ставе оборудования или механизмов, т. е. даст возможность управлять строительной стоимостью судна на ранних стадиях проектирования судна.
Список литературы
|!| Иконников А. Ф. Оценка стоимости сулои. Часть 1. Затратный подход: учебное пособие / А.Ф. Иконников. E.Ii. Маслюк. - Калининград: БИЭФ. 2004. - 94 с.
[2| Методика и нормативы определения себестоимости и оптовых цен на постройку судов внутреннего плавания промышленными предприятиями Минречфлота РСФСР. - М: 1979. - 86 с.
[3] Программа расчета стоимости проектируемых и строящихся морских транспортных судов, судов активного ледового плавания и ледоколов, судов рыболовног о флота на отечественных и зарубежных верфях - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ». 2002. - 124 с.
[4] ОСТ 5Р.0206-2002 Нагрузка масс гражданских и вспомогательных судов. Классификация элементов нагрузки. - Взамен РД 5Р.0206-76: введ. 27.12.2002. - М.: ПИИ «Лот» ФГУП «Ц11ИИ им. акад. А. П. Крылова», 2003. - 73 с.
[5] Ашик В. В. Проектирование судов: учебник / В. В. Ашик. - Л.: Судостроение. 1985. - 320 с.
[6] Роннов Е. П. Нагрузка масс и проектная удифферентовка судна / Е. П. Роннов. - П. Новгород: В ГА ВТ. 1994. -37 с.
DEPENDENCE OF BUILDING COST OF A V ESSEL FROM ELEMENTS WEIGHTS OF DIFFERENT COST LEVELS
/V. A. Kehalova
Results of statistical materials processing at building cost of vessels are presented: distribution of elements of weights loading of a vessel on cost levels, regression dependences of elements weights of a vessel of different cost levels on vessel characteristics, dependence of building costs of each cost level on their weights.
УДК 629.12.001
Е. П. Роннов, д. т. н., профессор.
С. В. Давыдова, к. т. н., дочеши. В ГА ВТ.
603950,Нижний Новгород, ул. Нестерова. 5а.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ НАДВОДНОГО БОРГА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
Рассматриваются вопросы обоснования минимальной высоты надводного борта. Предложена методика обоснованного назначения минимальной высоты надводного борта при обеспечении необходимого уровня запаса плавучести и незаливаемости. Представлены тестовые расчеты минимального надводного борта по предлагаемой методике и их анализ.
Различие существующих подходов к нормированию надводного борта российскими и иностранными классификационными обществами вызывает дискуссии по обоснованности назначению минимальной высоте надводного борта, который в свою очередь определяется обеспечением необходимого уровня запаса плавучести и незаливаемости открытой палубы. При этом, как показал численный эксперимент, недостаточно дифференцировать данные параметры только от длины и класса судна. Необходим учет влияния других геометрических характеристик судна, а именно отношений главных размерений Ь/В. В/Т и коэффициента полноты 6.
Вестник В1 '.-1ВТ
Учитывая вышесказанное. предлагается новый подход к назначению минимального надводного борта, положенный в основу приведенной ниже методики его нормирования. В соответствии с ним минимальный надводный борт также назначается из условий обеспечения необходимого запаса плавучести и незливаемости палуб. Запас плавучести обеспечивается величиной табличного надводный борта для судна, геометрические характеристики которого принимаются за базовые, и связывается как с длиной, так и с классом судна. То есть величина запаса плавучести, ставится в зависимость от разряда водного бассейна, где допускается работа судна.
Анализируя опубликованные данные, а так же принятые в действующих Правилах нормы минимального надводного борта было получено, что для базовых судов (Ь/В=5.5. В/Т=4.5. 5=0.75) класса «Л» запас плавучести составляет порядка 7-10 % от полного водоизмещения. Эта величина хорошо согласуется с расчетными значениями минимального надводного борта, полу ченными в численном эксперименте при обеспечении плавучести при затоплении пиков судна. С увеличением класса судна запас плавучести возрастает, что обуславливается как более сложными условиями плавания на водных путях соответствующего разряда, так и более высокими требованиями к обеспечению безопасности судна в этих условиях.
Степень влияния класса судна на запас плавучести принята на основе зависимости минимальной высоты надводного борта закрытых и наливных судов от класса и длины, имеющей место в действующих Правилах [1]. В результате было получено, что запас плавучести обеспечиваемый только надводным бортом (без дополнительных объемов за счет седловатости) может составлять в классе «Р» - 10-15 %. в классе «О» - 17-20 %. «М» - 24-30 %.
В целом запас плавучести с учетом седловатости составляет для судов класса «М» около 60 %.для судов классов «О» - до 40 %. для судов классов «Р» - до 30 %. для судов классов «Л» - до 20 %.
В табл. 1 приведены проценты запаса плавучести от полного водоизмещения для базовых судов при назначении минимального надводного борта в соответствии с действующими правилами, и для судов проектов № 2-95 и №19620.
Таблица 1
Длина/класс М о Р Л
30 60 50 40 20
80 55 40 30 8
130 40 30 20 5
2-95 56 40 30 6
19620 60 40 30 10
На основании обеспечения принятых значений запаса плавучести вышеизложенного были рассчитаны табличные значения надводного борта. Для закрытых базовых судов результаты приведены в табл. 2.
Учет влияния отношений Ь/В. В/Т и коэффициента полноты 5 на величину минимального надводного бортаосуицествляется также через соответствующие поправки.
Так табличный надводный борт, определяемый по табл. 2, для судов класса «Л», «Р». «О». «М», увеличивается на величину следующих поправок:
1. Поправка на отношение В/Т
Табличное значение надводного борта, определенное по табл. 2, судов у которых отношения В/Т < 4.5 (где В. Т - расчетные ширина и осадка соответственно (м.)), следует у величить на величину поправки, рассчитываемой по формуле (мм.):
ДНВ/Т=0.49 Ц4.5-В/Т).
При других значениях отношений В/Т поправка ДНвлг = 0;
2. Поправка на коэффициент полноты 5
Табличное значение надводного борта, определенное по табл. 2, судов у которых коэффициент полноты §>0.75 следует увеличить на величину поправки, рассчитываемой по формуле (мм.):
ДНЙ = [18.2 L+17(4.5- ВЛГ)]( 5 -0.75).
Ддя судов, у которых В/Т > 4.5, при расчете поправки по данным выражениям следует принимать В/Т=4.5. При других значениях коэффициента полноты 5 поправка ДН5 = 0.
3. поправка на отношение L/B
Табличной значение надводного борта, определенное по табл.2 судов, у которых отношение длины к ширине L/B<5.5, следует увеличить на величину поправки, рассчитываемой по формуле (мм.):
ДНЬ/В= 6.71 L(5.5 - L/B).
При других значениях отношение длины к ширине L./B поправка ДНЬ/В = 0.
Таблица 2
Длина судна.м. Табличная высота надводного борта Мб мм для закрытых судов классов, мм
«Л» «Р» «О» «М»
< 30 30 50 85 140
40 35 60 100 160
50 40 70 115 180
60 45 80 130 200
70 50 90 150 235
80 55 100 170 270
90 60 110 190 305
100 70 120 210 340
1 10 80 135 230 375
120 90 150 260 410
> 130 100 170 290 450
Примечание: для промежуточных значений длины судна табличную высоту надводного борта следует определить линейной интерполяцией.
Далее, надводный борт, рассчитанный из условия обеспечения принятого запаса плавучести, сопоставляется с величиной надводного борта, необходимого по условию незаливаемости. Последний рассчитан на ЭВМ по разработанной программе, реализующей математическую модель качки судна, на произвольном волнении, движущегося с различными курсовыми углами. В соответствии с расчетом, величина надводного борта, в любом случае для закрытых судов должна быть не менее:
для класса «Л» - 150 мм: для класса «Р» - 250 мм; для класса «О» - 520 мм: дня класса «М» - 810 мм.
В табл. 3 приведены результаты тестовых расчетов по этой методике для судов различного класса и назначения, которые показали:
Получаемая величина минимального надводного борта имеет логику обоснования ее значения и поэтому является более объективной. Для судов с геометрическими характеристиками корпуса близкими к так называемым базовым судам, она оказывается меньше нормируемой по действующим правилам и полнее согласуется с нормами
Вестник ВГАВТ
других классификационных обществ. Для значительного количества судов значения минимального надводного борта близки к величинам, назначаемым в соответствии с требованиями ПРРР. Не учет геометрических характеристик корпуса может также привести к уменьшению запаса плавучести по сравнению с необходимым.
Таблица 3
Тестовые расчеты величины минимального надводного борта
№ Тин судна, номер проекта 17В ВЯ б По методике Европ. эконом, комиссия Прав, освидет. судов па Рейне Действующие Правил РРР
Класс Л
С/г суда
1 776 30.5 4.35 9.8 0.823 301 150 150 200
2 М105 29.65 5.38 8.10 0.894 150 150 150 200
3 15Ш 22.0 5.95 5.7 0.835 150 150 150 200
4 507Б 135 8 18 4.71 0.853 358 150 150 200
Буксир-толкач
5 895 10.5 3.22 11.05 0.736 190 150 150 200
6 Р96 19.9 4 8 0.72 230 150 150 200
7 430Б 19.9 4.24 5.87 0.715 196 150 150 200
Класс Р
С/г суда
8 292 124 8.05 6.16 0.828 334 340 340
9 507Б 135 8.18 4.71 0.853 693 340 670
10 1557 110.5 8.5 3.71 0.811 301 340 340
1! 912 61.5 683 6.92 0.817 250 251 340
Буксиры
12 Р69 30.4 8.32 г-оо 5.82 298 252 483
Класс О
С/г суда
13 507Б 135 8.18 4.71 0.853 758 570 970
14 1557 110.5 8.5 3.71 0.811 520 570 570
15 613 90.2 6.94 3.56 0.83 520 570 570
16 2-95 110 8.46 3.78 0.825 520 570 570
Наливные
17 621 118 7.97 5.92 0.845 408 420 420
Класс М
С/г суда
18 2-95 110 8.46 3.78 0.825 810 890
19 289 77.65 6.61 2.94 0.749 810 839
20 507Б 135 8.18 4.71 0.853 1118 1360
Вопрос обоснованности изменения назначения надводного борта открытых судов сложный и требует дополнительных теоретических и экспериментальных исследований заливаемости судна на волнении. В этой связи на данном этапе минимальную высоту надводного борта открытых судов предлагается не менять, сохранив по нормам действующих Правил.
Список литературы
[1] Российский Речной Регистр. Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания, т. 2. - М. «По Волге», 2002. - 394 с.
[2] Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., изм. Протоколом 1988 г. к ней (КГМ-66/88) (пересмотренная в 2003 г.), 2-е дополненное изд. 2007 г. - 320 с. Серия «Судовладельцам и капитанам», выпуск 29.
METHODICAL BASES OF RATIONING OF FREEBOARD MINIMUM HEIGHT OF INLAND NAVIGATION VESSELS
E. P. Ronnov, S. V. Davidova
Questions of a substantiation of the minimum height of a freeboard are considered. The technique of the proved appointment of the minimum height of a freeboard at the maintenance of the necessary floatage level is offered. Test calculations of the minimum freeboard by the offered technique and their analysis are presented.
УДК 629.12
А. В. Тихомиров, к. т. п., доцент, ВГАВТ.
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а. E-mail avtor@mail.ru
ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПРОЦЕССА НАПЫЛЕНИЯ ПЕНОПОЛИУРЕТАНА
Получены выражения для расчета основных параметров, характеризующих технологический режим напыления пенополиуретана
При напылении пенополиуретана (ППУ) расстояние от сопла до изолируемой поверхности принимается с учетом минимального уноса частиц (05+0,6 м). В связи с тем, что перемешанные компоненты А и Б, вступая между собой в химическую реакцию, понижают вязкость состава, увеличивая поверхностное натяжение, то этот фактор позволяет распылять их с очень низкими потерями на туманообразование. В технологии напыления помимо вязкости, поверхностного натяжения, числа Стокса и температуры изолируемой поверхности, очень важно учитывать еще время старта композиции и ее время гелеобразования.
Время старта - это время от начала перемешивания смеси компонентов до начала заметного увеличения объема массы, определяемого по изменению ее цвета (повеление) и образованию пузырьков.
Время гелеобразования - время от начала перемешивания до момента, когда из поднимающейся реакционной смеси при вытягивании ее стеклянной палочки можно получить нервущиеся нити (гели). Ясно, что если в моменты напыления композиции на изолируемую поверхность старт ее не произойдет, значит, будут образовываться подтеки, которые при позднем старте при вспенивании образуют выпуклости, поэтому аппарат должен быть сконструирован таким образом (или смесь компонентов А подбирать с таким количеством вспенивающихся агентов и эмульгаторов), чтобы время старта ППУ совпадало со временем начала напыления, т. е. т„ = гнап. Получение мелкодисперсной аэрозоли при распылении ППУ возможно только при наличии соответствующей скорости истечения его (обоих компонентов А и Б) в воздушную среду. В отличие от окрасочных аппаратов с пневмораспылением, где распыление лакокрасочных материалов производится форсункой с кольцевым каналом для воздуха, компоненты ППУ сначала предварительно перемешиваются в камере смешивания пистолета с помощью воздушной струи, расположенной под углом 30° относительно осевой и после чего распыливаются пистолетом через съемное сопло.