Научная статья на тему 'СФОРМИРОВАННОСТЬ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

СФОРМИРОВАННОСТЬ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЗОРГАНИЗАТОРЫ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдочкина Юлия Сергеевна, Сафонова Марина Вадимовна

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных формированию мотивации обучающихся, рассматриваемой как определенные действия человека, направленные на достижение цели, а также являющейся одним из условий успешной самоорганизации. Цель статьи - охарактеризовать особенности мотивов учебной деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий в зависимости от уровня самоорганизации. Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие подходы: системный: принцип системности, принцип развития (Л.И. Анцыферова, B.А. Барабанщиков, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.), субъектно-развивающий: принцип соотношения между индивидуальным и общественным (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, В.Л. Слободчиков и др.). В исследовании приняли участие 920 воспитанников системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края: 640 мальчиков и 280 девочек в возрасте от 12 до 17 лет. Базой исследования выступили краевые государственные общеобразовательные организации со специальным наименованием «кадетский (морской кадетский) корпус» и краевые государственные общеобразовательные организации «Мариинские женские гимназии», а также краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми „Школа космонавтики”». Для диагностики применялись «Методика диагностики типа школьной мотивации» у старшеклассников Е. Лепешовой, «Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана. Результаты. Ключевыми причинами, влияющими на непродуктивную организацию деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариинских гимназий, являются эмоциональная напряженность и эмоциональная апатия. Имеют значение и организационные дезорганизаторы, связанные с отсутствием навыков планирования дел, установления их очередности, способности длительное время работать над одной проблемой, стремлением откладывать выполнение дел. Внутренние мотивы учения, связанные с познанием, саморазвитием, самореализацией, отмечаются у небольшого числа воспитанников. Характерен высокий уровень мотивации, связанной с осознанием социальной необходимости обучения, престижностью обучения в семье, с одобрением родителей. Мотивы, связанные с одобрением педагогов, одноклассников, престижностью учебы в классе, представлены преимущественно на низком уровне. Ценностно-смысловые дезорганизаторы времени и эмоциональная апатия имеют прямые взаимосвязи со всеми остальными параметрами личностных дезорганизаторов. Заключение. Понимание взаимосвязей параметров личностных дезорганизаторов времени и ключевых мотивов подростков позволит повысить общий уровень самоорганизации воспитанников и грамотно организовать психологическую работу в условиях образовательного процесса в закрытых образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давыдочкина Юлия Сергеевна, Сафонова Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVES OF EDUCATIONAL ACTIVITY AS ONE OF THE CONDITIONS FOR SUCCESSFUL SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS FROM CADET SCHOOLS AND MARIINSKY FEMALE GYMNASIUMS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

Statement of the problem. Article presents an overview of theoretical positions and studies devoted to the formation of students’ motivation, considered as certain human actions aimed at achieving a goal, as well as being one of the conditions for successful self-organization. The purpose of the article is to characterize the features of the motives of educational activity among students from cadet schools and Mariinsky female gymnasiums, depending on the level of self-organization. Research methodology. Theoretical and methodological basis of research includes the following approaches: a systematic approach: the principle of consistency, the principle of development (L.I. Antsyferova, B.A. Drummers, I.V. Blauberg, B.F. Lomov, E.G. Yudin, etc.), activity-based approach: the principle of determinism, the principle of unity of consciousness and activity (K.A. Abulkhanova, A.G. Asmolov, L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, V.D. Shadrikov, etc.), and subject-developmental approach: the principle of balance between individual and the public (a. Adler, A. Maslow, K. Rogers, K.A. Abulkhanova, S.L. Rubinstein, E.A. Sergienko, L.V. Slobodchikov, etc.). The study involved 920 students of the cadet and female gymnasium education system of the Krasnoyarsk Territory aged 12 to 17. The research was based on the regional state educational organizations with the specialized name “cadet (sea cadet) corps” and the regional state educational organizations of the Mariinsky female gymnasium, as well as the regional state autonomous educational institution “Regional boarding school for work with gifted children “Cosmonautics School”. We used the following for diagnostics: the “Methodology for diagnosing the type of school motivation” in high school students by E. Lepeshova, and “Methodology for diagnosing personal time disorganizers” by O.V. Kuzmina. Statistical data processing included comparison of samples and analysis of the interdependence of features. To compare the samples, the Mann Whitney U-test was used, the correlation analysis was based on the calculation of the Spearman correlation coefficient. Research results. The key reasons leading to unproductive organization of the activity of students in cadet schools and Mariinsky gymnasiums are emotional tension and emotional apathy. Organizational disorganizers associated with the lack of skills in planning, setting priorities, ability to work on one problem for a long time, desire to postpone duties. Internal motives of learning related with knowledge, self-development, self-realization are noted in a small number of students. There is a high level of motivation associated with awareness of social need for education, prestige of education in a family, with approval of parents. The motives associated with the approval of teachers, classmates, and the prestige of studying in the classroom are mostly presented at a low level. The value-semantic disorganizers of time and emotional apathy have direct interrelationships in all other parameters of personal disorganizers. Conclusion. Understanding the interrelationships of the parameters of personal time disorganizers and the key motives of adolescents will increase the overall level of self-organization among students and help competently organize psychological work during the educational process in closed educational institutions.

Текст научной работы на тему «СФОРМИРОВАННОСТЬ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-301

УДК 159.96

СФОРМИРОВАННОСТЬ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Ю.С. Давыдочкина (Красноярск, Россия) М.В. Сафонова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных формированию мотивации обучающихся, рассматриваемой как определенные действия человека, направленные на достижение цели, а также являющейся одним из условий успешной самоорганизации. Цель статьи - охарактеризовать особенности мотивов учебной деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий в зависимости от уровня самоорганизации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие подходы: системный: принцип системности, принцип развития (Л.И. Анцыферова, В.А. Барабанщиков, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.), субъектно-развивающий: принцип соотношения между индивидуальным и общественным (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, В.Л. Слободчиков и др.).

В исследовании приняли участие 920 воспитанников системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края: 640 мальчиков и 280 девочек в возрасте от 12 до 17 лет. Базой исследования выступили краевые государственные общеобразовательные организации со специальным наименованием «кадетский (морской кадетский) корпус» и краевые государственные общеобразовательные организации «Мариинские женские гимназии», а также краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми „Школа космонавтики"». Для диагностики применялись «Методика диагностики типа школьной мотивации» у старшеклассников Е. Лепешовой, «Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован и-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана.

Результаты. Ключевыми причинами, влияющими на непродуктивную организацию деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариинских гимназий, являются эмоциональная напряженность и эмоциональная апатия. Имеют значение и организационные дезорганизаторы, связанные с отсутствием навыков планирования дел, установления их очередности, способности длительное время работать над одной проблемой, стремлением откладывать выполнение дел. Внутренние мотивы учения, связанные с познанием, саморазвитием, самореализацией, отмечаются у небольшого числа воспитанников. Характерен высокий уровень мотивации, связанной с осознанием социальной необходимости обучения, престижностью обучения в семье, с одобрением родителей. Мотивы, связанные с одобрением педагогов, одноклассников, престижностью учебы в классе, представлены преимущественно на низком уровне. Ценностно-смысловые дезорганизаторы времени и эмоциональная апатия имеют прямые взаимосвязи со всеми остальными параметрами личностных дезорганизаторов.

Заключение. Понимание взаимосвязей параметров личностных дезорганизаторов времени и ключевых мотивов подростков позволит повысить общий уровень самоорганизации воспитанников и грамотно организовать психологическую работу в условиях образовательного процесса в закрытых образовательных учреждениях.

Ключевые слова: самоорганизация, организация деятельности, мотив, мотивация, личностные дезорганизаторы времени.

Давыдочкина Юлия Сергеевна - аспирант кафедры психологии института психолого-педагогического образования КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); е-таМ: jlia-92@mail.ru

Сафонова Марина Вадимовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования факультета начальных классов, КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); ORCID: 0000-0002-7925-274Х; е-таМ: marina.safonova@mail.ru

Постановка проблемы. Рассматривая понятие мотивации, мы пришли к выводу, что в настоящее время имеется множество факторов, оказывающих влияние на формирование побуждения подростков к действию. Ученые изучают данное понятие на примере воспитанников дошкольных образовательных учреждений [Fung, Chung, 2019], общеобразовательных учреждений [Китова, Трошкин, 2020], высших учебных заведений [Китова, Трошкин, 2020; Kotera et al., 2021]. Следует сказать, что отмечается нехватка исследований, в которых рассматривается мотивация обучающихся в учреждениях закрытого типа, а именно в кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях.

Цель статьи - охарактеризовать особенности мотивов учебной деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий в зависимости от уровня самоорганизации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие подходы: системный: принцип системности, принцип развития (Л.И. Анцыферова, В.А. Барабанщиков, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), дея-тельностный: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (К.А. Абульха-нова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.), субъектно-развивающий: принцип соотношения между индивидуальным и общественным (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиен-ко, В.Л. Слободчиков и др.).

В исследовании приняли участие 920 воспитанников системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края: 640 мальчиков и 280 девочек в возрасте от 12 до 17 лет.

Диагностический пакет состоит из 7 методик: «Методика диагностики типа школьной мотивации» Е. Лепешовой, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Тест смысложизненных ориен-таций» Д.А. Леонтьева, «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой, «Опросник рефлексивности» А.В. Карпова, Опросник диагностики саморегуляции (ДИАСАМ) К.В. Зло-

казова, «Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой.

Поскольку в статье рассматриваются результаты, полученные с помощью двух методик, дадим им подробное описание.

Для выявления ведущего мотива обучения использовалась «Методика диагностики типа школьной мотивации» Е. Лепешовой, которая позволяет определить престижность учебы в школе и в классе, познавательный интерес, а именно выраженность стремления к получению нового знания, мотивацию достижения (стремление к достижению наилучших результатов деятельности), мотив социального одобрения (уровень значимости одобрения и похвалы со стороны субъектов образовательного процесса (одноклассников, педагогов, родителей), боязнь наказания (влияние давления на обучающегося, возникновение страха порицания со стороны семьи и педагогов при получении негативного результата учебной деятельности), осознание социальной необходимости (понимание значимости и важности обучения для успешной профессиональной деятельности в будущем), мотив общения (подростки, ориентированные на коммуникацию со сверстниками), внеучебная мотивация (повышенный интерес обучающихся к участию в мероприятиях, организуемых образовательным учреждением, к дополнительному образованию, подростки менее ориентированы на учебную деятельность), мотив самореализации (учебная деятельность рассматривается как способ самовыражения обучающегося и возможность проявления способностей).

Для определения причин неэффективного использования времени применена «Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой, включающая в себя 6 шкал: ценностно-смысловые дезорганизаторы (отсутствие целей в жизни), мотиваци-онные дезорганизаторы (выражаются в равнодушном отношении обучающихся к достижению результатов), организационные дезорганизаторы (проявляются в умении распределять задачи, определять пути достижения определенной цели и умении сосредоточиться на выполнении

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

четкого плана действий), эмоциональная апатия (отсутствие желания к выполнению действий, направленных на достижение четкой цели), эмоциональное напряжение (уровень проявления эмоциональных переживаний), общий показатель дезорганизации.

Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован и-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы StatgraphicsPlus и2.1.

Обзор научной литературы. Изучение мотивации и мотивов обучения распространено как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых. Большинство исследователей рассматривают взаимосвязь психологических особенностей с мотивацией, а также ее влияние на различные виды деятельности человека (учение, труд).

Определение «мотивация», с одной стороны, обозначает побуждение к действию себя или окружающих людей [Кускеева, 2016; Шапиро, 2008], а с другой - удовлетворение потребностей, что приводит к достижению целей [Хачи-кьян, 2010]. В.Г. Леонтьев [Леонтьев, 2002], изучая понятие мотивации и ее механизмы, утверждает, что «мотив является продуктом развития всех побудительных сил человека, а также его деятельности, его жизненной практики, социализации, превращающих индивида в личность».

Изучение мотивации и мотивов приводится в исследованиях А. Маслоу, З. Фрейда, Г. Олл-порта, К. Левина, К.К. Платонова и других ученых. Г. Оллпорт рассматривает мотивацию через теорию функциональной автономии [Олл-порт, 1998], согласно теории А. Маслоу, понятие мотивации раскрывается через «побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребностей» [Маслоу, 2019], К. Левин определяет мотивацию через теорию «психологического поля» [Левин, 2000].

Исследования мотивации и мотивов учебной деятельности в настоящее время направ-

лены на формирование профессиональной мотивации [Шарук1, 2004; Яударова, 2021; Йулда-шева, 2019; Михайлов, 2020; Тайсаева, Скрипни-кова, Шукшина, 2021], особенности изменения мотивации при введении дистанционного обучения [Китова, Трошкин, 2020; Опарина, Шабанова, 2020; Кононыхина, 2021]. Следует отметить интересный подход зарубежных ученых, которые исследуют мотивацию во взаимосвязи с эмоциональными способностями человека, утверждая, что самосострадание связано с большей мотивацией к обучению, студенты с высоким состраданием к себе высокомотивирова-ны, эффективны в делах, умеют управлять негативными эмоциями, например при возникновении академической неуспеваемости [Kotera et al., 2021]. Ряд ученых отмечают, что социальная поддержка играет важную роль в сокращении прокрастинации [Yang, Zhu, Hu, 2021].

Широко представлены исследования, изучающие взаимосвязи между мотивацией и особенностями развития обучающихся [Брайт-фельд2, 1999, Ланина3, 2012], девиантным поведением [Даниленков4, 2000, Ломакин, 2021], личностными и волевыми качествами личности [Биктина, 2021]. Следовательно, производится анализ мотивации и ведущих мотивов в зависимости от социальных норм, развития психических процессов, особенностей восприятия мира.

Для нас вызывают интерес исследования, посвященные мотивации в подростковом возрасте [Рабаданов5, 2006, Суханова6, 2001]. В ука-

1 Шарук Е.К. Формирование мотивации управленческой команды: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2004.

2 Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1999.

3 Ланина Е.М. Формирование мотивации к трудовой деятельности подростков с нарушением интеллекта в условиях коррекционных интернатных учреждений: автореф. дис.... канд. психол. наук. Кемерово, 2012.

4 Даниленков A.A. Педагогические условия формирования мотивации поведения у подростков-правонарушителей: автореф. дис.... канд. пед наук. Калининград, 2000.

5 Рабаданов Х.М. Педагогическое содействие повышению мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста: автореф. дис.... канд. пед. наук. Челябинск, 2006.

6 Суханова С.В. Формирование социальных мотивов учения у школьников коррекционных классов средней ступени обучения: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2001.

занных работах подробно рассматриваются причины, оказывающие влияние на повышение уровня мотивации подростков в общеобразовательных учреждениях. Также представлены исследования, направленные на изучение мотивации и мотивов у детей, обучающихся в коррек-ционных классах, посредством развития у обучающихся представленной категории навыков самоконтроля и прогнозирования собственной деятельности, что напрямую связано с повышением уровня самоорганизации.

Мы планируем дополнить эту область знания результатами нашего исследования, рассматривая сформированность мотивов учебной деятельности у воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий.

Результаты исследования. В настоящей статье представлены результаты изучения мотивов учебной деятельности у воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края.

Таблица 1

Средние значения по шкалам методики личностных дезорганизаторов времени О.В. Кузьминой

в группах воспитанников разных учреждений

Table 1

Mean values according to the scales of O.V. Kuzmina's methodology of personal time disorganizers

in groups of students from different institutions

Личностные дезорганизаторы времени Среднее значение

6-й класс 7-й класс 8-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики

Ценностно-смысловые 11,2 11,8 12,4 10,9 10,8 11,1 9,8 10,1 9,4 8,1 9,2 7,5

Организационные 12,0 12,1 12,9 11,3 10,3 11,5 9,9 9,8 9,9 8,5 9,3 8,6

Мотивационные 11,4 11,5 12,1 11,1 10,2 11,3 10,1 9,8 9,3 8,2 8,3 7,5

Эмоциональная апатия 15,9 14,2 16,6 13,6 14,0 13,1 13,0 12,1 13,3 10,2 12,0 10,0

Эмоциональная напряженность 15,7 15,3 16,7 13,5 14,3 14,0 13,8 12,3 12,9 10,9 13,1 11,0

Общий показатель дезорганизации 62,2 64,9 70,7 60,5 59,7 61,0 56,6 54,1 54,7 46,1 52,0 44,5

<

PQ £ a

4

с

PQ О gj О 4

а й S £ e s

PQ S-Я

о ^ о о

ъ s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S а

M F gg

si

« w

« с «

s к

H

и

W PQ

Рассмотрев личностные дезорганизаторы времени обучающихся кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий, можно сделать вывод, что ключевыми причинами, влияющими на непродуктивную организацию деятельности, являются эмоциональная напряженность и эмоциональная апатия: возникновение чувства острой нехватки времени, постоянная спешка, отсутствие ясных целей и намерений в жизни, постоянное откладывание дел на потом.

Следует отметить, что средние значения по показателю «Эмоциональная напряженность» в классах всех параллелей у девочек выше, чем у мальчиков, что свидетельствует о частом нахож-

дении в состоянии повышенного эмоционального переживания, что впоследствии может вызывать стресс и приводить к снижению производительности собственной деятельности.

У девочек, обучающихся на ступени среднего общего образования, средние значения по всем показателям выше, чем у мальчиков. Пиковых значений показатели достигают у воспитанников седьмых классов, что мы связываем с вхождением в подростковый кризис, в последующих классах отмечается тенденция уменьшения большинства значений показателей с переходом в следующий класс, что связано с естественным возрастным развитием воспитанников.

Как видно из табл. 1, показатели средних значений у мальчиков ниже, чем у девочек, это характерно как для общего показателя, так и для отдельных шкал. Рассмотрим отдель-

но личностные дезорганизаторы времени воспитанниц Мариинских гимназий, обучающихся кадетских корпусов и общую выборку по уров-невым значениям.

Рис. 1. Уровневое распределение воспитанниц Мариинских женских гимназий

по методике личностных дезорганизаторов времени О.В. Кузьминой Fig. 1. Level distribution of students of the Mariinsky female gymnasiums according to O.V. Kuzmina's methodology of personal time disorganizers

Как видно из рис. 1, только у 9 % воспитанниц низкий общий показатель дезорганизации, у большей части (56 %) он средний, а у третьей части (35 %) - высокий. В большей степени дезорганизуют воспитанниц Мариинских женских гимназий эмоциональная напряженность при работе, ограниченности и нехватке времени, а также эмоциональная апатия, выражающаяся в усталости, пассивности, отсутствии желания проявлять какую-нибудь активность (высокий уровень по этим шкалам отмечается у 49 % респонденток). Имеют значение и организационные дезорганизаторы, связанные с отсутствием навыковпланирования дел, установления их очередности, способности длительное время работать над одной проблемой, стремлением откладывать выполнение дел (средний уровень отмечается у 40 % и высокий - у 23 % воспитанниц). Также следует отметить мотивацион-ные (средний уровень у 39 % и высокий - у 19 % воспитанниц) и ценностно-смысловые (средний уровень у 38 % и высокий - у 22 % воспитанниц)

дезорганизаторы, выражающиеся в отсутствии желания добиваться результатов, равнодушии к тому, что происходит в жизни и в недостаточно сформированных личностных целях и перспективах. Это говорит о необходимости целенаправленного воздействия со стороны педагогического состава для повышения общего уровня самоорганизации воспитанниц.

Похожую тенденцию показывают и воспитанники кадетских корпусов: у 13 % воспитанников низкий общий показатель дезорганизации, у большей части (64 %) он средний, а у почти четвертой части (23 %) - высокий. Для кадетов также основными дезорганизаторами времени являются эмоциональная напряженность и эмоциональная апатия, организационные и мотивационные дезорганизаторы, на последнем месте по степени выраженности -ценностно-смысловые дезорганизаторы, кадеты более осмысленно подходят к видению своего будущего, ориентированы на выбор профессии.

Рис. 2. Уровневое распределение воспитанников кадетских корпусов по методике личностных дезорганизаторов времени О.В. Кузьминой Fig. 2. Level distribution of cadet school students according to O.V. Kuzmina's methodology of personal time disorganizers

Рис. 3. Уровневое распределение обучающихся кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий Красноярского края по методике личностных дезорганизаторов времени О.В. Кузьминой Fig. 3. Level distribution of students from cadet schools and Mariinsky female gymnasiums of the Krasnoyarsk Territory according to O.V. Kuzmina's methodology of personal time disorganizers

Данные по общей выборке показывают, почти половина воспитанников осознают личные цели, имеют жизненные перспективы, желание достигать результатов, способны в большей или меньшей степени спланировать и реализовать свою деятельность, но эмоциональное напряжение и эмоциональная апатия являются сильными дезорганизаторами. Следовательно, актуальной зада-

чей становится формирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды в кадетских корпусах и Мариинских гимназиях.

Далее рассмотрим результаты методики диагностики типа школьной мотивации Е. Ле-пешевой. Нам они интересны для последующего анализа взаимосвязи типов мотивации и дезорганизаторов времени.

Таблица 2

Уровневое распределение обучающихся кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий Красноярского края по методике диагностики типа школьной мотивации Е. Лепешевой

Table 2

Level distribution of students from cadet schools and Mariinsky female gymnasiums of the Krasnoyarsk Territory according to E. Lepesheva's method of diagnostics of the type of school motivation

Выборка Показатели N. Девочки Мальчики Общая выборка

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Престижность учебы в классе 74% 23% 3% 72% 23% 5% 73% 23% 4%

Престижность учебы в семье 29% 35% 36% 24% 39% 37% 26% 38% 36%

Познавательный интерес 28% 26% 46% 24% 31% 45% 25% 30% 45%

Мотивация достижения 25% 39% 36% 30% 43% 27% 29% 42% 39%

Мотив социального одобрения (одноклассники) 52% 37% 11% 50% 42% 8% 51% 41% 8%

Мотив социального одобрения (педагоги) 50°% 39% 11% 51% 32% 17% 51% 34% 15%

Мотив социального одобрения (родители) 30% 45% 25% 30% 36% 34% 30% 39% 31%

Боязнь наказания со стороны школы 53% 27% 20% 50% 30% 20% 51% 29% 20%

Боязнь наказания со стороны семьи 69% 24% 7% 59% 32% 9% 63% 29% 8%

Осознание социальной необходимости 8% 22% 70% 43% 10% 47% 11% 25% 64%

Мотив общения 36% 38% 26% 31% 37% 32% 39% 37% 34%

Внеучебная школьная мотивация 80% 15% 5% 68% 21% 11% 71% 19% 10%

Мотив самореализации 33% 37% 30% 36% 35% 29% 35% 36% 29%

Влияние одноклассников 28% 59% 13% 32% 55% 13% 31% 56% 13%

Влияние семьи 40% 43% 17% 33% 43% 24% 36% 43% 21%

Влияние школы 39% 44% 17% 41% 38% 21% 40% 40% 20%

Чуть менее половины девочек (46 %) опираются в обучении на познавательный интерес, около трети - мотивацию достижения (36 %) и самореализации (30 %). Таким образом, внутренние мотивы, связанные с познанием, саморазвитием, самореализацией, отмечаются у небольшого числа респонденток.

Для выборки девочек мы отмечаем высокий уровень мотивации, связанной с осознанием социальной необходимости обучения (высокий уровень у 70 % воспитанниц). Примерно треть (36 %) обладают высоким уровнем мотивации, связанной с престижностью обучения в семье, четверть (25 %) - высоким уровнем мотивации, связанной с одобрением родителей. Это в целом соответствует гендерным стереотипам мышления и поведения, когда девочек воспитывают как в большей степени ориентированных на социальное одобрение. Что примечательно: мотивы, связанные с одобрением педагогов, одноклассников, престижностью учебы в классе, представлены преимущественно на низком уровне, что еще раз заставляет задуматься о референтности школьного окружения и о создании благоприятного психологического климата в Мариинских гимназиях.

В выборке мальчиков мы также можем отметить как один из мотивов осознание социальной необходимости обучения, но если для девочек он ведущий, то в группе мальчиков респондентов с высоким уровнем проявления этого мотива всего 47 %, и 43 % тех, у кого он выражен слабо. Остаются важными мотивами престижность учебы в семье (37 %) и одобрение со стороны родителей (34 %). Познавательный интерес является ведущим мотивом менее чем для половины кадетов. Как и в случае с воспитанницами Мариинских гимназий, отмечаем низкую значимость одобрения со стороны педагогов, одноклассников, престижность учебы в классе. Таким образом, низкая референтность школьного окружения, эмоциональная напряженность и апатия, испытываемые в процессе обучения, делают создание благоприятной образовательной среды одним из ключевых условий развития самоорганиза-

ции у воспитанников кадетских корпусов и Ма-риинских гимназий.

Интересен тот факт, что мотивы достижения и самореализации в группе мальчиков-кадет на высоком уровне встречаются реже, чем у воспитанниц Мариинских гимназий. Эти различия нельзя считать достоверными, но как тенденция они заслуживают изучения, по крайней мере, сравнительного анализа особенностей образовательной среды в этих учреждениях.

Аналогичная тенденция может быть прослежена и на общей выборке.

Предполагаем, что выявление значимых взаимосвязей между показателями позволит спроектировать психологическую работу с обучающими с целью повышения уровня самоорганизации. Далее мы рассмотрим корреляционные связи, значимые на уровне не ниже 0,95 % достоверности.

В общем массиве взаимосвязей можно выделить три группы корреляций: личностных дезорганизаторов времени между собой, показателей мотивации обучающихся между собой и параметров личностных дезорганизаторов времени, связанных с показателями мотивации обучающихся.

В первой группе ценностно-смысловые дезорганизаторы времени и эмоциональная апатия имеют прямые взаимосвязи со всеми остальными параметрами личностных дезорганизаторов. Отсутствие личных планов, личных жизненных перспектив и желания проявлять какую-либо активность приводит к нежеланию достигать каких-либо результатов, неспособности планировать свои действия и эмоциональной напряженности, когда эти действия необходимо выполнять, но уже в ситуации острой нехватки времени. Следовательно, одной из задач психолого-педагогической работы по развитию самоорганизации у воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий должна стать работа с их ценностно-смысловой сферой.

Во второй группе мы, опираясь на важность внутренних личностных мотивов, выделяем следующие устойчивые интеркорреляции мотивов

обучения.

С И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

и

Познавательный мотив обнаруживает взаимосвязи с мотивом достижения, а также мотивами социального одобрения (педагогами, одноклассниками, родителями), влиянием семьи и школы, боязнью наказания со стороны школы, мотивами самореализации, общения и внеучебными школьными мотивами. Можно предположить, что поддержка и одобрение деятельности воспитанников со стороны семьи и школы, возможность проявлять себя в школьной среде не только в учебной, но и во внеучеб-ной деятельности, удовлетворять свою потребность в общении будет усиливать познавательный интерес воспитанников и их мотивацию достижения. Мы снова отмечаем важность создания в образовательной среде благоприятных условий на основе грамотного выбора способов, форм и методов обучения, создания благоприятного климата, расширения возможностей внеучебной деятельности, выстраивания взаимодействия школы и семьи.

Схожие взаимосвязи обнаружены и для мотива достижения, можно добавить лишь взаимосвязь этого мотива с влиянием одноклассников, что ставит задачу создания в классах не конкурентной, но соревновательной и дружелюбной среды.

Мотив самореализации связан с внеучеб-ной школьной мотивацией, влиянием школы, одноклассников и семьи, боязнью наказания со стороны школы. Можно предположить, что возможности для проявления своих личностных интересов, склонностей, черт характера воспитанники видят больше во внеучебной деятельности, но включаются в нее в большей степени под влиянием социального окружения и с целью избегания наказания.

Обращает на себя внимание тот факт, что, казалось бы, внутренние мотивы в значительной степени обусловлены социальным влиянием, потребностью в одобрении социального окружения и избегания наказания с его стороны. Это актуализирует работу с ценностно-смысловой сферой воспитанников.

Рассматривая взаимосвязи параметров личной дезорганизации времени и мотивов учения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отметим, что ценностно-смысловые дезорганизаторы (отсутствие целей и намерений в жизни, видения личных перспектив) связаны с такими показателями мотивации, как влияние школы, боязнь наказания со стороны школы, стремление к одобрению со стороны педагогов. В очередной раз обращает на себя внимание недостаточная работа с ценностно-смысловой сферой воспитанников: транслируемые социально значимые цели они воспринимают, но не присваивают, отсюда внутреннее нежелание достигать «не свои» цели, внешне выражающееся в неспособности организовать свою деятельность.

Организационные дезорганизаторы времени (неумение устанавливать очередность действий, неспособность работать длительно над одной задачей, стремление откладывать дела) связаны с боязнью наказания со стороны школы.

Таким образом, одной из важнейших задач работы с воспитанниками кадетских корпусов и Мариинских гимназий является формирование ценностно-смысловой сферы, содействие в осознании личностных смыслов учения, развитии внутренних мотивов учения.

Выводы

1. Ключевыми причинами, влияющими на непродуктивную организацию деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариин-ских гимназий, являются эмоциональная напряженность и эмоциональная апатия: возникновение чувства острой нехватки времени, чувство постоянной спешки, отсутствие ясных целей и намерений в жизни, постоянное откладывание дел на потом.

2. Воспитанников кадетских корпусов и Мариинских гимназий в большей степени дезорганизуют эмоциональная напряженность при работе, ограниченности и нехватке времени, а также эмоциональная апатия, проявляющаяся в усталости, пассивности, отсутствии желания проявлять какую-нибудь активность. Имеют значение и организационные дезорганизаторы, связанные с отсутствием навыков планирования дел, установления их очередности, способности длительное время работать над одной проблемой, стремлением откладывать выполнение дел.

пряженности, когда эти действия необходимо выполнять, но уже в ситуации острой нехватки времени. Следовательно, одной из задач психолого-педагогической работы по развитию самоорганизации у воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий должна стать работа с их ценностно-смысловой сферой.

5. Рассматривая взаимосвязи параметров личной дезорганизации времени и мотивов учения отметим, что ценностно-смысловые дезорганизаторы (отсутствие целей и намерений в жизни, видения личных перспектив) связаны с такими показателями мотивации, как влияние школы, боязнь наказания со стороны школы, стремление к одобрению со стороны педагогов.

Понимание взаимосвязей параметров личностных дезорганизаторов времени и ключевых мотивов подростков позволит повысить общий уровень самоорганизации воспитанников и грамотно организовать психологическую работу в условиях образовательного процесса в закрытых образовательных учреждениях.

3. Внутренние мотивы учения, связанные с познанием, саморазвитием, самореализацией, отмечаются у небольшого числа воспитанников. Характерен высокий уровень мотивации, связанной с осознанием социальной необходимости обучения, престижностью обучения в семье, с одобрением родителей. Мотивы, связанные с одобрением педагогов, одноклассников, престижностью учебы в классе, представлены преимущественно на низком уровне, что еще раз заставляет задуматься о референтности школьного окружения и о создании благоприятного психологического климата в кадетских корпусах и Мариинских гимназиях.

4. Ценностно-смысловые дезорганизаторы времени и эмоциональная апатия имеют прямые взаимосвязи со всеми остальными параметрами личностных дезорганизаторов. Отсутствие личных планов, личных жизненных перспектив и желания проявлять какую-либо активность приводят к нежеланию достигать каких-либо результатов, неспособности планировать свои действия и эмоциональной на-

Библиографический список

1. Биктина Н.Н. Мотивация достижения успеха и личностные особенности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 1 (34). С. 331-334. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/motivatsii-dostizheniya-uspeha-i-lichnostnye-oso bennosti-studentov

2. Давыдочкина Ю.С., Сафонова М.В. Личностные дезорганизаторы времени воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 145-149. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44271271

3. Йулдашева С.М. Профессиональная мотивация будущих специалистов как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности // Наука и образование сегодня. 2019. № 3 (38). С. 83-85. URL: https://cybeHeninka.ru/artide/n/professionalnaya-motivatsiya-buduschih-spetsialistov-kak-odin-iz-klyuchevyh-faktorov-uspeshnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti

4. Китова Е.Б., Трошкин М.И. Учебная мотивация и влияние перехода на дистант глазами студентов вузов // Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, № 3. С. 341-350. URL: http://izvestia.bgu.ru/reader/article.aspx?id=24059

5 Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1. С. 107-111. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-studentov-pri-distantsionnom-obuchenii

6. Кускеева О.О. Мотивация персонала // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5. C. 78-83. URL: https://publikacia.net/archive/2016/5/2/25

7. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с. URL: https://klex.ru/epo

8. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с. URL: https://bookree.org/reader?file=1475335

С И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

9. Ломакин Д.И. Мотивация достижения успеха и избегания неудач, управляющие функции и эмоциональный интеллект у подростков с признаками девиантного поведения // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Коноп-кина). 2021. № 1. С. 77-84. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-upravlyayuschie-funktsii-i-emotsionalnyy-intellekt-u-podrostkov-s-priznakami

10. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с. (Мастера психологии). URL: https://klex.ru/25g

11. Михайлов А.А. Особенности мотивации труда ИТ-специалистов // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 185-189. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-truda-it-spetsia listov

12. Оллпорг Г.В. Личность в психологии. СПб.: Ювента, 1998. 345 с. URL: https://klex.ru/d9z

13. Опарина Я.О., Шабанова О.А. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели персонализированного обучения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (48). С. 69-72. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-i-uchebnoy-motivatsii-cherez-vnedrenie-modeli-personalizirovannogo-obucheniya

14. Тайсаева С.Б., Скрипникова Н.Б., Шукшина Л.В. Исследование факторов мотивации достижения профессиональной деятельности социальных педагогов // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 302-307. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-faktorov-motivatsii-dostizheniya-professionalnoy-deyatelnosti-sotsialnyh-peda gogov

15. Хачикьян Т.Н. Развитие предпринимательства посредством механизмов мотивации // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2010. № 31. С. 79-87. URL: https:// www.elibrary.ru/ download/elibrary_17674907_23613107.pdf

16. Шапиро С.А. Мотивация. М.: ГроссМедиа, 2008. С. 150. URL: https://www.klex.ru/5qb

17. Яударова Н.Ю. Психологические аспекты современной мотивации педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3-2 (105). С. 104-110. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ psihologicheskie-aspekty-sovremennoy-motivatsii-pedagogov

18. Fung W., Chung K. The direct and indirect relationships among kindergarten children's social mastery motivation, receptive vocabulary, and socioemotional skills // Current Psychology. November. 2019. URL: https:// link.springer.com/article/10.1007/s12144-019-00523-3#citeas

19. Kotera Y., Taylor E., Fido D., Williams D. University of Derby motivation of UK graduate students in education: Self-compassion moderates pathway from extrinsic motivation to intrinsic motivation // Current Psychology. 2021. Vol. 40, is. 9. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 354447897_ Motivation_of_UK_Graduate_Students_in_Education_Self-Compassion_Mode-rates_Pathway_ from_Extrinsic_Motivation_to_Intrinsic_ Mo tivation

20. Yang X., Zhu J., Hu P. Perceived social support and procrastination in college students: A sequential mediation model of self-compassion and negative emotions // Current Psychology. 2021. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/ s12144-021-01920-3#citeas

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-301

FORMATION OF MOTIVES OF EDUCATIONAL ACTIVITY AS ONE OF THE CONDITIONS FOR SUCCESSFUL SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS FROM CADET SCHOOLS AND MARIINSKY FEMALE GYMNASIUMS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

Yu.S. Davydochkina (Krasnoyarsk, Russia) M.V. Safonova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. Article presents an overview of theoretical positions and studies devoted to the formation of students' motivation, considered as certain human actions aimed at achieving a goal, as well as being one of the conditions for successful self-organization.

The purpose of the article is to characterize the features of the motives of educational activity among students from cadet schools and Mariinsky female gymnasiums, depending on the level of self-organization.

Research methodology. Theoretical and methodological basis of research includes the following approaches: a systematic approach: the principle of consistency, the principle of development (L.I. Antsyferova, B.A. Drummers, I.V. Blauberg, B.F. Lomov, E.G. Yudin, etc.), activity-based approach: the principle of determinism, the principle of ^ unity of consciousness and activity (K.A. Abulkhanova, A.G. Asmolov, L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, V.D. Shadrikov, W etc.), and subject-developmental approach: the principle of balance between individual and the public (A. Adler, ^ A. Maslow, K. Rogers, K.A. Abulkhanova, S.L. Rubinstein, E.A. Sergienko, L.V. Slobodchikov, etc.). <1

The study involved 920 students of the cadet and female gymnasium education system of the Krasnoyarsk Terri- U

<J

tory aged 12 to 17. The research was based on the regional state educational organizations with the specialized name ^

"cadet (sea cadet) corps" and the regional state educational organizations of the Mariinsky female gymnasium, as well pq

as the regional state autonomous educational institution "Regional boarding school for work with gifted children "Cos- q s

monautics School". We used the following for diagnostics: the "Methodology for diagnosing the type of school motiva- ^

tion" in high school students by E. Lepeshova, and "Methodology for diagnosing personal time disorganizers" by O.V. ffi pj

Kuzmina. Statistical data processing included comparison of samples and analysis of the interdependence of features. w ^

To compare the samples, the Mann Whitney U-test was used, the correlation analysis was based on the calculation H ^

of the Spearman correlation coefficient. pl, ^

Research results. The key reasons leading to unproductive organization of the activity of students in cadet h; §

schools and Mariinsky gymnasiums are emotional tension and emotional apathy. Organizational disorganizers ¡j >>

associated with the lack of skills in planning, setting priorities, ability to work on one problem for a long time, ^ S

desire to postpone duties. Internal motives of learning related with knowledge, self-development, self-realization O §

are noted in a small number of students. There is a high level of motivation associated with awareness of social O ^

need for education, prestige of education in a family, with approval of parents. The motives associated with the o ^

approval of teachers, classmates, and the prestige of studying in the classroom are mostly presented at a low t^ fen

O ^

level. The value-semantic disorganizers of time and emotional apathy have direct interrelationships in all other w l-j

r} •<

parameters of personal disorganizers. i? tt

ft w

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusion. Understanding the interrelationships of the parameters of personal time disorganizers and the key p motives of adolescents will increase the overall level of self-organization among students and help competently organize psychological work during the educational process in closed educational institutions.

Keywords: self-organization, organization of activity, motive, motivation, personal time disorganizer.

Davydochkina Yulia S. - PhD Candidate, Department of Psychology of Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: jlia-92@mail.ru

Safonova Marina V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); ORCID: 0000-0002-7925-274X; e-mail: marina.safonova@mail.ru

s к

H

и

W PQ

References

1. Biktina N.N. Motivation to achieve success and personal characteristics of students // Azimut nauch-nykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya (Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology). 2021. No. 1 (34). P. 331-334. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsii-dostizheniya-uspeha-i-lichnostnye-oso bennosti-studentov

2. Davydochkina Yu.S., Safonova M.V. Personal time disruptors of students in cadet schools and Mari-insky female gymnasiums // Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii (Herzen Readings: Psychological Studies in Education). 2020. Is. 3. P. 145-149. URL: https://www. elibrary.ru/ item.asp?id=44271271

3. Yuldasheva S.M. Professional motivation of future specialists as one of the key factors of successful pedagogical activity // Nauka i obrazovanie segodnya (Science and Education Today). 2019. No. 3 (38). P. 83-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-buduschih-spetsia lis-tov-kak-odin-iz-klyuchevyh-faktorov-uspeshnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti

4. Kitova E.B., Troshkin M.I. Learning motivation and impact of transition to distant learning through the eyes of university students // Izvestiya Baikalskogo gosudarstvennogo universiteta (News of the Baikal State University). 2020. Vol. 30, No. 3. P. 341-350. URL: http://izvestia.bgu.ru/ reader/article.aspx?id=24059

5. Kononykhina O.V. Motivating students in distance learning // Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk (International Journal of Humanitarian and Natural Sciences). 2021. No. 2-1. P. 107-111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-pri-distantsionnom-obuchenii

6. Kuskeyeva O.O. Motivation of personnel // Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk (Topical Issues of Humanitarian and Natural Sciences). 2016. No. 5. P. 78-83. URL: https://publikacia. net/archive/2016/5/2/25

7. Levin K. Field theory in social sciences. Saint-Petersburg: Sensor. 2000. 368 p. URL: https://klex.ru/epo

8. Leontiev V.G. Motivation and psychological mechanisms of its development. Novosibirsk: Novosi-birskii poligrafkombinat, 2002. 264 p. URL: https://bookree.org/reader?file=1475335

9. Lomakin D.I. Motivation for success and avoidance of failure, executive functions and emotional intelligence in adolescents with signs of deviant behavior // Psikhologiya samoregulyatsii v kontekste aktualnykh zadach obrazovaniya (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya O.A. Konopkina) (Psychology of self-regulation in the context of topical educational tasks). 2021. No. 1. P. 77-84. URL: https://cyberlen-inka.ru/ article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-upravlyayuschie-funktsii-i-emotsional nyy-intellekt-u-podrostkov-s-priznakami

10. Maslou A. Motivation and personality. Saint-Petersburg: Piter. Seriya "Mastera psikhologii". 2019. 400 p. URL: https://klex.ru/25g

11. Mikhailov A.A. Features of labour motivation among IT-specialists // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya (Natural and Humanitarian Studies). 2020. No. 2 (28). P. 185-189. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-motivatsii-truda-it-spetsia listov

12. Ollporg G.V. Personalities in psychology. Saint-Petersburg: Yuventa, 1998. 345 p. URL: https://klex.ru/d9z

13. Oparina Ya.O., Shabanova O.A. Development of cognitive interest and educational motivation through the introduction of a personalized learning model // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta (Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University). 2020. No. 4 (48). P. 69-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-i-uchebnoy-moti-vatsii-cherez-vnedrenie-modeli-persona lizirovannogo-obucheniya

14. Taysayeva S.B., Skripnikova N.B., Shukshina L.V. Research of factors motivating social teachers to achievements in professional activity // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie (Modern Pedagogical Education). 2021. No. 4. P. 302-307. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-fak-torov-motivatsii-dostizheniya-professionalnoy-deyatelnosti-sotsialnyh-pedagogov

15. Khachikyan T.N. Development of entrepreneurship through motivation mechanisms // Vestnik Rostovsk-ogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (Bulletin of the Rostov State University of Economy). 2010. No. 31. P. 79-87. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_17674907_23613107.pdf

16. Shapiro S.A. Motivation. Moscow: GrossMediya, 2008. 150 p. URL: https://www.klex.ru/5qb

17. Yaudarova N.Yu. Psychological aspects of contemporary motivation among teachers // Mezhdunarod-nyi nauchno-issledovatelskii zhurnal (International Scientific Research Journal). 2021. No. 3-2 (105). P. 104-110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskie-aspekty-sovremennoy-motivat-sii-pedagogov

18. Fung W., Chung K. The direct and indirect relationships among kindergarten children's social mastery motivation, receptive vocabulary, and socioemotional skills // Current Psychology. November. 2019. URL: https:// link.springer.com/article/10.1007/s12144-019-00523-3#citeas

19. Kotera Y., Taylor E., Fido D., Williams D. University of Derby motivation of UK graduate students in education: Self-compassion moderates pathway from extrinsic motivation to intrinsic motivation // Current Psychology. 2021. Vol. 40, is. 9. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 354447897_ Motivation_of_UK_Graduate_Students_in_Education_Self-Compassion_Mode-rates_Pathway_ from_Extrinsic_Motivation_to_Intrinsic_ Mo tivation

20. Yang X., Zhu J., Hu P. Perceived social support and procrastination in college students: A sequential mediation model of self-compassion and negative emotions // Current Psychology. 2021. URL: https:// link.springer.com/ article/10.1007/ s12144-021-01920-3#citeas <;

G

PQ

« W

« И «

S

к

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.