Научная статья на тему 'Эмпирический анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа'

Эмпирический анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SUBJECTIVE FACTORS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Ирина Азатовна, Яковенко Наталия Владимировна

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения студентов экологов в условиях образовательной среды ВУЗа. Дан эмпирический анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа. Приведены данные социологического опроса студентов 1 и 2 курса по данной проблеме. Цель – дать анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа. Метод или методология проведения работы – методы научного анализа, сбора и интерпретации эмпирических данных, математической статистики. Основным методом выступил метод социологического опроса. Выборка включала 40 студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета специальность «Экология» 1 и 2 курса естественно-географического факультета (очная форма) в возрасте от 17 до 20 лет. Результаты – дана оценка особенностей профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа. Показан анализ влияния субъективных факторов на профессиональный выбор. Область применения результатов основные положения и выводы могут быть использованы при разработке региональных программ, направленных на формирование положительного имиджа профессии эколога-инженера на территории Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Ирина Азатовна, Яковенко Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL ANALYSIS OF ECOLOGY STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

This paper focuses on the issue of ecology students’ professional self-determination in the context of educational environment of the university. The authors give empirical analysis of ecology students’ professional self-determination in the context of educational environment of the university. The researchers as well share the results of the poll they conducted on this issue among the 1 stand the 2 nd-year students. Purpose to give analysis of students’ professional self-determination in the context of educational environment of the university. Methodology research analysis, obtaining and interpreting empirical data, mathematical statistics. The key method is the student community study embracing 40 respondents from Shuya Branch of Ivanovo State University (first and second-year full-time ecology students, aged 17-20 y.o.) Results the assessment of features of professional self-determination of students ecologists in the conditions of the educational environment of HIGHER EDUCATION INSTITUTION is given. The analysis of influence of subjective factors on a professional choice is shown. Practical implications the principal theses and conclusions made in the framework of the conducted research can be taken into consideration when designing regional programmes aimed at forming a positive image of the profession of ecology engineer in Ivanovo Region.

Текст научной работы на тему «Эмпирический анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-10 УДК 37.091.212

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Валеева И.А., Яковенко Н.В.

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения студентов - экологов в условиях образовательной среды ВУЗа. Дан эмпирический анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа. Приведены данные социологического опроса студентов 1 и 2 курса по данной проблеме.

Цель - дать анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа.

Метод или методология проведения работы - методы научного анализа, сбора и интерпретации эмпирических данных, математической статистики. Основным методом выступил метод социологического опроса. Выборка включала 40 студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета специальность «Экология» 1 и 2 курса естественно-географического факультета (очная форма) в возрасте от 17 до 20 лет.

Результаты - дана оценка особенностей профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды ВУЗа. Показан анализ влияния субъективных факторов на профессиональный выбор.

Область применения результатов - основные положения и выводы могут быть использованы при разработке региональных программ, направленных на формирование положительного имиджа профессии эколога-инженера на территории Ивановской области.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, субъективные факторы, профессионально-информационное просвещение.

EMPIRICAL ANALYSIS OF ECOLOGY STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Valeyeva I.A., Yakovenko N.V.

This paper focuses on the issue of ecology students' professional self-determination in the context of educational environment of the university. The authors give empirical analysis of ecology students' professional self-determination in the context of educational environment of the university. The researchers as well share the results of the poll they conducted on this issue among the 1st- and the 2nd-year students.

Purpose - to give analysis of students' professional self-determination in the context of educational environment of the university.

Methodology - research analysis, obtaining and interpreting empirical data, mathematical statistics. The key method is the student community study embracing 40 respondents from Shuya Branch of Ivanovo State University (first and second-year full-time ecology students, aged 17-20 y.o.)

Results - the assessment of features of professional self-determination of students ecologists in the conditions of the educational environment of HIGHER EDUCATION INSTITUTION is given. The analysis of influence of subjective factors on a professional choice is shown.

Practical implications - the principal theses and conclusions made in the framework of the conducted research can be taken into consideration when designing regional programmes aimed at forming a positive image of the profession of ecology engineer in Ivanovo Region.

Keywords: professional self-determination, subjective factors, professional education.

Актуальность

Кардинальные изменения, которые происходят в современной системе разделения общественного труда, предъявляют свои требования к молодому поколению и дают ему возможность осуществлять свой образовательный и социально-профессиональный выборы в течение всей жизнедеятельности. Молодежь должна приспосабливаться к новым и сложным условиям интегрирования в современное общество, делать выбор в личностных аспектах, уметь адекватно оценивать и применять свои профессиональные интересы, устремления и способности. Потребности современного общества отражаются в сознании молодых людей в виде профессиональных планов, направленных на получение в вузе той профессии, которая дает право на занятие определенного социального положения. Трудности в реализации профессиональных предпочтений современной молодежи являются результатом стихийного профессионального самоопределения, происходящего несвоевременно в ситуации вынужденного принятия решения [9]. Ликвидация этих затруднений предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, концептуальных по реализации новых образовательных подходов, что и предопределило актуальность данной статьи.

Изучением проблем профессионального самоопределения занималось множество отечественных специалистов, в частности изучением факторов, влияющих на профессиональное самоопределение занимались И.С. Кон [3], В.Т. Лисовский [4], М.Х. Титма [8], Д.И.Ляхов [5], М.В. Батырева [1], Я.В. Дидковская [2] и др. Среди зарубежных ученых стоит отметить работы D.T. Hall [10], L. Harri [11], S.J. Henderson [12], J.L. Holland [13], T.A. Judge [14],K.R. McGowen [15].

Профессиональное самоопределение - это по сути дела выбор подрас-

тающим поколением своего профессионального пути, выбор своей профессии и места работы. В настоящий момент этот путь осложнён кризисными социально-экономическими явлениями в развитии российской экономики. Ситуация, которая сложилась на современном рынке труда, объясняется двумя негативными тенденциями: в государственных структурах существует низкая оплата труда специалистов с высшим образованием; тогда как в коммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется более высокооплачиваемая работа, но она не требует высокой квалификации и научного интеллектуального потенциала. Поэтому происходит обесценивание многих специальностей, по которым осуществляется в настоящее время подготовка в вузах. Всё это накладывает свой отпечаток на сознание студенческой молодёжи, меняет её ценностные и смысловые ориентации, потребности, сами жизненные планы. В профессиональном самоопределении студентов можно выделить ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том или ином её аспекте. Для первокурсников - это адаптация к новым условиям обучения, некоторые сомнения в правильности сделанного выбора. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не с точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда. Третий курс является переходным: адаптационный период завершён, актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы [7].

Основные признаки или этапы самоопределения, которые являются общими для всех его видов, можно обозначить как:

^ становление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

> выбор человеком критериев, норм оценивания себя на основе системы идеалов, ценностей;

^ определение своих наличных, уже имеющихся к сегодняшнему дню, качеств и особенностей, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя;

^ предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня;

^ построение своих целей, задач, планов для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя;

^ пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, т.к. изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;

^ пересамоопределение - человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться [6].

Необходимо отметить сложность современной профессии эколога-инженера. Инженер-эколог промышленного предприятия имеет следующие обязанности (согласно должностной инструкции):

> контролирует соблюдение природоохранного законодательства на предприятии;

^ участвует в проведении экологической экспертизы проектов, технологий, оборудования предприятия;

^ составляет планы по охране окружающей среды, осуществлять контроль за их выполнением;

^ разрабатывает меры по предотвращению загрязнения окружающей среды;

^ разрабатывать и согласовывать проектную и разрешительную документацию;

^ дает оценку промышленных экологических опасностей и рисков; ^ составляет отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.

Помимо этого, молодые специалисты-экологи обязаны владеть специализированным информационно-программным обеспечением, должны знать природоохранное законодательство, основные требования нормативно-методических материалов по охране окружающей среды, системы экологических стандартов и нормативов и т.п.

Целью в нашем исследовании стал сравнительный анализ профессионального самоопределения студентов-экологов в условиях образовательной среды педагогического ВУЗа. Выборка включала 40 студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета специальность «Экология» 1 и 2 курса естественно-географического факультета (очная форма) в возрасте от 17 до 20 лет. Были получены следующие результаты: при определении мотивации к выбору данной профессии ( «интерес к профилирующему предмету») 40% опрошенного количества студентов ответило на него, что это был наиболее существенный момент среди остальных, но не единственный (рис. 1). Это обосновывалось тем, что интерес к выбираемой профессии не был подкреплен определенными и достаточными знаниями о будущей профессиональной деятельности эколога-инженера (в частности, о ее особенностях, условиях работы, профессиональных способностях и профессиональных навыках, а также тех требованиях, которые предъявляются к специалистам такого профиля). 63% студентов - «имели общее представление» о специфике будущей профессии эколога-инженера, 22,5 % - «знали очень мало», 6,5 % - «не знали практически ничего», и только 14,5 % студентов - «знали о ней все» (рис. 2).

Анализ ответов показал, что большая масса студенческой молодежи имела первоначальный план на приобретение статуса студента, а затем на профессию, которая смогла бы этот статус обеспечить. Основная часть респондентов определилась с выбором профессии «в момент подачи документов в вуз» 60 %; «за год и менее до поступления в вуз» 38 %; незначительная часть (2%) студентов продемонстрировала осознанность к выбору будущей профессиональной деятельности. При анализе ответов студентов на вопрос «Когда Вы полу-

чите диплом, то какой жизненный путь представляется Вам более предпочтительным?» особое внимание было уделено вопросу о соответствии вида будущей профессиональной деятельности той направленности, которую получает студент в вузе (рис. 3).

Рис. 1. Ответ на вопрос: Основной мотив при выборе профессии эколога-

инженера? ( %)

Рис. 2. Ответ на вопрос: Что Вы знали о профессии эколога-инженера (%

Таким образом, ответы студентов показали, что на этапе обучения в ВУЗе они рассматривают свою будущую профессиональную деятельность только как экономическую необходимость и источник для материального благополучия, а выбранную специальность - как наиболее оптимальный и легкий вариант для получения необходимого высшего профессионального образования.

ш Поиск рабочего места по полученной специальности эколога-инженера

■ Поиск рабочего места по полученной специальности на некоторое время с целью приобретения опыта и стажа работы

■ Поиск рабочего места, гдехорошо платят и необязательно по специальности

■ Занятие бизнесом

@ Приобретение 2-й специальности Отдых

■ Поступление в аспирантуру

Постараюсь уехать на время за границу, чтобы поработать Уеду из России навсегда

Рис. 3. Ответ на вопрос: Что вы будет делать после получения диплома по выбранной специальности (%)

Заключение

Исходя из вышеизложенного, считаем, что необходимо разработать образовательную региональную программу, направленную на формирование положительного имиджа профессии эколога-инженера на территории Ивановской области, а также систему мероприятий, которая была бы направлена на формирование профессионального экологического видения окружающей действительности в процессе обучения в ВУЗе. В качестве таких мероприятий могут выступить как психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации и личностного самоопределения, так тренинги, тестирование и анкетирование студентов-экологов перед выбором специализации.

www.sisp.nkras.ru

6% 3%т

Список литературы

1. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: Автореф. дис.... к. соц.н. Тюмень, 2003.

2. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: Автореф. дис.... к. соц.н. Екатеринбург, 2000.

3. Кон И.С. Социологическая психология. М., 1999.

4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.

5. Ляхов Д.И. Профессиональное самоопределение выпускников вузов на рынке труда: Дис.... к. соц.н. Москва, 2004.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 230

с.

7. Муфтахова Ю.В. Профессиональное самоопределение URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/176/professionalnoe_samoopred elenie_studenta/(дата обращения: 3.02.2012).

8. Титма Х.М. Социальные перемещения в студенчестве. Вильнюс-Рига,

1988.

9. Черевко М. А. Особенности профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей ВУЗов (на примере Хабаровского края). Хабаровск , 2011. 22 с.

10. Harri L. Approaches to career success: An exploration of surreptitious career success strategies. Human Resource Management 45 (2005): 43-65.

11. Hall D.T. Careers and socialization. Journal of Management, no. 13 (1987): 301-321.

12. Henderson S.J. Follow your bliss: A process for career happiness. Journal of Counseling and Development 78, no. 3 (Summer 2000): 305-315.

13. Holland J.L. Making vocational choices: a theory of careers Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice-Hall, 1973.

14. Judge T.A. Personality and career success.Thousand Oaks, CAL Sage Publications, 2007. pp. 59-78.

15. McGowen K.R. Still different after all these years: Gender differences in professional identity formation. Professional Psychology: Research and Practice, no.

21 (1991): 118-123.

References

1. Batyreva M.V. Protsess professional'nogo samoopredeleniya gorodskoy molodezhi [Professional Self-determination of City Youth]. Tyumen, 2003.

2. Didkovskaya Ya.V. Professional'noe samoopredelenie studenchestva: so-vremennye problem [Professional Self-determination of Students: Current Challenges]. Ekaterinburg, 2000.

3. Kon I.S. Sotsiologicheskaya psikhologiya [Sociological Psychology]. M.,

1999.

4. Lisovskiy V.T. Dukhovnyy mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii [Spiritual World and Moral Values of the Russian Youth]. SPb., 2000.

5. Lyakhov D.I. Professional'noe samoopredelenie vypusknikov vuzov na rynke truda [Professional Self-determination of College Students In the Labour Market]. Moscow, 2004.

6. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [The Psychology of Professionalis]. M. Znanie, 1996. 230 p.

7. Muftakhova Yu.V. Professional'noe samoopredelenie [Professional Self-determination]. http://sociosphera.com/publication/conference/2013/176/ (accessed: February 3, 2012).

8. Titma Kh.M. Sotsial'nye peremeshcheniya v studenchestve [Social Relocations in Studentship]. Vil'nyus-Riga, 1988.

9. Cherevko M. A. Osobennosti professional'nogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey VUZov (na primere Khabarovskogo kraya) [Peculiarities of Education Students' Professional Self-determination (In Khabarovsk Area)]. Khabarovsk , 2011. 22 p.

10. Harri L. Approaches to career success: An exploration of surreptitious career success strategies. Human Resource Management 45 (2005): 43-65.

11. Hall D.T. Careers and socialization. Journal of Management, no. 13

(1987): 301-321.

12. Henderson S.J. Follow your bliss: A process for career happiness. Journal of Counseling and Development 78, no. 3 (Summer 2000): 305-315.

13. Holland J.L. Making vocational choices: a theory of careers Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice-Hall, 1973.

14. Judge T.A. Personality and career success.Thousand Oaks, CAL Sage Publications, 2007. pp. 59-78.

15. McGowen K.R. Still different after all these years: Gender differences in professional identity formation. Professional Psychology: Research and Practice, no. 21 (1991): 118-123.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Валеева Ирина Азатовна, кандидат психологических наук

Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия Яковенко Наталия Владимировна, кандидат географических наук

Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: n. v.yakovenko 71@gmail. com SPIN-код: 2518-1401

DATA ABOUT THE AUTHORS Valeyeva Irina Azatovna, Ph.D. Psychology

Shuisky branch of Ivanovo State University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yakovenko Nataliya Vladimirovna, associate professor of chair of geography and

training technique, candidate of geographical sciences

Shuisky branch of Ivanovo State University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia

e-mail: n.v.yakovenko71@gmail.com Рецензент:

Клетикова Л.В., доцент кафедры внутренних незаразных болезней и птицеводства, доктор биологических наук, ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА им. ак. Д.К.Беляева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.