Научная статья на тему 'Оценка уровня межэтнической толерантности в современном российском обществе'

Оценка уровня межэтнической толерантности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
394
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТЕРЕОТИПЫ / КСЕНОФОБИЯ / МИГРАНТ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / КУЛЬТУРА МИРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Екатерина Сергеевна

В статье проводится сравнительный анализ результатов двух социологических исследований толерантности в российском обществе, проведенных в 2008 и 2013 гг. методом экспертного опроса. Проанализирован уровень толерантности в различных сферах жизнедеятельности общества, определены перспективы построения культуры мира в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the level of inter-ethnic tolerance in Russian society

The article presents a comparative analysis of two sociological studies of tolerance in Russian society, conducted in 2008 and 2013. by expert survey. Analyzed the level of tolerance in various spheres of life, identified the prospects of building a culture of peace in Russia.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня межэтнической толерантности в современном российском обществе»

Сычева Екатерина Сергеевна,

Тульский государственный университет, кафедра социологии и политологии, аспирант, г. Тула

Оценка уровня межэтнической толерантности в современном российском обществе

УДК316.346.32 - 053.6:316.347 - 044.352

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ результатов двух социологических исследований толерантности в российском обществе, проведенных в 2008 и 2013 гг. методом экспертного опроса. Проанализирован уровень толерантности в различных сферах жизнедеятельности общества, определены перспективы построения культуры мира в России.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, межконфессиональная

толерантность, гендерная толерантность, стереотипы, ксенофобия, мигрант, формирование толерантности, культура мира.

Key words: interethnic tolerance, religious tolerance, gender tolerance, stereotypes, xenophobia, migrant, the formation of tolerance, culture ofpeace.

В настоящее время проблема формирования толерантности в современной России стоит особенно остро. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, моральным, религиозным взглядам, культурным явлениям, к людям разных национальностей в значительной степени определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовнонравственного прогресса [1, с.55].

Глобализация, формирующая условия для распространения массовой культуры и требующая усиления и результативности межкультурного диалога, продуцирует весьма противоречивую ситуацию. Иными словами, она выполняет двоякую роль: с одной стороны, способствует развитию межкультурных контактов, а с другой стороны, создает дополнительные препятствия, порождая принципиально новые противоречия и конфликты, большинство из которых непосредственно затрагивают сферу культуры. Человек массовой культуры крайне негативно относится к тому, что не соответствует его образу жизни, моделям поведения, т.е. испытывает нетерпимость к «нестандартным» образцам, не вписывающимся в его представление о мире. Эта принадлежность к «группе людей массовой культуры» конструирует отношения с иными группами или их представителями

по принципу «свои - чужие» [2,с.109]. В результате, возникает необходимость оценки уровня межэтнической толерантности в России и определения перспектив ее формирования.

Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т.д.) особую актуальность к началу XXI века, несомненно, приобрели ее этнорасовая и конфессиональная составляющие.

Для того, чтобы понять, какие процессы характерны для современного российского общества и существуют ли перспективы формирования толерантности и культуры мира в России в ближайшее время, нами было проведено социологическое исследование методом экспертного опроса. Применение данного метода обусловлено, прежде всего, тем, что только эксперты способны не только проанализировать ситуацию в обществе, но и определить возможные перспективы развития событий.

Исследование проводилось в два этапа: первый этап проходил в 2008 году (в опросе приняли участие 20 экспертов, в роли которых выступали преподаватели гуманитарного факультета Тульского Государственного университета); второй этап проходил в 2013 году (в опросе приняли участие 10 экспертов, в роли которых выступили социологи и политологи г.Тулы). Сравнительный анализ двух указанных исследований позволит нам выявить те изменения, которые произошли в российском обществе за прошедшие 5 лет и, прежде всего, определить, как изменился уровень толерантности в разных сферах жизнедеятельности общества.

Нужно подчеркнуть, что проблема толерантности в современном российском обществе сохраняет свою актуальность. Эксперты-участники обоих опросов признают, что изучение данной проблемы необходимо. Однако, если говорить о причинах актуальности изучения данного явления, то за 5 лет произошли существенные изменения в их оценке. В 2008 году все выделенные экспертами причины были объединены нами в 3 следующие группы:

1.особенности российского государства (многонациональность и) поликонфесиональность;

2.взаимоотношения между различными народностями на территории РФ (рост числа националистических организаций и межэтнических конфликтов, усиление сепаратистских настроений, неограниченный поток миграции);

3.посткоммунистическая трансформация России («синдром посткоммунистического перехода», трудности формирования гражданского и демократического общества с отсутствием экстремистских настроений и стремлением к гуманизму).

В настоящее же время среди выделенных экспертами причин актуальности изучения толерантности доминирует вторая группа. Иными словами, речь уже не идет о «посткоммунистической трансформации» и многонациональности. Но если завершение «посткоммунистической трансформации» практически не вызывает сомнений, то многонациональность и поликонфессиональность - это по-прежнему неотъемлемые черты нашего государства.

В ходе исследования нам было важно не только показать актуальность изучения толерантности, но и определить, какие сферы жизнедеятельности российского общества являются наименее и наиболее толерантными. На рассмотрение экспертам были предложены такие виды толерантности как межэтническая, межконфессиональная и гендерная. Кроме того, экспертам предлагалось назвать и другие существующие в российском обществе виды толерантности.

Эксперты утверждают, что в России можно говорить о наличии всех указанных видов толерантности, однако, степень их проявления различна.

Большинство опрошенных экспертов отметили достаточно высокий уровень гендерной толерантности в России. Здесь не произошло существенных изменений, по сравнению с результатами опроса 2008 года.

Уровень межэтнической толерантности, по мнению экспертов, в нашем государстве низкий и продолжает падать. Причиной этого явления, на наш взгляд, является, прежде всего, практически неконтролируемый правительством приток трудовых мигрантов-нелегалов. Но не только это влияет на уровень межэтнической толерантности. Возвращаясь к тому, что наше государство является многонациональным и поликонфессиональным, следует отметить периодически возникающие конфликты между жителями разных районов страны. Не последнюю роль здесь также играет постоянная террористическая активность в некоторых регионах.

Однако, самые серьезные опасения у экспертов вызывает снижение уровня межконфессиональной толерантности. Если в 2008 году подавляющее большинство экспертов (14 из 20) говорили о том, что в России достаточно высокий уровень указанной толерантности. В 2013 году происходит снижение уровня толерантности в данной сфере. С чем это связано? Здесь, конечно, следует вспомнить нашумевшие события, произошедшие в Москве в феврале 2012 года (речь идет о панк-молебне в храме Христа Спасителя), которые вызвали значительный общественный резонанс и повлекли за собой ужесточение законодательства в области межконфессиональных взаимодействий (в частности, принятый в апреле 2013 года, так называемый «закон о Богохульстве»). По нашему мнению, указанные события и обусловили падение уровня межконфессиональной толерантности в российском обществе.

Также экспертами были выделены следующие виды толерантности: возрастная, межпоколенная, межрегиональная, политическая, идеологическая, расовая, межличностная, социально-групповая и профессиональная.

Для нас было важно не только определить уровень толерантности в различных сферах жизнедеятельности российского общества, но и выявить причины или факторы снижения уровня толерантности в некоторых областях. Чтобы наглядно проиллюстрировать те изменения, которые произошли в оценках экспертами факторов, влияющих на формирование толерантности, рассмотрим следующие диаграммы:

Диаграмма 1 (2008 г.)

Диаграмма 2 (2013 г.)

Факторы, влияющие на формирование толерантности

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Пис.ицльль-ю-энилючичел Психологические

30%

50%

социально-

югоафичеаие

50%

70%

50%

Сравнительная оценка результатов двух опросов по данному вопросу показывает, что за

5 лет картина существенно изменилась. Если в 2008 года доминирующее положение занимали культурные (язык; пропаганда насилия в СМИ; негативное отношение к другим культурам, религиям; частота контактов с представителями других этносов и конфессий) и политические (распад СССР; локальные войны; стремление к сепаратизму отдельных этнических общностей; рост национального экстремизма; крушение господствовавшей морали; терроризм) факторы, то в 2013 году их значение падает, а на первое место выходят социально-экономические (низкий уровень жизни; материальное положение; массовый приток трудовых мигрантов) факторы. И в этом нет ничего удивительного. Как мы уже отмечали ранее в настоящее время политические факторы толерантности отходят на второй план, что говорит об усилении стабильности российского общества. Как это ни парадоксально, несмотря на массовые политические акции протеста, периодически проходящие в разных регионах России, экономическая ситуация продолжает ухудшаться.

06 этом свидетельствует постоянный рост инфляции, влекущий за собой снижение уровня жизни населения в целом, а повсеместное распространение использования дешевого труда мигрантов только усиливает степень конфликтности в отношениях между представителями различных национальностей. Соответственно, происходит снижение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Что касается других факторов, то по-прежнему важнейшую роль в формировании толерантности, по мнению экспертов, играют культурные и психологические (стереотипы; предубеждения; ожидания; ксенофобия; политические и религиозные убеждения; особенности социализации; установки) факторы, тогда как значение социальнодемографических (пол; возраст; уровень образования; место проживания) факторов продолжает оцениваться как незначительное.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования толерантности в современном российском обществе является актуальной для изучения, что обусловлено многими причинами как культурного, так и политического характера;

2. В современной России, пусть и не на высоком уровне, но толерантность присутствует почти во всех сферах жизнедеятельности. Особенно высок уровень гендерной толерантности. Происходит снижение уровня межконфессиональной и межэтнической толерантности;

3. На формирование толерантности наибольшее влияние оказывают культурные и экономические факторы. Толерантность - проблема, изучаемая различными науками, но, прежде всего, это проблема взаимодействия между представителями различных культур.

Литература

1. СоколовВ.М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. 2003. № 8. С. 54 - 64.

2. Шевченко О.М. Факторы роста ксенофобии в условиях культурной глобализации / О. М. Шевченко // Гуманитарий юга России. 2012. № 2. С. 104 -115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.