2. Проводились мероприятия по усилению мотивации к активному участию актива осужденных в управлении ресоциализацией, повышению осознания женщинами-преступницами значимости создания института ресоциализации.
3. Совершенствование материальной базы для ресоциализации женщин-преступниц включало в себя улучшение условий быта осужденных, оформление и благоустройство территории, учебных и служебных помещений нагляднохудожественными средствами и т.д.
4. Разработка и реализация в социально значимой деятельности преступниц стимулирующих ситуаций, направлен-
ных на развитие мотивационных комплексов, активизирующих процессы саморазвития социализирующих качеств, позволяющих интериоризировать собственные обязанности в проявлении социальных ролей.
Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные позволяют утверждать, что реорганизованный на основе мотивационного программно-целевого подхода к управлению процесс ресоциализации женщин-преступниц, эффективнее обеспечивает развитие социально-значимых качеств.
Библиографический список
1. Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-методическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.
3. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул: АлтГПА, 2010.
4. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.
5. Первозванский, В.Б. Социально-педагогические основы деятельнеости исправительного учреждения. - М.: Академия управления МВД РФ, 1994.
Bibliography
1. Shtompka, P. Sociologiya socialjnihkh izmeneniyj / per. s angl.; pod red. V.A. Yadova. - M.: Aspekt Press, 1996.
2. Shalaev, I.K. Normih-obrazcih realizacii tekhnologicheskikh funkciyj MPCU kak bazovihe kompetencii sovremennogo upravlenca: uchebno-metodicheskoe posobie. - Barnaul: AltGPA, 2009.
3. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravle-niya: monografiya. -Barnaul: AltGPA, 2010.
4. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - Barnaul, BGPU: Izd-vo Barn. gos. ped. un-ta, 2007.
5. Pervozvanskiyj, V.B. Socialjno-pedagogicheskie osnovih deyateljneosti ispraviteljnogo uchrezhdeniya. - M.: Akademiya upravleniya MVD RF,
1994.
Статья поступила в редакцию 12.04.11
УДК 378
Yakovleva O.V. LEVEL INVESTIGATION OF ETHNOCULTURAL TOLERANCE FORMATION AMONG TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS STUDENTS. In the article the problem of ethnocultural tolerance formation as one of the significant in higher education technical system is considered. The level of the formation of the individual components of ethnocultural tolerance among the students of technical universities is invesi-gated on an ascertain stage of the experiment according to the following criteria: the cognitive, emotional-motivational, behavioural.
Key words: tolerance, ethnocultural tolerance, the formation of ethnocultural tolerance, ethnic self- consciousness, ethnic identification.
О.В. Яковлева, соискатель ЧГПУ, г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной толерантности как одна из значимых в системе высшего технического образования. Исследуется уровень сформированности отдельных компонентов этнокультурной толерантности у студентов технических вузов: когнитивного, эмоционально-мотивационного, поведенческого на констатирующем этапе эксперимента.
Ключевые слова: толерантность, этнокультурная толерантность, формирование этнокультурной толерантности, этническое самосознание, этническая идентификация.
Современные процессы глобализации способствуют интеграции России в мировое сообщество, создавая почву для интенсивных межэтнических, межкультурных интеракций. Происходящие интегративные процессы, с одной стороны, активизируют этнические возрождение, способствуют экспансии связей различных стран и народов, а с другой - вызывают обострение межнациональных конфликтов. В связи с этим актуализируется роль современного профессионального образования, задачей которого является воспитание толерантной личности студента способной к жизни и деятельности в поли-культурной среде.
Этнокультурная толерантность является важным качеством будущего специалиста, поскольку она является основой конструктивных межкультурных взаимодействий, ориентиро-
ванных на терпимость, уважение, принятие инаковости. Проблема формирования этнокультурной толерантности особенно актуальна для студентов технических вузов, так как содержание дисциплин в таких вузах не обеспечивает в полной мере формирование данного качества. Между тем, деловые и профессиональные контакты в условиях интенсивного развития международных отношений практически невозможны без формирования у будущих инженеров этнокультурной толерантности, которая развивает у них способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Арсенал современного научного знания содержит различные интерпретации понятия «толерантность». Оно является ключевым в работах ученых философов, социологов, этнологов, психологов, педагогов. Большой вклад в решение задач
формирования толерантности, а также воспитания у молодежи этнических и общечеловеческих ценностей внесли А.Г. Асмо-лов, Е.В. Бондаревкая, С.К. Бондырева, А.И. Бочкарев, В.В. Василькова, Л.Н. Гумилёв, С.В. Галоян, Т.С. Назарова, В.И. Солодухин и др. Этнокультурные и социальные особенности формирования межэтнической толерантности как фактора этнического самосознания рассматриваются в работах Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, П.И. Кушне-ра, М.Б. Насыровой, В.А. Тишкова, К.В. Чистова, В.А. Шаповалова и др.
По мнению исследователей Шлягиной Е.И. и З.Ф. Мубиновой феномен этнокультурной толерантности не должен изучаться обособленно от процессов этнической идентификации личности, поскольку все этнопсихологические феномены являются звеньями этнической вариативности личности [1, 2].
Н.М. Лебедева полагает, что основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, которая понимается как отнесение себя индивидом к конкретному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению ее целостности как этнокультурного организма. Позитивная этническая идентичность проявляется в сфере межэтнического взаимодействия, которая предполагает наличие позитивной оценки иноэтнической группы, ее культуры и установки на межэтническое толерантное взаимоотношение [3]. Положительное отношение к представителям иноэтниче-ских обществ, принятие индивидом своеобразия их образа жизни являются особенностью сознания личности, которая подразумевает целенаправленное формирование. Мы согласны с предыдущими исследователями и считаем, что этнокультурная толерантность должна включать в себя процессы этнической идентификации личности. Опираясь на вышеперечисленные подходы, мы трактуем этнокультурную толерантность - как интегративное образование, имеющее сложную структуру, ядром которой является этническое самосознание, которому предшествует этническое самоопределение. Как этническое самосознание, так и этническое самоопределение имеют когнитивную, эмоционально-мотивационную, поведенческую основу. Тем самым, этнокультурная толерантность представляет собой интегративное качество личности, основанное на этническом самосознании, и выражающееся в терпимости, признании и принятии различий различных культур этносов (их (традиционных ценностей, норм поведения и отношений).
В данном исследовании опытно-экспериментальной проверке подвергся процесс формирования этнокультурной толерантности у студентов Чебоксарского политехнического института (филиала) МГОУ г. Чебоксары Чувашской Республики. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 186 студентов I, II, III курсов факультета информатики и радиоэлектроники, автомобильного и строительного факультетов.
Диагностическое исследование уровня сформированности этнокультурной толерантности (на констатирующем этапе эксперимента) у студентов технического вуза проводилось в нескольких направлениях: изучались уровни сформированно-сти отдельных компонентов этнокультурной толерантности, связанных с познанием, отношением и поведением.
Каждый критерий этнокультурной толерантности имеет свой набор конкретных показателей. У студентов выявлялись: знания о сущности, содержании этнокультурной толерантности, качествах толерантной личности; знания о способах проявления толерантного общения (когнитивный критерий); отношения к представителям различных этносов, желание и интерес взаимодействовать с другим, стремление к достижению положительного результата в процессе межкультурного взаимодействия (эмоционально-мотивационный компонент); умения разрешать и предотвращать как межличностные, так и межэтнические конфликты, применять формулы речевого этикета, проявлять эмпатию к представителям других этносов, преодолевать этнические стереотипы, координировать свое поведение в ситуации напряженности (поведенческий компонент). С позиций системного подхода мы выделили три уров-
ня проявления этнокультурной толерантности: низкий, средний и высокий.
В ходе диагностики уровня этнокультурной толерантности у студентов использовался комплекс исследовательских методов, включающий анкетный опрос, беседу, тестирование, анализ творческих работ студентов и педагогическое наблюдение.
Для определения уровня сформированности когнитивного компонента этнокультурной толерантности нами было проведено анкетирование. Студентам предстояло ответить на вопросы о сущности этнокультурной толерантности, качествах толерантной личности, о том считают ли они себя толерантной личностью. Так, 40,8% студентов ответили, что знают определение этнокультурной толерантности, 44,6% студентов признались, что не знакомы с данным понятием и 14,5% студентов не сталкивались с таким определением. Наиболее распространенные ответы о понятии «этнокультурная толерантность» следующие: терпение, сочувствие, тактичность к людям другой национальности. Необходимо отметить, что для многих студентов понятия «терпение» и «терпимость» являются тождественными. Несмотря на то, что 40,8% студентов считают себя знающими, что такое этнокультурная толерантность, тем не менее, они не смогли дать четкую формулировку этому понятию. Только 12,3% студентов справились с определением этнокультурной толерантности.
Отвечая на вопрос о качествах толерантной личности, большая часть студентов ответила, что основной характеристикой является сдержанность - 59,1%, далее следует тактичность - 52,1% и затем уважение - 51,07%. Процентное выражение этих ответов позволяет сделать вывод о том, что студенты имеют весьма туманное представление о качествах толерантной личности.
Данные по самооценке того, считают ли они себя толерантной личностью, позволили увидеть, что 24,1% студентов считают себя толерантной личностью, 30,1% студентов не считают себя толерантной личностью и 45,6% студентов затруднились ответить на вопрос.
Таким образом, большинство студентов 44,6% находятся на низком уровне сформированности когнитивного компонента этнокультурной толерантности. Этим студентам, как правило, свойственно незнание или слабое знание понятия этнокультурной толерантности, непонимание ее сущности, незнание или поверхностное представление о качествах толерантной личности.
У 37,0% студентов выявлен средний уровень сформиро-ванности компонента этнокультурной толерантности, связанного с познанием. Данных студентов, как правило, характеризует частичное знание понятия «этнокультурная толерантность», отсутствие целостного представления о ее сущности и качеств толерантной личности.
Незначительное количество студентов 18,2% имеют высокий уровень сформированности компонента этнокультурной толерантности, связанного с познанием. Студенты, находящиеся на данном уровне, как правило, владеют знаниями о сущности этнокультурной толерантности, о качествах толерантной личности. Их знания отличаются полнотой и системностью.
Следующим этапом в опытно-экспериментальной работе явилось выявление у студентов уровня сформированности эмоционально-мотивационного компонента. Для этого нам необходимо было определить отношение студентов к людям других этнических обществ, национальностей, чужому мнению, этническим вопросам, своим связям, чувствам.
В ходе беседы со студентами были заданы следующие вопросы:
1. Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у вас раздражение?
2. Вам трудно представить, что вашим мужем (женой) станет человек другой веры, национальности, культуры?
3. Вызывают ли у вас представители других национальностей ненависть и почему?
4. Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих?
5. Уважение к старшим - одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей?
6. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение?
7. Важно ли для вас быть представителем своей родной культуры?
8. Следует ли молодому поколению знать язык своего народа?
9. Хотели бы вы быть представителем другой культуры?
Обобщив полученные данные, мы определили уровень
сформированности эмоционально-мотивационного компонента этнокультурной толерантности у каждого студента. На низком уровне сформированности данного компонента этнокультурной толерантности находятся 44,6% студентов, на среднем - 46,7% и только 13 7,0% студентов находятся на высоком уровне.
У студентов с низким уровнем сформированности эмоционально-мотивационного компонента этнокультурной толерантности наблюдается позиция замкнутости и отсутствия стремления к диалогу. Студент проявляет пассивность и безразличие к окружающим, не проявляет интереса к иным культурам. У них также отсутствует чувство принадлежности к родной культуре.
Что касается студентов со средним уровнем сформиро-ванности данного компонента, то их характеризует интерес лишь к отдельным объектам и явлениям культур. Они не всегда проявляют эмпатию к окружающим людям, к представителям других культур.
Студентов с высоким уровнем сформированности эмоционально-мотивационного компонента отличает устойчивое, положительное отношение к окружающим, представителям иноэтнических обществ. Такие студенты проявляют интерес к своей культуре и, как правило, осознают принадлежность к своей культуре.
С целью выявления степени сформированности поведенческого компонента этнокультурной толерантности нами были использованы наблюдение, анкетный опрос, беседа, моделирование педагогических ситуаций.
В процессе наблюдения за общением студентов между собой было установлено, что большинство студентов 52,6% не проявляют инициативу в общении особенно с представителями других культур, а также не умеют конструктивно разрешать конфликты. Наблюдение также показало, что только 33,8% студентов адекватно используют формулы речевого этикета в общении, как со сверстниками, так и с представителями других культур. Использование моделирования педагогических ситуаций дало возможность выявить степень владения студентами практическими навыками межкультурного общения. Так, 50,0% студентов не справились с заданиями, были не уверены в себе, не всегда слушали собеседника, не могли конструктивно разрешить проблему. Несмотря на то,
Библиографический список
что многие студенты в ходе беседы изъявили желание жить за границей, только 36,5% человек были готовы к активному взаимодействию с представителями иных культур.
Проанализировав данные, полученные в ходе исследования уровня сформированности поведенческого компонента этнокультурной толерантности, мы прояснили общую картину и определили уровень этнокультурной толерантности каждого студента в отдельности.
Нами было выявлено, что на начальном этапе опытноэкспериментального исследования преобладают студенты с низким уровнем сформированности компонента, связанного с поведением - 51,6%. У представителей данной группы отсутствуют навыки позитивного взаимодействия с людьми: они не умеют слушать собеседника, проявляют нетерпимость к оппоненту, не могут разрешить конфликтные ситуации, вызванные межкультурными и межэтническими различиями, не уверены в себе, признают возможность альтернативы. Поведение таких студентов характеризуется насмешками, сарказмом, запугиванием, унижением окружающих и очень часто они не могут преодолеть сформировавшиеся стереотипы поведения.
35,4% студентов находится на среднем уровне сформиро-ванности поведенческого компонента этнокультурной толерантности. Студенты данной группы умеют слушать собеседника, но склонны прерывать его. Они принимают решение с учетом собственного мнения. Такие студенты признают многообразие мира и его культурных, национальных ценностей, у них присутствует стремление к конструктивному диалогу, они умеют устранять конфликты, вызванные межкультурными противоречиями и способны преодолеть сформировавшиеся стереотипы поведения.
Высокий уровень сформированности поведенческого компонента этнокультурной толерантности отличает 13,0% студентов. Такие студенты характеризуются устойчивым толерантным поведением, уверенностью в себе при общении. Они обладают коммуникативными навыками, умеют конструктивно разрешать конфликты, вызванные межкультурными различиями, способны преодолевать у себя стереотипы поведения.
Таким образом, были обобщены показатели сформиро-ванности всех трех компонентов этнокультурной толерантности. Исходя из полученных данных, большинство студентов находятся на низком уровне сформированности этнокультурной толерантности - 47,3%, на среднем уровне - 39,7% на высоком - 13,0% студентов.
Приведенные результаты исследования уровня сформи-рованности этнокультурной толерантности у студентов технических вузов подтверждают актуальность и целесообразность дальнейшего изучения проблемы, заключающегося в выявлении и научном обосновании педагогических условий, способствующих эффективному формированию этнокультурной толерантности у студентов технических вузов.
1. Шлягина, Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Научно-публицистический вестник «Век толерантности». - 2001. - Вып. № 3-4.
2. Мубинова, З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. - Уфа: Изд-во БГУ, 2000.
3. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. - М.: Ключ, 1999.
4. Риэрдон, Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001.
Bibliography
1. Shlyagina, E.I. Ehtnicheskaya tolerantnostj lichnosti: opiht ehmpiricheskogo issledovaniya // Nauchno-publicisticheskiyj vestnik «Vek tolerant-nosti». - 2001. - Vihp. № 3-4.
2. Mubinova, Z.F. Pedagogika ehtnichnosti i tolerantnosti: teoriya, praktika, problemih. - Ufa: Izd-vo BGU, 2000.
3. Lebedeva, N.M. Vvedenie v ehtnicheskuyu i kross-kuljturnuyu psikhologiyu: ucheb. posobie. - M.: Klyuch, 1999.
4. Riehrdon, B.Eh. Tolerantnostj - doroga k miru. - M.: Bonfi, 2001.
Статья поступила в редакцию 12.04.11