Научная статья на тему 'Перспективы развития вариативного образования (на примере республики Дагестан)'

Перспективы развития вариативного образования (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / VARIATIVE EDUCATION ALTERNATIVE EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / ELITE EDUCATION / INNOVATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеров А. У.

Темпы «возвратной модернизации» лицеев, гимназий и колледжей в отечественной системе образования позволяют утверждать, что альтернативные образовательные учреждения не только востребованы, но и нуждаются в педагогическом проектировании целей, содержания образования и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE VARIATIVE EDUCATION (THE REPUBLIC OF DAGHESTAN AS AN EXAMPLE)

The rates of «persistent modernization» of lyceums, gymnasiums and colleges in the domestic educational system allow to confirm that alternative educational institutions are not just in great demand, but they need pedagogical projecting of purposes, educational content and methodical provision of educational process in them. The author of the article offers his own vision of the given problem.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития вариативного образования (на примере республики Дагестан)»

емам самостоятельного чтения, управляет речевой деятельностью учащихся, осуществляет контроль, учитывая процесс и результат. Формируя учебно-познавательную деятельность, преподавателю следует учитывать мотивационную готовность студентов, которая определяется интересом к изучению русского и неродного (английского) языков, желанием овладеть ими и использовать с целью получения профессионального образования. Работая с текстами по специальности на аудиторных занятиях, преподаватель показывает, как можно повысить эффективность чтения. Когда учащиеся понимают, что трудности при чтении, например неадаптированных текстов, можно преодолеть, видят, что эта деятельность приносит свои результаты на занятиях по специальности, они с удовольствием работают самостоятельно, проявляют инициативу, сами предлагают тексты для внеаудиторного чтения, и впоследствии на этой основе можно организовывать современные формы учебной деятельности (учебно-научные конференции по проблемам окружающей среды).

Следует также учитывать и интеллектуальную готовность учащихся, т.е. определенный уровень памяти, внимания, мышления и т.д. Они имеют различный характер, зависящий от возраста, способностей и многих других факторов. Следовательно, речь идет об учете индивидуальных особенностей студентов при организации самостоятельной работы.

Не менее важным является учет коммуникативной готовности — способности включаться в коммуника-

цию, которая может быть различной в зависимости от видов речевой деятельности, сфер коммуникации, отдельных тем. Перед тем как предложить задания для самостоятельной работы, преподавателю следует четко представлять себе степень сформированности умений учащихся.

В зависимости от готовности учащихся к выполнению самостоятельной работы меняется характер управления со стороны преподавателя. Если на первых этапах можно говорить о непосредственном управлении этой деятельностью, о сотрудничестве студентов и педагога, то постепенно управление приобретает опосредованный характер и осуществляется при помощи упражнений, инструкций к заданиям, организации материала.

Таким образом, аудиторная работа предваряет самостоятельную деятельность по формированию профессиональных качеств учащихся.

Литература

1. А.Н. Щукин. Методика преподавания русского языка как иностранного // Высшая школа. 2003. С. 273.

2. М.А. Цыбенко. Методика формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов первого курса неязыковых факультетов педвузов: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 7, 8.

3. Н.Ю. Романова. Совершенствование коммуникативной компетенции иностранных студентов в процессе внеаудиторного чтения литературы по специальности «Дизайн»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 31.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

А.У. УМЕРОВ

Аннотация. Темпы «возвратной модернизации» лицеев, гимназий и колледжей в отечественной системе образования позволяют утверждать, что альтернативные образовательные учреждения не только востребованы, но и нуждаются в педагогическом проектировании целей, содержания образования и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в них.

Ключевые слова: вариативное образование, альтернативное образование, качество образования, элитарное образование, инновационные образовательные учреждения.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE VARIATIVE EDUCATION (THE REPUBLIC OF DAGHESTAN AS AN EXAMPLE)

A.U. UMEROV

The summary. The rates of «persistent modernization» of lyceums, gymnasiums and colleges in the domestic educational system allow to confirm that alternative educational institutions are not just in great demand, but they need pedagogical projecting of purposes, educational content and methodical provision of educational process in them. The author of the article offers his own vision of the given problem.

Key words: variative education alternative education, quality of education, elite education, innovational educational institutions.

Согласно республиканской целевой программе «Развитие образования в Республике Дагестан на 2005—2010 годы», утвержденной постановлением от 26 декабря 2005 г. № 230, в соответствии с Законом Республики Дагестан «Об утверждении Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года» Минобразования республики призвано создать условия для: ® развития системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности;

® повышения качества образования и воспитания детей;

® реализации новых подходов к формированию развивающей среды;

® выявления и развития способностей и интересов детей;

® увеличения количества учреждений системы общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности.

В национальной системе образования Дагестана имелись реальные предпосылки для формирования вариативной системы образования, в которую иерархич-но встраиваются лицеи, колледжи, гимназии, общее количество которых в республике превышает сотню1.

Вариативный — от слова «вариант», означает видоизменение, разновидность. Инновационное образовательное учреждение — это лицеи, колледжи, гимназии; альтернатива означает необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений, вариантов2. Элитарный — наилучший вариант (по качеству, уровню научно-методического обеспечения и т.п.) предоставления образования.

Таким образом, «альтернативный», «вариативный», «инновационный», «элитарный» имеют общую смысловую точку пересечения, подразумевающую возможность получения желаемого, наилучшего по форме, содержанию, способу предоставления качественного образования в том или ином образовательном учреждении (лицее, гимназии, колледже). В отечественной науке и практике чаще употребляется понятие «инновационный».

Инновационное (вариативное, альтернативное, элитарное) образовательное учреждение в Дагестане вызывает огромный интерес как со стороны научной общественности (кадровый резерв, поле реализации научных идей и т.п.), так и со стороны родителей, ориентированных на предоставление наилучшего образования своим детям. Этим обусловлен регулярный мониторинг качества обучения в инновационных образовательных учреждениях со стороны чиновничьего аппарата. Сложилась парадоксальная ситуация, которая порождена социально значимыми противоречиями между возрастающими потребностями российского (дагестанского) общества в получении образования высокого уровня и реальными возмож-

ностями государства удовлетворить эти потребности средствами вариативной системы образования.

Тем не менее при существующих разногласиях по поводу качества обучения в инновационных образовательных учреждениях существуют неоспоримые критерии. Так, на республиканских олимпиадах по предметам естественнонаучного цикла 43% призеров составили учащиеся инновационных образовательных учреждений, по гуманитарным дисциплинам — 16% (из общего числа победителей и призеров 24,5% — лицеисты и гимназисты), от 90 до 98% выпускников инновационных образовательных учреждений поступают в вузы3.

При положительной динамике показателей качества образования в инновационных учреждениях, исследователи проблем образования республики подчеркивают необходимость пересмотра учебных планов, в которых имели место серьезные учебные перегрузки4. Согласно требованиям, обязательная нагрузка не может превышать нормативов, допустимых для всех общеобразовательных учреждений, в том числе для школ с углубленным изучением предметов (лицеев и гимназий). Однако до сих пор в отечественной науке нет специальных исследований, следовательно, вышеприведенные показатели носят субъективный характер.

Изучение практики функционирования инновационных образовательных учреждений в Дагестане показало своевременность проводимого исследования и обозначило основные его направления: ожидания родителей от инновационных образовательных учреждений, проблема профессионального совершенствования педагогов, методическое оснащение учебно-воспитательного процесса, нормативно-правовое сопровождение инновационных образовательных учреждений и др.

Деятельность инновационных образовательных учреждений могут оптимизировать следующие задачи: разработка варианта учебного плана гимназии (лицея, колледжа) как гуманитарного образовательного учреждения, который может быть использован в практике работы других учреждений;

разработка концептуальной модели вариативного (элитарного) образования в республике;

разработка программы повышения квалификации учителей для работы в альтернативных образовательных учреждениях.

Решение этих задач обеспечивается изучением состояния вопроса в теории и практике. Теоретический экскурс в проблему, проведенное анкетирование родителей, педагогов и учащихся инновационных образовательных учреждений позволили выявить, что состояние проблемы можно представить следующим образом.

Первое направление: позиция родителей. В ходе опроса респондентам предлагалось оценить не только общую удовлетворенность образовательным

учреждением, в котором учатся их дети, но и конкре- ного учреждения. Предлагаемые в анкете аспекты тизировать свою оценку по ряду критериев, характе- функционирования школы оценивались родителями ризующих достоинства и недостатки образователь- по 5-балльной шкале (табл. 1).

Таблица 1

Оценка родителями учеников инновационных школ по различным критериям их функционирования (%)

Объект оценки Балл

Уровень и качество знаний, которые ребенок получает в школе по основным предметам 3,61

Возможность участия общественности и родителей в образовательном процессе, жизни школы 3,61

Профессиональный уровень педагогов 3,55

Объективность методов и критериев оценки учебной успеваемости вашего ребенка 3,53

Санитарно-гигиенические условия обучения ребенка 3,52

Уровень учебной нагрузки на ребенка 3,52

Учет реальных интересов ребенка в получении знаний 3,44

Уровень психологического комфорта вашего ребенка в школе 3,36

Участие школы в грантах и проектах 3,31

Организация досуга в школе 3,21

Возможность получения профильного обучения 3,20

Материально-техническая оснащенность школы (наличие компьютеров, оснащенность учебных кабинетов, спортивных залов, библиотек и т.д.) 3,14

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе 3,13

Возможность получения дополнительного образования 3,08

Качество медицинского обслуживания 2,88

В табл. 1 приведены средние баллы по оценке родителями учащихся того или иного аспекта работы образовательного учреждения. Наиболее позитивно родители школьников оценивают уровень и качество знаний, которые их ребенок получает в школе по основным предметам, возможность участия общественности и родителей в образовательном процессе, а также профессиональный уровень педагогов. Позитивную оценку родителей получают не только базовые аспекты работы образовательного учреждения. Высоко оценивается и степень «открытости» школы, возможности родителей и общественности участвовать в образовательном процессе.

Наименьшие оценки получили такие аспекты деятельности образовательных учреждений, как использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, возможность получения дополнительного образования и качество медицинского обслуживания.

В рамках проведенного исследования в 2006— 2007 учебном году в 10 школах пяти населенных пунктов республики (в том числе в каспийской гимназии № 1, махачкалинском правовом лицее № 51) были опрошены родители детей, посещающих школу. Родителям был задан вопрос: нравится ли им школа, которую посещают их дети? 23,7% опрошенных сказали, что им скорее не очень нравится или полностью

не нравится школа, где обучаются их дети. Безразличны к этому 16% родителей; 43,6% опрошенных отметили, что им скорее нравится школа, где обучаются их дети, очень нравится — 14,4%, 2,2% опрошенных испытали затруднение с ответом. Что касается посещения родителями школы для того, чтобы узнать об успеваемости детей, то 2,7% респондентов сообщили, что ходят в школу для этого реже раза в год. А 6,6% родителей посещают школу один раз в год, дважды — 12,8%, при этом каждую четверть осведомляются об успеваемости.

Опросы показали, что количество родителей с предубежденным отношением к частному (элитарному) образованию (около 30%) почти не зависит от масштабов образовательной системы. Большинство населения или выражают безоговорочное желание обучать детей в элитарной частной школе, или готовы сделать это при определенных условиях. Одной из главных причин, препятствующих получению качественного образования детьми, родители называют социально-экономическое (материальное) положение семьи, что адекватно социально-экономическим показателям уровня жизни в дотационной республике, в которой основное население составляют сельские жители (60%).

В табл. 2 представлены результаты выявленных запросов родителей к школе, а именно, что должен получить в результате обучения школьник.

Таблица 2

Представления родителей о том, что должен получить их ребенок в результате школьного обучения (%)

Требования, предъявляемые к результатам обучения %

Прочные знания 67,3

Возможность развития своих способностей 57,8

Необходимая подготовка для поступления в вуз 49,0

Достаточный культурный уровень 35,4

Опыт социального общения и взаимодействия 31,3

Опыт участия в общественной жизни и деятельности 23,8

Воспитание позитивных личностных качеств учащихся 22,4

Хорошая предпрофессиональная подготовка 8,2

Для большинства родителей приоритетом в школьном обучении являются прочные знания. Более половины родителей указывают также на то, что школа должна способствовать учащимся в развитии их способностей. Каждый второй респондент отметил значимость такой утилитарной функции школьного образования, как подготовка к поступлению в вуз.

В целом, обобщая приведенные материалы, можно сформулировать следующие выводы о том, чего ожидают родители от элитарной, альтернативной школы:

® увидеть реальные успехи и достижения ребенка;

получить подтверждение позитивных черт его характера;

убедиться в заинтересованности учителей в успехах ребенка;

увидеть усилия педагогов в создании здорового нравственного климата и культурной среды в школе;

участвовать лично в создании в школах атмосферы сотрудничества детей и взрослых; Ь убедиться в заинтересованности учителей и администрации школы в развитии партнерских отношений с родителями.

Второе направление: позиция педагогов. Анализ литературы по проблеме, собственные наблюдения автора, результаты анкетирования позволили сформулировать требования к личности педагога элитарной школы, предъявляемые государством и обществом: Ь высокий профессионализм на фоне отсутствия ролевой, профессиональной деформации, свобода от стереотипов и педагогических догм как в организации, так и в содержании учебно-воспитательного процесса;

способность к творчеству и креативность мышления;

широкая эрудиция, позволяющая обеспечить ин-тегративное изложение материала, умение увязать его в единую систему и тем самым способствовать

формированию в сознании ребенка целостной картины мира;

# высокий уровень психолого-педагогической подготовки, обеспечивающий возможность реализации подлинно индивидуального подхода в организации как учебного, так и воспитательного процесса, создание эмоционально насыщенной атмосферы взаимоотношений с детьми и родителями;

профессиональное владение широким набором психолого-педагогических методик и техник и др.;

# высокая общая культура и гуманные установки по отношению к людям.

В практике школ такие требования недостаточно реализованы, так как вследствие массовости образование приобретает поточный характер и педагог соответственно поставлен в условия своевременной «подачи» учебного материала и проведения запланированного мероприятия. По этой причине многие проводимые воспитательные дела приобретают «ме-роприятийность», так как педагог не успевает донести до ученика истинный смысл и целевое назначение классного часа, встречи с интересными людьми, а заорганизованный учебный процесс превращает учителя в «урокодателя».

Изучение опыта инновационных школ республики показывает: им присуще авторское начало, а их создателям свойственно состояние активного творческого поиска. Преимущество и в то же время недостаток инновации в том, что изменения в одном звене влекут за собой изменения во всех других, т.е. к системным изменениям. Это масштабы и темпы модернизации или реформирования не в состоянии выдержать5.

Гипотетические положения:

# вариативное образование в республике испытывает кризис «возвратной модернизации» (альтернативные образовательные учреждения востребованы, но на практике недостаточно разработано методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и др.);

разработка концептуальной модели вариативного образования позволит научно обосновать его деятельность в настоящем и осуществлять педагогическое прогнозирование в будущем;

преемственность в реализации концептуальной модели вариативного образования обеспечит эффективность ее реализации в условиях национальной системы образования (от альтернативной школы до системы повышения квалификации).

1 См.: Магомедов Г.И., Шурпаева М.И.Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан: теория и практика. Махачкала, 2003.

2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., репринт. М., 1985. С. 23, 60.

3 См.: Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Указ. соч.

4 Там же.

5 Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Указ. соч.; Республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2005—2009 годы».

Литература

1. Акулов С.В. Элитарное образование в России второй половины XVIII — первой половины XIX в.: Авто-реф. ... канд. пед. наук. Курск, 2004.

2. Заславская О.В. Инновации в сфере воспитывающего обучения // Завуч. 2008. № 2. С. 16.

3. Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан: теория и практика. Махачкала, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика. 2008. № 7. С. 25—32.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., репринт. М., 1985. С. 23, 60.

6. Шарипов Р.Х. Концепция инновационного образования // Методист. 2008. № 8. С. 54—58.

7. Черемных М.П. Качественное образование. Инновационное образование и его перспективы // Национальные проекты. 2007. № 6. С. 62—64.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ДРЕВНИИ МИР. АНТИЧНОСТЬ. КНИГА 1

Учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 463 с. - (Серия «Cogito ergo sum»).

Дается содержательная характеристика основных этапов и тенденций развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай) и Античности (ранняя, средняя и высокая классика, эллинистическо-римская философия, религиозная философия позднего эллинизма и ранние христианские ереси). Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы.

Для студентов вузов социально-гуманитарного профиля, аспирантов, преподавателей вузов и всех, проявляющих интерес к изучению философии и истории.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. СРЕДНИЕ ВЕКА. ВОЗРОЖДЕНИЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ. КНИГА 2

Учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 455 с. - (Серия «Cogito ergo sum»).

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Средневековья, Возрождения, Реформации и Нового времени. Основные разделы: «Средневековая философия в странах Арабского халифата и Западной Европы», «Европейская философия эпохи Возрождения» и «Европейская философия XVII— XVIII вв.». Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы.

Для студентов университетов и вузов социально-гуманитарного профиля, аспирантов, преподавателей и всех проявляющих интерес к изучению философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.