Научная статья на тему 'Готовы ли российские учителя к введению инноваций содержания образования?'

Готовы ли российские учителя к введению инноваций содержания образования? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ольга Николаевна

Статья представляет результаты исследования, проведенного в 2005 году среди работников образования 7 регионов России, одно из направлений, которого было посвящено оценке готовности учителей к введению инноваций содержания общего образования. В статье рассматривается взгляд российских педагогов на традиции и инновации содержания общего образования и дан сравнительный анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces the results of research organased in 7 states of Russia in 2005. One the aspects of research was devoted to evaluation of tearches' mobility to introduce innovations in the contents of education. The russian teachers' view at the traditions and innovations in the contents of education and analysis of the results are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Готовы ли российские учителя к введению инноваций содержания образования?»

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Готовы ли российские

учителя к введению инноваций содержания образования?

I I О. Н. Крылова,

к. п. н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена

The article introduces the results of research organized in 7 states of Russia in 2005. One the aspects of research was devoted to evaluation of teachers’ mobility to introduce innovations in the contents of education. The Russian teachers’ view at the traditions and innovations in the contents of education and analysis of the results are presented in the article.

Статья представляет результаты исследования, проведенного в 2005 г. среди работников образования 7 регионов России, одно из направлений, которого было посвящено оценки готовности учителей к введению инноваций содержания общего образования. В статье рассматривается взгляд российских педагогов на традиции и инновации содержания общего образования и дан сравнительный анализ, полученных результатов.

В конце 2005 г. при поддержке Российской академии образования при участии РГПУ им. А. И. Герцена в семи регионах РФ проводились мониторинговые исследования, в частности, касающиеся оценки готовности педагогической общественности к обновлению содержания образования.

В данном исследовании в качестве респондентов выступили: Якутия, Московская область, Кемеровская область, Самарская область, Краснодарский край, Челябинская область, Псков и Псковская область. В каждом регионе участвовало от 170 до 250 респондентов, среди которых были представители: учителей, методистов, администраций школ, работников органов управления образованием.

Участникам исследования были предложены различные варианты анкет, затрагивающие разнообразные аспекты современного образования: особенности профильного обучения, современных учебных пособий и учебно-методических комплексов, понимание учительством сути педагогических традиций и инноваций, существующих на сегодняшний день.

Анализ данных анкет позволяет отметить следующее.

Респонденты во всех регионах участвующих в эксперименте полагают, что содержание школьного образования нуждается в обновлении, но около 50% опрошенных, считает, что обновление должно происходить при разумном сочетании традиций и инноваций. Причем респонденты в данном вопросе выбирали, то количество ответов, которое, по их мнению, является необходимым.

Причем, наиболее консервативной группой респондентов среди опрашиваемых оказались учителя, так как они хоть и в минимальном количестве, но высказались против обновления, директора же отметили возможность обновления лишь на основе сочетания традиций и инноваций, а работники органов управления образованием отметили необходимость обновления содержания образования в целом.

По нашему мнению, эти данные свидетельствуют о том, что учителя являясь непосредственными участниками образовательного процесса, опасаются, что все эти изменения «лягут исключительно на их плечи», и все инновационные методические разработки должны будут осуществляться непосредственно ими. Директора школ очень вдумчиво поддерживают обновление содержания образования, но только при разумном сочетании старого и нового, отражением которых и являются традиции и инновации. Работники органов управления, однозначно, поддерживая обновление содержания образования, не выделяют необходимость сочетания традиции и инноваций, что может свидетельствовать меньшей заинтересованностью и осведомленностью их в данном вопросе (см. рис. 1).

Приверженность работников образования разработке содержания образования на основе традиций своей страны нашла свое отражение в ответах еще на один вопрос: «Чему учить в школе?» — должно решаться на уровне:

1. Традиций каждой страны.

2. Взгляда каждого учителя школы.

3. Общемировом уровне.

4. Индивидуальных особенностей восприятия ребенка.

Подавляющее большинство опрошенных (78,7%) высказались в пользу решения данного вопроса в первую очередь на уровне традиций своей страны. Причем при ответе на этот вопрос все категории респондентов были единодушны.

Особое внимание, по нашему мнению, необходимо обратить на консервативную позицию учителей в отношении процессов обновления и введение инноваций в образование.

В данном опросе позиция учительства в указанных регионах проявилась однозначно.

Так, при ответе на вопрос о том, требуется ли обновление «технологий» и методов обучения при обновлении содержания образования, большинство

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Нужно

ли обновлять содержание школьного образования в условиях профильного обучения сегодня?»

опрошенных (72%) в разных регионах полагают, что обновления в школе должны быть системными и изменения содержания образования должны сопровождать изменениями педагогических технологий и методов обучения.

Однако, следует обратить внимание на то, что разрыв во мнениях в разных регионах достаточно существенный. Так, например, в Кемеровской области — «за» высказалось 94% опрошенных, а в Краснодарском крае — 61%, что гипотетически может свидетельствовать о разной осведомленности и подготовленности работников образования в области современных разработок технологий и методов обучения и как следствие этого не понимание важности данного вопроса. Но данное предположение требует дальнейшего более детального изучения.

Анализ ответов различных категорий опрошенных показал, что наибольшее согласие с данным утверждением высказали управленцы и методисты, что может свидетельствовать о том, что эти категории респондентов, в силу своей профессиональной деятельности, обладают наиболее системным взглядом на процесс образования, а учительство опять проявило большую долю консерватизма (см. рис. 2).

Также, некоторый консерватизм учителей проявился и в другом вопросе о том, что является первичным друг по отношению к другу: требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся, которые определяют содержание образования, или содержание образования определяет эти требования. Необходимо отметить, что ответы респондентов на данный вопрос оказались достаточно противоречивыми. Большинство опрошенных отметили тот факт, что требования к уровню подготовки учащихся определяют содержание образования. Однако, 13% затруднились с ответом, а 28,5% отметили, что собственно содержание определяет уровень требований к учащемуся. Вероятно, это связано с тем подходом, который долгие годы реализовывался в нашей системе образования, а в некоторых местах продолжает реализовываться и поныне. Этот то образование, при

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Обновление содержания образования требует обновления и технологий и методов обучения?» в Пскове и Псковской области

котором содержание и его усвоение является самоцелью учителя и школы, когда не содержание проектируется под то, что следует развивать в учащемся, а цели ставятся исходя из того, что должно быть, усвоено.

Несмотря на долю консервативности педагогов необходимо отметить, что они проявляют весьма устойчивый выбор педагогических инноваций для ученика и ради ученика. Это, несомненно, заслуживает большого внимания и показывает большую заинтересованность педагогов и изменение ориентации современного учителя с требований чисто социальных на запросы и возможности самого ученика. По данным опросам педагогическая общественность отметила, что содержание учебных курсов определяется:

^ 1 место: потребностями времени;

^ 2 место: новыми течениями в науках;

^ 3 место: индивидуальными особенностями ребенка; ^ 4 место: традициями содержания образования

конкретной страны;

^ 5 место: на общемировом уровне;

^ 6 место: взглядом каждого учителя;

^ 7 место: позицией школы.

Как видно, первое место занимают потребности времени, что, по нашему мнению, свидетельствует о понимании обновления содержания образования на этапе перехода к информационному обществу. Также значимое второе место (68,3%) занимают новые течения в науках. Это свидетельствует об изменениях в разных науках, на основе которых трансформируется учебное содержание и обновления собственно в педагогической науке. Третье место (38,2%) отведено индивидуальным особенностям ребенка, которые должны определять содержание учебных курсов, что соответствует тем изменениям, которые происходят в стандартах образования и требованиях к учебным курсам и учебникам. В данных ответах четко прослеживается позитивная субъект-субъектная позиция опрошенных в направленности на ученика, а не на учителя.

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Таблица 1

Варианты ответов Я кутия Московская обл. Кемеровская обл. Самарская обл. Краснодарский край Челябинская обл. 11сков и I1сконекая обл. А

Графически, иллюстративно, текстом 92 83 91 100 59 92 89 86,5

Текстом 0 2 0 0 0 0 1,7 0,5

11одана так, как считает автор учебника 8 13 8 0 8 8 10,3 7,9

Также необходимо указать на тот факт, что позиция учителей в значимости учета индивидуальных особенностей наиболее сильная (68,4%), по сравнению даже с мнением методистов (50%).

Устойчивую позицию учительства в отношении направленности содержания образования на учет индивидуальных особенностей ребенка подтверждается также и ответами на вопрос о том, на каком уровне должно решаться — чему учить в школе?

Результаты анализа данного вопроса свидетельствуют о некотором противоречии, в котором по сравнению с предыдущим вопросом респонденты на первое место выдвинули традиции собственной страны, а не потребности времени, которые определяют то, чему учить в школе.

Также как и в предыдущем вопросе учителя отмечают необходимость ориентации на учет индивидуальности ребенка и применение содержания образования как средства достижения данного результата.

Косвенным подтверждением устойчивой позиции учителей в направленности содержания образования на индивидуальные особенности учащихся является ответ респондентов еще на один вопрос о том, чем должен определяться объем изучаемых учебных курсов.

Большинство респондентов отметили, что учебные курсы должны различаться в учебном плане не только по предметному содержанию, но по разному их «удельному весу». Так, 52% опрошенных отметили, что объем изучаемых предметов должен определяться интересами учащегося.

Содержание образования проявляется на разном уровне: концептуальном, минимума учебного содержания, учебников, конкретного урока.

Педагоги были единодушны в отношении того, что информация в учебниках должна определяться: ^ графически, иллюстративно и текстом;

^ только текстом;

^ подана так, как считает автор учебника.

Подавляющее большинство респондентов полагает, что в современных учебниках информация должна представляться в разных видах (табл. 1). Это хорошо коррелируется с ответами респондентов об ориентации содержания образования на учет индивидуальных возможностей и особенностей учащихся, так как представление информации в разных видах способствует ориентации на индивидуальные познавательные стили учащихся.

Следующий вопрос: «На что должно быть направлено современное школьное образование на старшей

ступени?» — также выявил внимание учительской аудитории к способностям и возможностям учеников, поставив их на первое место.

Если обобщить результаты по регионам, участвующим в эксперименте, то необходимо отметить, что наивысшие предпочтения в среднем распределились следующим образом:

^ 1 место: максимальное раскрытие способностей

и возможностей учащихся;

^ 2 место: подготовка к продолжению образования; ^ 3 место: подготовка к будущей жизни;

^ 4 место: подготовка гражданина своей страны;

^ 5 место: создание благоприятной образовательной среды, в которой развиваются учащиеся;

^ 6 место: возможность определения будущей карьеры;

^ 7 место: подготовка гражданина мира;

^ 8 место: общее развитие человека.

Вкратце, рассмотрим специфику ответов различных категорий респондентов на примере Пскова и Псковской области.

Анализ различных категорий опрошенных в городе Пскове и Псковской области показывает, что в целом ответы различных категорий работников сферы образования: управленцев, директоров школ, методистов, учителей, совпадают.

На первое место респонденты Пскова и Псковской области ставят направленность школьного образования на профильном уровне на подготовку к будущей жизни (60-80%) и максимальное раскрытие способностей и возможностей (70-90%), что соответствует основным приоритетам профильного обучения: индивидуализация и социализация.

Важным (2-3 место) респонденты считают направленности школьного образования (40-58%) на продолжение образования и подготовку гражданина своей страны (35-60%). В последнем случае подтверждается важность формирования и развития воспитательной компоненты в профильном обучении.

Направленность на определение будущей карьеры (профессиональное самоопределение) не нашло единодушия. За это высказались методисты и учителя (40-50%), в меньшей степени это направление поддерживает администрация.

Все респонденты данной области в основном поддерживают идею необходимости связи школьного образования на профильном уровне и высшего образования (60-94%), что коррелирует с результатами мониторинга по другим вопросам, где отмечается важность подготовки к поступлению в вуз.

Так, 62% респондентов Пскова считают, что современное школьное образование должно быть направлено на максимальное раскрытие способностей и возможностей учащихся, что полностью совпадает, в частности, с идеей профильного обучения.

Рассматривая под педагогической инновацией — педагогическое явление, приводящее к качественно новому результату образования, изменяющего образовательную систему, переводящую ее на иной уровень, где проявляется иное содержание, иные способы оценки, иные технологии.

Нами было предложено самим педагогам определить, что они понимают под инновацией, а что традицией в содержании Российского образования.

В качестве ведущей традиции содержания образования педагоги отметили фундаментальный характер нашего содержания образования, т. е. ориентация его на основу различных наук. Также было отмечено в качестве традиции содержания набор учебных предметов, который можно условно обозначить как учебный план.

Следует обратить внимание на тот факт, что способы преподавания заняли третье место среди традиций содержания образования, что свидетельствует, по нашему мнению, о тесной связи способов преподавания и собственно содержания и о необходимом включении этих способов к содержанию образования.

При качественном анализе респондентов прослеживается тот, факт, что именно учителя, по сравнению с работниками управления и методистами, в большей степени отметили принадлежность к традиции собственно фундаментализации образования, что свидетельствует о непосредственном отношении данного вопроса к учительской категории и их глубокого понимания данного вопроса.

Под инновациями содержания образования современные педагоги выделили: 68% опрошенных — новые учебные курсы, 45% — обновление учебных материалов, а 28% — новые требования к усвоению учебного материала.

Проявление инновационного содержания проявляются еще и в том, что в качестве важного содержательного элемента все респонденты выдвинули «ситуационные задачи», в которых жизненный материал взаимосвязан с профессиональной ситуацией.

Таким образом, мы видим, что проблема содержания образования является актуальной для педагогической общественности, которая с большой осторожностью подходит к решению данных вопросов, однако, осознавая, что обновление существующего содержания образования должно быть осуществлено.

Обобщая результаты проведенного исследования,

можно сделать следующие выводы:

1. В целом данные межрегиональные исследования показали, что педагоги повсеместно осознают необходимость обновления содержания школьного образования.

2. Однако опрошенные подходят к возможному способу решения данного вопроса очень осторожно — половина участников исследования полагают, что обновление должно происходить на основе разумного сочетания традиций и инноваций.

3. Большинство опрошенных полагают, что производимые изменения должны не только сочетать традиции и инноваций, но и носить системный характер, т. е. затрагивать другие аспекты педагогического процесса, не только содержание образования, но и «педагогические технологии» и методы обучения.

Позиция учителей среди других категорий опрошенных: методистов, представителей администраций школ и работников управления образованием регионов является наиболее консервативной. Это обусловлено, по нашему мнению, не удовлетворяющий простых учителей, характер тех инноваций, что предлагаются «сверху». Мы полагаем, что любая инновация содержания должна иметь очень хорошую методическую поддержку не только на концептуальном уровне и уровне учебного плана, но и на уровне учебных материалов и учебных пособий.

5. В качестве ведущей традиции содержания образования педагоги отметили фундаментальный характер нашего содержания образования.

6. Несмотря на долю консервативности педагогов необходимо отметить, что они проявляют весьма устойчивый выбор педагогических инноваций для ученика и ради ученика. Необходимо отметить, что учителя осознают необходимость введения инноваций, которые направлены на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей учащихся.

7. Возможность введения инноваций содержания образования учителя видят по средством новых учебных курсов, обновления учебных материалов, новых требований к усвоению учебного материала. В качестве одной из инноваций содержания образования, которую отметили как актуальную в условиях профильного обучения, все респонденты выдвинули «ситуационные задачи», в которых жизненный материал взаимосвязан с жизненной или профессиональной ситуацией.

4.

При качественном анализе респондентов прослеживается тот, факт, что именно учителя, по сравнению с работниками управления и методистами, в большей степени отметили принадлежность к традиции собственно фундаментализации образования, что свидетельствует о непосредственном отношении данного вопроса к учительской категории и их глубокого понимания данного вопроса.

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.