Научная статья на тему 'Зависимость строительной стоимости судна от масс элементов разных уровней стоимости'

Зависимость строительной стоимости судна от масс элементов разных уровней стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рехалова Н. А.

ЗАВИСИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СУДНА ОТ МАСС ЭЛЕМЕНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ СТОИМОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF BUILDING COST OF A VESSEL FROM ELEMENTS WEIGHTS OF DIFFERENT COST LEVELS

Results of statistical materials processing at building cost of vessels are presented: distribution of elements of weights loading of a vessel on cost levels, regression dependences of elements weights of a vessel of different cost levels on vessel characteristics, dependence of building costs of each cost level on their weights.

Текст научной работы на тему «Зависимость строительной стоимости судна от масс элементов разных уровней стоимости»

УДК 629.12.001.2

//. А. Рехалова, старший преподаватель, ВГАВТ 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ЗАВИСИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СУДНА ОТ МАСС ЭЛЕМЕНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ СТОИМОСТИ

Представлены результаты обработки статистических материалов по строительной стоимости судов: распределение элементов нагрузки масс судна по уровням стоимости, регрессионные зависимости масс элементов судна разных уровней стоимости от характеристик судна, зависимости строительных стоимостей каждого уровня стоимости от их масс.

Строительная стоимость судна может определяться по различным Методикам [I], [2], [3], однако ни одна из них не позволяет управлять строительной стоимостью судна на ранних стадиях проектирования, сравнивать варианты судов, прослеживать влияние конструктивных изменений непосредственно на строительную стоимость во время разработки, например, эскизного проекта.

Расчет необходимых для постройки судна материальных затрат может быть произведен но укрупненным измерителям стоимости на 1 тонну чистого веса конструктивной группы нагрузки масс. Общая стоимость материальных ресурсов определяется как сумма произведений массы каждой конструктивной группы (по нагрузке масс судна [4] в составе эскизного проекта) на укрупненный норматив стоимости материалов, покупных изделий и полуфабрикатов по данной группе. В соответствии с [2] расчет предлагается производить минимум по 18-ти расчетным единицам - статьям нагрузки масс, однако значения измерителей стоимости, существовавшие ранее, в настоящее время устарели и подтвержденных данных об индексации этих измерителей не существует.

Для обеспечения управления строительной стоимостью при проектировании судна необходимо сократить количество расчетных единиц, объединив их в группы по уровням стоимости. Такое объединение позволит сравнивать варианты судов, которые будут отличаться массой элементов разной стоимости.

Основой для исследования послужили данные по 20-ти проектам сухогрузных и 2-м проектам наливных судов внутреннего и смешанного плавания, построенным в период с 1953 по 1988 гг. Производилось распределение измерителей стоимости 1 тонны чистого веса конструктивных групп нагрузки масс с учетом всех накладных расходов на уровни стоимости с использованием метода типологической группировки. Проверка правильности проведения группировки осуществлялась на основе известных статистических критериев. В качестве признака описания типов - уровней стоимости была выбрана:

относительная

стоимость

элементасудна

строительная стоимость1 тонны элементасудна суммарная строительная стоимость 1 тонны всех элементов судна

Предварительно была проведена индексация полученных статистических данных об измерителях стоимости 1 тонны чистого веса расчетных единиц, приведение стоимости к одному году (в данном случае - к 1988 г.). В результате статьи нагрузки масс распределены на 6 уровней стоимости следующим образом - таблица 1, при этом наибольшую стоимость 1 тонны чистого веса с учетом всех расходов на постройку имеют элементы, отнесенные к 1-му уровню.

При анализе строительной стоимости судна на начальном этапе проектирования предварительно определяются массы элементов каждого уровня стоимости. Получены регрессионные зависимости масс элементов судна разных уровней стоимости (т) от характеристик судна (таблица 2). В качестве характеристик выбраны известные модули пересчета [5], [6]: Э - водоизмещение судна, т; ЬВН - кубический модуль, м3; N - мощность судна, кВт.

Таблица I

Уровни стоимости зле.меитов грузовых судов

Уровень стоимости Статьи нагрузки масс

1 Электро- и радиооборудование; Дистанционное управление

2 Главные и вспомогательные двигатели

3 Палубные механизмы; Оборудование судовой мастерской; Трубопроводы Вспомогательные механизмы

4 Оборудование помещений; Снабжение и инвентарь; Окраска, Системы; Дельные вещи Движители и валопроводы

5 Котлы Судовые устройства; Дерево в составе корпуса и надстройки

6 Металл в составе корпуса и надстройки

Таблица 2

Расчетные формулы для определения масс элементов различных уровней стоимости на начальных стадиях проектирования судна

Уровень стоимости Грузовые суда

Расчетная формула Коэффициент корреляции

М{ =0,013 (ьвн)0'83 г, = 0.88

М, = 0,074 {в)ом г„ = 0,87

2 Мг= 0,025 (К)1'075 г, = 0,96

3 М3 = 0,029 (ЬВН)0,84 гв = 0,88

М} = 0,096 (о)075 г. =0,87

М4 = 0,0586 (ЬВН)0'8" г» = 0,9

4 М4 = 0,164 (о)0'79 Гц = 0,91

МА = 0,1036 N г, = 0,92

М5 =0,235 (ЬВН)0'658 г, = 0,81

э Мь = 0,573 (о)0'595 г, = 0,81

6 м6 = од (ьвн)1003 г, = 0,96

М6 = 0,196 Э г. = 0,98

Для эффективного управления строительной стоимостью судна на ранних стадиях проектирования необходимо знать степень участия масс элементов каждого уровня стоимости в общей стоимости судна. Определены регрессионные зависимости строительной стоимости каждого уровня стоимости (С| - С6, тыс. руб.) от его массы (М| - М6, т) - таблица 3.

Таблица 3

Расчетные формулы для определения стоимости элементов различных уровней стоимости в зависимости от масс этих элементов на начальных стадиях проектирования судна

Уровень стоимости Грузовые суда

Расчетная формула Коэффициент корреляции

1 С, = 8,4 м} Г, = 0,89

2 С2 =4,0М2 Г, = 0,92

3 С3 =3.537М3 г„ = 0,96

4 С, = 2,108М4 гв = 0,95

5 С5 = 1,56 А/5 г„ = 0,95

6 С6=0,55М6 г. = 0,92

Таким образом, строительная стоимость судна может быть определена по выражению, тыс. руб:

С = 8,4 М, + 4,0 М, + 3,537 М, + 2,108 М. +1,56 М< + 0,55 М6.

(1)

Проиллюстрируем влияние изменения масс М| - Мб на строительную стоимость судна (рис.). На диаграмме показано изменение стоимости судна (в ценах 1988 г.) при увеличении массы каждого уровня стоимости на 1 тонну. Для дальнейшего использования полученной формулы необходимо определить индексы пересчета стоимостей С) . С6 или единый индекс пересчета стоимости С на современный год постройки.

Выражение (1) представляет собой формулу целевой функции, минимум которой должен быть достигнут с учетом условий, представленных в таблице 2. Необходимо разработать методику расчета такого соотношения масс М1 - М6, при котором строительная стоимость судна будет минимальной, это позволит определить изменение строительной стоимости судна при любом изменении в конструкции, со-

Рис. Влияние масс элементов разных уровней стоимости на строительную стоимость судна

ставе оборудования или механизмов, т. е. даст возможность управлять строительной стоимостью судна на ранних стадиях проектирования судна.

Список литературы

|!| Иконников А. Ф. Оценка стоимости сулои. Часть 1. Затратный подход: учебное пособие / А.Ф. Иконников. E.Ii. Маслюк. - Калининград: БИЭФ. 2004. - 94 с.

[2| Методика и нормативы определения себестоимости и оптовых цен на постройку судов внутреннего плавания промышленными предприятиями Минречфлота РСФСР. - М: 1979. - 86 с.

[3] Программа расчета стоимости проектируемых и строящихся морских транспортных судов, судов активного ледового плавания и ледоколов, судов рыболовног о флота на отечественных и зарубежных верфях - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ». 2002. - 124 с.

[4] ОСТ 5Р.0206-2002 Нагрузка масс гражданских и вспомогательных судов. Классификация элементов нагрузки. - Взамен РД 5Р.0206-76: введ. 27.12.2002. - М.: ПИИ «Лот» ФГУП «Ц11ИИ им. акад. А. Н. Крылова», 2003. - 73 с.

[5] Ашик В. В. Проектирование судов: учебник / В. В. Ашик. - Л.: Судостроение. 1985. - 320 с.

[6] Роннов Е. П. Нагрузка масс и проектная удифферентовка судна / Е. П. Роннов. - Н. Новгород: В ГА ВТ. 1994. -37 с.

DEPENDENCE OF BUILDING COST OF A V ESSEL FROM ELEMENTS WEIGHTS OF DIFFERENT COST LEVELS

/V. A. Kehalova

Results of statistical materials processing at building cost of vessels are presented: distribution of elements of weights loading of a vessel on cost levels, regression dependences of elements weights of a vessel of different cost levels on vessel characteristics, dependence of building costs of each cost level on their weights.

УДК 629.12.001

Е. П. Роннов, д. т. н., профессор.

С. В. Давыдова, к. т. н., дочеши. В ГА ВТ.

603950,Нижний Новгород, ул. Нестерова. 5а.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ НАДВОДНОГО БОРГА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ

Рассматриваются вопросы обоснования минимальной высоты надводного борта. Предложена методика обоснованного назначения минимальной высоты надводного борта при обеспечении необходимого уровня запаса плавучести и незаливаемости. Представлены тестовые расчеты минимального надводного борта по предлагаемой методике и их анализ.

Различие существующих подходов к нормированию надводного борта российскими и иностранными классификационными обществами вызывает дискуссии по обоснованности назначению минимальной высоте надводного борта, который в свою очередь определяется обеспечением необходимого уровня запаса плавучести и незаливаемости открытой палубы. При этом, как показал численный эксперимент, недостаточно дифференцировать данные параметры только от длины и класса судна. Необходим учет влияния других геометрических характеристик судна, а именно отношений главных размерений Ь/В. В/Т и коэффициента полноты 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.