Научная статья на тему 'Взаимосвязь традиций и инноваций в содержании общего образования-видение современного учителя'

Взаимосвязь традиций и инноваций в содержании общего образования-видение современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ / PEDAGOGICAL TRADITIONS AND INNOVATIONS IN CONTENTS OF EDUCATION / INTERRELATION OF TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ольга Николаевна

Представлены результаты исследования коллектива ученых РГПУ им. А.И. Герцена последних двух лет, касающегося выявления представлений учительства о взаимосвязи традиций и инноваций в содержании общего образования, которые позволяют, в частности, ответить на вопрос о том, какие традиции необходимо сохранить и какие инновации в содержании образования будут поддержаны учительством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection of traditions and innovations in contents of general education the vision of modern teacherRussian State Pedagogical University the name of A.I.Gercen

The results of the last two years research of the team of the researches of Gercen RSPU are given, which concerns the revelation of teachers ideas about the interconnection of traditions and innovations in the contents of general education, which particularly allow to answer the question about what traditions are necessary to save and which innovation in the contents of education will be supported by the teachers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь традиций и инноваций в содержании общего образования-видение современного учителя»

О.Н. КРЫЛОВА (Санкт-Петербург)

взаимосвязь традиций и инноваций в содержании общего образования - видение современного учителя

Представлены результаты исследования коллектива ученых РГПУ им. А.И. Герцена последних двух лет, касающегося выявления представлений учительства о взаимосвязи традиций и инноваций в содержании общего образования, которые позволяют, в частности, ответить на вопрос о том, какие традиции необходимо сохранить и какие инновации в содержании образования будут поддержаны учительством.

Ключевые слова: педагогические традиции и инновации в содержании образования, взаимосвязь традиций и инноваций.

Проблема обновления российского общего образования напрямую связана с ответом на вопросы «Какие имеющиеся традиции необходимо сохранить и какие инновации в содержании образования будут поддержаны учительством и, соответственно, внедрены в реальный учебный процесс? Чем определяется выбор этих инноваций сегодня?».

О необходимости изучения традиций и инноваций в содержании образования говорят многие исследователи: Е.В. Бондарев-ская, В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В.М. Монахов, М.В. Савин, М.Н. Скат-кин, В.А. Сластенин, В.А. Хуторской.

При поддержке Российской академии образования в течение последних двух лет в семи регионах РФ коллективом ученых РГПУ им. А. И. Герцена было проведено диагностическое исследование, касающееся, в частности, представлений учительства о взаимосвязи традиций и инноваций в содержании образования. Прежде всего охарактеризуем базу исследования. оно проводилось в Якутии, Московской, Кемеровской, Самарской, челябинской и Псковской областях, Пскове и Краснодарском крае. в каждом регионе участвовало от 170 до 250 человек разного возраста и пола, среди которых были представите-

ли учителей, методистов, администрации школ, органов управления образованием.

Констатирующий этап включал анкетирование, беседы, интервьюирование и включенное наблюдение. Более подробно остановимся на обсуждении результатов анкетирования. Анкета включала три блока. Первый блок был посвящен выявлению понимания педагогами понятий «традиция» и «инновация» в содержании образования. второй блок выявлял понимание ими взаимосвязи традиций и инноваций в профильном обучении, третий блок вопросов - представления о том, как традиции и инновации отражены в современном учебно-методическом комплексе для средней школы.

Первый блок составляли, в частности, такие вопросы, как «в чем смысл современного школьного образования? Какие инновации необходимо ввести в содержание школьного образования в современных условиях? что является традицией в содержании образования? На каком уровне (федеральном, региональном, школьном, мировом) должен решаться вопрос о содержании школьного образования?». Вопросы второго и третьего блоков позволяли дополнить общую картину результатов и подтвердить полученные выводы. они носили закрытый характер и предполагали в некоторых случаях свой вариант ответа респондента.

Проведенный анализ показал, что в качестве ведущей традиции педагоги отметили фундаментальный характер российского содержания образования, т.е. его ориентацию на основы различных наук. Также в качестве традиции содержания образования ими был отмечен набор учебных предметов, который можно условно обозначить как учебный план. Следует обратить внимание на тот факт, что способы преподавания заняли третье место среди традиций содержания образования, что свидетельствует, по нашему мнению, о тесной связи способов преподавания и собственно содержания и о необходимости их соотнесения. Сравнение результатов по группам респондентов позволило сделать вывод о том, что именно учителя, по сравнению с работниками управления образованием и методистами, в большей степени отметили фундаментализацию как традицию образо-

© Крылова О.Н., 2009

вания. Это свидетельствует о высоком значении данной традиции для педагогов.

Под инновациями содержания образования современные педагоги понимают новые учебные курсы (68% опрошенных), обновление учебных материалов (45%), новые требования к усвоению учебного материала (28%). Все респонденты в качестве важного содержательного элемента инноваций в содержании образования отметили «ситуационные задачи», в которых жизненный материал взаимосвязан с профессиональной или жизненной ситуацией.

Респонденты во всех регионах, принявших участие в эксперименте, полагают, что содержание школьного образования нуждается в обновлении, т.к. изменение целей образования требует и новых подходов к его построению. около 50% опрошенных считают, что обновление должно происходить при разумном сочетании традиций и инноваций. отдельные высказывания против инноваций в содержании образования были только в группе педагогов, что свидетельствует о большей ее консервативности по сравнению с другими респондентами. Директора школ отметили возможность обновления лишь на основе сочетания традиций и инноваций, а работники органов управления образованием поддержали необходимость обновления содержания образования при любых условиях. По нашему мнению, эти данные свидетельствуют о том, что учителя, являясь непосредственными участниками образовательного процесса, опасаются, что все эти изменения «лягут исключительно на их плечи», все инновационные методические разработки должны будут осуществляться непосредственно ими.

Приверженность разработке содержания образования на основе традиций нашла свое отражение в ответах еще на один вопрос: «что должно быть отражено в содержании образования - традиции своей страны; позиция самого учителя; общемировые тенденции, индивидуальные особенности восприятия ребенка?». Подавляющее большинство опрошенных (78,7%) высказались за учет традиций своей страны при проектировании содержания образования.

особое внимание, по нашему мнению, необходимо обратить на консервативную позицию учителей в отношении процессов обновления и введения инноваций в образование. В данном опросе позиция учительства в указанных регионах проявилась однозначно. Так, при ответе на вопрос о том, тре-

буется ли обновление технологий и методов обучения при обновлении содержания образования, большинство опрошенных (72%) в разных регионах полагают, что обновление в школе должно быть системным, изменение содержания образования должно сопровождаться изменением педагогических технологий и методов обучения.

однако следует обратить внимание на то, что разрыв во мнениях в разных регионах достаточно существенный. Так, например, в Кемеровской области - «за» высказались 94% опрошенных, а в Краснодарском крае - 61%, что гипотетически может свидетельствовать о разной осведомленности и подготовленности работников образования в области современных разработок технологий и методов обучения и как следствие этого - о непонимании важности данного вопроса. Но данное предположение требует дальнейшего более детального изучения.

Анализ ответов различных категорий опрошенных показал, что полностью согласны с данным утверждением управленцы и методисты, что может свидетельствовать о том, что эти категории респондентов в силу своей профессиональной деятельности обладают наиболее системным взглядом на процесс образования, а учительство опять проявило большую долю консерватизма.

Несмотря на консерватизм педагогов, необходимо отметить, что они ориентированы на поддержку и внедрение тех инноваций, которые направлены на конкретного учащегося. Это показывает большую заинтересованность педагогов и изменение ориентации современного учителя с социальных требований на запросы и возможности самого ученика. По данным опроса, педагоги отметили, что содержание учебных курсов определяется (по мере убывания) потребностями времени; новыми течениями в науках; индивидуальными особенностями ребенка; традициями содержания образования конкретной страны; на общемировом уровне; взглядом каждого учителя; позицией школы.

Первое место занимают потребности времени, что, по нашему мнению, свидетельствует о понимании обновления содержания образования на этапе перехода к информационному обществу. Значимое второе место (68,3%) занимают новые течения в науках. Это свидетельствует об изменениях в разных науках, на основе которых трансформируются учебное содержание и собственно педагогическая нау-

ка. Третье место (38,2%) отведено индивидуальным особенностям ребенка, которые должны определять содержание учебных курсов, что соответствует тем изменениям, которые происходят в стандартах образования и требованиях к учебным курсам и учебникам. В данных ответах четко прослеживается позитивная субъект-субъектная позиция в направленности на ученика, а не на учебный предмет.

Необходимо указать на тот факт, что позиция учителей по значимости учета индивидуальных особенностей наиболее сильная (68,4%), по сравнению даже с мнением методистов (50%).

обобщив результаты анализа, мы пришли к следующим выводам:

1. В целом данные межрегионального исследования показали, что педагоги осознают необходимость обновления содержания школьного образования. учителя считают, что обязательным условием инновационных изменений должно быть их сочетание с отечественными образовательными традициями при обязательной разработке методического обеспечения и повышении их квалификации на новом качественном уровне.

2. Фундаментальный характер отечественного общего содержания образования респонденты отмечают в качестве ведущей его традиции. Большинство опрошенных осознают необходимость инноваций. Несмотря на долю консервативности, педагоги устойчиво выбирают педагогические инновации для ученика и ради ученика, направленные на раскрытие его индивидуальных возможностей и способностей. Возможность реализации инноваций в содержании образования учителя видят во введении новых учебных курсов, направленных на развитие интересов и способностей, углубление подготовки в профиле (общекультурные - для самопознания, ознакомительные - для кругозора и т.д.); обновлении учебных материалов, требований к их усвоению. «Ситуационные задачи», в которых жизненный материал взаимосвязан с жизненной или профессиональной ситуацией, все респонденты отметили как актуальную инновацию в условиях профильного обучения.

3. Позиция учителей среди других категорий опрошенных (методистов, представителей администраций школ и работников управления образованием регионов) является наиболее консервативной. Характер тех инноваций, что предлагаются «сверху», на сегодняшний день в целом не

удовлетворяет простых учителей. Мы полагаем, что любая инновация в содержании образования должна иметь очень хорошую методическую поддержку не только на концептуальном уровне и уровне учебного плана, но и на уровне учебных материалов и пособий.

4. Большинство опрошенных полагают, что производимые изменения должны не только сочетать традиции и инновации, но и носить системный характер, т.е. затрагивать другие аспекты педагогического процесса, не только содержание образования, но и педагогические технологии и методы обучения.

Полученные данные в целом не противоречат данным Центра социологии образования РАо под руководством В.С. Собкина, исследований жизненных и профессиональных ценностей российских и зарубежных (английских и голландских) учителей средних школ, проведенных Е.В. Пискуновой, профессиографиче-ского мониторинга подготовки специалистов А.С. Белкина, С.Н. Силиной и т.д. в отношении общей поддержки педагогами инноваций в образовании с определенной долей консерватизма.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют определить дальнейшие исследовательские шаги по подготовке учителей к внедрению инноваций на основе их взаимосвязи с традициями в содержании образования.

Литература

1. Белкин А.С. Профессиографический мониторинг подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования / А.С. Белкина, С.Н. Силина. Шадринск, 1999.

2. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессиональнопедагогической деятельности учителя: монография / Е.В. Пискунова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 324с.

3. Поздеев М.М. Обзор исследований по педагогическому образованию в Великобритании / М.М. Поздеев // Педагогика. 1994. № 1.

4. Попкевич Т. Политическая социология образовательных реформ: Власть/Знание в образовании, в подготовке учителей и исследований; пер. с англ. / Т. Попкевич; общ. ред. и пре-дисл. В.С. Собкин. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. 366 с.

5. Собкин В.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва - Амстердам (по материалам социологического опроса учителей, учащихся и ро-

дителей) I в.С. Собкин, П.С. Писарский. М.: Центр социологии образования РАО, 1994. 151 с.

Interconnection of traditions and innovations in contents of general education - the vision of modern teacher

The results of the last two years research of the team of the researches of Gercen RSPU are given, which concerns the revelation of teachers ’ ideas about the interconnection of traditions and innovations in the contents of general education, which particularly allow to answer the question about what traditions are necessary to save and which innovation in the contents of education will be supported by the teachers.

Key words: pedagogical traditions and innovations in contents of education, interrelation of traditions and innovations.

о.В. петунин

(Прокопьевск)

система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе

Предлагается система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Рассматриваются компоненты названной системы, этапы активизации данного качества личности обучаемого, условия результативного функционирования системы, дана ее классификационная характеристика.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, активизация, система активизации познавательной самостоятельности.

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование и развитие у них умений самостоятельно добывать, анализировать и ра-

ционально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.

Педагог является главным действующим лицом воспитательно-образовательного процесса. Для того чтобы сегодня этот процесс стал результативным, требуется переориентация деятельности преподавателя на новые педагогические ценности, связанные, в частности, с приданием субъектной роли обучаемым. Это, в свою очередь, высвечивает одну из основных современных дидактических проблем: как активизировать познавательную самостоятельность обучающихся.

Под активизацией познавательной самостоятельности обучающихся мы понимаем целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на пробуждение познавательного интереса, самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, усвоение знаний, формирование умений и навыков и применение их на практике.

Многогранность личности обучающегося, многообразие ее качеств требуют обеспечения всестороннего ее развития и обусловливают необходимость функционирования целого ряда систем, направленных на формирование важнейших свойств и стержневых качеств личности. Эти системы являются функциональными, каждая из них может быть значима только в том случае, когда она осуществляется не изолированно, а органически включена в комплекс всей учебновоспитательной работы.

Одной из таких функциональных систем является система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Мы полагаем, что система активизации познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует в образовательном процессе формированию и развитию познавательной самостоятельности личности обучаемого. Данная система, решающая специфические совокупности задач, использует соответствующие виды деятельности, формы и методы ее организации. Целью функционирования такой системы является максимально возможное в данных условиях формирование у обучающегося важнейшего стержневого качества личности - познавательной самостоятельности.

© Петунин О.в., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.