Список литературы
[1] Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.
[2] Кулик Ю.Г. Логистика процессов сборочно-сварочного производства в судостроении / материалы НТК, вып. 292, ч. 4 - Н. Новгород: ВГАВТ, 2000.
[3] Чудаков А.Д. Логистика: Учебник - М.: Изд. РДЛ, 2001.
[4] Кулик Ю.Г. Механизация и автоматизация судостроительно-судоремонтного производства. Моделирование и прогнозирование развития технологии. - Н. Новгород: ВГАВТ, 1996.
MACROLOGISTICS AND MICROLOGISTICS OF PRODUCTION PROCESSES IN SHIPBUILDING
Y.G.Kulik
The question of utilizying the methodology of logistics of production processes in shipbuilding has been considered. It is common practice to distinguish material and informational flows at two levels: in the system "Assembly and welding production" on the basis of modelling and prediction of technology development has been suggested.
УДК 629.12.001.2
Д.А. Данилин, аспирант, ВГАВТ.
Россия, 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова. 5.
К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ МИНИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ НАДВОДНОГО БОРТА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
Приведены рекомендации по усовершенствованию способа назначения минимального надводного борта судов внутреннего плавания.
Высота надводного борта, а следовательно, и полная высота борта играют роль в обеспечении не только требуемых грузоподьемности и грузовместимости, но и запаса плавучести и непотопляемости судна, его незаливаемости и незабрызгиваемости открытых палуб, мостиков и в конечном счете безопасности передвижения по палубе судовой команды. Важность величины надводного борта очевидна, так как во всех случаях, когда поврежденные корабли не тонули при поступлении внутрь их воды, они были обязаны только наличию достаточного надводного борта и, как следствие, достаточного запаса плавучести. При этом надводный борт играет роль в обеспечении общей прочности и остойчивости судна. Учитывая важность сохранения кораблем плавучести ,к ней предъявляются определенные требования, которые сводятся к тому, что корабль, неся на себе все положенные по роду службы грузы, должен плавать по определенную ватерлинию и иметь при этом некоторый запас плавучести, измеряемый его надводным непроницаемым объемом. В конечном итоге это сводится к нормированию минимальной высоты водонепроницаемого надводного борта корабля. Величина минимального надводного борта судов внутреннего плавания регламентируется Правилами Российского Речного Регистра[1]. Величина минимального надводного борта в соответствии с Правилами[1] назначается в зависимости от типа, класса и длины, которая учитывается только для судов закрытого типа. При назначении минимального надводного борта по Международной Конвенции используется иной подход[2]. Величина надводного борта в этом случае складывается из базого надводного борта и поправок, которые могут иметь как положительные значения, так
и отрицательные. Базовый надводный борт принимается в зависимости от типа судна и его длины. Задача определения минимального надводного борта сводится к тому, чтобы для рассматриваемого судна, для каждого случая повреждения, регламентируемого Правилами, обеспечить непотопляемость. Предельно допустимым надводным бортом при этом будет такой надводный борт, когда для самого неблагоприятного случая затопления равновесная ватерлиния будет касаться предельной линии погружения. Исходя из данных суждений и должна назначаться минимальная величина надводного борта. При этом суда имеющие корпуса отличающиеся только длинами будут иметь разную посадку. Вот почему, при назначении надводного борта по Правилам Речного Регистра для закрытых типов судов, учитывается не только район плавания и конструктивный тип, но и длина судна. Для судов открытого типа надводный борт назначается не зависимо от длины судна. Данное обстоятельство объясняется тем, что первоочередную роль для данного типа судов играет непопадание забортной воды в грузовые трюмы ввиду отсутствия закрытия соответствующего типа.
Однако, рассуждения, приведенные выше остаются справедливыми и в случае изменения ширины судна, а следовательно и ширины водонепроницаемых отсеков и других геометрических характеристик корпуса.
Поэтому предполагается в дальнейшем разработать программу получения минимальной высоты надводного борта, позволяющую более полно учесть геометрию корпуса судов. На базе полученных результатов по программе предполагается корректирование как существующего способа назначения минимального надводного борта[1], так и численных значений этой величины в случае отличия полученных результатов от действующих.
Величина минимального надводного борта, регламентируемая Правилами[1] назначается с учетом наличия на судне стандартных седловатости, или бака и юта. Если седловагость или размеры бака и юта отличаются от стандартных, то высота минимального надводного борта должна быть увеличена с учетом выполнения условий, регламентируемых Правилами. Чтобы проверить выполнение условий при проектировании судна без седловатости и без бака и юта необходимо разработать кроме основного теоретического чертежа, еще по крайней мере один чертеж со стандартными седловатостью или баком и ютом и выполнить по нему соответствующие расчеты. Такой подход во многих случаях практического проектирования не всегда возможно реализовать. Поэтому предполагается в дальнейшем разработать методику, позволяющую выработать конкретные практические рекомендации по увеличению высоты надводного борта в случае отсутствия у судна седловатости.
Список литературы
[1] Российский Речной Регистр, Т. 2. - М.: Марин инжиниринг сервис, 1995. - 329 с.
[2] Международная конвенция о грузовой марке. - М.: Рекламбюро. 1966. - 143 с.
THE QUESTIONS OF SUBSTANTIATE MINIMAL ABOVE-WATER BOARD OF INTERNAL FLOATING SHIPS
D.A. Danilin
Tins article deals with the problem of substantiate above-water board of ship internal floating.