Научная статья на тему 'Элитарная школа в национальной системе образования'

Элитарная школа в национальной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТАРНАЯ ШКОЛА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ / ГИМНАЗИЯ / ЛИЦЕЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеров Ахмедпаша Умарович

Проблемы совершенствования качества образования отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года. В числе новых социальных требований к системе российского образования в данном документе названа необходимость обеспечения равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию, в соответствии с их интересами и склонностями. Автор считает, что условия для получения качественного образования может предоставить элитарная школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элитарная школа в национальной системе образования»

124

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

УДК 373.1.006.27

ЭЛИТАРНАЯ ШКОЛА В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

©2о°7 уМеров А.У.

Дагестанский государственный педагогический университет

Проблемы совершенствования качества образования отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года. В числе новых социальных требований к системе российского образования в данном документе названа необходимость обеспечения равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию, в соответствии с их интересами и склонностями. Автор считает, что условия для получения качественного образования может предоставить элитарная школа.

The problems of improvement of educational quality are reflected in the Modernization Concept of Russian education till 2010. Among new social requirements to the system of Russian education in the given document there is the need for ensuring the equal access of young people to the valuable qualitative education in accordance with their interests and capacities. The author reveals his view-point on the given problem, supposing that the elite school is able to give such opportunities for receiving the qualitative education.

Ключевые слова: элитарная школа, качество образования, специальные школы, частные школы, гимназия, лицей, национальная система образования.

Keywords: elite school, quality of education, special schools, private schools, gymnasia, lyceum, national educational system.

В каждой исторической формации существовали элитарные школы, школы для избранных, образцовые школы (в разных странах они назывались по-разному). Не всегда элитарное образование давало частное (открытое физическим лицом) образовательное учреждение, это могло быть и государственное образовательное учреждение. В статье рассматриваются вопросы функционирования частной школы с тем, чтобы установить ее соответствие статусу элитарного образовательного учреждения.

Исследование данного вопроса в специальной литературе показало, что типология частных школ по направленности и содержанию работы может быть представлена следующим образом:

- привилегированные образова-

тельные учреждения, в которых за

очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования, или, как его еще называют, элитарное образование;

- учреждения для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития: плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

В числе основных признаков нетрадиционных учебно-

воспитательных учреждений, на наш взгляд, могут быть названы:

- специфичность целей и содержания образования;

Психолого-педагогические науки •••

- добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности;

- относительная административная независимость;

- особая атмосфера в образовательном учреждении, способствующая лучшей адаптации ребенка и его многостороннему развитию.

Согласно Закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г (глава 2, статья 11) в Республике Дагестан функционируют различные типы образовательных учреждений: государственные, муниципальные и частные (негосударственные), а также инновационные образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи.

Известно, что в частных школах более активно применяются новые методы обучения, поэтому их часто называют альтернативными. К альтернативным образовательным учреждениям относятся:

- гимназии и лицеи, которые выбрали свои профиль и модель обучения;

- детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые валь-дорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России;

- школа Марии Монтессори, где главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях;

- национальные учебные заведения, которые реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Как показывает практика, качество подготовки в частных школах выше. Некоторое отличие, которое можно назвать превосходством, в иерархии образовательных учреждений имеет авторская школа.

125

Авторская школа - это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психологопедагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Авторскими по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росин-ского, В. А. Сухо-млинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.

Авторские школы различают не только по именам их создателей и руководителей, но и обобщающим названиям философской и психолого-педагогической идеи, лежащей в основе воспитательной системы: «школа диалога культур» (В.С. Биб-лер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Ту-бельский).

Специфика авторской школы заключается в том, что осознание личной причастности к выработке целей, содержания и средств воспитательной деятельности переводит педагогов и учащихся из объектов учебновоспитательной деятельности в субъектов, развивающихся в процессе накопления коллективного и индивидуального опыта. К тому же авторские школы создаются, как правило, на базе уже существующих педагогических и детских коллективов. При этом по желанию родителей и самого ученика на последующих этапах школьного обучения возможны: а) продолжение обучения в авторской школе, предполагающее составление плана индивидуального развития ребенка и соответственно опережение учебных планов и программ, досрочный переход из класса в класс, обучение по гибким индивидуализированным программам и др.; б) безболезненный переход из начальной в обычную общеобразовательную школу. Являются ли эффективными содержание, методы и формы организации учебно-

воспитательного процесса в таких учреждениях, и можно ли отнести их к элитарным учреждениям? В ученых кругах существуют определенные разногласия по поводу правомочности элитарного образования в усло-

126

Известия ДГПУ, №1, 2007

виях демократизации общества. Есть мнение, что социальный заказ на элитарное образование, воспитание интеллигенции существует в цивилизованном обществе всегда. Но особенно остро этот вопрос встает в переходные периоды, во время становления новой экономической и политической общественной формации. Это время востребованности людей талантливых, обладающих гражданской зрелостью, стремящихся обеспечить успешное развитие и процветание государства во всех сферах жизни общества [4].

Идея создания в нашей стране школ нового типа родилась в самом начале 1988 года. К этому времени отставание школы от развития общества, ее схоластичность, замыкание на собственных узковедомственных интересах, игнорирование ею личных особенностей и учителей, и детей стали особенно нетерпимыми. Не соответствовала требованию времени и ориентация массовой школы преимущественно на предметы естественно-математического цикла. Эта установка вступила в противоречие с декларируемой государством и обществом задачей всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, с возрастающим интересом общественности к новому гуманитарному знанию, освободившемуся от идеологических догм и стереотипов [1].

Возникновение школ нового типа (гимназий, лицеев и пр.) стало, таким образом, результатом естественного эволюционного процесса в области образования. Столь же естественным явилось и оформление социального слоя, ориентированного на новое, элитарное качество школьного образования [4].

Образовательные учреждения имеют схожие характеристики, заключающиеся в том, что все они призваны удовлетворять образовательные потребности населения республики, страны и т.п. В этом предназначение школы в обществе. Известно, что школа - это наиболее консервативное звено в системе общественных институтов. Аккумулятор общественно-исторического опыта для передачи его последующим поколениям, школа должна быть за-

щищена от стихийного влияния институтов социализации. Однако в период кардинальных преобразований общества это становится тормозом на пути прогресса. Вместе с тем от школы зависит степень устойчивости и надежности преобразований, поскольку именно новое поколение в силу отсутствия стереотипов способно в полной мере реализовать новые взгляды и идеи. Видимо, поэтому школа и привлекает внимание политиков, особенно в период предвыборных кампаний.

Происходящие радикальные общественные преобразования в нашей республике, как и в целом по стране, требуют принципиального изменения всей учебно-воспитательной системы. Школа как социальный институт обладает достаточной стабильностью и консерватизмом, определяемыми длительным историческим периодом формирования и функционирования. Между тем научные разработки ведутся в направлении поиска зоны, свободной от существующей государственной образовательной системы. Именно такой зоной и выступает авторская школа. Ее основная цель - формирование личности принципиально нового типа, нового мышления. Личности творческой, самостоятельной, мобильной, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других; способной в условиях новых кардинальных перемен в государстве и обществе найти свою социальную «нишу» и реализовать себя в ней.

Иными словами, главная цель образования и воспитания в авторской школе - становление личности ученика; создание условий для полноценного развития личности ребенка, его самоактуализации. Это обеспечивается за счет решения следующих конкретных задач:

- создания условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка в активности, развитии и др., формирования у него чувства психологической защищенности; предоставления каждому ребенку возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности;

- формирования в школе на уровне взаимоотношений по горизонтали

Психолого-педагогические науки •••

и вертикали: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-родитель»

специфического эмоционального поля взаимоотношений, обеспечи-

вающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

- создания в школе условий максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.

Изучение требований, предъявляемых родителями частным, авторским и другим типам школ, показало, что в числе ожидаемых условий выступают:

- высокий уровень образования;

- малая наполняемость класса;

127

- лояльное отношение к ребенку.

Более половины опрошенных родителей в первую очередь выдвигают именно эти условия [3].

Таким образом, сегодня в условиях формирующегося правового, демократического государства, которое в первую очередь нацелено на развитие личности и правовую защиту интеллектуальной и других видов собственности, необходимы новая система образования и новые типы образовательных учреждений, которые отвечали бы возрастающим потребностям государства и общества в высокообразованных людях.

Примечания

1. Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования. Дисс. ... доктора пед. наук. - Чебоксары, 1999. 2. Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII-XVIII вв.: Учебное пособие к курсу «История образования и педагогической мысли». - М., 2002. - 108 с. 3. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. 4.1. - СПб. 2000. 4. Пахомова С. Гимназия, лицей, колледж - надо ли было возрождать?

http://shkola.spb.ru/ parents/index.phtml?id=557

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.