор решений этих проблем, позволяющий снять противоречия в интересах, не соответствующих тенденциям развития общества.

В настоящее время в РФ отсутствует четко сформулированный официальный комплексный подход к решению проблем ВЭБ страны. Отсутствует и система обеспечения ВЭБ, включающая организационно-институциональную структуру (систему органов государственной власти на разных уровнях государственного управления с четко разграниченным кругом полномочий и выполняемых функций) и систему мониторинга, основанную на официально утвержденном перечне показателей оценки уровня ВЭБ.

В связи с этим необходима разработка специального концептуального документа на федеральном уровне, а также комплексных документов на уровне отдельных регионов, которые должны быть положены в основу программ их социально-экономического развития.

Возможная организационно-функциональная структура механизма обеспечения ВЭБ представлена на рис. 3.

Итак, для создания действенной системы обеспечения ВЭБ Красноярского края необходимо:

- разработать законодательно-правовой механизм регулирования ВЭБ региона;

- создать организационные структуры в рамках Совета Безопасности Администрации Красноярского края;

- внедрить в практическую деятельность систему мониторинга;

- обеспечить учет требований экономической безопасности и результатов мониторинга ВЭБ в разработке мер экономической и внешнеэкономической политики;

- научно обосновать пути решения проблем ВЭБ;

- создать систему согласованного взаимодействия органов государственной власти различных уровней.

Обеспечение законодательно-правового регулирования ВЭБ региона предполагает разработку Концепции экономической безопасности Красноярского края в качестве документа, действующего в рамках федерального законодательства по вопросам безопасности и содержащий (регламентирующий) основные положения по ее реализации в регионе. Разработка Концепции должна осуществляться совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, научными учреждениями, представителями бизнеса.

В Концепции необходимо предусмотреть принятие Стратегии развития внешнеэкономической деятельности как специализированного документа, регламентирующего отношения в сфере ВЭД с учетом требований экономической безопасности и иных нормативно-правовых документов по вопросам государственного регулирования хозяйственной деятельности с позиций обеспечения ВЭБ региона.

Для обеспечения ВЭБ региона необходимо создать следующие организационные структуры: отдел ВЭБ в рамках Совета Безопасности Красноярского края - в целях координации деятельности по вопросам ВЭБ; отдел мониторинга экономической безопасности Совета Безопасности - в целях сбора, обработки информации, систематической оценки и наблюдения, текущего анализа и долгосрочного прогнозирования состояния экономической безопасности региона, в том числе и ее внешнеэкономической составляющей.

В полномочия отдела ВЭБ Совета Безопасности входят:

- взаимодействие с органами и представителями государственной власти на

всех уровнях: федеральном, региональном, местного самоуправления; с

представителями общественных организаций, бизнеса по вопросам, решение которых оказывает влияние на состояние ВЭБ региона;

- проведение экспертизы проектов законодательных и иных правовых актов Красноярского края с позиции обеспечения ВЭБ края, защищенности его интересов от возможных угроз внешнего характера;

Рис.З

- научное обоснование, анализ и учет международного и отечественного опыта, тенденций развития мирового хозяйства, отечественной и региональной экономики при разработке показателей оценки ВЭБ и их пороговых значений, т. е. количественных и качественных параметров состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности края в сфере внешнеэкономической деятельности;

- разработка и обоснование алгоритма мониторинга и методов оценки ВЭБ; периодическое обновление, основанное на новых достижениях научного знания в данной области и новых тенденциях социально-экономического развития и развития внешнеэкономических связей региона;

- на основе отчетов о состоянии ВЭБ, предоставляемых отделом мониторинга, разработка оперативных и долгосрочных мероприятий, механизмов реализации государственной политики во всех сферах и отраслях экономики по предотвращению и (или) ликвидации угроз внешнеэкономической безопасности региона;

- подготовка заключения с позиций ВЭБ на проекты законов Красноярского края в сферах внешнеэкономической, финансовой, инвестиционной, социальной и др.

Функции Отдела мониторинга Совета Безопасности предусматривают:

- взаимодействие с органами: государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, государственной статистики, государственного таможенного комитета, министерства по налогам и сборам с целью сбора и накопления информации о состоянии ЭБ в разрезе всех отраслей экономики;

- формирование системы документированной информации, включающей основные общие макроэкономические показатели региона, а также действующие в органах государственной власти Красноярского края автоматизированные системы сбора, обработки и хранения информации; в этих целях взаимодействие с соответствующими органами государственной власти РФ на уровне Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления;

- сотрудничество с ведущими научными, исследовательскими организациями и предприятиями по применению новейших информационных технологий в целях систематизации и обработки полученной информации, ускорению и совершенствованию данного процесса;

- взаимодействие с отделом ВЭБ Совета Безопасности по вопросам формирования системы мониторинга и своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз экономической безопасности и всех ее составляющих, в том числе ВЭБ Красноярского края.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей ВЭБ должен включать в себя критерии и их пороговые значения, математический аппарат и его программную реализацию, взаимоувязанную с общей схемой анализа социально-экономического развития. В этих целях важно организовать взаимодействие с аналогичными органами на всех уровнях государственной власти, а также сотрудничество с научно-исследовательскими институтами, независимыми аналитическими центрами, организациями по вопросам разработки и обоснования системы количественных параметров оценки состояния ВЭБ региона и их пороговых значений; математических методов оценки уровня угроз экономической безопасности региона и их программной реализации, а также алгоритма мониторинга ВЭБ. Состав критериев и показателей экономической безопасности края должен корреспондировать с аналогичным составом параметров экономики в целом, Сибирского региона и, возможно, близлежащих иностранных государств.

Создание системы согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений по вопросам ВЭБ предполагает консолидацию усилий и согласование деятельности органов государственной власти Красноярского края, федеральных органов государственной власти, реализующих свои полномочия на территории края, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений по вопросам обеспечения ЭБ, реализации мер по повышению ее уровня, контроля за исполнением принятых законов Красноярского края и иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения экономической безопасности региона.

Таким образом, в современных условиях усиления зависимости отдельных российских регионов и российской экономики в целом от внешнеэкономических связей необходима консолидация органов власти на всех уровнях государственного устройства, взаимодействие их с общественными

организациями, представителями бизнеса и научно-исследовательскими учреждениями по вопросам обеспечения безопасности в данной сфере.

Разработка и принятие концепции внешнеэкономической безопасности будет способствовать повышению уровня контролируемости ситуации в сфере ВЭД, что позволит своевременно предотвращать и локализовать угрозы развитию национального хозяйственного комплекса, возникающие в результате

взаимодействия с мировым хозяйством. Это предполагает оптимизацию структуры региональной экономики, переход на интенсивный и наукоемкий путь развития посредством стимулирования существующих и внедрения новых

высокотехнологичных и наукоемких производств.

Литература

1. Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Концепция экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.

2. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.; Указ Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» № 608 от 29.04.1996 г.; Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2000 г.)

3. Charnes A., Cooper W.W., Lewin A.Y., Seiford LM. Data Envelopment Analysis: theory, methodology and application. Kluwer Academic Publishers, Boston, 1994.

4. Coelli T., Prasada Rao D.S., Battese G.E. An introduction to efficiency and productivity analysis. Kluwer Academic Publishers, Boston, 1998.

5. Cooper W.W., Seiford L.M., Tone K. Data envelopment analysis: a comprehensive text with models, applications, references, and DEA-Solver software. Kluwer Academic Publishers, Boston, 2000.

6. Дорофеева Ю.В., Кацик Д.Е., Моргунов Е.П., Смирнов А.И. Система обеспечения экономической безопасности региона //Вестник НИИ СУВПТ: информационные технологии и адаптация. Красноярск: НИИ СУВПТ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.