УДК 373.6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Васильева Т.В.
Статья посвящена анализу понятия «способности» в аспекте самоопределения старшеклассников. Автор рассматривает в статье различные классификации понятия «способности».
Цель: определение теоретических основ самоопределения
старшеклассников.
Методология работы: системный подход, деятельностный подход.
Область применения результатов: подготовка будущих учителей в педагогическом вузе.
Результаты: дано определение понятия «профессиональные
способности», выделены критерии успешности профессионального самоопределения школьников.
Ключевые слова: личностное самоопределение, профессиональные способности, способности, старшеклассники.
THEORETICAL BASES OF PROCESS OF SELF-DETERMINATION
OF SENIOR PUPILS
Vasilyeva T.V.
The article analyzes the concept of "capacity" in terms of self-determination of seniors. The author considers the various classifications in the concept of "power".
Objective: the determination of the theoretical self-determination senior’s foundations.
Methodology of work: a systematic approach, the activity approach.
Scope of the results: the preparation of future teachers at the pedagogical university.
Results: given a definition of "professional abilities", highlighted the success criteria for professional self-determination of schoolchildren.
Keywords: personal self-determination, professional abilities, abilities, pupils of the graduation classes.
Способности рассматриваются психологами как второе общее качество личности [4]. Различают четыре основных рода способностей по двум основным критериям: элементарные и сложные, общие и особенные. К элементарным общим способностям относятся основные формы отражения, свойственные всем людям, хотя и неодинаково у различных личностей выраженные. Отдельные свойства личности, например ловкость и внимательность, являются элементарными, но уже не общими, а особенными способностями, поскольку не каждый обладает этими свойствами. В качестве примера можно привести память, внимание, любовь к детям. Сложными общими способностями являются, прежде всего, две профессиональные способности, образовавшиеся в результате разделения труда и возникших из труда других видов деятельности.
Сейчас уже общепризнано, что способности - это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможности личности более или менее качественно выполнять определённую деятельность и совершенствоваться в ней.
Исходя из этого, нельзя не согласиться с распространённым тезисом Теплова Б.М.: «...способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» [6].
Анализируя качества личности в их соответствии с определённой
деятельностью, их, прежде всего надо делить на более или менее «профессионально значимые», а потом первые делить на «положительно значимые» и «отрицательно значимые». Кроме того, одно и то же качество в одной структуре личности может быть профессионально отрицательно значимым, а в другой - положительно. Примером может служить значение вспыльчивости для способностей актёра, приведённой Тепловым Б.М. [6].
Любое свойство личности, входящее в любую из четырёх подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность или как элемент структуры сложных положительных или отрицательных способностей к определённой деятельности, если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо. Здесь мы полностью исходим из понимания этого вопроса С.Л. Рубинштейном, писавшим, что «психическое свойство - это способность индивида на определённые объективные воздействия закономерно отвечать определёнными психическими деятельностями» и что «способность - это закреплённая в индивиде система обобщенных психических деятельностей...» [5].
Способности можно разделить на две наиболее существенные подсистемы: актуальные способности, уже проявляющиеся в деятельности, и потенциальные, ещё не проявляющиеся, но предполагаемые на основе наличия способностей к близким по структуре видам деятельности.
Способности, как и характер, и личность в целом, и проявляются и формируются в деятельности, они являются саморазвивающимся процессом. Вне деятельности существуют только свойства личности, являющиеся потенциальными способностями. А проявляясь в деятельности и становясь актуальными способностями, они одновременно в ней и проявляются, и развиваются.
Но не все способности и не у всех личностей развиваются равномерно. В каждой способности заложена не у всех одинаково выраженная «способность второго порядка» - способность к её развитию. Наиболее отчётливо
способность к развитию способностей проявляется в возможности формирования таланта как высшей способности к творчеству в определённой деятельности [4].
Способности разными авторами рассматриваются:
- в связи с деятельностью (способность как свойство, влияющее на эффективность деятельности, Теплов Б.М.);
- в связи с психическими процессами (Рубинштейн С.Л.) и уровнем их функционирования (Шадриков В.Д.).
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся [1]. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.
По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т.д.
Отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, умений и навыков, психология подчёркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
В ходе обучения способности человека не только проявляются, но и формируются, развиваются. Между всесторонним развитием способностей и интересом существует тесная взаимосвязь.
С одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается её успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Интересно, что эти взгляды
педагогики и психологии родились ещё в эпоху эллинизма. Сократ утверждал, что главная задача вызвать к жизни лучшие душевные силы воспитанника, внимательно изучая его склонности и способности. Этот процесс он назвал майевтикой (повивальным искусством). Истинное знание должно вырасти из глубин личности ученика и с помощью учителя выйти на свет во всеоружии. Признаками хороших способностей Сократ считал быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал.
В более поздние времена идеи природосообразности возродились в педагогике Коменского Я., а в начале XX столетия эти идеи получили широкое распространение в США благодаря трудам Дьюи Д. и Дьюи Э. [2].
Выбирая будущую профессию, учащиеся сталкиваются с затруднениями личного порядка. Эти затруднения возникают из-за недостаточной информированности о профессии, неумения произвести самоанализ и оценить свои способности. Но на процесс самоопределения можно повлиять, если помочь личности понять себя.
Особую остроту проблема определения способностей приобретает в связи с профессиональным самоопределением. Исторически сложились два подхода к этому вопросу, которые французский психолог Леон А. назвал диагностическим и воспитательным. Первый подход - диагностический -сводит профессиональное самоопределение старшеклассника к определению его профессиональной пригодности. Психолог-консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путём сопоставления их с требованиями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данному виду деятельности. Старшекласснику, выбирающему профессию, отводится пассивная роль, активен консультант, делающий прогноз.
Второй подход - воспитательный - направлен на подготовку старшеклассника к будущей профессиональной жизни, его самоопределению. Основная роль отводится изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности. Психологи, придерживающиеся этого подхода,
гораздо меньше времени уделяют тестовым испытаниям и признают необходимость лучше подготовить старшеклассника к вхождению в профессию и изменению в процессе самой деятельности. Однако и здесь недооценивается собственная активность старшеклассника, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания [7].
Решение проблемы выбора профессии возможно только при её комплексном рассмотрении. Оба подхода представляют собой звенья одной цепочки: сначала надо определить способности старшеклассника, а затем помочь ему в подготовке к будущей профессии.
Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Климов Е.А. выделил 4 степени профессиональной пригодности:
1 - непригодность человека к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой;
2 - годность к той или иной профессии или группе профессий. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;
3 - соответствие способностей человека данной области деятельности: нет противопоказаний, но имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определённой профессии или группе профессий;
4 - призвание к данной профессиональной области деятельности - это высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Данная степень характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки соответствия человека требованиям данной деятельности [3].
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки, связанные с особенностями нервно-мозгового аппарата человека. Но между задатками и способностями очень большая дистанция - весь путь развития личности. Существенным показателем значительности способностей могут служить темпы их развития, легкость усвоения, быстрота продвижения.
Ещё более непосредственным выражением и доказательством способностей, чем быстрота и успешность овладения знаниями, считается то, какой сдвиг в умении мыслить даёт овладение определённым кругом знаний. То есть способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню и масштабу. К тому же, оценивая результаты и быстроту развития способностей, нужно соотносить их с условиями, так как одинаковые достижения в определённой деятельности при различных условиях могут свидетельствовать о неодинаковых способностях и наоборот. Таким образом, в результате индивидуального жизненного пути у человека формируется индивидуальный склад способностей и различные когнитивные стили, которые необходимо учитывать при профессиональном самоопределении.
Итак, профессиональные способности - это индивидуальнопсихологические свойства личности старшеклассника, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием её успешного выполнения. Профессиональные способности не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приёмам. Профессиональные способности формируются на основе анатомофизиологических особенностей, задатков, но в большинстве профессий жёстко не определяются ими.
Педагогический аспект профессионального самоопределения как фактора воспитания заключается в обеспечении возможности саморазвития в процессе социального взаимодействия. Путём психолого-педагогической экспертизы необходимо выявить профессионально-важные качества личности школьника, а именно индивидуально-типологические качества нервной системы, важные для занятий определёнными дисциплинами (объём памяти, скорость запоминания, точность воспроизведения, гибкость мыслительных процессов, глубину, последовательность и критичность мышления), а также волевые качества (целеустремленность, упорство, самостоятельность и т.д.).
Следовательно, одним из факторов профессионального самоопределения являются различные психологические особенности старшеклассников (задатки, склонности, способности).
В качестве важнейших критериев успешности профессионального самоопределения школьников можно выделить:
- степень неодинаковости профессиональных перспектив (для данного класса или группы учащихся);
- реалистичность спланированных профессиональных и жизненных перспектив, которая позволила бы каждому учащемуся после окончания школы «не потеряться» в данном обществе и обеспечить себе хотя бы минимум условий для достойной жизни и последующего развития.
Список литературы
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 496 с.
2. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего // Народное образование. 2000. №8. С. 244-269.
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы
профориентационной консультации. М., 1983.
4. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. док. псих, наук, проф. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. 256 с.
5. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды / Отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. М, 1996. 462 с.
6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. С. 10.
7. Шепелева Е.В. Теоретические основы личностного и профессионального самоопределения старшеклассников // Высокие технологии в педагогическом процессе. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006. Т.1. С. 391-393.
References
1. Vvedenie v psihologiju [Introduction to Psychology] / Pod obw. red. prof. A. V. Petrovskogo. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1997. 496 p.
2. D'jui Dzh., D'jui Je. Shkoly buduwego [School of the Future]. Narodnoe obrazovanie, no. 8 (2000) : 244-269.
3. Klimov E.A. Psihologo-pedagogicheskie problemy proforientacionnoj konsul'tacii [Psychological-pedagogical problems of vocational guidance counseling]. M., 1983.
4. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti [The structure and personality development] / Otv. red. dok. psih, nauk, prof. A. D. Glotochkin. M.: Nauka, 1986. 256 p.
5. Rubinshtejn S.L. Izbrannye filosofsko-psihologicheskie trudy [Selected philosophical and psychological works] / Otv. red. A.V. Brushlinskij, V.A. Kol'cova. M, 1996. 462 p.
6. Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichij [Problems of individual differences]. M, 1961. p. 10.
7. Shepeleva E.V. Teoreticheskie osnovy lichnostnogo i professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov [Theoretical bases of personal and professional self-seniors] .Vysokie tehnologii v pedagogicheskom processe, Vol. 1 (2006): 391393.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Васильева Татьяна Викторовна, аспирант
Шуйский государственный педагогический университет 155900, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, 24 e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Vasilyeva Tatiana Viktorovna, post-graduate student
Shuya State Pedagogical University
Kooperativnaya street, 24, Shuya, Ivanovo area, 155908, Russia e-mail: innovacia-sgpu@mail. ru
Рецензент:
Червова А.А., проректор по инновационному развитию и международной деятельности, д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»