Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЦЕНКА / УРОВЕНЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалова Ольга Александровна

Воспитывать бережное отношение к природе лучше всего в раннем школьном возрасте, обогащая экологическими знаниями, а также участвовать в природоохранной деятельности. В данной статье рассматриваются нормативно-правовые документы, анализируется научно-методическая литература, посвященная воспитанию экологической культуры младших школьников. Цель исследования заключалась в определении уровня экологической культуры у детей младшего школьного возраста (9-10 лет). В соответствии с возрастными особенностями было проведено анкетирование, результаты которого показали уровень экологических знаний по методике Ю. Полещука «Экологические знания», уровень экологического сознания по методике А. Сидельковского и уровень экологического отношения по методике С. Глазычева «Мое отношение к природе», вышеперечисленные уровни являются компонентами уровня экологической культуры. Исследование проводилось в 4 этапа: 1 этап - оценка экологических знаний, 2 этап - оценка экологического сознания, 3 этап - оценка экологического отношения и 4 этап - оценка экологической культуры. Полученные результаты позволили определить уровни сформированности экологической культуры младших школьников и дать рекомендации по увеличению уровня экологической культуры в совместной деятельности детей родителями и педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

It is best to cultivate a careful attitude to nature at an early school age, enriching with environmental knowledge, as well as participating in environmental activities. This article discusses regulatory documents, analyzes scientific and methodological literature devoted to the education of environmental culture of younger schoolchildren. The aim of the study was to determine the level of ecological culture in primary school age children (9-10 years old). In accordance with the age characteristics, a questionnaire was conducted, the results of which showed the level of environmental knowledge according to Yu's methodology. Poleshchuk "Ecological knowledge", the level of ecological consciousness according to the method of A. Sidelkovsky and the level of ecological attitude according to the method of S. Glazychev "My attitude to nature", the above levels are components of the level of ecological culture. The study was conducted in 4 stages: stage 1 - assessment of environmental knowledge, stage 2 - assessment of environmental awareness, stage 3 - assessment of environmental attitudes and stage 4 - assessment of environmental culture. The results obtained made it possible to determine the levels of formation of the ecological culture of younger schoolchildren and to make recommendations on increasing the level of ecological culture in the joint activities of children by parents and teachers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN223.pdf

DOI: 10.15862/05PDMN223 (https://doi.org/10.15862/05PDMN223)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Чалова, О. А. Оценка уровня сформированное™ экологической культуры младших школьников / О. А. Чалова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN223.pdf DOI: 10.15862/05PDMN223

For citation:

Chalova O.A. Assessment of the level of formation of ecological culture of primary school children. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 05PDMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15862/05PDMN223

Чалова Ольга Александровна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: oldadavydova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7772-3755 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=718011 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57844554000

Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников

Аннотация. Воспитывать бережное отношение к природе лучше всего в раннем школьном возрасте, обогащая экологическими знаниями, а также участвовать в природоохранной деятельности. В данной статье рассматриваются нормативно-правовые документы, анализируется научно-методическая литература, посвященная воспитанию экологической культуры младших школьников. Цель исследования заключалась в определении уровня экологической культуры у детей младшего школьного возраста (9-10 лет). В соответствии с возрастными особенностями было проведено анкетирование, результаты которого показали уровень экологических знаний по методике Ю. Полещука «Экологические знания», уровень экологического сознания по методике А. Сидельковского и уровень экологического отношения по методике С. Глазычева «Мое отношение к природе», вышеперечисленные уровни являются компонентами уровня экологической культуры. Исследование проводилось в 4 этапа: 1 этап — оценка экологических знаний, 2 этап — оценка экологического сознания, 3 этап — оценка экологического отношения и 4 этап — оценка экологической культуры. Полученные результаты позволили определить уровни сформированности экологической культуры младших школьников и дать рекомендации по увеличению уровня экологической культуры в совместной деятельности детей родителями и педагогами.

Ключевые слова: экологическая культура; оценка; уровень; младший школьник; начальная школа; экологические знания; экологическое сознание; экологическое отношение

Введение

В современном обществе накопилось огромное количество нерешенных проблем, связанных с последствиями вмешательства человека в окружающую среду, одна из которых

экологическая безграмотность населения. Ликвидировать данную образовательную лакуну можно с помощью экологического образования, начав с дошкольных образовательных учреждений и продолжив в начальной школе. Так, в новом стандарте начального образования большое внимание уделяется вопросам экологической культуры, в связи с тем, что начальная школа является важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Несмотря на то, что в России уже сложилась и продолжает развиваться система воспитания экологической культуры, расширяя представления общества о природе и природоохранной деятельности, состояние экологического образования и воспитания обучающихся позволяет выявить явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологической культуры человека.

Очевидно, что прививать любовь к природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к ней необходимо с раннего детства. Современная система образования рассматривает младшего школьника как субъекта учебного процесса, где ученик полноценный участник и соруководитель в образовательной среде, а в процессе воспитания экологической культуры младших школьников должны сформироваться представления о комплексности, важности, неповторимости природы и большой ответственности перед всем живым.

Цель данного исследования: определить уровень экологической культуры у детей младшего школьного возраста (9-10 лет). Задачи, которые необходимо решить:

• проанализировать нормативно-правовые документы и научно-методическую литературу по воспитанию экологической культуры обучающихся в начальной школе;

• рассмотреть психолого-возрастные особенности детей 9-10 лет;

• провести анкетирование детей 9-10 лет для определения уровня экологической культуры обучающихся, проанализировать полученные результаты;

• дать рекомендации по дальнейшему воспитанию экологической культуры младших школьников.

Обзор нормативно-правовых документов и научно-методической литературы

Воспитание экологической культуры в начальной школе осуществляется в рамках законов федерального значения, а именно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)1, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 2 , Федеральный закон от 14 сентября «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"3 и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"»4, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

1 https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=382735&ysclid=lfdlsfut7o228226907 (Дата обращения 18.03.2023).

2 https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/?ysclid=lfdlts6ef8880580287 (Дата обращения 18.03.2023).

3 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008?ysclid=lfdluzavcz955472907 (Дата обращения 18.03.2023).

4 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/?ysclid=lfdlvt8d46314142431 (Дата обращения 18.03.2023).

(2002 г.) 5 в главе «Основы формирования экологической культуры» упоминается необходимость системы всеобщего и комплексного экологического образования (ст. 71), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников»6, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»7, Основная образовательная программа начального общего образования (редакция 2 от 2021 г.)8, в содержании которой есть «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

В основе «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» заложены основы общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства, а также наиболее эффективный путь формирования экологической культуры — совместная со взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательной организации и т. д. Для реализации данной программы необходимо определить уровень экологической культуры.

Вопросами воспитания экологической культуры младших школьников занимались Е С. Дронова [1], ЕВ. Везетиу [2], Р.Г. Мелкумова [3], О.А. Чалова [4], С.А. Ряднова [5], С.А. Зайцева [6], О.А. Лукашевич9, И.А. Воедилова [7], Н.Я. Фролова [8], О.А. Карпачева [9], В.А. Панова [10], М.Д. Кузьмичева [11], И.В. Базулина [12], Т.И. Петрова [13], Д.И. Воробьева [14], Э.Р. Насибуллина [15], М.А. Токарева [16], С.А. Косцова [17] и другие.

С точки зрения Е.С. Дроновой, образовательное пространство общеобразовательной школы служит благоприятной инновационной базой для формирования экологической культуры младших школьников, которая позволяет им получать и использовать знания в рамках экологического образования, дающего возможность эффективно решать возникающие экологические проблемы, успешно выстраивать экологическое взаимодействие с окружающими, строить гармоничные отношения с природой и обществом в процессе личностного роста и развития своего экологического потенциала [1].

Группа методистов во главе с И.А. Воедиловой, О.А. Чаловой, О.А. Лукашевич занимаются совмещением процессов экологического и иноязычного образования на различных ступени образования, формируя иноязычную коммуникативную компетенцию, а также фоновые экологические знания как фундамент экологической культуры и грамотности [4; 7].

5 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/?ysclid=lfdm0vboko483731210 (Дата обращения 18.03.2023).

6 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045?ysclid=lfdm4j4kcw243150035 (Дата обращения 18.03.2023).

7 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211020040?ysclid=lfdmf5tgxn610902749 (Дата обращения 18.03.2023).

8 https://st.educom.ru/eduoffices/gateways/get file.php?id={CB2D8A65-950E-53DE-B66E-

C12BF2261036}&name=%D0%9E%D0%9E%D0%9F-%D0%9D%D0%9E%D0%9E-21-25.10.pdf (Дата обращения 18.03.2023).

9 Лукашевич, О.А. Теория и практика экологической подготовки курсантов военного вуза в иноязычном образовательном процессе: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лукашевич Ольга Александровна. — Самара, 2008. — 24 с.

Р.Г. Мелкумова считает, что первостепенное влияние на воспитание экологической культуры оказывает семья и без взаимодействия с которой педагоги не смогут привить навыки экологической культуры [3].

С.А. Зайцева связывает экологическую культуру младших школьников с нравственным воспитанием [6].

По мнению, Е.В. Везетиу результатом процесса экологического воспитания является формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности экологической культуры как конченого результата готовности человека к экологически сообразному взаимодействию с природой, а формирование компонентов экологической культуры базируется на воспитании экологического сознания детей путем использования методов, средств и приемов, оказывающих воздействие на эмоционально-волевую сферу ребенка, обеспечивающих непосредственное взаимодействие обучающегося с объектами живой и неживой природы [2].

Воспитание экологической культуры — сложная, многокомпонентная, динамичная система, включающая экологические знания, позволяющие формировать экологическое сознание, способствующая бережному отношению к природе и осуществляющие природоохранные действия.

Сохранение окружающей среды и рациональное природопользование -являются актуальными задачами современного общества, в том числе на начальной ступени школьного образования. В период начальной школы (9-10 лет) учащиеся получают знания и опыт при взаимодействии и под руководством взрослых (родителей и учителей). В данном возрасте учащиеся воспринимают полученную информацию эмоционально-чувственным способом, что благоприятно для воспитания экологической культуры младших школьников, формируется качества и свойства личности, которые будут присуще уже взрослым специалистам. Знания, полученные в данный период, вскоре перерастут в прочные ценностные убеждения и моральные установки, активизируя потребность во взаимодействии с природой, начнет развиваться самосознание и способность к рефлексии, поэтому правильное отношение к экологическим проблемам зависит от уровня экологической культуры младшего школьника.

Воспитание экологической культуры школьников целесообразно осуществлять в соответствии с их возрастными особенностями. Так, в начальной школе учащиеся изучают дисциплину «Окружающий мир», которая должная заложить прочные знания и представления о законах живой природы, помочь переосмысливать личный опыт и приучить детей к рациональному постижению мира.

В 2022 году в ГБОУ НО г. Москвы «Школа № 1905» был проведено анкетирование детей в возрасте 9-10 лет (4 класс). В анкетировании приняло участие 54 ребенка. Исследование проводилось в 4 этапа: 1 этап — оценка экологических знаний по методике Ю. Полещука «Экологические знания», 2 этап — оценка экологических сознания по методике А. Сидельковского «Развитость моего экологического сознания», 3 этап — оценка экологического отношения по методике С. Глазычева «Мое отношение к природе», 4 этап — оценка экологических культуры.

Основная часть

Методология

Ход исследования

Основываясь на вышесказанное, что экологическая культура включает 3 компонента: экологические знания, экологическое сознание и отношение к природе, включая отношение к природоохранной деятельности, сначала была проведена диагностика уровня экологических знаний на основе анкетирования (анкета и методика обработки результатов принадлежит Д. Сольвьевой10), где учащиеся 9-10 лет начальной школы ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905» отвечали на 15 вопросов:

1. Какие организмы используют как показатели загрязнения?

а) животные;

б) лишайники;

в) растения.

2. Почему человек создает сады и парки в городе?

а) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

в) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

а) морскую соль;

б) сахар;

в) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

а) да;

б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

а) морская свинка;

б) морская корова;

в) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

а) пресная;

б) соленая;

в) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

а) гибнет рыба;

б) по берегам чахнут растения;

в) размножаются водоросли.

10 https://e.nshkoli.ru/601759 (Дата обращения 18.03.2023). Страница 5 из 12

8. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

а) в лесу;

б) в городе;

в) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

а) в заповедниках;

б) в садах и парках города;

в) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

а) из редких цветов;

б) из растений, выращенных человеком.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

а) деревья могут погибнуть;

б) ничего не случится;

в) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других быть в состоянии спячки без еды:

а) мышь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) бобер;

в) еж;

г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

а) синица;

б) кукушка;

в) филин;

г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасает себе корм на зиму?

а) лошадь;

б) волк;

в) белка.

Затем оценивался уровень экологического сознания учащихся 4 класса ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905», которые выбирали вариант своего отношения к 15 утверждениям: полностью согласен (2 балла); не уверен, что полностью согласен (1 балл); не знаю (0 баллов).

1. Высшую ценность представляет человек.

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

3. Необходимо сохранять природу ради нее самой.

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет, как продолжать их строить.

6. Сохраним природу для наших детей.

7. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.

8. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.

9. Природа — это окружающая среда.

10. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.

11. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.

12. Природа — это мир единства и неповторимости природных объектов.

13. Природа полезна для человека.

14. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.

15. Бывают вредные и полезные жуки.

На 3 этапе исследования учащимся 4 класса ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905» предложили прочитать 15 вопросов и выбрать один из трех ответов: да (2), нет (0), по-разному (1) для оценки экологического отношения:

1. Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2. Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные? («некрасивые»)?

3. Всегда ли вы бережно относитесь к природе.

4. Влияет ли природа на ваше настроение?

5. Все ли в окружающей природе вас интересует?

6. Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую природу?

7. Можете ли объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

8. Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

9. Любите ли вы читать описания природы в книгах?

10. Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

11. Часто ли вы отдыхаете среди природы (в т. ч. в городских скверах, парках и т. п.)?

12. Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

13. Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

14. Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

15. Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

На 4 этапе исследования анализировались ответы по определению уровня экологических знаний (1 — б; 2 — а, б; 3 — а; 4 — б; 5 — б; 6 — в; 7 — а, б, в; 8 — б; 9 — б; 10 — а, в; 11 — б; 12 — а; 13 — г; 14 — б; 15 — в), каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, неправильный 0 баллов, так от 0 до 6 правильных ответов — низкий уровень; от 7 до 11 верных ответов — средний уровень; от 12 до 15 правильных ответов — высокий уровень. Далее подсчитывалось общее количество баллов для определения уровня сформированности экологического сознания — 0-14 баллов — низкий уровень; от 15 до 23 баллов — средний уровень; от 24 баллов — высокий уровень, также подсчитывались баллы для определения уровня сформированности экологического отношения — 0-14 баллов — низкий уровень; от 15 до 23 баллов — средний уровень; от 24 баллов — высокий уровень. Затем, определяли уровень экологической культуры по сумме полученных баллов: 0-36 баллов — низкий уровень; от 37 до 59 баллов — средний уровень; от 60 баллов — высокий уровень.

Результаты

Анкетирование, проведенное в рамках диагностирования уровня экологических знаний детей 9-10 лет (4 класс), показало, что у 45 % участников исследования отсутствуют знания или имеются узкие неправильное представления о животном и растительном мире. Учащиеся не знают экологические взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу, когда решают экологические проблемы, не знают правил и норм поведения в природе. У 33 % учащихся экологические знания сформированы на среднем уровне, а именно, знания о единстве природы, экологических взаимосвязях организмов в природе сформированы недостаточно, а потребности приобрести экологические знания развиты недостаточно. Дети знают и выполняют правила поведения в природе не в полном объеме. В то время как, у 22 % учащихся начальной школы экологические знания, как один из элементов экологической культуры, сформированы достаточно хорошо. Высокий уровень экологической культуры характеризуется осведомленностью о закономерных связях природы. У детей сформированы прочные знания о единстве природы, о взаимосвязях и взаимозависимостях организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них, учащиеся знают и выполняют нормы и правила поведения в природе (табл. 1).

Таблица 1

Уровни экологических знаний учащихся 9-10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологических знаний Количество опрошенных, (%)

Низкий 24 человека — 45 %

Средний 18 человек — 33 %

Высокий 12 человек — 22 %

Составлена автором

28 % младших школьников имеют низкий уровень экологического сознания, при этом они осознают пользу природы для человека. У 55 % опрошенных экологическое сознание находится в переходном состоянии, они рассматривают необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений. У 9 человек (17 %) высокий уровень сознания и учащиеся воспринимают природные объекты как полноправные субъекты,

партнеры по взаимодействию, а экологическое сознание ориентировано на экологическую целесообразность, где отсутствует противопоставление человека и природы (табл. 2).

Таблица 2

Уровни экологического сознания детей 9-10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологического сознания Количество опрошенных, (%)

Низкий 15 человек — 28 %

Средний 30 человек — 55 %

Высокий 9 человек — 17 %

Составлена автором

В таблице 3 представлены уровни экологического отношения детей 9-10 лет. Так, 22 % респондентов не получают положительных эмоций и впечатлений от общения с природой, не осознают своей связи с природой у них низкий уровень экологического отношения. У 52 % учащихся отношение к природе мало осознано и не очень активно, у них средний уровень экологического отношения. 26 % младших школьников имеют высокий уровень экологического отношения, их отношение к природе осознается глубоко и правильно (табл. 3).

Таблица 3

Уровни экологической отношения детей 9-10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологической отношения Количество опрошенных, (%)

Низкий 12 человек — 22 %

Средний 28 человек — 52 %

Высокий 14 человек — 26 %

Составлена автором

Далее в таблице 4 представлены результаты проведенного исследования по определению уровня сформированности экологической культуры детей 9-10 лет младшего школьного возраста образовательного учреждения г. Москвы «Школа 1905».

Таблица 4

Уровни экологической культуры детей 9-10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологической культуры Количество опрошенных, %)

Низкий 12 человек — 22 %

Средний 33 человека — 61 %

Высокий 9 человек — 17 %

Составлена автором

Согласно полученным данным (табл. 4), у воспитанников начальной школы уровень экологической культуры средний и высокий, (61 %) и (17 %) соответственно. Так, у учащихся с высоким уровнем экологической культуры в конце четвертого класса знания о растениях и животных разных сообществ многообразны, он бережно относится к растительному и животному миру, понимает его ценность, проявляет устойчивый интерес, а учащиеся, которые усвоили закономерные связи объектов, явлений; обобщают знания об особенностях природного мира, но не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду имеют средний уровень сформированности экологической культуры.

При этом процент участников исследования с низким уровнем экологической культуры также высок (22 %), при котором учащиеся не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, желают заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито.

Обсуждения

На основе учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отметим, что 9-10 лет — возраст является благоприятным для воспитания экологической культуры, так как в этот период происходит формирование экологических знаний, системы нравственных ценностей, и бережного отношения к природе и природоохранным действиям. Безусловно, семья оказывают большое влияние на воспитание основ экологической культуры, взрослые ответственны за сохранность окружающей среды, воспитание любви к природе и ее богатствам, поэтому воспитание экологической культуры детей нужно проводить параллельно с воспитанием экологической культуры родителей для этого рекомендуется проводить анкетирование, опросы, совместные досуги, праздники, КВНы, викторины, театральные постановки, выставки, круглые столы, родительские собрания, консультации, дискуссии, семинары, экологические стенды, заповедники, экскурсии, экологические опыты, проекты.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, очевидно, что необходимо повышать уровень экологической культуры младших школьников уже получая основное общее образование, так как 4 класс является последним классом начальной школы. В Обсуждениях перечислены рекомендации для повышения уровня экологической культуры младших школьников в условиях тесного сотрудничества школы и семьи, в связи с тем, что уровень экологической культуры младших школьников все еще довольно низок и все компоненты сформированы в недостаточной степени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дронова Е.С. Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе / Е.С. Дронова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2017. — № 8(121). — С. 6871.

2. Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 4(46). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/5667 (дата обращения: 07.03.2023).

3. Мелкумова Р.Г. Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3(6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-semi-v-ekologicheskom-vospitanii-mladshego-shkolnika (дата обращения: 07.03.2023).

4. Чалова О.А. Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров средствами иностранного языка / О.А. Чалова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7, № 1.

— С. 64.

5. Ряднова С.А. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников на основе использования рекреативно-оздоровительных технологий социально-культурной деятельности / С.А. Ряднова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.

— 2008. — № 11(67). — С. 148-152.

6. Зайцева С.А. Влияние экологической культуры на нравственное воспитание младших школьников / С.А. Зайцева, Н.В. Жиляева, Е.Н. Швецова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72-2. — С. 87-90.

7. Воедилова И.А. Формирование экологической культуры младших школьников в системе иноязычного образования / И.А. Воедилова // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — № 4. — С. 357-361.

8. Фролова Н.Я. Воспитание экологической культуры младших школьников / Н.Я. Фролова, С.М. Трубина // Эксперимент и инновации в школе. — 2008. — № 3. — С. 78-80.

9. Карпачева О.А. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников / О.А. Карпачева // Вестник науки. — 2023. — Т. 2, № 1(58). — С. 106-111.

10. Панова В.А. Дифференцированный подход к учащимся начальной школы в экологическом образовании / В.А. Панова // 2008. — № S1. — С. 238-242.

11. Кузьмичева М.Д. Особенности формирования экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе / М.Д. Кузьмичева // Символ науки: международный научный журнал. — 2022. — № 4-1. — С. 97-98.

12. Базулина И.В. Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования / И.В. Базулина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3-4(22). — С. 8-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Петрова Т.И. Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов / Т.И. Петрова, С.С. Петров // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 3(82). — С. 181-182. — DOI 10.24411/1991-54972020-00506.

14. Воробьева Д.И. Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы / Д.И. Воробьева, И.В. Базулина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — Т. 12, № 5-1. — С. 25-31.

15. Насибуллина Э.Р. Приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах / Э.Р. Насибуллина // Kant. — 2018. — № 2(27). — С. 109-112.

16. Токарева М.А. Реализация преемственности экологического воспитания в системе "ДОУ — Начальная школа" / М.А. Токарева // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 5(17). — С. 239-240.

17. Косцова С.А. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе проектной деятельности / С.А. Косцова // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 3(52). — С. 50-52.

Chalova Olga Aleksandrovna

National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Moscow, Russia

E-mail: oldadavydova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7772-3755

RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=718011 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57844554000

Assessment of the level of formation of ecological culture of primary school children

Abstract. It is best to cultivate a careful attitude to nature at an early school age, enriching with environmental knowledge, as well as participating in environmental activities. This article discusses regulatory documents, analyzes scientific and methodological literature devoted to the education of environmental culture of younger schoolchildren. The aim of the study was to determine the level of ecological culture in primary school age children (9-10 years old). In accordance with the age characteristics, a questionnaire was conducted, the results of which showed the level of environmental knowledge according to Yu's methodology. Poleshchuk "Ecological knowledge", the level of ecological consciousness according to the method of A. Sidelkovsky and the level of ecological attitude according to the method of S. Glazychev "My attitude to nature", the above levels are components of the level of ecological culture. The study was conducted in 4 stages: stage 1 — assessment of environmental knowledge, stage 2 — assessment of environmental awareness, stage 3 — assessment of environmental attitudes and stage 4 — assessment of environmental culture. The results obtained made it possible to determine the levels of formation of the ecological culture of younger schoolchildren and to make recommendations on increasing the level of ecological culture in the joint activities of children by parents and teachers.

Keywords: ecological culture; assessment; level; primary school student; elementary school; ecological knowledge; ecological consciousness; ecological attitude

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.