Научная статья на тему 'Оценка эффективности метода психофизиологической коррекции прыгунов в воду в соревновательный период на их функциональное состояние'

Оценка эффективности метода психофизиологической коррекции прыгунов в воду в соревновательный период на их функциональное состояние Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРЫГУНЫ В ВОДУ / ПРОГРАММА "ШВСМ" / ПСИХОФіЗіОЛОГіЧНИЙ МЕТОД КОРЕКЦії / ФУНКЦіОНАЛЬНИЙ СТАН / СТРИБУНИ У ВОДУ / ПРОГРАМА "ШВСМ" / COMPUTER PROGRAM "SHVSM" / PSYCHOPHYSIOLOGICAL METHOD OF CORRECTION / FUNCTIONAL CONDITION / JUMPERS INTO THE WATER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фаворитов В. Н., Машир В. А., Мельник Т. В., Демин А. Н., Варвинский В. Б.

В статье приводятся экспериментальные данные, демонстрирующие эффективность влияния комплексного метода психофизиологической коррекции прыгунов в воду в соревновательный и предсоревновательный период. Наблюдается улучшение ряда показателей их функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фаворитов В. Н., Машир В. А., Мельник Т. В., Демин А. Н., Варвинский В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of the method of psychophysiological correction of jumper's functional condition in competition period

The experimental data given in the article demonstrate the efficiency of the influence of the complex psychophysiological method on the state of the jumpers into the water during the competition and the precompetition period. There is the improvement of their functional condition.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности метода психофизиологической коррекции прыгунов в воду в соревновательный период на их функциональное состояние»

Под ред. Д.В.Колесова. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

2. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. -М: Медицина, 1985. - 128 с.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

4. Вадзюк С.Н., Шуган Т.Б. Розумова працездатність: методики дослідження, зміни та корекція / За ред. В.Г. Шевчука. - Тернопіль: Богдан, 2000.- 170с.

5. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1983. - 264 с.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРЫГУНОВ В ВОДУ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД НА ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Фаворитов В.Н., Машир В. А., Мельник Т.В., Демин А.Н., Варвинский В.Б. Запорожский национальный университет

Аннотация. В статье приводятся экспериментальные данные, демонстрирующие эффективность влияния комплексного метода психофизиологической коррекции прыгунов в воду в соревновательный и предсо-ревновательный период. Наблюдается улучшение ряда показателей их функционального состояния. Ключевые слова: психофизиологический метод коррекции, функциональное состояние, прыгуны в воду, программа «ШВСМ»

Анотація. Фаворитов В.М., Машин В.А., Мельник Т.В., Дьомін О.М., Барвінський В.Б. Оцінка ефективності методу психофізіологічної корекції функціонального стану стрибунів у воду в період змагань. В статті наводяться експериментальні дані, що демонструють ефективність впливу комплексного методу психофізіологічної корекції стрибунів у воду в період перед змаганнями та в період самих змагань. Спостерігається покращення ряду показників їх функціонального стану.

Ключові слова: психофізіологічний метод корекції, функціональний стан, стрибуни у воду, програма «ШВСМ».

Annotation. Favoritov V.N., Mashir V.A., Melnik T.V., Dyomin A.N., Varvinskiy V.B. The efficiency of the method of psychophysiological correction of jumper’s functional condition in competition period. The experimental data given in the article demonstrate the efficiency of the influence of the complex psychophysiological method on the state of the jumpers into the water during the competition and the precompetition period. There is the improvement of their functional condition.

Key words: psychophysiological method of correction, functional condition, jumpers into the water, computer program «SHVSM».

Введение.

Стрессовый фактор в современном спорте достиг высокого уровня, как в период подготовки спортсменов к ответственным стартам, так и момент самих стартов. Исследователями в области спорта проводится активный поиск средств, способствующих нивелированию этого фактора и повышению спортивных результатов. Дополнительная стимуля-

ция работоспособности фармакологическими препаратами не безвредна для здоровья и имеет свои пределы. Существует необходимость в поиске и раскрытии дополнительных сил организма, и личностных качеств у спортсменов, связанных с психофизиологическими резервами. Мобилизация психики в современном спорте являются, в некоторых случаях, единственным и эффективным методом успешности в период соревновательной деятельности.

В данной работе была предпринята попытка оценить эффективность использования предложенной комплексной методики психофизиологической коррекции на динамику функционального состояния спортсменов. Поэтому актуальность данного направления представляется насущной и необходимой, особенно, когда вопрос касается спорта высших достижений. Задекларированный патент на изобретение «Способ коррекции психофизиологического состояния человека» (19) иА (11) 68838 (13) А, 2004г.

Исследования проводились на базе лаборатории биохимии и фармакологии спорта ЗНУ с декабря 2005г. по июнь 2006г.

Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета

Формулирование целей работы.

Целью исследования была оценка эффективности воздействия специального комплекса тренировочных занятий по психофизиологической коррекции в соревновательном периоде на динамику показателей функционального состояния спортсменов.

В исследовании приняло участие 28 юношей и девушек в возрасте 14-18 лет, систематически занимающихся прыжками в воду и имеющих спортивные разряды. Спортсмены были разбиты на две груп -пы: экспериментальную и контрольную по 14 человек в каждой.

В соответствии с целью и задачами исследования нами в начале и конце соревновательного сезона была проведена оценка функционального состояния спортсменов - контрольной группы и экспериментальной группы, с которыми проводился разработанный нами метод психофизиологической коррекции.

Метод психофизиологической коррекции содержит в себе дополнительный комплекс специализированных упражнений, который проводился три раза в неделю на протяжении всего экспериментального периода (пол года).

Целью данного комплекса являлось стимуляция внутреннего потенциала спортсменов, раскрытие психоэмоциональных способностей посредством выполнения специальных упражнений.

На первом этапе - Специализированный ком -плекс упражнений «суставная гимнастика» направленный на увеличение подвижности в суставах, включающий 24 специальных упражнения, с помощью которых возможно существенно улучшить их подвижность и эластичность. Одной из главных задач данного комплекса является высвобождение энергии сконцентрированной в суставах и ограничивающую

их подвижность. Специальные упражнения, направлены на высвобождение застоявшейся в суставах энергию, тем самым, уменьшая болевой синдром и предоставляя возможность достигнуть более высокой функциональной лабильности суставах.

Второй этап - комплекс упражнений «Лук», направлен на набор энергии в суставы, для их укрепления. Спецкомплекс упражнений состоит из четырех основных направлений, основанных на принципе достижения максимального напряжения и последующего расслабления. Упражнения взаимосвязаны между собой, выполняются последовательно и непрерывно одно за другим.

Третий этап - Специализированный комплекс упражнений из восточной системы «Цигун», адаптированный для спортсменов. Данный комплекс способствует повышению энергетического потенциала у спортсменов, комплекс направлен на очищение и наполнение энергетических каналов, меридианов положительной энергией. Базовым упражнением данного комплекса является «Дерево»;

Данные упражнения способствуют уплотнению энергетического поля, что способствует повышению энергетической защиты. Предусматривается обучение специальным упражнениям, помогающим спортсмену войти в состояние «боевой готовности», это также помогает избавиться спортсменам от состояния «предстартовой лихорадки», довольно часто мешающей в период ответственных соревнований.

Четвертый этап включает обучение специальным дыхательным техникам через центры, в данном случае проводится дополнительная проработка энергетических каналов, меридианов. Большинство спортсменов не умеют правильно дышать, задействовать максимально свой объем легких, грамотно задействовать свой энергетический потенциал. В данном комплексе основной задачей является, используя дыхание, научиться управлять своим энергетическим состоянием, уметь восстанавливать за более короткий срок свое энергетическое и функциональное состояние [1].

С помощью дыхания и упражнений из комплекса «Цигун», в конце тренировки производится распределение энергии, что способствует гармонизации общего функционального состояния, повышению жизненного тонуса.

Пятый этап включает в себя психоэнергетическую работу, направленную на гармонизацию психофизиологического состояния, повышение жизненного тонуса. На этом этапе используются такие психотехники, как медитативный аутотренинг, релаксация. Работа на этом этапе направлена на устранение психических блоков, снятие напряжения, устранение ошибок, приведших впоследствии к всевозможным нарушениям. Это один из самых важных этапов тренинга особенно для спортсменов, находящихся в состоянии аффекта, внутреннего конфликта, стресса, нежелания тренироваться [2, 3, 4].

В начале и конце эксперимента оценка функционального состояния спортсменов и их уровня

функциональной подготовленности производилась с использованием компьютерной программе «ШВСМ» [5, 6, 7]. Компьютерная программа «комплексная экспресс-оценка функционального состояния и функциональной подготовленности организма - ШВСМ» разработана коллективом авторов национального медицинского университета им. А-.А. Богомольца (г. Киев) и факультета физического воспитания ЗНУ (авторы: д.м.н., профессор Шаповалова В. А., д.б.н., профессор Маликов Н.В., к.п.н., доцент Сватьев А.В.).

Основу настоящей программы составляют известные теоретические представления о характере изменения функционального состояния организма при выполнении физических нагрузок различной мощности, а также собственные результаты, полученные при многолетнем обследовании спортсменов высокого класса различной специализации и квалификации.

В соответствии с данной программой у обследуемого, после выполнения стандартного вело-эргометрического теста PWC170 автоматически определяются основные параметры его функциональной подготовленности. Расчет величин аPWC170 (кгм/ мин), оPWC170 (кгм/мин/кг), аМПК (л/мин) и оМПК (мл/мин/кг) производится по общеизвестным формулам. Определение значений алактатной мощности (АЛАКм, вт/кг), лактатной мощности (ЛАКм, вт/ кг), алактатной емкости (АЛАКе, %), лактатной емкости (ЛАКе, %), порога анаэробного обмена (ПАНО, %), частоты сердечных сокращений на уровне ПАНО (ЧССпано, уд/мин) и общей метаболической емкости (ОМЕ, а.е.) проводится в соответствии с формулами, разработанными авторами программы «ШВСМ». На основе анализа всех полученных данных, с учетом пола, возраста, антропометрических данных обследуемого, делается вывод об уровне функциональной подготовленности испытуемого (УФП, баллы).

Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны стандартными методами математической статистики.

Результаты исследования.

На первом этапе исследования в начале соревновательного периода нами была проведена оценка уровня функциональной подготовленности двух групп прыгунов в воду 14-18 лет. В соответствии с данными, представленными в таблице 1, в начале эксперимента для спортсменов обоих групп были характерны средние значения большинства регистрируемых показателей, которые не имели достоверных отличий между собой. Группы были однородными, что и подтверждено средними данными роста, веса, однородностью по половому признаку.

Повторное обследование прыгунов в воду было проведено через 6 месяцев после начала эксперимента.

Как видно из результатов, представленных в таблице 2, исследования в экспериментальной группе прыгунов в воду был характерен выраженный

положительный рост показателей функционального состояния. Через полгода проведения сеансов по психофизиологической коррекции наблюдалось статистически достоверное улучшение практически всех функциональных параметров, использованных в исследовании.

Стоит отметить параметры характеризующие общую выносливость:

так, в конце эксперимента у прыгунов в воду был зарегистрирован статистически достоверный рост oPWC170 до 18,17±1,25 кгм/мин/кг (или на 21% по сравнению с началом проведенных нами измере-

Таблица 1 Показатели функционального состояния прыгунов в воду контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента (М±т).

№ п/п Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

1 аPWC170, кгм/мин 649,54±54,47 812,47±72,17

2 оPWC170, кгм/мин/кг 13,46±0,37 15,00±0,78

3 аМПК, л/мин 2498,99±119,83 2857,42±158,77

4 оМПК, л/мин/кг 53,53±1,28 53,63±1,70

5 АЛАКм, Вт/кг 4,99±0,12 4,93±0,27

6 АЛАКе, % 26,80±0,69 29,33±1,54

7 ЛАКм, Вт/кг 3,27±0,10 3,69±0,18

8 ЛАКе , % 19,84±0,59 22,25±1,05

9 ПАНО, % 60,87±2,12 55,07±1,59

10 ЧССпано, уд/мин 138,13±3,37 137,86±4,04

11 ОМЕ, у.е. 161,04±3,33 163,26±5,2

12 Общая выносливость 56,64±2,58 55,41±3,05

13 Скоростная выносливость 44,49±2,10 45,93±3,06

14 Скоростно-силовая выносливость 36,82±1,88 41,99±2,38

15 Эконом.энергообеспеч. организма 56,45±5,32 51,15±4,71

16 Резервные возможности организма 48,68±3,38 46,4±3,25

17 УФП (баллы) 48,61±2,50 48,6±2,98

Таблица 2 Показатели функционального состояния прыгунов в воду контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (М±т).

№ п/п Показатели и Контрольная группа % изменения Экспериментальная группа % изменения

1 аPWC170, кгм/мин 664,70±43,58 +10 1051,81±114,4* +29

2 оPWC170, кгм/мин 13,69±0,41 +2 18,17± 1,25 * +21

3 аМПК, л/мин 2532,35±95,89 +1 3383,9±253* +24

4 оМПК, л/мин/кг 53,18±1,48 -1 59,36±2,33* +11

5 АЛАКм, Вт/кг 4,53±0,12 -9 6,01±0,21* +22

6 АЛАКе, % 27,04±0,68 0 35,54±2,55* +21

7 ЛАКм, Вт/кг 3, 35±0,11 +2 4,45±0,29* +21

8 ЛАК, % 20,32±06 +3 26,6±1,63* +19

9 ПАНО, % 59,31±1,79 -3 60,52±1,64* +9

10 ЧССпано, уд/мин 136,64±3,52 -1 151,73±4,77* +10

11 ОМЕ, у.е. 159,85±3,68 -1 182±7,88* +12

12 Общ. вынослив. 56,44±3,11 0 69,69±3,29* +26

13 Скоростная выносливость 45,01±2,49 +1 63,11±4,17* +37

14 Скоростно-силовая выносливость 38,4±1,96 +4 55,12±3,55* +32

15 Экономичн.энергообеспеч. орган. 53,73±5,24 -5 64,4±5,25* +26

16 Резерв. возможности организма 47,55±3,67 -2 60,74±4,36* +31

17 УФП (баллы) 48,3±2,95 -1 62,82±3,93* +29

Примечание: * - р< 0,05 в сравнении с началом эксперимента

ний). Показатели оМПК (до 59,36±2,33 мл/мин/кг или на 11 %), АЛАКм (до 6,01±0,21 вт/кг или на 22 %), АЛАКе (до 35,54±2,55 % или на 21 %), ЛАКм (до 4,45±0,29вт/кг или на 21 %), ПАНО (до 60,52±1,64% или на 9%), чссПАНО (до 151,73±4,77 уд/мин или на 10 %) и ОМЕ (до 182±7,88у.е., или на 12 %).

В контрольной группе на конец эксперимента не наблюдалось достоверных изменений параметров функционального состояния по отношению к началу исследования.

Выводы.

Приведенные данные позволили констатировать, что предложенный прыгунам в воду, в подготовительном и соревновательном периоде комплексный метод психофизиологической коррекции способствовал оптимизации их функциональной подготовленности, развитию всех ее составляющих компонентов.

Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о существенном улучшении экспериментальной группы функциональной подготовленности команды по прыжкам в воду.

Очевидно, что наиболее информативными показателями изменения уровня функциональной подготовленности организма являются параметры, характеризующие общую, скоростно-силовую выносливость организма и его общий энергетический потенциал. Кроме этого, полученные экспериментальные материалы позволили констатировать достаточную информативность использованной в работе компьютерной программы «ШВСМ» и возможность ее практического использования при проведении обследований спортсменов с целью мониторинга их функциональной подготовленности и корректировки учебно-тренировочного процесса.

Дальнейшие перспективы исследования заключаются в изучении особенностей эффективности метода психофизиологической коррекции применяемой к спортсменам других видов спорта и различных возрастных групп.

Литература

1. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология. - К.: Здоров’я, 1998. - 248 с.

2. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская литература, 1998.- 335 с.

3. Лобзин р.Ф., Решетников М.М. Аутогенная тренировка.- Ленинград: Медицина,1986.-279с.

4. Гиссен Л.Д. Время стрессов.- М.: Физкультура и спорт,1990.-192 с.

5. Шаповалова В. А.,. Маликов Н.В., Сватьев А.В. Компьютерная программа комплексной оценки функционального состояния и функциональной подготовленности организма - «ШВСМ». - Запорожье, 2003. - 75 с.

6. Сватьєв А.В., Маліков М.В. Функціональна діагностика у фізичному вихованні і спорті: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. - Запоріжжя: ЗДУ, 2004. - 195 с.

7. Баевский Р.М. Состояние и перспективы развития проблемы прогнозирования адаптивных возможностей здорового человека // Проблемы оценки функционального состояния в прикладной физиологии / Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. - Фрунзе, 1988. - С. 16-18.

Поступила в редакцию 04.05.2007г.

КОРЕКЦІЯ ВЗАЄМОД ІЇ ДІТЕЙ З ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЮ НЕДОСТАТНІСТЮ ЗАСОБАМИ АДАПТИВНОЇ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ

Фесик Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запорізький національний університет

Анотація. У статті розкриваються особливості поведінки дітей із затримкою психічного розвитку, розумовою відсталістю в ступені дебільності та однолітків, що нормально розвиваються, на заняттях адаптивною фізичною культурою. Модель занять адаптивною фізичною культурою дозволила нівелювати регуляцію поведінки, особливо у дітей з

інтелектуальною недостатністю. На підставі отриманих даних розроблені психолого-педагогічні реко -мендації із формування моральної поведінки дітей засобами адаптивної фізичної культури.

Ключові слова: поведінка, корекція, затримка психічного розвитку, інтелектуальна недостатність, адаптивна фізична культура.

Аннотация. Фесик Д.А. Коррекция взаимодействия детей с интеллектуальной недостаточностью средствами адаптивной физической культуры. В статье раскрываются особенности поведения детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью в степени дебильности и сверстников, развивающихся нормально, на занятиях адаптивной физической культурой. Модель занятий адаптивной физической культурой позволила нивелировать регуляцию поведения, особенно у детей с интеллектуальной недостаточностью. На основании полученных данных разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию морального поведения детей средствами адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: поведение, коррекция, задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность, адаптивная физическая культура.

Annotation. Fesik D.A. Correction of co-operation of children with intellectual insufficiency by facilities of adaptive physical culture. In the article the features of conduct of children open up time-lagged psychical development, by a mental backwardness in the degree of mental retardation and coevals developing it is normal, on employments by an adaptive physical culture. The model of occupations by adaptive physical training has allowed to run a level a regulation of behaviour at children with intellectual failure. On the establishment of the obtained data psychologic pedagogical references on shaping moral behaviour of children by tools of adaptive physical training designed.

Keywords: conduct, correction, delay of psychical development, intellectual insufficiency, adaptive physical culture.

Вступ.

Із усіх порушень здоров’я людини розумова відсталість є найпоширенішою. У світі нараховується більше 300 млн. людей із розумовою відсталістю

Фахівці, які займаються вивченням даної категорії дітей, визначають розумову відсталість не як хворобу, а як стан психічного недорозвитку, який характеризується різноманітними ознаками як у клінічній картині, так і в комплексному виявленні фізичних, психічних, інтелектуальних, емоційних якостей (М. С. Певзнер [1], В.І.Чуковський [2]). У зв’язку з цим необхідність дотримуватися моральних норм поведінки є однією із найбільш складних проблем у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.