Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Л.И., Лубнина М.Ю., Утешева Т.В., Маслобоева Н.А., Станченко Л.И.

Введение. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в учебном процессе остается актуальной проблемой. Целью данного исследования было выявление мотивационных факторов у студентов при занятиях физической культурой и спортом. В статье представлены результаты анкетирования студентов специального учебного отделения Сибирского федерального университета (СФУ). Выявлены необходимые условия для повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Результаты исследования показывают, что основным мотивом для занятий физической культурой и спортом является укрепление здоровья. И это зависит от заинтересованности студентов в своем здоровье и от желания заниматься не только на занятиях, но и самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Л.И., Лубнина М.Ю., Утешева Т.В., Маслобоева Н.А., Станченко Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE LEVEL OF MOTIVATION OF STUDENTS OF THE SPECIAL EDUCATIONAL DEPARTMENT OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY TO PHYSICAL CULTURE

Introduction. Motivation of students to physical culture in the educational process remains an urgent problem. The purpose of this study was to identify motivational factors in students during physical training and sports. The article presents the results of the survey of students of the special educational department of the Siberian Federal University (SFU). The necessary conditions have been identified for increasing motivation for physical training and sports. The results of the study show that the main motivation for physical activity and sports is health promotion. And it depends on the interest of students in their health and the desire to engage not only in classes, but also independently.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

2. Ashmarin, B.A., Vilensky, M..Ya. and Garatyn, K.H., (1979), Theory and methodology of physical education, textbook, Enlightenment, Moscow.

3. Ashmarin, B.A. (2018), Theory and methodology of pedagogical research in physical education, Physical culture and sport, Moscow.

4. Baglaenko, N. (2019), "Circular training", Iron World, No. 01-02, pp. 21-22.

5. Vaitsekhovsky, S.M. (1971), Coach's book, Physical culture and Sport, Moscow.

6. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Fundamentals of special physical training of athletes, Physical culture and Sport, Moscow.

7. Vilchkovsky, E.S. (1967), "What is what? Once again about circular training" Physical culture at school, No.7, pp. 46-47.

8. Gerkan, L.V. (1965), "Five varieties of "circular occupation" Physical culture at school,- No. 9, pp. 46-47.

Контактная информация: kumud@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2023

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Людмила Ивановна Александрова, доцент, Марина Юрьевна Лубнина, старший преподаватель; Татьяна Викторовна Утешева, старший преподаватель; Наталья Анатольевна Маслобоева, старший преподаватель; Лариса Ивановна Станченко, старший преподаватель; Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация

Введение. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в учебном процессе остается актуальной проблемой. Целью данного исследования было выявление мотивационных факторов у студентов при занятиях физической культурой и спортом. В статье представлены результаты анкетирования студентов специального учебного отделения Сибирского федерального университета (СФУ). Выявлены необходимые условия для повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Результаты исследования показывают, что основным мотивом для занятий физической культурой и спортом является укрепление здоровья. И это зависит от заинтересованности студентов в своем здоровье и от желания заниматься не только на занятиях, но и самостоятельно.

Ключевые слова: мотивация, занятия, физическая культура и спорт, студенты, специальное учебное отделение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p24-29

EVALUATION OF THE LEVEL OF MOTIVATION OF STUDENTS OF THE SPECIAL EDUCATIONAL DEPARTMENT OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY TO PHYSICAL CULTURE

Lyudmila Ivanovna Aleksandrova, the docent, Marina Yurievna Lubnina, the senior teacher, Tatiana Viktorovna Utesheva, the senior teacher; Natalia Anatolyevna Masloboeva, the senior teacher, Larisa Ivanovna Stanchenko, the senior teacher; Siberian Federal University,

Krasnoyarsk

Abstract

Introduction. Motivation of students to physical culture in the educational process remains an urgent problem. The purpose of this study was to identify motivational factors in students during physical training and sports. The article presents the results of the survey of students of the special educational department of the Siberian Federal University (SFU). The necessary conditions have been identified for increasing motivation for physical training and sports. The results of the study show that the main motivation for physical

activity and sports is health promotion. And it depends on the interest of students in their health and the desire to engage not only in classes, but also independently.

Keywords: motivation, classes, physical culture and sports, students, special educational department.

ВВЕДЕНИЕ

С целью формирования у студентов активного отношения к учебной деятельности и повышения ее эффективности, разрабатываются и внедряются в учебный процесс инновационные технологии. Это - модульно-проектное обучение, личностно-ориентированное обучение, дистанционное обучение, интерактивные технологии, а также программы по различным видам спорта, удовлетворяющие современные запросы студенческой молодежи [2, 3, 4].

На формирование и изменение отношения к занятиям физической культурой влияют множество факторов. На отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в период обучения в вузе влияют две основные группы факторов. Субъективные факторы - интересы, потребности, мотивы, желания, познавательные установки и ориентации в области физкультурной деятельности. Объективные факторы - условия и технологии организации занятий физической культурой и спортом. Для формирования отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом необходимо учитывать особенности этих отношений (положительных, негативных, безразличных) [1, 4, 5, 6].

В Сибирском федеральном университете дисциплина «Физическая культура и спорт» делится на теоретическую часть (лекции, методико-практические задания, самостоятельная работа) и практическую часть. Практическая часть реализуется на занятиях физ-культурно-спортивной специализации, которую студент выбирает самостоятельно по своим интересам.

Студенты специального учебного отделения, куда их зачисляют по результатам медицинского осмотра, на занятиях физической культурой занимаются с учетом состояния здоровья. Они выполняют специально подобранные оздоровительные комплексы упражнений, обучаются спортивному ориентированию, кроссу по пересеченной местности, северной ходьбе, ходьбе на лыжах. А также, совершают пешие прогулки, выполняют дыхательные упражнения, различные суставные гимнастики, комплексы на развитие гибкости, равновесия, выносливости и силы мышц.

В работе исследуется мотивация студентов специального учебного отделения к занятиям физической культурой и к самостоятельным занятиям оздоровительной направленности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование студентов специального учебного отделения Сибирского Федерального университета. В анкетировании приняли участие 344 человека (282 девушки и 62 юноши): студенты первого курса 96 человек, второго - 90 человек, третьего - 158 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ниже приведены ответы респондентов на предложенные вопросы. Таблица 1 - Мотивации студентов к посещению занятий по физической культуре,

Вы ходите на занятия по физической культуре по- М 1 М 2 М 3 Ж 1 Ж 2 Ж 3 Всего Всего Всего

тому, что: курс курс курс курс курс курс 1 курс 2 курс 3 курс

Они укрепляют Ваше здоровье 23,8 50,0 58,6 52,0 66,7 38,8 45,8 64,4 42,4

Движение доставляет Вам радость 4,8 16,7 17,2 12,0 11,5 14,0 10,4 12,2 14,6

Нравится общение с друзьями во время занятий 4,8 33,3 27,6 10,7 12,8 27,1 9,4 15,6 27,2

В дальнейшем можно использовать эти знания, 4,8 16,7 17,2 36,0 16,7 7,0 29,2 16,7 8,9

навыки и умения в жизни

В конце семестра необходимо получить зачет 57,1 25,0 44,8 54,7 47,4 63,6 55,2 44,4 60,1

Из представленного материала видно, что у юношей главным мотивационным фактором в посещении занятий является укрепление здоровья. В ряду других факторов его доля растет от первого (23,8%) к третьему (58,6%) курсу. Следующий фактор - необходимость получения зачета. Его доля снижается с первого курса (57,1%) к третьему курсу (44,8%). У девушек мотивационные факторы к посещению занятий определились в обратном направлении. Главным мотивационным фактором в посещении занятий является получение зачета в конце семестра. Его доля увеличивается с первого курса (54,7%) к третьему курсу (63,6%). Следующий фактор - укрепление здоровья. Его доля снижается с первого курса (52,0%) к третьему курсу (38,8%).

Еще одним фактором, мотивирующим к посещению занятий, у юношей и девушек является общение с друзьями во время занятий. У юношей его доля растет ко второму-третьему курсу (33,3%; 27,6%,), а у девушек - к третьему курсу (27,1%).

Таблица 2 - Выбор направленности занятий физической культурой, %

Чем бы Вы хотели заниматься на занятиях по физической культуре М 1 курс М 2 курс М 3 курс Ж 1 курс Ж 2 курс Ж 3 курс Всего 1 курс Всего 2 курс Всего 3 курс

Совершать пешие прогулки 71,4 58,3 44,8 48,0 42,3 71,3 53,1 44,4 66,5

Бегать кроссы в медленном темпе 9,5 16,7 31,0 10,7 6,4 4,7 10,4 7,8 9,5

Играть в подвижные игры 23,8 41,7 44,8 32,0 35,9 20,2 30,2 36,7 24,7

Выполнять общеразвивающие упражнения 9,5 25,0 31,0 33,3 42,3 33,3 28,1 40,0 32,9

По выбору направленности занятий у девушек на первом месте пешие прогулки (50,8%), на втором месте - комплексы общеразвивающих упражнений (36,3%), на третьем - подвижные игры (32,7%). У юношей на первом месте, тоже пешие прогулки (58,1%), подвижные игры на втором месте (36,8%), комплекс общеразвивающих упражнений (21,8%) - на третьем. Меньше всего студенты хотели бы бегать кроссы в медленном темпе.

Таблица 3 - Выбор места занятий физической культурой, %

Если был бы выбор места занятий, Вы бы выбрали М 1 М 2 М 3 Ж 1 Ж 2 Ж 3 Всего Всего Всего

заниматься курс курс курс курс курс курс 1 курс 2 курс 3 курс

На улице 23,8 25,0 27,6 10,7 5,1 15,5 13,5 7,8 17,7

Один день на улице и один в зале 52,4 58,3 48,3 46,7 52,6 50,4 47,9 53,3 50,0

Только в зале 14,3 16,7 20,7 40,0 37,2 29,5 34,4 34,4 27,8

Другое (зима - зал; осень, весна - улица) 0,0 0,0 10,3 5,3 9,0 4,7 4,2 7,8 5,7

Если бы была возможность выбора места занятий, то большинство студентов, как юношей, так и девушек, занимались бы один день на улице и один день в зале (51,3%). Оставшаяся часть студенток (35,6%) выбрала бы занятия только в зале. У юношей мнение разделились: на занятия только на улице - 25,5% и занятия только в зале - 17,2%.

Таблица 4 - Дополнительные занятия студентов физической культурой _ и спортом, %

Занимаетесь ли Вы дополнительно дома и ходите М 1 М 2 М 3 Ж 1 Ж 2 Ж 3 Всего Всего Всего

ли Вы на дополнительные занятия по интересам курс курс курс курс курс курс 1 курс 2 курс 3 курс

Занимаюсь регулярно (не менее 3-х раз в неделю) 0,0 41,7 34,5 22,7 20,5 23,3 17,7 23,3 25,3

Занимаюсь от случая к случаю 71,4 50,0 44,8 61,3 57,7 57,4 63,5 56,7 55,1

Нет, не занимаюсь 28,6 8,3 20,7 18,7 20,5 17,8 20,8 18,9 18,4

Хожу в тренажерный зал 4,8 25,0 31,0 20,0 16,7 24,0 16,7 17,8 25,3

Хожу на аэробику (ритмику, пилатес, йогу) 0,0 0,0 0,0 5,3 3,8 10,9 4,2 3,3 8,9

Хожу на ЛФК 4,8 8,3 3,4 1,3 12,8 0,8 2,1 12,2 1,3

Нет, никуда не хожу 76,2 58,3 72,4 70,7 56,4 55,0 71,9 56,7 58,2

Другое 4,8 8,3 10,3 12,0 10,3 10,9 10,4 10,0 10,8

Большинство студентов СУО с первого по третий курс не посещают никакие дополнительные занятия, кроме учебных занятий по расписанию (62,3%) и занимаются дома от случая к случаю (58,4%). Часть студентов второго и третьего курсов посещают тренажерный зал (20,4% девушек и 28,0% юношей). Студенты второго и третьего курсов (21,9% девушек, 38,1% юношей) занимаются регулярно, не менее 3-х раз в неделю.

Таблица 5 - Готовность студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, %...........

Комплекс оздоровительной гимнастики при конкретном диагнозе М 1 курс М 2 курс М 3 курс Ж 1 курс Ж 2 курс Ж 3 курс Всего 1 курс Всего 2 курс Всего 3 курс

Вы знаете, какая физическая нагрузка противопоказана при Вашем диагнозе 76,2 83,3 69,0 84,0 79,5 77,5 82,3 80,0 75,9

Вы не знаете, какая физическая нагрузка противопоказана при Вашем диагнозе 23,8 16,7 31,0 12,0 17,9 17,8 14,6 17,8 20,3

Вы могли бы комплекс составить самостоятельно 42,9 50,0 37,9 18,7 14,1 23,3 24,0 18,9 25,9

Вы могли бы выбрать комплекс из информационных ресурсов (интернет, специальная литература) 28,6 50,0 37,9 64,0 57,7 61,2 56,3 56,7 57,0

Вы хотели бы составить комплекс вместе с преподавателем 28,6 0,0 31,0 25,3 34,6 17,8 26,0 30,0 20,3

Другое (с врачом) 4,8 8,3 6,9 1,3 1,3 2,3 2,1 2,2 3,2

Большая часть студентов (79,4%) на всех курсах знают свои противопоказания к занятиям физической культурой при своем диагнозе. Комплекс оздоровительной гимнастики могут выбрать из доступных информационных источников 60,9% девушек и 38,8% юношей, могли бы составить комплекс самостоятельно 18,7% девушек и 43,6% юношей и хотели бы составить вместе с преподавателем - 22,6% девушек и 19,9% юношей.

Таблица 6 - Мотивы занятий физическими упражнениями, %

Вы занимаетесь физическими упражнениями, по- М 1 М 2 М 3 Ж 1 Ж 2 Ж 3 Всего Всего Всего

тому что: курс курс курс курс курс курс 1 курс 2 курс 3 курс

Это модно и престижно 4,8 0,0 3,4 1,3 2,6 1,6 2,1 2,2 1,9

Они стали для вас привычкой 33,3 33,3 13,8 16,0 20,5 18,6 19,8 22,2 17,7

Они улучшают Ваше настроение и самочувствие 28,6 50,0 75,9 62,7 62,8 52,7 55,2 61,1 57,0

Они помогают воспитывать в себе смелость, реши- 41,3 41,7 41,4 28,0 28,2 27,9 25,0 30,0 30,4

тельность и самодисциплину

Другое 9,5 16,7 13,8 8,0 7,7 7,8 8,3 8,9 8,9

Систематические занятия физическими упражнениями студенты считают полезными для здоровья, и посещают занятия потому, что они улучшают самочувствие и настроение (59,4% девушек и 51,2% юношей), помогают воспитывать смелость, решительность и дисциплину (28,0% девушек и 41,5% юношей).

Таблица 7 - Факторы, влияющие на организацию самостоятельных занятий физическими упражнениями, %_

Чтобы заниматься самостоятельно физическими упражнениями систематически, Вам необходимо: М 1 курс М 2 курс М 3 курс Ж 1 курс Ж 2 курс Ж 3 курс Всего 1 курс Всего 2 курс Всего 3 курс

Чтобы обязательно кто-то контролировал (преподаватель, родители) 9,5 25,0 10,3 14,7 11,5 14,0 13,5 13,3 13,3

Коллектив (группа или напарник) 23,8 33,3 20,7 18,7 17,9 17,1 19,8 20,0 17,7

Личная заинтересованность в собственном здоровье 71,4 58,3 75,9 73,3 70,5 76,7 72,9 68,9 76,6

Другое 57,1 0,0 10,3 2,7 6,4 0,8 14,6 5,6 2,5

Чтобы самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, студентам необходима личная заинтересованность в своем здоровье - (72,8%), коллектив (группа, напарник) - 19,2%, контроль (преподаватель, родители) - 13,3%.

ВЫВОДЫ

Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал, что главными факторами, стимулирующими интерес юношей и девушек к занятиям физическими упражнениями, являются укрепление здоровья (50,9%) и необходимость получения зачета в конце семестра (53,2%). Кроме того, важным фактором является место проведение занятий (зал лечебной физической культуры, специализированный тренажерный зал, занятия на свежем воздухе).

Главным мотивом к самостоятельным занятиям у студентов является их личная заинтересованность в своем здоровье (у юношей и девушек разных курсов - 72,8%). Следующим по значимости мотивом является необходимость контроля со стороны преподавателя или родителей (19,2%). Наличие коллектива (группы, напарника) - третий по значимости мотив (13,3%).

Чтобы мотивировать студентов к занятиям физической культурой, в том числе и к самостоятельным занятиям, необходимы теоретические знания о пользе физических упражнений для поддержания и укрепления здоровья и практические навыки. Для студентов специального учебного отделения важно не только научиться заниматься самостоятельно физическими упражнениями, но и научиться самостоятельно контролировать адекватность нагрузки, сопоставляя со своим физическим развитием и физическим состоянием. Для этого нужно учитывать объективные и субъективные показатели физического состояния перед выполнением упражнений и контролировать их после дозированных физических нагрузок.

Успешное применение разнообразных средств физической культуры будет способствовать формированию мотивации к занятиям физическими упражнениями, сохранению и укреплению здоровья студентов, самостоятельности и самоорганизации в процессах воспитания и образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мониторинг активности студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» на дистанционном обучении / Александрова Л.И., Утешева Т.В., Маслобоева Н.А., Быкова Е.Н., Бондарева И.Г.// «Физическая культура и спорт: актуальные проблемы и пути оптимизации» : сборник материалов конференции - Иркутск : Иркутский государственный университет, 2021. - С. 6-10.

2. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.

3. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 44-45.

4. Курамшин Ю.Ф. Отношение студенческой молодежи к физической культуре и спорту в аспекте теоретического анализа/ Ю.Ф. Курамшин, Л.В. Люйк, Г.Б. Дьяченко // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5. - С. 42-44.

5. Пащенко Л.Г. Проявление мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов вуза с различной двигательной активностью / Л.Г. Пащенко // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 - URL: https: // web.snauka.ru/issues/2016/05/67015 (дата обращения: 22.05.2021).

6. Прокофьева Д. Д., Базунов А. А., Махмутов И. С. Фитнес и здоровый образ жизни как средства формирования мотивации студентов к занятиям общей физической культурой / Д.Д. Прокофьева, А.А. Базунов, И.С. Махмутов // «Спорт - дорога к миру между народами» : сборник материалов III международной научно-практической конференции. - Москва : РГУФКСМиТ, 2017. - С. 207212.

REFERENCES

1. Alexandrova L.I, Utesheva T.V., Masloboeva N.A., Bykova E.N., Bondareva I.G. (2021), "Monitoring the activity of student in the discipline 'Applied physical culture and sports' in distance learning", "Physical culture and sport: current problem and way of optimization ", proceedings of the international scientific and methodological conference, Irkutsk, pp. 6-10.

2. Bolotin A.E., Shchegolev V.A. and Bakaev V.V. ( 2014), "Educational Technology of Use of Means of Physical Culture to Adapt for Future Professional Work", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 16-20.

3. Lukina S.M. Lobanov Yu.Ya. and Sharonova A.V. (2019), "Innovative technologies for academic physical education and sport service", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 44-45.

4. Kuramshin Yu.F., Luik L.V. and Dyachenko G.B. (2020), "Formation of conscious attitude of student youth to physical education and sports: problems and solutions". Theory and practice of physical

culture, No. 5, pp. 42-44.

5. Pashchenko L.G. (2016) "Demonstration of motives physical culture and sports students with different motor activity. Modern scientific research and innovation, No. 5, available at: web.snauka.ru/is-sues/2016/05/67015.

6. Prokofieva, D.D., Bazunov, A.A. and Makhmutov, I.S. (2017), "Fitness and a healthy lifestyle as a means of forming students motivation for general physical education", "Sport - the road to peace among peoples", proceedings of the 3th International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 207-212

Контактная информация: Lubninamarina85@gmail.com

Статья поступила в редакцию 11.05.2023

УДК 796.06

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Анастасия Олеговна Алексина, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет; Антон Юрьевич Алексин, учитель, Академии для одаренных детей (Наяновой), Самара; Наталья Дмитриевна Лигостаева, кандидат культурологии, доцент, Самарский государственный институт культуры, Самара; Нелли Викторовна Юркина, доцент, Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация

В данной статье рассмотрена значимость социально-психологических аспектов менеджмента в спортивной организации. Актуальность исследования обусловлена существованием практики, которая гласит о том, что главным ресурсом в первую очередь является человек как личность и его межличностные отношения непосредственно с коллективом организации. Целью исследования является: определение методов и подходов для эффективного функционирования физкультурно-спор-тивной организации на основе социально-психологических факторов, и представление ряда рекомендаций для улучшения социально-психологической обстановки в коллективе организации. Проблема исследования заключается в том, что немногие руководители осознают ценность и необходимость в познании управления коллективом и человеческим ресурсом, применяют эффективные методы мотивации персонала, которые необходимы для достижения поставленных целей внутри любой спортивной организации. В статье оценена лояльность персонала спортивной организации. Для проведения анализа использованы метод Organizational Commitment Questionnaire и оценка психологического климата в организации по методике А.Ф. Фидлера. Полученные результаты необходимы для использования при разработке методов мотивации персонала для повышения эффективности работы спортивной организации.

Ключевые слова: социально-психологический климат, методы мотивации коллектива, лояльность персонала, методика Organizational Commitment Questionnaire, спортивная организация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p29-33

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT IN SPORTS

ORGANIZATION

Anastasia Olegovna Aleksina, the candidate of economical sciences, docent, State University

of Economics; Anton Yuryevich Aleksin, the teacher of Academy for Gifted Children (Na-yanova), Samara; Natalia Dmitrievna Ligostaeva, the candidate of cultural sciences, docent, Samara State Institute of Culture; Nelli Viktorovna Yurkina, the docent Samara State Technical University

Abstract

This article considers the importance of the socio-psychological aspects of management in the sports organization. The relevance of the study is due to the existence of the practice that states that the main

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.