УДК 159 . 9 . 07
DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-25-34
оценка уровня тревожности у подростков, обучающихся в седьмом кадетском классе средней общеобразовательной Школы
Беляев А. Г.1, Агапов В. С.1,2
1 Российский новый университет
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, Российская Федерация
2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Оценка уровня тревожности у учащихся 7 кадетского класса по сравнению с их сверстниками из обычного класса.
Процедура и методы. Для оценки уровня тревожности использовали опросник школьной тревожности Филлипса. В анкетировании приняли 15 человек из обычного класса (из них 60% девочек) и 16 человек из кадетского класса (из них 25% девочек). Средний возраст испытуемых составил 13 лет.
Результаты. Учащиеся обоих классов продемонстрировали умеренный уровень тревожности. Кадеты показали меньший уровень тревожности, связанный с боязнью не оправдать ожидания близких и значимых людей. Ни для одного из оцениваемых показателей тревожности не было обнаружено статистически значимых половых различий. Теоретическая и/или практическая значимость. В работе установлено, что негативное влияние обучения в кадетских классах общеобразовательных школ на уровень тревожности подростков отсутствует.
Ключевые слова: кадетский класс, опросник школьной тревожности Филлипса, предпро-фильная подготовка, профориентация, тревожность
ASSESSMENT OF THE LEvEL OF ANXiETY iN ADOLESCENTS STuDYiNG
iN the seventh cadet class of the secondary general school
A. Belyaev1, V. Agapov12
1 Russian New University
ul. Radio, 22,105005, Moscow, Russian Federation
2 Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V. Ya. Kikotya ul. Academician Volgina, 12,117997, Moscow, Russian Federation.
Abstract
Aim. Evaluation of the level of anxiety among students of the 7th cadet class compared with their peers from the regular class.
Methodology. The Phillips School Anxiety Questionnaire was used to assess the level of anxiety.
© CC BY Беляев А . Г. , Агапов В . С , 2023.
The survey included 15 people from the regular class (of which 60% were girls) and 16 people from the cadet class (of which 25% were girls). The average age of the subjects was 13 years. Results. Students in both classes demonstrated a moderate level of anxiety. The cadets showed a lower level of anxiety associated with the fear of not meeting the expectations of loved ones and significant people. No statistically significant gender differences were found for any of the assessed measures of anxiety.
Theoretical and/or practical significance. The work established that there is no negative impact of training in cadet classes of general education schools on the level of anxiety of adolescents.
Keywords: cadet class, Phillips school anxiety questionnaire, pre-professional training, career guidance, anxiety
Введение
В последние годы в Российской Федерации на государственном уровне значительное внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников . Это подразумевает проведение целого ряда мероприятий во всех классах школы, таких как, например, тематические беседы со школьниками, посещение музеев и выставок, связанных с героическими моментами прошлого нашей страны, и целый ряд других мер . На государственном уровне функционирует Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленный на проведение воспитательной работы и мероприятий патриотической направленности в образовательных организациях общего и профессионального образования1 .
Одним из направлений патриотического воспитания стало открытие в 2014 г. кадетских классов в ряде московских школ . На настоящий момент (в 2023 г. ) уже 254 школы присоединились к этому проекту Согласно официальной информации, учащимся таких классов дают возможность пройти
1 Федеральный проект «Патриотическое воспитание» [Электронный ресурс]. URL: https:// edu . gov. ru/national-project/projects/patriot (дата обращения: 31.11.2023).
предпрофессиональную подготовку по целому ряду направлений, связанных с Минобороны России, МЧС, МВД, МИД, Минюст, ФСИН, ФСБ, ФСО, Казаки, РПН, Росгвардией2 . Благодаря такой предпрофессиональной подготовке учащиеся могут быть нацелены на прохождение военной или гражданской службы и/или поступление в ведущие вузы силовых министерств и ведомств нашей страны .
Для успешного внедрения различных специализированных программ в школьное обучение, включая обучение в кадетских классах, нужно представлять, хорошо ли учащиеся адаптируются к новым, специфическим для них нагрузкам . В связи с этим на первый план выходит психологическое сопровождение обучающихся в таких классах, особенно на ранних этапах становления данной программы [5; 14]. Важнейшей задачей психологического сопровождения учеников в школе представляется создание и поддержание психологически безопасной среды обучения, в которой к минимуму сведены угрозы психическому здоровью личности [9]. Показано, что если в школе среда обучения не соответствует критериям пси-
2 Кадетский класс в московской школе [Электронный ресурс]. URL: https://profil.mos.ru/ka-det/o-proekte.html (дата обращения: 31.11.2023)
155Ы 2949-5113^
хологической безопасности, то у обучающихся выявляется целый спектр расстройств, включая развитие повышенной тревожности [9].
Проведённые ранее исследования свидетельствуют о том, что у старшеклассников (9-11 классы), обучающихся в кадетском училище, наблюдается достаточно низкий уровень социально-психологической адаптации (нормальный уровень социально-психологической адаптации продемонстрировали лишь 34,7% подростков) [13]. Вместе с тем подростки-восьмиклассники, обучающиеся в кадетском корпусе, обладают активной самореализацией и отличаются такими качествами, как упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов [7].
Необходимо отметить, что, несмотря на наличие некоторых данных о психологической адаптации учащихся кадетских корпусов / интернатов / училищ, сведений о том, как проходит адаптация у учащихся кадетских классов общеобразовательных школ, практически нет Вместе с тем следует учитывать, что, в отличие от учащихся кадетских интернатов или училищ, обучающиеся в кадетских классах общеобразовательных школ только на время уроков и внеурочных занятий пребывают в «военизированном» укладе жизни, тогда как оставшееся время они проводят вместе с близкими людьми в домашних условиях Этот факт, безусловно, может откладывать отпечаток на поведении и степени их психологической адаптации Несмотря на то, что относительно недавние исследования показали, что для учащихся таких кадетских классов характерны уравновешенность, высокая стабильность эмоциональ-
| 2023 / № 4
ного состояния, умение владеть собой, смелость, предприимчивость, стремление к самоутверждению [10], нет данных о том, каким оказывается у них уровень тревожности . Вместе с тем высокий уровень тревожности может влиять на успешность учебной деятельности [2; 8; 15], быть причиной выраженных внутренних конфликтов у детей даже при отсутствии отрицательного влияния на учебный процесс [12]. Повышенная тревожность также может оказывать влияние на межличностные отношения школьников [1].
В связи со сказанным выше целью данного исследования стала оценка уровня тревожности у учащихся 7 кадетского класса по сравнению с их сверстниками из обычного класса . Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1) сравнить уровни школьной тревожности у девочек и мальчиков из обычного класса;
2) сравнить уровни школьной тревожности у девочек и мальчиков из кадетского класса;
3) сравнить уровни школьной тревожности у обучающихся в обычном и кадетском классах
Для решения поставленных задач было проведено анонимное анкетирование учащихся 7 обычного и кадетского классов . Уровень тревожности учащихся оценивали при помощи опросника школьной тревожности Филлипса .
Методы
Исследование проводилось на базе ГБОУ школы г. Москвы в 7 классе без специального уклона, а также в кадетском классе. Средний возраст испытуемых составил 13 лет. Количество учеников обычного класса, вошедших
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
в исследование, составило 15 человек (из них 9 девочек, т. е . 60%) . Количество учеников кадетского класса в исследовании составило 16 человек (из них 4 девочки, т. е . 25%) . Для оценки уровня тревожности был использован опросник школьной тревожности Филлипса [11]. Обучающиеся заполняли анкеты анонимно, с указанием лишь пола и возраста. На момент проведения анкетирования длительность обучения в каждом типе класса составила около 7 месяцев .
Для проверки на нормальность распределения был использован тест Шапиро-Уилка в программе ОгарЬРаё-Рп8ш 9 . 5 .1 (ОгарЬРаёЗоАдааге) . В этой же программе проводили статистический анализ данных с использованием критерия Манна-Уитни, поскольку для части оцениваемых показателей распределение отличалось от нормального . Различия принимали статистически значимыми при р<0,05 . Данные представлены в виде медианы и межквар-тильного размаха (приведён в скобках) .
Результаты и их обсуждение
На первом этапе работы нами была проведена оценка уровня школьной тревожности у мальчиков и девочек в обычном классе с целью выявления возможных половых различий в уровне тревожности подростков . Эти результаты для каждого из оцениваемых критериев (общая школьная тревожность; пребывание в ситуации социального стресса; отсутствие потребности в достижении успеха; страх любого самовыражения; боязнь быть опрошенным на уроке; страх не оправдать ожидания близких и значимых людей; низкая способность физиологически противостоять стрессу; трудности в отношениях с учителями) представлены в таблице 1 Как показали полученные нами данные, уровень тревожности для всех оцениваемых критериев оказался достаточно умеренным (медианные значения практически для всех критериев не сильно превышают 50% от максимального уровня) Между
Таблица 1 / Table 1
Результаты оценки уровня школьной тревожности у мальчиков и девочек, обучающихся в обычном классе общеобразовательной школы / The results of assessing the level of school anxiety in boys and girls studying in the regular class of a general education school
Критерий Девочки Мальчики
Общая школьная тревожность 50 (30-82) 34 (25-71)
Пребывание в ситуации социального стресса 27 (18-55) 27 (18-34)
Отсутствие потребности в достижении успеха 46 (19-58) 39 (25-64)
Страх любого самовыражения 50(25-84) 59 (42-71)
Боязнь быть вызванным на уроке 67 (25-92) 50 (29-75)
Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей 70 (40-95) 60 (35-85)
Низкая способность физиологически противостоять стрессу 20 (0-70) 20 (0-65)
Трудности в отношениях с учителями 38(25-63) 44 (25-78)
тем для критерия «Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей» медианные значения оказались 70% для девочек и 60% для мальчиков, т. е . для обеих групп выше средних значений, что может указывать на несколько повышенную тревожность по данному критерию Кроме того, у девочек медианные значения для критерия «Боязнь быть вызванным на уроке» также оказались близки к 70%, что указывает и на достаточно высокую тревожность, связанную с боязнью быть вызванным на уроках При этом ни для одного из показателей не было обнаружено статистически значимых половых различий Отметим, что полученные данные об умеренной школьной тревожности и отсутствии различий в её выраженности у девочек и мальчиков, обучающихся в 7 обычном классе общеобразовательной школы, подтверждаются результатами наших предыдущих исследований [4].
На следующем этапе работы проводили оценку школьной тревожности у мальчиков и девочек, обучающихся в кадетском классе . Результаты представлены в таблице 2 Как видно из результатов в таблице 2, у кадет уровни тревожности по каждому из оцениваемых критериев оказались ниже среднего (медианные значения для каждого из критериев не превышают 50%) При этом половых различий ни для одного из оцениваемых показателей обнаружено не было
Наконец, на последнем этапе работы мы проводили сравнение уровней тревожности по каждому из оцениваемых критериев для учащихся обычного и кадетского классов В связи с тем, что ни для одного из показателей не было обнаружено половых различий ни в обычном, ни в кадетском классах, нами было принято решение об объединении данных для мальчиков и девочек в одну выборку в рамках каждого класса . Результаты представлены в таблице 3
Критерий Девочки Мальчики
Общая школьная тревожность 27 (17-55) 23 (10-61)
Пребывание в ситуации социального стресса 23 (11-27) 27 (20-59)
Отсутствие потребности в достижении успеха 23(17-40) 31 (25-44)
Страх любого самовыражения 17 (0-58) 33 (17-79)
Боязнь быть вызванным на уроке 25 (4-58) 33 (4-83)
Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей 40 (20-75) 40 (20-60)
Низкая способность физиологически противостоять стрессу 0 (0-45) 20 (0-55)
Трудности в отношениях с учителями 25(25-34) 38 (25-50)
Таблица 2 / Table 2
Результаты оценки уровня школьной тревожности у мальчиков и девочек, обучающихся в кадетском классе общеобразовательной школы / The results of assessing the level of school anxiety in boys and girls studying in the cadet class of a general education school
Таблица 3 / Table 3
Сравнение уровней школьной тревожности у учащихся в обычном и кадетском классах общеобразовательной школы / Comparison of levels of school anxiety among students in regular and cadet classes of a general education school
Критерий Обычный класс Кадетский класс
Общая школьная тревожность 36 (27-77) 27 (14-61)
Пребывание в ситуации социального стресса 27 (18-55) 27 (18-43)
Отсутствие потребности в достижении успеха 46 (23-62) 31 (23-44)
Страх любого самовыражения 50 (33-67) 33 (17-67)
Боязнь быть вызванным на уроке 50 (33-83) 33 (4-79)
Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей 70 (40-85) 40 (20-60) *
Низкая способность физиологически противостоять стрессу 20 (0-60) 10 (0-55)
Трудности в отношениях с учителями 38 (25-75) 38 (25-50)
Данные представлены в % от максимального уровня тревожности для каждого из оцениваемых критериев и приведены в виде медианы и межквартильного размаха (в скобках). * р<0,05 (критерий Манна-Уитни).
Оказалось, что различия в уровне тревожности между учащимися разных классов обнаруживаются только для критерия «Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей» . У учеников обычного класса медианные значения для данного показателя оказались на уровне 70%, тогда как у кадет - на уровне 40% . Следовательно, тревожность, связанная с боязнью не оправдать ожидания близких, ниже у учеников-кадет по сравнению с учениками обычного класса
Отметим, что до этого не проводилось подобных исследований об уровне школьной тревожности для учащихся кадетских классов общеобразовательных школ, для которых характерно дуалистическое положение между военизированным укладом жизни в школе, с одной стороны, и домашней обстановкой во внеурочное время, с другой . Тем не менее ранее проведённые исследования свидетельствуют о том, что у воспитанников кадетских
корпусов кадетских школ-интернатов (которые почти все время проводят в военизированных условиях) могут наблюдаться отклонения в поведении, связанные, в том числе, с повышенной тревожностью, «скрывающейся под масками» агрессивности, апатии или мечтательности [3]. При этом кадеты -воспитанники кадетских интернатов -сталкиваются с целом рядом факторов, которые сильно влияют на уклад жизни ребёнка / подростка. Например, в интернатах учащиеся фактически отделены от семьи, а следовательно, оторваны от всей системы семейных взаимоотношений, дети сталкиваются с необходимостью самостоятельной организации быта, жизнью по воинскому уставу в течение суток напролёт [6]. Эти факторы в основном отсутствуют у обучающихся в кадетских классах общеобразовательных школ, но у них сохраняется военизированный уклад во время пребывания в школе, который может оказывать влияние на раз-
155Ы 2949-5113^
личные психологические аспекты формирования личности .
Поскольку, согласно нашим пилотным данным, учащиеся таких кадетских классов не характеризуются повышенным уровнем тревожности и даже демонстрируют несколько сниженный уровень тревожности по одному из рассматриваемых критериев, мы можем предполагать, что негативное влияние военизированного уклада обучения отсутствует Напротив, умеренное снижение уровня тревожности может рассматриваться как позитивный фактор, способствующий формированию более спокойной личности. Вероятно, что в кадетских классах некоторое положительное влияние на уровень тревожности (т е приводящее к его понижению) может оказывать повышенная физическая активность учеников-кадет, связанная с большим количеством двигательной активности в ходе строевой подготовки и других видов деятельности, поскольку известно, что повышенный уровень физической активности коррелирует со сниженным уровнем тревожности [15].
Отметим, что ни для обычного, ни для кадетского классов не было обнаружено половых различий в выраженности рассматриваемых показателей тревожности Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что половой состав в кадетских классах в целом смещён в сторону преобладания мальчиков, что
| 2023 / № 4
кажется вполне естественным в свете нацеленности обучения в таких классах на предпрофессиональную подготовку по целому ряду направлений, связанных с дальнейшей работой в силовых ведомствах
Заключение
Подводя итог, можно заключить, что как в обычном, так и в кадетском классах не наблюдается половых различий в уровне тревожности . Согласно полученным в работе пилотным данным, учащиеся кадетских классов общеобразовательных школ не демонстрируют повышенного уровеня тревожности по сравнению со сверстниками из обычного класса Более того, у них несколько снижена тревожность, связанная с боязнью не оправдать ожидания близких и значимых людей Все эти факты свидетельствуют об отсутствии негативного влияния обучения в кадетских классах общеобразовательных школ на уровень тревожности подростков Вместе с тем следует отметить необходимость дальнейшего изучения (с увеличением размеров выборок) психологических особенностей и адаптации учеников к обучению в таких классах с достаточно новой программой обучения с целью своевременного выявления и коррекции (при необходимости) возникающих проблем
Статья поступила в редакцию 28.09.2023
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки
литература
1. Арифмаметов Э . Л . Влияние тревожности на межличностные отношения младших школьников // Аллея науки. 2018 . № 5 (21). С. 92-96.
2 . Багандова Г. Х. , Ибрагимова Л. А . , Шамхалова А . Э . Исследование влияния уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников в отечественной психологии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018 . № 4 (12). С. 5-9 .
3. Байбуртянц Е. В . Психологическое изучение нарушений поведения подростков, вос-
питанников кадетского корпуса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 40 (16). C. 332-334. 4. Беляев А. Г. Связь школьной мотивации с тревожностью у учащихся 7 класса, прошедших период длительного дистанционного обучения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. № 1 (33). C. 50-56.
5 . Васильева Н . Н . , Феоктистова С. В. Психолого-педагогические подходы по адапта-
ции детей к школьному обучению // Глобальный научный потенциал. 2014. № 42 (9). C. 148-151.
6 . Власова Н . В. Особенности социально-психологической адаптации кадетов-пя-
тиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате // Известия Саратовского университета Новая серия Серия: Философия Психология Педагогика. 2015 . № 1 (15). C. 88-94.
7 . Дробышева Т. В . , Тарасов С . В . , Сахарова Е . Ю . Межличностные отношения подрост-
ков в разных условиях социализации (на примере кадетов и учащихся общеобразовательной школы) // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018 . № 4 (12). C. 108-127.
8 . Кобазева Ю . А. Взаимосвязь школьной тревожности и академической успеваемости
в младшем школьном возрасте // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 61 (1). C. 67-72.
9 . Леонова О . И . Эмоционально личностное состояние подростков в школе с психоло-
гически опасной образовательной средой // Культурно-историческая психология 2010 . № 2. C. 76-82.
10 . Пономаренко Е . В. , Чумаков Н . А. Особенности личностных характеристик у под-
ростков, обучающихся в кадетском классе // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 июня 2018 г. Пенза: Наука и просвещение, 2018 . C. 247-250. 11. Райгородский Д . Я. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Практическая психодиагностика (методики и тесты). Самара: Бахрах-М, 1998. 664 с. 12 Серен-Чимит О О Показатели сердечно-сосудистой системы у учащихся школ разного вида в зависимости от уровня школьной тревожности // Вестник психофизиологии 2021 № 3 C 56-62 13. Сетко А. Г. Терехова Е. А. , Жданова О . М. Особенности социально-психологической адаптации учащихся различных типов общеобразовательных учреждений // Оренбургский медицинский вестник 2021 № 1 (33) C 66-70
14 Феоктистова С В , Васильева Н Н Адаптация детей к обучению в школе: теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения // Components of Scientific and Technological. 2014. № 21 (3). C. 29-31.
15 . Юркина Л . В . , Шумакова С. А. Взаимосвязь школьной тревожности и успеваемости
учащихся начальной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики . 2022. № 9 (7). C. 909-915.
16 . Svensson M. Brundin L. , Erhardt D. Physical Activity Is Associated With Lower Long-Term
Incidence of Anxiety in a Population-Based, Large-Scale Study [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychiatry. 2021. № 12. URL: https://pubmed. ncbi. nlm. nih. gov/34566716 (дата обращения: 31 11 2023)
references
I. Arifmametov E . L. [The influence of anxiety on interpersonal relationships ofjunior schoolchildren], In: Alleya nauki [Alley of Science], 2018, no. 5 (21), pp. 92-96.
2 . Bagandova G . H . , Ibragimova L . A . , Shamhalova A . E . [Study of the influence of the level of individual anxiety on the success of educational activities of schoolchildren in domestic psychology]. In: Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [News of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], 2018, no. 4 (12), pp. 5-9 . 3. Bajburtyanc E . V. [Psychological study of behavioral disorders in adolescents, students of the cadet corps]. In: Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [News of the Russian State Pedagogical University named after. A. I . Herzen], 2007, no. 40 (16), pp. 332-334.
4 . Belyaev A. G . [The connection between school motivation and anxiety in 7th grade students
who have completed a period of long-term distance learning]. In: Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika [Bulletin of the Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2023, no. 1 (33), pp. 50-56.
5 . Vasileva N. N. , Feoktistova S . V. [Psychological and pedagogical approaches to adapting
children to school education]. In: Global'nyj nauchnyjpotential [Global scientific potential], 2014, no. 42 (9), pp. 148-151.
6 . Vlasova N . V. [Features of socio-psychological adaptation of fifth-grader cadets to the condi-
tions of training in a cadet boarding school]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika [News of Saratov University. New episode . Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2015, no. 1 (15), pp. 88-94.
7 . Drobysheva T. V. , Tarasov S . V. , Saharova E . Yu . [Interpersonal relations of adolescents in
different conditions of socialization (on the example of cadets and secondary school students)]. In: Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences . Social and economic psychology], 2018, no. 4 (12), pp. 108-127.
8 . Kobazeva Yu. A. [The relationship between school anxiety and academic performance in
primary school age]. In: Novoe vpsihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [New in psychological and pedagogical research], 2021, no. 61 (1), pp. 67-72.
9 . Leonova O. I . [Emotional personal state of adolescents at school with a psychologically
dangerous educational environment]. In: Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-historical psychology], 2010, no . 2, pp . 76-82.
10 . Ponomarenko E . V. , Chumakov N. A. [Features of personal characteristics in adolescents
studying in the cadet class] In: Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statej XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 15 iyunya 2018 goda [Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference, Penza, 15 June 2018]. Penza, Nauka i prosveshchenie Publ. , 2018, pp. 247-250.
II. Rajgorodskij D. Ya. Metodika diagnostiki urovnya shkol'noj trevozhnosti Fillipsa. Prakticheskaya psihodiagnostika (metodiki i testy) [Methodology for diagnosing the level of school anxiety Phillips Practical psychodiagnostics (methods and tests)] Samara, Bahrah-M Publ. , 1998. 664 p.
12. Seren-Chimit O. O. [Indicators of the cardiovascular system in students of different types of schools depending on the level of school anxiety]. In: Vestnik psihofiziologii [Bulletin of psychophysiology], 2021, no. 3, pp. 56-62.
13. Setko A. G. , Terekhova E. A. , Zhdanova O. M. [Features of socio-psychological adaptation of students of various types of educational institutions]. In: Orenburgskij medicinskij vestnik [Orenburg Medical Bulletin], 2021, no. 1 (33), pp. 66-70.
14. Feoktistova S . V. , Vasil'eva N. N. [Adaptation of children to learning at school: theoretical aspects of psychological and pedagogical support]. In: Components of Scientific and Technological, 2014, no. 21 (3), pp. 29-31.
15 . Yurkina L. V. , Shumakova S . A . [The relationship between school anxiety and the perfor-
mance of elementary school students]. In: Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of theory and practice], 2022, no. 9 (7), pp. 909-915.
16 . Svensson M. Brundin L. , Erhardt D. Physical Activity Is Associated With Lower Long-
Term Incidence of Anxiety in a Population-Based, Large-Scale Study. In: Frontiers in Psychiatry, 2021, no. 12. Available at: https://pubmed.ncbi.nlm. nih. gov/34566716 (accessed: 31 11 2023)
информация об авторах
Беляев Александр Георгиевич - аспирант Российского нового университета; e-mail: alexander.belyaev.1984@mail . ru; ORCID: 0009-0007-7455-9324
Агапов Валерий Сергеевич - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В . Я . Кикотя, профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета; e-mail: agapov. vs@mail. ru; ORCID: 0000-0002-1999-1408
information about the authors
Alexander G. Belyaev - Postgraduate student of Russian New University; e-mail: alexander.belyaev.1984@mail . ru; ORCID: 0009-0007-7455-9324
Valery S. Agapov - Dr. Sci. (Psychology), Prof. , Prof, of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance of Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya, Prof, of the Department of General Psychology and Labor Psychology of Russian New University; e-mail: agapov. vs@mail. ru ORCID: 0000-0002-1999-1408
правильная ссылка на статью
Беляев А. Г. , Агапов В . С. Оценка уровня тревожности у подростков, обучающихся в седьмом кадетском классе средней общеобразовательной школы // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 4. С. 25-34. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-25-34
for citation
Belyaev A . G . , Agapov V. S . Assessment of the level of anxiety in adolescents studying in the seventh cadet class of the secondary general school . In: Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2023, no. 4, рр. 25-34. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-25-34