Научная статья на тему 'ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ / МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / SPORTS / MOTIVATION IN DOING SPORTS / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / VIGOROUS-INTENSITY PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пантелеев М.А., Ласка А.А.

По данным анонимного опроса, 71,4 % студентов-первокурсников проявляют физическую активность высокой и умеренной интенсивности. Ведущей мотивацией к занятию спортом и физкультурно-оздоровительной деятельности является стремление к получению удовольствия от физической нагрузки. Основным субъективным препятствием для занятия спортом и физической культурой является чрезмерная учебная нагрузка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пантелеев М.А., Ласка А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS IN SPORTS AND PHYSICAL CULTURE AS AN INTEGRAL COMPONENT OF STUDENTS LIFESTYLE

According to an anonymous survey 71.4% of first-year students show moderate and vigorous-intensity physical activity. The leading motivation for playing sports and fitness activities is the desire to get pleasure from physical activity. The main subjective obstacle to doing sports and physical culture is excessive study load.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.32-057.87

Пантелеев М.А. студент Ласка А. А. студент

научный руководитель: Дюбкова-Жерносек Т.П., к.мед.н.

доцент

Белорусский государственный университет Республика Беларусь, г. Минск ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. По данным анонимного опроса, 71,4 % студентов -первокурсников проявляют физическую активность высокой и умеренной интенсивности. Ведущей мотивацией к занятию спортом и физкультурно-оздоровительной деятельности является стремление к получению удовольствия от физической нагрузки. Основным субъективным препятствием для занятия спортом и физической культурой является чрезмерная учебная нагрузка.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, студенты, физическая активность высокой интенсивности, мотивации занятия спортом.

Pantsialeyeu M.A.

Student, Belarusian State University

Belarus, Minsk Laska A.A.

Student, Belarusian State University

Belarus, Minsk Dyubkova-Zhernosek T.P.

Scientific director, candidate of Medical Sciences, docent

Belarusian State University Belarus, Minsk

Abstract. According to an anonymous survey 71.4% of first-year students show moderate and vigorous-intensity physical activity. The leading motivation for playing sports and fitness activities is the desire to get pleasure from physical activity. The main subjective obstacle to doing sports and physical culture is excessive study load.

Keywords: sports, physical culture, students, vigorous-intensity physical activity; motivation in doing sports.

Введение. Согласно глобальным рекомендациям Всемирной организации здравоохранения по физической активности, здоровым взрослым людям в возрасте 18 лет и старше рекомендуется физическая активность умеренной интенсивности продолжительностью не менее 150

минут в неделю или аэробная физическая активность высокой интенсивности не менее 75 минут в неделю [1]. Возможна также комбинация физической активности умеренной и высокой интенсивности как в разные дни, так и в течение одного дня. В настоящее время доказано, что увеличение продолжительности аэробной физической активности умеренной интенсивности до 300 минут в неделю или физической активности высокой интенсивности до 150 минут в неделю создает дополнительные преимущества для здоровья.

Установлено, что у студентов учреждений высшего образования, включенных в систематические интенсивные занятия физической культурой и спортом, вырабатывается определенный жизненный стереотип, повышается уверенность в себе, формируются «престижные» установки на здоровый образ жизни во всех его проявлениях. Юноши и девушки, проявляющие высокую физическую активность, в большей мере коммуникабельны, готовы к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, отличаются высокой эмоциональной устойчивостью, оптимизмом, жизненной энергией, самоконтролем над поведением. Однако многие авторы отмечают недостаточный уровень двигательной активности студентов на протяжении учебного года (дефицит составляет 40-60 %) [2]. Ориентация студентов на активную самостоятельную физкультурно-оздоровительную деятельность путем реализации совокупности педагогических условий, методов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативного характера может способствовать решению проблемы продвижения здорового образа жизни среди молодежи [3].

Цель работы - оценить физическую активность студентов 1 курса университета и выявить основные побудительные стимулы к занятию спортом и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось методом анонимного опроса студентов 1 курса экономических специальностей Белорусского государственного университета. Обязательным условием участия в опросе было информированное добровольное согласие респондентов. Инструментом исследования явилась специально разработанная анкета, состоящая из двух блоков вопросов. Первый блок характеризовал физическую активность высокой интенсивности в виде систематических занятий спортом. Второй блок содержал вопросы, отражающие самостоятельную физкультурно-оздоровительную

деятельность студентов в свободное от занятий время (кроме занятия спортом). Занятия физической культурой согласно учебному расписанию в данном исследовании не анализировали. Они являются обязательным компонентом учебной нагрузки и не зависят в большинстве случаев от желания студента. Выборка включала 42 студента (девушек -69,0 %, юношей - 31,0 %). Средний возраст респондентов - 17,7 □ 0,5 лет, возрастных различий по полу не выявлено. Статистический анализ и

обработка данных проводились с применением MS Excel. При нормальном распределении выборочные значения представлены в виде средней и стандартного отклонения (M ± SD).Меры центральной тенденции и рассеяния переменных, не имеющих приближенно нормального распределения, описаны в виде медианы (Me), верхнего (UQ) и нижнего (LQ) квартилей - Me [Q25; Q75]. Относительные величины (частота или структура явления) представлены в виде процентов.

Результаты и обсуждение. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что 71,4 % (30/42) студентов, принявших участие в исследовании, занимаются спортом. В структуре ответов респондентов доминирует плавание (33,3 %), затем следуют силовые нагрузки в виде регулярных занятий в тренажёрном зале (16,6 %), на третьем месте - танцы (10,0 %), в том числе спортивные, как проявление физической активности высокой интенсивности. Каждый десятый респондент занимается легкой атлетикой. На долю остальных видов спорта (футбол, волейбол, пилатес, теннис, борьба, гребной слалом, бокс) приходится 31,1 % ответов. Медиана длительности занятия спортом составляет 7 лет [4,5; 10,0], размах колебаний - от 2 лет (минимум) до 12 лет (максимум). Средняя продолжительность занятия спортом в течение недели варьирует в широких пределах. Медиана продолжительности занятия спортом составляет 5 часов [3,0; 6,0] в неделю, однако у некоторых респондентов максимальная продолжительность занятий отдельными видами спорта достигает 15 часов в неделю. Каждый шестой из участников исследования, проявляющих физическую активность высокой интенсивности, имеет спортивные звания и/или разряды. Среди побудительных стимулов приоритетное место (43,3 %) занимает достижение удовольствия, получаемого во время занятия спортом, несмотря на высокие физические нагрузки. Физическая активность ради укрепления здоровья и повышения выносливости и работоспособности занимает третье место (рисунок).

Цель занятия спортом

■ для улучшения физической формы ■ ради удовольствия (хобби)

■ для укрепления здоровья ■ для достижения спортивного результата

Рисунок - Структура внутренних мотиваций к занятию спортом у студентов 1 курса, принявших участие в исследовании (п = 42) Абсолютное большинство (80,0 %) студентов 1 курса утверждает, что основным препятствием для занятия спортом и другими видами физической активности высокой интенсивности является чрезмерная учебная нагрузка и занятость на аудиторных занятиях в университете. Каждый десятый респондент считает непосильной сочетание учебной нагрузки и участия в общественной жизни университета с регулярным занятием спортом. В то же время 6,7 % (2/30) юношей и девушек признаются в том, что основным субъективным препятствием для занятия спортом являются лень и отсутствие внутренней мотивации, то есть, смещается акцент на внешние побудительные стимулы.

Среди различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в свободное от занятий время на первый план выступают езда на велосипеде (46,7 %) в теплое время года и оздоровительный бег (36,7 %). Медиана продолжительности физкультурно-оздоровительной деятельности студентов составляет 4 ч [3,0; 6,0] в неделю. Анализ побудительных стимулов продемонстрировал также ведущую роль удовольствия, получаемого от физических нагрузок умеренной интенсивности (таблица).

Таблица - Структура внутренних мотиваций физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в свободное от занятий время_

Внутренний побудительный стимул Количество респондентов (n = 34)

абс. %

Для укрепления здоровья 7 20,6

Для улучшения физической формы 9 26,5

Для повышения выносливости и устойчивости к физическим нагрузкам 8 23,5

Ради удовольствия 10 29,4

Всего: 34 100,0

Субъективные препятствия для физкультурно-оздоровительной деятельности в период обучения в университете студенты 1 курса разделили на две группы. Доминирующую роль (83,3 %) также играют чрезмерная учебная нагрузка и занятость в университете. Но обращает внимание тот факт, что 16,7 % (7/42) юношей и девушек ассоциируют отказ от физической активности умеренной интенсивности с собственной ленью, нежеланием внести изменения в привычный образ жизни и отсутствием внутренней мотивации.

Заключение. Результаты, полученные на материалах данной выборки, свидетельствуют о том, что большинство студентов-первокурсников проявляет физическую активность высокой и умеренной интенсивности. Основной мотивацией к занятию спортом и физкультурно-оздоровительной деятельности является стремление к получению удовольствия от физической нагрузки. По мнению студентов, препятствием для занятия спортом и физической культурой является чрезмерная учебная нагрузка и занятость в университете. Однако часть студентов отмечает отсутствие внутренней мотивации к физической активности и нежелание вносить изменения в привычный образ жизни.

Использованные источники:

1. Global recommendations on physical activity for health [Electronic resource] / World Health Organization. - Geneva : WHO, 2010. - Mode of access: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44399/1/9789241599979_eng.pdf.- Date of access: 10.05.2019.

2. Кабачкова, А.В. Двигательная активность студенческой молодежи / А.В. Кабачкова, В.В. Фомченко, Ю.С. Фролова // Вестник Томского гос. ун-та. -2015. - № 392. - С. 175-178.

3. Богачук, В. В. Динамика изменения физической подготовленности студентов исторического факультета / В. В. Богачук // Физическая культура в жизни студента [Электронный ресурс]: тезисы докладов III регион. студ. научн.-практ. конф., Брест, 27 ноября 2015 г. / ред. кол. Т. С. Демчук [и др.]. - Брест : БрГУ имени А. С. Пушкина, 2015. - Режим доступа: http ://www.brsu.by/sites/default/files/phiscult/sbornik_tezisov_fk_v_zhizni_stude nta_2015.pdf. - Дата доступа: 25.05.2019.УДК 36(1400)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.