Научная статья на тему 'Оценка уровня готовности учителей к введению инноваций содержания образования'

Оценка уровня готовности учителей к введению инноваций содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / содержание образования / инновации в образовании

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ольга Николаевна

Статья представляет результаты исследования, проведенного среди работников образования семи регионов России в 2005 году, одно из направлений которого было посвящено оценке готовности учителей и работников управления образованием к введению инноваций содержания общего образования. В статье рассматривается взгляд российских педагогов на традиции и инновации содержания общего образования и дается сравнительный анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The findings of a research conducted in 7 regions of Russia in 2005 are presented. One the aspects of the research was devoted to the assessment of teachers" readiness to introduce innovations in the contents of education. The Russian teachers" opinions concerning the traditions and innovations in the contents of education and the comparative analysis of the findings are given.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня готовности учителей к введению инноваций содержания образования»

О. Н. Крылова

ОЦЕНКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ВВЕДЕНИЮ ИННОВАЦИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья представляет результаты исследования, проведенного среди работников образования семи регионов России в 2005 году, одно из направлений которого было посвящено оценке готовности учителей и работников управления образованием к введению инноваций содержания общего образования. В статье рассматривается взгляд российских педагогов на традиции и инновации содержания общего образования и дается сравнительный анализ полученных результатов.

59

O. Krylova

AN ASSESSMENT OF TEACHERS' READINESS TO INTRODUCE INNOVATIONS IN THE CONTENTS OF EDUCATION

The findings of a research conducted in 7 regions of Russia in 2005 are presented.

One the aspects of the research was devoted to the assessment of teachers' readiness to introduce innovations in the contents of education. The Russian teachers' opinions concerning the traditions and innovations in the contents of education and the comparative analysis of the findings are given.

Современное обновление в сфере образования затрагивает различные ее компоненты. Многие из инноваций широко распространяются и находят поддержку у педагогов. Это, в частности, можно сказать о современных педагогических технологиях. Однако опыт последних лет показывает (а в педагогической науке уже и доказано), что лишь системные обновления могут сыграть существенную роль в изменении современного образования. Из этого следует необходимость внедрения инноваций во все компоненты системы образования, и в том числе в содержание образования. Несмотря на то, что содержание образования — весьма консервативный и достаточно дорогостоящий компонент, его изменение на разных уровнях — концепции отбора содержания образования, государственного образовательного стандарта, учебных программ, учебных материалов — уже происходит.

Внедрение инноваций — процесс неоднозначный и не всегда предсказуемый. Как определить: какие инновации содержания образования будут поддержаны учительством и соответственно внедрены в реальный учебный процесс; чем определяется выбор этих инноваций сегодня? Эти вопросы и являются предметом рассмотрения данной статьи.

В конце 2005 года при поддержке Российской академии образования учеными РГПУ им. А. И. Герцена в семи регионах РФ проводились мониторинговые исследования, в частности, касающиеся оцен-

ки готовности педагогической общественности к обновлению содержания образования.

В нашем исследовании в качестве респондентов выступили следующие регионы РФ: Якутия, Московская область, Кемеровская область, Самарская область, Краснодарский край, Челябинская область, Псков и Псковская область. В каждом регионе участвовали от 170 до 250 человек, среди которых были представители учителей, методистов, администраций школ, работников органов управления образованием.

Участникам исследования были предложены различные варианты анкет, затрагивающие разные аспекты современного образования, — особенности профильного обучения, современные учебные пособия и учебно-методические комплексы, понимание учительством сути педагогических традиций и инноваций, существующих на сегодняшний день.

В нашем исследовании под педагогической инновацией понимается педагогическое явление, приводящее к качественно новому результату образования, изменяющего образовательную систему, переводящего ее на иной уровень, где проявляются иное содержание, иные способы оценки, иные технологии. Под педагогической инновацией собственно содержания образования мы понимаем качественно новый образец проявления (механизм) адаптации социального опыта в педагогической теории и практике. Нами было предложено самим педагогам

определить, что они понимают под инновациями, а что — под традициями содержания российского образования.

В качестве ведущей традиции содержания образования педагоги отметили фундаментальный характер российского содержания образования (см. табл. 1), т. е. ориентацию его на основу различных наук. Также был отмечен в качестве традиции содержания образования набор учебных предметов, который можно условно обозначить как учебный план. Следует обратить внимание на тот факт, что способы преподавания заняли третье место в рейтинге традиций содержания образования, что свидетельствует, по нашему мнению, о тесной связи способов

преподавания и собственно содержания и о необходимом соотнесении этих способов с содержанием образования.

При качественном анализе респондентов прослеживается тот факт, что именно учителя, по сравнению с работниками управления образованием и методистами, в большей степени отметили принадлежность к традиции собственно фундамен-тализации образования, что свидетельствует об осознании важности и глубоком понимании данного вопроса в учительской аудитории.

Под инновациями содержания образования современные педагоги понимают: 68% опрошенных — новые учебные курсы, 45% — обновление учебных материа-

Таблица 1

Традиций содержания образования в современной российской школе

Варианты ответов Якутия Московская область Кемеровская область Самарская область Краснодарский край Челябинская область Псков и Псковская область Средний показатель, %

Набор учебных предметов 44 38 61 53 28 45 51,1 45,7

Способы преподавания предметов 20 40 41 30 14 29 9,5 26,2

Фундаментальный характер образования 59 56 55 71 37 74 46,4 56,9

Прагматический характер изучаемого содержания образования 8 0 8 11 8 0 2,3 5,3

Преимущественное изучение научных основ 13 15 12 11 3 11 13 11,1

Утилитарное содержание 1 0 3 0 0 3 0,9 1,1

Упор на изучение языков и математики 19 8 4 6 3 0 3,5 6,2

лов, а 28% — новые требования к усвоению учебного материала. Проявление инновационного содержания проявляется еще и в том, что в качестве важного содержательного элемента все респонденты выдвинули «ситуационные задачи», в которых жизненный материал взаимосвязан с профессиональной или жизненной ситуацией.

Респонденты во всех регионах, участвующих в эксперименте, полагают, что содержание школьного образования нуждается в обновлении, но около 50% опрошенных считают, что обновление должно происходить при разумном сочетании традиций и инноваций (см. табл. 2). При-

чем респонденты в данном вопросе выбирали то количество ответов, которое, по их мнению, является необходимым.

Наиболее консервативной группой респондентов среди опрашиваемых оказались учителя, так как они, хотя и в минимальном количестве, но высказались против обновления содержания школьного образования, директора же отметили возможность обновления лишь на основе сочетания традиций и инноваций, а работники органов управления образованием отметили необходимость обновления содержания образования в целом.

Варианты ответов на данный вопрос представлены в табл. 3.

Таблица 2

Нужно ли обновлять содержание школьного образования в современных условиях?

Варианты ответов Якутия Московская область Кемеровская область Самарская область Краснодарский край Челябинская область Псков и Псковская область Средний показатель, %

Да 52 52 61 56 40 42 39,2 48,9

Нет 1 4 0 3 2 0 0,9 1,6

Необходимо со-

четать традиции 52 56 52 30 30 76 44 48,6

и инновации

Затрудняюсь в ответе 1 0 0 0 0 0 — 0,14

Таблица 3

Нужно ли обновлять содержание школьного образования в современных условиях?

Варианты ответов Всего Директора Методисты Учителя Управленцы

Кол-во респондентов % Кол-во респондентов % Кол-во респондентов % Кол-во респондентов % Кол-во респондентов %

Да 33 39,2 — — 17 60,7 11 57,8 5 50

Нет 1 0,9 — — — — 1 5,2 — —

Необходимо сочетать традиции и инновации 37 44 17 53 13 46,4 7 36,8 — —

Затрудняюсь в ответе

По нашему мнению, эти данные свидетельствуют о том, что учителя, являясь непосредственными участниками образовательного процесса, не хотели бы, чтобы эти изменения легли исключительно на их плечи, а также чтобы все инновационные методические разработки пришлось осуществлять непосредственно им. Директора школ очень вдумчиво поддерживают обновление содержания образования, но только при разумном сочетании старого и нового, отражением которых и являются традиции и инновации. Работники органов управления, однозначно поддерживая обновление содержания образования, не выделяют необходимость сочетания традиций и инноваций, что может свидетельствовать о меньшей заинтересованности их в данном вопросе.

Приверженность работников образования разработке содержания образования на основе традиций своей страны нашла свое отражение в ответах еще на один вопрос: «Чему учить в школе?» Ответ на этот вопрос должен базироваться на основе традиций страны; взгляда каждого учителя на предмет изучения; глобального, общемирового подхода; индивидуальных особенностей восприятия ребенка.

Подавляющее большинство опрошенных (78,7%) высказались в пользу решения данного вопроса, в первую очередь, на основе традиций своей страны. Причем, при ответе на этот вопрос все категории респондентов были единодушны.

Особое внимание, по нашему мнению, необходимо обратить на консервативную позицию учителей в отношении процессов обновления и по поводу введения инноваций в образование. В данном опросе позиция учительства в указанных регионах проявилась однозначно. Так, при ответе на вопрос о том, требуется ли обновление технологий и методов обучения при обновлении содержания образования, большинство опрошенных (72%) в разных регионах полагают, что обновле-

ния в школе должны быть системными и изменения содержания образования должны сопровождаться изменениями педагогических технологий и методов обучения.

Однако следует обратить внимание на то, что разрыв во мнениях в разных регионах является достаточно существенным. Так, например, в Кемеровской области за обновление технологий и методов обучения высказалось 94% опрошенных, а в Краснодарском крае — 61%, что гипотетически может свидетельствовать о разной осведомленности и подготовленности работников образования в области современных разработок технологий и методов обучения и, как следствие этого, о разном понимании важности данного вопроса. Правда, это предположение требует дальнейшего более детального изучения.

Анализ ответов различных категорий опрошенных показал, что наибольшее согласие с данным утверждением высказали управленцы и методисты. Очевидно, эти категории респондентов в силу своей профессиональной деятельности обладают наиболее системным взглядом на процесс образования, а учителя снова проявили большую степень консерватизма.

Некоторый консерватизм учителей проявился также и в ответах на вопрос о том, что является первичным по отношению друг к другу: требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся, определяющие содержание образования, или содержание образования, определяющее эти требования.

Необходимо отметить, что ответы респондентов на данный вопрос оказались достаточно противоречивыми. Большинство опрошенных отметили тот факт, что требования к уровню подготовки учащихся определяют содержание образования. Однако 13% затруднились с ответом, а 28,5% — отметили, что собственно содержание определяет уровень требований к учащемуся. Вероятно, это

связано с тем подходом, который долгие годы реализовывался в нашей системе образования, а в некоторых школах продолжает реализовываться и поныне. Это — то образование, при котором содержание и его усвоение являются самоцелью для учителя и школы, когда не содержание проецируется на то, что следует развивать в учащемся, а цели ставятся на основе того, что должно быть усвоено.

Несмотря на долю консервативности педагогов, необходимо отметить, что они проявляют весьма устойчивый выбор педагогических инноваций для ученика и ради ученика. Это, несомненно, заслуживает большого внимания и показывает большую заинтересованность педагогов и изменение ориентации современного учителя с требований социальных на запросы и возможности самого ученика. По данным опросов педагогическая общественность отметила, что содержание учебных курсов определяется:

потребностями времени — 1-е место; новыми течениями в науках — 2-е место;

индивидуальными особенностями ребенка — 3-е место;

традициями содержания образования конкретной страны — 4-е место;

на общемировом уровне — 5-е место; взглядом каждого учителя — 6-е место;

позицией школы — 7-е место. Первое место занимают потребности времени, что, по нашему мнению, свидетельствует о понимании идеи обновления содержания образования на этапе перехода к информационному обществу. Также значимое второе место (68,3%) занимают новые течения в науках. Это свидетельствует об изменениях в разных науках, на основе которых трансформируется учебное содержание и обновления собственно в педагогической науке. Третье место (38,2%) отведено индивидуальным особенностям ребенка, которые должны определять содержание

учебных курсов, что соответствует тем изменениям, которые происходят в стандартах образования и в требованиях к учебным курсам и учебникам. В данных ответах четко прослеживается позитивная субъект-субъектная позиция опрошенных в направленности педагогической деятельности на ученика, а не на учебный предмет.

По нашему мнению, необходимо указать на тот факт, что позиция учителей по поводу значимости учета индивидуальных особенностей является наиболее сильной (68,4%) по сравнению даже с мнением методистов (50%).

Косвенным подтверждением устойчивой позиции учителей в направленности содержания образования на индивидуальные особенности учащихся является ответ респондентов еще на один вопрос о том, чем должен определяться объем учебных курсов.

Большинство респондентов отметили, что учебные курсы должны различаться в учебном плане не только по предметному содержанию, но по разному их «удельному весу». 52% опрошенных отметили, что объем изучаемых предметов должен определяться интересами учащегося.

Содержание образования проявляется на разных уровнях: на концептуальном, на уровне обязательного минимума учебного содержания, на материале учебников, на содержании конкретного урока.

Большинство опрошенных (около 82%) отметили необходимость обновления школьных учебников. В своих ответах респонденты предложили установить новые варианты взаимоотношений учителя, ученика и учебника. Это подтверждает, на наш взгляд, необходимость введения нового аппарата ориентирования в современных учебниках и делает учебник ядром учебно-методического комплекса, а не дополнительным средством обучения, обеспечивая возможность самостоятельной работы учащихся с учебниками и включение материалов

учебника при организации образовательного процесса посредством интерактивных технологий обучения.

Поскольку на новом этапе развития образования в рамках процесса модернизации содержания образования принципиальные изменения касаются введения профильного обучения, наши вопросы касались и особенностей учебников для профильной школы.

В данном исследовании респондентам был предложен вопрос о том, что должен содержать учебник для профильного обучения. Подавляющее большинство опрошенных (78,1%) отметили, что хороший учебник для профильного обучения должен содержать материалы, ориентирую-

щие учащихся на формирование умений добывать информацию, на втором месте 64% респондентов указали на необходимость наличия хорошо логически выстроенной информации в учебном материале, а на третьем месте 62,4% опрошенных указали на необходимость введения проблемных вопросов. Также в своих ответах участники эксперимента указывали на необходимость наличия в учебниках для профильного обучения (по убыванию): наличия интегрированного содержания учебного материала, использования жизненных примеров, большого количества справочной информации, грамотных и объективных иллюстраций и дополнительной информации (см. табл. 4).

Таблица4

Что должен содержать учебник для профильного обучения?

Варианты ответов Якутия Московская область Кемеровская область Самарская область Краснодарский край Челябинская область Псков и Псковская область Средний показатель, %

Жизненные примеры 46 29 50 47 20 50 44,1 40,8

Интегрированное содержание 54 52 55 49 36 42 39,4 46,7

Проблемные вопросы 61 55 71 79 41 74 55,8 62,4

Логически вы-

строенную ин- 65 62 64 82 38 76 59,5 64

формацию

Материалы, ори-

ентирующие уча-

щихся на формирование умений добывать инфор- 87 79 89 85 51 84 71,5 78,1

мацию

Большое количе-

ство, грамотных и объективных ил- 35 31 39 47 15 42 34,4 34,7

люстраций

Большое количе-

ство справочной 37 46 46 62 25 39 17,9 39

информации

Большое количе-

ство дополнитель- 35 31 34 38 18 26 5,7 26,8

ной информации

Такой подход к оценке содержания учебных пособий свидетельствует, по нашему мнению, о его ориентации на компетентностный подход, который находит свое отражение в учебниках фиксированного формата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующая группа вопросов данного анкетирования была посвящена характеристике учебно-методического комплекса для учебников базового, профильного уровня и для учебников, предназначенных для элективных курсов профильного обучения. Подавляющее большинство респондентов (порядка 80%) отмечали необходимость разработки УМК, включающего не только учебное пособие для учащихся, но и пособие для учителя, задачник, справочник, литературу для дополнительного чтения и т. д. Такая система учебных источников должна иметь тесную связь между собой и составить ту информационно-образовательную среду, которая будет максимально способствовать раскрытию индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Следует обратить внимание на тот факт, что большинство опрошенных высказались за такой же полноценный УМК по элективным курсам, как и по базовым предметам.

Осознавая возможность разработки учебников на разных носителях, в данном исследовании респондентам был задан вопрос относительно того, на каких носителях необходимо создавать современные учебные пособия, имея в виду бумажные и электронные носители. Большинство опрошенных (88%) отметили, что считают необходимым использовать разные носители для учебных пособий. Хотя нельзя умалить тот факт, что 9,8% опрошенных отметили необходимость применения только бумажных носителей. Причем, в регионах мнения разделились. Так, например, представители Самарской области (24%) отметили необходимость использовать учебники только на бумажных

носителях, а во Пскове и в Псковской области таких сторонников было только 3,9%. Данный факт может свидетельствовать, по нашему мнению, о разном уровне оснащенности регионов компьютерной техникой, а также о разном уровне владения как учителями, так и учащимися современными компьютерными технологиями, хотя выявление причин столь широкого разброса во мнениях в разных регионах не являлось специальным предметом нашего исследования.

Следующий вопрос был посвящен тому, каким образом представлять учебную информацию в учебных пособиях — текстом, в зависимости от позиции автора учебника, или разнообразно — и графически, и текстом, и иллюстрациями. Подавляющее большинство респондентов во всех регионах указали на необходимость разнообразного представления учебного содержания. В пользу этого мнения высказалось около 88% респондентов. Это свидетельствует, на наш взгляд, о понимании необходимости учитывать индивидуальные возможности учащихся, индивидуальные познавательные стили и должно способствовать тому, чтобы сделать процесс обучения более индивидуальным, чтобы не дети приспосабливались к учебнику, а учебник был приспособлен к ним.

Вопрос «На что должно быть направлено современное школьное образование на старшей ступени?» также выявил внимание учительской аудитории к способностям и возможностям учеников, поставив их на первое место. В результате ответы респондентов распределились таким образом.

Если обобщить результаты по регионам, участвующим в эксперименте, необходимо отметить, что наивысшие предпочтения в среднем распределились так:

максимальное раскрытие способностей и возможностей учащихся — 1-е место;

подготовка к продолжению образования — 2-е место;

подготовка к будущей жизни — 3-е место;

подготовка гражданина своей страны — 4-е место;

создание благоприятной образовательной среды, в которой развиваются учащиеся, — 5-е место;

возможность определения будущей карьеры — 6-е место;

подготовка гражданина мира — 7-е место;

общее развитие человека — 8-е место. Рассмотрим специфику ответов различных категорий респондентов на примере Пскова и Псковской области.

Анализ различных категорий респондентов (табл. 5) подтверждает, что в целом ответы различных категорий работников сферы образования — управленцев, директоров школ, методистов, учителей — совпадают. На первое место респонденты г. Пскова и Псковской области ставят направленность школьного образования на профильном уровне на подготовку

Таблица5

На что должно быть направлено современное школьное образование?

Всего Директора Методисты Учителя Управленцы

Варианты ответов Кол-во респондентов % Кол-во респондентов % Кол-во респондентов % Кол-во респондентов % Кол-во респондентов %

На подготовку к продолжению образования 44 52,3 13 40 15 53,6 11 57,8 5 50

На возмож-

ность определения будущей 24 28,5 — — 14 50 8 42,1 2 20

карьеры

На максималь-

ное раскрытие способностей и 69 82,1 23 71,8 21 75 17 89,4 8 80

возможностей

учащихся

На подготовку к будущей 63 75 20 62,5 22 78,6 13 68,4 8 80

жизни

На формирование граждан- 28 33,3 _ _ 15 53,6 7 36,8 6 60

ской позиции

На формирование «гражда- 14 16,6 _ _ 9 32,1 4 21 1 10

нина мира»

На создание благоприятной образовательной среды, в 20 23,8 12 42,9 8 42,1

которой разви-

ваются уча-

щиеся

к будущей жизни (60-80%) и максимальное раскрытие способностей и возможностей (70-90%), что соответствует основным приоритетам профильного обучения, т. е. индивидуализации и социализации. Важным (2-3-е места) респонденты считают направленность школьного образования (40-58%) на продолжение образования и подготовку гражданина своей страны (35-60%). В последнем случае подтверждается важность формирования и развития воспитательной компоненты в профильном обучении.

Все респонденты данной области в основном поддерживают идею необходимости связи школьного образования на профильном уровне и высшего образования (60-94%), что коррелирует с результатами мониторинга по другим вопросам, где отмечается важность подготовки к поступлению в вуз.

62% респондентов г. Пскова считают, что современное школьное образование должно быть направлено на максимальное раскрытие способностей и возможностей учащихся, а это полностью совпадает, в частности, с идеей профильного обучения. Таким образом, мы видим, что проблема содержания образования является актуальной для педагогической общественности, которая с большой осторожностью подходит к решению данных вопросов, однако осознает, что обновление существующего содержания образования должно быть осуществлено.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В целом данные межрегионального исследования показали, что педагоги повсеместно осознают необходимость обновления содержания школьного образования;

2. Опрошенные, однако, подходят к возможному способу решения данного вопроса очень осторожно — половина участников исследования полагают, что

обновление школьного образования должно происходить на основе разумного сочетания традиций и инноваций;

3. В качестве ведущей традиции содержания образования педагоги отметили фундаментальный характер российского содержания образования;

4. Позиция учителей среди других категорий опрошенных: методистов, представителей администраций школ и работников управления образованием регионов — является наиболее консервативной. Это обусловливает, по нашему мнению, не удовлетворяющий простых учителей характер тех инноваций, которые предлагаются «сверху». Мы полагаем, что любая инновация содержания должна иметь очень хорошую методическую поддержку не только на концептуальном уровне и уровне учебного плана, но и на уровне учебных материалов и учебных пособий.

5. Большинство опрошенных полагают, что производимые изменения должны не только сочетать традиции и инновации, но также и носить системный характер, т. е. затрагивать другие аспекты педагогического процесса — не только содержание образования, но и «педагогические технологии» и методы обучения;

6. Несмотря на некоторую консервативность педагогов необходимо отметить, что они проявляют весьма устойчивый выбор педагогических инноваций для ученика и ради ученика. Очевидно, что учителя осознают необходимость введения инноваций, которые направлены на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей учащихся.

7. Возможность введения инноваций содержания образования учителя видят во внедрении новых учебных курсов, в обновлении учебных материалов, в новых требованиях к усвоению учебного материала. В качестве одной из инноваций содержания образования, которую отметили как актуальную в условиях

профильного обучения, все респонденты выдвинули «ситуационные задачи», в которых жизненный материал взаимосвязан с жизненной или профессиональной ситуацией.

Основываясь на мнениях педагогических работников, можно заключить, что, несмотря на их весьма консервативную позицию (особенно это касается учителей), все осознают необходимость введения инноваций содержания образования.

Таким образом, для повышения результативности внедрения инноваций содержания и для их дальнейшего развития необходимо учитывать некоторые факторы, способствующие повышению «приживаемости» инноваций содержания образования:

• инновации содержания образования важно не только реализовывать на уровне концептуальном, но и доводить до частно-предметного методического уровня;

• необходима соотнесенность и взаимосвязь со сложившимися традициями содержания образования, с ценностями общества;

• необходимо учитывать человеческий фактор — непосредственное принятие инновации учителями;

• следует добиваться соответствия инновации новым потребностям рынка труда и развития экономики в целом;

• нужно учитывать соответствие новым потребностям развивающегося общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.