Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 15 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 15 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуштурова И.В., Шумихина И.И., Исаева В.Л.

Проблема тревожности среди подростков на данный момент является одной из актуальных в современной психологии. В связи с происходящими в мире событиями увеличилось количество подростков, испытывающих повышенное чувство беспокойства, неуверенность. Среди негативных переживаний подростков тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении, эмоциональной неустойчивости. Пандемия, переход на дистанционное обучение и изменение образа жизни повысили напряжение и нервозность учеников. Материалы. Исследование школьной тревожности у подростков 15 лет с различным уровнем двигательной подготовленности в Удмуртской республике в условиях самоизоляции. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, тестирование, диагностика уровня школьной тревожности подростков по методике Б.Н. Филлипса, методы математической статистики. Результаты. Изучены показатели школьной тревожности у школьников г. Ижевска с различным уровнем двигательной подготовленности. Установлена отчетливая взаимосвязь двигательной подготовленности детей и уровня общей школьной тревожности. У подростков, занимающихся спортом, уровень школьной тревожности по всем шкалам по средним показателям достоверно ниже, чем у подростков, находящихся на обычном двигательном режиме. Заключение. Исследования показали, что за месяц пребывания в режиме самоизоляции и на дистанционной форме обучения во всех изученных нами группах подростков уровень школьной тревожности снизился практически по всем ее компонентам. Подростки смогли адаптироваться к новым жизненным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуштурова И.В., Шумихина И.И., Исаева В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING SCHOOL ANXIETY AMONG 15 YEAR-OLD TEEN-AGERS WITH DIFFERENT LEVEL OF MOTOR FITNESS AT THE UDMURT REPUBLIC IN TERMS OF SELF-ISOLATION

Nowadays the problem of anxiety among teen-agers is one of the most urgent in modern psychology. Taking into consideration the latest events all around the world the amount of teen-agers, who feel anxiety and lack of confidence increased. Among all negative feelings, which teen-agers experience, anxiety takes a special place. Very often it leads to working capacity, activity productivity decrease, difficulties in communication and emotional instability. Pandemic, distance learning and the way of life change increased schoolchildren’s anxiety and nervousness. Materials. Studying school anxiety among 15 year-old teen-agers with different level of motor fitness at the Udmurt Republic in terms of self-isolation. Research methods. Information sources analysis and summarizing, testing, the level of school anxiety diagnostics among schoolchildren by means of B. N. Phillips methodology (School Anxiety Scale, SAS), methods of mathematical statistics. Results. We studied the indices of school anxiety in schoolchildren with different level of motor fitness in Izhevsk. We revealed the definite interconnection between motor fitness of children and the level of general school anxiety. Teen-agers, who go in for sports, had a lower level of school anxiety according to all scales, than the teen-agers, who had an ordinary motor regimen. Conclusion. Research works showed that during a month of self-isolation and distance learning the level of school anxiety in all studied by us groups of teen-agers decreased almost according to all its components. Teen-agers were able to adapt to new life conditions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 15 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

УДК 159.9 (075) DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-74-79

Исследование школьной тревожности у подростков 15 лет с различным уровнем двигательной подготовленности в Удмуртской республике в

условиях самоизоляции

Гуштурова И.В., Шумихина И.И.*, Исаева ВЛ.

Удмуртский государственный университет г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-7273-3663 gushturova_iv.mail.ru ORCID: 0000-0002-3063-4229, shuma66@mail.ru* ORCID: 000-002-5520-7055 ivl1505@yandex.ru

Аннотация: Проблема тревожности среди подростков на данный момент является одной из актуальных в современной психологии. В связи с происходящими в мире событиями увеличилось количество подростков, испытывающих повышенное чувство беспокойства, неуверенность. Среди негативных переживаний подростков тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении, эмоциональной неустойчивости. Пандемия, переход на дистанционное обучение и изменение образа жизни повысили напряжение и нервозность учеников. Материалы. Исследование школьной тревожности у подростков 15 лет с различным уровнем двигательной подготовленности в Удмуртской республике в условиях самоизоляции. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, тестирование, диагностика уровня школьной тревожности подростков по методике Б.Н. Филлипса, методы математической статистики. Результаты. Изучены показатели школьной тревожности у школьников г. Ижевска с различным уровнем двигательной подготовленности. Установлена отчетливая взаимосвязь двигательной подготовленности детей и уровня общей школьной тревожности. У подростков, занимающихся спортом, уровень школьной тревожности по всем шкалам по средним показателям достоверно ниже, чем у подростков, находящихся на обычном двигательном режиме. Заключение. Исследования показали, что за месяц пребывания в режиме самоизоляции и на дистанционной форме обучения во всех изученных нами группах подростков уровень школьной тревожности снизился практически по всем ее компонентам. Подростки смогли адаптироваться к новым жизненным условиям.

Ключевые слова: школьники, тревожность, стресс, самоизоляция, двигательная подготовленность.

Для цитирования: Гуштурова И.В., Шумихина И.И., Исаева В.Л. Исследование школьной тревожности у подростков 15 лет с различным уровнем двигательной подготовленности в Удмуртской республике в условиях самоизоляции. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 74-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-7479.

Studying school anxiety among 15 year-old teen-agers with different level of motor fitness at the Udmurt Republic in terms of self-isolation

Irina V. Gushturova, Irina I. Shumikhina*, Valentina L. Isaeva

Udmurt State University Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-7273-3663 gushturova_iv.mail.ru, ORCID: 0000-0002-3063-4229, shuma66@mail.ru* ORCID: 000-002-5520-7055 ivl1505@yandex.ru Abstract: Nowadays the problem of anxiety among teen-agers is one of the most urgent in modern psychology. Taking into consideration the latest events all around the world the amount of teen-agers, who feel anxiety and lack of confidence increased. Among all negative feelings, which teen-agers experience, anxiety takes a special place. Very often it leads to working capacity, activity productivity decrease, difficulties in communication and emotional instability. Pandemic,

distance learning and the way of life change increased schoolchildren's anxiety and nervousness. Materials. Studying school anxiety among 15 year-old teen-agers with different level of motor fitness at the Udmurt Republic in terms of self-isolation. Research methods. Information sources analysis and summarizing, testing, the level of school anxiety diagnostics among schoolchildren by means of B. N. Phillips methodology (School Anxiety Scale, SAS), methods of mathematical statistics. Results. We studied the indices of school anxiety in schoolchildren with different level of motor fitness in Izhevsk. We revealed the definite interconnection between motor fitness of children and the level of general school anxiety. Teen-agers, who go in for sports, had a lower level of school anxiety according to all scales, than the teen-agers, who had an ordinary motor regimen. Conclusion. Research works showed that during a month of self-isolation and distance learning the level of school anxiety in all studied by us groups of teen-agers decreased almost according to all its components. Teen-agers were able to adapt to new life conditions. Keywords: schoolchildren, anxiety, stress, self-isolation, motor fitness.

For citation: Irina V. Gushturova, Irina I. Shumikhina*, Valentina L. Isaeva. Studying school anxiety among 15 year-old teen-agers with different level of motor fitness at the Udmurt Republic in terms of self-isolation. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 74-79. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-1-74-79.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема тревожности среди подростков на данный момент является одной из актуальных в современной психологии. В связи с происходящими в мире событиями увеличилось количество подростков, испытывающих повышенное чувство беспокойства. Пандемия, переход на дистанционное обучение и изменение образа жизни повысили напряжение и нервозность учеников. Работы исследователей в области изучения тревожности, в том числе у детей, достаточно многочисленны. Это прежде всего работы Прихожан А.М., Небылицина В.Д., Аракелова Н.Е., Астапова В.М. и других авторов [1,2,3,4,5]. Однако практически нет работ, посвященных влиянию двигательной активности на проявление и уровень школьной и личностной тревожности у подростков. Мы также не нашли работ, посвященных изучению уровня и динамики тревожности у подростков в Удмуртской республике в условиях самоизоляции населения [6,7,8].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» в г. Сарапул. Исследования проводились дистанционно. Первичное тестирование было проведено 15 апреля 2020 г., повторное - 20 мая 2020 г.

В исследовании приняли участие школьники восьмых классов в возрасте 15 лет. Общее число респондентов составило 77 человек. Исследуемые были распределены на три группы. В первую группу (группа «К») вошли 24 человека - учащиеся кадетского класса с усиленной физической подготовкой. В классе 18 мальчиков и 6 девочек. Во вторую группу (группа «А») вошли 23 человека - учащиеся 8 «А» класса (обычный общеобразовательный класс), подростки, находившиеся на обычном двигательном режиме. В классе 10 мальчиков и 13 девочек. В третью группу (группа «С») вошли 30 человек -подростки-спортсмены, занимающиеся дополнительно легкой атлетикой. Стаж занятий составляет от 2 до 4 лет. В группе 14 мальчиков и 16 девочек.

Диагностика уровня школьной тревожности подростков проводилась по методике Б.Н. Филлипса. Этот опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Оценка значимости различий между группами проводилась по критерию хи-квадрат Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Среди негативных переживаний подростков тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности

деятельности, к трудностям в общении.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличаю-щихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

«Школьная тревожность» - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуации - ситуации взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы. Мы решили изучить влияние различного уровня двигательной подготовленности подростков на уровень школьной тревожности, а также динамику показателей тревожности у подростков в условиях самоизоляции населения.

Показатели школьной тревожности у подростков г. Ижевска с различным уровнем двигательной подготовленности представлены в таблице.

Общая тревожность в школе - это показатель суммарный, характеризующий в целом состояние напряжения, тревожности, стресса, различных страхов, которое испытывают подростки.

Как видно из представленных в таблице результатов, отчетливо прослеживается взаимосвязь двигательной подготовленности детей и уровня общей школьной тревожности. У подростков, занимающихся спортом, уровень школьной тревожности по средним показателям достоверно ниже, чем у подростков, находящихся

на обычном двигательном режиме (Р<0,001). Так, повышенный уровень общей школьной тревожности среди подростков в группе «А» выявлялся в 30,4% случаев, в кадетском классе «К» - в 8,3%, а в группе спортсменов «С» подростков с повышенным уровнем общей школьной тревожности не выявлено (таблица) Таким образом, чем ниже уровень двигательной подготовленности подростков, тем выше уровень общей тревожности в школе. Причем в группе подростков, находящихся на обычном двигательном режиме, повышенный уровень тревожности выявлялся как среди мальчиков, так и среди девочек.

Далее мы рассмотрим различные аспекты общей школьной тревожности. По нашим данным, уровень «фрустрации потребности в достижении успеха» достоверно выше среди подростков, не занимающихся спортом (Р<0,05). Самый высокий процент подростков с повышенной тревожностью по данной шкале выявлен нами среди подростков-кадетов - 29,2%. В ситуации школьного обучения есть неблагоприятные для этих подростков факторы, которые мешают достижению успеха. Наименьший уровень фрустрации потребности в достижении успеха выявлен нами среди подростков-легкоатлетов - 3,3% (таблица). Эти подростки чувствуют себя более успешными в достижении цели.

Таблица - Статистические параметры теста школьной тревожности по тесту Б.Н. Филлипса у подростков с различным двигательном режимом

Изучаемые явления Средний показатель,% Р

Группа «А» Группа «К» Группа «С» А-К А-С К-С

норм повыш норм повыш норм повыш

Общая тревожность в школе 69,6 30,4 91,7 8,3 100 0 15,65 32,97 8,33 <0,001

Переживание социального стресса 95,7 4,3 87,5 12,5 93,3 6,7 1,36* 4,39 1,99* >0,05

Фрустрация потребности достижения успеха 82,6 17,4 70,8 29,2 96,7 3,3 3,9 10,71 24,65 <0,05

Страх самовыражения 65,2 34,7 25 75 76,7 23,3 32,72 3,17* 53,47 <0,001

Страх ситуации проверки знаний 30,4 69,6 62,5 37,5 70 30 20,71 31,36 1,26* <0,001

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 65,2 34,8 79,2 20,8 80 20 4,88 5,51 0,02* <0,05

Низкая физиологическ. Сопротивляемость к стрессу 100 0 95,8 4,2 96,7 3,3 2,02* 1,26* 0,11* >0,05

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 78,3 21,7 54,2 45,8 83,3 16,7 12,99 0,81* 19,71 <0,001

* - различия статистически не достоверны

Анализируя результаты по шкале «Уровень проявления страха самовыражения» (негативное эмоциональное переживание ситуаций, связанных с самораскрытием), можно сделать вывод, что в группе «С» большая часть испытуемых (76,7%) подростков имеют нормальный уровень тревожности. Этим подросткам достаточно легко предъявлять себя другим и демонстрировать свои возможности. Мы полагаем, что это связано с тем, что помимо обычной учебной нагрузки у подростков дополнительно идут занятия спортом, проходят соревнования перед публикой, где нужно предъявлять себя, свои достижения и возможности. В группе «К» самый высокий уровень тревожности по шкале «Страх самовыражения», тревожность повышена у 75% испытуемых, нормальный уровень тревожности выявлен нами всего в 25% случаев. Мы полагаем, что это связано с тем, что подростков-кадетов учат определенной модели поведения, которой они должны следовать. Однако и у подростков группы «А» высок уровень тревожности, по этой шкале нормальный уровень тревожности имеют 65,2%. По нашему мнению, это связано с тем, что у них, напротив, нет определенных рамок в процессе учебной деятельности и вне классной жизни.

Таким образом, как жесткие рамки поведения, задаваемые учебным заведением, так и отсутствие таких рамок способствуют развитию тревожности у части детей. В то время как занятия спортом помогают преодолеть страх самовыражения.

«Страх ситуации проверки знаний» -негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной)

знаний, достижений, возможностей.

Анализируя результаты по данной шкале, можно сделать вывод, что среди подростков изученных нами групп самый высокий процент подростков с нормальным уровнем тревожности - 70%, принадлежит подросткам группы «С». В группе «К», в которой дополнительно присутствует усиленная физическая подготовка, повышенный уровень тревожности имеет значительная часть подростков - 37,5%, в то время как в группе «А», где подростки находятся на обычном двигательном режиме, повышенный уровень тревожности еще выше, его имеют 60,9% подростков (Р<0,001). Таким образом, более половины учеников имеют переживания, связанные с возможностью негативной оценки учителей. Мы видим, что чем ниже уровень двигательной активности, тем больше подростки тревожатся по поводу оценки со стороны учителей.

Однако подростки взаимодействуют не только с учителями, не менее важно для них быть принятыми в своей среде, соответствовать ожиданиям социальной среды, поэтому очень важны результаты по шкале «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - это ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

По результатам исследования по шкале «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», среди подростков, которые дополнительно занимаются легкой атлетикой, повышенный уровень тревожности имеют лишь 13,3% испытуемых, что достоверно ниже, чем в

других группах (Р<0,05). Это свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы, но не является ведущим мотивом. Подростки-спортсмены в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее, в то время как в группах «К» и «А» выявлен достаточно высокий процент подростков с повышенным, и даже высоким, уровнем тревожности по данной шкале (20,8 и 34,8% соответственно) (таблица). Таким образом, чем выше двигательная подготовленность подростков, тем ниже уровень тревоги по поводу несоответствия мнению окружающих. Спорт формирует не только физически здорового человека, но и независимую, психологически устойчивую личность.

По результатам исследования по шкале «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», отчетливо проявилась та же тенденция. Частота встречаемости повышенного и высокого показателя данного синдрома преобладает у подростков группы «К» - 45,8%, и группы «А» - 21,7% , в то время как в группе «С» составляет лишь 16,7% (Р<0,001).

По результатам исследования по шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», у исследованных нами подростков во всех трех группах наблюдается нормальный уровень тревожности. Это говорит о том, что возможные предпосылки для возникновения школьной тревожности у изученных нами подростков не физиологического, а социального плана. Это положение подтверждает и анализ данных по шкале «Переживание социального стресса», где нам не удалось выявить существенных различий между изучаемыми группами подростков (таблица).

Наше исследование проводилось в условиях самоизоляции детей в связи с новой коронавирусной инфекцией со"^-19. Режим самоизоляции, во многом изменивший привычный образ жизни подростков, мог явиться для некоторых из них стрессовым фактором и привести к повышению тревожности. Мы решили посмотреть, как режим самоизоляции сказывается на уровне тревожности подростков

с различной двигательной подготовленностью. Для этого мы провели повторное исследование уровня тревожности подростков с применением тех же методик через месяц пребывания подростков на дистанционном обучении.

На основании анализа результатов проведенного повторного тестирования и сравнения с результатами первого этапа исследования можно сделать вывод, что за время самоизоляции у подростков произошло достоверное снижение школьной тревожности. Первичное тестирование показало, что в первые дни самоизоляции у подростков был повышенный уровень тревожности, связанный со сменой привычного ритма жизни. Повторное тестирование, проведенное через месяц пребывания подростков в режиме самоизоляции, выявило снижение уровня школьной тревожности, подростки адаптировались к новым условиям учебы и жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, чем ниже уровень двигательной подготовленности подростков, тем выше уровень общей тревожности в школе. Самый низкий процент детей с повышенной тревожностью, практически по всем шкалам опросника Б.Н. Филлипса, отмечался в группе «С», в которую входили подростки, занимающиеся легкой атлетикой, самый большой процент подростков с повышенной тревожностью выявлен в обычном классе -группе «А». Исследования показали, что за месяц пребывания в режиме самоизоляции и на дистанционной форме обучения во всех изученных нами группах подростков уровень школьной тревожности снизился практически по всем ее компонентам. Подростки смогли адаптироваться к новым жизненным условиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал. 2007; 2: 65.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и

возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000: 304.

3. Прихожан А.М. «Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст». СПб.: 2009: 119.

4. Тарасова С.Ю. «Школьная тревожность. Причины, следствия и профилактика». М.: Генезис. 2016: 144.

5. Гуштурова И.В. Практикум по возрастной физиологии. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». 2018:140.

6. Fairclough S.J., Beighle A., Erwin H., Ridgers N.D. School day segmented physical activity patterns of high and low active children.

BMC Public Health. 2012; 12(1): 406. DOI: 10.1177/1356336X000063001.

7. Fairclough S.J., Ridgers N.D., Welk G. Correlates of children's moderate and vigorous physical activity during weekdays and weekends. Journal of Physical Activity and Health. 2012; 9:

129-137.

8. Fairclough S.J., Stratton G. 'Physical education makes you fit and healthy'. Physical education's contribution to young people's physical activity levels. Health Education Research. 2005; 20(1): 14-23. DOI: 10.1093/her/cyg101.

Статья поступила в редакцию: 12.01.2021

Гуштурова Ирина Вадимовна - доцент, Удмуртский государственный университет, 426050, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп.5, e-mail:gushturova iv.@mail.ru Шумилина Ирина Ивановна — доцент, Удмуртский государственный университет, 426050, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп.5, e-mail: shuma66@mail.ru Исаева Валентина Львовна - доцент, Удмуртский государственный университет, 426050, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп.5, e-mail: ivl1505@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.