Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОШКОЛЬНИК / ДЕТСКИЙ САД / КУЛЬТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНЯЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалова Ольга Александровна

В данной статье рассматривается воспитание экологической культуры на первой ступени образовательной системы, а именно, в дошкольном образовательном учреждении, в рамках непрерывного воспитания экологической культуры в ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905» на примере детей 4-5 лет (средняя группа). Автор определил исходный уровень экологической культуры у детей дошкольного возраста с помощью методики Е. Иштыковой для дальнейшего роста экологической грамотности в природоохранной деятельности. В данной работе автор кратко рассмотрел понятия «культура» и «экологическая культура», проанализировал нормативно-правовые документы в области экологической культуры дошкольников, рассмотрел психолого-возрастные особенности детей 4-5 лет, провел анализ научно-методической литературы по формированию/воспитанию экологической культуры, провел опрос детей 4-5 лет на предмет определения уровня экологической культуры, составил таблицы для наглядного рассмотрения полученных уровней (высокий, средний и низкий) трех компонентов экологической культуры (познавательный (экологические знания), мотивационно-ценностный (ценность природы и отношение к природе), деятельностный (экологическая деятельность), проанализировал полученные результаты, а также дал рекомендации по дальнейшему воспитанию экологической культуры в дошкольном учреждении. Автор считает, что всем участникам воспитательного процесса дошкольников необходимо привлекать детей к природоохранной и просветительской деятельности в области охраны окружающей среды. Детям совместно со взрослыми принимать участие в экскурсиях на природе, наблюдать за природными объектами, проводить беседы о живом и неживом, выполнять совместные экологические проекты (делать кормушки и скворечники), участвовать в экологических праздниках и конкурсах, выставках рисунков и фотографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чалова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF THE LEVEL OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN (4-5 YEARS OLD)

This article discusses the education of ecological culture at the first stage of the educational system, namely, in a preschool educational institution, as part of the long-life education of ecological culture in the Moscow State Educational Institution "School № 1905" on the example of children 4-5 years old (middle group). The author determined the initial level of ecological culture in preschool children using the methodology of E. Ishtykova for further growth of environmental literacy in environmental protection activities. In this paper, the author briefly considered the concepts of "culture" and "ecological culture", analyzed the normative legal documents in the field of ecological culture of preschoolers, considered the psychological and age characteristics of children 4-5 years old, analyzed the scientific and methodological literature on the formation/education of ecological culture, conducted a survey of children 4-5 years old to determine the level of ecological culture, compiled tables for visual consideration of the obtained levels (high, medium and low) of the three components of ecological culture (cognitive (ecological knowledge), motivational and value-based (the value of nature and attitude to nature), activity-based (environmental activity), analyzed the results obtained, and also gave recommendations for further education of ecological culture in preschool. The author believes that all participants in the educational process of preschoolers need to involve children in environmental protection and educational activities in the field of environmental protection. Children together with adults take part in nature excursions, observe natural objects, conduct conversations about the living and the inanimate, carry out joint environmental projects (make feeders and birdhouses), participate in environmental festivals and contests, exhibitions of drawings and photographs.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/24PDMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чалова, О. А. Диагностика уровня сформированное™ экологической культуры у детей дошкольного возраста (4-5 лет) / О. А. Чалова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN123.pdf

For citation:

Chalova O.A. Diagnosis of the level of formation of ecological culture in preschool children (4-5 years old). World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 24PDMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Чалова Ольга Александровна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: oldadavydova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7772-3755 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=718011 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57844554000

Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей дошкольного

возраста (4-5 лет)

Аннотация. В данной статье рассматривается воспитание экологической культуры на первой ступени образовательной системы, а именно, в дошкольном образовательном учреждении, в рамках непрерывного воспитания экологической культуры в ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905» на примере детей 4-5 лет (средняя группа). Автор определил исходный уровень экологической культуры у детей дошкольного возраста с помощью методики Е. Иштыковой для дальнейшего роста экологической грамотности в природоохранной деятельности. В данной работе автор кратко рассмотрел понятия «культура» и «экологическая культура», проанализировал нормативно-правовые документы в области экологической культуры дошкольников, рассмотрел психолого-возрастные особенности детей 4-5 лет, провел анализ научно-методической литературы по формированию/воспитанию экологической культуры, провел опрос детей 4-5 лет на предмет определения уровня экологической культуры, составил таблицы для наглядного рассмотрения полученных уровней (высокий, средний и низкий) трех компонентов экологической культуры (познавательный (экологические знания), мотивационно-ценностный (ценность природы и отношение к природе), деятельностный (экологическая деятельность), проанализировал полученные результаты, а также дал рекомендации по дальнейшему воспитанию экологической культуры в дошкольном учреждении.

Автор считает, что всем участникам воспитательного процесса дошкольников необходимо привлекать детей к природоохранной и просветительской деятельности в области охраны окружающей среды. Детям совместно со взрослыми принимать участие в экскурсиях на природе, наблюдать за природными объектами, проводить беседы о живом и неживом, выполнять совместные экологические проекты (делать кормушки и скворечники), участвовать в экологических праздниках и конкурсах, выставках рисунков и фотографий.

Ключевые слова: экологическая культура; дошкольник; детский сад; культура; Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования; экологические знания; экологическое отношение; экологическая деятельность; средняя группа

Введение

Неблагоприятные экологические условия городской природной среды способствуют принятию различных нормативно-правовых документов в области охраны окружающей среды и различных природоохранных действий, но между тем уровень экологической культуры населения все еще остается запредельно низким. Несомненно, что причина всех экологических бедствий кроется не только в негативном воздействии промышленных предприятий, сколько в безграмотном и безответственном отношении и поведении по отношению к окружающей среде всех членов мирового сообщества в целом. Повышать экологические знания и проявлять активные действия по защите окружающей среды нужно непрерывно, систематически, целенаправленно, продуманно, а воспитывать бережное отношение к природе следует с раннего детства.

Так, в настоящее время дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного воспитания экологической культуры, поэтому важность ее воспитания у дошкольников неоспорима и очень ценна. Развиваясь в экологически грамотном окружении, ребенок повторят действия родителей, воспитателей, проходя при этом свой путь развития. Основы бережного отношения к природе закладывает ближайшее окружение ребенка, формируя положительное или отрицательное отношение к миру, природе и окружающим.

Цель данного исследования: определить уровень экологической культуры у детей дошкольного возраста (4-5 лет) для дальнейшего роста экологической грамотности в природоохранной деятельности. Задачи, которые необходимо решить:

• рассмотреть понятия «культура» и «экологическая культура»;

• проанализировать нормативно-правовые документы в области экологической культуры дошкольников;

• рассмотреть психолого-возрастные особенности детей 4-5 лет;

• проанализировать научно-методическую литературу по формированию/ воспитанию экологической культуры;

• провести опрос детей 4-5 лет на предмет определения уровня экологической культуры, проанализировать полученные результаты;

• дать рекомендации по дальнейшему воспитанию экологической культуры.

Обзор литературы

В контексте воспитания экологической культуры дошкольников рассмотрим понятия «культура» и «экологическая культура».

В начале нашего исследования обратимся к Большой советской энциклопедии, которая рассматривает «культуру» как исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также

специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.1

Нашему исследованию очень близко определение, данное М.С. Каганом, в котором культура это негенетическая, ненаследственная программа человеческого поведения, создающая новую рукотворную окружающую среду на основе среды естественной2.

Э.С. Маркарян, утверждает, что культура возникла как система средств регуляции взаимоотношений между людьми, их объединениями, между ними, а также между обществом и физической и биологической природой3.

Далее рассмотрим термин «экологическая культура», подробно исследуемый в работах Б.Т. Лихачева [1], И.Д. Зверева [2], И.Т. Суравегиной [3], В.А. Ясвина [4] и др.

Б.Т. Лихачев считает экологическую культуру производным от экологического сознания, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Данная культура должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общение с природой4.

По мнению В.А. Ясвина «экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не руководствоваться ими. Экологическая культура человека включает экологическое сознание и экологическое поведение5.

По И.Т. Суравегиной экологическая культура есть диалектическое единство знаний, положительного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде6.

Согласно И.Д. Звереву у экологической культуры имеются качественные характеристики: обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социоприродной средой; формирование ответственного отношения личности и общества к природе, к материальным, социальным и духовным ценностям; осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, здоровья в

7

условиях оптимизации системы «природа — человек» .

1 https://gufo.me/dict/bse/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0?ysclid=ldk2h4 2zfp605815200 (Дата обращения 31.01.2023).

2 Каган М.С. Философия культуры / акад. гуманитар. наук; Спб. Гуманитар. ун-т профсоюзов; Спб. Гос. ун-т. — Спб.: Петрополис, 1996. — 415 с.

3 Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации: Общ. постановка пробл. и ее анализ применительно к НТР. Препринт / Э.С. Маркарян. — Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982. — 19 с.

4 Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А.С. Запесоцкий. — СПб.: СПбГУП, 2015 — 540 с.

5 Ясвин В.А. Формирование экологической культуры: пособие по регион. экол. политике / В.А. Ясвин; Центр. экол. политики России. — Москва: Акрополь, 2004. — 195 с

6 Экологическое образование школьников / [А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.]; Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. — Москва: Педагогика, 1983. — 160 с.

7 Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И.Д. Зверев. — Москва: Знание, 1980. — 96 с.

Итак, кратко, экологическую культуру можно охарактеризовать как многокомпонентную систему, состоящую из экологических знаний, экологического сознания и экологических действий.

Вопросами воспитания экологисткой культуры дошкольников занимались следующие ученые С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова [1], С.Е. Блохина, М.Е. Званцова [2], Т.В. Поданева [3], Коурова С.И. [4], Ю.А. Гладкова [5], Л.В. Финогенова [6], Н.А. Пронина [7], Р.Ф. Берзина [8], О.А. Чалова [9], Т.В. Поданева [10], Т.В. Сипович [11], Н.Ю. Охрименко [12], Г.А. Ефимова [13], Г.В. Юсупова [14], М.К. Каримуллина [15], С.Г. Сорокина [16], Е.Н. Кулешова [17]и др.

Дошкольный возраст варьируются от 3-7 лет — сравнительно небольшой промежуток времени, именно, в этот период интенсивно развиваются умственные, физические и психологические способности ребенка. Дети 4-5 лет активно используют знания, полученные из семьи и окружения, переосмысливают их, выделяя себя из общества и причисляя себя к миру в целом, проявляют большой интерес как к отдельным видам деятельности взрослого, так и всему образу жизни.

У детей возрастает интерес к окружающему миру и самостоятельности, непрерывно преодолевая границы индивидуального опыта в специально созданном педагогическом пространстве — детском саду, которое помогает получить необходимые экологические знания, умения и навыки, формирующие экологическое сознание и мышление, потребность параллельно развивать эмоциональную сферу и природосберегающее поведение/деятельность.

Процесс формирования экологической культуры — сложный и длительный процесс, зависящий от личностного отношения семьи, воспитателей, общества к окружающей среде в пределах детского сада и дополнительных образовательных учреждений.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте регламентировано нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), Экологической доктриной (2002 г.); Законом РФ «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г. N 7 ст. 71), Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. N 996-р).

Очевидно, что детский сад являясь первой ступенью системы непрерывного воспитания экологической культуры, формирует основы грамотного природопользования, отношения к природе и рациональную экологическую деятельность.

Документы, регламентирующие работу дошкольных учреждений — это ФГОС ДО8 и СаНПиН9 для дошкольных учреждений. В ФГОС ДО в рамках социально-коммуникативного развития есть пункт о безопасном поведении детей в природе, цель которого формировать основы экологической культуры у воспитанников 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа), а также знакомить с правилами поведения на природе. Воспитание экологической культуры начинается с 5 лет, а у детей 3-4 лет (младшая группа), 4-5 лет (средняя группа) нет возможности пополнять экологические знания в детском саду согласно ФГОС ДО.

8 ФОГОС Дошкольное образование https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?yscüd=ldljavgb4w361040678 (дата обращения: 01.02.2023).

9 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159501/61f124f09a3cd8e3f7a 03bb247892efcd0846e42/?ysclid=ldlj5amgy4652931919 (дата обращения: 01.02.2023).

К сожалению, СаНПиН для дошкольных учреждений также не способствуют получению экологических знаний и умений в ДО, так как в группе, где спят и воспитываются дети, категорически запрещены комнатные растения, живые уголки, которые помогут ребенку бережно относиться к окружающей среде, не выходя из помещения (полив цветов, наблюдение за ростом растений и животных, кормление и уход за животным и т. д.). Количество деревьев также регламентировано (50 % площади территории), покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

У ребенка в дошкольном образовательном учреждении ограничены возможности в общении с природой, пропадает познавательная экологическая деятельность, нет эмоционального восприятия разнообразия живых объектов, без которых сведения о природе будут не полными, а также теряется ее понимание и ценность.

Определение исходного уровня экологической культуры в возрасте 4-5 лет позволит показать необходимость пересмотреть и изменить государственные стандарты и установить преемственность получаемых экологических знаний и умений, действий.

Методология

В 2022 году в ГБОУ ДО г. Москвы «Школа № 1905» был проведен опрос детей в возрасте 4-5 лет (средняя групп). В опросе приняло участие 25 детей. Опрос проводился по методике Е. Иштыковой для выявления исходного уровня экологической культуры детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Ход исследования

Определить уровень экологической культуры можно, учитывая 3 компонента экологической культуры: познавательный (экологические знания), мотивационно-ценностный (ценность природы и отношение к природе), деятельностный (экологическая деятельность). Мониторинг экологических знаний проводился следующим способом — ребенку предлагалось посмотреть на картинку и сказать какой объект изображен на рисунке, а затем ответить на вопросы:

• Какой объект изображен на рисунке живой или неживой? Назови отличия живого от неживого.

• Назови животных и распредели их на домашние и дикие, травоядные и хищные.

• Расскажи кто где живет и чем питается.

• Как меняется образ жизни животного в зависимости от времени года?

• Что нужно растению для роста и развития?

• Какое сейчас время года? (признаки данного времени года). Чем отличается лето от зимы? Назови какое время года будет после зимы/весны/лета/осени (Последовательность времен года).

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы для определения отношения ребенка к естественной природной среде (мотивационно-ценностный компонент экологической культуры («Мое отношение к природе») и желании сохранять природу:

Нравится ли тебе наблюдать за ростом цветов? Нравится ли тебе наблюдать за животными/птицами/рыбами? Какие растения/цветы/деревья тебе нравятся? Какие животные/птицы/рыбы тебе нравятся? Нужно сохранять природу?

Какое у тебя настроение, когда видишь зеленое дерево/цветок?

Какое у тебя настроение, когда видишь сломанное дерево/цветок?

Нравится слушать сказки/рассказы о животных?

Далее проверялась активность ребенка в экологической деятельности, а также понимание личностной и общественной значимости экологической деятельности.

Нравится ли тебе поливать цветы?

Есть ли у тебы домашнее животное? Если есть, нравится ли тебе кормить и ухаживать за животными?

Подкармливаешь ли ты птиц зимой?

Делал/а кормушку?

Куда нужно выбрасывать мусор на улице?

Затем подсчитывалось количество баллов за каждый ответ:

полный ответ/нравится (да) и объяснение — 2 балла;

ответ без объяснения — 1 балл;

ответы не нравится/нет — 0 баллов.

Ответы суммировались по каждому разделу. Были выделены 3 уровня для каждого компонента экологической культуры:

• 36-38 баллов — высокий уровень (А);

• 30-35 баллов — средний уровень (В);

• 0-29 баллов — низкий уровень (С).

Затем посчитали А, В и С, выделив 3 уровня экологической культуры:

А+А+А — высокий уровень;

А+В+В, В+В+В, В+В+С — средний уровень;

С+С+С — низкий уровень.

Результаты

Проведенный опрос показал, что уровень экологических знаний у детей 4-5 лет средней группы ДО в целом высокий (36 %) и средний (40 %), а заначит, что большинство детей знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По этим критериям дети относят к живому большинство животных и растений, называют разные признаки у животных и растений, характеризуют группы живого в целом. И лишь 24 % воспитанников имеют

неустойчивые представления о некоторых особенностях живого и неживого, не относят растений к живому (табл. 1).

Таблица 1

Уровни экологических знаний детей 4-5 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологических знаний Количество опрошенных, (%)

Низкий 6 чел. — 24 %

Средний 10 чел. — 40 %

Высокий 9 чел. — 36 %

Составлена автором

Далее подсчитывались баллы по мотивационно-ценностному компоненту экологической культуры. Итак, 36 % детей проявляют сильные эмоции, радость от общения с животными и растениями, интерес к познанию живого, сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя сознательность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма, проявляют гуманные чувства к живому. Данные показатели присущи высокому уровню экологического отношения. 44 % опрошенных (средний уровень) проявляют интерес, избирательность, ситуативность: интересуются лишь знакомыми животными, проявляют отношения эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живыми существами в деятельности для получения эмоционального удовольствия. 20 % воспитанников детского сада имеют слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют, не проявляют интерес или он ситуативен, наблюдают по предложению взрослого, быстро переходят от одного к другому (табл. 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни экологического отношения детей 4-5 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологического отношения Количество опрошенных, (%)

Низкий 5 чел. — 20 %

Средний 11 чел. — 44 %

Высокий 9 чел. — 36 %

Составлена автором

Большинство респондентов (52 %) владеют необходимыми экологическими умениями и навыками, необходимыми для решения природоохранных проблем в соответствии с возрастом, участвуют в экологической деятельности и у них высокий уровень экологической деятельности. 28 % дошкольников владеют недостаточным объемом экологических умений и навыков, необходимых для осуществления природоохранных действий, редко участвуют в экологической деятельности, а 20 % детей не владеют достаточным объемом экологических умений и навыков, необходимых для природоохранных мероприятий, не участвуют в экологической деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Уровни экологической деятельности детей 4-5 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологической деятельности Количество опрошенных, (%)

Низкий 5 чел. — 20 %

Средний 7 чел. — 28 %

Высокий 13 чел. — 52 %

Составлена автором

Результаты проведенного опроса по уровню сформированности экологической культуры детей средней группы дошкольного образовательного учреждения г. Москвы «Школа 1905» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровни экологической культуры детей 4-5 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1905»

Уровень экологической культуры Количество опрошенных, (%)

Низкий 5 чел. — 20 %

Средний 11 чел. — 44 %

Высокий 9 чел. — 36 %

Составлена автором

Согласно полученным данным, у воспитанников средней группы уровень экологической культуры средний и высокий, (36 %) и (44 %) соответственно, который формируется в семье, ближайшем окружении ребенка, и конечно, в детском саду.

Обсуждения

Родителям и воспитателям рекомендуется применять различные формы и методы воспитания экологической культуры, вызывая чувство радости, восхищения и сострадания к живому от «прикосновения» с природой.

Всем участникам воспитательного процесса дошкольников необходимо привлекать детей к природоохранной и просветительской деятельности в области охраны окружающей среды. Детям совместно со взрослыми принимать участие в экскурсиях на природе, наблюдать за природными объектами, проводить беседы о живом и неживом, выполнять совместные экологические проекты (делать кормушки и скворечники), участвовать в экологических праздниках и конкурсах, выставках рисунков и фотографий.

Взрослым демонтировать опыты с песком, глиной и водой, тем самым передавать имеющийся опыт в отношении с природой и природными материалами, формируя экологически грамотную личность, которая сможет применять полученные знания в дальнейшем обучении в старшей и подготовительной группах ГБОУ ДО г. Москвы «Школа № 1905».

На территории детского сада «Школа № 1905» уже представлены фигурки животных и кормушки для птиц, сделанные воспитанниками, что также помогает знакомить детей с окружающим миром.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что процесс формирования экологической культуры дошкольника и ее дальнейшее развитие возможны только при создании экологической образовательной среды и активного участия взрослых в природоохранной деятельности. Работа по формированию экологической культуры должна быть последовательной и непрерывной, поэтому часть образовательных документов должна быть пересмотрена и дополнена экологическими компонентами для воспитания экологической культуры начиная с 3-х лет.

Полученные данные об уровне экологической культуры позволяют продолжить формирование данной культуры в старшей и подготовительной группах ГБОУ ДО г. Москвы «Школа № 1905», а не начинать с нуля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева С.Н. Экологическая культура в дошкольном детстве / С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова // Образовательная политика. — 2017. — № 1(75). — С. 87-93.

2. Блохина С.Е., Званцова М.Е. Экологическая культура как одна из сторон духовно-нравственного воспитания старших дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 5. — С. 113-115.

3. Поданева Т.В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста / Т.В. Поданева // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4(71). — С. 86-90.

4. Коурова С.И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / С.И. Коурова, Н.И. Яковлева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4(40). — С. 3944.

5. Гладкова Ю.А. Экологическая культура — дошкольнику: методический аспект / Ю.А. Гладкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2015. — № 3-4. — С. 178.

6. Финогенова Л.В. Формирование основ экологической культуры у дошкольника в современной парадигме образования / Л.В. Финогенова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2011. — Т. 17.

— № 2. — С. 43-49.

7. Пронина Н.А. Подготовка будущего педагога дошкольного образования к формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы / Н.А. Пронина, Е.В. Романова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — Т. 10. — № 3(36).

— С. 215-218. — DOI 10.26140/anip-2021-1003-0054.

8. Берзина Р.Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) / Р.Ф. Берзина // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 2-1(14). — С. 65-67.

9. Чалова О.А. Оценка уровня фоновых экологических знаний студентов технического вуза как основа экологической грамотности в иноязычной образовательной среде / О.А. Чалова, Ю.В. Соколова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN122.pdf DOI:10.15862/29PDMN122.

10. Поданева Т.В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста / Т.В. Поданева // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4(71). — С. 86-90.

11. Сипович Т.В. Экологическая азбука как средство ознакомления старших дошкольников с природой / Т.В. Сипович, Т.Г. Ханова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65-3. — С. 176-179.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Охрименко Н.Ю. Сущность экологического образования детей старшего дошкольного возраста / Н.Ю. Охрименко, М.Н. Воронова // Научные исследования и современное образование: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 ноября 2022 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. — С. 94-95.

Ефимова Г.А. Экологическое воспитание дошкольников / Г.А. Ефимова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 09 апреля 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. — С. 56-57.

Юсупова Г.В. Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста / Г.В. Юсупова // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 02 ноября 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. — С.139-142.

Каримуллина М.К. Экологическое воспитание дошкольников воспитание дошкольников старшего возраста / М.К. Каримуллина // NovaUm.Ru. — 2020. — № 25. — С. 332-334.

Сорокина, С.Г. Использование веб-платформы Google classroom для организации самостоятельной работы студентов / С.Г. Сорокина, О.А. Мусорина // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. — 2021. — № 4. — С. 211-216.

Кулешова Е.Н. Экологические умения как компонент экологического образования детей дошкольного возраста / Е.Н. Кулешова, Е.В. Шуваева // Актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи: функционально-деятельностный подход: Материалы XVII-ой межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году Экологии, Старый Оскол, 09 октября 2017 года / Старооскольский филиал НИУ «БелГУ». — Старый Оскол: РОСА, 2017. — С. 328-331.

24PDMN123

Chalova Olga Aleksandrovna

National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Moscow, Russia

E-mail: oldadavydova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7772-3755 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=718011 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57844554000

Diagnosis of the level of formation of ecological culture in preschool children (4-5 years old)

Abstract. This article discusses the education of ecological culture at the first stage of the educational system, namely, in a preschool educational institution, as part of the long-life education of ecological culture in the Moscow State Educational Institution "School № 1905" on the example of children 4-5 years old (middle group). The author determined the initial level of ecological culture in preschool children using the methodology of E. Ishtykova for further growth of environmental literacy in environmental protection activities. In this paper, the author briefly considered the concepts of "culture" and "ecological culture", analyzed the normative legal documents in the field of ecological culture of preschoolers, considered the psychological and age characteristics of children 4-5 years old, analyzed the scientific and methodological literature on the formation/education of ecological culture, conducted a survey of children 4-5 years old to determine the level of ecological culture, compiled tables for visual consideration of the obtained levels (high, medium and low) of the three components of ecological culture (cognitive (ecological knowledge), motivational and value-based (the value of nature and attitude to nature), activity-based (environmental activity), analyzed the results obtained, and also gave recommendations for further education of ecological culture in preschool.

The author believes that all participants in the educational process of preschoolers need to involve children in environmental protection and educational activities in the field of environmental protection. Children together with adults take part in nature excursions, observe natural objects, conduct conversations about the living and the inanimate, carry out joint environmental projects (make feeders and birdhouses), participate in environmental festivals and contests, exhibitions of drawings and photographs.

Keywords: ecological culture; preschool; kindergarten; culture; Federal Educational State Standard of Preschool Education; ecological knowledge; ecological attitude; ecological activity; middle group

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.