Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / самоопределение / профессия / молодежь / студенты / professional self-determination / self-determination / profession / youth / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс осознания собственных возможностей, способностей, желаний, что позволяет оценить себя как профессионала. Определение уровня профессионального самоопределения позволяет студенту выявить профессиональную область приложения своих знаний и умений для достижения жизненного успеха. Впервые вопрос профессионального самоопределения встает перед молодым человеком в школьные годы. Именно в этот период важно осуществить правильный профессиональный выбор с учетом имеющихся индивидуальных способностей. В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения научной категории «профессиональное самоопределение», представлены результаты анализа выявленных тенденций профессионального самоопределения среди выпускников школ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Целью данного исследования является изучение и анализ уровня профессионального самоопределения молодежи, а также выявление степени удовлетворенности выбранной профессии. Автором проведен социологический опрос среди студенческой молодежи в сентябре 2023 г. на базе Тюменского индустриального университета. Результаты исследования показали высокий уровень профессионального самоопределения студентов, что подтверждается повышенной мотивации к учебной деятельности и интересом к избранной профессии. Согласно проведенной оценке, высокий уровень профессионального самоопределения и выстраиваемая молодежью профессиональная траектория обучения способствует построению карьеры по выбранной специальности, что помогает разрушить все стереотипы о выбранном направлении, а также обрести уверенность в будущей профессии. Это выводит человека на уровень профессионального самоопределения в целях поиска путей развития себя как компетентного специалиста. Кроме того, как считает автор для улучшения ситуации в области профессионального самоопределения необходимо начинать в школьные годы знакомить обучающихся с многообразием специальностей для построения будущей профессиональной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстоухова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE

Professional self-determination is the process of realizing one's own capabilities, abilities, and desires, which enables one to evaluate oneself as a professional. Determining the level of professional selfdetermination allows the student to identify the professional field of application of their knowledge and skills to achieve success in life. For the first time, the question of professional self-determination arises for a young person during the school years. It is in this period when one has to make a right professional choice, taking into account individual abilities. The article examines some theoretical aspects of the study of the scientific category “professional self-determination”, presents the results of the analysis of the identified trends of professional self-determination among graduates of schools, secondary specialized educational institutions, and higher educational institutions. The purpose is to study and analyze the level of professional self-determination of young people, as well as to identify the degree of satisfaction with the chosen profession. The author conducted a sociological survey among students in September 2023 on the basis of Tyumen Industrial University. The results of the study showed a high level of professional self-determination of students, which is confirmed by increased motivation for academic activities and interest in their chosen profession. According to the assessment, the high level of professional self-determination and the professional learning trajectory followed by young people contributes to building a career in the chosen field, which helps to eliminate all stereotypes about the chosen major, as well as gain confidence in the future profession. This brings a person to the level of professional self-determination in order to find ways to turn into a competent specialist. In addition, according to the author, in order to improve the situation in the field of professional self-determination, since school years it is necessary to get students acquaint with a variety of specialties to help them build a professional career in future.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.1.6 УДК 316.108.44

@0®

И.В. Толстоухова

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс осознания собственных возможностей, способностей, желаний, что позволяет оценить себя как профессионала. Определение уровня профессионального самоопределения позволяет студенту выявить профессиональную область приложения своих знаний и умений для достижения жизненного успеха. Впервые вопрос профессионального самоопределения встает перед молодым человеком в школьные годы. Именно в этот период важно осуществить правильный профессиональный выбор с учетом имеющихся индивидуальных способностей. В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения научной категории «профессиональное самоопределение», представлены результаты анализа выявленных тенденций профессионального самоопределения среди выпускников школ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Целью данного исследования является изучение и анализ уровня профессионального самоопределения молодежи, а также выявление степени удовлетворенности выбранной профессии. Автором проведен социологический опрос среди студенческой молодежи в сентябре 2023 г. на базе Тюменского индустриального университета.

Результаты исследования показали высокий уровень профессионального самоопределения студентов, что подтверждается повышенной мотивации к учебной деятельности и интересом к избранной профессии. Согласно проведенной оценке, высокий уровень профессионального самоопределения и выстраиваемая молодежью профессиональная траектория обучения способствует построению карьеры по выбранной специальности, что помогает разрушить все стереотипы о выбранном направлении, а также обрести уверенность в будущей профессии. Это выводит человека на уровень профессионального самоопределения в целях поиска путей развития себя как компетентного специалиста. Кроме того, как считает автор для улучшения ситуации в области профессионального самоопределения необходимо начинать в школьные годы знакомить обучающихся с многообразием специальностей для построения будущей профессиональной карьеры.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, самоопределение, профессия, молодежь, студенты.

В последние годы становится актуальным предмет обсуждения, связанный с профессиональным самоопределением молодежи. Проблема выбора профессии представляет собой одну из основных научно-практических проблем [1, с. 101], поскольку профессиональное становление себя как компетентного специалиста в профессиональном пространстве и является личностно значимой частью жизни.

Правильность выбора профессии в соответствии с запросами рынка труда и конкурентоспособности является важным фактором, существенно влияющим на качество жизни человека [2, с. 79].

Формирование профессионального самоопределения начинается в школьные годы, в основном в старших классах. Выпускники образовательных учре-

© Толстоухова И.В., 2024

Толстоухова Ирина Васильевна - канд. пед. наук, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, е-таУ; i_tolstouhova@inbox.ru.

ждений начинают размышлять о выборе профессии. Из-за недостатка жизненного опыта и незнания своих способностей они выбирают профессию, основываясь на решениях, представленных родителями и взрослыми, являющимися для молодого человека авторитетом, а также опираясь на поверхностные (часто стереотипные) факты о той или иной профессии. В настоящее время отечественные исследователи отмечают низкий процент определившихся в профессиональном выборе, основываясь на недостаточно проработанных вопросах школьной профориентации [3].

В настоящее время все чаще выделяется сложность и продолжительность процесса профессионального самоопределения, его сопряженность с процессами социализации, профессионального развития и самореализации, несводимость к акту выбора профессии [4]. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс осознания человеком того, кем он является и что ему нужно для того, чтобы понять, какую профессию выбрать и каким путем в ней развиваться. Оно не является призванием, поскольку призвание говорит о врожденных способностях, о том, что дается человеку легко и лучше других, однако он не обязан двигаться в этом направлении для того, чтобы стать профессионалом и при этом заниматься любимым делом.

Анализируя разные научные подходы к пониманию профессионального самоопределения личности, отмечаем, что данное понятие рассматривается не одно столетие [5]. Данный термин рассматривается в разных науках и относится к числу емких научных понятий.

В частности, профессиональное самоопределение как сложный процесс нахождения личного смысла в выборе профессии изучено в трудах Е.А. Климова [6], Н.С. Пряжникова [7], Э.Ф. Зеера [8], С.Н. Чистяковой [9]. В зарубежной литературе это работы А. Маслоу [10], Дж. Сьюпера [11], Дж. Холланда [12]. Обзор отечественной научной литературы позволяет выделить несколько вариантов понятия профессионального самоопределения:

• механизм формирования профессионала, его индивидуального стиля и оценки работы на базе максимального использования ею собственных способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей [13, 14];

• выборочное отношение индивида к миру профессий и к конкретно выбранной специальности [15];

• важное проявление психического развития как активный поиск возможностей сформировать себя как полноценного участника в сообществе профессионалов [16];

• определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма [17];

• самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [18].

По мнению Е.М. Климовой [19], профессиональное самоопределение тесно связано с такими понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление. Причем важнейшим элементом в самоопределении выступает формирование самосознания [20]. Таким образом, можно утверждать, что профессиональное самоопределение включает в себя совокупность психических явлений, компонентами которых станут самосознание ценности специальности на основе информированности о ней в настоящее время, самооценка собственных возможностей в достижении выбранной профессии и самопроявление в ней, а также систему оценки достижения планируемых результатов.

Все это приводит к ясности, уверенности, определенности в отношении к выбранной профессиональной деятельности, увлеченности отдельными ее аспектами, что стимулирует личность к конкретным действиям на различных возрастных стадиях своего формирования: выбору правильного направления квалификации, подготовке к специальности в рамках учебных программ, выбору сферы перспективной работы, выбору индивидуальной образовательной траектории для приобретения необходимых умений и навыков.

Иначе говоря, ответом на один из вопросов профессионального самоопределения является выбор места и направления обучения после окончания школы. Человек становится абитуриентом, а позже студентом выбранной специальности.

В ходе обучения в профессиональной учебной организации он может обрести полную уверенность в выбранном направлении или осознать необходимость смены направления либо отчисления из учебного заведения. Результат выбора - одна из ступеней в процессе объективного профессионального самоопределения. Как отмечают зарубежные ученые, опыт, пережитый между 20 и 30 годами, имеет наибольшую частотность по влиянию на сценарий жизни человека [21].

В этом случае задачей профессионального учебного заведения становится формирование образовательной среды, в которой студенты смогут развиваться как специалисты выбранного направления, приобрести необходимые знания, умения и опыт. Однако без активного участия со стороны самих студентов это становится трудной задачей. Благодаря самоопределению молодежь получает возможность осознать себя в профессии, развеять все мифы о ней и предубеждения.

Вследствие этого в работе представлен анализ ряда научных трудов о проблемах профессионального самоопределения подрастающего поколения; проведен социологический опрос, оценивающий уровень профессионального самоопределения студентов Тюменского индустриального университета.

В апреле 2021 г. сайт «Поступи Онлайн», представляющий собой площадку для помощи в построении траектории поступления в высшие учебные заведения России, провел исследование, участниками которого стали их поль-

зователи. Цель исследования - определение уровня профессионального самоопределения школьников 9-11-х классов [22].

В ходе исследования установлено, что значительная часть респондентов (57 %) определились с местом дальнейшего обучения. Треть опрошенных сделали выбор в пользу конкретного направления обучения самостоятельно. Кроме того, доля школьников 9-11-х классов в России, самостоятельно выбирающих профиль обучения, меньше чем 1 % по результатам исследования. Это связывают с финансовой зависимостью и несформированностью собственного «Я» у школьников 9-11-х классов. Отсутствие самостоятельности в выборе направления обучения в будущем часто приводит к неудавшейся карьере или самостоятельному отчислению из учебного заведения.

По результатам социологического опроса, проведенного в 2017 г. среди одаренной молодежи Тюменской области, был определен характер зависимости оценки профессионального самоопределения работающей молодежи от степени учебной активности в какой-либо сфере в период обучения сперва в школе, а потом в высшем учреждении [23]. Больше половины опрашиваемых (58 %) считают себя конкурентоспособными, удовлетворены выбранной профессией и определяют себя специалистами в данной профессии. Это аргументируется тем, что высокие достижения в какой-либо области способствуют углублению и расширению знаний в сфере деятельности, что создает благоприятные условия для их профессионального самоопределения [24].

Вместе с тем З.А. Толканюк [25] выявила, что привлечение студентов к мероприятиям профессиональной направленности повышает мотивацию у юношей и девушек и помогает выстраивать им свою профессиональную траекторию. В свою очередь, А.В. Зиничи, О.В. Кондратьева [26] в 2021 г. провели исследования в десяти регионах РФ среди городской и сельской молодежи с целью выявления особенностей профессионального самоопределения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что молодые жители города проявляют больше заинтересованности в использовании современных цифровых сервисов в процессе обучения и при самоопределении. Они реже имеют завышенные ожидания относительно оплаты труда и не ставят престиж и востребованность профессии в регионе на первое место. В отличие от них сельская молодежь проявляет более неопределенное отношение к выбору профессии и учебного заведения. При выборе места работы для них большую роль играет известность компании, развитая организационная культура и возможность дистанционной работы.

Стало быть, молодежь при выборе будущей работы опирается на идеализированные образы и стереотипы относительно тех или иных профессий. Для улучшения данной ситуации касательно компетенции молодежи в области профессионального самоопределения необходимо еще на этапе школы развивать систему профориентации, знакомя школьников с многообразием возмож-

ностей для построения карьеры. Это позволит им раньше начать познавать себя как будущих специалистов и сформировать понимание того, что им действительно нужно, как строить свой путь в дальнейшей жизни.

Исследования по проблемам профессионального самоопределения молодежи ведутся достаточно давно и продолжают проводиться до сих пор. Тема не перестает быть актуальной, поскольку перед каждым новым поколением ставятся новые задачи, открываются новые возможности, появляются и развиваются новые профессии, однако в сущности остаются одни и те же проблемы.

Актуальность проблем профессионального самоопределения молодежи, в частности проблем осознания себя в профессии, оценки профессиональных качеств и правильности выбора профессионального пути, подтолкнула автора к проведению исследования, целью которого являлось определить, насколько студенты осознают себя в выбранной специальности и уровень их удовлетворенности ей.

В качестве метода исследования был выбран социологический опрос (анкетирование). В содержание анкеты были включены вопросы из монографии В.В. Болучевской [27], посвященной профессиональному самоопределению специалистов социономических профессий. В исследование вошли вопросы, связанные с мотивами и факторами, оказавшими влияние на выбор направления обучения, а также о правильности выбранной профессии.

В социологическом исследовании приняли участие обучающиеся Тюменского индустриального университета по направлению «Нефтегазовое дело». Опросу подлежали 100 респондентов в возрасте от 18 до 22 лет. В таблице представлены результаты опроса.

Сводная таблица результатов анкетирования студентов

Варианты вопросов Ответы, %

1. Отметьте возраст, когда Вы впервые серьезно задумались о необходимости выбора профессии?

10-13 лет 11

14-15 лет 51

16-17 лет 30

18 и старше 8

2. В каком возрасте Вы решили выбрать именно ту профессию, которой обучаетесь в данный момент?

10-13 лет 2

14-15 лет 31

16-17 лет 54

18 и старше 13

3. Кто помог Вам узнать о профессии, на которой Вы обучаетесь?

Родители 44

Друзья 8

Работник данной сферы 29

Узнали самостоятельно (из СМИ, специальной литературы) 19

4. Какими мотивами Вы руководствовались при выборе профессии? (выбрать можно 3 ответа)

Добиться признания и уважения 18

Достойный заработок 69

Возможность взаимодействовать с социумом 22

Окончание таблицы

Варианты вопросов Ответы, %

Социальный лифт 41

Повышение уровня мастерства 54

Стремление к новому и неизведанному 33

Возможность самовыражения 25

Условия работы 47

Возможность быстрого карьерного роста 59

Стабильность 46

5. Как было принято решение об окончательном выборе профессии?

Самостоятельно 31

Решили родители 3

Решение принято совместно с родителями 66

Друг°е 0

6. Когда поступили на данную специальность, испытывали ли Вы сомнения в правильности

принятого решения?

Сомневался до последнего момента 24

Скорее да, чем нет 12

Скорее нет, чем да 13

Определенно нет 51

7. Уверены ли Вы в правильности своего профессионального выбора в настоящее в ремя?

Абсолютно уверен 59

Скорее да, чем нет 23

Скорее нет, чем да 13

Определенно нет 5

8. Понимаете ли Вы, чем Вам предстоит заниматься в рамках выбранной профессии?

Да, осознаю 46

Имею представление по большей части 23

Смутно представляю 24

Не имею никакого понятия 7

9. Считаете ли Вы, что выбранная профессия востребована и будет востребована в будущем?

Да 49

Считаю, что востребована сейчас, но не будет востребована в будущем 24

Считаю, что не востребована сейчас, но будет востребована в будущем 19

Нет 8

10. Отметьте те качества, которыми должен обладать специалист Вашей профессии?

Ответственность 54

Активность 24

Работоспособность 58

Компетентность 39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Честность 28

Доброта и терпимость 32

Принципиальность 47

Твердость 41

Коммуникабельность 52

Ум, интеллект 65

Мудрость, опыт 49

Решительность 38

По результатам социологического опроса можно сделать следующие выводы:

1. Большинство респондентов впервые серьезно задумываются о выборе профессии в 14-15 лет, а окончательный выбор совершают в 16-17 лет. Обусловлено это тем, что в данном возрасте (старший школьный) выпускник находится в пути вступления в самостоятельную жизнь, ему нужно определить свое место в ней.

2. О профессиях, связанных с нефтегазовым делом, будущие студенты в основном узнают от родителей (семейное дело) и работников данной сферы. Это связано со спецификой проживания в данном регионе, где большая часть людей работают в сферах нефти и газа. При этом стоит отметить, что такой источник, как друзья, оказался менее популярным.

3. Наиболее предпочтительными факторами в выборе профессий, связанных с нефтегазовым делом, являются высокий доход (69 %), возможность карьерного роста (59 %) и повышение уровня мастерства (18 %). В целом мы можем констатировать, что будущие выпускники через выбранную профессию хотят удовлетворить материальные потребности, сделать карьеру и улучшить свои навыки и знания.

4. Лишь около трети респондентов самостоятельно сделали окончательный выбор в пользу профессии, т.е. большая часть опрашиваемых принимали решение вместе с родителями. Таким образом мы наблюдаем тенденцию, что все-таки на выбор профессии оказывает влияние родителей.

5. Чуть больше половины опрошенных считают правильным выбор профессии и осознают, чем они будут заниматься в рамках данной профессии. Положительный баланс ответов радует, так как осознанный выбор профессии является доминантным мотивом обучения в университете.

6. Около половины опрошенных уверены, что выбранная профессия пользуется спросом и будет востребована в будущем. Хотя, как мы видим, их не так много среди опрашиваемых, данную ситуацию можно прокомментировать, что сегодня в мире цифровых технологий востребованы специалисты разных направлений.

7. Большинство респондентов представляют специалиста своей профессии как умного, коммуникабельного, работоспособного и ответственного работника. Исходя из этого, у нас вырисовывается «идеальный» портрет работника нефтегазовой отрасли: образованный, обладающий коммуникативными навыками, трудолюбивый, добросовестный специалист.

Таким образом, анализ исследования уровня профессионального самоопределения молодежи, начиная с этапов окончания школы, учебы в профессиональном учебном заведении и работы по полученной специальности, позволяет отследить то, как меняется восприятие человеком самого себя в качестве специалиста и как им воспринимается выбранная профессия.

На этапе окончания школы человек еще не полностью уверен в своем выборе, прибегает к помощи родителей и родственников, чтобы решиться. На данном этапе он не способен рационально оценивать свои способности и не обладает тем багажом опыта, который помог бы ему уверенно видеть себя в профессии. В результате чего образовательная среда в вузе является площадкой, на которой обучающийся получает возможность познакомиться с выбранным направлением более подробно и компетентно. Кроме того, обучающийся должен научиться самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, что позволяет проанализировать себя в различных ситуациях, увидеть сильные и слабые стороны, а также обрести понимание того, как достичь собственных целей.

Выстраиваемая обучающимися профессиональная траектория обучения способствует построению карьеры по выбранной специальности, что помогает разрушить все стереотипы о выбранном направлении, а также обрести уверенность в будущей профессии. Это выводит человека на уровень профессионального самоопределения в целях поиска путей развития себя как компетентного специалиста.

Результатом опроса студентов Тюменского индустриального университета по специальности «Нефтегазовое дело» стало понимание того, что они уверены в выборе своей профессии, осознают, какие навыки и умения необходимы для данной профессии. Это свидетельствует о высоком уровне профессионального самоопределения, что способствует их повышенной мотивации в учебной деятельности, и определяет их как будущих специалистов в выбранной профессии.

Список литературы

1. Долгушина Т.Н., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - № 3-4 (16-17). - С. 101-107.

2. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Гребнев С.А. Профессиональное самоопределение студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2022. - № 4 (48). - С. 78-86.

3. Гендин А.М. Педагоги, учащиеся, родители о современной городской школе (по материалам социологического исследования). - Красноярск, 2015. - 199 с.

4. Дидковская Я.В. Трансформация социального механизма взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в российском обществе: дис. ... д-ра социол. наук. - Екатеринбург, 2016. - 327 с.

5. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Образование. Педагогические науки. - 2017. - Т. 9, № 4. -С. 57-67.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. - Воронеж, 1996. - 400 с.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М., 2008. - 117 с.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М., 2009. - 240 с.

9. Чистякова С.Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 4. - С. 2-5.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2018. - 352 с.

11. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development // Career choice and development: Applying contemporary theories to practice. - San Francisco, 1990. - P. 197-261.

12. Holland J.L. Making Vocational Choices: A Theory of Careers. - New York: Prentice-Hall, 1973. - 106 p.

13. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 c.

14. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. - 2011. - № 3 (39). - С. 8-18.

15. Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. - 2020. - № 3. - С. 11-35.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2005. - 304 c.

17. Базовые направления развития системы дополнительного профессионального (педагогического) образования в современных условиях / Э.Р. Багра-мян, А.К. Орешкина, М.Г. Сергеева, Е.Е. Никитина // Профессиональное образование и общество. - 2020. - № 4 (36). - С. 159-172.

18. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: Академия, 2008. - 117 c.

19. Климова Е.М. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на профессиональный выбор // Вестник РосНОУ. Психология. -2013. - Вып. 1. - С. 49-54.

20. Профессиональное самоопределение [Электронный ресурс]. - URL: http://psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/ (дата обращения: 25.11.2023).

21. Jay М. The Defining Decade: Why Your Twenties Matter - And How to Make the Most of Them Now. - Grand Central Publishing, 2013. - 272 р.

22. Носкова А.А. Готовы ли старшеклассники к выбору профессионального образования [Электронный ресурс] // Поступи Онлайн. - URL: https:// postupi.online/journal/issledovaniya-obrazovanie/gotovy-li-starsheklassniki-k-vyboru-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.10.2023).

23. Гуляева Л.В., Ефимова Г.З. Исследование особенностей профессионального самоопределения одаренной молодежи (на примере работающей молодежи Тюменской области) // Logoset Praxis. - 2019. - № 18. - С. 91-103.

24. Социологи увидели, кому не свойственны профессиональные «метания» [Электронный ресурс]. - URL: https://tumen.bezformata.com/listnews/svojstvenni-professionalnie/78269164/ (дата обращения: 26.11.2023).

25. Толканюк З.А. Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста // Балканско научно обозрение. -2019. - Т. 3, № 2 (4). - С. 57-59.

26. Зинич А.В., Кондратьева О.В. Профессиональное самоопределение: взгляд городской и сельской молодежи // Экономика труда. - 2022. - № 12. -С.1985-1996.

27. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: моногр. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с.

References

1. Dolgushina T.N., Iurevich S.N. Professional'noe samoopredelenie kak komponent professional'nogo stanovleniia lichnosti [Professional self-determination as a component of professional growth]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniia kvalifikatsii kadrov, 2013, no. 3-4 (16-17), pp. 101-107.

2. Kas'ianova T.I., Mal'tsev A.V., Grebnev S.A. Professional'noe samoopredelenie studentov [Professional self-determination of university students]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2022, no. 4 (48), pp. 78-86.

3. Gendin A.M. Pedagogi, uchashchiesia, roditeli o sovremennoi gorodskoi shkole (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniia) [Teachers, students, parents about the modern city school (based on sociological research)]. Krasnoyarsk, 2015, 199 p.

4. Didkovskaia Ia.V. Transformatsiia sotsial'nogo mekhanizma vzaimosviazi professional'nogo samoopredeleniia i professional'noi kar'ery v rossiiskom ob-shchestve [Transformation of the social mechanism of the relationship between professional self-determination and professional career in Russian society]. Doctor's degree dissertation. Yekaterinburg, 2016, 327 p.

5. Burov K.S. Professional'noe samoopredelenie kak nauchnoe poniatie [Professional self-determination as a scientific concept]. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 57-67.

6. Klimov E.A. Psikhologiia professionala [Psychology of a professional]. Voronezh, 1996, 400 p.

7. Priazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriia i praktika [Professional self-determination: Theory and practice]. Moscow, 2008, 117 p.

8. Zeer E.F. Psikhologiia professional'nogo razvitiia [Psychology of profess-sional development]. Moscow, 2009, 240 p.

9. Chistiakova S.N. Sistemnaia podderzhka i soprovozhdenie formirovaniia professional'nogo samoopredeleniia obuchaiushchikhsia [Systematic support and

guidance to form professional self-determination of students]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2016, no. 4, pp. 2-5.

10. Maslow A. Motivation and personality (Russ. ed.: Maslou A. Motivatsiia i lichnost'. St. Petersburg, 2018, 352 p.)

11. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development. Career choice and development: Applying contemporary theories to practice, San Francisco, 1990, pp. 197-261.

12. Holland J.L. Making vocational choices: A theory of careers. New York, Prentice-Hall, 1973, 106 p.

13. Bodrov V.A. Psikhologiia professional'noi prigodnosti [Psychology of professional suitability]. Moscow, PER SE, 2001, 511 p.

14. Derkach A.A. Rol' organizatsionnoi sredy v stanovlenii lichnosti professionala [Value of the organizational environment in formation of the person of the professional]. Akmeologiia, 2011, no. 3 (39), pp. 8-18.

15. Zinchenko Iu.P., Dorozhkin E.M., Zeer E.F. Psikhologo-pedagogicheskie osnovaniia prognozirovaniia budushchego professional'nogo obrazovaniia: vektory razvitiia [Psychological and pedagogical bases for determining the future of vocational education: Vectors of development]. Obrazovanie i nauka, 2020, no. 3, pp. 11-35.

16. Klimov E.A. Psikhologiia professional'nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Akademiia, 2005, 304 p.

17. Bagramian E.R., Oreshkina A.K., Sergeeva M.G., Nikitina E.E. Bazovye napravleniia razvitiia sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo (pedagogicheskogo) obrazovaniia v sovremennykh usloviiakh [Basic directions of development of the system of additional vocational (pedagogical) education in modern conditions]. Professional'noe obrazovanie i obshchestvo, 2020, no. 4 (36), pp. 159-172.

18. Priazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriia i praktika [Professional self-determination: Theory and practice]. Moscow, Akademiia, 2008, 117 p.

19. Klimova E.M. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti lichnosti, vliiaiushchie na professional'nyi vybor [Individual psychological characteristics of personality affecting an occupational choice]. Vestnik Rossiiskogo novogo univer-siteta. Psikhologiia, 2013, iss. 1, pp. 49-54.

20. Professional'noe samoopredelenie [Professional self-determination]. Available at: http://psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/ (accessed 25.11.2023).

21. Jay M. The defining decade: Why your twenties matter - and how to make the most of them now. Grand Central Publishing, 2013, 272 p.

22. Noskova A.A. Gotovy li starsheklassniki k vyboru professional'nogo obrazovaniia [Are high school students ready to choose vocational education?]. Postupi Onlain, available at: https://postupi.online/journal/issledovaniya-obrazo-vanie/gotovy-li-starsheklassniki-k-vyboru-professionalnogo-obrazovaniya (accessed 29.10.2023).

23. Guliaeva L.V., Efimova G.Z. Issledovanie osobennostei professional'nogo samoopredeleniia odarennoi molodezhi (na primere rabotaiushchei molodezhi Tiumenskoi oblasti) [Study on the features of professional self-determination of the gifted youth (on the example of the working youth of the Tyumen region)]. Logoset Rraxis, 2019, no. 18, pp. 91-103.

24. Sotsiologi uvideli, komu ne svoistvenny professional'nye "metaniia" [Sociologists have found who is free from professional "hesitation"]. Available at: https://tumen.bezformata.com/listnews/svojstvenni-professionalnie/78269164/ (accessed 26.11.2023).

25. Tolkaniuk Z.A. Professional'noe samoopredelenie molodezhi kak faktor podgotovki kompetentnogo spetsialista [Professional self-determination of youth as a factor of training of a competent specialist]. Balkansko nauchno obozrenie, 2019, vol. 3, no. 2 (4), pp. 57-59.

26. Zinich A.V., Kondrat'eva O.V. Professional'noe samoopredelenie: vzgliad gorodskoi i sel'skoi molodezhi [Professional identity: The perspective of urban and rural youth]. Ekonomika truda, 2022, no. 12, pp. 1985-1996.

27. Boluchevskaia V.V. Professional'noe samoopredelenie budushchikh spe-tsialistov pomogaiushchikh professii [Professional self-determination of future specialists in care-giving professions]. Volgograd, Volgograd State Medical University, 2010, 264 p.

Оригинальность 86 %

Поступила 24.12.2023 Одобрена 10.01.2024 Принята к публикации 01.02.2024

I.V. Tolstoukhova

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE

Professional self-determination is the process of realizing one's own capabilities, abilities, and desires, which enables one to evaluate oneself as a professional. Determining the level of professional self-determination allows the student to identify the professional field of application of their knowledge and skills to achieve success in life. For the first time, the question of professional self-determination arises for a young person during the school years. It is in this period when one has to make a right professional choice, taking into account individual abilities. The article examines some theoretical aspects of the study of the scientific category "professional self-determination", presents the results of the analysis of the identified trends of professional self-determination among graduates of schools, secondary specialized educational institutions, and higher educational institutions. The purpose is to study and analyze the level of professional self-determination of young people, as well as to identify the degree of satisfaction with the chosen profession. The author conducted a sociological survey among students in September 2023 on the basis of Tyumen Industrial University.

The results of the study showed a high level of professional self-determination of students, which is confirmed by increased motivation for academic activities and interest in their chosen profession. According to the assessment, the high level of professional self-determination and the professional learning

trajectory followed by young people contributes to building a career in the chosen field, which helps to eliminate all stereotypes about the chosen major, as well as gain confidence in the future profession. This brings a person to the level of professional self-determination in order to find ways to turn into a competent specialist. In addition, according to the author, in order to improve the situation in the field of professional self-determination, since school years it is necessary to get students acquaint with a variety of specialties to help them build a professional career in future.

Keywords: professional self-determination, self-determination, profession, youth, students.

Irina V. Tolstoukhova - Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Humanities and Technologies, Tyumen Industrial University, Tyumen, e-mail: i_tolstouhova@inbox.ru. ORCID 0000-0002-2176-8014.

Received 24.12.2023 Approved 10.01.2024 Accepted for publication 01.02.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Толстоухова, И.В. Оценка уровня профессионального самоопределения молодежи / И.В. Толстоухова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 1. -С. 74-86.

Please cite this article in English as:

Tolstoukhova I.V. Assessment of the level of professional self-determination of young people. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 1, pp. 74-86 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.