3. Профилактическая стоматология : учебник / Э. М. Кузьмина, О. О. Янушевич. - М. : Практическая медицина, 2017. - 544 с.
4. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2017: Стат. сб. / Оренбургстат. - О65 Оренбург, 2017. - 508 с.
УДК613.955:612.821
5. Леонтьев, В. К. Качество стоматологической помощи: системный подход, возможности управления и регуляции. Ссылка активна на 01.04.2019. - Режим доступа: http://www.e-stomatology.ru/publication/ leontiev_quality/
Н. П. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, О. М. ЖДАНОВА, Е. И. НОСОВА
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ, АССОЦИИРОВАННЫХ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
N. P. SETKO, E. V. BULYCHEVA, O. M. ZHDANOVA, E. I. NOSOVA
PECULIARITIES OF NON-COGNITIVE FUNCTIONS OF GIFTED STUDENTS ASSOCIATED WITH ACADEMIC PROGRESS
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
РЕЗЮМЕ
В статье представлены особенности некогнитивных функций, ассоциированные с академической успеваемостью у одаренных подростков. Показано, что у одаренных учащихся уровень тревожности в повседневной деятельности до 2,1 раза ниже, по сравнению с подростками, обучающимися в традиционной общеобразовательной школе, при этом тревожность в учебной сфере одаренных учащихся не отличалась от школьников. Установлено, что уровень познавательной активности в учебной деятельности у одаренных подростков в 2,2 раза выше, чем у школьников, в то время как познавательный интерес к повседневной деятельности у одаренных был снижен в 3,6 раза по сравнению со школьниками. Выявлено, что у одаренных подростков в 1,3 раза выше индекс коммуникативной успешности по сравнению с обучающимися традиционной школы, в связи с чем количество подростков с высоким уровнем коммуникативной успешности в 1,9 раза было больше среди одаренных учащихся по сравнению со школьниками.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НЕКОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ, ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ.
SUMMARY
The article presents the features of non-cognitive functions associated with academic performance in gifted adolescents. It is shown that in gifted students the level of anxiety in everyday activities is up to 2.1 times lower compared to adolescents studying in a traditional secondary school, while anxiety in the educational field of gifted students did not differ from schoolchildren. It was found that the level of cognitive activity in educational activities among gifted adolescents is 2,2 times higher than among schoolchildren, while the cognitive interest in everyday activities among gifted adolescents was reduced by 3,6 times compared to schoolchildren. It was revealed that gifted adolescents have a 1,3 times higher communicative success index compared to students in a traditional school, and therefore the number of adolescents with a high level of communicative success was 1,9 times higher among gifted students compared to schoolchildren.
KEY WORDS: NON-COGNITIVE FUNCTIONS, GIFTED STUDENTS, ACADEMIC PROGRESS.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Исследование проблемы детской одаренности является одной из приоритетных задач,
Таблица 1 - Сравнительная характеристика некогнитивных функций исследуемых групп учащихся
Показатели Группы учащихся
Учащиеся лицея Учащиеся СОШ
Тревожность Повседневная жизнь 16,5 ± 0,79 20,7 ± 0,98*
Учебная деятельность 15,8 ± 0,62 19,1 ± 1,25*
Познавательная активность Повседневная жизнь 18,8 ± 0,82 25,3 ± 1,18*
Учебная деятельность 19,2 ± 0,85 23,8 ± 1,15*
Негативные эмоциональные переживания Повседневная жизнь 14,0 ± 1,21 20,1 ± 1,75*
Учебная деятельность 9,9 ± 0,75 14,1 ± 1,64*
* - p < 0,05 при сравнении лицеистов с обучающимися С
поставленных перед различными областями науки современного образования [1]. Чрезвычайно важным и актуальным является обеспечение условий в процессе обучения одаренных детей для развития имеющегося интеллектуального потенциала [2]. Согласно результатам научных исследований, не всегда интеллектуально одаренные дети имеют высокую академическую успеваемость [3]. Успешность обучения одаренных детей в образовательных учреждениях зависит не только от их когнитивных способностей, но и от некогнитивных качеств личности, таких как высокий уровень негативных эмоций, низкое самовосприятие и неблагоприятные межличностные отношения, а также высокий уровень мотивации, навыков совладания и настойчивости [4, 5]. В связи с этим для повышения академической успеваемости одаренных учащихся важным аспектом становится актуализация внимания не только к организации учебного процесса, но и медико-психологическому сопровождению, которое позволит развить или скорректировать некогнитивные школьно-значимые качества личности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить особенности некогнитивных функций у одаренных учащихся, ассоциированных с академической успеваемостью.
МА ТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследование были включены 115 подростков в возрасте от 15 до 16 лет, обучающиеся в образовательном учреждении для одаренных детей.
У обследуемых проведена оценка некогнитивных качеств личности - уровень тревожности, негативных эмоциональных переживаний, познавательной активности по опроснику Ч. Д. Спилберга (STPI - State Trail Personal Inventory) в модификации А. Д. Андреевой (1988). Уровень коммуникативной успешности определялся по методике В. Б. Шапырь (2004). Группа сравнения была сформирована из 95 подростков в возрасте 15-16 лет, обучающихся в традиционной общеобразовательной школе.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью параметрических методов медицинской статистики с расчетом средней арифметической, стандартного отклонения, среднеквадратической ошибки. Для выявления статистически значимых различий в сравниваемых группах был использован параметрический критерий Стьюдента с последующим расчетом достоверности (р). Значимыми считали различия при р < 0,05. Расчеты осуществлены с использованием пакета прикладных программ «Microsoft 0ffice-2010» и «Statistica 13.0».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Установлено, что уровень тревожности у одаренных лицеистов был достоверно ниже на 25,4% в повседневной жизни и на 20,8% в учебной деятельности (табл. 1). Уровень познавательной активности также был ниже у лицеистов, чем у школьников, на 34,6% в повседневной жизни и на 23,9% в учебной деятельности. При этом у школьников уровень негативных эмоциональных переживаний был выше, чем у лицеистов,
на 43,6% в повседневной жизни и на 42,4% на учебных занятиях.
Показано, что высокий уровень тревожности в повседневной жизни был лишь у 8% одаренных учащихся и у 17% школьников; в учебной деятельности высокий уровень тревожности был характерен для одинакового числа одаренных учащихся и школьников, который выявлен у 8% обследуемых в каждой группе. Большинство одаренных учащихся (74%) и школьников (63%) имели средний уровень тревожности в повседневной деятельности. При этом в учебной сфере средний уровень тревожности установлен у 65% одаренных учащихся и лишь у 46% школьников. Низкий уровень тревожности был характерен для 18% одаренных учащихся и 20% школьников в повседневной жизни, а на учебных занятиях -для 27% одаренных учащихся и 46% школьников (табл. 2).
Вероятно, высокий процент школьников с низким уровнем тревожности на учебных занятиях связан не только с отсутствием эмоциональной вовлеченности в образовательный процесс, но и со сниженным познавательном интересом к учебной деятельности подростков, что подтверждалось тем фактом, что лишь 10% школьников имели высокий уровень познавательной активности в учебной сфере, тогда как среди одаренных количество таких учащихся составляло 22%. Полученные данные согласуются с результатами исследований, в которых показано, что для одаренных детей характерен повышенный познавательный интерес к получению новых знаний в процессе учебной деятельности [6, 7]. В то же время в повседневной деятельности количество подростков с высоким уровнем познавательной активности среди одаренных учащихся было меньше по сравнению со школьниками и составило 5% и 18% соответственно (табл. 3).
Высокий уровень негативных эмоциональных переживаний в повседневной жизни выявлен у 6% одаренных детей и 21% школьников; в учебной деятельности - у 10,0% одаренных детей и у 14% школьников соответственно (табл. 4).
По данным ряда исследований для одаренных подростков характерны значительные трудности
Таблица 2 - Сравнительная характеристика уровня ситуативной и личностной тревожности у исследуемых групп учащихся (%)
Показатели Группы учащихся
Одаренные учащиеся Школьники
Повседневная жизнь Высокая 8 17
Средняя 74 63
Низкая 18 20
Учебная деятельность Высокая 8 8
Средняя 65 46
Низкая 27 46
Таблица 3 - Сравнительная характеристика уровня познавательной активности у исследуемых групп учащихся (%)
Показатели Группы учащихся
Одаренные учащиеся Школьники
Повседневная жизнь Высокая 5 18
Средняя 65 44
Низкая 30 38
Учебная деятельность Высокая 22 10
Средняя 63 75
Низкая 15 15
Таблица 4 - Сравнительная характеристика уровня негативных эмоциональных переживаний у исследуемых групп учащихся (%)
Показатели Группы учащихся
Одаренные учащиеся Школьники
Повседневная жизнь Высокая 6 21
Средняя 44 46
Низкая 50 33
Учебная деятельность Высокая 10 14
Средняя 29 44
Низкая 61 42
Таблица 5 - Сравнительная характеристика уровня коммуникативной успешности у исследуемых групп учащихся (%)
Показатели Группы учащихся
Одаренные учащиеся Школьники
Уровень коммуникативной успешности Высокая 49,5 25,9
Средняя 31,9 41,9
Низкая 18,6 32,3
в общении со сверстниками, что зачастую связано с нетерпимостью одаренных учащихся к школьникам, стоящим ниже в интеллектуальном развитии [8, 9, 10].
Однако в результате настоящего исследования установлено, что индекс коммуникативной успешности у одаренных учащихся был в 1,3 раза выше, чем у школьников, и составил 0,75 ± 0,01 ед. при данных 0,59 ± 0,01 ед. (р < 0,05). В этой связи высокий уровень коммуникативной успешности определен у 49,5% одаренных учащихся и лишь у 25,9% школьников. Вероятно, это обусловлено тем, что в общеобразовательном учреждении для одаренных детей создаются условия для равноправного общения, тем самым трудности социальных взаимодействий одаренных подростков нивелируются [11]. Средний уровень коммуникативной успешности определен у 31,9% одаренных
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сухова, Е. И. Развитие детской одаренности в отечественной системе образования / Е. И. Сухова, С. И. Карпова // Вестник ТГУ. - 2018. - № 23(1). -С. 30-42.
2. Кочурова, О. И. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы / О. И. Кочурова, О. А. Синюк // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 3. - С. 19-24.
3. Моросанова, В. И. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков / В. И. Моросанова, Е. И. Щебланова, И. Н. Бондаренко, В. А. Сидиков //Вестник Московского университета. - 2013. - № 3. - С. 18-32.
4. Beckmann, E. Non-cognitive Characteristics of Gifted Students with Learning Disabilities: An In-depth
учащихся и у 41,9% школьников; низкий уровень коммуникативной успешности - у 18,6% одаренных учащихся и у 32,2% школьников соответственно (табл. 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установлено, что некогнитивные функции у одаренных учащихся характеризовались развитием низкого уровня тревожности в повседневной и учебной деятельности, высокого уровня познавательной активности в учебной сфере и высокого уровня коммуникативной успешности. Полученные данные об особенностях развития некогнитивных функций у одаренных учащихся могут использоваться в качестве диагностического критерия при формировании прогноза академической успеваемости при обучении в образовательном учреждении для одаренных детей.
Systematic Review / E. Beckmann, M. Alexander // Frontiers in psychology. - 2018. - № 9. - С. 504.
5. Farrington, C. A. Teaching Adolescents to Become Learners: The Role of Noncognitive Factors in Shaping School Performance / C. A. Farrington, M. Roderick, E. Allensworth, J. Nagaoka, T. S. Keyes, D. W. Johnson, N. O. Beechum // Chicago, IL: University of Chicago Consortium on Chicago School Research. 2012.
6. Гордеева, Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к инте-гративной модели мотивации / Т. О. Гордеева // Психологические исследования. - 2011. - № 1. - URL: http://psystudy. ru/in dex.php/num/2011n1-15/435-gorde-eva15.html (Дата обращения: 09.09.2019).
7. Щербинина, О. С. Актуальное и потенциальное в социальном развитии одаренных школьников /
О. С. Щербинина // Вестник Костромского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 47-49.
8. Щербинина, О. С. Социальное развитие одаренных детей как педагогическая проблема / О. С. Щербинина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2 (3). - С. 44-47.
9. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция / А. Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011.
10. Юркевич, В. С. Современные проблемы работы с одаренными детьми/В. С. Юркевич // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 118-129.
11. Хазова, С. А. Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы развития / С. А. Хазова // Психологическая наука и образование: Тематический выпуск. - 2012. - № 4. - С. 26-33.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
УДК 61(092)
С. В. ЧЕМЕЗОВ, В. И. КИМ, С. Н. ЛЯЩЕНКО, И. Н. ФАТЕЕВ, Т. К. САМОДЕЛКИНА, А. К. УРБАНСКИЙ, А. С. ЛОЗИНСКИЙ, В. В. ИВЛЕВ, А. Ю. ЛАШЕВ, Р. Р. ХАСАНОВ
СЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ ПРОФЕССОРА И. И. КАГАНА
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
S. V. CHEMEZOV, V. I. KIM, S. N. LYASHENKO, I. N. FATEEV, T. K. SAMODELKINA, A. K. URBANSKY, A. S. LOZINSKIY, V. V. IVLEV, A. YU. LASHEV, R. R. HASANOV
PROFESSOR I. I. KAGAN S SPLENDID JUBILEE
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
10 октября 2019 года исполняется 90 лет со дня рождения залуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора Ильи Иосифовича Кагана.
В первые месяцы Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в г. Чкалов. Здесь после окончания средней школы Илья Иосифович поступил в Чкаловский медицинский институт.
После окончания с отличием вуза в 1952-1953 гг. работал в качестве старшего лаборанта кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии под руководством одного из организаторов Чкаловского медицинского вуза, первого заслуженного врача РСФСР в Чкаловской области, доцента Александра Кузьмича Силантьева.
В период с 1953 по 1960 годы И. И. Каган трудился в качестве ассистента кафедры нормальной анатомии сначала под руководством профессора И. И. Косицина (1953-1954), который одновременно исполнял обязанности ректора Чкаловского медицинского института, а затем профессора