Evaluation of educational achievements, and written work of students at training to the native language ^okosheva B.
Оценка учебных достижений и письменных работ учащихся при обучении родному языку Чокошева Б. С.
Чокошева Бурулкан Сапаровна / ^okosheva Burulkan - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики и психологии, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: общеизвестно, что в современном обществе система оценки учебных достижений учащихся является не только мерой измерения успехов и достижений, также она является эффективным инструментом повышения качества образования. Система оценки превращается в эффективный механизм повышения качества образования, который соответствует целям и задачам процесса образования.
Abstract: it is well known that in modern society, system of evaluation of students' achievements is not only a measure of success and achievement, as it is an effective tool for improving the quality of education. The evaluation system is transformed into an effective mechanism for improving the quality of education that meets the goals and objectives of the educational process.
Ключевые слова: оценивание учебных достижений учащихся, формативное оценивание, обратная связь, устные и письменные комментарии, оценивание самого себя, оценивание друг друга, оценивание по портфолио.
Keywords: evaluation of educational achievements of students, formative evaluation, feedback, verbal and written comments, evaluation itself, evaluating each other's assessment of the Portfolio.
Общеизвестно, что в современном обществе система оценки учебных достижений учащихся является не только мерой измерения успехов и достижений, также она является эффективным инструментом повышения качества образования. Система оценки превращается в эффективный механизм повышения качества образования, который соответствует целям и задачам процесса образования. Оценка должна быть направленной на определение необходимых компетенций при жизни учащегося и реализации его целей, это позволяет вести наблюдение на уровне личных достижений учащихся, и создает предпосылки для улучшения качества образования.
Об этом провели исследования такие ученые как Ш. Амонашвили, Ю. В. Романов, Р. Ганзалис, А. Буркитова, О. Дудкина и др. В своем исследовании под названием «Формативное оценивание, проводимое в начальной школе» учёные А. Буркитова и О. Дудкина отмечают так: «Основным принципом педагогического мероприятия является оказание поддержки для развития учащихся. Обучения и развитие ребенка подвергается постоянным процессам изменения. Особую значимость имеют самостоятельность ребенка по контролю -оценке для достижения самостоятельности, инициативности и ответственности при обучении учащегося в начальной школе, другими словами, самостоятельный контроль и навыки давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, а также определение причин возникновения трудностей по время обучения. Данные навыки можно сформировать только через систематизированное использование оценки на каждодневной практике» [1; 7].
Для оценивания учебных достижений учащихся учителю начальных классов необходимо выполнить нижеследующие действия:
• создает позитивную обратную связь (давать устные и письменные комментарии выполненной работе учащегося), помогает сравнивать учащемуся его прошлые и нынешние результаты, дает устную оценку развитию познавательного процесса учащегося, его стремлениям и его компетентности как результатам обучения;
• проводится наблюдение за прогрессом в достижениях учащегося, его развития как личности и в конце каждого учебного года дает свою оценку;
• применяет различные формы и способы оценки, в том числе оценивание самого себя, оценивание друг друга, применяет средства качественной оценки (портфолио учащегося, самонаблюдение, карта развития и т. д.);
• для совместного решения вопроса дает информацию о прогрессе учащегося и о его недостатках родителям;
• подготавливает со второго класса каждые последующие годы табель достижений, в котором будут выставлены его оценки, и сопровождающую его письменную форму.
При усвоении кыргызского языка в начальной школе, учащийся должен:
• углубленно усвоить учебный материал, его факты;
• пересказать учебный материал;
• учиться делать выводы через наблюдения, сравнения, обобщения, отождествления;
• суметь составлять самостоятельный текст с правильным планированием своих мыслей;
• грамотно использовать языковые явления, факты в своей устной и письменной речи;
• владеть навыками разговора, беседы, при различных жизненных ситуациях;
• должен достигнуть уровня использования методов культуры речи, ораторства, и уметь использовать их в своей жизни [3; 75].
На уроках кыргызского языка для начальных школ учитель обязан знать нижеследующие пути проверки для оценивания знаний учащихся:
• 1. Устный: устный опрос, устные контрольные работы, создание диалогов, разговор, беседа.
• 2. Опрос письменного вида: диктант, виды сочинений, изложений, эссе.
• 3. Практические работы: практические работы, составление текстов по видам речи и стилям, создание монолога, диалога, полилога, грамматические, стилистические разборы, стилистические эксперименты и т.д.
На уроках кыргызского языка для оценивания речевых, языковых компетентностей во многом используются практические работы, портфолио и дается оценка выполненной работе учащегося.
При всех видах оценки, особенно в формативном оценивании для организации оценки работ учащихся применяются специально отработанные критерии. Критерий - это знак, основывающий оценивания, определение чего -то и классификации его, мера оценивания. Оценивание с применением критериев создает условия для всеобщей открытости.
Критерии создают предпосылки для справедливого проведения оценивания. Основой разработки критериев оценки достижений учащихся являются учебные цели.
Критерии разрабатываются совместно с учениками либо с учителем. При разработке их вместе с учащимися у них увеличивается ответственность при достижении успехов, учатся быть самостоятельными.
При разработке критериев оценивания необходимо учитывать не только цели уроков, но и его содержательное строение.
_Критерии оценки на уроках кыргызского языка в начальных классах
• знание слова и его звукового строения;
• понимание отличия слова и словосочетания;
• точное, удобное использование в речи различных лексических значений слова, фразеологизмов;
• правильное применение видов предложения при составлении текста;
• самостоятельное составление текстов по разным видам и стилям речи при различных жизненных ситуациях;
• умение писать сочинения, изложения, видов эссе;
• усвоение примеров устной и письменной речи;
• овладение способами культуры речи._
Оценивание через тестирование - проводится с целью проверки понимания и знания содержания предмета учащимися. Тесты используются при формативном и суммативном оцениваниях. Результаты тестирования помогают учащимся усвоить ту или иную тему, считающуюся сложной для ученика. Из-за того что тест является только одной из форм оценивания, применяется в сочетании с другими методами:
• тест, при котором выбирают из готовых ответов только один;
• тест, при котором выбирают несколько ответов из готовых ответов;
• тест, при котором находят связь между предложенными ответами;
• тест с «правильным» и «неправильным» ответом;
• тест без ответов, вопросы и ответы.
Применение вопросов и ответов - это удобный способ проверки, на каком уровне учащиеся усвоили пройденный материал. Для оценивания усвоения грамматических материалов за четверть или за год учащимися можно будет применять тестовые задания.
При оценивании портфолио учителю создаются предпосылки для широкого наблюдения за учебным процессом, развития самостоятельной творческой работы учащегося и оценивания своих достижений самим ребенком. Критерии оценивания портфолио:
• осознание - способность к мышлению и творчеству;
• развитие согласно целям, показателям учебного плана;
• понимание основных процессов и умение их применять;
• соответствие портфолио требованиям;
• разнообразие письменных работ.
За учебный год учитель и ученик должны тесно сотрудничать и выбирать значимые работы, необходимые для включения в портфолио. А также они могут совместно проработать применяемые при оценивании портфолио очки и оценки.
На уроке кыргызского языка при оценивании работы учащихся в группе оцениваются не только успехи работы группы, но и то, как этот успех был достигнут. Это означает полное оценивание и результатов работы, и сам процесс деятельности. Так как при работе в группе у учащихся формируются ряд умений и навыков учащихся. Здесь осуществляются и формативное оценивание, и обратная связь. Есть несколько путей оценивания работы в группе. Например:
• учитель оценивает работу каждой группы;
• оценивает работы некоторых учащихся;
• оценивание самого себя, оценивание друг друга;
• работу группы оценивают учитель и учащиеся совместно;
Обязанности учителя при работе в группе:
• привести в соответствие цели работы в группе и изучаемой темы;
• определение критериев оценивания задания: давать оценку рабочему процессу в группе, и оценка работы группы;
• объявить тех, кто будет оценивать: 1) учитель; 2) учащиеся и учитель совместно; 3) учащиеся; 4) специальная группа жюри;
• определение сроков и форм выполнения работы в группе: создана ли группа для выполнения задания на не более чем одно занятие или на долгий срок;
• ознакомить с принципами оценивания:
- обязательное оценивание личного вклада учащегося при работе в группе;
- оценивание работы всей группы по принципу «один за всех, все за одного».
Литература
1. Буркитова А., Дудкина О. «Формативное оценивание, проводимое в начальной школе». Б., 2010.
2. Программы для начальных классов. Б., 2011.
3. Чокошева Б. С. Кыргызский язык. 4 класс. Методическое пособие для учителей. Б., 2015.
Speech development with young disabled children within their family
background Zakharova O.
Развитие речи у детей с ОВЗ раннего возраста в семье Захарова О. В.
Захарова Ольга Викторовна / Zakharova Olga - учитель-дефектолог, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Зарайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Зарайск
Аннотация: целевой аудиторией данной статьи являются родители детей с ОВЗ раннего возраста, статья может быть также интересна педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В статье предлагаются простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста, которые также способствуют коррекции и предупреждению неправильного произношения звуков. Abstract: target audience of this article is parents with young disabled children; this article may also interest teachers working with such children. In our article we suggest simple games and drills to stimulate young children's speech development which also help to correct and prevent improper sound pronunciation.
Ключевые слова: родители, дети с ОВЗ, ранний возраст, речевое развитие, игры. Keywords: parents, young disabled children, speech development, games.
В нашей стране практически отсутствует система ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ. Исключение составляют частные центры, цена услуг в которых достаточна высока и неприемлема для многих семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Государственные же реабилитационные центры принимают детей только с трехлетнего возраста. Таким образом, помощь детям с ОВЗ до трех лет сводится к медицинскому сопровождению семей, но наличие хорошего физического ухода - это далеко не все, что требуется малышу, он нуждается в регулярных коррекционно-развивающих занятиях. И многое, если не все, на данном этапе развития ребенка зависит от самих родителей. Родители - лучшие учителя для своих детей, потому что они знают и любят их гораздо больше, чем кто-то еще. В