Научная статья на тему 'Оценка удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в урологическом отделении стационара'

Оценка удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в урологическом отделении стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
287
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUALITY OF MEDICAL CARE / SATISFACTION OF THE POPULATION / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гадаборшев Магомет Исмаилович

В статье представлены результаты исследования, проведенного в форме анкетирования, целью которого является оценка удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PEOPLE SATISFACTION OF MEDICAL CARE QUALITY AT HOSPITAL UROLOGICAL DEPARTMENT

Results of the research conducted in the form of questioning which purpose is the assessment of people satisfaction on quality of rendered medical care are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Оценка удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в урологическом отделении стационара»

№ 4 - 2013 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 616.6:615.859]:616-082

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УРОЛОГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

СТАЦИОНАРА

М. И. Гадаборшев

ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С. В. Очаповского» Минздрава Краснодарского края (г. Краснодар)

В статье представлены результаты исследования, проведенного в форме анкетирования, целью которого является оценка удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, удовлетворенность населения,

анкетирование.

Гадаборшев Магомет Исмаилович — кандидат медицинских наук, врач-уролог ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С. В. Очаповского» Департамента здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар, e-mail: kajfman@mail.ru

Современная концепция развития отечественного здравоохранения предполагает создание системы оказания медицинской помощи, способной выдержать конкуренцию со здравоохранением развитых европейских стран. Первостепенная роль в становлении конкурентоспособного российского здравоохранения, ориентированного на лучшую мировую практику, принадлежит сектору государственного управления, который по средствам использования различных регуляторов приведет его к желаемому состоянию. Целевыми ориентирами являются высококвалифицированный медицинский персонал; инновационные методы диагностики, лечение и профилактика заболеваний, основанные на последних достижениях мировой науки и техники; снижение показателей заболеваемости, смертности и инвалидизации населения нашей страны. Достижение обозначенных целевых ориентиров возможно, в первую очередь, путем повышения доступности и качества медицинской помощи.

В Законе Краснодарского края от 11.12.2012 № 2613 — КЗ «О Территориальной

программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» определены целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий. Одним

из критериев является удовлетворенность населения медицинской помощью, уровень которой определяется с помощью анкетирования. Так, целевое значение на 2013 год составляет 43,5 % (% к числу опрошенных), на 2014 год — 46,0 %, а 2015 год — 46,5 %.

Само понятие в данном нормативном документе не раскрывается. По нашему мнению, удовлетворенность населения медицинской помощью складывается из многих составляющих.

В урологическом отделении краевой клинической больницы (г. Краснодар) было проведено анкетирование среди пациентов с целью выявления их удовлетворенности оказываемой медицинской помощью. Всего за период с 2012 по 2013 год было опрошено порядка 450-ти человек. Вопросы, предлагаемые в анкете, можно разбить по следующим группам:

1. отношение медицинского персонала к пациентам;

2. уровень профессиональной подготовки медицинского персонала урологического отделения;

3. уровень организации деятельности урологической службы в стационаре;

4. уровень оказываемых медицинских услуг и лекарственного обеспечения.

Представим данные анкетирования, отражающие степень удовлетворенности пациентов качеством оказываемых медицинских услуг:

1. Результаты оценки отношения медицинского персонала к пациентам

урологического отделения выглядят следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Оценка отношения медицинского персонала к пациентам урологического

отделения (%)

Подавляющее большинство пациентов положительно оценивают отношение как врачебного, так и младшего медицинского персонала. Нарекание вызывает, прежде всего, поведение медицинских сестер, отметили 22 % опрошенных. Отмечается их невнимательность и безучастность.

2. Результаты оценки профессиональной подготовки медицинского персонала урологического отделения представлены на рис. 2.

100 80 -60 -40 20 0

85

13 14 2 | 23

Хорошее

Среднее

Плохое

□ Уровень профессиональной подготовки врачебного персонала

■ Ур овень пр о ф е с сионапьной п о дг о т о б ки мп адш его медицинского персонала

Рис. 2. Оценка профессиональной подготовки медицинского персонала урологического отделения (%)

Анкетирование выявило достаточно высокую оценку профессионального уровня медицинского персонала урологического отделения, который проводит сложнейшие, порой уникальные, операции, в том числе и в области онкоурологии. Только 2 % опрошенных остались недовольны уровнем врачебного персонала. Это очень хороший показатель, свидетельствующий о тщательном отборе сотрудников в стационар.

3. Результаты оценки уровня организации деятельности урологической службы в стационаре:

3.1. Оценка условий нахождения в урологическом отделении стационара (наличие удобств в палате, чистота белья, регулярность санитарной обработки и др.) представлена на рис. 3.

10

□ Хорошие ■ Средние

□ Плохие

Рис. 3. Оценка условий нахождения в урологическом отделении стационара (%)

3.2. Оценка режима нахождения в урологическом отделении стационара (порядок посещения пациентов родственниками и знакомыми и др.) представлена на рис. 4.

12%

Рис. 4. Оценка режима нахождения в урологическом отделении стационара

3.3. Оценка качества питания в урологическом отделении стационара представлена на рис. 5.

Рис. 5. Оценка качества питания в урологическом отделении стационара

3.4. Оценка организации выписки и оформления медицинской документации в урологическом отделении стационара представлена на рис. 6.

Рис. 6. Оценка организации выписки и оформления медицинской документации в урологическом отделении стационара

Большая часть пациентов, принявших участие в анкетировании, довольны уровнем организации деятельности урологического отделения. Однако были высказаны пожелания по смягчению режима нахождения в стационаре и посещения больных родственниками и знакомыми.

4. Результаты оценки уровня оказываемых медицинских услуг и лекарственного обеспечения:

4.1. Оценка организации лечебно-диагностических мероприятий в ходе предоперационной подготовки (УЗИ, ЭКГ, компьютерная томография и др.) со смежными отделениями представлена на рис. 7.

Рис. 7. Оценка организации лечебно-диагностических мероприятий в ходе предоперационной подготовки со смежными отделениями

4.2. Оценка профессионального уровня лечебных процедур в урологическом отделении стационара представлена на рис. 8.

11% ~--Гу 1 |

□ Средний уровень

------ -----83% □ Н ИЗ КИИ уровень

Рис. 8. Оценка профессионального уровня лечебных процедур в урологическом

отделении стационара

4.3. Оценка лекарственно-инструментального обеспечения в урологическом отделении стационара представлена на рис. 9.

Рис. 9. Оценка лекарственно-инструментального обеспечения в урологическом

отделении стационара

Данный блок вопросов анкетирования, касающийся оценки уровня оказываемых медицинских услуг и лекарственного обеспечения в урологическом отделении, является наиболее показательным. Результаты опроса дали очень высокую оценку пациентами всех проводимых лечебно-диагностических мероприятий. Особо было отмечено лекарственное обеспечение в стационаре.

Результаты анкетирования, безусловно, отражают степень удовлетворенности пациентов деятельностью конкретного стационара, который является краевым. Целевые ориентиры, обозначенные в Законе Краснодарского края № 2613-КЗ от 11.12.2012, выполнены. Однако подобное положение дел далеко не во всех медицинских учреждениях края. Тем не менее, подобный мониторинг должен проводиться регулярно с целью выявления «слабых мест» и принятия своевременных управленческих решений.

Список литературы

1. Закон Краснодарского края от 11.12.2012 № 2613-КЗ «О Территориальной

программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (принят ЗС КК 28.11.2012) [КонсультантПлюс]

ASSESSMENT OF PEOPLE SATISFACTION OF MEDICAL CARE QUALITY AT HOSPITAL UROLOGICAL DEPARTMENT

M. I. Gadaborshev

SBHE «Regional clinical hospital № 1 n.a. professor S. V. Ochapovsky» Board of Health

of Krasnodar Krai (Krasnodar c.)

Results of the research conducted in the form of questioning which purpose is the assessment of people satisfaction on quality of rendered medical care are presented in the article.

Keywords: quality of medical care, satisfaction of the population, questioning.

About authors:

Gadaborshev Magomet Ismailovich — candidate of medical sciences, assistant professor, urologist at SBHE «Regional clinical hospital № 1 n. a. professor S. V. Ochapovsky» Board of Health of Krasnodar Krai, e-mail: kaifman@mail.ru

List of the Literature:

1. The law of Krasnodar Krai of 11.12.2012 № 2613-KZ «About the Territorial program of the state guarantees of free medical care to citizens of Krasnodar Krai for 2013 and for the planned period 2014 and 2015» (accepted at HA KK 28.11.2012) [ConsultantPlus]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.