Научная статья на тему 'Оценка уровней качества элементов судна при одном уровне стоимости'

Оценка уровней качества элементов судна при одном уровне стоимости Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
24
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рехалова Н. А.

Представлена методика комплексной оценки уровней качества элементов судов внутреннего и смешанного плавания, имеющих один уровень стоимости, на начальных стадиях проектирования. Оценка уровня качества производится на основании расчета комплексного определяющего показателя качества элементов судна. Приведен алгоритм формирования базы данных по уровням качества элементов судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Рехалова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE QUALITY ELEMENTS OF THE VESSEL AT THE IDENTICAL LEVEL OF THE COST

A method for complex evaluation of the quality elements of the courts at the identical level of the cost, at early design stages of inland and river-marine ships. Assessing the level of quality is based on the calculation of complex the quality index of the elements of the ship. The algorithm of forming a database of quality levels of the elements of the ship.

Текст научной работы на тему «Оценка уровней качества элементов судна при одном уровне стоимости»

УДК 657.47:629.54/.55

Рехалова Н.А., ст. преподаватель каф. ТК и ЭС ФГОУВПО «ВГАВТ»

603950, г. Н.Новгород, ул. Нестерова д. 5А

ОЦЕНКА УРОВНЕЙ КАЧЕСТВА ЭЛЕМЕНТОВ СУДНА ПРИ ОДНОМ УРОВНЕ СТОИМОСТИ

Представлена методика комплексной оценки уровней качества элементов судов внутреннего и смешанного плавания, имеющих один уровень стоимости, на начальных стадиях проектирования. Оценка уровня качества производится на основании расчета комплексного определяющего показателя качества элементов судна. Приведен алгоритм формирования базы данных по уровням качества элементов судна.

Одним из путей повышения эффективности использования судна, снижения капитальных затрат при его строительстве может быть планирование жизненного цикла судна на ранних стадиях разработки проекта, т.е. планирование сроков, направлений и объемов ремонтов, переоборудований и модернизаций. Такой подход позволяет применять при строительстве судна минимально необходимый уровень качества масс с учетом срока службы судна, дальнейшего использования судна или его элементов в случае переоборудования или модернизации. В этом случае, стоимость судна будет определяться не только величиной масс элементов судна разных уровней стоимости, но и уровнем качества этих масс [1].

«Качество массы элементов судна j-го уровня стоимости» - сложное понятие, оцениваемое в соответствии с РД 50-64-84 [2], по 11-ти группам показателей: показатели назначения; надежности; технологичности; унификации; патентно-правовые; эргономические; эстетические; транспортабельности; безопасности; экологические; экономного использования трудовых и материальных ресурсов.

Оценивать качество элементов судна на ранних стадиях проектирования целесообразно по одной из этих групп - показателям надежности. Выбор этой группы показателей качества обусловлен следующими причинами: показатели надежности напрямую связаны со сценарием жизненного цикла судна; значительно влияют на стоимость судна; поддаются оценке на ранних стадиях проектирования судна. В каждом j-м уровне стоимости отбираются управляемые массы - разделы и группы нагрузки масс, оказывающие наибольшее влияние на уровень его надежности и в конечном итоге определяющие его.

Оценка уровня качества элементов судна j-го уровня стоимости производится с помощью комплексного

определяющего показателя качества - Qj [3]. Уровень качества элементов судна j-го уровня стоимости -

это мера соответствия качества элементов судна j-го уровня стоимости качеству элементов судна этого уровня стоимости, принятой за базовую.

На начальных стадиях проектирования для учета влияния «качества массы элементов судна j-го уровня стоимости» на строительную стоимость судна необходимо сформировать базу данных, распределив элементы судна, имеющие один уровень стоимости по уровням качества в зависимости от показателя

качества Qj.

Определена последовательность операций при определении показателя качества элементов судна j-го уровня стоимости Qj и алгоритм формирования базы данных по уровням качества на основе комплексной

оценки уровня качества элементов судна, имеющих различные уровни стоимости (рис. 1):

1. Выбор номенклатуры единичных показателей качества.

Согласно ГОСТ 27.003-90 [4] и ГОСТ Р27.002-2009 [5] для восстанавливаемых изделий конкретного непрерывного длительного применения целесообразно выбрать следующие показатели качества -коэффициент готовности (кг), средняя наработка до отказа (Т), средняя продолжительность ремонта

(Т ), средний срок службы (Тсл.ср.), средний ресурс (Т ), временное сопротивление (ов) или предел

текучести (ст). Коэффициент готовности (кг) - комплексный показатель надежности изделия,

характеризующий одновременно два свойства изделия - безотказность и ремонтопригодность [5], [6]. Однако в рассматриваемом случае за единицу, качество которой оценивается, принимается совокупность элементов судна j-го уровня стоимости, поэтому в данном случае кг - единичный показатель качества указанной совокупности. Для оценки надежности металла в составе корпуса и надстройки на ранних стадиях проектирования целесообразно использовать показатели, характеризующие прочность стали -временное сопротивление (св) или предел текучести (ст).

2. Определение значений единичных показателей качества элементов судна j-го уровня стоимости по технической документации на материалы, механизмы и оборудование, вычисленные и уточненные при их проектировании и производстве.

3. Выбор значений единичных показателей качества элементов судна j-го уровня стоимости, которые далее считаются базовыми.

4. Определение относительных единичных показателей качества.

Для выбранных единичных показателей качества увеличению Qi соответствует улучшение качества, поэтому относительный единичный показатель качества (Qi отн) должен увеличиваться при улучшении качества, в этом случае он рассчитывается по формуле [7]:

& отн = О— , (1)

¿¿г баз

где Qi - численное значение единичного г-го показателя качества управляемой массы;

Qi баз - численное значение единичного г-го базового показателя качества управляемой массы.

6. Определение рангов относительных показателей качества (их весовых коэффициентов).

Отдельные механизмы, оборудование и элементы конструкции судна оказывают различное влияние на

качество судна в целом. Поэтому относительные показатели качества Qi отн должны учитываться при комплексной оценке качества элементов судна у-го уровня стоимости с определенными поправками -

т

весовыми коэффициентами gi, с учетом условия: Е gi = 1.

i=1

7. Свертывание (комплексирование) относительных показателей качества Qi отн .

Постановка задачи исследования не предусматривает возможности выявления характера взаимосвязей между учитываемыми показателями Qi отн, поэтому применяется способ образования комплексного

показателя Q]■ по принципу среднего взвешенного [7].

Определяющий комплексный показатель Q]■ рассчитывается по формуле среднего геометрического взвешенного:

__ т

Q] =П Qf¿тн , (2)

i=1

где gi - весовой коэффициент /'-го показателя качества Qi отн . т - число оцениваемых показателей качества.

8. Оценка уровня качества элементов судна ]-го уровня стоимости.

Уровень качества Q]■ характеризует технический уровень элементов судна ]-го уровня стоимости по сравнению с базовым.

Формирование базы данных по уровням качества на основе комплексной оценки уровня качества элементов судна, имеющих различные уровни стоимости, производится в последовательности:

1. Составляется перечень вариантов механизмов, оборудования и материалов, составляющих управляемые массы в каждом ]-м уровне стоимости, используемых при проектировании судна данного типа и класса. В перечень включаются механизмы, оборудование и материалы, используемые при проектировании судна данного типа и класса, имеющие как наибольшие, так и наименьшие из возможных значений единичных показателей качества.

2. Определяются значения: единичных показателей качества, масс и стоимостей входящих в перечень отдельных механизмов, оборудования или материалов, составляющих управляемые массы в каждом ]-м уровне стоимости (Qi).

3. Выбираются значения единичных показателей качества, которые далее считаются базовыми

( Qi баз ).

4. Из перечня механизмов, оборудования и материалов составляются варианты набора управляемых масс судна в каждом ]-м уровне стоимости, отличающиеся значениями единичных показателей качества, в том числе вариант, состоящий из элементов, значения единичных показателей качества которых соответствуют базовым. Полученные варианты управляемых масс будут иметь различные уровни качества.

5. Для полученных вариантов управляемых масс судна каждого ]-го уровня стоимости и каждого ^го уровня качества рассчитываются следующие значения, на основании которых формируется база данных:

• суммарные значения масс Е Рру ,;

• суммарные значения стоимостей ЕS(У),, руб.;

^ _Е Ру ),

значения стоимостей одной тонны S('у , руб./т;

Е %) ]

• определяющие комплексные показатели качества Qi

Если Qj = 1 - уровень качества элементов судна ,-го уровня стоимости соответствует базовому. Если

Qj >1 уровень качества элементов судна превышает уровень качества, принятый за базовый, если Q]■ < 1 -

уровень качества ниже базового.

Блок-схема методики комплексной оценки уровня качества элементов судна, имеющих один уровень стоимости, и формирования базы данных по уровням качества элементов судна ]-го уровня стоимости на ранних стадиях проектирования представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Алгоритм формирования базы данных по уровням качества на основе комплексной оценки уровня качества элементов судна /-го уровня стоимости

Список литературы:

[1] Рехалова, Н.А Распределение строительной стоимости элементов судна по уровням стоимости с использованием метода группировки / Н.А. Рехалова // Международный научно-промышленный форум «Великие реки - 2008». Секционные доклады. Тезисы докладов. Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2009. - С.308-310.

[2] РД 50-64-84. Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции; введ. 01.01.84. - М.: Издательство стандартов, 1984. - 31 с.

[3] ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения; введ.01.07.79. - М.: Стандартинформ, 2009. - 24 с.

[4] ГОСТ 27.003-90. Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности; введ. 01.01.92. -М.: Стандартинформ, 2007. - 19 с.

[5] ГОСТ Р 27.002-2009. Надежность в технике. Термины и определения; введ. 01.01.11. - М.: Стандартинформ, 2010. -32 с.

[6] Астахов, С.В. Оценка надежности судовых механизмов при проектировании и эксплуатации / С.В. Астахов, Б.А. Ватипко, Л.П. Холявко - Л.: Судостроение, 1979. - 200 с.

[7] Хамханова, Д.В. Основы квалиметрии: учебное пособие / Д.В. Хамханова. - Улан-Уде:изд-во ВСГТУ, 2003 - 141 с.

EVALUATION OF THE QUALITY ELEMENTS OF THE VESSEL AT THE IDENTICAL LEVEL OF THE COST

N. A. Rekhalova

A method for complex evaluation of the quality elements of the courts at the identical level of the cost, at early design stages of inland and river-marine ships. Assessing the level of quality is based on the calculation of complex the quality index of the elements of the ship. The algorithm of forming a database of quality levels of the elements of the ship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.