УДК 613.86-053.5
А. Г. СЕТКО, Е. А. ТЕРЕХОВА, О. М. ЖДАНОВА, В. П. ЛУКЬЯНОВ
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
A. G. SETKO, E. A. TEREHOVA, O. M. ZHDANOVA, V. P. LUKYANOV
PECULIARITIES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF DIFFERENT TYPES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
FSBEI HE «Orenburg State Medical University.» of the Ministry of Health of Russia
ш резюме
Появление множества новых стрессогенных факторов в современных школах формирует высокий риск развития различных нарушений социально-психологической адаптации учащихся.
Материалы и методы. У учащихся 9-11-х классов многопрофильного лицея, кадетского училища, средней общеобразовательной школы проведена оценка социально-психологической адаптации по опроснику А. А. Баранова с соавторами (2005); оценка уровня тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний по опроснику Ч. Д. Спил-бергера; агрессии, согласно опроснику А. Басса и А. Дарки (1957); уровня коммуникативной успешности по методике В. Б. Шапырь (2004).
Результаты. Установлено, что учащихся с нормальной социально-психологической адаптацией в многопрофильном лицее для одаренных детей (97,2 %) было в 2,8 раза и 2,2 раза больше, чем в кадетском училище (34,7%) и средней общеобразовательной школе (44,4 %), что, вероятно, обусловлено высоким социометрическим статусом, умеренным уровнем тревожности и положительным отношением к процессу обучения каждого второго лицеиста, а также высокой познавательной заинтересованностью в обучении каждого четвертого подростка лицея, и в то же время недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков у 62,5 % и 75,9 % кадетов и школьников, сниженным относительно данных учащихся лицея уровнем познавательного интереса к учебе, негативным эмоциональным отношением к процессу обучения 66,8 % и 56,6 % учащихся кадетского училища и средней школы, агрессивным поведением 41,7% и 79,8 % учащихся кадетского училища и средней школы.
Заключение. Полученные данные об особенностях формирования социально-психологической адаптации учащихся различных типов общеобразовательных организаций в зависимости от личностных качеств могут быть использованы в медико-психолого-педагогическом сопровождении обучающихся как диагностический инструментарий при определении прогноза успешности адаптации учащихся в целях формирования комфортной образовательной среды обучения.
ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ, КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
и summary
The emergence of many new stress factors in modem schools creates a high risk of developing various disorders of the socio-psychological adaptation of students.
Materials and methods. Pupils of the 9-11th grades of the multidisciplinary lyceum, cadet school, secondary school were assessed social and psychological adaptation according to the questionnaire of A. A. Baranova et al. (2005); assessment of the level of anxiety, cognitive activity and negative emotional experiences according to the Ch. D. questionnaire. Spielberger; aggression according to the questionnaire of A. Bass and A. Darky (1957); the level of communicative success according to the method of V. B. Shapyr (2004).
Results. It was found that there were 2,8 times and 2,2 times more students with normal socio-psychological adaptation in a multidisciplinary lyceum for gifted children (97,2 %) than in a cadet school (34,7 %) and a secondary school (44,4 %), which is probably due to a high sociometric status, a moderate level of anxiety and a positive attitude to
the learning process of every second lyceum student, as well as a high cognitive interest in teaching every fourth teenager in the Lyceum, and at the same time, an insufficient level of communication skills formation in 62,5 % and 75,9 % of cadets and schoolchildren, a reduced level of cognitive interest in learning relative to these students of the lyceum, a negative emotional attitude to the learning process 66,8 % and 56,6 % of students of a cadet school and secondary school, aggressive behavior 41,7 % and 79,8 % of students of the cadet school and secondary school.
Conclusion. The data obtained on the peculiarities of the formation of social and psychological adaptation of students of various types of educational organizations, depending on personal qualities, can be used in medical, psychological and pedagogical support of students as a diagnostic tool for determining the forecast of the success of adaptation of students in order to create a comfortable educational environment for learning.
key words: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION,
-
PERSONALITY TRAITS, MULTIDISCIPLINARY LYCEUM,
CADET SCHOOL, SECONDARY SCHOOL.
Данные многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что современный образовательный процесс характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок [1-7]. Появление множества различных учебных учреждений, ориентированных преимущественно на когнитивно успешных учащихся, формирует образовательную среду с повышенным уровнем состязательности за получение высокого уровня знаний и навыков, академических достижений, включая максимальные баллы по результатам ЕГЭ, необходимые для поступления в престижное высшее учебное заведение, что в условиях дефицита времени для реализации социальных, творческих и других индивидуальных потребностей учащихся является психотравмиру-ющим фактором и нередко становится причиной развития различных нарушений социально-психологической адаптации учащихся [1-10].
ЦЕЛЬ исследования - выявить особенности социально-психологической адаптации учащихся различных типов общеобразовательных учреждений.
материалы и методы
Исследование проведено среди учащихся 9-11-х классов общеобразовательных учреждений различного типа: 1-ю группу составили подростки многопрофильного
лицея для одаренных учащихся (n = 250); 2-ю группу -воспитанники кадетского училища (n = 246); 3-ю группу - учащиеся средней общеобразовательной школы (n = 274). Критериями включения являлись: учащиеся, имеющие письменное информированное согласие на обследование, I-II группы здоровья, с нормальным нервно-психическим развитием. Критерии исключения: учащиеся, отказавшиеся от обследования; имеющие острые и хронические заболевания в стадии обострения на момент наблюдения. Работа с учащимися проведена с соблюдением этических принципов, предъявляемых Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции.
Оценка социально-психологической адаптации подростков в учебной, коммуникативной и поведенческой сферах проведена методом анкетирования классных руководителей учащихся с использованием опросника А. А. Баранова с соавторами (2005). Проведена оценка уровня тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний по опроснику Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой (1988); агрессии, согласно опроснику
A. Басса и А. Дарки (1957), адаптированного А. К. Осницким (1998); уровня коммуникативной успешности по методике
B. Б. Шапырь (2004).
Статистическая обработка выполнена с помощью пакета прикладных программ Microsoft 0ffice-2010: Word, Excel, с вычислением средней арифметической (М) и ошибки средней арифметической (m). Для оценки достоверности статистических данных, имеющих нормальное распределение, вычисляли t-критерий Стьюдента.
результаты исследования
Установлено, что нормальную социально-психологическую адаптацию имели 97,2 % лицеистов и всего 34,7 % кадетов и 44,4 % школьников, при этом социально-психологическая дезадаптация зарегистрирована лишь у 2,8 % учащихся лицея и у каждого второго обучающегося кадетского училища (65,3 %) и традиционной школы (55,6 %) (рис. 1).
В структуре социально-психологических нарушений у учащихся всех групп преобладала дезадаптация в учебной сфере (66,7 %, 40,0 % и 53,3 % соответственно); на втором месте у учащихся лицея определена дезадаптация в поведенческой сфере (35,0 %), у кадетов - дезадаптация в коммуникативной сфере (65,0 %), у школьников - эмоциональное неблагополучие (26,7 %); на третьем месте у учащихся кадетского училища, напротив, отмечено
120 100 80
# 60
97
40 20 0
1-я группа 2-я группа 3-я группа Нормальная адаптация ■ Дезадаптация
Рис. 1 - Распределение учащихся в зависимости от социально-психологической адаптации (%)
Таблица 1
- Распределение учащихся в зависимости от типа социально-психологической дезадаптации
Тип социально-психологической дезадаптации Группы учащихся
1-я 2-я 3-я
Дезадаптация в учебной сфере 66,7 40,0 53,3
в поведенческой сфере 33,3 11,0 20,0
в коммуникативной сфере - 34,0 -
Эмоциональное неблагополучие - 15,0 26,7
Низкий
Средний
Высокий
46 47
50
0 % 20 % 40 % 60 % 3-я группа ■ 2-я группа ■ 1-я группа
Рис. 2 - Распределение учащихся в зависимости от уровня коммуникативной успешности (%)
эмоциональное неблагополучие (15,0 %), у школьников -дезадаптация в поведенческой сфере (20,0 %) (табл. 1).
Процесс социально-психологической адаптации учащихся детерминирован комплексом социально-гигиенических факторов, факторов внутришкольной среды и организации образовательной деятельности, и в то же время в значительной степени обусловлен качествами личности, уровень сформированности которых имеет решающее значение для развития как адаптивного, так и дезадаптивного функционирования [1-7]. Так, большинство лицеистов имели высокий уровень коммуникативной успешности (50,0 %), в то время как у преобладающего числа кадетов и школьников выявлен средний уровень развития коммуникативных навыков, а высокий уровень коммуникативной успешности имел
лишь каждый третий кадет (37,5 %) и каждый четвертый школьник (24,1 %) (рис. 2).
Балльная оценка выраженности тревожности у учащихся исследуемых групп достоверно не различалась и составляла у лицеистов 19,1 ± 0,68 балла, у кадетов - 20,2 ± 0,31 балла, у школьников - 19,6 ± 1,25 балла (табл. 2). При этом от 40,0 % до 68,0 % учащихся исследуемых групп имели умеренный уровень тревожности, необходимый для нормальной адаптации и продуктивной деятельности учащихся, а высокий уровень развития тревожности определен у 7,4 %, 11,0 % и 8,5 % обследуемых соответственно (табл. 3).
Максимальная балльная оценка выраженности познавательной активности определена у лицеистов, которая составляла 25,0 ± 0,88 балла при данных 24,2 ± 0,28 балла у кадетов и 23,8 ± 1,16 балла у школьников. У 24,4 % учащихся лицея определен высокий уровень познавательной активности, тогда как число кадетов и школьников с высоким познавательным интересом в учебной деятельности не превышало 8,1 % и 7,5 % соответственно.
Вероятно, в связи с этим у лицеистов уровень негативных эмоциональных переживаний во время учебных
Таблица 2 - Балльная оценка выраженности личностных качеств
Показатели Группы учащихся
1-я 2-я 3-я
Тревожность 19,1 ± 0,68 20,2 ± 0,31 19,6 ± 1,25
Познавательная активность 25,0 ± 0,88 24,2 ± 0,28 23,8 ± 1,16
Негативные эмоциональные переживания 12,6 ± 0,91 14,9 ± 0,37* 14,1 ± 1,24*
Примечания: * - р < 0,05 при сравнении данных учащихся 1-й группы с данными учащихся 2-й группы; * - р < 0,05 при сравнении данных учащихся 2-й группы с данными учащихся 3-й группы; * - р < 0,05 при сравнении данных учащихся 1-й группы с данными учащихся 3-й группы.
Таблица 3 - Степень выраженности личностных качеств учащихся
Показатели Группы учащихся Высокая Средняя Низкая
Тревожность 1-я 7,4 64,6 28,0
2-я 11,0 68,0 20,9
3-я 8,5 46,0 45,6
Познавательная активность 1-я 24,4 65,6 10,0
2-я 8,1 80,8 11,0
3-я 7,5 82,2 10,4
Негативные эмоциональные переживания 1-я 11,6 27,0 61,4
2-я 20,3 46,5 33,1
3-я 10,2 46,4 43,4
занятий также был минимальным относительно других групп и составлял 12,6 ± 0,91 балла при данных 14,9 ± 0,37 балла у кадетов и 14,1 ± 1,24 балла у школьников. На этом фоне у преобладающего числа учащихся лицея (61,4 %) отсутствовали негативные эмоциональные переживания, связанные с процессом обучения, в то время как подавляющее большинство кадетов (46,5 %) и школьников (46,4 %) испытывали негативные эмоции на учебных занятиях умеренной степени интенсивности.
Повышенный уровень тревожности в совокупности с негативными эмоциями может выражаться в агрессивных действиях, что зачастую является как причиной, так и последствием нарушений социально-психологической адаптации [1]. Показано, что учащиеся лицея в основном подавляли агрессию (45,4 %), кадеты преимущественно адекватно выражали агрессивные эмоции (58,3 %), школьники же в большинстве не скрывали своей агрессии (48,8 %) (рис. 3).
обсуждение
Научные исследования показывают, что в общеобразовательных организациях, реализующих программы повышенного уровня сложности, в том числе с высоким уровнем физических нагрузок, регламентированным режимом дня, проявления социально-психологической дезадаптации у учащихся регистрируются чаще, чем у обучающихся традиционных общеобразовательных учреждений [1]. В результате настоящего исследования установлено, что нарушение социально-психологической адаптации в основном регистрировалось у учащихся кадетского училища и средней общеобразовательной школы. Так, социально-психологическая дезадаптация выявлена всего у 2,8 % учащихся лицея и более чем у половины подростков кадетского училища (65,3 %) и традиционной школы (55,6 %). При этом в структуре дезадаптации кадетов и школьников ведущие позиции занимали нарушения в учебной деятельности, у кадетов также дезадаптация в коммуникативной сфере, а у школьников эмоциональное неблагополучие.
Вероятно, нарушение социально-психологической адаптации у учащихся исследуемых учебных учреждений было обусловлено особенностями личностных качеств, которыми обладали обследуемые. Показано, что среди лицеистов каждый второй учащийся имел высокий уровень развития коммуникативных навыков (50,0 %), умеренный уровень тревожности (64,6 %) и положительное отношение к процессу обучения (61,4 %), а каждый четвертый подросток - высокую познавательную заинтересованность в обучении (24,4 %), что обуславливало нормальную социально-психологическую адаптацию 97,2 % учащимся в учебной, коммуникативной и поведенческой сферах. При этом неадекватное проявление агрессии у 79,5 % лицеистов могло обуславливать дезадаптацию в поведенческой сфере и риск ее формирования в будущем.
Высокий удельный вес числа учащихся дезадаптированных в учебной деятельности, коммуникативной и поведенческой сферах, имеющих эмоциональное неблагополучие, среди кадетов и школьников, по всей видимости, был обусловлен недостаточным уровнем развития коммуникативного функционирования у 62,5 % кадетов и 75,9 % школьников, сниженным относительно данных учащихся лицея уровнем познавательного интереса к учебе, негативным эмоциональным отношением к процессу обучения 66,8 % учащихся кадетского училища и 56,6 % школьников, агрессивным поведением 41,7 % и 79,8 % учащихся кадетского училища и средней школы.
- Распределение учащихся в зависимости от степени проявления агрессии (%)
заключение
Установлено, что обследуемых с нормальной социально-психологической адаптацией в многопрофильном лицее для одаренных учащихся (97,2 %) было в 2,8 раза и 2,2 раза больше, чем в кадетском училище (34,7 %) и средней школе (44,4 %), что, вероятно, обусловлено высоким социометрическим статусом, умеренным уровнем тревожности и положительным отношением к процессу обучения каждого второго лицеиста, а также высокой познавательной заинтересованностью в обучении каждого четвертого подростка лицея, и в то же время недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков у 62,5 % и 75,9 % кадетов и школьников, сниженным относительно
IX • № 1 (33)
данных учащихся лицея уровнем познавательного интереса к учебе, негативным эмоциональным отношением к процессу обучения 66,8 % и 56,6 % учащихся кадетского училища и средней школы, агрессивным поведением 41,7 % и 79,8 % учащихся кадетского училища и средней школы. Полученные данные об особенностях формирования социально-психологической адаптации учащихся различных типов общеобразовательных организаций в зависимости от личностных качеств могут быть использованы в медико-психолого-педагогическом сопровождении обучающихся как диагностический инструментарий при определении прогноза успешности адаптации учащихся в целях формирования комфортной образовательной среды обучения.
и литература:
1. Сетко, Н. П. Психическое здоровье детей и подростков : монография / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. - Оренбург : Изд-во ОрГМУ, 2020. - 680 с. - Текст : непосредственный.
2. Чубаровский, В. В. Психическое состояние у учащихся подростков : Ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии/В. В. Чубаровский, И. С. Лабутьева, В. Р. Кучма. - Текст : непосредственный//Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - № 8 (293). - С. 50-53.
3. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков : монография/Н. П. Сетко, А. Г Сетко, Е. В. Булычева. - Оренбург, 2018. - 516 с. - Текст : непосредственный.
4. Сетко, Н. П. Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков : Обзор литературы/ Н. П. Сетко, Г. В. Садчикова. - Текст : непосредственный // Оренбургский медицинский вестник. - 2017. - Т. V. - № 2 (18). - С. 4-7.
5. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста / Г А. Каркашадзе, Л. С. Намазова-Баранова, И. Н. Захарова, С. Г. Макарова, О. И. Маслова. - Текст : непосредственный // Педиатрическая фармакология. -2017. - № 14 (1). - С. 7-23. - doi: 10.15690/pf.v14i1.1697
6. Сетко, А. Г Социально-психологическая адаптация детей и подростков как критерий риска воздействия факторов вну-тришкольной среды / А. Г Сетко, Е. А. Терехова, А. В. Тюрин. - Текст : непосредственный // Здоровье населения и среда обитания. - 2018. - № 9. - С. 39-42.
7. Грушко, Н. В. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников к жизнедеятельности кадетского корпуса / Н. В. Грушко, О. В. Смирнова. - Текст : непосредственный //Вестник Омского университета : Серия «Психология». -2016. - № 3. - С. 33-38.
8. Boen, C. E. «Toxic» schools? How school exposures during adolescence influence trajectories of health through young adulthood / C. E. Boen, K. Kozlowski, K. D. Tyson. - Text : unmediated//SSM Popul Health. - 2020. - Vol. 11. - Р. 100623. - doi: 10.1016/j.ssmph.2020.100623
9. A multi-method exploratory study of stress, coping, and substance use among high school youth in private schools / N. R. Leonard, M. V. Gwadz, A. Ritchie, J. L. Linick, C. M. Cleland, L. Elliott, M. Grethel. - Text : unmediated/IFront Psychol. - 2015. - Vol. 6. - Р. 1028. -doi: 10.3389/fpsyg.2015.01028
10. Кучма, В. Р. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования / В. Р. Кучма, Е. А. Ткачук, И. Ю. Тармаева. - Текст : непосредственный // Гигиена и санитария. - 2016. -Т. 95 (12). - С. 1183-1188. - DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
® Вклад авторов:
Концепция и дизайн исследования - А. Г Сетко. Написание текста - Е. А. Терехова, О. М. Жданова.
Сбор и обработка материала - О. М. Жданова. Редактирование - А. Г Сетко, Е. А. Терехова.
Статистическая обработка - О. М. Жданова. Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.