Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ С МОДУЛЯМИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ С МОДУЛЯМИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / модель профориентации / самоопределение обучающихся / инновационный практикум / технологическое развитие образования / социальное партнерство / сетевое взаимодействие / technology / career guidance model / self-determination of students / innovative workshop / technological development of education / social partnership / networking / Schoolskills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ювентин-Фавста Т. А., Родичев Н. Ф.

В статье представлена модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования на основе включения в предметную область «Технология» технологических модулей по инновационным направлениям, определенных топ-50 востребованных профессий, Национальной технологической инициативой. Актуальность проблемы определяется подходом к организации профориентационной работы через внедрение программы предметной области «Технология» с модулями технологического практикума для обучающихся и интеграции урочной и внеурочной деятельности для формирования предпрофессиональных компетенций у школьников. Предпосылками исследования стали следующие проблемы: высокая значимость внедрения в школы инновационных решений по формированию первичных профессиональных навыков, обучение школьников новым профессиям, определенным государственными программами цифрового и технологического развития страны и подготовки кадров для рабочих специальностей, поднятие престижа науки и технологий. Цель статьи: анализ существующей проблемы в фокусе современных вызовов, представление результатов работы по модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через реализацию курса «Технология» с модулями инновационного технологического практикума. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по новой модели. Делаются выводы о перспективах модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как эффективной образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ювентин-Фавста Т. А., Родичев Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE TECHNOLOGY COURSE WITH MODULES INNOVATIVE TECHNOLOGICAL PRACTICAL WHEN CONSTRUCTING A MODEL OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

The article presents a model for supporting the professional self-determination of students based on the inclusion in the subject area “Technology” of technological modules in innovative areas, defined by the top-50 in-demand professions, the National Technology Initiative. The relevance of the problem is determined by the approach to the organization of career guidance work with schoolchildren through the introduction of the program of the subject area “Technology” with modules of a technological workshop for students and the integration of classroom and extracurricular activities to form pre-professional competencies among schoolchildren. The prerequisites for the study were the following problems: the high importance of introducing innovative solutions to the formation of primary professional skills in schools, teaching schoolchildren new professions defined by state programs for the digital and technological development of the country and training for blue-collar jobs, raising the prestige of science and technology. Purpose of the article: analysis of the existing problem in the focus of modern challenges, presentation of the results of work on the model of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students through the implementation of the course “Technology” with modules of an innovative technological workshop. The results of experimental work on the new model are presented. Conclusions are drawn about the prospects of the model of organizational and pedagogical support of students' professional self-determination as an effective educational practice.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ С МОДУЛЯМИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Т. А. Ювентин-Фавста

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 4 (94). С. 158-174. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 4 (94). P. 158-174.

Научная статья УДК 373.1

doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-158-174

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ С МОДУЛЯМИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. Ф. Родичев

Татьяна Александровна Ювентин-Фавста1, Николай Федорович Родичев2

1 АНО ДПО «Агентство сетевых инноваций», Москва, Россия

2 Лаборатория развития среднего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования, Москва, Россия

1 asirussia@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7995-3159

2 rodichev-nf@ranepa.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-5385-1675

Аннотация. В статье представлена модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования на основе включения в предметную область «Технология» технологических модулей по инновационным направлениям, определенных топ-50 востребованных профессий, Национальной технологической инициативой. Актуальность проблемы определяется подходом к организации профориентационной работы через внедрение программы предметной области «Технология» с модулями технологического практикума для обучающихся и интеграции урочной и внеурочной деятельности для формирования

© Ювентин-Фавста Т. А., Родичев Н. Ф., 2023

предпрофессиональных компетенций у школьников. Предпосылками исследования стали следующие проблемы: высокая значимость внедрения в школы инновационных решений по формированию первичных профессиональных навыков, обучение школьников новым профессиям, определенным государственными программами цифрового и технологического развития страны и подготовки кадров для рабочих специальностей, поднятие престижа науки и технологий. Цель статьи: анализ существующей проблемы в фокусе современных вызовов, представление результатов работы по модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через реализацию курса «Технология» с модулями инновационного технологического практикума. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по новой модели. Делаются выводы о перспективах модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как эффективной образовательной практики.

Ключевые слова: технология, модель профориентации, самоопределение обучающихся, инновационный практикум, технологическое развитие образования, социальное партнерство, сетевое взаимодействие Для цитирования: Ювентин-Фавста Т. А., Родичев Н. Ф. Эффективность курса технологии с модулями инновационного технологического практикума при сопровождении профессионального самоопределения обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 4 (94). С. 158-174. doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-158-174

Original article

THE EFFICIENCY OF THE TECHNOLOGY COURSE WITH MODULES OF INNOVATIVE TECHNOLOGICAL WORKSHOP ACCOMPANIED BY STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Tatiana A. Juventin-Favsta1, Nikolay F. Rodichev2

1 Network Innovation Agency, Moscow, Russia

2 Secondary Vocational Development Laboratory Education Center for the Development of Higher and Secondary vocational education Russian Academy of Education, Moscow, Russia

1 asirussia@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7995-3159

2 rodichev-nf@ranepa.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-5385-1675

Abstract. The article presents a model for supporting the professional self-determination of students based on the inclusion in the subject area "Technology" of technological modules in innovative areas, defined by the top-50 in-demand professions, the National Technology Initiative. The relevance of the problem is determined by the approach to the organization of

career guidance work with schoolchildren through the introduction of the program of the subject area "Technology" with modules of a technological workshop for students and the integration of classroom and extracurricular activities to form pre-professional competencies among schoolchildren. The prerequisites for the study were the following problems: the high importance of introducing innovative solutions to the formation of primary professional skills in schools, teaching schoolchildren new professions defined by state programs for the digital and technological development of the country and training for blue-collar jobs, raising the prestige of science and technology. Purpose of the article: analysis of the existing problem in the focus of modern challenges, presentation of the results of work on the model of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students through the implementation of the course "Technology" with modules of an innovative technological workshop. The results of experimental work on the new model are presented. Conclusions are drawn about the prospects of the model of organizational and pedagogical support of students' professional self-determination as an effective educational practice.

Keywords: technology, career guidance model, self-determination of students, innovative workshop, technological development of education, social partnership, networking, Schoolskills

For citation: Juventin-Favsta T. A., Rodichev N. F. The efficiency of the technology course with modules innovative technological practical when constructing a model of organizational and pedagogical support for professional self-determination of schoolchildren in conditions of digital transformation of technological education. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(4):158-174. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-158-174

Введение. Направленность государственной политики на технологическое и цифровое развитие страны, развитие науки, техники и технологий определяет модернизацию системы образования, повышение статуса профориентационной деятельности, подготовку специалистов для освоения новых рынков. Проблемы сопровождения профессионального самоопределения исследовались такими современными учеными, как С. Н. Чистякова [20], В. И. Блинов [2], О. Л. Гончарова [3], А. Ф. Зеер [7], Л. М. Митина [9], В. А. Поляков [12], Н. С. Пряжников [16], Н. Ф. Родичев [17], И. С. Сергеев [18], А. Д. Плутенко [11], О. Н. Логвинова [8], Д. А. Махотин [8], А. Е. Белоусов [1] и др.

Если продолжать делать акцент только на профессиональных образовательных организациях как формирующих основу для самоопределения, то не произойдет того прорыва, который позволит вывести страну

в целом на качественно новый и стабильный уровень экономики. Все больше специалистов в области профессионального самоопределения обучающихся говорят о важности профориентационной работы со школьниками, а через соревновательные методы и с дошкольного возраста. Например, такой практикой являются соревновательные конкурсы профессионального мастерства для обучающихся от 10 до 17 лет и студентов 16+, 18+; с 2018 года в Москве реализуется чемпионат рабочих профессий КМЗкПк (с 2022 года — «Мастерята») для детей от 5 до 10 лет, организованный Департаментом образования и науки города Москвы.

Зарубежные практики по формированию у обучающихся профессиональных навыков дают ощутимые результаты в современном мире, определяющем жесткую конкурентную борьбу за лидерство в развитии технологий и рыночных нишах. Например, в Индии обучение программированию начинается с самого раннего возраста, через игровые формы дети осваивают легко и быстро кодирование, с 4 лет у них уже развита базовая логика, с 7 лет разрабатывают свои собственные программы, в 8-9 лет осваивают криптографию. В Финляндии акцент делается на развитии у детей социальных навыков, необходимых для жизни в обществе [4]. В Сингапуре приоритетными для развития являются 8оЙ:-навыки. Китайская система образования первостепенным считает развитие инженерных, технических навыков и формирование компетенций профессий будущего на основе качественного образования, жесткой дисциплины и большого объема учебного материала; вся стратегия образования нацелена на быстрое экономическое развитие страны, идею ценности научного познания и воспитания личности квалифицированным специалистом [6]. Образование в США направлено на подготовку выпускника школы к поступлению в колледж или к работе [23].

В предложенной нами модели реализация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования строится на компетентностном и личностно ориентированном подходах. Модель реализуется при активном сотрудничестве общеобразовательных организаций с социальными партнерами, что обусловлено обоюдной заинтересованностью сторон в подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению, тем самым способствуя трансформации системы образования, эффективному внедрению в образовательные процессы технологий, определяющих высокое качество обучения и влияющих на самоопределение.

Обучающимся предоставляются возможности для профессионального самоопределения через участие в профессиональных пробах, что формирует необходимые знания и первоначальный профессиональный опыт, а также повышает эффективность и самого организационно-педагогического процесса.

Методология и методы исследования. Необходимость развития приоритетных направлений для экономического благосостояния страны определяется рядом государственных документов, которые определили методологические основания нашего исследования: Концепция технологического развития до 2030 года; Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»; Федеральный закон РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ООО; Концепция преподавания предметной области «Технология»; Рабочая программа основного общего образования «Технология».

Министерство труда и социальной защиты каждые пять лет формирует и утверждает список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. На перечень необходимо ориентироваться не только профессиональным образовательным организациям, но и общеобразовательным организациям в составлении программ организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Получение первоначальных представлений о профессии, базовое освоение необходимых компетенций особенно эффективно при использовании новых технологий в учебных программах дисциплин в виде внедрения модулей инновационного технологического практикума, учебной и внеклассной деятельности, в дополнительном образовании. Определенные меры по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году, необходимые для развития, например, направления ИТ и инженерных навыков у школьников и участия в этих направления, возможны также и через участие в олимпиадах и конкурсах, включенных в Перечень Минобрнауки, таких как: международный научно-технический, системно-инженерный конкурс-акселератор детских и молодежных инновационных проектов НТСИ-8кАРТ, олимпиада НТИ, чемпионат профессионального мастерства школьников БсЬооккИк, 8ТБЛМ8-движение школьных профессиональных команд и др.

Систематичная и системная работа всех интересантов образователь-

ного пространства при формировании профессионального самоопределения обучающихся должна быть развивающей, грамотно выстроенной координационно, способствующей не только созданию условий для самостоятельного профессионального выбора обучающимися, но и ориентированной на поддержку обучающихся в практическом применении выбранных компетенций по тем или иным профессиям.

Согласно Концепции технологического развития страны до 2030 года «...к концу третьего десятилетия XXI века Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий. К 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции — чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. При этом доля таких отечественных товаров в общем объеме потребления должна составить не менее 75%».

Актуальность формирования образовательной системы, способствующей массовому вовлечению и удержанию молодежи в инновационных направлениях, остается острой. Не только через дополнительное образование важно способствовать профессиональной ориентации обучающихся, но и включать инновационные технологии в содержание учебных дисциплин. На наш взгляд, такие дисциплины, как технология, физика, химия, биология, математика, уже сегодня могут выстраиваться на основе модульности, системности и интеграции. Стремительное мировое развитие технологий и науки заставляет так же стремительно адаптировать систему образования под реалии вызовов и глобальных трендов. Ставятся цели активного вовлечения школьников в современные технологии, знакомства с инновациями в науке и технике, развития цифровых компетенций и скорого формирования необходимой грамотности и навыков, пусть даже первоначальных, но с заделом на желание углубленно изучать эти самые технологии и применять в проектной и творческой деятельности такие решения, которые можно запускать в производство и которые будут решать социальные потребности общества, страны и мира.

Как один из вариантов всестороннего погружения в инновации обучающихся нами была разработана и апробирована модель школьного курса «Технология» с модулями инновационного технологического

практикума Schoolskills в рамках сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС. Краткое описание модели нами опубликовано ранее в журнале «Отечественная оза^бежная педагогках» [21] .

Методаки нашееоисследоэнная птбли аыалитипесриа, диагиасоичелюр формирующие, статистические. Пилотными площадками по запуску проекта и Тяеой мсблееотанйявыстлпилиокао»щеобразпйатебппых ор-ганизации, исследованием было охвачено 511 обучающихся 9-х классов. Опытно-экшериментаемхаяеабхта (ОЭРО еехтокте из ттео паактл:

1. Коноаатирующийтклхоримеет (пербыйыынтрольныПссез рт-зультатов) — начало учебного года (сентябрь): для контрольной группы — 2016/17 учебный год, для экспериментальной группы — 2017/18 учебный год.

2. Формирующий нкcпeеимeнт(нeраopeдcмвэннтu раапта рп апробации мсономВ: 20IPSiB учебныПгод(тнл»ко оляэкспериман-тальной группы);

3. Кобскиыыныйтктперимона(»торой сыпт раб—ный —итоеовый) срез результатов — конец учебного года (май): для контрольной группы — 2()\6Ц7уче6мът год, ррлекснлрлментапьиойыруппы — 20l^/оа акекиаой год.

Цель эксперимента заключалась в возможности проверить, обосновать и скорректарк^^анеи^с^В^^^ипросОн^^икна^^пплси самыяпиехлллнип.

Математический аппарат, используемый в исследовании, определялся по стандалkныйфkымялe:

Использовалисьтакже1-критерииСтьюдента,формуладинамики целевых показателей (А): Д=А1-А0 и формула качественного изменения значений целевых показателей (Дкач):

Д =(а выс+а ср)-(а выс+а ср),

кач х 1 10 0 7

Определены уровнисформированности по четырем показателям (компетенциям) профессионального самоопределения [1], которые

отражены в диаграмме 1 и отвечают за готовность: 1) самостоятельно ориентироваться в профориентационно значимом информационном поле, получая необходимые знания; 2) делать осознанный и ответственный выбор, а также воплощать принятое решение, преодолевая возможные трудности; 3) планировать свой жизненный и профессиональный путь; 4) совершенствовать собственное профессиональное мастерство.

Педагогическая экспертиза осуществлялась для оценки уровня сформированное™ компетенций профессионального самоопределения у школьников на этапе начала обучения в 9-м классе и по окончании учебного года для контрольной и экспериментальной групп. Определены четыре компетенции профессионального самоопределения и крите-риально-уровневая матрица оценки результатов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (А. В. Белоусов), что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Критериально-уровневая матрица оценки результатов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе компетенций профессионального самоопределения

Компетен-ци и про-фессио-нального самоопределения Уровни сс юрмированности компетенций

Нулевой (0) Первичный (1) Средний(2) Высокий (3)

Уровневые характеристики (дескрипторы), демонстрируемые обучающимся

Компетенция ориентировки в профори-ентационно значимом информационном пространстве Профо-риента-ционно з н а ч и -мые знания обрывочны или от-сутству-ют Значительный, но отличающийся односторонностью и неполнотой объем профориентационно значимых знаний,полученных не самостоятельно, в основном репродуктивным путем Частично сформирована (и ситуативно используется) готовность самостоятельно получать про-фориентаци-онно значимые знания Сформирована (и активно реализуется на практике) готовность самостоятельно добывать и критически осмысливать профо-риентационно значимые знания

Компетенция проф е с с и о -нально-об-разователь-ного Склонность совершать выбор под влиянием Готовность к самостоятельному, устойчивому, но не до конца осознанному выбору, неспособность объяснить мотивы Готовность совершать самостоятельный, осознанный и ответствен- Готовность совершать самостоятельный, осознанный и ответственный выбор на основе

выбора

чужого (частно-г о или общественного) мнения на основе внешних мотивов и часто менять уже при-н я т о е решение (неустойчивость и ситуа-тивность выбора)

выбора и связанная с этим недостаточная удовлетворенность сделанным выбором

ный выбор на основе рациональной оценки альтернатив, удовлетворяющий оптанта, не всегда дополняемая реализацией на практике принятых решений (недостаточная настойчивость в трудных условиях)

рациональной оценки альтернатив, полностью удовлетворяющий оптанта, а также реализовать на практике принятое решение

Компетенция проф е с с и о -нально-ка-рьерного планирования

Отсутствие умения ставить цели и строить планы по их достижению; несоразмерность желаний (амбиций) и наличных потребностей

Умение ставить цели и планировать отдельные шаги по их достижению, частично учитывая условия, наличные ресурсы и ограничения

Успешный (документированный) опыт проектирования профессио-нально-обра-зовательной (ближнесроч-ной) перспективы, в связи с выбранной профессией / специальностью, в сочетании с недостаточной проработанностью перспектив са-мостоятель-ной трудовой деятельности

Успешный (документированный) опыт проектирования профессионально-жизнен-ной (карьерной) среднесрочной и долгосрочной перспективы, в связи с выбранной профессией/ специальностью и в контексте «непрерывности личного времени» (прошлого, настоящего, будущего)

Компетенция профессионального совершенствования

Пассивное отношение к деятель-н о ст и, тенден-

Готовность к исполнительской учебной и профессиональной деятельности, ограниченной рамками конкретных заданий

Проявление самостоятельности, ответственности, инициативности

Готовность к активной профессиональной самореализации в качестве представителя опре-

ция избегания усилий и уклонения от выполнения заданий

вучебно-про-фессиональ-ной профессиональной деятельности, ограниченное рамками образовательного процесса

деленного профессионального сообщества, подтвержденная профессиональными достижениями (успешное участие в конкурсах и т. д.)_

Результаты исследования. Концепция модели школьного курса по технологии с модулями инновационного технологического практикума Schoolskills позволяет структурно конструировать рабочие программы под индивидуальные предпочтения каждой образовательной организации в соответствии с программами развития, региональным компонентом и профильным уклоном. Анализ и сопоставление возможностей содержания предметной области «Технология» с нормативно-правовыми документами, материалами для профподготовки обучающихся в технологическом векторе позволили нам наметить инновационные способы модернизации предметной области «Технология» и скорректировать модули для практического освоения.

Экспериментальная работа проходила на базах трех школ через реализацию в 9-х классах часов по выбору. Содержание курса «Технология» обогатили технологическими модулями: станки с ЧПУ, интернет вещей, мобильная робототехника, веб-разработка, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, технологическое предпринимательство, 3Б-моделирование и прототипирование, дизайн CAD, БЛА.

Дополнительно использовали часы внеурочной деятельности, разработали взаимообогащающую интеграционную программу вариативной и инвариантной части программы на всех уровнях: базовом, углубленном, профи.

Сравнительные данные по итогам эксперимента по всем трем школам констатируют то, что наибольшая доля обучающихся продемонстрировала высокие уровни развития компетенций в экспериментальной группе. В таблице 2 представлены сравнительные результаты.

Таблица 2

Сравнительные данные контрольной и экспериментальной групп по оценке результатов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе компетенций профессионального самоопределения

Компетенции професси- Группы Лицей № 180 СОШ № 11 Лицей № 24

онального А кач, А кач А А кач А А кач

самоопреде- % (э) - А кач,% (э) - кач,% (э) - А

ления кач (к),% А кач (к),% кач (к), %

Компетенция Эксп. +79 + 17 +53

ориентировки в профориен-тационно значимом информаци-

Контр. + 18 +61 +7 + 10 +23 +30

онном про-

странстве

Компетенция профессио-нально-обра- Эксп. +74 +56 +42 +27 +50 +37

Контр.

зовательного выбора + 18 + 15 + 13

Компетенция профессио- Эксп. +79 +46 +76

нально-ка- рьерного планирования +74 +46 +51

Контр. +5 0 +25

Компетенция профессионального совершен- Эксп. +75 +62 +28 + 15 +58 +43

Контр. + 13 + 13 + 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствования

В диаграмме 1 отражены табличные данные Д кач в сравнении экспериментальной и контрольной группами по каждой из компетенций для каждой базовой площадки.

На сравнительной диаграмме 2 представлена качественная динамика целевых показателей по всем компетенциям.

Диаграмма 1. Сравнительные данные качественного изменения значений целевых показателей (А кач) между контрольной и экспериментальной группами по оценке результатов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе компетенций профессионального самоопределения

13

II

У

0 0 0

313

II

Лицей №180 Сош № 11 Лицей №24

Диаграмма 2. Сравнительная динамика результатов по четырем компетенциям (А ,%) трех базовых школ эксперимента

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

74%

61% 62% .1 I ГС . |Р

Сош №11

Лицей №18

Лицей №24

1. Компетенция ориентировки в профориента-ционно значимом информационном пространстве

10%

0

61%

30%

2. Компетенция профессионально-образовательного выбора

27%

56%

37%

3. Компетенция профессионально-карьерного планирования

46%

74%

51%

4. Компетенция профессионального совершенствования

15%

62%

43%

90

79

79

80

75

74

70

58

60

53

50

50

46

42

40

28

30

25

23

18

18

17

20

10

5

000

0 0 0

0

По результатам диагностических данных отмечается положительная динамика показателей (Д), значительный прирост в экспериментальных группах всех трех школ (%). Также отметим положительное значение Д кач, что позволяет утверждать о сформированности высоких уровней целевых показателей и уменьшением низких уровней по каждой из определенных компетенций.

В целом по данным исследовательского эксперимента можно констатировать, что традиционная форма работы до внедрения новой модели способствует формированию компетенций профессионального самоопределения школьников, но все же более качественную положительную динамику мы увидели при реализации новой концепции. Таким образом, апробация модели школьного курса «Технология» с модулями инновационного технологического практикума ЗсЬооккШв имеет качественные и количественные эффекты, отмечены высокие результаты при новой модели, представленной нами. В качестве образовательных результатов отмечается повышение в целом по итогам обучения школьников, их удовлетворенность выбранными профессиональными направлениями, отмечается уверенный выбор для дальнейшего профессионального обучения.

Заключение. Предложенная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации технологического образования помогает выстроить весь процесс от идеи до эффективной реализации в любой образовательной структуре либо на уровне муниципалитета, региона. Реализация программы обеспечивает не только знакомство с миром профессий, но и через участие обучающихся в технологическом практикуме позволяет сформировать первоначальные профессиональные умения и опыт. А через проектную деятельность обучающиеся учатся решать задачи в различных сферах общественного производства. Обеспечивается гибкий переход от общего к профессиональному образованию. Данную модель можно считать эффективной образовательной практикой. По результатам апробации модель была высоко оценена административно-преподавательским составом общеобразовательных организаций, школьниками — участниками эксперимента и их родителями, муниципальными органами власти.

Комментарии

1. Концепция технологического развития до 2030 года (Распоряжение от 20 мая 2023 г. № 1315-р) http://government.ru/docs/48570/.

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. https://digital.gov.ru/ ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f.

3. ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, № 64101).

4. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).

5. Рабочая программа основного общего образования «Технология», ФГБНУ ИСРО РАО https://edsoo.ru/Predmet_Tehnologiya.htm (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 5/22 от 25.08.2022) https://fgosreestr.ru/oop/355.

6. Под «профориентационно значимыми знаниями» понимаются знания о состоянии и перспективах мира труда, профессий и профессионального образования, о востребованных профессиях в регионе, о своих профессиональных способностях и склонностях, о требованиях определенных профессий (выбранной профессии) к человеку, об условиях труда и т.д.

Список источников

1. Белоусов А. Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Е. Белоусов. М., 2016. 225 с.

2. Блинов В. И. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы II Международного совещания (12-13 ноября 2013 г., Москва). Вып. III. М.: ФИРО, С. 5-19.

3. Гончарова О. Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в процессе преемственности начального и среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Л. Гончарова. М., 180 с.

4. Гурулева Т. Л. Современная система образования Китая: кросс-культурное взаимодействие востока и запада // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследова-

ний. 2015. № 11 (4). С. 579-579 [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=7791 (дата обращения: 19.05.2023).

5. Департамент образования и науки города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/news/item/93527073/ (дата обращения: 19.05.2023).

6. Жук А. А. Реформа системы образования в Сингапуре и ее роль в развитии страны (1965 — начало XXI в.) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 2 (1). С. 32-36. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-32-36

7. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: уч. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2003. 216 с.

8. Концепция предметной области «Технология» как средство модернизации содержания и технологий обучения в современной школе / Д. А. Махотин, Н. Ф. Родичев, А. К. Орешкина и др. // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 76-82.

9. Митина Л. M. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л. М. Митина. М.: МПСИ, 2003. 160 с.

10. Национальный проект «Образование» // Проекты Российской Федерации. Стратегия Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie# (дата обращения: 19.05.2023).

11. Плутенко А. Д., Лейфа А. В., Еремина В. В. и др. Многоуровневая подготовка инженерных кадров в контексте непрерывного образования // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. С. 177.

12. Поляков В. А. Профессиональное самоопределение / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т. 2. С. 212-213.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы».

14. Приказ от 26 октября 2020 года № 744 (с изменениями на 20 октября 2021 года) «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488 (дата обращения: 19.05.2023).

15. Профориентационная модель Schoolskills для школьного курса Технологии с модулями инновационного технологического практикума / Ю. К. Аурениус, А. А. Ботова, М. С. Цветкова и др. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития: Материалы I Международной научно-практической конференции, Москва, 6-7 апреля 2018 года. М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А-Приор», 2018. С. 271-278.

16. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 490 с.

17. Родичев Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников / Н. Ф. Родичев // Новые ценности образования. М., 2006. Вып. 1-2. С. 234-251.

18. Сергеев И. С. К вопросу об эффективности стратегии профессиональной ориентации «повышение престижа рабочих профессий» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceeducation.ru/119-14669 (дата обращения: 19.05.2023).

19. Чемпионат рабочих профессий в Москве для детей младшего школьного возраста «Мастерята» [Электронный ресурс]. URL: https://kid.mcrpo.ru/ (дата обращения: 19.05.2023).

20. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. № 1. С. 9-12; № 2. С. 3-6.

21. Ювентин-Фавста Т. А. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через STEAMS-подход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 91-104. doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-91-104

22. Daneykin Y., Daneykina N., Sadchenko V. Implementation of CDIO Approach in training engineering specialists for the benefit of sustainable development // Scopus [Электронный ресурс]. URL: https://www. scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84969972366&origin=resultslist (дата обращения: 19.05.2023.

23. Finnish National Agency for Education — EDUFI. Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet [Электронный ресурс]. URL: https://www.oph.fi/en/education-system (дата обращения: 19.05.2023).

References

1. Belousov A. E. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija nepreryvnosti soprovozhdeni-ja professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja na jetapah obshhego i srednego professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / A. E. Belousov. M., 2016. 225 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Blinov V. I. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovijah nepreryvnosti obrazovanija / V. I. Blinov // Professional'naja orientacija v sovremennoj Rossii: zadachi, soderzhanie, tehnologii. Materialy II Mezhdunarodnogo soveshhanija (12-13 nojabrja 2013 g., Moskva). Vyp. III. M.: FIRO, S. 5-19. [In Rus].

3. Goncharova O. L. Pedagogicheskaja podderzhka professional'nogo samoopredelenija obuchajushhih-sja v processe preemstvennosti nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / O. L. Goncharova. M., 180 s. [In Rus].

4. Guruleva T. L. Sovremennaja sistema obrazovanija Kitaja: kross-kul'turnoe vzaimodejstvie vostoka i zapada // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015. № 11 (4). S. 579-579 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7791 (data ob-rashhenija: 19.05.2023). [In Rus].

5. Departament obrazovanija i nauki goroda Moskvy [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.mos.ru/ news/item/93527073/ (data obrashhenija: 19.05.2023). [In Rus].

6. Zhuk A. A. Reforma sistemy obrazovanija v Singapure i ee rol' v razvitii strany (1965 — nachalo XXI v.) // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. 2017. T. 9, № 2 (1). S. 32-36. doi: 10.17748/20759908-2017-9-2/1-32-36 [In Rus].

7. Zeer Je. F. Modernizacija professional'nogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod: uch. posobie / Je. F. Zeer, A. M. Pavlova, Je. Je. Symanjuk. M.: MPSI, 2003. 216 s. [In Rus].

8. Koncepcija predmetnoj oblasti «Tehnologija» kak sredstvo modernizacii soderzhanija i tehnologij obuchenija v sovremennoj shkole / D. A. Mahotin, N. F. Rodichev, A. K. Oreshkina i dr. // Inzhenernoe obrazovanie. 2017. № 21. S. 76-82. [In Rus].

9. Mitina L. M. Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii / L. M. Mitina. M.: MPSI, 2003. 160 s. [In Rus].

10. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» // Proekty Rossijskoj Federacii. Strategija Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obra-zovanie# (data obrashhenija: 19.05.2023). [In Rus].

11. Plutenko A. D., Lejfa A. V., Eremina V. V. i dr. Mnogourovnevaja podgotovka inzhenernyh kadrov v kontekste nepreryvnogo obrazovanija // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 439. S. 177. [In Rus].

12. Poljakov V. A. Professional'noe samoopredelenie / V. A. Poljakov, S. N. Chistjakova // Rossijskaja peda-gogicheskaja jenciklopedija: v 2 t. / gl. red. V. V. Davydov. M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 1998. T. 2. S. 212-213. [In Rus].

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 aprelja 2016 № 317 «O realizacii Nacional'noj tehnologicheskoj iniciativy».[In Rus].

14. Prikaz ot 26 oktjabrja 2020 goda № 744 (s izmenenijami na 20 oktjabrja 2021 goda) «Ob utverzhde-nii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebujush-hih srednego professional'nogo obrazovanija». Ministerstvo truda i social'noj zashhity [Jelektronnyj resurs]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488 (data obrashhenija: 19.05.2023). [In Rus].

15. Proforientacionnaja model' Schoolskills dlja shkol'nogo kursa Tehnologii s moduljami innovacionno-go tehnologicheskogo praktikuma / Ju. K. Aurenius, A. A. Botova, M. S. Cvetkova i dr. // Nepreryvnoe obrazovanie: jeffektivnye praktiki i perspektivy razvitija: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 6-7 aprelja 2018 goda. M.: Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, OOO «A-Prior», 2018. S. 271-278. [In Rus].

16. Prjazhnikov N. S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredelenija / N. S. Prjazhnikov. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. 490 s. [In Rus].

17. Rodichev N. F. Obosnovanie koncepcii pedagogicheskoj podderzhki professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov / N. F. Rodichev // Novye cennosti obrazovanija. M., 2006. Vyp. 1-2. S. 234-251. [In Rus].

18. Sergeev I. S. K voprosu ob jeffektivnosti strategii professional'noj orientacii «povyshenie prestizha rabochih professij» // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 5 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.scienceeducation.ru/119-14669 (data obrashhenija: 19.05.2023). [In Rus].

19. Chempionat rabochih professij v Moskve dlja detej mladshego shkol'nogo vozrasta «Masterjata» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://kid.mcrpo.ru/ (data obrashhenija: 19.05.2023). [In Rus].

20. Chistjakova S. N. Novye podhody k formirovaniju professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija // Shkola i proizvodstvo. 2013. № 1. S. 9-12; № 2. S. 3-6. [In Rus].

21. Juventin-Favsta T. A. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopre-delenija obuchajushhihsja cherez STEAMS-podhod // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2023. T. 1, № 2 (91). S. 91-104. doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-91-104 [In Rus].

22. Daneykin Y., Daneykina N., Sadchenko V. Implementation of CDIO Approach in training engineering specialists for the benefit of sustainable development // Scopus [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84969972366&origin=resultslist (дата обращения: 19.05.2023).

23. Finnish National Agency for Education — EDUFI. Perusopetuksen opetussuunnitelman pe-rusteet [Электронный ресурс]. URL: https://www.oph.fi/en/education-system (дата обращения: 19.05.2023).

Информация об авторах

Т. А. Ювентин-Фавста — генеральный директор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Агентство сетевых инноваций» (АНО ДПО «АСИ»), руководитель департамента инновационных и образовательных проектов ООО «Лаборатория интеллектуальных технологий Линтех» ИЦ «Сколково» Н. Ф. Родичев — кандидат педагогических наук, доцент, ведущий аналитик лаборатории развития среднего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования; ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Information about the authors

T. A. luventin-Favsta — General Director of the Autonomous non-profit organization of additional professional education "Network Innovation Agency" (ANO DPO "ASI"), Head of the Department of Innovative and Educational Projects, LLC "Laboratory of Intelligent Technologies Lintech" Skolkovo Innovation Center

N. F. Rodichev — PhD (Education), Leading analyst of the development laboratory Vocational education and training of The Research Center for VET and Higher Education Development of the Russian Academy of Education; Associate Professor, Leading Researcher, Center ofVocational Education and Training and Qualification Systems, Federal Institute for Education Development of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.06.2023; одобрена после рецензирования 16.06.2023; принята к публикации 28.06.2023. The article was submitted 02.06.2023; approved after reviewing 16.06.2023; accepted for publication 28.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.