Научная статья на тему 'Оценка измерителей масс элементов судна, имеющих один уровень стоимости'

Оценка измерителей масс элементов судна, имеющих один уровень стоимости Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рехалова Н. А., Этин В. Л.

Представлены среднестатистические значения измерителей масс элементов судов внутреннего и смешанного плавания, имеющих один уровень стоимости. Приведены индексные показатели, полученные при анализе строительной стоимости одной тонны отдельных статей нагрузки масс судов разных лет постройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF MEASURING INSTRUMENTS OF WEIGHTS OF VESSELS ELEMENTS HAVING ONE COST LEVEL

Average values of measuring instruments of weights of vessels elements of the internal and mixed navigation having one cost level are presented. The index indicators received at the analysis of the building cost of one ton of separate articles of loading of vessel weights of different years of construction are given.

Текст научной работы на тему «Оценка измерителей масс элементов судна, имеющих один уровень стоимости»

Вестник ВГ.4ВТ

УДК 629.12.001.2

Н. А. Рехалова, старший преподаватель. В. Л. Этин, д. т. н., профессор, ВГАВТ. 603950, Новгород Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОЦЕНКА ИЗМЕРИТЕЛЕЙ МАСС ЭЛЕМЕНТОВ СУДНА, ИМЕЮЩИХ ОДИН УРОВЕНЬ СТОИМОСТИ

Представлены среднестатистические значения измерителей масс элементов судов

внутреннего и смешанного плавания, имеющих один уровень стоимости. Приведены

индексные показатели, полученные при анализе строительной стоимости одной тонны отдельных статей нагрузки масс судов разных лет постройки.

Измерители масс элементов судна используются для расчета нагрузки масс на начальных стадиях проектирования судна по укрупненным составляющим, при этом применяются зависимости вида [1]:

Р;=РГХ?-Х1..Х1, (1)

где р1 - коэффициент пропорциональности - измеритель массы;

Хп - один из совокупности основных элементов (характеристик) судна;

X? Х$...Хгп -модуль.

Строительная стоимость судна определяется на всех стадиях его проектирования, прежде всего, на стадии подготовки технического задания, когда сравнивается экономическая эффективность исследуемых вариантов судов и выбирается из них один для дальнейшего проектирования.

Разные варианты судна, с точки зрения их строительной стоимости, будут отличаться массой элементов разной стоимости, причем замена того или иного элемента, обусловленная требованиями технического задания, повлечет за собой и изменение стоимости судна.

В работе [4] показано, что существующие в настоящее время Методики [2], [3] не могут применяться для оценки строительной стоимости отдельных элементов судов на ранних стадиях проектирования.

Доя осуществления процесса управления строительной стоимостью на ранних стадиях проектирования судна необходимо сократить количество расчетных единиц (статей нагрузки масс), по которым производится суммирование стоимости, объединив их в группы по уровням стоимости.

Выполнено статистическое исследование распределения строительной стоимости одной тонны отдельных статей нагрузки масс судна с учетом всех накладных расходов на постройку судна по уровням стоимости. Основой для исследования послужили данные по 22-м проектам грузовых судов внутреннего и смешанного плавания классов «Р», «О», «О-пр», «М», «М-пр» и 10-ти проектам толкачей классов «Р», «Р(лед)», «О» и «О(лед)», построенных по Правилам Российского Речного Регистра.

По архивной проектной документации были отобраны:

• стоимости одной тонны массы материалов и оборудования с учетом всех накладных расходов на постройку, т.е. строительные стоимости одной тонны отдельных статей нагрузки масс судна, тыс. руб/т;

• массы отдельных статей нагрузки масс судна, т;

Анализ данных по строительной стоимости одной тонны статей нагрузки масс всех указанных судов в период с 1953 по 1988 годы позволил выделить три периода,

обусловленные тем, что при переходе от одного периода к другому наблюдается резкий перепад значений стоимости:

0 период-с 1953 по 1960 гг.;

1 период-с 1961 по 1973 гг.;

2 период - с 1977 по 1988гг.

Данных за 1974-1976 гг. нет, поэтому эти годы не отнесены ни к одному из представленных периодов.

Для дальнейшего сравнения полученных данных необходимо определить индексные показатели, в качестве которых в данном случае целесообразно применить индексы переменного состава. Данные по строительной стоимости получены калькуляцией всех затрат на проектирование и строительство одной тонны каждого элемента судна без учета прибыли, таким образом, полученная стоимость является себестоимостью одной тонны отдельной статьи нагрузки масс. Анализ динамики средней себестоимости продукции выполняется с помощью индекса переменного состава:

% =f (2) /о ¿"0

где Z,, Z0 - средняя себестоимость 1 тонны /-й статьи нагрузки масс в отчетном и базисном периодах соответственно, тыс. руб/т, определяются по формулам средней арифметической взвешенной:

m п

XZr<7i _ ZZo'<7o

' —> О)

1=1 1=1

где Z,, Z0 - себестоимость 1 тонны /-й статьи нагрузки масс одного судна в отчетном и базисном периодах соответственно, тыс. руб/т;

qx, q0 - количество видов й статьи нагрузки масс одного судна в отчетном и базисном периодах соответственно, qx = q0 = 1.

m, n - количество исследуемых судов в отчетном и базисном периодах соответственно, ед.

Название «индекс переменного состава» объясняется тем, что при исчислении средней себестоимости 1 тонны статьи нагрузки масс в отчетном периоде, Zx, (1-й

m

период - 1961-1973 гг.) весами - - служило количество исследуемых судов в

этом периоде (ш = 11 - для грузовых судов, m = 3 - для толкачей), а при определении средней себестоимости 1 тонны статьи нагрузки масс в базисном периоде, Z0, (0-й

п

период - 1953-1960 гг.) весами - £q0 - было количество исследуемых судов в ба-

/=1

зисном периоде (п = 4 - для грузовых судов, п = 2 - для толкачей). Аналогичными будут рассуждения, применительно ко 1-му и 2-му периодам, но в этом случае уже 1-й период-базисный, 2-й-отчетный.

Таким образом определена система индексов по всем статьям нагрузки масс, получены значения строительной стоимости каждой статьи нагрузки масс, приведенные к 1988 году. В табл. 1 представлены индексные показатели для грузовых судов, аналогично получена система индексов по всем статьям нагрузки масс для толкачей.

При построении цепных индексов себестоимость каждого периода сравнивается с себестоимостью предшествующего периода, а в базисном индексе себестоимость 2-го периода сравнивается с себестоимостью 0-го периода.

Вестник ВГАВТ

Представленный подход к определению индексных показателей может быть применен при исследовании стоимости судов любого года постройки.

Таблица I

Система индексов для расчета строительной стоимости одной тонны статей нагрузки масс грузовых судов внутреннего и смешанного плавания, построенных по Правилам Российского Речного Регистра, в период с 1953 по 1988 гг.

Статья нагрузки масс Цепной индекс Цепной индекс Базисный индекс I у = /, /, ZX 2У. Среднее значение строительной стоимости одной тонны статьи нагрузки масс, тыс. руб/т

ДУ - 1,627 1,627 7612.6

Электро- и радиооборудование 0,174 1,545 0,269 7569.4

Главные двигатели и ди-зель-генераторы 0,228 1,394 0,318 4917,3

Палубнью механизмы 0,315 1,221 0,385 3719.9

Оборудование судовой мастерской 0,169 2.944 0,497 3252,5

Трубопроводы 0,287 1.505 0,432 3559,5

Вспомогательные механизмы МО 0,114 1,580 0,180 3066,4

Оборудование помещений 0.190 1,925 0,365 2705,9

Снабжение и инвентарь 0,209 1,267 0,264 2632,5

Дельные вещи 0,169 1,882 0,318 2368,9

Окраска 0,221 1,335 0.295 2252,3

Движители и валопроводы 0,181 1,500 0,271 2242,0

Системы 0,177 1,714 0,304 2231,2

Судовые устройства 0.139 1,891 0,262 1542,0

Котлы 0,471 0,333 0,157 1050,0

Дерево в составе корпуса и надстройки 0,174 1,616 0.282 1045,5

Металл в составе корпуса и надстройки 0,110 1,555 1,171 555,3

Значения строительной стоимости каждой статьи нагрузки масс, приведенные к единому году с помощью полученных индексных показателей, были распределены на 6 уровней стоимости. На основании проведенного объединения масс элементов судна и имеющегося статистического материала были получены регрессионные зависимости масс элементов различных уровней стоимости (М, М6, т) от основных элементов и характеристик судна, в качестве которых выбраны известные модули пересчета [1]:

М ¡^¡1ВН (4)

М/=чгЛ'

где Мj, (¡=1, 2, ..., п) - масса элементову'-го уровня стоимости, т

Р, 1 У}* Ч] ~ среднестатистические значения измерителей масс элементов у-го

уровня стоимости, применяемых при использовании в качестве модулей пересчета масс водоизмещения судна в полном грузу (О, т), кубического модуля (ЬВН, м ) и мощности судовой энергетической установки (Ы, кВт) соответственно. В табл. 2 пред-

ставлены среднестатистические значения измерителей масс элементов грузовых судов 6-ти уровней стоимости.

Таблица 2

Измерители масс элементов грузовых судов

Уровень стоимости Среднестатистические значения измерителей масс элементов Коэффициент корреляции

Ц/ j = 0,0031 г» = 0,87

Pj = 0,0044 г, = 0,78

2 qj = 0,0457 г, = 0,96

ïj/j = 0,0073 т. = 0,85

3 pv = 0,0133 г» =0,82

q j = 0,0412 т. = 0,78

^• = 0,0181 т„ = 0,84

4 Pj= 0,0334 г. = 0,84

qj = 0,1036 г. = 0,92

5 y/j = 0,011 Pj= 0,024 гв = 0.72 г„ = 0,7

= 0,102 г, = 0,94

о Pj= 0,185 г, = 0,95

Среднестатистические значения измерителей масс элементов судна каждого уровня стоимости определены дифференцировано по типам судов, с предварительным обоснованием модулей пересчета масс. Полученные зависимости (4) положены в основу формирования ограничений в математической модели процесса управления строительной стоимостью судов внутреннего и смешанного плавания на ранних стадиях проектирования.

Список литературы

11J Роннов, Е. П. Проектирование судов внутреннего плавания: в 2 ч.: учебное пособие / Е. П. Рон-нов. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. - 288 с.

[2] Методика и нормативы определения себестоимости и оптовых цен на постройку судов внутреннего плавания промышленными предприятиями Минречфлота РСФСР. - М., 1979. - 86 с.

[3] Программа расчета стоимости проектируемых и строящихся морских транспортных судов, судов активного ледового плавания и ледоколов, судов рыболовного флота на отечественных и зарубежных верфях - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2002. - 124 с.

[4] Рехалова, Н. А. Постановка задачи управления строительной стоимостью на ранних стадиях проектирования судов / Н. А. Рехалова, В. П. Лобастое // «Судостроение». - № 2. - 2010. - С. 47-50.

ESTIMATION OF MEASURING INSTRUMENTS OF WEIGHTS OF VESSELS ELEMENTS HAVING ONE COST LEVEL

N. A. Rehalova, V. L. Etin

Average values of measuring instruments of weights of vessels elements of the internal and mixed navigation having one cost level are presented. The index indicators received at the analysis of the building cost of one ton of separate articles of loading of vessel weights of different years of construction are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.