Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАННЕГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАННЕГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / профессиональное самоопределение / школьники / раннее профильное обучение / стратегические ориентиры / digital transformation / professional self-determination / schoolchildren / early specialized education / strategic guidelines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Оксана Анатольевна, Комарова Эмилия Павловна

В настоящее время наблюдаются коренные изменения в сфере основного общего образования, порождаемые новыми вызовами, связанными с введением цифровых технологий и, как следствие, возникновением новых профессий. В реалиях XXI века предъявляются высокие требования к будущему специалисту, его профессиональному самоопределению, что и определяет проблему исследования. Отсюда вытекает цель исследования – актуализировать проблему формирования профессионального самоопределения школьников в условиях цифровой трансформации общества. Задачи исследования: уточнить понятие «профессиональное самоопределение школьников» в контексте раннего профильного обучения с учётом вызовов, детерминированных цифровой трансформацией общества; рассмотреть цифровой образовательный ландшафт как триггер пересмотра концептуальных оснований профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения; обозначить теоретико-методологические основы профессионального самоопределения школьников; разработать обновлённые стратегии формирования профессионального самоопределения школьников с учётом специфики цифровой трансформации. Методы исследования: теоретические (анализ и систематизация психологопедагогической литературы, моделирование структурных компонентов профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения); эмпирические (анкетирование, тестирование); диагностические (методы математической статистики. Уточнено понятие «профессиональное самоопределение школьников в контексте раннего профильного обучения» в условиях цифровой трансформации, которое рассматривается как личностно-деятельностное новообразование, проявляющееся в способностях к выбору будущей профессии с целью овладения профессиональными знаниями, их новыми характеристиками, ориентировочной основой поиска алгоритмов решения профессиональных задач в процессе ведения профессионально-ориентированного диалога в междисциплинарном контексте, обеспечивающем активность, саморазвитие и продуктивность в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва Оксана Анатольевна, Комарова Эмилия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF EARLY SPECIALIZED EDUCATION

Fundamental changes are currently being observed in the field of basic general education, generated by new challenges associated with the introduction of digital technologies and, as a result, the emergence of new professions. In the realities of the XXI century, high demands are placed on the future specialist, professional self-determination, which determines the problem of research. This implies the purpose of the study: to actualize the problem of the formation of professional self-determination of schoolchildren in the context of digital transformation of society. The objectives of the study are a) to clarify the concept of “professional self-determination of schoolchildren” in the context of early specialized education, taking into account the challenges determined by the digital transformation of society; b) to consider the digital educational landscape as a trigger for revising the conceptual foundations of professional self-determination of schoolchildren in the context of early specialized education; c) to identify the theoretical and methodological foundations of professional self-determination of schoolchildren; d) to develop updated strategies for the formation of professional self-determination of schoolchildren, taking into account the specifics of digital transformation. Research methods: theoretical (analysis and systematization of psychological and pedagogical literature, modeling of structural components of professional self-determination of schoolchildren in the context of early specialized education); empirical (questionnaires, testing); diagnostic (methods of mathematical statistics). The concept of “professional self-determination of schoolchildren in the context of early specialized education” in the process of digital transformation is clarified, which is considered as a personal and activity-based new formation, manifested in the ability to choose a future profession in order to master professional knowledge, its new characteristics, an indicative basis for finding algorithms for solving professional problems in the process of conducting a professionally oriented dialogue in an interdisciplinary context, ensuring activity, self-development and productivity in future professional activity.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАННЕГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378

DOI: 10.15593/2224-9389/2024.2.10

Научная статья

О.А. Боброва1, Э.П. Комарова2

1 Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Российская Федерация 2Воронежский государственный технический университет (опорный), Воронеж, Российская Федерация

Поступила: 06.05.2024 Одобрена: 13.06.2024 Принята к печати: 10.07.2024

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАННЕГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время наблюдаются коренные изменения в сфере основного общего образования, порождаемые новыми вызовами, связанными с введением цифровых технологий и, как следствие, возникновением новых профессий. В реалиях XXI века предъявляются высокие требования к будущему специалисту, его профессиональному самоопределению, что и определяет проблему исследования. Отсюда вытекает цель исследования - актуализировать проблему формирования профессионального самоопределения школьников в условиях цифровой трансформации общества. Задачи исследования: уточнить понятие «профессиональное самоопределение школьников» в контексте раннего профильного обучения с учётом вызовов, детерминированных цифровой трансформацией общества; рассмотреть цифровой образовательный ландшафт как триггер пересмотра концептуальных оснований профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения; обозначить теоретико-методологические основы профессионального самоопределения школьников; разработать обновлённые стратегии формирования профессионального самоопределения школьников с учётом специфики цифровой трансформации. Методы исследования: теоретические (анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, моделирование структурных компонентов профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения); эмпирические (анкетирование, тестирование); диагностические (методы математической статистики.

Уточнено понятие «профессиональное самоопределение школьников в контексте раннего профильного обучения» в условиях цифровой трансформации, которое рассматривается как личностно-деятельностное новообразование, проявляющееся в способностях к выбору будущей профессии с целью овладения профессиональными знаниями, их новыми характеристиками, ориентировочной основой поиска алгоритмов решения профессиональных задач в процессе ведения профессионально-ориентированного диалога в междисциплинарном контексте, обеспечивающем активность, саморазвитие и продуктивность в будущей профессиональной деятельности .

Ключевые слова: цифровая трансформация, профессиональное самоопределение, школьники, раннее профильное обучение, стратегические ориентиры.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

O.A. Bobrova1, E.P. Komarova2 Received: 06.05.2024

Accepted: 13.06.2024

1Voronezh State Pedagogical University, Published: 10.07.2024

Voronezh, Russian Federation

2Voronezh State Technical University (core),

Voronezh, Russian Federation

DIGITAL TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF EARLY SPECIALIZED EDUCATION

Fundamental changes are currently being observed in the field of basic general education, generated by new challenges associated with the introduction of digital technologies and, as a result, the emergence of new professions. In the realities of the XXI century, high demands are placed on the future specialist, professional self-determination, which determines the problem of research. This implies the purpose of the study: to actualize the problem of the formation of professional self-determination of schoolchildren in the context of digital transformation of society. The objectives of the study are a) to clarify the concept of "professional self-determination of schoolchildren" in the context of early specialized education, taking into account the challenges determined by the digital transformation of society; b) to consider the digital educational landscape as a trigger for revising the conceptual foundations of professional self-determination of schoolchildren in the context of early specialized education; c) to identify the theoretical and methodological foundations of professional self-determination of schoolchildren; d) to develop updated strategies for the formation of professional self-determination of schoolchildren, taking into account the specifics of digital transformation. Research methods: theoretical (analysis and systematization of psychological and pedagogical literature, modeling of structural components of professional self-determination of schoolchildren in the context of early specialized education); empirical (questionnaires, testing); diagnostic (methods of mathematical statistics).

The concept of "professional self-determination of schoolchildren in the context of early specialized education" in the process of digital transformation is clarified, which is considered as a personal and activity-based new formation, manifested in the ability to choose a future profession in order to master professional knowledge, its new characteristics, an indicative basis for finding algorithms for solving professional problems in the process of conducting a professionally oriented dialogue in an interdisciplinary context, ensuring activity, self-development and productivity in future professional activity.

Keywords: digital transformation, professional self-determination, schoolchildren, early specialized education, strategic guidelines.

Введение

Процессы интеллектуализации, глобализации, цифровизации затронули все сферы современного общества и детерминировали пересмотр основополагающих педагогических стратегий в целях их актуализации и приведению в соответствии с вызовами времени. Драйвером данных изменений выступает цифровой контент, который, с одной стороны, открывает всё новые возможности и перспективы в обучении и саморазвитии обучающихся, с другой стороны, генерирует у обучающихся ряд проблем педагогического и психологического характера, уже сейчас требующих пристального внимания со стороны педагогов в силу возможного деструктивного воздействия на личность.

На протяжении последних десятилетий наблюдается существенный пересмотр роли педагога, который больше не выступает как коммуникатор знаний для обучающегося, а создаёт ориентировочную основу для школьника с целью её овладения, поскольку обучающийся, имеющий доступ к Интернету, имеет возможность без лишних усилий получить вариативный, яркий, образовательный контент по любому интересующему его вопросу. Однако постичь, разобраться, определить достоверность информации, выстроить из неё систему, складывающуюся в единую картину мира, - это весьма сложно для школьника, поскольку необходимы навыки переработки этой информации, высокая степень самостоятельности, рефлексивность с целью овладения конструктивно-критической деятельностью. Таким образом, следует отметить, что по мере всё большей цифровизации общества наблюдается смещение функции педагога от «источника знаний» в сторону методического и воспитательного обеспечения образовательного процесса. В современных реалиях от педагога требуется не столько «дать знания», сколько «научить учиться», обеспечить школьника педагогическим и методическим сопровождением на пути познания, самоопределения, самоорганизации.

Эти тенденции нашли отражение в ряде нормативно-правовых документов, начиная от Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит сама идея метапредметности, до пересмотра содержания основных общеобразовательных программ, смещения акцентов в профильной подготовке старшеклассников от углубленного изучения отдельных предметов к ранней профессионализации, выбору предполагаемой профессии и, соответственно, учебного профиля как направления будущей профессиональной деятельности [1].

При этом предполагается, что современный человек на своём профессиональном пути находится в ситуации неопределённости, приспособления к новым реалиям, поскольку условия, сущность и функционал профессии динамично изменяются вслед за глобализацией, цифровизацией и интеллектуализацией всех сфер жизни. Соответственно, стремление научить обучающегося чему-то в таком объёме, который будет достаточен для его успешного профессионального функционирования на протяжении всей трудовой жизни, вызывает риски в соответствии с законами диалектики и в силу непредсказуемости грядущих изменений. Таким образом, на первый план выходит потребность общества и государства в модернизации и продвижении тех педагогических стратегий, реализация которых обеспечивала бы обучающемуся максимальную субъектность, самостоятельность, личностное самоопределение, самовоспитание, саморефлексию, - словом, мы подходим к необходимости формирования на протяжении всего образовательного процесса, начиная от дошкольного воспитания и заканчивая повышением квалификации состоявшегося специалиста, той системы ценностей, такой направленности лично-

сти, такой совокупности компетенций, которые позволили бы обучающемуся в эпоху цифровой трансформации быть субъектом образовательного процесса: одновременно мобильным и устойчивым, рефлексивно и критически мыслящим; выстраивающим долгосрочные стратегии достижения успеха и быстро перестраивающимся в случае изменения актуальной ситуации; эффективно и рационально градирующим свои потребности и перспективы.

Следует заметить, что цифровая трансформация образования не ограничивается рамками электронных книг, онлайн-курсов, виртуальных лабораторий, тестов и видеороликов. Ключевым преимуществом в данной ситуации является не увеличение цифрового контента, а расширение возможности образовательного процесса: очно-дистанционное вовлечение участников образовательного мероприятия вне зависимости от их географического положения; возрастающая индивидуализация обучения, позволяющая выбрать не только профиль, но и темп, дневной график, ритм погружения в ту или иную предметную область; возможность выбора оптимальной формы усвоения материала, например, печатный, аудио- или видеоконтент. Всё вышеперечисленное значительно расширяет возможности погружения в различные сферы деятельности, что должно способствовать успешному профессиональному самоопределению школьников и верному выбору учебного профиля. Однако появление новых возможностей предполагает и возникновение новых вызовов: помимо привычной нам социальной среды, оказывающей воспитывающее воздействие на человека и состоящей из таких элементов, как семья, школа, общественные организации, учреждения дополнительного образования, улица (компания реальных, досягаемых друзей) и т.д., наблюдается появление альтернативных воспитывающих реальностей, оказывающих не меньшее влияние на формирование направленности личности: блогосфера, игровые чаты, масс-медиа, маркетинговая сфера, социальные сети, фан-клубы и т.п. Причём зачастую близкое реальное окружение обучающегося видит результат воздействия уже тогда, когда последствия приобрели довольно необратимый характер.

В этой ситуации видится значимым пересмотр традиционной системы образования в сторону её оптимизации и модернизации в соответствии с цифровой трансформацией всех сфер общества и, соответственно, разработка новых педагогических концепций, которые обеспечили бы максимальную эффективность процесса цифровой трансформации профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута школьника должно не только отвечать его индивидуальным запросам, интересам и прогнозируемым перспективам, но и в силу того, что в открытое информационное пространство так или иначе выходит несформировавшаяся личность, создавать систему, способствующую личностному росту, повышению субъ-

ектности, самостоятельности и профессиональному самоопределению школьников, с одной стороны, и обеспечить педагогическую навигацию, воспитательное сопровождение в этой самостоятельности, с другой. Иными словами, в условиях цифровой трансформации общества наиболее остро стоит необходимость взаимодействия субъектов образования (школьников, педагогов и родителей) таким образом, чтобы педагоги и родители выступали в качестве «значимого старшего», поддерживающего и направляющего школьника на протяжении его жизненного пути с целью нивелирования воздействия блогеров, кумиров, виртуальных друзей и т.п., которое зачастую несёт деструктивные последствия.

Методология исследования

К вопросу исследования профессионального самоопределения как научного феномена научное сообщество приходит лишь в конце XX - начале XXI века в связи с тем, что смена образовательной парадигмы, переход к цифровизации актуализировали мало исследованную проблему выбора профессии школьниками и их профессиональное самоопределение в контексте раннего профильного обучения. Прежде всего для понимания сущности дефиниции «профессиональное самоопределение» были рассмотрены такие его компоненты, как самоактуализация, самоидентификация, профессиональное саморазвитие. При всём многообразии методологических подходов к исследованию данной проблемы как ключевые были и остаются те аспекты, которые ориентированы на самостоятельность объекта исследования, субъ-ектность его позиции по отношению к выбору своей профессии, к профессиональному самоопределению.

Методологические подходы, ориентированные на самостоятельную деятельность обучающегося, опираются на педагогическую концепцию, основывающуюся на идеях Л.С. Выготского [2].

Явление профессионального самоопределения личности в контексте профориентологии рассматривается в трудах таких учёных, как Э.Ф. Зеер [3], Е.А. Климов [4], А.М. Кухарчук [5], Н.С. Пряжников [6], С.Н. Чистякова [7].

Основная функция преподавателя в процессе формирования профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения состоит в создании таких педагогических условий, в которых актуализируется субъектность школьника по отношению к себе и своему будущему. В условиях цифровой трансформации общества это предполагает педагогическую интеграцию как условие возникновения новой системы знаний, умений и навыков в процессе синтеза их форм, существующих в сознании школьника, и его практического опыта. Согласно В. А. Сластёнину, таким образом обеспечиваются целостность образовательного процесса и приобрете-

ние им новых качеств, не свойственных ранее [8], что, в свою очередь, детерминирует мобильность как свойство образовательной системы.

Цифровая трансформация общества привела к той ситуации, когда школьники средних классов делают выбор в пользу цифровых, удалённых профессий; к появлению в характеристиках профессиональных предпочтений таких, как возможность работать из дома, свободный рабочий график и т.п., акцентированных, прежде всего, на личном комфорте, минимуме физической нагрузки, свободе выбора условий труда. Причём данные характеристики сопоставимы в значимости с оплатой труда (табл. 1).

Это требует уточнения технологий формирования профессионального самоопределения в пользу формирования самооценки, ценности труда, субъ-ектности, саморефлексии и прочих критериев.

Опираясь на исследования ряда учёных [7, 9-11], структура профессионального самоопределения описывается следующими компонентами:

- мотивационно-ценностный, предполагающий объективное определение своих жизненных перспектив, потребностей, возможностей и, как следствие, осознание своих жизненных планов, связанных выбором профессионального направления деятельности и с реализацией в профессии [12];

- гносеологический - определение совокупности знаний, умений и навыков, которыми уже владеет школьник и которыми предстоит овладеть; осознание своей образовательной динамики и перспектив, объективная самооценка в совокупности с пониманием пошаговой стратегии достижения успеха на пути к овладению профессией [13];

- операционально-деятельностный - знание модели построения профессионального дискурса, способность интерпретировать высказывания с учётом профессионального контента, способность критически осмысливать собственный опыт в процессе интеграции в социум [14];

- рефлексивно-волевой - самооценка результатов своей образовательной деятельности, коррекция поведенческих стратегий и жизненных планов, объективная самооценка, умение соотносить поставленные цели, задачи и полученный результат, а также корректировать свою деятельность, прилагать волевые усилия для достижения цели [15].

Результаты исследования

Для сформулированных в исследовании задач была проведена диагностика уровней компонентов профессионального самоопределения у обучающихся 7-8-х классов (116 учащихся), а также анкетирование, направленное на выявление профессиональных предпочтений и критериев, по которым школьником осуществляется выбор будущей профессии.

Таблица 1

Результаты исследования уровней компонентов профессионального самоопределения в контексте раннего профильного обучения, %

Компоненты профессионального самоопределения Обучающиеся 7-8-х классов общеобразовательных школ

низкий средний высокий

Мотивационно-ценностный 52,2 33,9 13,9

Гносеологический 56,1 33,1 10,8

Операционально-деятельностный 57,9 31,9 10,2

Рефлексивно-волевой 56,1 33,2 10,7

В результате исследования было выявлено, что у превалирующего большинства школьников 7-8-х классов низкий уровень по всем компонентам профессионального самоопределения в контексте раннего профильного обучения.

В ходе анкетирования учащихся 7-8-х классов общеобразовательных школ (116 учащихся) были получены следующие результаты, представленные ниже в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Результаты ответов школьников 7-8-х классов на вопрос «Что вас больше всего привлекает в выбранной вами профессии?», %

Варианты ответов на вопросы % от общего количества опрошенных

Оплата труда 37,3

Возможность карьерного роста 10

Престижность профессии в обществе 4,7

Профессиональная деятельность, соответствующая увлечениям, вызывающая интерес, радость 13,5

Возможность удалённой работы, самостоятельное формирование графика, личный комфорт 34,5

Результаты анкетирования школьников 7-8-х классов показали, что лишь 38,5 % опрошенных способны аргументированно обозначить свою профессиональную направленность; 31,2 % способны соотнести собственные способности с требованиями различных профессий; 24,7 % осведомлены о востребованности в обществе выбранной профессии и карьерных перспективах, 22,1 % имеют достаточные представления о сущности, условиях, карьерных перспективах.

Таблица 3

Результаты ответов школьников 7-8-х классов на вопрос «Какие профессии вам наиболее интересны? (выберите не более 3 вариантов)», %

Варианты ответов на вопросы % от общего количества опрошенных

Медик, фармацевт, химик 24,5

Артист, дирижёр, режиссёр 8,1

Юрист, правовед, историк, 21,7

Экономист, бухгалтер, брокер 37,5

Блогер, стример, 8ММ-маркетолог 63,9

Дизайнер, декоратор, визажист 30,2

Военный, полицейский, пожарный 36,1

Строитель, электрик, газосварщик 3,6

Педагог, психолог, социальный работник 11,7

Ветеринар, зоотехник, фермер 5,4

Агроном, садовник, овощевод 0,1

Заключение

Таким образом, анализ полученных данных показал, что обучающиеся испытывают значительные трудности с выбором профессии, связанные, прежде всего, с недостаточной их информированностью о существенных характеристиках профессии и возможных перспективах в профессиональном самоопределении. Несмотря на то, что абсолютное большинство (38,5 %) школьников могут аргументированно обозначить свою позицию, лишь 24,7 % достаточно осведомлены о востребованности профессии, 22,1 % опрошенных имеют достаточные представления о сущности, условиях, карьерных перспективах.

При этом при выборе профессии ключевое значение имеют оплата труда (54 %) и удалённая работа, личный комфорт (58 %), что противоречит установкам общества.

Таким образом, перед современной школой стоит задача разработать систему педагогических требований к подготовке школьников к профессиональному самоопределению, направленной на их личностное развитие и позволяющей экстраполировать приобретённые умения и навыки, личностные новообразования, стимулирующей их эмоциональное и интеллектуальное развитие в контексте профессионального самоопределения [16]. На основании изложенного в условиях цифровой трансформации профессиональное самоопределение школьников в контексте раннего профильного обучения рассматривается как личностно-деятельностное новообразование, проявляющееся в их способностях в выборе будущей профессии с целью овладения профессиональными знаниями, их новыми характеристиками, ориентировоч-

ной основой поиска алгоритмов решения профессиональных задач в процессе ведения профессионально-ориентированного диалога в междисциплинарном контексте, обеспечивающим активность, саморазвитие и продуктивность в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта РФ»). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450353/ (дата обращения: 06.03.2024).

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 433 с.

3. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пос. для высш. шк. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2005. -304 с.

5. Кухарчук, A.M. Профессиональное самоопределение учащихся / A.M. Ку-харчук. - Минск: Народная асвета, 1976. - 128 с.

6. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

7. Чистякова, С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. - 2013. - № 1. - С. 9-12.

8. Сластенин, В.А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В.А. Сластенин, Г.И. Аксенова // Научные труды МИГУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. - М.: Прометей, 2000. - С. 3-22.

9. Гутник, И.Ю. Педагогическая диагностика как компонент содержания подготовки будущего учителя / И.Ю. Гутник // Человек и образование. - 2016. -№ 3(48). - С. 111-116.

10. Боброва, О.А. Социально-контекстная образовательная среда как условие достижения нового качества образования при реализации Единой модели профессиональной ориентации / О. А. Боброва // Антропоцентрические науки в образовании: сб. науч. ст. XIX Междунар. науч.-практ. конф.; Воронеж, 28-29 ноября 2023 г. - Воронеж: Научная книга, 2023. - С. 147-150.

11. Комарова, Э.П. К проблеме профессионального самоопределения в контексте раннего профильного обучения / Э.П. Комарова, А. С. Фетисов, О. А. Боброва // Инновационный вектор развития профессионального образования: монография. -Воронеж: Научная книга, 2024. - С. 151-167.

12. Комарова, Э.П. Смыслообразующая категория «контекст» как инструмент личностного саморазвития обучающегося в системе педагогического образования /

Э.П. Комарова, С.А. Бакленева, А.С. Фетисов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер. Проблемы высшего образования. - 2022. - № 2. - С. 37-40.

13. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: учеб. пособие / А. А. Деркач (отв. ред.) [и др.]. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2004. - 121 с.

14. Серова, Т.С. Информация, информированность и инновации в межкультурном профессиональном общении в сфере науки и техники / Т.С. Серова. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - 529 с.

15. Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века / В.В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар. - Воронеж: Научная книга, 2023. - 212 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Цифровой контент как модус профессионального образования: учеб. пособие / Э.П. Комарова, А. Д. Данилов, Л.П. Мышовская [и др.]. - Воронеж: Научная книга, 2023. - 122 с.

References

1. O vnedrenii Edinoi modeli professional'noi orientatsii (vmeste s "Metodicheskimi rekomendatsiiami po realizatsii proforientatsionnogo minimuma dlia obrazovatel'nykh organ-izatsii Rossiiskoi Federatsii, realizuiushchikh obrazovatel'nye programmy osnovnogo ob-shchego i srednego obshchego obrazovaniia", "Instruktsiei po podgotovke k realizatsii proforientatsionnogo minimuma v obrazovatel'nykh organizatsiiakh sub"ekta RF") [On implementing "Unified Model of Vocational Guidance" (with "Methodological recommendations to implement minimum career guidance for Russian educational organizations offering educational programs of basic general and secondary general education", "Instructions to prepare career guidance minimum in educational organizations of the RF constituent entities"]. Letter of the RF Ministry of Education dated 06.01.2023 No. AB-2324/05, available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450353/ (accessed 06.03.2024).

2. Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow, Pedagogika, 1984, vol. 4, 433 p.

3. Zeer E.F. Proforientologiia: Teoriia i praktika [Career guidance: Theory and practice]. Moscow, Akademicheskii proekt, Yekaterinburg, Delovaia kniga, 2004, 192 p.

4. Klimov E.A. Psikhologiia professional'nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Akademiia, 2005, 304 p.

5. Kukharchuk A.M. Professional'noe samoopredelenie uchashchikhsia [Professional self-determination of students]. Minsk, Narodnaia asveta, 1976, 128 p.

6. Priazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriia i praktika [Professional self-determination: Theory and practice]. Moscow, Akademiia, 2008, 320 p.

7. Chistiakova S.N. Novye podkhody k formirovaniiu professional'nogo samoopre-deleniia shkol'nikov v usloviiakh nepreryvnogo obrazovaniia [New approaches to form professional self-determination of schoolchildren in lifelong education]. Shkola iproizvod-stvo, 2013, no. 1, pp. 9-12.

8. Slastenin V.A., Aksenova G.I. Sub"ektno-deiatel'nostnyi podkhod v obrazovanii [Actor-activity approach in education]. Nauchnye trudy MPGU. Seriia: Psikhologo-pedagogicheskie nauki, Moscow, Prometei, 2000, pp. 3-22

9. Gutnik I.Iu. Pedagogicheskaia diagnostika kak komponent soderzhaniia podgo-tovki budushchego uchitelia [Pedagogical diagnostics as a component of the contents of future teacher training]. Chelovek i obrazovanie, 2016, no. 3 (48), pp. 111-116.

10. Bobrova O.A. Sotsial'no-kontekstnaia obrazovatel'naia sreda kak uslovie dosti-zheniia novogo kachestva obrazovaniia pri realizatsii Edinoi modeli professional'noi orien-tatsii [Socio-contextual educational environment as a condition for achieving a new quality of education in the implementation of a Unified model of professional orientation]. An-tropotsentricheskie nauki v obrazovanii. Proc. of 19th Int. Acad. Conf. (Voronezh, Nov. 28-29, 2023). Voronezh, Nauchnaia kniga, 2023, pp. 147-150.

11. Komarova E.P., Fetisov A.S., Bobrova O.A. K probleme professional'nogo samoopredeleniia v kontekste rannego profil'nogo obucheniia [On the problem of professional self-determination in the context of early specialized education]. Innovatsionnyi vektor razvitiia professional'nogo obrazovaniia. Voronezh, Nauchnaia kniga, 2024, pp. 151-167.

12. Komarova E.P., Bakleneva S.A., Fetisov A.S. Smysloobrazuiushchaia katego-riia "kontekst" kak instrument lichnostnogo samorazvitiia obuchaiushchegosia v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniia [The sensemaking category "context" as a tool for personal self-development of a student in the system of pedagogical education]. Vestnik Voronezh-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Problemy vysshego obrazovaniia, 2022, no. 2, pp. 37-40.

13. Professional'noe samoopredelenie sub"ektov: akmeologicheskii podkhod [Professional self-determination of people: Acmeological approach]. Eds. A.A. Derkach et al. Moscow, RANEPA, 2004, 121 p.

14. Serova T.S. Informatsiia, informirovannost' i innovatsii v mezhkul'turnom professionalem obshchenii v sfere nauki i tekhniki [Information, awareness and innovation in intercultural professional communication in the field of science and technology]. Perm, PNRPU, 2016, 529 p.

15. Serikov V.V., Fetisov A.S., Komarova E.P., Gaidar K.M. Transformatsiia pro-fessional'nogo obrazovaniia v kontekste vyzovov XXI veka [Transformation of vocational education in the face of challenges of the 21st century]. Voronezh, Nauchnaia kniga, 2023, 212 p.

16. Komarova E.P., Danilov A.D., Myshovskaia L.P. et al. Tsifrovoi kontent kak modus professional'nogo obrazovaniia [Digital content as a mode of professional education]. Voronezh, Nauchnaia kniga, 2023, 122 p.

Сведения об авторах

БОБРОВА Оксана Анатольевна

e-mail: [email protected]

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет (Воронеж, Российская Федерация)

About the authors

Oksana A. BOBROVA

e-mail: [email protected]

Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Social Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russian Federation)

КОМАРОВА Эмилия Павловна

e-mail: [email protected]

Академик Международной академии педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков и технологии перевода, Воронежский государственный технический университет, опорный (Воронеж, Россия)

Emilia P. KOMAROVA

e-mail: [email protected]

Academician of the International Academy of Pedagogical Education, Doctor of Education, Professor, Professor of the Department of Foreign Languages and Translation Technology, Voronezh State Technical University, core University (Voronezh, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Боброва, О.А. Цифровая трансформация профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения / О.А. Боброва, Э.П. Комарова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2024. - № 2. -С. 113-124.

Please cite this article in English as:

Bobrova O.A., Komarova E.P. Digital transformation of professional self-determination of schoolchildren in the context of early specialized education. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2024, no. 2, pp. 113-124 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.