Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ 16-17 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитин Владислав Александрович, Алексанянц Гаик Дереникович, Аршинник Сергей Павлович, Медведева Олеся Андреевна, Гилдаш Мария Владимировна

В настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема профессиональной ориентации выпускников среднеобразовательных школ для поступления в образовательные организации высшего образования силовых ведомств Российской Федерации. Существенным фактором предпрофессиональной подготовки будущих курсантов является не только усиление уровня их мотивации, психологической устойчивости, расширение социализации, но и физическая подготовленность. В последнее десятилетие зарегистрировано снижение показателей физической подготовленности у значительной части обучающихся в старших классах. Цель. Целью исследования являлась оценка уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет, обучающихся общеобразовательных школ г. Краснодара, в рамках предпрофессиональной физической подготовки к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации.Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование и методы математической статистики. Так, учитывались силовые способности по числу выполненного упражнения «Сгибание и разгибание рук из положения вис на высокой перекладине хватом сверху». Скоростные способности исследовали по результатам в беге 60 метров. Координационные возможности определяли по времени реализации челночного бега 3 по 10 метров. Измерение уровня развития общей выносливости проводили по времени выполнения бега на 2000 метров. Проводя упражнение «Наклон вперед из положения стоя», судили о гибкости обследуемых. Выясняли скоростно-силовые способности мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) и мышц туловища (поднимание туловища из положения лежа за 1 минуту). Наблюдение проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 32 имени Ф. Э. Дзержинского, средней общеобразовательной школы № 35 имени Героя Советского Союза Евгения Костылева г. Краснодара и лаборатории кафедры анатомии и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». В исследовании участвовали юноши 16-17 лет. Научная новизна. Выявлены параметры физической подготовленности, характерные для обучающихся юношей 10-11-х классов общеобразовательных школ г. Краснодара, участвующих в предпрофессиональной физической подготовке к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской федерации. Результаты исследования. Анализ полученных данных продемонстрировал, что у 37,5 % исследуемых обучающихся показатели физической подготовленности не соответствовали «модельным» характеристикам. Практическая значимость результатов исследования позволяет оптимизировать индивидуальный состав и содержание физических упражнений, условий реализации, количества повторений с учетом физической подготовленности обучающихся 10-11-х классов (юношей). Заключение. Действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» не в полной мере создает условия для повышения уровня физической подготовленности и недостаточно обеспечивает развитие физических качеств учащихся 10-11-х классов. Целесообразно провести оптимизацию программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитин Владислав Александрович, Алексанянц Гаик Дереникович, Аршинник Сергей Павлович, Медведева Олеся Андреевна, Гилдаш Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PHYSICAL FITNESS LEVEL AMONG 16-17 YEAR-OLD BOYS AT THE BEGINNING OF THE ACADEMIC YEAR DURING PRE-PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING FOR STUDYING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF DEFENSE AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nowadays the problem of professional orientation of high-school graduates for admission into higher educational institutions of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation remains urgent. An essential factor in the pre-professional training of the future cadets is not only their level of motivation, psychological stability strengthening, socialization expansion, but also their physical fitness. In the last decade, decrease in physical fitness indices has been registered among the significant part of senior schoolchildren. The aim. The aim of the research was to assess the level of physical fitness among 16-17-year-old boys studying at secondary schools in Krasnodar in terms of pre-professional physical training for studying at higher education institutions of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Research methods: scientific-methodical information sources analysis, pedagogical testing and methods of mathematical statistics. We took into consideration strength abilities according to the amount of the fulfilled exercise "Flexion and extension of the arms from the hanging position on a high crossbar with over-grasp". Speed-oriented abilities were studied based on the results of 60-meters run. Coordination abilities were determined according to the time of 3x10 meters shuttle run realization. The measurement of general endurance level development was carried out according to the time of 2000 meters running. "Leaning forward from a standing position" exercise helped to judge the level of respondents’ flexibility. We also revealed speed-strength oriented abilities of lower extremities muscles (standing long-jump) and body muscles (body lifting from prone position within 1 minute).The observation was carried out on the basis of secondary school No. 32 named after Dzerzhinsky F. E., secondary school No. 35 named after Hero of the Soviet Union Evgeny Kostylev in Krasnodar and the laboratory of Anatomy and Sports Medicine Department of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. 16-17 year-old boys took part in the research. Scientific novelty. We revealed the parameters of physical readiness. They are typical for the male students of the 10-11th grades of general education schools in Krasnodar, who participate in pre-professional physical training for studying at higher education institutions of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Research results. The analysis of the data obtained demonstrated that 37.5% of the examined students had physical fitness indices that did not correspond with the "model" characteristics. The practical significance of the study results allows optimizing the individual composition and content of physical exercises, the realization conditions, the number of repetitions, taking into account the physical fitness of the 10-11th grade boys. Conclusion. The current program of the academic discipline "Physical Culture" does not fully create conditions for increasing the level of physical fitness and does not sufficiently ensure the development of physical qualities of the 10-11th grade students. It is reasonable to optimize the program.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПРИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 796.07+373.103.71 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-83-88

Оценка уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет в начале учебного года при предпрофессиональной физической подготовке к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств

Российской Федерации

Никитин В.А., Алексанянц Г.Д. *, Аршинник С.П., Медведева О.А., Гилдаш М.В.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, Россия alexanyanc@mail.ru ORCID: 0000-0002-3504-9483, alexanyanc@mail.ru* ORCID: 0000-0002-3788-0422, arschinnik_fk.@mail.ru ORCID: 0000-0002-0361-6666, medvedeva-ol.an@mail.ru ORCID: 0000-0003-4849-3193, gilgash8@gmasil.ru

Аннотация: В настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема профессиональной ориентации выпускников среднеобразовательных школ для поступления в образовательные организации высшего образования силовых ведомств Российской Федерации. Существенным фактором предпрофессиональной подготовки будущих курсантов является не только усиление уровня их мотивации, психологической устойчивости, расширение социализации, но и физическая подготовленность. В последнее десятилетие зарегистрировано снижение показателей физической подготовленности у значительной части обучающихся в старших классах. Цель. Целью исследования являлась оценка уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет, обучающихся общеобразовательных школ г. Краснодара, в рамках предпрофессиональной физической подготовки к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование и методы математической статистики. Так, учитывались силовые способности по числу выполненного упражнения «Сгибание и разгибание рук из положения вис на высокой перекладине хватом сверху». Скоростные способности исследовали по результатам в беге 60 метров. Координационные возможности определяли по времени реализации челночного бега 3 по 10 метров. Измерение уровня развития общей выносливости проводили по времени выполнения бега на 2000 метров. Проводя упражнение «Наклон вперед из положения стоя», судили о гибкости обследуемых. Выясняли скоростно-силовые способности мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) и мышц туловища (поднимание туловища из положения лежа за 1 минуту). Наблюдение проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 32 имени Ф. Э. Дзержинского, средней общеобразовательной школы № 35 имени Героя Советского Союза Евгения Костылева г. Краснодара и лаборатории кафедры анатомии и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». В исследовании участвовали юноши 16-17 лет. Научная новизна. Выявлены параметры физической подготовленности, характерные для обучающихся юношей 10-11-х классов общеобразовательных школ г. Краснодара, участвующих в предпрофессиональной физической подготовке к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской федерации. Результаты исследования. Анализ полученных данных продемонстрировал, что у 37,5 % исследуемых обучающихся показатели физической подготовленности не соответствовали «модельным» характеристикам. Практическая значимость результатов исследования позволяет оптимизировать индивидуальный состав и содержание физических упражнений, условий реализации, количества повторений с учетом физической подготовленности обучающихся 10-11-х классов (юношей). Заключение. Действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» не в полной мере создает условия для повышения уровня физической подготовленности и недостаточно обеспечивает развитие физических качеств учащихся 10-11-х классов. Целесообразно провести оптимизацию программы. Ключевые слова: обучающиеся 16-17 лет, физическая подготовленность, начало

учебного года, предпрофессиональная подготовка.

Для цитирования: Никитин В.А., Алексанянц Г.Д.*, Аршинник С.П., Медведева О.А., Гилдаш М.В. Оценка уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет в начале учебного года при предпрофессиональной физической подготовке к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 83-88. DOI 10.14526/2070-4798-2023-18-183-88.

Assessment of physical fitness level among 16-17 year-old boys at the beginning of the academic year during pre-professional physical training for studying at higher education institutions of defense and law enforcement agencies of

the Russian Federation

Vladislav A. Nikitin, Gaik D. Aleksanyants*, Sergey P. Arshinnik, Olesya A. Medvedeva,

Mariya V. Gildash

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism Krasnodar, Russia alexanyanc@mail.ru ORCID: 0000-0002-3504-9483, alexanyanc@mail.ru* ORCID: 0000-0002-3788-0422, arschinnik_fk.@mail.ru

Abstract: Nowadays the problem of professional orientation of high-school graduates for admission into higher educational institutions of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation remains urgent. An essential factor in the pre-professional training of the future cadets is not only their level of motivation, psychological stability strengthening, socialization expansion, but also their physical fitness. In the last decade, decrease in physical fitness indices has been registered among the significant part of senior schoolchildren. The aim. The aim of the research was to assess the level of physical fitness among 16-17-year-old boys studying at secondary schools in Krasnodar in terms of pre-professional physical training for studying at higher education institutions of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Research methods: scientific-methodical information sources analysis, pedagogical testing and methods of mathematical statistics. We took into consideration strength abilities according to the amount of the fulfilled exercise "Flexion and extension of the arms from the hanging position on a high crossbar with over-grasp". Speed-oriented abilities were studied based on the results of 60-meters run. Coordination abilities were determined according to the time of 3x10 meters shuttle run realization. The measurement of general endurance level development was carried out according to the time of 2000 meters running. "Leaning forward from a standing position" exercise helped to judge the level of respondents' flexibility. We also revealed speed-strength oriented abilities of lower extremities muscles (standing long-jump) and body muscles (body lifting from prone position within 1 minute).The observation was carried out on the basis of secondary school No. 32 named after Dzerzhinsky F. E., secondary school No. 35 named after Hero of the Soviet Union Evgeny Kostylev in Krasnodar and the laboratory of Anatomy and Sports Medicine Department of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. 16-17 year-old boys took part in the research. Scientific novelty. We revealed the parameters of physical readiness. They are typical for the male students of the 10-11th grades of general education schools in Krasnodar, who participate in pre-professional physical training for studying at higher education institutions of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Research results. The analysis of the data obtained demonstrated that 37.5% of the examined students had physical fitness indices that did not correspond with the "model" characteristics. The practical significance of the study results allows optimizing the individual composition and content of physical exercises, the realization conditions, the number of repetitions, taking into account the physical fitness of the 10-11th grade boys. Conclusion. The current program of the academic discipline "Physical Culture" does not fully create conditions for increasing the level of physical fitness and does not sufficiently ensure the development of physical qualities of the 10-11th grade students. It is reasonable to optimize the program. Keywords: 16-17 year-old students, physical fitness, the beginning of the school year, pre-professional training.

For citation: Vladislav A. Nikitin, Gaik D. Aleksanyants*, Sergey P. Arshinnik, Olesya A. Medvedeva, Mariya V. Gildash. Assessment of physical fitness level among 16-17 year-old boys at the beginning of the academic year during pre-professional physical training for studying at higher education institutions of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 83-88. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-83-88.

Актуальность В научной литературе имеется ряд работ, по-

Перед выпускниками общеобразовательных священных исследованию оснований недоста-

школ по-прежнему стоит насущный вопрос о выборе профессий, который основывается на их понятиях о социальном статусе, смысловом содержании, престижности и других кондициях профессиональной регламентации [10].

В свою очередь, в круг полномочий образовательной школы введена задача воспитания и становления гражданской ответственности обучающихся в пользу государства и общественных интересов, а также в аспектах профессиональных предпочтений [11].

В настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема профессиональной ориентации выпускников средних общеобразовательных школ для поступления в образовательные организации высшего образования силовых ведомств Российской Федерации. Существенным фактором предпрофессиональной подготовки будущих курсантов является не только усиление их уровня мотивации, психологической устойчивости, расширение социализации, но и физическая подготовленность [2, 12, 14].

В последнее десятилетние зарегистрировано снижение показателей состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности у значительной части обучающихся в старших классах.

По данным А.В. Гилевой, К.Д. Кочнева (2018), Н.Н. Сизовой, Ю.Д. Исмагиловой (2020) и др., лишь 14-18,5% обучающихся старших классов признаются практически здоровыми. Результаты исследований НИР «Молодое поколение» показывают, что по результатам сдачи нормативов по физической подготовке до 70,0% прибывших (бывших выпускников школ) в воинскую часть по призыву показывают неудовлетворительные результаты. Формируется так называемый «дефицит двигательной активности» [3].

То есть, существующий подлинный объем двигательной активности выпускников общеобразовательных школ не способствует улучшению физического развития и физической подготовленности. При том что учебная дисциплина «Физическая культура» относится по Федеральному государственному образовательному стандарту к базовому уровню обязательных предметов.

Вместе с тем снижается интенсивность физической нагрузки на уроках физической культуры, уменьшается двигательная активность выпускников во внеучебное время и т. д.

точной степени физической подготовленности выпускников общеобразовательных школ [3, 5, 14]. Это отсутствие общих критериев физической подготовленности выпускников, неизученность ценностей физической культуры, недостаточный объем знаний общетеоретического и методологического характера о процессе физической подготовки старшеклассников и др.

Безусловно, физическая культура с её безмерным арсеналом развивающих и формирующих средств должна занимать одно из основных мест в профессиональной физической подготовке к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации [8].

Как показывает анализ литературных данных, в теории и методике физической культуры сформировалась проблемная ситуация, заключающаяся, с одной стороны, в потребности повышения уровня физической подготовленности обучающихся в старших классах общеобразовательных школ, с другой - в необходимости эффективной научно обоснованной методики предпрофессиональной физической подготовки к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации [7, 9].

Целью данного этапа исследования являлась оценка уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет, обучающихся общеобразовательных школ г. Краснодара, в рамках пред-профессиональной физической подготовки к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации в начале учебного года.

Материалы и методы

Осуществление поставленной цели достигалось путем выявления показателей физической подготовленности у старшеклассников 16-17 лет в начале учебного года. При этом использовались анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование и методы математической статистики.

Вследствие анализа и обобщения опубликованных в литературе данных были определены целесообразные методы исследования.

Так, учитывались силовые способности юношей 16-17 лет по числу выполненного упражнения «Сгибание и разгибание рук из положения вис на высокой перекладине хватом сверху». Скоростные способности исследовали по ре-

зультатам в беге 60 метров с максимальной интенсивностью. Координационные возможности определяли по времени реализации челночного бега 3 по 10 метров (с высокого старта). Измерение уровня развития общей выносливости проводили по времени выполнения бега на 2000 метров (с высокого старта). Использовали для фиксации результатов электронный секундомер (точность 0,01 с). Проводя упражнение «Наклон вперед из положения стоя», судили о гибкости обследуемых. Также выясняли скоростно-си-ловые способности мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) и мышц туловища (поднимание туловища из положения лежа за 1 минуту).

Следует отметить, что перечисленные выше упражнения совпадают с программой испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [11].

В процессе исследования полученные сведения подвергались математической обработке [5]. При фиксировании выборок с нормальным распределением рассчитывали среднюю арифметическую величину, уровень стандартного отклонения, ошибку средней арифметической, а также размер коэффициента вариации. Достоверность различий между полученными параметрами вычисляли по ^критерию Стьюдента. Был принят 5% порог значимости (нижний), гарантирующий точность сравнений в таких исследованиях.

Наблюдение проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная шко-

ла № 32 имени Ф.Э. Дзержинского, муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 35 имени Героя Советского Союза Евгения Костылева г. Краснодара и лаборатории кафедры анатомии и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». В данном исследовании участвовали 48 обучающихся юношей 16-17 лет (10-й-11 класс), которые принимали участие в предпрофессиональной физической подготовке к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации.

Школьники принимали участие в исследовании на добровольной основе, получено письменное информированное согласие.

Результаты и обсуждение

На данном этапе исследований осуществлен констатирующий эксперимент по определению физической подготовленности у наблюдаемых обучающихся.

В качестве сравнительных данных использовались параметры «модельных» значений физической подготовленности школьников 6 образовательных организаций города Краснодара [1]. Результаты проведенных исследований представлены в таблице.

Как показали полученные данные (результаты представлены в таблице), у 62,5% обучающихся показатели физической подготовленности соответствуют «модельным» значениями (рис.).

■ соответствуют "модельным" зшпениям

■ не соответствуют "модельным" зшпенвям

Рис. Соответствие показателей физической подготовленности обучающихся «модельным» значениям

Таблица

Показатели физической подготовленности обучающихся (юноши 10-11-х классов) образовательных организаций (средние школы № 32 и 35) в начале учебного года

Фиэичсскне способности Показатели ^ИИйСШЙ подготовленности ОБследушая груш1а л = 48 Ршпмс меего

Хш а V,*

Скоростные Бег на и (с) 9ДВДМВ 0,35 З.Д 1

Координационные Челночный бегНО Юн (с) 7,30±А,й7 0,49 6,65 2

Скорос-гно-енловые Прыжок Б ДЯНН\ с места \ ем) тД±11,<5 11,3 3

Выносливость Бег на 2000 м {с) 85,2 15,8 4

Скорос-гно-енловые Поднимание туловища и* П0.10ВД1ША .JL-J.il 1У 1 ши^шнв] 4<}Т±]А %7 24,1 5

Силовые Сгнбание и р&ЭГНбаНН£ р>'Л И'1 положения лИи 11а высокоИ перекладине хватом сверху {кол-£0} 3,47 42,3 6

Гибкость Наплои вперед л г негодного положения стоя \ ил11 3,46 52,5 7

Анализ результатов продемонстрировал, что обучающихся, у которых показатели не соответствовали «модельным» характеристикам, целесообразно поделить на 2 категории: первая - школьники, обладающие незначительным уровнем физической подготовленности, для второй характерен невысокий уровень становления отдельных физических качеств. При этом была зарегистрирована вариативность (разброс) полученных данных (от 3,8% до 52,5%). Так, минимальный разброс регистрировался в упражнениях: бег на 60 м, челночный бег 3 по 10 м, бег на 2000 м, прыжок в длину с места. Что касается других упражнений, то полученные параметры указывают на весьма значительный разброс данных. В сравнительном аспекте в наблюдаемой группе обучающихся 10-11-х классов были зарегистрированы значимые (р<0,05) отличия показателей физической подготовленности от «модельных значений» в следующих тестах: беге на 60 м 0: - 4,31), челночном беге 3 по 10 м 0: - 5,64), беге на 2000 м 0: - 11,68). Что касается остальных упражнений, то различий в сравниваемых показателях не обнаружено.

Заключение

Действующая в настоящее время программа по учебной дисциплине «Физическая культура» не в полной мере создает условия для повышения уровня физической подготовленности и недостаточно обеспечивает развитие физических качеств учащихся 10-11-х классов общеобразова-

тельных организаций.

Целесообразно провести оптимизацию программы по учебной дисциплине «Физическая культура» для обучающихся этого возраста (в том числе в рамках предпрофессиональной физической подготовки к обучению в учреждениях высшего образования силовых ведомств Российской Федерации), включающую реализацию базовых задач: «наращивание» физической подготовленности, пролификацию физических качеств, освоение двигательных и прикладных навыков, повышение успеваемости и др.

Список литературы

1. Амбарцумян Н.А. Анализ многолетней динамики физической подготовленности детей школьного возраста города Краснодара. Обзор педагогических исследований. 2021; 3(1): 147153.

2. Виноград Д.В. Патриотическое воспитание молодежи с девиантным поведением. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань: КазГУКИ. 2018; 1: 125-129.

3. Гибадуллин И.Г. Оценка физической подготовленности будущих курсантов к вступительным испытаниям Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 132-139. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-132-139.

4. Гилева А.В. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у современных школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018; 12: URL: http://e-k0ncept.ru/2018/186126.htm

5. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математической статистики: учебное пособие. М.: Высш. Школа. 2007: 478.

6. Доронцев А.В. Влияние внеурочных форм занятий двигательной активностью на функциональные резервы учащихся 11-х классов. Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 105-110. DOI: 10/14526/2070-47982021-16-3-105-110.

7. Костоусов Н.С. Комплекс педагогических условий формирования нравственной безопасности к обеспечению военной безопасности. Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства : мат. межд. научн.-практ. конф., 24-25 апреля 2007 г. Новосибирск. 2007: 83-85.

8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. 2010: 464.

9. Митусова Е.Д. Развитие выносливости старшеклассников на уроках физической куль-

туры средствами круговой тренировки. Теория и практика физической культуры. 2022; 12: 7780.

10. Нургатина О.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы выбора. Современные проблемы науки и образования. 2014; 2. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=12910

11. Путин В.В. Патриотизм - это прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу: официальная хроника. Патриот Отечества. 2012; 10: 2-4.

12. Румба О.Г. О перспективах социализации кадетов средствами физической культуры и спорта. Вестник спортивной науки. 2019; 1: 75-80.

13. Сизова Н.Н. Анализ состояния здоровья современных школьников. Международный научно-исследовательский журнал. 2020; 5(95-3):

133-137.

14. Старовойтова О.П. Совершенствование системы преподавания физической культуры в 10-11-х классах общеобразовательных организаций МО РФ. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. СПб.: ВИФК. 2019; 3: 64-67.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Никитин Владислав Александрович - аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, дом 161, e-mail: alexanyanc@mail.ru

Алексанянц Гаик Дереникович - профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, дом 161, e-mail: alexanyanc@mail.ru

Аршинник Сергей Павлович - доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, дом 161, e-mail: arschinnik_fk.@mail.ruМедведева Олеся Андреевна - доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, дом 161, e-mail: medvedeva-ol.an@mail.ru

Гилдаш Мария Владимировна - магистр, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, дом 161, e-mail: gilgash8@gmasil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.