ОЦЕНКАУМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Толкачева Е.В., Лиходед В.С., Дорошенко В.В. Запорожский национальный университет
Аннотация. В роботе показано, что умственная работоспособность детей младшего школьного возраста характеризуется четкой возрастной зависимостью и умственным утомлением более чем у 25% школьников. Умственное утомление ограничивает работоспособность, нарушает продуктивность труда и умственной деятельности, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и, прежде всего, нарушает процессы высшей нервной деятельности.
Ключевые слова: умственная работоспособность, младший школьный возраст, утомление.
Анотація. Толкачева Є.В., Лиходід В.С., Дорошенко В.В. Оцінка розумової працездатності у молодших школярів. У роботі показано, що розумова працездатність дітей молодшого шкільного віку характеризується чіткою віковою залежністю та розумовою перевтомою більш ніж у 25% школярів. Розумове стомлення обмежує працездатність, порушує продуктивність праці й розумової діяльності, несприятливо впливає на функціонування різних органів і, насамперед, порушує процеси вищої нервової діяльності.
Ключові слова: розумова працездатність, молодший шкільний вік, втома.
Annotation. Tolcacheva Н.У, Lihodid V.S., Doroshenco V.V. Estimation of mental capacity at junior schoolboys. It has been defined in the article that mental capacity of children of the junior school age is characterized by the mental overstain more when in 25 per cent of schoolchildren. The mental fatigue restricts work capacity, breaks productivity of transactionses and cerebration, unfavorablely influences functioning of various members and breaks processes of the higher nervous activity.
Key words: mental capacity, junior school age, overstain.
Введение.
Проблема умственного утомления в младшем школьном возрасте на сегодняшний день одна из самых сложно решаемых проблем. Это связано с
достижением максимального соответствия объема и сложности учебной информации функциональным возможностям школьников [1,2].
Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, аромасеанса, прогулки на свежем воздухе и т.п. Контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности. Особенно сенситивен к утомлению младший школьный возраст [3,4].
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета
Формулирование целей исследования.
Цель исследования - проанализировать динамику умственной работоспособности и умственного утомления у младших школьников.
Результаты исследования.
Всего было обследовано 142 школьников 612 лет, в том числе 79 мальчиков и 92 девочки. Оценка умственной работоспособности младших школьников производилась с помощью метода корректурных проб по Круцевич Т.Ю. [5].
Данные представленные в таблице 1 послужили критерием для нормирования умственной работоспособности на разных этапах ее тестирования (врабатывание, утомляемость, продуктивность) рис.1. Был определен уровень умственной работоспособности: низкий, средний и высокий. Для каждого ученика была выведена индивидуальная формула, где наличие трех баллов свидетельствует о накоплении утомления. Благодаря такому распределению мы перешли к индивидуальным параметрам, где учителю легко можно определить предпа-тологическое состояние.
Наиболее существенными критериями, ха-
кол-во
знаков
классы
Рис. 1 Динамика показателей УР у школьников (1 - врабатываемость, Ео ; 2 - утомляемость, Е4 5 3 - продуктивность, Е0).
Нормирование показателей УР у младших школьников Таблица 1
Класс Уровень УР
В рабатываемость Утомляемость Продуктивность
низкий средний Ы±0,67с высокий низкий средний Ы±0,67с высокий низкий средний Ы±0,67с высокий
1 < 69,3- 78,7 < < 59,1- 98,9 < < 70,4- 101,6 <
2 < 98,2- 107,8 < < 93,5- 128,5 < < 90,4- 137,6 <
3 < 108,6- 121,4 < < 101,0- 139,0 < < 104,1- 141,9 <
4 < 147,4- 164,6 < < 142,4- 201,6 < < 140,6- 203,4 <
Баллы 3 2 1 1 2 3 3 2 1
Распределение школьников по группам в зависимости от уровня УР (%) Таблица 2
Класс Уровень УР
Врабатываемость Утомляемость П эодуктивность
низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий
1 30,76 53,84 15,4 23,09 46,15 30,76 46,15 7,7 46,15
2 29,41 58,82 11,77 35,29 47,05 17,66 41,18 23,53 35,29
3 14,29 71,42 14,29 14,29 50,0 35,71 35,71 35,71 28,58
4 18,75 56,25 25,0 25,0 43,75 31,25 50,0 6,25 43,75
Всего 23,31 60,08 16,61 24,42 46,74 28,84 43,26 18,30 38,44
рактеризующими умственную работоспособность, является ее динамика (эффективность работы) и устойчивость внимания.
Данные представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что неблагоприятная динамика работоспособности прослеживается у 38,4% обследованных.
В возрастном аспекте наиболее неблагоприятные показатели отмечаются в 1-х классах. Затем прослеживается тенденция по благоприятному типу во 2-х и 3-х классах - 31,9%.
Более быстрое утомление первоклассников объясняется возрастными особенностями ВНД и трудностями адаптации к школе. Возбудительные процессы в коре головного мозга преобладают над тормозными у детей в этом возрасте, им трудно длительно сосредотачивать внимание, напрягать память, сохранять относительно неподвижное положение тела.
Динамика работоспособности, как известно, имеет несколько периодов. Сначала наблюдается постепенное повышение показателя, происходит как бы вхождение в деятельность, врабатывание. В целом у учащихся наблюдается хорошая врабатывае-мость (высокий и средний уровень) - 83,4%. Наилучший показатель у учащихся 1-х классов, это связано, по нашему мнению, с высокой мотивацией превоклассников быть «первым».
Период врабатывания сменяется устойчивым периодом и затем периодом компенсаторной перестройки (утомляемость), когда появляются первые признаки утомления в виде снижения внимания, нарастания числа отвлечений, снижение темпа и т. д.
В целом, среди общего числа обследованных, по каждой параллели классов и в отдельности, отмечается преобладание средней степени умственного утомления. Самые высокие показатели умственного утомления отмечаются у учащихся вторых классов - 35,3%. По-видимому, это связано с накоплением утомления в результате нарастания учебной нагрузки, введением новых предметов.
Как известно, работоспособность, как и другие показатели функционального состояния центральной нервной системы школьников, находятся в тесной связи, прежде всего с состоянием здоровья, с режимом обучения, видов отдыха, его продолжительностью и условиями организации.
Умственное утомление ограничивает работоспособность, нарушает продуктивность труда и умственной деятельности, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и, прежде всего, нарушает процессы высшей нервной деятельности.
Выводы.
1. Умственная работоспособность детей младшего школьного возраста, характеризуется четкой возрастной зависимостью, в частности, у пятиклассников она в 2 раза выше, чем у первоклассников.
2. Анализ динамики умственной работоспособности позволил предположить состояние переутомления у 25% учащихся.
Перспективой дальнейших исследований мы видим изучение умственного утомления у младших школьников, а также поиски путей его коррекции.
Литература
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке /
Под ред. Д.В.Колесова. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
2. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. -М: Медицина, 1985. - 128 с.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 1б0 с.
4. Вадзюк С.Н., Шуган Т.Б. Розумова працездатність: методики дослідження, зміни та корекція / За ред. В.Г. Шевчука. - Тернопіль: Богдан, 2000.- 170с.
5. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1983. - 2б4 с.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРЫГУНОВ В ВОДУ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД НА ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Фаворитов В.Н., Машир В. А., Мельник Т.В., Демин А.Н., Варвинский В.Б. Запорожский национальный университет
Аннотация. В статье приводятся экспериментальные данные, демонстрирующие эффективность влияния комплексного метода психофизиологической коррекции прыгунов в воду в соревновательный и предсо-ревновательный период. Наблюдается улучшение ряда показателей их функционального состояния. Ключевые слова: психофизиологический метод коррекции, функциональное состояние, прыгуны в воду, программа «ШВСМ»
Анотація. Фаворитов В.М., Машин В.А., Мельник Т.В., Дьомін О.М., Барвінський В.Б. Оцінка ефективності методу психофізіологічної корекції функціонального стану стрибунів у воду в період змагань. В статті наводяться експериментальні дані, що демонструють ефективність впливу комплексного методу психофізіологічної корекції стрибунів у воду в період перед змаганнями та в період самих змагань. Спостерігається покращення ряду показників їх функціонального стану.
Ключові слова: психофізіологічний метод корекції, функціональний стан, стрибуни у воду, програма «ШВСМ».
Annotation. Favoritov V.N., Mashir V.A., Melnik T.V., Dyomin A.N., Varvinskiy V.B. The efficiency of the method of psychophysiological correction of jumper’s functional condition in competition period. The experimental data given in the article demonstrate the efficiency of the influence of the complex psychophysiological method on the state of the jumpers into the water during the competition and the precompetition period. There is the improvement of their functional condition.
Key words: psychophysiological method of correction, functional condition, jumpers into the water, computer program «SHVSM».
Введение.
Стрессовый фактор в современном спорте достиг высокого уровня, как в период подготовки спортсменов к ответственным стартам, так и момент самих стартов. Исследователями в области спорта проводится активный поиск средств, способствующих нивелированию этого фактора и повышению спортивных результатов. Дополнительная стимуля-
ция работоспособности фармакологическими препаратами не безвредна для здоровья и имеет свои пределы. Существует необходимость в поиске и раскрытии дополнительных сил организма, и личностных качеств у спортсменов, связанных с психофизиологическими резервами. Мобилизация психики в современном спорте являются, в некоторых случаях, единственным и эффективным методом успешности в период соревновательной деятельности.
В данной работе была предпринята попытка оценить эффективность использования предложенной комплексной методики психофизиологической коррекции на динамику функционального состояния спортсменов. Поэтому актуальность данного направления представляется насущной и необходимой, особенно, когда вопрос касается спорта высших достижений. Задекларированный патент на изобретение «Способ коррекции психофизиологического состояния человека» (19) иА (11) 68838 (13) А, 2004г.
Исследования проводились на базе лаборатории биохимии и фармакологии спорта ЗНУ с декабря 2005г. по июнь 2006г.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета
Формулирование целей работы.
Целью исследования была оценка эффективности воздействия специального комплекса тренировочных занятий по психофизиологической коррекции в соревновательном периоде на динамику показателей функционального состояния спортсменов.
В исследовании приняло участие 28 юношей и девушек в возрасте 14-18 лет, систематически занимающихся прыжками в воду и имеющих спортивные разряды. Спортсмены были разбиты на две группы: экспериментальную и контрольную по 14 человек в каждой.
В соответствии с целью и задачами исследования нами в начале и конце соревновательного сезона была проведена оценка функционального состояния спортсменов - контрольной группы и экспериментальной группы, с которыми проводился разработанный нами метод психофизиологической коррекции.
Метод психофизиологической коррекции содержит в себе дополнительный комплекс специализированных упражнений, который проводился три раза в неделю на протяжении всего экспериментального периода (пол года).
Целью данного комплекса являлось стимуляция внутреннего потенциала спортсменов, раскрытие психоэмоциональных способностей посредством выполнения специальных упражнений.
На первом этапе - Специализированный комплекс упражнений «суставная гимнастика» направленный на увеличение подвижности в суставах, включающий 24 специальных упражнения, с помощью которых возможно существенно улучшить их подвижность и эластичность. Одной из главных задач данного комплекса является высвобождение энергии сконцентрированной в суставах и ограничивающую